Автор Тема: Театр «Геликон-опера»  (Прочитано 61781 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Театр «Геликон-опера»
« : Февраль 27, 2009, 19:48:40 »
http://www.helikon.ru/



Обнаружил размещённую Сергеем статью Покровского - вокруг "Геликона" кипят страсти:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1802.msg21240#msg21240

Читал "Известия" - зацепило

С превеликим разочарованием прочитал в "Известиях" - газете, чью позицию всегда уважал, статью "Театр разрушения" (17 февраля 2009 года). Некое общественное движение выступает за то, чтобы остановить реставрацию здания "Геликон-Оперы" на Большой Никитской. Дескать, этот особняк в центре Москвы - памятник, который и должен оставаться памятником. Выходит, стены трогать нельзя, а театр разрушать можно?

Большой - это гордость и слава всей России, но рядом с ним всегда были и должны быть другие театры, которые его поддерживают, питают молодыми силами. "Геликон" возник в сложное для Большого театра время и во многом выполняет задачу сохранения русского оперного искусства. В свое время рядом с Большим театром была знаменитая "Опера Зимина", где пели Шаляпин и Собинов, спектакли оформляли Васнецов, Рерих, Головин, Федоровский. Кстати, "Опера Зимина" находилась в том же самом здании, которое сегодня реконструируется для "Геликона" и которое, оказывается, как нам теперь говорят, "нетеатральное".

Как невозможно представить себе Россию без Большого театра, так и Москву уже немыслимо представить без "Геликона". Недопустимо лишать Москву ее знаменитого театра. Это значит идти на уничтожение национальной культуры, потому что опера и есть русская история и русская культура в частности. Опера всегда поддерживала и должна поддерживать величие русской нации.

Юрий Михайлович Лужков за последние годы много сделал для театральной Москвы, для восстановления и строительства наших музыкальных театров. Можно, конечно, сохранить памятник архитектуры без всякой оперы. Но памятник - это не только стены. Это стены, в которых есть культурная жизнь, создаются новые произведения искусства. Интересно, а что будет в здании на Большой Никитской, если не театр? Кто будет продолжать традиции первой хозяйки этого дома княгини Шаховской, которые как раз и отстаивает "Геликон"?

Я, коренной москвич, и как гражданин России, и как режиссер поддерживал "Геликон" с его рождения. И я считаю необходимым дать "зеленый свет" реконструкции театра.

Борис Покровский, художественный руководитель московского Камерного оперного театра, народный артист СССР, профессор, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР

------------------- (конец письма Покровского)



Любопытно также было увидеть статью из "Известий":

http://www.izvestia.ru/moscow/article3125515/

Театр разрушения

Осторожно, Москва!
Рустам Рахматуллин
Еще полгода назад "Известия" предвидели, что приспособление усадьбы Шаховских на Большой Никитской, 19/16, для театра "Геликон-опера" обернется искажением и порчей памятника федерального значения (см. номер от 28.08.08). На тот момент недоставало согласований Росохранкультуры и была надежда, что ее новый руководитель Александр Кибовский защитит усадьбу. Увы, в январе началось разрушение.

Барский дом XVIII века стоит по красной линии Большой Никитской улицы, позади располагается подкова парадного двора, за ней - хозяйственный двор, достигающий Калашного переулка. Между дворами, в центре подковы, устроены ворота с декоративной башенкой. Дворовый фасад главного дома стилизован в духе узорочной архитектуры XVII века. Вход оформлен шатровым крыльцом. Решение двора княгиня Шаховская-Глебова-Стрешнева заказала Константину Терскому, учителю Шехтеля, в 1886 году. Архитектор создал образ средневекового боярского двора - и просто один из самых красивых дворов города, который поражает всякого входящего.

Вернее, поражал. После рубки векового дерева начался снос кровель, внутренних и задних стен флигелей. От башенки остался передний фасад. И все согласно проекту.

Идея принадлежит коллективу института "Моспроект-4" во главе с Андреем Боковым. Институт специализируется на стадионах и театрах. Во всем подковообразном и круглом здесь видят стадион или театр. На этот раз передний двор привиделся зрительным залом, а задний - сценической коробкой. Ворота между дворами малы для портала сцены? - Расширить втрое. Во дворе выкопать яму амфитеатра, сцену опустить на минус первый уровень. Парадное крыльцо сделать VIP-ложей. От башенки и полукруга служб оставить передние фасады, нарастив над ними глухой "фасад" сценической коробки. Коробка не умещается на заднем дворе? - Выпотрошить доходный флигель в Калашном переулке, 16, построенный Терским, оставить ему один фасад. И, разумеется, перекрыть оба двора.

Интересно, что руководитель проекта Андрей Боков недавно избран президентом Союза архитекторов России. Конечно, зодчему, как всякому художнику, может присниться что угодно. Но не все можно показывать и проталкивать. Это касается и руководства театра во главе с Дмитрием Бертманом, поддержавшим проект.

Обычно подобные идеи исходят от Юрия Лужкова. На этот раз в распоряжении правительства Москвы нет ничего о перекрытии дворов. Да и название распоряжения звучит корректно: "О реставрации и приспособлении..." Параметры проекта заложены где-то в других бумагах - в технологическом задании Комитета по культуре, в планово-реставрационном задании Москомнаследия и в акте разрешенного использования Москомархитектуры. Известно, например, что площадь театра по проекту увеличивается с 3 до 10 тысяч квадратных метров. Это заведомо не реставрация и не приспособление, а капитальное строительство и реконструкция, запрещенные законом. Запрещено само проектирование таких работ, а проектирование юридически начинается с выхода акта Москомархитектуры. Здесь наступает ответственность главного архитектора Москвы Александра Кузьмина. А затем - ответственность мэра, который видит, как было понято его распоряжение. Но Лужков приехал на место и пообещал журналистам новый театр к 2010 году. Причем заказчиком работ выступает сам город, а не театр.

Как знают наши постоянные читатели, лучшую лазейку вандализму открывает федеральный закон о наследии, вышедший позже московского. Статья 44 гласит, что приспособление памятника не допускает "изменения его особенностей", но добавляет: "составляющих предмет охраны". Если бы не это добавление, мы сохранили бы десятки, сотни памятников старины. Госдума могла бы отменить сей "предмет" за пять минут - для этого было семь лет.

В Москве "предмет" сочиняется Москомнаследием, а утверждается - для федеральных памятников - Росохранкультурой. "Предмет" усадьбы Шаховской подогнан под проект, а не наоборот. Не спрашивайте о научных критериях оценки - их нет. Пункт "архитектурное решение второго этажа флигеля в большом внутреннем дворе, над проездной аркой" изложен так для того, чтобы растесать ворота и стены первого этажа в портал сцены. Пункт "расположение наружных стен боковых флигелей" изложен так для того, чтобы снести внутренние и задние стены под сценическую коробку. А молчание "предмета" о материале стен оставляет возможность полного сноса с воссозданием - на всякий случай.

Разрешение на работы, выданное Росохранкультурой в январе, означает, что "предмет охраны" не вызвал там больших возражений. Как и сам проект. Вот и все. Идет снос, трещат отбойники, а на заборе написано: "реставрация с приспособлением".

----------------- (конец статьи)



Вот так и меняются люди (это я о себе) - конечно, я ругал режиссуру "Геликона", но с другой стороны, как раз ТАКАЯ режиссура и должна иметь место в ТАКИХ театрах, т.е. в театрах экспериментальных, не претендующих на то, чтобы быть "эталоном" и т.п.
Иначе где ещё смотреть и слушать всяких "Распутиных" и т.п. ? Не тащить же это в Большой, как затащили туда "Детей Розенталя", что, конечно, было противоположной крайностью ?
Таким операм самое место именно в небольших экспериментальных театрах, у которых есть своя аудитория, своя пресса и своя тусовка. Поэтому если уж ставить вопрос о том, "нужен или не нужен" такой театр, то ответ должен быть положительным: конечно, НУЖЕН, потому что он выполняет СВОЮ функцию.
А вот что касается Большого, то в настоящее время "театром разрушения" (во всех смыслах) может быть признан именно он, тогда как именно ТАМ надо приветствовать отнюдь не "эксперименты", а академизм.
А вообще, удивительно, до сколь противоположных крайностей можно докатиться, если не разобраться в сути проблемы. То ли ещё будет........
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2016, 17:00:57 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #1 : Март 01, 2009, 15:55:24 »
Москве желательно иметь  пару десятков оперных театров - тогда будет настоящая конкуренция.
По театру на миллион населения. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Геликон" (Москва)
« Ответ #2 : Сентябрь 13, 2010, 23:42:26 »
У "Геликона" будут дети

http://www.izvestia.ru/culture/article3145608/

Мария Бабалова
В московском театре "Геликон-опера" состоялся традиционный сбор труппы, предвещающий открытие 21-го сезона.

Уже не первый год театр живет на "съемной арбатской квартире" в ожидании завершения реконструкции родного дома на Большой Никитской, однако "встречу-митинг", как обозначил жанр данного собрания худрук театра Дмитрий Бертман, отличало всеобщее веселье.

Хохот в зале стоял, когда показывали свой собственный видеоотчет о прошлом - юбилейном - сезоне, который, кстати, завершился лишь пару дней назад - возвращением из гастрольной поездки в Испанию. На фестивале в Сан-Себастьяне давали "Бориса Годунова" Мусоргского. Со смехом встречали и "стахановцев" завершившегося сезона. Чемпионом был признан тенор Андрей Паламарчук - на его боевом счету 61 спектакль за год. При таких ошеломляющих цифрах остается только надеяться, что, согласно марксистской теории, количество неизбежно перейдет в еще более высокое качество.

Судя по раскладу на новый сезон, о пополнении Книги рекордов Гиннесса театр пока не думает. Готовит три премьеры и собирается на многочисленные гастроли. Впервые театр решил объединить все детские спектакли в специальную серию "Геликон - детям". Первый спектакль "В гостях у оперной сказки" дадут в открытие сезона - 4 сентября. А в дни осенних школьных каникул будет представлена премьера шоу "Мультик-опера".

29 сентября геликоновцы сыграют премьеру для взрослых - "Моцарт и Сальери. Реквием". Во второй половине сезона театр начнет репетиции оперы Бородина "Князь Игорь". Этим спектаклем геликоновцы хотят открыть свою старую-новую сцену на Большой Никитской осенью 2011 года. О том, как продвигаются строительные работы, на сборе труппы предпочли не говорить. Наверное, чтобы настроение себе не портить...

В ноябре оперная труппа представит на Международном фестивале Яначека в Чехии постановку "Средство Макропулоса", а в декабре театр отправится во Францию, где покажет "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева и "Распутин" американского композитора Риза. А еще осенью шоу "Калинка-опера" отправится в Султанат Оман.

Дмитрий Бертман: Верю обещаниям мэра

Специально для "Известий" художественный руководитель "Геликон-оперы" прокомментировал ситуацию вокруг реконструкции здания театра на Большой Никитской, 19.

Работы идут 24 часа в сутки. Но проблема в том, что параллельно со строительством нашего театра идет "строительство" страны. Принимаются новые законы, меняется порядок оформления документов. В итоге, пока документ идет от одной инстанции согласования до другой, он уже устаревает. Так любое дело тонет в бумагах и чиновничьих кабинетах. Все тормозится и стопорится. Но точку возврата работы уже миновали, поэтому нам остается только ждать завершения строительной эпопеи. Каждый приезд Юрия Лужкова на стройплощадку допингует происходящее. И я верю обещаниям мэра, что осенью 2011 года "Геликон" примет зрителей в своем родном доме. В обновленном театре появится новый зал на 550 зрительских мест, а старый будет использоваться как камерная сцена.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #3 : Октябрь 01, 2010, 00:28:19 »
Ты выпил без меня
Гений и злодейство в "Геликон-опере"

http://www.lenta.ru/photo/2010/09/29/mozart/

Московский театр "Геликон-опера" представляет на своей сцене постановку "Моцарта и Сальери". "Геликон" уже в третий раз обращается к опере Римского-Корсакова; на этот раз ее поставил Илья Ильин под руководством Дмитрия Бертмана. Однако если Римский-Корсаков цитировал лишь фрагмент моцартовского "Реквиема", то в новой постановке он звучит целиком.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Геликон" (Москва)
« Ответ #4 : Октябрь 16, 2010, 19:27:39 »
Власти Москвы приостановили реконструкцию театра "Геликон-опера"

http://www.rian.ru/moscow/20101016/286209887.html

14:02 16/10/2010

МОСКВА, 16 окт - РИА Новости. Власти Москвы приостановили часть работ по реставрации и реконструкции комплекса зданий московского музыкального театра "Геликон-опера" на Большой Никитской улице в центре столицы, сообщил журналистам в субботу в ходе объезда стройплощадок исполняющий обязанности первого заместителя мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк.

Ранее члены движения "Архнадзор" протестовали против сноса старинного флигеля во время реконструкции под театр "Геликон" усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице.

"Принято решение приостановить работы и в течение месяца провести историко-архитектурную экспертизу", - сказал Росляк. Он добавил, что речь идет о приостановке работ лишь во внутреннем дворе "Геликон-оперы". Там предполагается строительство нового здания музыкального театра и перекрытие внутреннего двора.

Росляк также рассказал, что власти города хотят принять "взвешенное решение по этому объекту", рассмотреть мнение всех сторон, в том числе и движения "Архнадзор". Он заметил, что необходимо разобраться в том, почему было снесено несколько исторических зданий в 2009 году.

Также он сообщил, что в историческом здании "Геликон-оперы", выходящем на Большую Никитскую улицу продолжатся реставрационные работы. "Мы поторопим строителей подать тепло в это здание для проведения там реставрационных работ на должном уровне", - сказал Росляк.

Исполняющий обязанности мэра заметил, что "пока рано говорить о результатах работ, так как проект находится в стадии реализации".

При этом, как говорится в документах, розданных журналистам, срок окончания всех работ - декабрь 2011 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #5 : Декабрь 21, 2010, 20:26:03 »
В "Геликоне" все законно

http://www.izvestia.ru/culture/article3149548/

Мария Бабалова

Продолжается бессмысленная и беспощадная возня вокруг реставрации с приспособлением здания на Большой Никитской, 19, в котором последние 20 лет живет один из самых любимых публикой московских театров "Геликон-опера".

Уже давно документально доказано, что усадьба Шаховских, где находится театр, не является охраняемым памятником архитектуры: дворовые постройки не раз горели дотла, а главный особняк давно украшала гипсовая лепнина с пятиконечными звездочками, серпами и молотами. Но "общественники" не унимаются и хотят доказать, что театру и артистам там не место, выдвигая абсурдную идею оставить руины, а судьбы людей их и вовсе не волнуют. Хотя должны волосы дыбом вставать только при одной мысли, сколько русских музыкантов уехало за границу, потому что им дома негде было работать. Выходит, стены трогать нельзя, а театр разрушать можно?

С театром бороться очень легко, за ним не стоит никакого административного или финансового ресурса - это не банки и не нефтяные компании. Однако противникам "Геликона" надо сказать огромное спасибо, они объединили в желании поддержать театр в непростой момент лучших представителей национальной культуры. Открытые письма в поддержку "Геликона" подписали не только выдающиеся оперные певцы, такие, как Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Бородина и Дмитрий Хворостовский, но и Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Ирина Антонова, Алла Демидова, Андрей Битов, Олег Табаков, Михаил Жванецкий, Владимир Васильев, Олег Меньшиков и многие другие. Встал на защиту данного проекта и Союз архитекторов России, представители которого популярно объяснили, что ничего представляющего культурно-историческую ценность не подвергается изъятию и уничтожению.

Кстати, "Опера Зимина" находилась в том же самом здании, которое сегодня реконструируется для "Геликона" и которое, как нас пытаются убедить, "совсем нетеатральное". Интересно, а что будет в здании на Большой Никитской, если не театр? Кто будет продолжать традиции первой хозяйки этого дома княгини Шаховской, которые как раз и отстаивает "Геликон"?

Здание до реставрации было в чудовищном состоянии: неисправная канализация, плесень повсюду, отсутствие фундамента (здание держалось чуть ли не на обоях). Эту колоссальную работу по укреплению фундаментов (не только геликоновского, но и соседних зданий) уже выполнили. А во дворе гуляли посетители сомнительных ресторанов и наркопритона. А так называемый флигель, за который шумят противники геликоновского строительства, на деле оказался хозпостройкой, не имеющей никакого отношения к памятникам. Он был разобран, но по окончании работ будет снова собран, став частью Новой сцены.

Появившийся минус первый этаж (там будут располагаться гардеробы, туалеты) копали вручную, как в Древнем Египте, чтобы ничего не повредить. По проекту весь внутренний двор усадьбы станет Новой сценой, причем расширение территории театра задумано с максимальным тактом по отношению к старине: амфитеатр и сцена уходят под землю, а архитектурные фасады становятся внутренним убранством зрительного зала, включая роскошное, в "теремном" стиле, крыльцо, которое станет театральной ложей. Патриархия уже сделала "Геликону" подарок - специальную икону, которую вмонтируют на место, где когда-то висела картина - Георгий Победоносец на черном коне.

Кстати, инициатива реконструкции этого особняка исходила не от "Геликона", а от федеральных властей. После конфуза, когда президент Франции изъявил желание посетить спектакль "Геликона", а ему было отказано в связи с ненадлежащими условиями безопасности. Именно тогда вице-премьер правительства России Валентина Ивановна Матвиенко обратилась к мэру Москвы, указав на необходимость реконструкции и реставрации этого здания...

И очень хочется надеяться, что все работы, на которые уже израсходовано 500 миллионов бюджетных рублей из выделенной на реставрацию суммы в 1 миллиард 200 тысяч, в самом ближайшем времени будут продолжены и благополучно завершены. Ведь всякая заброшенная недоделка начинает быстро разрушаться...

14:09 15.12.10
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #6 : Март 31, 2011, 22:08:04 »
Строительство Московского музыкального театра "Геликон-опера" продолжится

2011-03-28 / Марина Гайкович

Подробнее: http://www.ng.ru/culture/2011-03-28/7_gelikon_opera.html

«ГЕЛИКОН-ОПЕРА» Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города принял решение продолжить остановленное осенью строительство Московского музыкального театра «Геликон-опера». Художественный руководитель театра Дмитрий Бертман специально для «НГ»: «Я абсолютно не сомневаюсь в правильности решения правительства. Подчеркну, что Москва строит здание для театра – не для ресторана, у нас даже не предусмотрены площади для коммерческих вещей. Я надеюсь, что театр украсит Москву, это очень красивый проект. У общественных организаций, безусловно, может быть свое мнение. Я горжусь, что в нашей стране, как выяснилось, умеют слушать людей. Но есть мнения разные, их услышали и приняли одну из позиций. Мне все-таки обидно, что о варварстве говорят люди, которые ни разу не были в этом здании и вообще в театре. Реконструкция нашего театра – это первый культурный проект нового правительства Москвы, и мне кажется, это хороший знак».

-------------------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #7 : Апрель 01, 2011, 19:22:18 »
Реконструкцию "Геликон-оперы" одобрили вопреки "Архнадзору"

http://www.lenta.ru/news/2011/03/24/gelikon/
 
Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города утвердил проект реконструкции здания театра "Геликон-опера", сообщает РИА Новости. Таким образом, были отвергнуты доводы критиков, утверждавших, что обновление зданий для театра повлечет за собой порчу исторического облика усадьбы на Большой Никитской.
Реконструкция театра началась в 2007 году, а в октябре 2010 года была приостановлена из-за протестов ревнителей сохранности старинной Москвы. В частности, "Архнадзор" заявлял, что необходимо отказаться от возведения новых зданий на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Эту же позицию поддержали некоторые члены Общественной палаты.

Однако за реконструкцию выступили прославленные оперные артисты и другие деятели культуры. В открытом письме они подчеркнули, что сейчас "Геликон" находится в критическом положении, и отказ от строительства новой сцены убьет театр. Его руководитель Дмитрий Бертман заявлял, что уедет работать за границу, если "Геликону" не дадут возможность развиваться на родине.

--------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #8 : Июнь 20, 2011, 18:48:32 »
http://www.izvestia.ru/news/492026

14 июня 2011

Мария Бабалова

"Геликон-опера" вернется домой в 2012 году
 
Усилиями Дмитрия Бертмана театр вернулся в родные стены

Модный оперный театр отвоевал у московских чиновников здание на Большой Никитской улице
Московский градоначальник Сергей Собянин распорядился продлить до середины 2013 года сроки реставрации комплекса зданий на Большой Никитской, где располагается модная "Геликон-опера". В свою очередь, заместитель мэра Марат Хуснуллин, в чьем послужном списке быстрый и блестящий ремонт Татарского театра оперы и балета в Казани, пообещал геликоновцам завершить все работы на полгода раньше.


Таким образом, у театра Дмитрия Бертмана появился шанс начать 23-й сезон осенью 2012-го в родных стенах. На головы почитателей Мусоргского, Бизе и Верди наконец перестанет сыпаться штукатурка. И главное, труппа получит современный акустический зрительный зал, пропорциональный числу своих поклонников.


Официально история геликоновского долгостроя началась в 2002 году — с дипломатического конфуза. Президент Франции изъявил желание посетить спектакль «Геликона», а ему было отказано в связи с ненадлежащими условиями безопасности. Тогдашний вице-премьер Валентина Матвиенко обратилась к прежнему мэру Москвы, указав на необходимость реконструкции и реставрации здания театра.


Проект, сделанный архитектором Андреем Боковым, был благословлен одним из самых бескомпромиссных и уважаемых экспертов — Алексеем Комечем. А также многократно прошел согласования в различных ведомствах и общественных советах. Но предполагаемые сроки реконструкции, обозначенные 2005 годом, остались только на чиновничьих бумагах. Из-за проблем с финансированием час "икс" перенесли сначала на 2008-й, а затем на октябрь 2011-го.


До реставрации здание было в чудовищном состоянии: неисправная канализация, плесень повсюду, отсутствие фундамента. Как любили горько пошутить в театре: «Стены держались чуть ли не на обоях. Колоссальную работу по укреплению фундаментов (не только геликоновского, но и соседних зданий) уже выполнили.


Появившийся минус-первый этаж (там будут располагаться гардеробы и туалеты) копали вручную, как в Древнем Египте, чтобы ничего не повредить. По проекту весь внутренний двор усадьбы станет Новой сценой, причем расширение территории театра задумано с максимальным тактом по отношению к усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских. Амфитеатр и сцена уходят под землю, а архитектурные фасады становятся внутренним убранством зрительного зала, включая роскошное, в стиле русского терема, крыльцо, которое станет театральной ложей. Подарок «Геликону» — икону Георгия Победоносца — уже преподнесла патриархия.


Все шло своим чередом, но осенью 2010-го московские власти под давлением небольшой группы людей приостановили работы для проведения дополнительных экспертиз культурно-исторической корректности осуществляемого проекта. В защиту Новой сцены "Геликона" выступили российские звезды мировой оперы — Ольга Бородина, Мария Гулегина, Анна Нетребко, Марина Мещерякова, Ильдар Абдразаков, Дмитрий Хворостовский.


В конце марта члены Общественного совета при мэре Москвы по формированию градостроительного и архитектурно-художественного облика города приняли единодушное решение о продолжении работ на Никитской. Да и в заключении от Росохранкультуры указано: усадьба, о которой идет речь, многократно перестраивалась, из-за чего никак не может быть признана памятником архитектуры.


Кстати, небезынтересная историческая подробность: знаменитая Опера Зимина, где пели Шаляпин и Собинов, а спектакли оформляли Васнецов, Рерих, Головин, Федоровский, располагалась в том самом здании, которое сегодня реконструируется для «Геликона».


Основатель и худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман в интервью «Известиям» не стал скрывать эмоций по поводу благополучного разрешения вопроса:


«Я конечно же очень рад, что правительство Москвы проявило твердость и решительность в вопросе с «Геликоном». Приятно, когда в любой сфере жизни, в том числе в архитектуре и градостроительстве, побеждает позиция профессионалов.


Определилась судьба не просто «Геликон-оперы», первого оперного театра новой России, в котором работает более 400 человек, не только лично моя судьба как режиссера. Это постановление стало надеждой, что театральное искусство и культура вообще необходимы и ценимы в нашей стране.


Хотя долгие годы в изгнании не обошлись без обидных и болезненных для нас потерь. Например, не выдержали испытания «ссылкой» одни из лучших наших теноров — Николай Дорожкин и Максим Миронов, предпочтя жизнь не только свободного, но и успешного художника. Я не могу их винить. Безумно трудно работать в помещении без оркестровой ямы и с двумя гримерками на всех — солистов, миманс и хор.


Впереди еще более года реставрационных работ. Срок, который театр будет вынужден провести в очень тяжелых условиях. Но теперь мне снова захотелось репетировать, планировать нашу театральную жизнь. Летом нас ждут в Венгрии, Франции, Эстонии, а затем — в Нижнем Новгороде, Самаре, Красноярске, Владивостоке и Ханты-Мансийске. Скоро в Москве, на своей «съемной» сцене на Новом Арбате, мы впервые в России покажем премьеру единственной комической оперы Вагнера «Запрет на любовь».

===============================
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #9 : Август 30, 2012, 08:54:13 »
http://lenta.ru/news/2012/08/29/gelikon/
"Геликон-Опера" сыграет концерт в котловане
"Геликон-опера" в сентябре 2012 года собирается сыграть концерт в котловане недостроенного здания театра. Об этом, как сообщает "Интерфакс", рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

 Таким образом худрук хочет привлечь внимание к тому, что строительство нового здания для театра застопорилось. "Я туда заезжал на днях – там уже лес вырос в котловане", - объяснил Бертман. Режиссер также признался, что идею сыграть в котловане подкинул ему глава столичного департамента культуры Сергей Капков, чье ведомство не отвечает за строительные работы.

 "Геликон-оперы", основанная в 1990 года, занимала усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице. Реконструкция здания началась в 2007 году, однако в 2010-м ее приостановили из-за протестов "Архнадзора". В 2011 году столичное правительство одобрило план строительства нового здания, однако в 2012-м работы застопорились из-за смены подрядчика.

 Сейчас театр занимает помещение по адресу Новый Арбат, дом 11, где ранее располагался театр "Et Сetera". В 2012 году столичные власти обещали закончить строительство здания к концу года.

 Новый сезон театр откроет 1 сентября - на Поклонной площади театр примет участие в концерте классической и джазовой музыки. В январе 2013 года "Геликон-Опера" поставит спектакль "Полет Нибелунгов", таким образом театр отпразднует 200-летний юбилей со дня рождения Рихарда Вагнера.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #10 : Август 30, 2012, 10:00:53 »
http://lenta.ru/news/2012/08/29/gelikon/
"Геликон-Опера" сыграет концерт в котловане
"Геликон-опера" в сентябре 2012 года собирается сыграть концерт в котловане недостроенного здания театра. Об этом, как сообщает "Интерфакс", рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.
......
В 2011 году столичное правительство одобрило план строительства нового здания, однако в 2012-м работы застопорились из-за смены подрядчика.

Я что-то не понял: это о каком "котловане" и о каком "недостроенном здании" идёт речь ? Вроде бы собирались реконструировать дом на Б.Никитской ? Речь об этом здании или уже о каком-то другом ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #11 : Ноябрь 29, 2012, 15:27:23 »
Так что там, в "Геликоне" ?
Мне всегда казалось, что "Геликон" идейно дублирует КМТ им.Покровского, поэтому я давно уже сомневаюсь, что этот театр нужен как таковой. В настоящее время это "театр Бертмана", и если бы не его "героическое прошлое", вряд ли кто-то стал бы возиться не только с реконструкцией здания, но и с этим театром как таковым.
Говорить об этом театре словами Б.Покровского, приведёнными в 1-м посте этой темы, что он "во многом выполняет задачу сохранения русского оперного искусства", мне кажется, неправильно: никакое "русское оперное искусство" он не сохраняет. Бертман - типичный режоперный деятель, ярко проявивший себя на этой почве, и уж от него-то ожидать "сохранения русского оперного искусства" просто смешно.
Мне кажется, Покровский был озабочен судьбой этого театра по совершенно другой причине: он прикинул текущее положение дел на себя и на свой театр, поэтому и заступился за Бертмана. И его можно [было] понять. Но дальше-то что ?
На мой взгляд, настоящую [творческую] конкуренцию в Москве могут реально составлять друг другу Большой театр, "Новая опера" и МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко. КМТ им.Покровского занимает свою нишу - нишу эксклюзивного репертуара, современной музыки и экспериментальных премьер.
А как в это во всё вписывается театр Бертмана ? Ведь на имперский размах он не тянет, а "свято место" оперного эксклюзива уже занято театром Покровского - и что делать, продолжать дублировать его линию ? А что - это так сильно востребовано и популярно ?
Сомнения у меня по тому поводу, что всё это кому-то шибко нужно, кроме самого Бертмана.
Быть может, мне кто-то возразит ?
Не напоминает ли история с "Геликоном" историю оркестра В.Дударовой, который моментально исчез, вернее, был "съеден" после её смерти ? Не то ли самое случилось с так называемым "Русским федеральным симфоническим оркестром", которым номинально руководил В.Жордания ? Ведь получается, что всё это - АВТОРСКИЕ коллективы, как и театр Бертмана ! Примерно по той же причине я не верю в дальнейшее существование "театра Фоменко" как самостоятельной единицы, как не верю в существование "Театра на Таганке" без Любимова и т.п.
Так может, всё правильно, и эти коллективы должны исчезать, выполнив свою задачу, а вместо них должны появляться новые вместе с новыми руководителями-харизматиками ?
Не все же культурные образования могут так сохраняться, как Мариинка, Александринка, Большой, Малый, МХаТ, "Новая опера", КМТ им.Покровского и т.п. коллективы, утвердившие и доказавшие прочность лежащих в основе их деятельности принципов ? Быть может, таков закон жизни и сохраняется лишь то, в основе чего не просто прочная, а сверхпрочная традиция ? А разве театр Бертмана таков, разве он не исчезнет вместе с "Бертманом эпохи перестройки" ? А что если он свою "миссию" времён т.н. "перестройки" уже выполнил ?
А вы как думаете, коллеги ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #12 : Декабрь 04, 2012, 12:55:16 »
http://www.rg.ru/2012/11/29/spektakl.html
Театр устал надеяться
Премьера в "Геликоне" на грани нервного срыва
04.12.2012, 00:06 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5952 (279)
Текст: Валерий Кичин (блог автора)

   
     Музыкальный театр "Геликон-опера" показал премьеру спектакля "КАЛЬМАНиЯ"    
Премьера "КАЛЬМАНиИ" в московской "Геликон-опере" - тревожный симптом: ее лихорадочное веселье говорит о том, что нервы - на пределе.

У нас есть, возможно, лучший - самый молодой, сильный и полный творческой энергии оперный театр Москвы. У него слава в стране, у него мировой успех, он - самый приглашаемый за рубеж, самый дружный, самый сплоченный столичный театральный коллектив. У него самый молодой художественный руководитель, в 24 года создавший этот театр-уникум; зарубежная печать уже назвала Дмитрия Бертмана оперным гением.

На родине, как всегда, долго не верили, потом сообразили и стали строить знаменитому театру новое здание - в дополнение к старинной усадьбе с крошечным залом, где он прежде играл. "Геликон" временно переселился в конференц-зал на Арбате, где и кукольному театру долго не выжить, не то что оперному. Но ожидание скорого новоселья вселяло оптимизм и силы.

По первоначальным планам мы давно уже сидим в большом зале с царской ложей, переделанной из старинного усадебного крыльца, смотрим "Князя Игоря" с мировыми звездами, которые обещали приехать на праздник открытия нового московского Оперного дома. В реальности - ждем обещанного уж скоро десять лет, а начатый котлован, несмотря на все обещания, завален снегом, и разворошенная усадьба разрушается сама по себе. Как и сам этот театр - гордость столицы.
Видео: Сергей Куксин

Все эти годы мы видели, как бился театр за то, чтобы вдохнуть в стройку жизнь. И как творческая энергия уходила на преодоление бюрократической инерции, на разруливание каких-то тайных интриг, на уговаривание чиновников выполнить обещанное - на то, чтобы выжить по горло в трясине. Но идут годы, люди не становятся моложе, планы давно обрушились, а придумывать новые уже мало охоты: любимый страной и миром театр почувствовал, что никому не нужны ни его премьеры, ни его будущее. Энтузиазм творческого руководства в затянувшейся безнадеге медленно, но верно угасал: театр в конференц-зале - это как птица с подрезанными крыльями. Бертман от битв устал: безнадега не способствует вдохновению; премьер в его постановке все меньше, обязанности режиссера в новом спектакле исполняет балетмейстер Эдвальд Смирнов.

"Кальманией" театр отмечает 130-летие Имре Кальмана - одного из отцов венской оперетты и кумира театральной публики ХХ века. Затея замечательная. Оперетту пели такие оперные звезды, как Джоан Сазерленд, Елена Образцова, Весселина Касарова, Николай Гедда, Хосе Каррерас, Аннелизе Ротенбергер... Лучшая по вокальному уровню труппа Москвы могла подарить нам вечер наслаждений, и я представляю, каким мог бы стать этот спектакль в руках талантливого режиссера.

То, что придумал Смирнов, заставляет отводить взгляд от сцены. Не потому, что скабрезность, без которой он, очевидно, не представляет себе оперетту. Просто великолепные певцы, актерские возможности которых мы уже знаем, вынуждены заниматься не своим делом: неловко дрыгать ножкой, имитировать не свойственную им "каскадность", тяжеловесно изображать опереточную легкость и активно притопывать, притворяясь танцующими.

Беда началась уже с увертюры - наскоро скомпонованного попурри, прозвучавшего с вагнеровской обстоятельной тяжеловесностью. Всегда пластичный оркестр "Геликона" под экспрессивным напором Константина Чудовского вдруг обнаружил неповоротливость, да и занятые в шоу солисты, очевидно, полагая, что уж Кальмана-то они вытянут одним касанием мизинца, выдали вокал сырой, необработанный, из всех оттенков и нюансов используя только фортиссимо. Оперетта им не по зубам?

Да нет же, мы знаем восхитительную, легкую и артистичную "Летучую мышь", поставленную когда-то Бертманом и живущую до сих пор. Там, в частности, необыкновенно хороша Марина Андреева - та самая, которая в "Кальмании" поставлена в отчаянные условия фальшивых мизансцен и, вынужденная играть поперек музыки, делает из своей Виолетты ("Фиалка Монмартра") пародию. Из колоритной Инны Звеняцкой Смирнов почему-то кует Богданову-Чеснокову, хотя известно, что даже из сотни зайцев не соорудишь одного медведя. В этом шоу все случайно, натужно, необязательно, неталантливо, все мимо кассы, почти никто из исполнителей не понимает, о чем поет и кого играет, - все следуют простейшим штампам, от которых лучшие опереточные труппы давно отказались.
Закулисные кишки спектакля вывалены наружу: словно воочию видишь, как хореограф пытается научить оперных сопрано, теноров и баритонов тому, чему учить уже поздно. Как, сдавая одну позицию за другой, он упрощает задания, сводя танец к пресловутому хоровому топанью a la пылкий мадьярский мачо. Как ему самому невыносимо трудно перевоплощаться из гения пластики в режиссера - то есть придумывать то, чего он изначально не умеет.

Злые языки говорят, что мы страна, где все заняты не своим делом. Новая премьера исчерпывающе проиллюстрировала этот принцип. Здесь Вагнер тужится стать Кальманом, хор - балетом, вальяжная дива - разбитной субреткой, хореограф - режиссером, а о том, что такое опереточный драйв, не знает никто. И ни замечательные голоса, ни изящная сценография Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного уже ничего не могут спасти: великолепный театр, лишившись привычного камертона вкуса, меры и художественного качества, резко снижает уровень: когда идет борьба за выживание, людям уже не до высокого творчества.

Так красавец-здоровяк, которого морят голодом, обещая сосиску, но год за годом питая только посулами, теряет надежду, спадает с лица, слабеет, дряхлеет - его медленно убивают. Выпущенная в отчаянных условиях премьера "Кальмании" своими конвульсиями сигналит: еще год-другой нашего общего бездействия - и гордость Москвы "Геликон", без дома, без нормальных условий для творчества, может погибнуть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #13 : Февраль 20, 2013, 14:08:51 »
20.02.2013

Собянин пообещал открыть отреставрированную «Геликон-оперу» в 2014 году

http://www.gazeta.ru/culture/news/2013/02/20/n_2763649.shtml

Москвы Сергей Собянин назвал точные сроки завершения реставрации столичного театра «Геликон-опера» — начало 2014 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана.

«Я был на приеме у Сергея Семеновича, и он установил жесткие сроки. Если мэр сказал, значит, так и будет», — выразил надежду худрук. По словам Бертмана, Собянин пообещал, что работы завершатся в начале 2014 года. Худрук также рассказал, что был назначен новый генеральный подрядчик, который активно приступил к работе — это НПО «Космос».

Реставрация и реконструкция комплекса зданий московского музыкального театра «Геликон-опера», располагающегося в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, началась в 2007 году. Проект реставрации был разработан группой архитекторов Моспроекта-4 под руководством Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. С тех пор работы не раз приостанавливались, срок их окончания неоднократно переносился. В октябре 2010 года власти Москвы приостановили работы из-за протестов защитников исторического облика города. Общественное движение «Архнадзор» выступало против сноса старинного флигеля и предлагало скорректировать проект, исключив из него элементы реконструкции и нового строительства в усадьбе. За отмену проекта строительства новой сцены «Геликон-опера» высказалась также Общественная палата РФ.

Однако в конце марта 2011 года общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города утвердил проект реконструкции «Геликон-оперы». Собянин назвал точные сроки сдачи здания — начало 2013 года. Однако стройка так и не была завершена.

С 2007 года театр «Геликон-опера» располагается в театральном зале на Новом Арбате, 11, где ранее размещался театр Et Сetera
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Геликон" (Москва)
« Ответ #14 : Февраль 25, 2013, 00:58:22 »
Вычитал о Бертмане у А.Матусевича (в связи со спектаклем Бархатова):

http://www.belcanto.ru/13022202.html

Цитата:
---------------------------------------
Эта опера ["Сказки Гофмана" Оффенбаха] без романтического флёра, без красоты и одухотворённости на сцене — просто не смотрится.
Постановщик Василий Бархатов очень гордится тем, что впервые выводит героя оперы не в антураже «красивости», и гордится совершенно напрасно: при таком раскладе музыка Оффенбаха рассказывает про одно, а режиссура Бархатова — совсем про другое.
Впрочем, режиссура Бархатова всегда рассказывает об одном и том же — о Бархатове. И вообще это — болезнь наших модных режиссёров: таким же был Дмитрий Бертман, переставший это делать, повзрослев только недавно, этим же путём все годы идёт Дмитрий Черняков.
Что будут делать Черняков, а затем и Бархатов, когда вывалят на сцену все свои комплексы и тайные и явные желания?
Станут такими же банально скучными, как и повзрослевший Бертман: пусть его спектакли были порой вызывающими и жутко антимузыкальными, но, по крайней мере, любопытными. Теперь нет, увы, и этого.
Но в отличие от Бертмана и Чернякова спектакль Бархатова уже сейчас не слишком интересен: потому как подлинного раскрытия образов нет, а придумки — скучны и невыразительны.
---------------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #15 : Апрель 11, 2013, 14:44:11 »
05.04.2013

http://www.rg.ru/2013/04/05/khrennikov.html

"Геликон-опера" отметит в свой день рождения 100-летний юбилей Тихона Хренникова " Геликон на Арбате", 10, 11, 12, 13, 14 апреля, 19 часов

Спецпроект памяти Тихона Хренникова - популярного и жизнерадостного классика советской эпохи, автора любимых широкими массами песен и киномузыки, композитора опер и балетов, симфоний, концертов представят к его 100-летию на сцене "Геликон-оперы". Музыкальное гала радостного "века Хренникова", сотворенного словно в параллели со страшными катаклизмами сталинской эпохи, вернет публике его бодрые песни, серенады, баллады, марши, придававшие розовый румянец тому трагическому и противоречивому времени. "Колыбельная Светлане", "Давным-давно", "Песня верных друзей", "Московские окна", песни к фильмам "Свинарка и пастух", "Дуэнья", "В шесть часов вечера после войны", "Много шума из ничего" и др. - хиты Хренникова оживут на сцене "Геликона", очевидно близкого своим неунывающим оптимизмом духу композитора и столь уместно отмечающего собственный день рождения этой бодрой музыкой.
Между тем в юбилейном гала худрук "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман намерен представить не только "золотой запас" популярных хренниковских мелодий, но и ту часть творчества композитора, которая сегодня явно не на слуху - оперу "В бурю", написанную Хренниковым в 1938 году под впечатлением от "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича и в отличие от последней счастливо заслужившей одобрение Сталина и долгую жизнь в постановке Владимира Немировича-Данченко на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, комическую оперу "Фрол Скобеев" по драме Дмитрия Аверкиева, "Мать" по роману Максима Горького, сцены из его детских опер и оперетт. И так же, как в песенном творчестве, в этом музыкальном формате геликоновцы откроют новому поколению публики тот богатый мелодизм и обаятельную интонацию искренности, которые "давным-давно" позволили западным критикам проводить аналогии от Хренникова к Верди и к Гершвину. По словам режиссера постановки Ильи Ильина, "отношение к творчеству Хренникова, может, у кого-то и неоднозначное, но для нас главное, чтобы публика получила удовольствие от его музыки. Мы представим в двух отделениях по 45-50 минут сначала его оперное творчество, а потом - популярнейшую киномузыку, которая и составляет, по сути, "феномен" Тихона Хренникова". Ноты для юбилейного гала, как оказалось, собирали по библиотекам московских театров и Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, провели отдельную большую работу по оркестровке и аранжировке.
Для публики заготовили и другие сюрпризы: неожиданные метаморфозы и стяжки сюжетов на сцене. Гала оформляют художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. Дирижеры - Владимир Понькин и Валерий Кирьянов. На сцене - новое поколение "Геликон-оперы", отмечающей 10 апреля свой 23-й день рождения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #16 : Август 06, 2013, 13:47:28 »
http://izvestia.ru/news/554954
5 августа 2013

Труппу «Геликон-оперы» собрали в котловане

Худрук театра Дмитрий Бертман пообещал открыть юбилейный сезон в новом здании
Во дворе усадьбы Шаховских, где возводится новая сцена театра «Геликон-опера», ненадолго прервали строительные работы. Традиционный сбор труппы прошел на этот раз в бетонном котловане, куда артисты хора и оркестранты спустились чтобы исполнить гимн Москвы и Марш монтажников из к/ф «Высота», а также отметить возвращение в родные стены, которое, кажется — не за горами.
— Работы идут днем и ночью, двадцать пять часов в сутки, — признался худрук театра Дмитрий Бертман. — Перед строителями стоит задача чтобы к началу 2014 года здание стояло полностью, под крышу, а в исторических помещениях были закончены все реставрационные работы. Я надеюсь, следующий сезон мы откроем уже здесь.


==========================================================================

http://lenta.ru/news/2013/08/05/verdi/
5 августа 2013

Единственный прямой потомок Верди откроет сезон «Геликон-оперы»

«Геликон-опера» откроет театральный сезон 2013/2014 премьерой оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», которая состоится 4 сентября. Об этом 5 августа рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман на сборе труппы, сообщает РИА Новости.
«Геликон-опера» станет единственным московским театром, в репертуаре которого будет эта опера. Режиссером спектакля выступит Бертман, музыкальным руководителем — дирижер Владимир Понькин.
Однако премьерой спектакля 4 и 5 сентября продирижирует Симоне Фермани. Как отмечается на сайте театра, он единственный из живущих сейчас прямых потомков Верди. Фермани является профессором Консерватории музыки имени Джузеппе Верди.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #17 : Ноябрь 07, 2013, 12:51:08 »
http://www.muzklondike.ru/afisha/1256

8 и 9 ноября Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представляет спектакль на музыку современного американского композитора Джея Риза «Распутин».
Впервые заглавную партию в этом спектакле исполнит солист Ташкентского академического большого театра оперы и балета имени А. Навои - бас Георгий Дмитриев.
Премьера оперы Дж. Риза «Распутин» состоялась на сцене театра «Геликон-опера» осенью 2008 года. Опера была написана на собственное либретто композитора по заказу Нью-Йорк Сити Опера и посвящена выдающейся американской певице Беверли Силз.  Мировая премьера прошла осенью 1988 года. В двух актах актах оперы спрессованы ярчайшие события из жизни Г. Распутина – одного из самых загадочных персонажей отечественной истории. Расследуя обстоятельства «дела Распутина», композитор обращался к мемуарам непосредственных участников тех событий, к фактам истории, к мистическому учению «хлыстов». Русский текст либретто выполнен Валентиной Смирновой и Анной Булычёвой. В 2010 году театр «Геликон-опера» показывал спектакль «Распутин» во Франции на сцене театра Опера де Масси.  Спектакль собрал много положительных откликов во французской прессе. В 2012 году «Геликон» представил «Распутина» на крупнейшем в балтийском регионе музыкальном фестивале «Дни оперы на Сааремаа».
По традиции, автор оперы Джей Риз не пропускает ни одного её представления в исполнении артистов «Геликона». Не стала исключением и нынешняя серия – Джей Риз с супругой Сесилией, известным художником, прибывают в Москву 6 ноября.
Представления  «Распутина» на сцене «Геликон-оперы» совпали с выходом в российский прокат одноименного фильма французского режиссёра Жозе Дайан с участием Жерара Депардье в роли Распутина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #18 : Ноябрь 07, 2013, 12:56:44 »
Я эту оперу слушал в "Геликоне". В целом я считаю этот спектакль вполне состоявшимся, а музыку - достаточно внятной. Оперу мы уже обсуждали на нашем форуме:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1252.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #19 : Декабрь 05, 2013, 11:44:23 »
Проститутки на «Бале-маскараде» Бертмана
Александр Матусевич, 03.12.2013

http://www.belcanto.ru/13120302.html

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #20 : Январь 15, 2014, 15:46:11 »
http://lenta.ru/news/2014/01/15/crowd/

«Геликон-опера» соберет в интернете деньги на «Соловья»

Московский театр «Геликон-опера» ведет сбор средств на постановку оперы Стравинского «Соловей» на краудфандинговом сайте Planeta.ru. В сообщении, опубликованном театром отмечается, что средства пойдут на создание костюмов и покупку реквизита для спектакля.

Театр начал сбор средств 10 декабря 2013 года. На данный момент пользователи интернета перевели ему 7,6 тысячи рублей. Заявленная театром сумма составляет 500 тысяч рублей. На то, чтобы собрать эти деньги, у «Геликон-оперы» остается еще 53 дня.

Мировая премьера «Соловья» в постановке худрука театра Дмитрия Бертмана состоится в марте 2014 года на международном фестивале «Al Bustan» в Бейруте. Российским зрителям опера по сказке Андерсена будет представлена 7 мая 2014 года на сцене «Геликон-оперы».

Игорь Стравинский написал оперу «Соловей» в 1916 году — это его первая опера. Ее относят к «русскому периоду» композитора — 1908-1923 годам. За это время им также была написана музыка для балетов «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Театр «Геликон-опера», обладатель 8 премий «Золотая маска», был основан в 1990 году Дмитрием Бертманом. Главным дирижером театра является Владимир Понькин. В репертуаре «Геликона» идут «Борис Годунов» Мусоргского, «Севильский цирюльник» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта и другие оперы.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #21 : Апрель 21, 2014, 13:58:09 »


Мария Жилкина, 20.04.2014 в 11:02

 «Геликон-опере» — 24!
10 апреля 2014 года в театре «Геликон-опера» прошел традиционный ежегодный неформальный концерт ко дню рождения театра. Как и в прошлые годы для празднования было подготовлено специальное представление-капустник (руководитель постановки — Дмитрий Бертман, режиссер — Илья Ильин, дирижер — Валерий Кирьянов), воплощенное на сцене хором, оркестром и солистами театра. http://www.belcanto.ru/14042001.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #22 : Апрель 24, 2014, 00:14:48 »
22 февраля 2014 года

«Геликону» дан зеленый свет

Дмитрий Бертман: «Надеюсь, работы в историческом здании закончатся уже в декабре» http://www.mk.ru/culture/theatre/interview/2014/02/21/988672-gelikonu-dan-zelenyiy-svet.html

...Долго ждал Бертман своего счастья: и теперь с полным на то основанием можно утверждать, что эпохальная реконструкция «Геликон-оперы» на Большой Никитской приближается к финалу. Заммэра по строительству Марат Хуснуллин взял стройку под личный контроль, приезжая на объект чуть ли не каждый день. Бертман хоть задышал теперь полной грудью: задумал для открывающего историческую сцену сезона 2014–2015 гг. аж четыре премьеры!

О подвижках в строительстве мы узнали непосредственно из уст худрука:

— Дмитрий, сейчас на какой все стадии?

— Стадия решительная, резко за это взялся Хуснуллин — очень часто на стройку приезжает, иногда даже дважды в день. И так бывает, что приезжает без объявления — контролирует количество рабочих на местах и все прочее. И на его совещания я хожу как на интереснейшие действа, это мечта, как он себя ведет...

— И когда у нас примерные сроки?

— К концу года хотим открыть. По крайней мере, такие цели ставят строители. И Хуснуллин требует с них очень жестко. Просто очень. Там искры летят!

— Ну, если вдуматься, объект сложный, конечно, но не настолько...

— Да он (Хуснуллин) сам говорит, что есть стройки в тысячу раз тяжелее... Причем он ведет себя очень профессионально, потому что в Казани возводил множество объектов социальной сферы, и театров в том числе. Он абсолютно в материале, грамотно разговаривает со всеми субподрядчиками о театральном оборудовании, о комбинации — соединении архитектуры с оборудованием... феноменально!

— А вам сколько времени понадобится на переезд с Нового Арбата?

— Ну, мы же начнем переезжать несколько раньше, чем официально завершат... декорации у нас хранятся отдельно в ангарах, так что переезд не будет столь грандиозным. А на запуск театра потребуется месяц, не более. Сделаю несколько премьер к открытию...

— Какие?

— Разглашать бы не хотел, а то многие, как это уже было, кинутся это ставить. Что до переноса прежних спектаклей — это процесс стремительный: так как театр долгое время живет на колесах, мы ко всему привыкли, для нас тут нет сложности.

— И совсем иной шарм будет — одно дело заходить в фойе этой высотки на Арбате, другое — в ваше столь выстраданное здание... Кстати, прежнее помещение у вас изымут?

— Меня вообще не волнует, куда оно уйдет. Я никак на него не претендую, мне оно не нужно. Я оттуда хочу бежать.

24 апреля 2014 года

Москва разрывает контракт с подрядчиком Алабяно-Балтийского тоннеля

http://www.vedomosti.ru/realty/news/25728791/moskva-razryvaet-kontrakt-s-podryadchikom-alabyano

Заново выбирать подрядчика властям придется из-за финансовых проблем «Космоса»... Хуснуллин говорит, что сейчас власти анализируют объем выполненных компанией работ на объектах и подсчитывают стоимость обязательств, которые подрядчик не выполнил по контракту. Помимо тоннеля и реконструкции Большой Академической компания реконструировала и новую сцену «Геликон-оперы».

Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля началось в 2007 г. как части проекта «Большая Ленинградка» — реконструкции Ленинградского шоссе и Ленинградского проспекта от Тверской улицы до аэропорта «Шереметьево». Сначала тоннель обещали открыть в 2009 г., но каждый год сроки переносились. В сентябре 2013 г. открыли движение по тоннелю в одну сторону — от улицы Алабяна к Большой Академической. Второй участок компания обещала запустить к концу прошлого года. К концу прошлого года было обещано и открытие «Геликон-оперы».

Источник в мэрии считает, что шансов на выживание компании «Космос» мало.
Che mai sento!

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #23 : Май 07, 2014, 21:21:59 »
www.youtube.com/watch?v=SrJ00JifzqM В "Геликоне" совсем озверели с режиссурой или это муляж сигарет издающий муляж дыма  >:(? Заставлять певцов курить на сцене это нечто.

Оффлайн Darja-v

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
Re: "Геликон" (Москва)
« Ответ #24 : Май 11, 2014, 15:26:40 »
http://izvestia.ru/news/570308

5 мая 2014

«Ставлю спектакли для себя, поэтому заимствовать ничего не буду»
Худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман — о стройке на Большой Никитской и о том, почему Соловей из одноименной оперы поет так высоко


Поставив пышного «Кавалера розы» в шведском Оперном театре Мальмё, Дмитрий Бертман вернулся в Москву, чтобы подготовить премьеру камерного «Соловья». О ранней опере Стравинского, которая должна стать последней работой «Геликон-оперы» перед возвращением в историческое здание, основатель и худрук театра рассказал корреспонденту «Известий».

— Вы выбрали «Соловья», потому что это компактная опера, которую легко поставить в условиях скорого переезда?

— Наоборот, это очень тяжелая опера — намного тяжелее, чем иные пятиактные громады. Ее текст труден для певцов — тесситурно и музыкально, и для режиссера тоже. В «Соловье» много коллизий, вторых и третьих планов. Многое скрыто за сказкой.

— Вы ставите «Соловья» впервые?


— Да. В 1990 году театр «Геликон» открывался «Маврой», это был наш первый спектакль. Потом я ставил в Венской опере «Похождения повесы». Теперь пришла очередь «Соловья». Из опер Стравинского остался только «Царь Эдип».

— Как вы понимаете главную идею «Соловья»?

— Для меня это сказка про сегодняшний мир искусства, где очень трудно отличить настоящее от искусственного. Обман, ложь, подделка иногда выходят на авансцену. Но настоящее отличается тем, что воздействует на эмоциональном уровне, поэтому оно всё равно победит.

Это история про скромную серенькую птичку и блестящую механическую подделку, выполненную на самом высоком техническом уровне. Подделку подкладывают императору, он отказывается от Соловья и изгоняет его из государства. Но когда император умирает, спасает его именно эта серенькая птичка.

— В «Левше» Лескова противоположная идея — искусственная блоха превосходит природу?

— Там другая тема — тема человеческого таланта. Не знаю, как бы я сейчас ставил «Левшу». Меня волновал бы вопрос, нужно ли вообще подковывать блоху? Может, стоило направить свой талант на то, что изменит мир? Подковывание блохи — дело бесполезное. Труд ради труда не имеет смысла.

— А у Стравинского нет любования совершенством механического соловья? Он — персонаж однозначно отрицательный?

— Стравинский дарит настоящему Соловью вокальную партию и поручает ее самому высокому голосу, какой существует на Земле, — колоратурному сопрано. Он дарит Соловью огромное количество эмоционального, даже физиологического мелоса. Когда голос взвивается на такие высоты, это не может не действовать на физиологическом уровне. А у искусственного соловья голос отнят — ему оставлена лишь инструментальная партия.

— Кто справится с виртуозной партией Соловья?

— Две солистки театра: Лидия Светозарова и Анна Гречишкина. А вообще в нашем небольшом коллективе есть еще три певицы, которые знают эту роль, — Марина Андреева, Татьяна Куинджи и Елена Семенова.

— Они, наверное, обиделись?

— Нет, всё нормально, они заняты в другом репертуаре. Кстати, Елена Семенова участвовала в недавней постановке «Соловья», осуществленной Робером Лепажем (в России она известна благодаря телеканалу «Культура»). Этот спектакль так хорош и технологичен, что соперничать с ним трудно. Там на сцене бассейн, в котором плавают драконы, огромное количество кукол. Наши условия не позволяют рассчитывать на подобные ноу-хау, поэтому мы идем по актерскому пути. Но было бы нечестно, учитывая мой взгляд на «Соловья», переодеть всех в сегодняшние костюмы. Я создал вымышленный императорский Китай, обобщающий образ государства.

— Авторитарного?

— Конечно.

— Вы смотрите чужие спектакли, перед тем как делать свои?

— Да.

— Чтобы не повторяться?

— Нет, просто нужно быть в курсе. Нужно знать, где какие шоссе уже проходят, потому что хочется найти более короткую дорогу. Но когда я начинаю работать, стараюсь всё забыть. И мне удается. Я же для себя ставлю, для своего удовольствия, так что заимствовать ничего не буду.

— А если лучшее решение какой-либо сцены уже найдено и «занято», велосипед уже изобретен?

— Такого у меня никогда не было. Если вдруг такое произойдет, это будет означать большой кризис.

— То есть вы никогда ничего не цитировали из коллег?

— Нет. Цитаты из своих спектаклей у других режиссеров я видел. И очень горжусь этим. Считаю, что это победа.

— Как идут дела на стройке «Геликона» на Большой Никитской?

— Сейчас вновь сменили генподрядчика. Работы идут под личным контролем заммэра Марата Хуснуллина, который еженедельно, иногда дважды в неделю, проводит на объекте совещания. Видно, как поднимаются стены. Все подземные этажи уже сделаны, там идет отделка. В историческом здании продолжаются реставрационные работы. Там восстановлены потрясающие интерьеры, лепнина; осталось положить паркет. Для меня важно, что работа движется, особенно в такое тяжелое время.

— В последние месяцы чиновники постоянно говорят, что театр откроется в 2014 году.

— Я сам жду с большим аппетитом, когда объявят точную дату. Ведь планы на открытие у нас огромные, и они завязаны на участии музыкантов, графики которых строго расписаны.

— К переезду в новое здание театр закупит новые инструменты? Рояли например.

— Да, у нас будут концертные «Стейнвеи» и другие зарубежные инструменты — немецкие и американские. Появятся арфы, ударные, часть духовых (о покупке струнных пока можно только мечтать). Вообще, всё театральное оборудование и технологическое оснащение сцены делаются по высшему классу.

— А интерьеры?

— У нас не будет оштукатуренных стен и хрустальных люстр. Попадая в зал, зритель будет чувствовать себя так, как если бы он заходил в московский дворик. Окна будут гаснуть с началом спектакля. Сейчас Московская патриархия заканчивает работу над въездной иконой — Георгием Победоносцем на вороном коне. Это список с уникальной иконы, хранящейся в Ханты-Мансийске. Она будет находиться на своем историческом месте и окажется частью интерьера зрительного зала.

Сцена будет довольно большой, и каждый зритель, сидя в амфитеатре, будет хорошо видеть происходящее и ощущать себя соучастником действа.

— От певцов, соответственно, будет требоваться более подробная работа над мимикой?


— Этот вопрос у нас в театре не стоит: камерное качество актерской работы у нас в крови, трансформировать его смысла нет.

— Какая судьба ждет зал «Геликона» на Новом Арбате, когда вы оттуда съедете?


— Это помещение принадлежит московскому департаменту культуры. Здание тоже очень проблематичное и находится в плохом техническом состоянии. Может быть, туда пустят какой-нибудь театр-погорелец. Либо это будет резервная площадка департамента.

— Вас не огорчает, что «Геликон-опера» останется камерным театром и людей будет приходить немного?

— В идеале можно было бы сделать побольше мест. Но в этом есть особое удовольствие: ведь каждый зритель в таком театре — VIP-зритель.

— Как это будет отражаться на цене билетов?

— Наш театр когда-то был очень дорогим, потому что мы работали в совсем маленьком зале. Сейчас всё будет зависеть от спроса на спектакли. Перед нами не стоит задача поднимать цены до того уровня, на котором нормальный зритель не сможет позволить себе билет. У нас есть своя публика — не туристическая, а та, которая любит наш театр, и мы не хотим ее терять. Предавать ее мы не будем.