Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 94942 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #175 : Август 21, 2016, 11:02:38 »
Фигня какая.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 966
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #176 : Август 21, 2016, 15:10:20 »
Вот еще одна статья о книге Барнса. В ней автор (Б.Парамонов) иначе расставляет акценты и приходит к такому выводу:
"И все-таки Барнс видит своего героя победителем. Сквозной афоризм проходит через книгу: история – это шепот музыки, который заглушает шум времени".

См.:

http://www.svoboda.org/a/27740632.html



Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 079
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #177 : Август 26, 2016, 09:47:35 »
А вот еще одна.

-------------

В Великобритании третий месяц гремит новая книга Джулиана Барнса "Шум времени", посвященная великому советскому композитору и его жизни в эпохи террора и оттепели. Станислав Зельвенский обнаружил в романе блестящее знание местных реалий и нашел его актуальным для сегодняшнего российского читателя.

https://daily.afisha.ru/brain/745-shum-vremeni-dzhuliana-barnsa-svoevremennyj-anglijskij-roman-o-shostakoviche/

Процитирую заключительные слова рецензии:
Цитата: Станислав Зельвенский
«Мой герой был трусом, — пишет Барнс в мини-колонке для The Guardian накануне выхода романа, — но трусость была единственным разумным выбором». Так ли это? Вопрос, несомненно, дискуссионный. Барнс, собственно, вновь и вновь под разными углами прокручивает эту дискуссию в голове композитора: в какой момент начинается предательство? Позволительно ли писать в стол или не писать вовсе? Кому принадлежит твое искусство? — и, сознательно занимая морально уязвимую позицию, склонен его оправдывать тем больше, чем сам романный Шостакович склонен себя осуждать.

Конечно, тут заложен определенный парадокс, и в формуле «трусость как мужество» есть невидимые кавычки. Но апология слабости, которую постепенно выписывает Барнс, несомненно искренна — с ней можно не соглашаться, но это самое, а, возможно, единственное по-настоящему интересное, что есть в «Шуме времени».

В остальном Барнс держится — с обычным чуть скучноватым риторическим блеском и почти учительской дидактичностью — общих мест. Все, что касается Сталина, Хрущева, коммунистического режима и так далее — то есть, по сути, вся фактология романа, — написано, разумеется, в расчете на западного читателя, имеющего об этом самое общее представление.

С другой стороны, как водится, нужна эта книга как раз в России — где и в 2016 году продолжаются увлекательные споры о роли Сталина, вопрос о взаимоотношениях художника и репрессивной власти ставится не только в комфортной теоретической плоскости, и life по-прежнему is not a walk across a field.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #178 : Август 26, 2016, 13:47:27 »
«День Русской музыки в Санкт-Петербурге» к 110-летию Д.Д.Шостаковича

28 августа при поддержке правительства Санкт-Петербурга состоится «День Русской музыки в Санкт-Петербурге», посвященный 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.

Праздничная программа к юбилею композитора пройдет на Площади Искусств с 12.00 до 22.00.

Программа мероприятий:

С 12.00 до 18.00 будут работать концертно-выставочные шатры. Экспозиция представит Д.Д.Шостаковича в контексте его времени, современников, семьи.

В «Зале камерной музыки» прозвучат фортепианные пьесы, трио и романсы, камерная музыка, написанная композитором в 1920-30-е гг.

В шатре «Кино-театр» покажут немое кино 1920-30 гг. и фрагменты из фильмов с музыкой Д.Д.Шостаковича.

На площадке «Дом культуры им. Шостаковича» состоится премьера «Антиформалистического райка», а также песни 1920-40-х гг., пройдут стилизованные диспуты.

19.30 – начало концерта на основной сцене. В концерте прозвучат части из 1-ой, 4-ой, 5-ой, 7-ой, 9-ой симфоний, ария Катерины из оперы «Катерина Измайлова», сюита из балета «Болт», октет из оперы «Нос», концерт для виолончели. Так же в концерт включено исполнение 4-ой симфонии Штейнберга «Турксиб».

Вход свободный.

http://expertnw.ru/Business-panorama/den-russkoy-muzyki-v-sankt-peterburge-k-110-letiyu-ddshostakovicha
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #179 : Август 28, 2016, 08:01:16 »
«Лента.ру» публикует фрагмент романа Джулиана Барнса: https://m.lenta.ru/articles/2016/08/28/shostakovich/. Книга выйдет в конце августа в издательстве «Иностранка».
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #180 : Август 29, 2016, 16:27:09 »
Прочитала этот фрагмент.На мой взгляд, очень примитивный текст, крайне поверхностно. До карикатурности. И как-то неумно.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #181 : Сентябрь 04, 2016, 14:06:59 »
Слишком прекрасная музыка для советских ушей
 
Матс Дальлёв (Mats Dahllöv)

Премьеру Четвертой симфонии отменили из-за недовольства Сталина: музыке Шостаковича не хватало идеологии. Молодой композитор счел необходимым изменить тональность — и отвергнутая симфония, которая сейчас играется на Балтийском музыкальном фестивале, стала его самым многообразным творением.

http://inosmi.ru/social/20160904/237706215.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #182 : Сентябрь 20, 2016, 23:44:00 »
Мариинка отмечает юбилей Шостаковича

http://www.colta.ru/news/12477

25 сентября, в день 110-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича, в Мариинском театре состоятся два концерта, посвященные юбилею, с участием Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В 19:00 на сцене Концертного зала начнется гала-концерт с участием молодых исполнителей, лауреатов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского Павла Милюкова (скрипка), Александра Рамма (виолончель) и Сергея Редькина (фортепиано), а также солистов оперной труппы Мариинского театра Анастасии Калагиной (сопрано), Екатерины Сергеевой (меццо-сопрано) и Дмитрия Воропаева (тенор).

В программе сочинения Шостаковича — Фортепианное трио до минор, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», Первый скрипичный концерт и Первая симфония.

В 22:00 начнется выступление Дениса Мацуева, который в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра исполнит Первый фортепианный концерт Шостаковича. Завершит юбилейную программу Пятнадцатая симфония.
Кроме того, в сезоне 2016/2017 Мариинский театр представит абонемент, посвященный творчеству Шостаковича. В него войдут войдут оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», одноактные балеты «Ленинградская симфония» и «Барышня и хулиган». На сайте театра 25 сентября откроется выставка к юбилею композитора.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #183 : Сентябрь 23, 2016, 19:51:56 »
Музыкальный барометр XX века: все, что вы хотели узнать о жизни Шостаковича

25 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. "Дмит-Дмитч", "ДДШ" – эти инициалы композитора стали давно уже именами нарицательными. Композитор Антон Сафронов делится своими мыслями о личности и произведениях одного из крупнейших творцов музыки XX века.

http://www.m24.ru/m/articles/114459
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #184 : Сентябрь 23, 2016, 20:53:56 »
К юбилею композитора на портале «Культура.РФ» пройдут прямые трансляции праздничных концертов.
http://www.culture.ru/news/136666/denis-matsuev-igraet-shostakovicha

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, в Концертном зале имени Чайковского Денис Мацуев и Симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского исполнят два фортепианных концерта и Пятую симфонию Шостаковича.

Четыре интернет-площадки будут транслировать концерт в прямом эфире в 19:00 по московскому времени. Трансляции можно будет увидеть на портале «Культура.РФ», во Всероссийском виртуальном концертном зале, на сайте Дениса Мацуева и Свердловской филармонии. Во многих городах России — Улан-Удэ, Барнауле, Чите, Красноярске — концерт покажут в виртуальных залах.

Произведения Дмитрия Шостаковича также прозвучат на IV Симфоническом форуме России 30 сентября, 1 и 2 октября — их исполнят Уральский филармонический оркестр, Тюменский и Новосибирский симфонические оркестры. Прямой эфир и запись этих концертов зрители смогут посмотреть на сайтах culture.ru, meloman.ru и sgaf.ru.vkz.

В этом сезоне сочинения Дмитрия Шостаковича войдут в программу многих концертов Московской филармонии. Их прямая трансляция пройдет на портале «Культура.РФ»:

27 сентября — Десятая симфония (Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова)

9 октября — Восьмая симфония (Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского)

18 октября — Первый скрипичный концерт (Вадим Репин)

16 декабря — Второй скрипичный концерт (Павел Милюков)

7 февраля — Четвертая симфония (Михаил Плетнев)

16 марта — Второй виолончельный концерт (Александр Князев)

5 апреля — две сюиты для джаз-оркестра (Валерий Полянский)

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 769
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #185 : Сентябрь 23, 2016, 23:58:22 »
ММДМ, Камерный зал:
«Musica Viva – детям»

25 сентября 2016 года исполняется ровно 110 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Школьникам впервые представится уникальная возможность услышать в одной программе произведения молодого Шостаковича. Прозвучит Балетная сюита №1, Прелюдия и скерцо соч.11, Фортепианный концерт №1 для оркестра и солирующей трубы. К исполнению в качестве солистов будут привлечены лауреаты молодежных международных исполнительских конкурсов.
https://www.mmdm.ru/ru/events/musica-viva-detyam-d-shostakovich-110-let
Ведущий цикла – Артем Варгафтик

Как стало известно, партию фортепиано в Концерте будет исполнять Юрий Фаворин. Кто солирует на трубе, выяснить не удалось...

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #186 : Сентябрь 24, 2016, 01:13:32 »
Время по Шостаковичу

Послезавтра исполнится 110 лет со дня рождения великого композитора

Владимир Дудин

В этот день две главные музыкальные институции города - Мариинский театр и Филармония - впервые столь единодушно, без репертуарных расхождений в одно и то же время отметят юбилей автора симфоний, в которых вечное и злободневное сосуществуют нераздельно, а звуковые свидетельства эпохи одной страны оказываются универсальными символами, понятными всему человечеству. А Ленинградская симфония принесла Шостаковичу мировую славу.

http://spbvedomosti.ru/news/culture/vremya_po_nbsp_shostakovichu/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #187 : Сентябрь 25, 2016, 18:15:18 »
От Марата до «Авроры». Ленинградские места Дмитрия Шостаковича

http://www.spb.aif.ru/culture/person/ot_marata_do_avrory_leningradskie_mesta_dmitriya_shostakovicha
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #188 : Сентябрь 25, 2016, 20:35:29 »
Как Шостакович троллил Сталина и Жданова

Ольга Завьялова

25 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича. Лайф рассказывает, как чувство юмора помогло ему пережить самые сложные эпизоды в жизни.

https://life.ru/t/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/907973/kak_shostakovich_trollil_stalina_i_zhdanova
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #189 : Сентябрь 25, 2016, 23:00:57 »
Множества Шостаковича

Текст: Игорь Вирабов

Соломон Волков: как гениальный композитор заставил Сталина оправдываться

https://rg.ru/2016/09/25/solomon-volkov-zhizn-shostakovicha-poslednego-perioda-ploho-issledovana.html

--------------------------------------------------

Музыка вместо сумбура

Текст: Павел Басинский (писатель)

https://rg.ru/2016/09/25/pavel-basinskij-russkij-pisatel-liubit-sebia-bolshe-vseh.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #190 : Сентябрь 26, 2016, 14:43:26 »
С фейсбука Натальи Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/822551117881938

День рожденья Шостаковича (110-летие) вчера оказался у меня весь ему и посвящен. Сначала я долго читала про Десятую симфонию и Первый виолончельный концерт, слушала их кусочками в разных исполнениях в ю-тьюбе (но это безумие) – готовила себя к вечернему концерту.

В четыре часа Наташа Арутюнова провела меня в «Геликон», где исполняли «Антиформалистический раёк» с изумительным Дмитрием Скориковым (Единицын) в роли самодовольного музыковеда Сталина. Среди «музыкальных деятельниц» в красных косынках (т.е. хора) в двух метрах от меня работала Лиза Эбаноидзе, дочка Кати Поспеловой, которую я знаю только по ФБ. Она хорошенькая (гораздо краше чем на фото), у нее сильный голос, дивная фигура, стройные ножки и много энергии. В общем, я к тому, что судьба подмигнула мне ее горящим глазом, и дальше все шостаковическое стало немножко мое родное.

Сцена со вдруг замершими комсомольскими фуриями, разбросавшими в адском канкане свои туфельки, пошла вниз – и зазвучала «Пассакалия» из «Леди Макбет» - один из самых страшных опусов ДД, невозможно себе представить, в каком надо быть состоянии, чтобы писать музыку такого вселенского напряжения. Дирижировал Валерий Кирьянов.
Потом сцена из преисподней выехала обратно наверх, и на ней уже были только стулья и раскиданные как после погрома туфельки (режиссер Илья Ильин). Дали цикл «Из еврейской народной поэзии», где потрясающе пели, выдерживая специфическую драматургию, Лариса Костюк и Анна Пегова. ДД все-таки носил в себе колоссальный диапазон эмоций и к тому же умел их гениально выражать в пронимающих слушателя тонкостях. Но нужны исполнители экстра-класса – и они нашлись. А чего не найдется в «Геликоне»!

Со второго отделения я усвистала, т.к. в БЗК открывали бюст Шостаковича.
Не знаю, зачем надо брать в подарок пусть и дармовые, но не похожие на оригиналы бюсты, и при этом радоваться, что галерея в фойе пополнилась!(( Мало ли кто хочет подарить бюст, увековечив себя в нашей музыкальной святыне. Очень странно, что ректор не заметил несходства с памятным еще в этих стенах живым оригиналом. Ну что за лицемерие. Кроме того, я, кстати, помню несколько скульптурных изображений Шостаковича пронзительно на него похожих. Но, понятно, их надо покупать за огромные деньги, это настоящие произведения искусства, а не та бодяга, которую поставили – такого младшего научного сотрудника, взгрустнувшего над почившей в бозе инфузорией-туфелькой. А какие пухлые губки!((( Присутствовала Ирина Антоновна Шостакович, которая еще до снятия покрывала заметила, что есть удачный бюст (фамилию не разобрала) и как-то изящно устранилась от участия в полузагробном церемониале, выступив лишь зрительницей. Была и дочка композитора Галина Дмитриевна. А открывали бюст в итоге ректор Соколов и Владимир Федосеев.
<...>
Владимир Федосеев с БСО, как и задумывалось, был великолепен. «Праздничная увертюра» в конце вечера будто опрокинулась в финал совсем не веселой Десятой симфонии, закольцевав программу. А между ними – Первый виолончельный концерт, отданный Федосеевым на откуп Александру Князеву, и совершенно справедливо. Саша играет по-своему, но главное, что веришь каждой его ноте. И даже в самостоятельной каденции, где виолончель едва шепчет, в зале стояла гробовая тишина, как на сеансе какого-то небывалого гипноза. Четвертую часть бисировали, не знаю, откуда силы у музыкантов берутся.

Десятая звучала очень достойно. Как сказал мне перед концертом Владимир Иванович, его задачей было выразить «скорбь по доброте», и это довольно точное выражение для мрачнейшего сочинения, которое, однако, как лестница к этой самой доброте. В оркестре у него настоящие мастера, да и все прониклись духом необычного дня. И все же программа, конечно, перегружена. Я с трудом слушала к концу. Пусть кто-нибудь скажет мне, что слушать в записи – то же самое. Не то же! Я двумя руками вцепилась в спинку кресла впереди – а она вибрировала на фортиссимо. И вообще вышла из зала как контуженная, и все умные мысли, вычитанные в книжках, улетучились. Я услышала что-то и более тонкое, и более умное, но, действительно, разве передать словами.

Больше всего удивлена маэстро Федосеевым: никогда не понимала, откуда у дирижеров силы на такие программы, и не представляю, что с ними после такого происходит.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #191 : Октябрь 05, 2016, 08:22:01 »
Фестиваль «Шостакович. Избранное» пройдет в Большом театре
http://www.colta.ru/news/12622

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #192 : Октябрь 17, 2016, 20:13:09 »
«Связей с разведкой не выявлено»

Дмитрий Шостакович глазами агентов ФБР и советских «музыковедов в штатском». Документы изучал Леонид Максименков

Во время юбилейных торжеств, посвященных 110-летию Дмитрия Шостаковича, "Огонек" ознакомился с фрагментами неопубликованных "партитур" — досье ФБР на композитора и отчетами о его поведении за границей, написанными отечественными "музыковедами в штатском"

http://kommersant.ru/doc/3112448
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #193 : Ноябрь 02, 2016, 22:14:06 »
Песни и пляски альта

Санкт-Петербургский музыкальный альянс «Северные цветы», специализирующийся в основном на изданиях и переизданиях редкой музыки советских композиторов, выпустил свежую во всех отношениях запись: Альтовую сонату Шостаковича и сонату «Арпеджионе» Шуберта в оркестровках Ильи Иоффа.

В год 110-летия Шостаковича, когда мы вновь пытаемся понять, что хотел – и хотел ли – сказать нам композитор, этот новый взгляд на последнее его сочинение особенно своевременен. В обоих сочинениях солирует Лидия Коваленко – концертмейстер возглавляемого Иоффом камерного оркестра «Дивертисмент», выступающая и как альтистка.

http://www.classicalmusicnews.ru/recording_industry/ioff-shostakovich/
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #194 : Ноябрь 11, 2016, 01:13:25 »
Лауреат Букеровской премии британский писатель Джулиан Барнс посетит 3 декабря международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction № 18 в Москве, где даст открытое интервью. Об этом сообщили в пресс-службе Британского совета в Москве.

В этом году почетным гостем ярмарки, которая пройдет с 30 ноября по 4 декабря, станет Великобритания. "В рамках ярмарки non/fiction состоится открытое интервью Джулиана Барнса, посвященное роману "Шум времени" - беллетристической биографии Дмитрия Шостаковича.


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3769894

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #195 : Декабрь 04, 2016, 12:23:59 »
Джулиан Барнс стал почетным гостем ярмарки Non/fiction в Москве

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3838686

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #196 : Декабрь 04, 2016, 12:27:13 »
С фейсбука Н. Зимяниной:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/865012250302491
Барнс категорически не разрешает себя фотографировать - об этом не раз предупреждали при входе.
Вел беседу на английском Юрий Сапрыкин.
Барнс живой, остроумный.
Писала от руки, может, кто что подправит или добавит, строчила очень быстро, к сожалению, не всё могу разобрать.

С: Как вы впервые познакомились с музыкой Шостаковича?
Б: Мне было 16, я учился в школе. Мой брат, на три года меня старше, собирал пластинки. Когда какая-нибудь ему надоедала, он мне ее перепродавал. Первой такой пластинкой оказалась увертюра «1812 год» Чайковского. Потом Бетховен… Потом у меня стал развиваться собственный вкус. В 17 лет я купил Пятую симфонию Шостаковича, с тех пор он всегда со мной. В разные периоды жизни я слушал с большим удовольствием то симфонии, то квартеты, то концерты. Но его биографией не очень интересовался.
В 1989 году Соломон Волков опубликовал «Свидетельство», и начались войны вокруг Шостаковича, которые гремят до сих пор. А я ничего о нем не знал. Не знал я, и насколько правдива книга. Но я впервые прочел, как художнику живется под давлением. Это порождает в нем иронию, сарказм, отчаяние. В истории западной музыки нет ни одного композитора, кому пришлось бы выдерживать такое беспрецедентное давление. Ну да, у Моцарта с Колоредо были непростые отношения, но Ш. оказался уникален. Хуже тогда было только советским писателям: их обвиняли на первой полосе газет, что было равносильно смерти. Композиторов клеймили хотя бы на третьей…

С: История художника, прессуемого властью, ограничивается эпохой Сталина? Или имеет вневременное значение?
Б: Надеюсь. Трудно вообразить, чтО я мог бы написать в Британии такого, чтобы испытать подобные гонения. Разве что сатирический роман об Исламском государстве. Но это не лучшая идея. У нас в Великобритании есть традиция терпимости, иногда переходящая в безразличие к искусству. Недавно я услышал, что в Иране запретили мою книгу «Предчувствие конца», ну так и что, они все равно денег не платят, переживу…

В самолете, когда я летел сюда, я прочел о смерти Тайманова. В 1971 году он играл в четвертьфинале против Фишера и проиграл 0:6. Советские власти придавали этому политическую мотивацию. На родине Тайманов был объявлен персоной нон грата, ему перекрыли источники доходов, у него фактически распалась семья. Но на межзональный турнир его неудобно было не пригласить. Или не приглашать? Вот как об этом рассуждал чиновник: надо было принять решение – забить последний гвоздь в крышку гроба или нет? Это страшно. Такая зависимость от чиновника.

С: В книге много деталей, не очень-то известных даже россиянам. Имя человека, который вел по радио зарядку. Или что именно футболист кричал на поле во время игры с югославами…

Б: Быть романистом – значит знать не много, но делать вид, что знаешь очень много. Я, по крайней мере, 51 год назад был в СССР. Много читал. Верно выбранные детали хорошо резонируют, давая ощущение места и времени.

С:Может быть, если бы Шостакович не жил в постоянном страхе, он не смог бы преобразовать его в прекрасное искусство?

Б: То есть, вы считаете, страдание сделало его великим??? Конечно, нет! (Хотя Гергиев высказывал такую идею). Так, многие были убеждены, что вершиной творчества Ш. должна стать опера. Однако после «Леди Макбет» опер он больше не писал. Пятая симфония была ответом на критику, мол, художник становится на правильный путь. Его чуть не убили чекисты, его унижали, не исполняли… И что же? От этого Пятая симфония не стала более великой. Давайте попробуем отнять у художника все деньги, поставить под опасность жену и детей – и посмотрим, напишет ли он благодаря этому великий роман… Если кто-то думает, что чем более тоталитарное государство, тем краше расцветают искусства – это неверно. В 30-е годы тоталитарный режим убивал - тогда давайте считать убийство крайней формой критики…

В книге есть место, где Шостакович рассуждает об отношении правителя к музыке. Так, Хрущев музыку вообще не любил. Хуже всего, когда лидер страны считает, что он понимает в музыке. Кстати, а как Путин относится к музыке?

С: Трудно объяснить. Есть группа «Любэ», поп-группа в традициях обычных песен 50-60-годов, ностальгическая. Он ее очень любит.

Б: Тогда, пожалуй, все обойдется.
С: Но он дружит с Гергиевым, который играл в Пальмире. Кроме того, один из его друзей Сергей Ролдугин, владеющий оффшорной компанией – это другая составляющая музыкальной культуры Путина... Шостаковича пытались подбить на политические комментарии, высказывания. Ему приходилось рассказывать об успешной коммунистической жизни. Вот и сегодня правительство ждет от художников, что они выберут позицию, прокомментируют… Как вы решаете этот вопрос для себя? Должен ли художник участвовать в политической жизни? Или он должен жить в башне из слоновой кости?

Б: Флобер писал, что он всегда старался жить в этой башне… Но, знаете ли, прилив дерьма так и бьется в ее основание. Разве что она будет стоять на необитаемом острове… Все зависит от вашей эстетики, склада характера, ваших гражданских убеждений. От того, в каком состоянии общество и может ли что-то изменить ваш голос. На одном полюсе – те, кто считает своей обязанностью давать комментарии, на другом – живущие в башне из слоновой кости. Я где-то посередине. Война в Ираке – одна из глупейших. Брексит – крайне глупая мысль. Что же, от меня, такого известного либерала, будут ждать, что я выскажусь по этому поводу с осуждением? Все и так это знают. Зачем еще ставить свою подпись.

С: Вы изучили русский. Русская лит-ра для вас важна? Что вам в ней интересно? Что раздражает?

Б: То, что меня раздражает, я не читаю вообще. Сегодня утром я был в Третьяковке. Там все знакомые: Пушкин… Лермонтов… «Герой нашего времени» - одна из моих любимейших вещей. Там есть Толстой молодой, полный идеалов, и Толстой старый, сердитый. И Тургенев. Я люблю Тургенева. Третьяковка несколько раз заказывала его портреты. А он, такой щедрый и великодушный, ненавидел их. Я видел Достоевского с огромными сцепленными на коленях руками, погруженного в свои мысли. Я смотрел на них, как на предков своих старых друзей. В юности я читал «Асю» Тургенева, «Детство» Толстого, хотя это уже было тяжеловато. Из пьес – Чехова. Чехов для британцев – великий драматург. Если бы я выбирал одну пьесу – это был бы «Дядя Ваня» (мне послышалось «Иванов», но ТАСС дает «Дядя Ваня» - Н.З.). Она даже лучше, чем шекспировские, только в Лондоне это не говорите никому, пожалуйста. Мне кажется, есть духовные параллели между русскими и британцами. Сходность состояния души. Ведь за строгостью британской души стоит печаль, меланхолия.

С: Критики лет сто говорят о смерти традиционного романа. Сегодня Нобелевскую премию получают Алексиевич, Дилан. И кажется – для Нобелевского комитета действительно ничего интересного уже не осталось.

Б: Алексиевич замечательная. Дилан тоже отличный. Потом, может, получат «Роллинг Стоунз», «Манкиз». Потом – группа, которую любит Путин… Нобелевская премия – это не индикатор. Ее очень любят издатели, которые в этом похожи на фермеров: удался урожай, не удался…

Роман не так быстр, как изобразительное искусство или музыка.
Когда я был молод, мне казалось, я, может, буду последним поколением писателей – ведь уже было телевидение. Сейчас есть ФБ. Но нет. Ведь роман – это часть определения себя в одиночестве. До тех пор, пока мы продолжаем размышлять, как мы обретаем жизнь, как мы теряем ее – роман необходим.

Вопрос из зала: Какие люди вас вдохновляют?

Б: Я многим вдохновляюсь. Если это люди – то те, которые занимаются совсем другим, не тем, чем я. Шостакович, Сибелиус. Или люди совсем другой культуры. Или те, кто уже давно умер.

Вопрос из зала: Откуда такое знание большого числа русских пословиц и поговорок?

Б: Я собирал их много лет. Замечательная фраза: «Врет, как очевидец». Одна из самых любимых: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Волшебная фраза! Сюрреалистическая вещь! Они придают тексту окраску, текстуру. Хотя я и не могу оценить, как вы чувствуете это в русском переводе.

Сегодня (в воскресенье) встреча с Барнсом в 14.00 в магазине «Читай-город» в ТЦ «Европейский. А в пятницу у него была встреча на филфаке МГУ, говорят, интересная.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #197 : Декабрь 13, 2016, 16:49:00 »
В ПОГОНЕ ЗА ДДШ
Москва отметила 110-летий юбилей Дмитрия Шостаковича
http://gazetaigraem.ru/a1201610

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 464
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #198 : Январь 04, 2017, 21:04:48 »
Метроном Шостаковича на столе Рихтера
В Мемориальной квартире Рихтера открылась выставка «Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи»
http://gazetaigraem.ru/a16201612

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 966
Re: Шостакович: творчество и жизнь
« Ответ #199 : Март 04, 2017, 23:18:11 »
Алексей Мунипов о новом сборнике статей, посвященном Шостаковичу Д.Д.Шостакович: pro et contra):

https://gorky.media/reviews/tam-gde-zhivut-chudovishha/