Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 87436 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Шостакович: творчество и жизнь
« : Март 24, 2009, 11:40:13 »
В связи с тем, что на форуме поднимались вопросы об образах 5-й симфонии Шостаковича, я решила вновь обратиться к этому сочинению и посмотреть существующую критику  - советскую и постреформенную, а также поискать, не появились ли какие-нибудь свежие материалы, посвященные этому произведению.
И в этих поисках наткнулась на статью, которая вызвала у меня некоторое замешательство. В ней предлагается взгляд на это известнейшее произведение в ракурсе, который мне до сих пор не встречался. А именно – автор указывает на мотивное родство некоторых тем симфонии с оперой «Кармен», а также на концептуальную близость идей симфонии сущности музыкального образа Бизе. 

Бендицкий. О Пятой симфонии Д.Шостаковича. – Н.Новгород, Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки, 2000:

http://www.opentextnn.ru/music/personalia/shostakovich/?id=1307

Может быть, в отношении иного композитора такие «удивительные» и кажущиеся абсурдными на первый взгляд утверждения меня бы и не привлекли и не заставили познакомиться с исследованиями, но Шостакович, действительно, нередко прибегал к разного рода аллюзиям, маскировкам, двойственным темам и т.д. Впрочем, конечно же, не только он,  и другие композиторы использовали в сочинениях монограммы, стилистические цитаты, в которые вкладывались немузыкальные смыслы, символические тональные планы и т.п.  - сколько раскрытых и нераскрытых загадок заключает в себе музыка! Шостакович прекрасно владел искусством многоплановости высказывания, позволявшего ему создавать емкие и масштабные картины – которые создаются при восприятии в образном единстве составляющих их изображений. Не последнюю роль в этом играла его способность к  иносказию. Шостакович проявлял в музыке исключительное остроумие и был мастером разного рода иронических  высказываний – от озорного хулиганства, до трагической самоиронии, язвительного сарказма и мрачного гротеска. Шостакович часто использовал в своих произведениях цитаты и квазицитаты, а также стилистические реминисценции, несущие особую смысловую нагрузку. Достаточно указать на многообразие аллюзий в циклах его прелюдий и прелюдий и фуг. Обнаруживаются многочисленные реминисценции в симфонических произведениях. Об этом может быть долгий разговор. А использование музыкальной подписи - криптограммы DSCH (по мнению некоторых исследователей,  были у Шостаковича и другие музыкальные «коды») вносило в его творчество личный автобиографический момент. В связи с этим вспоминается одно из интервью с М. Шостаковичем в год празднования 100-летнего юбилея композитора, в котором звучала мысль, что и для сына Шостаковича значение некоторых композиционных приемов в произведениях отца, которые, скорее всего, несут характер «посланий», остается непроясненным в полной мере. Так что возможность того, что Шостаковичем в музыке использованы хитрости и шифры, которые пока остаются незамеченными или смысл которых поныне не раскрыт, я не исключаю.

Теперь, собственно, о 5-й симфонии. В статье, о которой идет речь, сама симфония представляется огромной парафразой на тему Хабанеры. В ней приводится развернутый анализ тематического материала симфонии в той его части, которая, по мнению автора статьи, содержит сходство с теми или иными элементами Хабанеры – интонационное, ритмическое, тональное и т.д. Кстати, я поняла, просмотрев некоторые другие материалы в сети, что исследование Бендицкого если и не создало традицию в толковании данной симфонии, то, по крайней мере, дало некоторую зацепку, за которую ухватились и другие теоретики.

Материал меня очень удивил, т.к. образная сфера этой симфонии мне кажется если и не абсолютно прозрачной, то по крайней мере вполне определенной и соприкасающейся с тематикой других симфоний Шостаковича.

Обстоятельства написания симфонии известны.  1936-1937 г. – время, когда сталинские репрессии достигли апогея. Террор разворачивается и в музыкальной жизни. Выходит знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», обвиняющая композитора в формализме, уничтожительной критике подвергается опера «Леди Макбет». А затем поспевает и «Балетная фальшь».

5-я симфония традиционно представляется как ответ Шостаковича на обвинения. Что в этом ответе? Советская критика увидела «исправление» заблудившегося в формалистических экспериментах композитора, повернувшего к музыкальной традиции, более простому музыкальному языку  и теме духовного взросления «советского человека», которая вписывалась в стоящие перед советской музыкой художественные задачи. «Преодоление ошибок» этой симфонией было признано общественностью, автор удостоился похвалы,  а эмоционально-напряженные моменты симфонии были трактованы в духе «оптимистической трагедии», что вполне укладывалось в идеологическое русло. Сам композитор прокомментировал   замысел как отражение становления личности и специально обращал внимание на оптимистичность финала: «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лиричного по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане. У нас иногда возникает вопрос о законности самого жанра трагедии в советском искусстве. Но при этом часто подлинную трагедийность смешивают с обреченностью, пессимизмом. Я думаю, что советская трагедия как жанр имеет полное право на существование…».  Впоследствии толкование идеи симфонии как развитие самосознания личности и  определение её взаимосвязанности с исторической судьбой народа укоренилось в музыкознании, иногда дополняясь конкретикой – в симфонии видели отголоски революционных событий начала века, индустриальные достижения и колоссальный труд современного поколения, обеспечивший рост технического и экономического потенциала страны,  предчувствие наступления фашизма и великих потрясений второй мировой войны и т.п.

После падения советского режима угол зрения на творчество Шостаковича претерпел изменения – иногда до ухода в другие крайности. Композитора стали изображать творческой жертвой тоталитарной системы, скованной по рукам и ногам,  вынужденной идти на противные душе компромиссы. Печатались и чуть ли не прямые упреки и обвинения в конформизме.  Такими в симфоническом творчестве Шостаковича виделись "Песнь о лесах", 11-я и 12-я симфонии, а иногда отчасти и 5-я. Другие находили в творчестве Шостаковича притворность конформизма и заигрывания с режимом, а в 5-й симфонии усматривали изображение в иносказательной форме ужасов сталинской репрессивной машины и трагедию ГУЛАГа.

Наверное, симфония более значительна и глобальна, чем те или иные прямолинейные трактовки и попытки в конкретизированном виде обрисовать её идейное содержание.  Однако в том, что она неоднослойна и что эти содержательные слои следует рассматривать в комплексе, вряд ли можно сомневаться. Независимо от идеологического аспекта рассмотрения, кажется вполне очевидной основная проблематика симфонии – переживания личности на фоне грандиозных исторических событий.

Однако автор статьи, которая послужила импульсом к открытию этой темы, предлагает другое вИдение главной идеи и ключевого образа сочинения. Я не успела внимательно ознакомиться с теоретическими доводами и нотными материалами, что же касается внемузыкальной подоплеки, то, согласно статье (и здесь автор ссылается на С.Хентову и говорит о том, что гипотеза к нему пришла под влиянием её работ), она состоит в следующем.

Середина 30-х оказалась очень непростой в жизни Шостаковича. Наряду с гнетущей атмосферой в стране и травлей в связи с «Леди Макбет», композитор переживает и личную драму – любовь к студентке-переводчице, с которой он познакомился на одном из  официальных мероприятий. К тому времени Шостакович был женат и не решался предпринять какие-то решительные шаги по расторжению брака, хотя сила чувства мучила его. В 1934г. возлюбленная поэта была арестована и два года провела в лагерях, но в 1936г. её освободили. Затем ей удалось уехать в Испанию, где она вышла за человека, носившего фамилию Кармен.  Согласно автору статьи, в 5-й симфонии Шостаковича запечатлен её образ, а вернее - не только её образ, но и образ не знающей преград любви, которая оказывается сильнее условностей,  сильнее  всех ужасов времени и ради которой стоит идти на смерть. Смысл в этом двойной – именно опера «Леди Макбет», утверждающая «свободную любовь», стала главным предметом разгромной критики, и именно в период этой критики композитора мучило вспыхнувшее чувство к женщине, которой суждено было стать женой человека по фамилии Кармен, а так звали роковую героиню одной из самых  ярких опер о любви. 

Красивая идея…  но можно ли доверять исследователю?
Или в очередной раз мы имеем дело с домыслами?
Любопытно мнение участников форума.

Я опускаю теоретические выкладки, т.к. в них пока нет времени разбираться и сидеть с партитурой  (в статье «доказательства» приводятся достаточно подробно.) - а только на этом основании можно прийти к какому-либо заключению.
Разумеется, при поверхностном чтении материала сомнений в достоверности выводов автора у меня возникает много, чтобы признать подобное толкование. И уж точно оно вряд ли может претендовать на единственность. 
« Последнее редактирование: Март 28, 2009, 15:32:32 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #1 : Март 24, 2009, 11:43:59 »
Некоторые ключевые положения статьи:
-----------------------------------------
(цитаты)

Если отбросить обиды, вынести за скобки угрожающе-оскорбительный тон статьи «Сумбур вместо музыки», то суть её можно выразить так: «Кому интересны любовные переживания купчихи, когда советский народ строит социализм?» Ещё короче: «...на первом месте - социальное устройство, любовь - потом» (тем более любовь женщины из среды чуждого класса).
Шостакович, взявший себе за правило отвечать на критику только творчески, написал симфонию, прославляющую любовь.
«Одной любви музыка уступает». То есть по иерархии ценно¬стей Пушкина - высшая ценность жизни - любовь. Шостакович солидарен с Пушкиным, и он взялся доказать это средствами сво¬его искусства.

-------------------------------------------------------
Как наваждение, все пронизывает слово «любовь».
Итак: основным материалом, из которого построены и главная и побочная партии 1 части - является 2 раздел Хабанеры.
Интонациями, а, следовательно, и семантикой, которую несут эти мотивы (L'amour) - пронизана вся часть.

Резюме
Сходство
1.Звуковысотность: звуки совпадают все, кроме первого и последнего.
2.Ритм мелодии совпадает.
3.Ритм сопровождения. Связан с Хабанерой, но варьирован и замаскирован.
4.Тональность. Совпадают только два эпизода, те самые, которые связаны с Кармен, и только они удостоены чести быть в Ре мажоре.
5.Образ.

Несходство (маскировка)

1.ПП изменена (в экспозиции) до неузнаваемости (звуки переставлены)
2.Ритм сопровождения - замаскирован.
3.Канон.
4.Запись иначе выглядит.
5.Психологический контекст.
---------------------------------------

Пятая симфония - художественное доказательство логически недоказуемого тезиса «любовь свободна».
Этой же идеей пронизана опера «Кармен». Этой же идеей пронизана «Катерина Измайлова».
Основной музыкальный материал - «Хабанера».

Симфония - гимн любви и одновременно ответ на критику, отстаивание своей точки зрения, защита идеи «Катерины Измайловой», ответ Сталину.

Мы принимаем и разделяем трактовку И.Барсовой коды финала симфонии как «шествие на казнь». Но как же в таком случае согласовать эту трактовку с нашей точкой зрения?
«Любовь свободна, любовь свободна, любовь свободна!»- буквально вдалбливают трубы и тромбоны, провозглашая «золотой ход» в коде финала. Эмоционально - это одержимая готовность (способность) «шествовать на казнь» ради любви. Но это может быть и шествие на казнь ради идеи или сохранения человеческого достоинства. <…>
« Последнее редактирование: Март 24, 2009, 11:54:30 от Кантилена »

Sergey

  • Гость
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #2 : Март 24, 2009, 15:13:49 »
Уважаемая Кантилена, почти три года назад, я писал об этой книге на форуме "Классика" в связи с публикацией интервью известного музыковеда, одного из крупнейших знатоков жизни и творчества Шостаковича М.А.Якубова в Независимой газете от 10.03.2006. Если интересно, можете почитать, см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=7042

Sergey

  • Гость
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #3 : Март 24, 2009, 15:35:31 »
И еще. Не принимаю и не разделяю "трактовку И.Барсовой коды финала симфонии как «шествие на казнь»".
Мне так не кажется. Мне, как я уже писал на форуме Классика, общий настрой финала представляется победным. Для тех же, кто думает иначе, приведу цитату из того же Бендицкого:
Цитировать
Не является ли "история любви" снижением того образа симфонии, который она приобрела сразу после первых исполнений и который непрерывно обогащается новыми исследованиями о ней?
Природа художественного произведения такова, что допускает разные толкования одного и того же сочинения.... Это не недостаток, а достоинство искусства, фундаментальная функция которого - поддерживать и развивать в человеке способность к интуитивному мышлению. Свойство это отличает искусство от науки, которая стремится в понятии сформулировать нечто единое, максимально (насколько это возможно) отгородив одно явление от другого.....
Художественное произведение изначально способно нести в себе несколько параллельно идущих образных смыслов…..
.....необязательно многоплановость содержания сводить только к "тайнописи" Часто это несколько одновременно идущих смыслов, своей многоликостью создающих объемность содержания.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #4 : Март 24, 2009, 19:22:02 »
Sergey , спасибо большое, я познакомлюсь. Я впервые натолкнулась на подобную трактовку 5-й симфонии, оказавшуюся неожиданной, и до сих пор недоумеваю.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #5 : Март 24, 2009, 20:36:26 »
Уважаемая Кантилена, почти три года назад, я писал об этой книге на форуме "Классика" в связи с публикацией интервью известного музыковеда, одного из крупнейших знатоков жизни и творчества Шостаковича М.А.Якубова в Независимой газете от 10.03.2006. Если интересно, можете почитать, см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=7042

Да, очень интересная ссылка !
Я не читал этот поток на Классике, но это было связано со сложностями пребывания на том форуме, а отнюдь не с нежеланием знакомиться с этими материалами :)). Я их просто не заметил во тьме тамошнего мусора.
Спасибо, что напомнили, а то всегда так бывает: любопытные материалы тонут в ерунде и остаются незамеченными.

Sergey , спасибо большое, я познакомлюсь. Я впервые натолкнулась на подобную трактовку 5-й симфонии, оказавшуюся неожиданной, и до сих пор недоумеваю.

Я тоже недоумеваю, но по другой причине :))
Собственно, тот факт, что темы 5-й симфонии Шостаковича были сколком с тем из "Кармен", никогда не был секретом - музыканты об этом давно знали, а меня так просто шокировало прямое сходство, и я всегда, как вы пишете, "недоумевал" - к чему бы, мол, это ?
Я предполагал, что всё дело либо в каких-то личных обстоятельствах, либо в том, что в те времена бесконечно передавали по радио и бесконечно пели в концертах "Хабанеру", причём, как это было тогда принято, по-русски, поэтому я  решил, что композитор её вывел в Симфонии как "символ эпохи". Со склонностью Шостаковича отзываться на звуки быта мы давно уже были знакомы, поэтому сие даже и тени удивления не вызвало.
Но если на это накладываются ещё и ЛИЧНЫЕ интимные проблемы, да ещё и совпадение по времени с семейными драмами, да ещё и совпадение фамилии спутника его бывшей возлюбленной (Кармен), то почему бы и нет ?
Другое дело, какие из этого можно сделать выводы.
Я думаю, что "правда", как всегда, где-то посередине: отбрасывать версию о символике, вложенной композитором в сам факт цитирования, который сомнению не подлежит, было бы опрометчиво, но всегда остаётся вопрос о смысле символа. Как всегда в таких случаях скажу, что без ПРЯМЫХ указаний композитора понять всё равно ничего не удастся, а домысливать можно сколько угодно. Кстати, об автобиографичности некоторых моментов "Катерины Измайловой" говорили многие, в т.ч. и Вишневская в своей книге, но опять же - корректно ли напрямую проецировать личные проблемы автора на создаваемое композитором произведение ? Не будет ли тут перебора ?
Символика символикой, но мы всё равно никогда не сможем сказать, на каком этапе "символизирование" закончилось и началась профессионально-композиторская работа с этим музыкальным материалом, который что-то символизирует, а в результате этой работы, варьирования и шлифовки материала появляются совсем ДРУГИЕ, более общего характера коннотации. То же самое было и у Баха, выбиравшего темы для своих произведений.
И разве не то же самое у Скрябина ? Мало ли что может сделаться символом и мало ли что скрывается за символом ?
Кстати, помню, с удивлением прочитал у Сабанеева, что, дескать, скрябинские экстазы ослепительны, но холодны по той причине, что Скрябин не любил свою вторую жену настоящей горячей чувственной любовью, а погулять на стороне она его не отпускала, поэтому его чувство и выродилось в бесплодные экстазы, лишённые человеческого тепла и т.п.
Знаете, такие прямолинейные выводы всегда страдают ходульностью и не могут быть приняты всерьёз.
А что касается "самоутверждения" в финале 5-й симфонии, то знаете, его только глухой может не почувствовать там безо всякой символики и мыслей о "свободе" в т.ч. и любви, и чего угодно :))
К тому же я сомневаюсь, чтобы 5-я Симфония была "посланием" конкретному человеку (Ляле), который якобы должен был в ней всё услышать и понять, что не угадали и не поняли даже музыковеды (прямой намёк на Кармен и т.п.) - это уже чересчур смелое предположение :)))). Но мы можем допустить, что он САМ ей мог это передать - тогда другое дело было бы ! Но где доказательства этого факта ? А без слов композитора, я повторяю, любые наши домыслы останутся домыслами. В подлинность его слов о том, что звук "ля" символизирует 1-ю ступень, т.е. некое "начало", личность, её "я", я готов верить - очень похоже на правду - прекрасный символ.
Но уж намёк исследователя на то, что финальное ля-ля-ля-ля-ля означает бесконечное повторение имени "Ляли", честно говоря, вызывает у меня большие сомнения.
Хотя ..... если бы сам автор это подтвердил, то я бы, наверное, не стал смеяться. Но он нам никогда и ничего уже не скажет, поэтому я бы лишь советовал быть поосторожнее с домыслами, а то можно будет найти в музыке то, чего там нету и никогда не было, вот и всё.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #6 : Июль 08, 2009, 06:00:50 »
С Шостаковичем вcе не как у людей. Я не очень люблю Шостаковича симфоничесую музыку и нахожу его камерную музыку более инересной, по крайней мере знамениьлй  Шостаковича “жестокой гнусности” там почти нет, а вот eго симфоническая музыка ее пронизанa вдоль и поререк. Пятая симфония естественно несколько выше всего остального. Слушая  Шостаковича годами и читая про него я пришел к удивительному заключению что я не в коем случаи не должен читать ничего о Шостаковиче так квк он вызывает у меня павлоаскую реакцмю отторжения Шостаковича личные взгяды и суждения удиыительно отталкивающи и чем менье я ихзнаю тем более “слушаема” его музыка.  Я дуаю что живя мы в одно время и будучм знакомы я бы его очень не любил персонально….  У меня такого нет ни с одним другим композитором, обычно  ими интересуюсь и обстоятельсва их жизней мне не безитересны. В случаии Шостаковича я предпочитаю вобще не знать деталей и подробнотей в особености если оно происходит от саморго Шостаковича…


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #7 : Июль 08, 2009, 19:22:59 »
В случаии Шостаковича я предпочитаю вобще не знать деталей и подробнотей в особености если оно происходит от саморго Шостаковича…

Я не совсем понял, что об этом думаете вы, но я всегда призывал разделять понимание творца в быту и в творчестве. Впрочем, об этом ещё Пушкин в стихах гениально выразил :) Это относится и к Шостаковичу в полной мере, а также, допустим, к Мравинскому: ведь какой был дирижёр, а ведь сколь неинтересны и бытописательски-мелки его дневниковые заметки и все эти сюси-пуси в них прям читать противно.
По-видимому, в таких случаях получают развития разные направления мысли великих людей, ибо их величие проявляется далеко не во всём !
Но с другой стороны, я совершенно не разделяю вашего мнения по поводу второстепенности его симфонического творчества, хотя вы делаете исключение для 5-й симфонии. А для 7-й не хотите сделать исключения ? Или для 8-й ? А ещё для 4-й и 6-й ?
Я считаю, что симфонии №№1,4,5,6,7,8,10 и 15 - гениальны. Остальные симфонии тоже интересны, но для меня лично НЕ СТОЛЬ интересны, а симфонии с хорами и солистами к тому же эклектичны и обладают существенно разваленной формой. Хотя, быть может, меня не волнуют произведения со словами на политические темы, потому что для политических тем я считаю более адекватным другие способы выражения, но это уже вопрос вкуса :)
Впрочем, 9-ю бетховенскую Симфонию многие тоже считают "разваленной" из-за части с вокалистами, а кое-кто по этому поводу мне говорил, что Бетховен-то как раз и есть инициатор гибели классической симфонии, потому что присобачил к инструментальному произведению хор :)) - тут опять же о вкусах спорить не буду.
Квартеты Шостаковича считаю одним из высших достижений в этой сфере и даже более того - пожалуй, в 20-м веке невозможно указать другого столь же глубокого и изобретательного квартетного композитора. И дело не только в их количестве у Шостаковича, потому что достаточно много квартетов, чтобы считаться "квартетными" авторами", создали и Мийо, и Вила-Лобос, и Кшенек, и Хиндемит, и многие другие композиторы не прошли мимо квартета, но всё же Шостакович тут вне конкуренции.
Его концерты для различных инструментов с оркестром, его вокальные циклы, фортепианные пьесы, музыка к кинофильмам, две его оперы - одна новаторская и озорная, а другая традиционалистская при всей жёсткости музыкального языка.
Короче говоря, у Шостаковича есть что послушать, чтобы прийти к выводу о его безусловной гениальности :)
 
Я как-то говорил уже, что все страдания художника идут на пользу его творчества в том плане, что делают его более концептуальным, более ярким и интенсивным, более философски насыщенным. В случае Шостаковича особенно любопытно то, что в его творчестве отпечаталась противоречивость и некоторая трагическая истеричность тогдашней эпохи: эпоха, конечно, ломала Шостаковича "через колено", но именно она сделала из него гения, а не просто талантливого музыканта, которым он был и без её помощи. Но мало ли кто был "талантлив": я много раз говорил, что в чисто музыкальном отношении я считаю Кшенека даже ещё БОЛЕЕ талантливым от природы человеком, чем Шостакович, но Кшенек жил в относительно благополучной среде, хотя и ему тоже доставалось на орехи, но он, ничтоже сумняшеся, удирал от всех трудностей и продолжал пописывать свою музычку, которая всегда была вполне нейтрально-беспечной и не слишком перегруженной "философичностью" и думами "о вечном". Эпоха хотя и доставляла Кшенеку некоторое беспокойство, но так и не ударила по его творчеству и по его жизни топором, как по Шостаковичу, потому-то Кшенек так и остался "талантом", не перейдя в разряд "гениев": жизнь не наложила на него свою печать и не сделала его искусство конфликтным, дискуссионным и наполненным двусмысленностями и подспудными борениями, которые как раз только и интересны тем, кто изучает какое-либо творчество ! :) Если нет интриги, то нету и особого интереса. Ну скажут о Кшенеке - да, жил-был такой в 20-м веке, создал "Джонни наигрывает" с приятной музычкой - и всё. А о Шостаковиче ВСЕГДА будут говорить как о "летописце эпохи" и как об одной из самых трагических и величественных её фигур, живописавшей средствами своего творчества дотоле неслыханные цивилизационные потрясения, пропустив их через призму личного художественного восприятия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #8 : Июль 08, 2009, 22:10:25 »
Для меня симфонический Шостакович во своем большестве весь дерганно-пошлый, хоть отрицать его талатливости естественно не сoбираюсь, композитор от так и да был очень сособный но слишком он уж повадился на свою стилистику местячковой жестокости, временами оно ох как противно слушать. А вот в миниатурах - квартетах, пилюдах и тому подобное этой гадости обсалютно нет - быть может это что-то кoллетивно-советское?  Мы все по своему "летописцы эпохи" но если эпохи имеют свои гармонии, то то что делап Шостакович в некоторой симфоничекой музыкой это было не летопись эпохи а злорадство над летописью как предметом.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Творчество Шостаковича и его загадки
« Ответ #9 : Июль 13, 2009, 10:28:41 »
Для меня симфонический Шостакович во своем большестве весь дерганно-пошлый. А вот в миниатурах - квартетах, пилюдах и тому подобное этой гадости обсалютно нет - быть может это что-то кoллетивно-советское?  Мы все по своему "летописцы эпохи" но если эпохи имеют свои гармонии, то то что делап Шостакович в некоторой симфоничекой музыкой это было не летопись эпохи а злорадство над летописью как предметом.
Но это Ваше личное отношение к симфонисту Шостаковичу я не совсем разделяю. Я считаю, что он именно симфонист в большей степени. При этом камерная его музыка также чудесна, вот например изумительный цикл "английские и американские песни" - при этом сам "Шостакович" на мой взгляд в этом сочинении по - моему не чувствуется, словно другой человек писал. По настоящему как симфонист с ярко выраженным Я он на мой взгляд раскрывается с 4 симфонии. Меня он вполне устраивает как симфонист. Что касается квартетов - они также замечательны, хотя по крайней мере 1-е 8 квартетов - словно для двух фортепиано написаны, а вот поздние уже нет. Вы знаете, нередко проводят параллель в связи с симфонизмом Шостакович - Шнитке. Вот то, что Вы написали по поводу Шостаковича - симфониста на мой взгляд главным образом подходит именно Шнитке. Я вообще Шнитке не склонен считать симфонистом, а наоборот именно камерным композитором. Именно в его камерной музыке так ярко и естественно выражается тот звуковой "микромир", чем в симфонической.

Другое дело, что Вам ближе именно камерный Шостакович. Мне вот интересны и его камерные и симфонические произведения.
Я вовсе не чувствую, что его симфоническая музыка преисполнена “жестокой гнусности”, наоборот там всегда угадывается надежда, а вот симфоническая музыка Шнитке на мой взгляд исполнена "чудовищной гнусности", тотальной безнадежности и обреченности!
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

cranky_brain

  • Гость
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #10 : Март 13, 2010, 16:24:47 »

И в этих поисках наткнулась на статью, которая вызвала у меня некоторое замешательство. В ней предлагается взгляд на это известнейшее произведение в ракурсе, который мне до сих пор не встречался. А именно – автор указывает на мотивное родство некоторых тем симфонии с оперой «Кармен», а также на концептуальную близость идей симфонии сущности музыкального образа Бизе. 


Почти офтопик, но... В фильме о Щедрине (http://files.mail.ru/9AHM7A), Плисецкая рассказывает о том, как она просила нескольких композиторов написать музыку для балета. К Щедрину она собственно обратилась после того, как безуспешно пыталась уговорить Хачатуряна и Шостоковича. И если отказ Хачатуряна звучал невнятно, то Шостакович объяснял нежелание взяться за работу так (со слов Плисецкой): "Лучше Бизе не напишешь. Боюсь Бизе!"

Видимо, когда он писал 5-ю симфонию, он его так не боялся  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #11 : Март 21, 2010, 13:34:02 »
Видимо, когда он писал 5-ю симфонию, он его так не боялся  :)

Вообще говоря, это очень интересный вопрос !
А может, он потому и взял в качестве прообраза для тем 5-й симфонии Шостаковича тональности, контуры и интонации музыки из "Кармен", что "боялся" и подходил к ним как к чему-то "сакральному" ? :))
Своё отношение к этим предположениям я выразил выше, как и к роли "Кармен" в 5-й симфонии Шостаковича: я думаю, что чужой материал вполне можно использовать для своих собственных, притом, существенно отличающихся целей, что и было сделано Шостаковичем. Поэтому при всём интересе к этой статье я бы не зацикливался на однобоком толковании факта присутствия контуров тематизма оперы в симфонии.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #12 : Март 21, 2010, 13:54:23 »
А может, он потому и взял в качестве прообраза для тем 5-й симфонии Шостаковича тональности, контуры и интонации музыки из "Кармен", что "боялся" и подходил к ним как к чему-то "сакральному" ? :))...........я думаю, что чужой материал вполне можно использовать для своих собственных, притом, существенно отличающихся целей, что и было сделано Шостаковичем. Поэтому при всём интересе к этой статье я бы не зацикливался на однобоком толковании факта присутствия контуров тематизма оперы в симфонии.

Да, чужой материал использовать можно, при условии драматургической необходимости цитат или quasi-цитат. У Шостаковича же, даже "чужое", подчинено своему стилевому миру, поэтому и действует как его собственное. Я где-то слышал высказывание: "Шостакович в музыке, всю жизнь находился под влиянием Шостаковича". Я считаю это достаточно точной характеристикой. Авторский стиль Шостаковича невероятно мощный и органичный. Он проявлен не только в сфере гармоний, особенностей мелодического свойства, ладовом плане ("лады Шостаковича"), в оркестровых закономерностях (дифференциация групп инструментов и сведение их в кульминациях), тембровых особенностях (их сочетаниях), но и на уровне формы (часто возникают на основе классико-романтических индивидуальные образцы форм). Любая мелодия, строго говоря, попав под воздействие художественной стилистики Шостаковича приобретает иные контуры, становясь его собственной. Вспомните цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и мотив судьбы из «Кольца нибелунга» Р. Вагнера в 15-й симфонии Д.Шостаковича. Эти (даже!) цитаты приобретают характер авторского высказывания самого Шостаковича. Да даже тема "эпизода нашествия" из Ленинградской, что Шостакович проводит в коде финала 15-й симфонии приобретает совершенно иной характер и даже не всегда узнается музыковедами.

Кстати, вот цитата из очерка Е.В.Назайкинского «Стиль и жанр в музыке», о котором я говорю в своем потоке: "Стили наиболее ярких художников становятся центрами притяжения. Такими для многих советских композиторов были стили Шостаковича и Прокофьева. На этой основе возникают направления и школы".
« Последнее редактирование: Март 21, 2010, 14:18:14 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн remos

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 36
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #13 : Март 21, 2010, 19:09:14 »
Про 5-ую симфонию я хотел заметить, что также как в 7 симфонии ДШ использует идею Болеро Равеля, в финале 5 симфонии Шостакович как я считаю использует в переработке идею части "Восход солнца" из Скифской сюиты Прокофьева.
Поэтому я солидарен с Мравинским назвавшим коду финала 5-ой симфонии Шостаковича "восход чёрного солнца". Откуда здесь берётся "чёрное солнце" помимо общей драматургии симфонии можно понять сравнив финалы у Прокофьева и Шостаковича. Если у Прокофьева в финале все инструменты играют тему по восходящей, то у Шостаковича скрипичная группа во время "восхода" стоит на месте и жалобно стонет на одной ноте.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #14 : Март 26, 2010, 17:10:28 »
Про 5-ую симфонию я хотел заметить, что также как в 7 симфонии ДШ использует идею Болеро Равеля, в финале 5 симфонии Шостакович как я считаю использует в переработке идею части "Восход солнца" из Скифской сюиты Прокофьева.

Я все-таки считаю, что даже если Шостакович и отталкивался от чужой идеи, то в итоге он образовывал свою собственную. Ну про "Болеро" Равеля музыковеды часто упоминают. Но ведь дело в том, что "Болеро" и "Ленинградская" - это разные сочинения с принципиально разными художественными идеями.

Вот Вы говорите, что Шостакович использовал в эпизоде 1ч. 7 симфонии идею из "Болеро" Равеля.

Но в чем же тогда заключена сама идея Равеля, что (как Вы говорите) использовал Шостакович в "эпизоде" 1-й части 7 сисмфонии? В форме? Да, и "Болеро" М.Равеля и "эпизод" 1-й части "Ленинградской" Д.Шостаковича написаны в форме вариаций на soprano ostinato.  Да, там есть похожие моменты в структурном плане, но уверяю Вас, там еще больше отличий.

Если Вам интересно, то я бы порекомендовал Вам посмотреть следующее:

В. Задерацкий "Музыкальная форма" вып.1, М.1995 г. с.450 - 461. Здесь автор достаточно подробно рассматривает с т.з. структуры "Болеро" Равеля и "эпизод" из 1-й части 7 симфонии Шостаковича. Сопоставляя эти сочинения Задерацкий приходит к весьма интересным заключениям:

Сопоставление этих композиций ("Болеро" и "Ленинградская") позволяет увидеть способность такого типа формы (вариации на soprano ostinato) к различным индивидуальным преломлениям.....(В.Задерацкий "Музыкальная форма" вып.1, М.1995 г. с.454).

Вообще, если говорить о симфониях Д.Шостаковича, то в них ярко выражена субцикличность. А вот разговор о заимствовании Шостаковичем чужих идей, на мой взгляд не имеет основания.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Олег Платонов

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #15 : Июль 29, 2010, 14:02:54 »
Доброго всем дня!
Меня очень волнует этот вопрос, поэтому простите, если офтоп и не игнорируйте, пожалуйста.
Начну, как говориться, от печки...
Решил в одной из соц. сетей (чтобы не рекламировать называть ее не буду), добавить несколько классических произведений в свой плейлист и наткнулся на композицию Д.Д. Шостаковича, которая называется "живое сердце" (я не очень силен в классике, поэтому не критикуйте особо, если окажетая, что это самое известное произведение, а я о нем даже не слышал). Там же наткнулся на такую же, но с названием Симфония №2. Эта музыка сразу напомнила, ныне популярную, River Flows In You. А в Ютюбе есть множество видео где люди демонстрируют свое умение игры на пианино Yiruma - River Flows In You (Piano). Yiruma, как я понял - композитор той самой River Flows In You, но только не в обработке, а на пианино. И окончательно запутался, кто же все-таки сочинил это самое произведение, Шостакович или Yiruma?
Буду очень рад обоснованному ответу.

P.S. Задал похожий вопрос на Мейл.Ответы, но ничего вразумительного в ответ не получил.

Зарание, спасибо!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #16 : Июль 30, 2010, 10:41:20 »
наткнулся на композицию Д.Д. Шостаковича, которая называется "живое сердце"

Я не знаю, кто распространяет в сети сии легенды об авторстве Шостаковича, Рахманинова и т.д., но эти авторы к выложенным произведениям, фигурирующим под их именами, отношения не имеют.
По крайней мере те из них, с которыми мы сталкивались и обсуждали на форуме.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Олег Платонов

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #17 : Июль 30, 2010, 15:52:50 »
Спасибо за ответ. Мне самому не понятно для чего это все делается. Только зря вводят в заблуждение, демонстрируя свою неграмотность.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #18 : Июль 30, 2010, 16:17:51 »
Спасибо за ответ. Мне самому не понятно для чего это все делается. Только зря вводят в заблуждение, демонстрируя свою неграмотность.

Тут может быть 2 момента:
1) то ли кто-то издевается над далёкими от классики людьми, что само по себе криминально;
2) то ли кто-то добросовестно заблуждается, чрезмерно фантазируя по поводу сходства тех или иных сочинений и принимая одно за другое.

Хотелось бы верить во второе, потому что первое мне представляется чем-то совсем уже одиозным ! :)
У Шостаковича и Рахманинова имеются широкоизвестные мелодичные хиты, которые подвергаются разным обработкам, но то, что я в последнее время слышал из приписываемых им произведений эстрадного плана, конечно, этим авторам не принадлежит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Олег Платонов

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #19 : Август 02, 2010, 13:45:57 »
Ну лично мне было бы стыдно держать у себя в плейлисте, причем общедоступном, произведение, имя автора в которм и название не соответствует действительности. Я говорю о сознательном размещении заведомо ложной информации, а не о тех людях, которым просто понравилось сочинение, которых оно "зацепило" и они хотят, независимо от кого-либо, еще и еще его слушать. И люди добовляют к себе эти композиции, действительно думая, что, да - это Шостакович, ведь написано же... И получается, что "чума" заблуждения распространяется по сети. Я, когда сам услышал это произведение, был просто поражен его красотой, мне было приятно, что есть "ремикс" на него... и как же мне было обидно, когда я узнал, что меня обманули.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #20 : Август 02, 2010, 14:41:13 »
Не растраивайтесь. У Шостаковича много и другой красивой музыки ;)

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #21 : Август 03, 2010, 21:55:14 »
Фотографии с премьеры Ленинградской симфонии Шостаковича, которая прошла на сцене Самарского театра оперы и балета 5 марта 1942 года

http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_12/html/sf-1942-01.html

http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_12/html/sf-1942-02.html

http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_12/html/sf-1942-03.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #22 : Ноябрь 19, 2010, 19:29:20 »
Решил напомнить об интересной находке последних лет, о которой было рассказано в статье.


Опера в папке

В архивах найдено 250 листов неизвестной музыки Шостаковича (2006 г)

http://www.rg.ru/2006/09/22/opera.html

Ирина Муравьева

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4178 от 22 сентября 2006 г.

Творения Дмитрия Шостаковича стали такой же неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, как музыка Бетховена, Моцарта, Малера. Его громадное наследие, представляющее, по сути, феномен исповедальной "автобиографии" ХХ века, включает пятнадцать симфоний, пятнадцать струнных квартетов, три балета, две оперы, оратории, вокальные циклы, сочинения для симфонического оркестра и солирующих инструментов, музыку для драматического театра и кино.

 

Но все ли цифры правильны, все ли сочинения учтены в "твердых списках" его творчества? Возможно ли сегодня открытие неизвестного Шостаковича? Об этом - беседа со старшим научным сотрудником Архива Д.Д. Шостаковича и Музея им. Глинки Ольгой Дигонской:

Российская газета Многие люди, входившие в ближний круг Шостаковича, наши современники. Дмитрий Дмитриевич весь ХХ век был на виду. Где архивисты ищут сенсации?

Ольга Дигонская Прежде всего - рукописное наследие Шостаковича. Внимание к автографам Шостаковича может кардинально поменять представление о ключевых вехах его творческой жизни, по сути расшатать существующие мифы. Могу сказать, что сегодня ни один музей мира, кроме Музея им. Глинки, не может заявить о подобной сенсационной находке: в рукописном фонде обнаружено свыше 250 нотных листов, исписанных рукой Шостаковича, хранившихся в фонде Шостаковича в пухлой картонной папке (я называю ее Музейной папкой) в качестве "необработанного материала". Автографы поступили в музей в 60-е годы скорее всего от его друга Левона Атовмяна. По воспоминаниям самого Атовмяна, он договорился с домработницей Шостаковича Феней, чтобы она опорожняла корзины композитора, лишая его таким образом возможности уничтожать свои черновики. Конечно, корзины не были единственным источником... Атовмян в те годы бывал составителем сборников и сюит из музыки Шостаковича.

РГ Как образовалась эта папка?

Дигонская Это чисто архивный феномен. Черновики представляли собой разрозненные листы без надписи. Мне потребовалась кропотливая работа по атрибуции и воссоединению этих листов, была предпринята попытка найти место рукописям в уже существующем корпусе автографов Шостаковича. И выяснились удивительные вещи. Известно, что Шостакович к 26-му году в состоянии творческого кризиса сжег, подобно Гоголю, все свои ранние сочинения. Оказалось, к счастью, не все: произведения в папке датируются 20-ми-50-ми годами. Самое раннее относится к 1920 году (Шостаковичу 14 лет): листочек, вырванный из тетрадки и исписанный с двух сторон, представляет собой фрагмент самой первой сонаты Шостаковича, считавшейся утраченной.

Но самый сенсационный материал, который оказался в "архивной папке", - это незаконченная опера "Оранго". Название ее происходит от слова "орангутанг", потому что главный персонаж в опере - получеловек, полуобезьяна. Это иностранный журналист, который вследствие биологического эксперимента и своих жизненных и политических ошибок (в тексте имеется намек на шпионскую деятельность в Советском Союзе) приобрел полузвериный облик. Опера писалась в 1932 году.

РГ Здесь, вероятно, есть аллюзии на "Собачье сердце"?

Дигонская Здесь еще больше пересечений с "Клопом" Маяковского, музыку к которому в постановке Мейерхольда Шостакович писал в 1929 году. Так же, как в "Клопе" демонстрируют Присыпкина, который: "смотрите: курит", в "Оранго" конферансье Весельчак, представляя Оранго иностранным гостям, говорит: "Это такое промежуточное звено между хомо сапиенс и нашим пращуром. Вот человеко-обезьяна Оранго. Он сморкается, пользуется ножом и вилкой, кашляет и даже произносит "э-хе-хе". Дальше начинается демонстрация: "Оранго, высморкайся!" Оранго сморкается. "Оранго! Сыграй Чижика!" Он играет Чижика!

РГ Интересно, что все эти "эволюционные" идеи нового человека имеют в 20-30-годы такой скептически-критический финал.

Дигонская Это тема, которая была востребована временем: критика буржуазного строя во всех проявлениях. Мы планируем издать "Оранго" в следующем году отдельным изданием "Архив Шостаковича". Сомневаюсь, правда, что удастся найти либретто, автором которого являются Александр Старчаков и Алексей Толстой. Они были близкими друзьями, но после того как Старчакова репрессировали в 37-м году, Толстой отрекся от этой дружбы. Шостакович, конечно, не по этим причинам прекратил писать оперу. Известно, что в том же году он писал еще одну оперу: "Большая молния". И обе они создавались на фоне "Леди Макбет".

РГ Три оперные партитуры одновременно? Это нереально.

Дигонская Да! Это был период, когда Шостакович с легкостью работал над параллельными замыслами. Он тогда был молод, энергия била ключом, и, несмотря на провалы и успехи, это были счастливые годы для него: все казалось дозволенным, все казалось по плечу.

РГ В каком варианте дошли эти ранние оперные опусы: отдельные фрагменты, арии, акты?

Дигонская "Оранго" - это единая рукопись, которую не пришлось собирать по кусочкам. Структурно завершен Пролог или первое действие: в Россию приезжают иностранцы, их развлекают самодеятельной программой, Весельчак рассказывает про чудеса света и демонстрирует Оранго. В какой-то момент Оранго начинает рычать, вцепляется в волосы одной из присутствующих иностранок и кричит: "Рыжая стерва, порву!". Хор, подобно хору античной трагедии, вопрошает: "Что случилось?". Выясняется, что один из присутствующих иностранцев узнает в Оранго своего сводного сына. Другой - своего бывшего ученика, блестящего журналиста, какая-то дама - сводного брата. Весельчак говорит: "Давайте расскажем зрителю историю этого человека-обезьяны Оранго: как он появился на свет, что с ним было, как он воевал, как приехал в Советский Союз, что там делал, как был разоблачен, как был выдворен из него, что делал дальше, каким образом был куплен в Гамбурге за 150 долларов и доставлен в Москву в качестве зооэкспоната". Музыка пересказанного сюжета длится около 40 минут. В архивной папке оказался клавирный вариант: это первоначальная фиксация всего необходимого с выписанными партиями хора и солистов. Но это, безусловно, может быть исполнено. Дмитрий Бертман планирует поставить "Оранго" в "Геликоне".

РГ В архивах собраны не только нотные рукописи, но и переписка Шостаковича. В этом году были изданы письма Шостаковича к Ивану Соллертинскому. Купируете ли вы тексты писем или издаете их полностью?

Дигонская С точки зрения современных позиций, конечно, хотелось бы обойтись без купюр, но, учитывая, что большое количество упоминаемых лиц может быть еще живо, этический момент должен превалировать над исследовательским интересом. Сейчас мы собираемся публиковать уникальные письма Шостаковича к Валериану Богданову-Березовскому (искусствовед, композитор). У Шостаковича с детства была невероятная потребность в близком друге, феномен дружбы культивировался им всю жизнь. И место главного его первого друга занял Богданов-Березовский. Они познакомились, когда Богданову-Березовскому было лет 15, а Шостаковичу лет 13. Письма эти интересны тем, что отражают личность совсем юного Шостаковича, почти мальчика. Они хороши своей интонацией. Скажем, у Богданова-Березовского был период острого недовольства собой, Шостакович утешает друга, просит прислать на рецензию его произведение. И самая первая рецензия Шостаковича относится именно к произведению друга.

РГ Они видятся каждый день, тем не менее у них возникает потребность писать друг другу письма?

Дигонская Это вообще традиция того времени: живя рядом (так было и с Соллертинским), они все равно обмениваются письмами, записками. Обсуждают личные, внутрисемейные дела, свои произведения. Шостаковичу ничего не стоило сказать: "Написал Скерцо. Ты, наверное, думаешь, что Скерцо говеное. Не думай так. Смею тебя уверить, поскольку ты слушаешь авторитетный голос автора, что Скерцо очень хорошее".

РГ Если говорить о раннем Шостаковиче, то у него была серьезная проблема: молодой, талантливый композитор творил под давлением учителей, авторитета старой петербургской профессуры во главе с Глазуновым. Его не понимали. Как это раскрывается в переписке?

Дигонская Вопреки существующему мнению о безоговорочной признательности Шостаковича своим профессорам, взрастившим его в Петербургской консерватории, в действительности он относился к ним не так однозначно, как в официальных речах. Очень яркий пример - его письма к Болеславу Яворскому, относящиеся к двадцатым годам. После окончания консерватории Шостакович в 26-м году пережил жесточайший творческий и духовный кризис. Он рефлексирует в письмах и называет причины: с его точки зрения, эта прекрасная выучка в рамках русской школы парализовала его. В письмах к Яворскому он писал: "Я страшно благодарен моим профессорам, но мне хочется обратиться к ним со словами: спасибо вам, что вы меня научили справляться с пассажами, избегать параллельных квинт, писать скучные фуги, но, ради бога, дайте мне теперь свободу, я хочу писать в какой угодно форме, в круглой, в квадратной или, например, в такой (дальше в письме следует каляка-маляка)!". Летом 26-го года он сжег свои ранние сочинения (как теперь выяснилось, не все), потому что раз и навсегда решил для себя отстаивать принцип творческой свободы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #23 : Ноябрь 19, 2010, 19:31:43 »
Неизвестную оперу Шостаковича впервые поставят в Лос-Анджелесе
 
http://www.lenta.ru/news/2010/11/18/orango/
 
 
В Лос-Анджелесе состоится премьера неизвестной оперы Дмитрия Шостаковича "Оранго", пишет Los Angeles Times. Опера, которая должна была состоять из четырех актов, осталась недописанной: существует лишь пролог длительностью около 40 минут.

Опера "Оранго" писалась в 1932 году по заказу Большого театра: композитор получил задание сочинить оперу к 15-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Почему Шостакович оставил работу над "Оранго", достоверно неизвестно, однако существует два предположения - он не успевал закончить оперу в срок или в дело вмешались советские власти, которые не устроил сатирический сюжет.

Главным героем оперы является иностранный журналист, в результате биологического эксперимента превратившийся в получеловека-полуорангутана по имени Оранго. В тексте содержалась как сатира на буржуазное общество, так и завуалированная критика советской власти. Либретто к "Оранго" написали Александр Старчаков и Алексей Толстой.

Партитура и либретто оперы были найдены в рукописном архиве композитора в Музее имени Глинки в 2004 году. Тогда старший научный сотрудник архива Ольга Дигонская говорила, что "Оранго" планирует поставить в "Геликон-опере" режиссер Дмитрий Бертман, однако этот план так и не был реализован.

В конце 2007 года вдова композитора Ирина Шостакович связалась с британским композитором Джерардом Макберни (Gerard McBurney) и попросила его сделать оркестровку партитуры, так как в архиве она хранилась в клавирном варианте. Макберни согласился и закончил работу в 2009 году. Впоследствии через него Лос-Анджелесская филармония приобрела права на постановку "Оранго".

Как ожидается, премьера оперы состоится в 2011 году. Дирижером на премьере станет финн Эса-Пекка Салонен, он будет управлять Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. Кто будет исполнять партии солистов, пока неизвестно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
без оперы Шостаковича
« Ответ #24 : Ноябрь 23, 2010, 20:48:39 »
Хорошее отношение к обезьянам
Россия осталась без оперы Шостаковича

http://www.lenta.ru/articles/2010/11/20/orango/

В 2004 году в архивах Музея имени Глинки была найдена опера Дмитрия Шостаковича "Оранго". Долгое время опера считалась утерянной, и ее обнаружение стало маленькой сенсацией: рукопись пролежала в столе более 70 лет. Первую постановку "Оранго" собирались осуществить в России, но то ли не нашлось денег, то ли просто забыли. В результате премьера неизвестного Шостаковича состоится в Лос-Анджелесе.

Бумаги, в которых нашли рукопись "Оранго", попали в музей в 1960-х годах благодаря близкому другу и секретарю Шостаковича Левону Автомяну. Опера была самым ценным материалом из тех набросков, черновиков и фрагментов, которые составляли 250-страничный архив, и особенно важно, что она сохранилась в цельном виде: было найдено и либретто, и прописанный клавирный вариант партитуры, а также партии хора и солистов.

О замысле оперы было известно давно, но до обнаружения рукописи никто не знал, писал ее Шостакович или нет. "Оранго" композитору заказали в 1932 году, в то время он заканчивал "Леди Макбет Мценского уезда" и занимался работой над оперой "Большая молния". Заказчиком выступил Большой театр, и опера должна была быть приурочена к 15-летию Великой Октябрьской революции, поэтому она задумывалась как жесткая сатира на капиталистическое общество и в особенности - на буржуазную прессу. Тем не менее композитор и либреттисты - Алексей Толстой и Александр Старчаков - вложили в нее и долю критики советского режима.

Вероятно, именно поэтому опера так и не была завершена. Согласно другому мнению, Шостакович оставил работу над "Оранго" потому, что просто не успевал закончить ее в срок. Как бы то ни было, все, что нашлось в архиве, - это пролог длительностью около 40 минут. Он состоит из оркестровой партии, партии хора и 11 голосов. В прологе дается завязка сюжета, который должен был развиваться в трех актах оперы, оставшихся ненаписанными.

Сюжет оперы основан на одном из рассказов Старчакова, в котором некий врач ставит эксперимент по скрещиванию человека и обезьяны. В то время тема таких биологических опытов была довольно популярна как в литературе, так и в науке. В 1896 увидел свет роман Герберта Уэллса о безумном вивисекторе "Остров доктора Моро", а в 1925 Булгаков написал "Собачье сердце", образец острой политической сатиры.

Что касается науки, то в 1920-е годы биолог Илья Иванов по заданию советского правительства проводил в Африке эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны. Его опыты не увенчались успехом, однако он продолжал работу и после возвращения в Советский Союз, для этого была организована специальная научная станция в Сухуми. Дмитрий Шостакович не понаслышке был знаком с этими опытами: в 1929 году он посетил станцию Иванова и впоследствии рассказывал, что увиденное ему понравилось.

Сочетание впечталений Шостаковича с текстом Старчакова на выходе дало главного героя оперы - метафорического врага коммунизма, человека-обезьяну, имя которого стало названием оперы - Оранго. Жизнь Оранго начинается в лаборатории французского ученого, успешно скрестившего обезьяну с человеком. Став взрослым, Оранго делает карьеру журналиста, после Первой мировой войны отправляется в Советский Союз в качестве шпиона, но его разоблачают и высылают. Во Франции Оранго женится, богатеет и становится владельцем газеты, в которой начинал работать.

С возрастом ненависть Оранго к коммунистическому режиму растет, причем он влюбляется в дочь создавшего его ученого, сочувствующую коммунистам. Из-за этого противоречия и сжигающей его ненависти Оранго начинает стремительно тупеть и разлагаться, теряет человеческий облик, и в какой-то момент жена продает его как диковинку немецкому цирку, который привозит Оранго в советскую Россию. На этом пролог заканчивается.

Открытие "Оранго" - заслуга старшего научного сотрудника Музея имени Глинки Ольги Дигонской, которая изучала архивы по просьбе вдовы композитора Ирины Шостакович. В интервью 2006 года Дигонская говорила, что "Оранго" думает поставить в "Геликон-опере" Дмитрий Бертман, но с тех пор об этих планах ничего слышно не было. И вообще в России известие о находке большого ажиотажа не вызвало, более того - прошло практически незамеченным.

Возможно, поэтому Ирина Шостакович в конце 2008 года обратилась к британскому композитору Джерарду Макберни с просьбой сделать оркестровку клавирного варианта партитуры. Макберни - известный специалист по русской музыке и в том числе Шостаковичу. Ранее он уже занимался аранжировкой его произведений - сюиты "Клоп", эстрадно-циркового представления "Условно убитый", оперетты "Москва, Черемушки" и других.

После того как о существовании партитуры, благодаря Макберни, узнали на Западе, ею заинтересовался финский дирижер Эса-Пекка Салонен. Он связался с Деброй Борда, директором Лос-Анджелесской филармонии, и заявил, что хотел бы исполнить "Оранго". В результате филармония приобрела права на произведение и начала подготовку к премьере, которая запланирована на декабрь 2011 года.

Сложно объяснить это в своем роде поразительное пренебрежение к наследию одного из выдающихся русских композиторов XX века на родине.

Алексей Каданер
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица