Автор Тема: Б.В.Асафьев (1884-1949) - гений музыковедения  (Прочитано 29648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Б.В.Асафьев - гений музыковедения
« Ответ #25 : Август 20, 2009, 19:07:35 »
Жаль, что не только полный текст воспоминаний, но даже и многие интересные работы Асафьева, посвящённые русской романтике, не опубликованы. Например, я бы с удовольствием прочитал его работу о "Временах года" Чайковского - в списке неопубликованных работ от 50-х годов указано, что в ней десятки страниц, т.е. она должна быть довольно объёмистой. Я даже догадываюсь, о чём он там рассказал, но интересно, в каких словах и что конкретно сказано - такие его работы читаются подобно лучшим рассказам русских писателей с зарисовками жизни русской природы, пейзажей и смены времён года. Если кто-то видел эту его работу опубликованной отдельно или в каком-либо сборнике после 50-х годов, прошу сообщить.
Кое-что было опубликовано в журналах и периодической печати, но не было переиздано в виде книг.
Что касается воспоминаний, то опубликованы отдельные главы его незаконченной книги "Мысли и думы" - опубликованные главы я читал, а вот всё то, что лежит под спудом, по сей день ожидает издания.
Вообще говоря, в наш век "электроники и информатики" меня вполне удовлетворила бы цифровая копия его рукописей и машинописных материалов, но для этого их нужно, как минимум, отсканировать. И я не понимаю, что мешает это сделать, кроме незаинтересованности и лени. Не предлагать же им мои личные услуги по сканированию, чёрт побери.
Я считаю, что работы Асафьева представляют собой уникальное собрание аналитических материалов о "золотом" и "серебряном" веке русской музыки, причём, Асафьев был современником "серебряного века" и одним из деятельных его участников, поэтому делать достоянием общественности надо ВСЕ его материалы.
Насколько я понимаю, 5-томник 50-х годов, в котором печатались труды Асафьева, был по каким-то причинам сокращён и проект этот был свёрнут, в результате чего туда не попали многие ключевые его работы, доизданные чуть позже в виде отдельных книг, но даже и с таким дополнением собрание его трудов не может считаться "полным". Как я говорил, в этом 5-томнике размещён полный список работ Асафьева, в т.ч. и (на тот момент) не опубликованных, но, как я убедился по просмотре его, многое так и не было издано и лежит где-то в архивах - по-видимому, в музее Глинки, отчасти в музее Чайковского в Клину и т.п.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Б.В.Асафьев - гений музыковедения
« Ответ #26 : Сентябрь 19, 2009, 13:09:50 »
В интернет-переписке на другом ресурсе вот что я прочёл:

Цитата: цитата
Осн. целью оной "науки" было создание ДИССЕРТАЦИЙ!!! и др. мало кому нужных (кроме профессионалов) работ.Осн. целью оной "науки" было создание ДИССЕРТАЦИЙ!!! и др. мало кому нужных (кроме профессионалов) работ.
И Вы знаете, честно говоря, мне как-то даже не очень жалко, что сегодня время подобной "науки", ориентированной "сама на себя" и непонятной для любителей - прошло.

В скобочках хочу заметить, поскольку поток об Асафьеве: работы БВА и его "диссертации", - в частности, его книги о русской музыке, его монументальная (при всей её импровизационности) работа "Музыкальная форма как процесс" и его вдохновенные мемуары, которые ныне читаются как художественные романы о музыке и музыкантах, - как раз и не являются "келейными" и нужны далеко не одним лишь профессионалам, пишущим свои диссертации ! Кстати, если уж о том зашла речь, многие музыкальные диссертации советских времён ныне читаются как великолепная художественная проза и не утратили своего значения и по сей день.
Более того, можно лишь порадоваться тому, что необходимость получения учёной степени в области искусств требовала оформления соответствующих достижений в виде диссертаций, иначе от той эпохи у нас не сохранилось бы многих важных свидетельств её образовательного уровня, т.к. почти всё передавалось от учителей ученикам в изустной форме, оставаясь эзотерической информацией, а учёный совет ЗАСТАВЛЯЛ исследователей и преподавателей формализовывать и формулировать их мысли на письме в виде связных текстов. Таким образом, многое из того, что в реальности существовало в виде учебных планов и устных лекций, получило своё письменное выражение - рукописи, как известно, не горят, а тем более, диссертации.
О них нельзя судить по образцу диссертаций в области технических наук. Если взглянуть на диссертации на звание кандидата или доктора, то можно убедиться бы в том, что это совершенно не та "схоластика", о которой шла речь в цитате.
Разумеется, далеко не все диссертации ныне актуальны и даже интересны исторически: многое устарело, многое было ошибочно, многое пересмотрено и исправлено в ходе дальнейшего развития практической и теоретической мысли, но наука на то и наука, чтобы не стоять на месте и вечно критиковать себя и свои прошлые идеи и достижения ! Это нормальный процесс.
К сожалению, диссертации, посвящённые проблематике музыкальной технологии, действительно, с трудом могут быть поняты любителями. Но и тут я скажу, что любитель любителю рознь ! Было бы желание изучать ! В конце концов, в области математики или технических наук тоже далеко не всё может быть понято любителями, в сравнении с чем музыкальная наука намного более наглядна и доступна и в своей наглядности и доступности рассчитана на погружение в неё любого желающего. Другое дело, что этими "желающими", как правило, оказываются музыканты-профессионалы, но им-то уж грех не погрузиться в свою специальность !
Особенностью музыкальной науки является сильнейшая опора на интуицию: в ней меньше жёсткой формальной логики, в ней важны внешние впечатления, особенно слуховые, в ней очень силён элемент субъективизма, чрезвычайно важен фактор личной убеждённости и т.п. Да, всё это так, но как раз всё это и позволяет подойти к ней неспециалисту, обладающему хорошим слухом и природной интуитивной хваткой, потому что не столь уж изощрённы базовые принципы музыкальной науки и не столь уж сложен её аппарат.
Так что я решительно возражаю против третирования "диссертаций".
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2009, 19:31:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Б.В.Асафьев (1884-1949) - гений музыковедения
« Ответ #27 : Апрель 17, 2012, 19:46:14 »
Цитата: Muzylo;1240617
Несмотря на слабую содержательность работ Асафьева, его имя, видимо, содержит в себя немалый (хоть и скрытый) потенциал, позволяющий выйти даже на глобально-планетарный уровень

И даже межпланетный ! :))

Но что понимать под "содержательностью", считая её "слабой" ?
Для меня лично самым ценным в работах Асафьева является следующее:
1) Асафьев поставил перед музыкознанием и музыкальной наукой вопросы, на которые, между прочим, до сих пор никто (Холопов не исключение) не предложил вменяемые ответы (влияние социума на искусство вообще и на музыкальное искусство в частности, предпосылки, причины и механизмы смены эпох и стилей, способ формирования и содержание национальных интонационных словарей, вопросы формы и формообразования, взаимоотношения и взаимовлияние творчества параллельно существующих социальных слоёв, композиторская технология, стилистика, символика, вопросы соотношения спонтанности и предопределённости, диалектика случайности и закономерности и т.д.). В этом смысле Асафьев - гений, если следовать знаменитому высказыванию о цели, которой не видят таланты, а видит только гений – Асафьев видел цели исследования, которых не видел тогда никто и никто до сих пор не предложил решения поставленных им ещё в 1-й половине ХХ века вопросов.
2) Асафьев был бесподобным рассказчиком, можно сказать, летописцем, едва ли не мифическим Бояном, поведавшим нам о многих нюансах, частностях, тонкостях внутри дореволюционных русских музыкальных и общехудожественных течений, и этот рассказчик видел как их единство, так и их различия. Асафьев умел абстрагировать и выделять общее из громадного количества частностей и просто мусора. Кстати, не говоря уже о - шикарной и выглядящей сегодня как нечто полуфантастическое - книге "Музыкальная форма как процесс", где он изложил свои мысли об интонации как движущей силе музыкального развития и становления, была в своё время издана и сравнительно недавно переиздана шикарная книга Асафьева, посвящённая дореволюционной русской живописи и её связи с русской музыкой и русским музыкальным театром, что само по себе уже свидетельствует о широте асафьевского понимания искусства и его миропонимания вообще ! А его книги и эссе о русской опере и русской инструментальной музыке ? А его высказывания о композиторах и исполнителях рубежа ХХ века, о Рахманинове, Чайковском, Скрябине, Мусоргском, особенно если учесть, что многие из этих высказываний давно уже сделались хрестоматийными и кочуют из книги в книгу, из статьи в статью ?
3) Асафьев был блестящим музыкантом-аналитиком, который, обладая композиторскими знаниями и навыками, мог взглянуть на композиторскую работу как бы "изнутри" и при всей субъективности своих взглядов предлагал к рассмотрению интересные конкретные проблемы и интересные их решения. Ему принадлежат работы по сравнительному анализу редакций Мусоргского, обзоры творчества и творческой идеологии зарубежных авторов.
 
В общем, по всем этим направлениям Асафьев оставил для нас план на будущее: где-то он углубился в вопрос капитальнее, где-то лишь прошёлся лёгкими мазками, а где лишь разметил общие контуры, ничего не прописав – но всё это крайне интересно. Вот выше говорили, что он вынужден был по каким-то вопросам молчать – так это же видно ! Его работы о зарубежной музыке обрываются 20-ми гг., 30-е посвящены русской и советской музыке. Кстати, разве это не символично, что именно тогда, когда нашей стране угрожала реальная опасность исчезновения под бомбами, штыками и танковыми гусеницами "цивилизованной Европы", Асафьев глубоко рефлексировал, погружаясь в глубины своей памяти, и оставлял нам драгоценные свидетельства о былом и свои думы по поводу былой музыкальной Руси ? Разве не в этом состоял его долг как русского музыканта, исследователя, историка ?
Я считаю Асафьева по духу, по убеждающей силе его текстов - вдохновенным рапсодом, былинным рассказчиком, равного которому трудно и, наверное, невозможно найти в истории русской музыки. Чем-то в этом же роде был в своё время Стасов, но тот явно не обладал должной музыкально-профессиональной подготовкой и, главное, терпимостью к чужим и чужеродным мнениям и явлениям. А Асафьева интересовало всё – ВСЁ ! И он во всё был готов вникнуть, во всём разобраться и найти вкус во всём. И в этом отношении он абсолютно уникален.
О да, его критиковали и в молодости, и в зрелости, и после смерти, а уж сегодня и подавно – никто не мешает ! Но он сумел пространно и подробно изложить своё мировоззрение и поведать нам о своих мыслях о музыке и искусстве, а также наметить проблемы, требующие изучения и решения, а его критики – нет !
Масштаб личности – вот что поражает ! Его творческое наследие - как недостроенный собор ! Вроде ясен весь план, но одному человеку не под силу довести эту грандиозную работу до завершения. Асафьев написал очень много, и я прочитал, наверное, почти всё значимое, что было напечатано, но мне всё равно мало ! Я знаю, его архив его не издан и что даже не все вполне пригодные для печати тексты опубликованы !
В частности, для меня загадкой остаётся некая его неопубликованная и занимающая десятки печатных страниц работа о "Временах года" Чайковского, где он, вероятно, как раз и вышел на тот самый вселенский уровень обобщения, на котором смыкаются круговорот космических стихий и испытывающий его непосредственное влияние земной мир человеческой жизни и человеческого быта, который живописал Чайковский в своём бессмертном цикле ф-п миниатюр. Чтобы познать и понять такое чудо, как "Времена года" Чайковского, нужно уметь ЖИТЬ теми событиями и природными явлениями, которые отражены в этом цикле – а кто сможет нам об этом поведать, как не человек, который ЗАСТАЛ тот быт, те события и то к ним отношение, которое было типично для тех времён ? Ведь сейчас мы, особенно в городах, относимся к этой музыке совершенно по-другому.
Я рос в деревне, куда меня часто возили в детстве, и я оставил воспоминания об этом в моём ЖЖ - я "отравлен" любовью к русской природе и русскому быту, хотя и не помещичьему, но вполне обустроенному деревенскому. Поэтому я читал работы Асафьева с особым наслаждением: я узнавал в них СЕБЯ и СВОИ ощущения и от русской природы, и от русской музыки, и от искусства вообще.
 Так скажем, мы, городские жители, в большинстве нашем не быт свой и не природу русскую во всём её разнообразии узнаём во "Временах года", а наоборот – природу и прежний быт познаём через эту музыку Чайковского ! :) Всё перевернулось с ног на голову !
Примерно то же самое произошло и с русской музыкой, в т.ч. и с народным интонационным словарём: фольклор как ЖИВОЕ, БЫТУЮЩЕЕ в массе народа явление ныне уже почти исчез (не только у нас, но и во всём мире – глобализация !), и теперь мы, жители России, русские интонации познаём не в быту, не в калейдоскопе событий, а именно в русской музыкальной романтике, которая когда-то, следуя заветам Глинки, полными горстями черпала из этого источника, из русского интонационного словаря, ныне уже в живой реальности не существующего.
И Асафьев ЭТО прекрасно понимал ! Асафьев, как и Римский-Корсаков - который всю жизнь держал на столе сборники русских народных песен, но на склоне лет осознал, что источник этот близок к исчерпанию – понимал, что народное творчество не может питать искусство бесконечно, что когда-то будет осуществлён качественный переход к какой-то ДРУГОЙ идеологии. А какой она будет ? Можем ли мы сегодня, спустя век с хвостиком после смерти Римского-Корсакова и более чем полвека после смерти Асафьева ответить на этот вопрос, если мы, такие "умные и развитые", берёмся обсуждать, критиковать и даже осуждать Асафьева ?? Не выглядим ли мы – я и себя от всех остальных не отделяю, ибо не могу же я уследить за всеми !  - плюющими в колодец, который пригодится воды напиться ?
Мне кажется, нужно ценить в Асафьеве то, что в нём есть содержательного, конструктивного и перспективного – да-да, ведь многое-то до сих пор не решено и даже постановка вопроса ещё не осознана ! Асафьев видел цели, которых не видим мы – так может, пристальнее всматриваться нужно ?
 
В этом плане для меня самым критичным является ужасная неполнота изданий его работ, некоторые из которых опубликованы и переизданы, а многие нам неизвестны. Спасибо за первое, но кто будет заниматься вторым ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Б.В.Асафьев (1884-1949) - гений музыковедения
« Ответ #28 : Апрель 19, 2012, 20:42:35 »
Обнаружил несколько файлов с работами Асафьева:

http://www.aveclassics.net/publ/3-1-0-59

Данный пост предлагает Вашему вниманию работы классика советского музыковедения Бориса Владимировича Асафьева.

"Евгений Онегин" - лирические сцены П.И Чайковского ( опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии)1944, 2-е издание работы, выполненной зимой 1941-1942 года в Ленинграде.
PDF, 2,94mb  Источник - личная библиотека.
http://narod.ru/disk/37191082001/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD.pdf.html

Книга о Стравинском 1929
PDF, 35,4mb  Источник - личная библиотека.
http://narod.ru/disk/37192609001/%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%20%D0%98.%20(%D0%90%D1%81%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%20%D0%91.%D0%92.)%20%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%BE%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20(1929).pdf.html

Чайковский Инструментальная музыка 1922
PDF, 1,35mb  Источник - личная библиотека
http://narod.ru/disk/37330176001/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf.html

Статьи "Н.Я.Мясковский" и "Три имени"
PDF 311KB  иСТОЧНИК - "Библиотеки" уважаемого Listener'a
http://narod.ru/disk/37349967001/N_Myaskovsky.pdf.html

Римский-Корсаков Опыт характеристики 1922
PDF 814kb Источник - у добрых людей
http://narod.ru/disk/37724281001/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf.html

П.И.Чайковский Опыт характеристики 1921
PDF 811 kb Источник - дали добрые люди
http://narod.ru/disk/37467275001/Tchaykovsky.pdf.html

Скрябин Опыт характеристики 1921
PDF 877kb
http://narod.ru/disk/38213061001/Skryabin.pdf.html

Лист Опыт характеристики 1921
PDF 1,3 mb
http://files.mail.ru/QJ7GPK
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2012, 21:14:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Б.В.Асафьев (1884-1949) - гений музыковедения
« Ответ #29 : Январь 13, 2014, 15:01:26 »
Брошюры издательства "Светозар" Игорь Глебов (Б.В.Асафьев)
Мясковский, Скрябин, Чайковский, Римский-Корсаков, Лист

Брошюры издательства "Светозар", изданные в послереволюционные годы, посвящались творчеству выдающихся зарубежных и русских композиторов и были написаны лучшими музыковедами того времени. В данной выкладке работы Бориса владимировича Асафьева, выступавшего под именем Игоря Глебова "Мясковский", "Скрябин", "Чайковский", "Лист", "Римский-Корсаков".

http://intoclassics.net/news/2012-12-08-30507

http://narod.ru/disk/64357279001.6b818b61a5f6560a94ea1d6e91bc6f7d/Asafyiev.rar.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица