Автор Тема: Пасхальный фестиваль 2009  (Прочитано 24104 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пасхальный фестиваль 2009
« : Апрель 01, 2009, 20:19:59 »
Календарь фестиваля 2009 здесь:
http://easterfestival.ru/rus/1475

Кое-что по Москве:

19 апреля, БЗК
Торжественное открытие Восьмого Московского Пасхального фестиваля
Р. Щедрин Симфонический диптих, Мировая премьера
И. Стравинский «Соловей»
С. Рахманинов Симфония № 2

20 апреля, БЗК
Абонемент Филармонии №73 «Московский Пасхальный фестиваль»
Я. Сибелиус Концерт для скрипки с оркестром
Г. Малер Симфония №2

22 апреля, БЗК
Абонемент № 73
VIII Московский Пасхальный фестиваль
Художественный руководитель фестиваля – Валерий Гергиев
Женский хор Государственного телевидения Болгарии
«Le Mystere des voix Bulgares» («Мистерия болгарских голосов»)
Художественный руководитель и дирижёр – Дора Христова

25 апреля, суббота, 12:00
МОСКВА МГУ им. Ломоносова (Воробьевы горы)
ПРОГРАММА
Благотворительный концерт
Ф. Мендельсон Увертюра, скерцо и свадебный марш из музыки  к спектаклю  «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира, соч. 61
Р. Щедрин Концерт для трубы с оркестром
М. Равель Болеро
В. Круглик «Коляска» (мировая премьера: 1 апреля 2009г в Мариинским Театре)

25 апреля, КЗЧ
Б. Барток «Замок герцога Синяя Борода»
Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1
М. Равель Болеро

26 апреля, БЗК
Абонемент Филармонии №73 «Московский Пасхальный фестиваль»
Н. Римский-Корсаков III акт из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Р. Вагнер III акт из оперы «Парсифаль»

« Последнее редактирование: Апрель 01, 2009, 20:31:19 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #1 : Апрель 20, 2009, 22:53:40 »
Насчёт Пасхального фестиваля - сегодня, 20.04.2009, после полуночи по московскому каналу ТВ-центр будет передаваться в записи вчерашний концерт-открытие Пасхального фестиваля-2009.
Любопытно, кстати, везде ли ловится московский ТВ-центр в Петербурге ? Я всё никак не удосужусь проверить.
И ещё: имеется ли он в других городах ?

Сегодня в БЗК состоялся следующий московский концерт фестиваля:

20 апреля, БЗК
Симфонический оркестр и Хор Мариинского театра

Дирижёр - Валерий ГЕРГИЕВ
Солист - Николай ЦНАЙДЕР (скрипка) (Дания)

СИБЕЛИУС
Концерт для скрипки с оркестром

МАЛЕР
Симфония № 2 ("Воскресение") для сопрано, контральто,
смешанного хора и оркестра

-------------

Я на нём присутствовал. Скрипач играл настолько прилично, что даже этот заигранный до дыр Концерт я послушал с интересом.
Ну в Симфонии Гергиев, конечно, отвёл душу :)) Такие вещи у него всегда слушаются как что-то сугубо личное: Гергиев в подобных вещах всегда проявляет какое-то первобытно-варварское отношение к искусству как к первозданной стихии :))
Это было грандиозно.
В зале были телекамеры и микрофоны - я надеюсь, что её записали в стационарном варианте.
« Последнее редактирование: Апрель 20, 2009, 23:08:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #2 : Апрель 20, 2009, 23:06:54 »
Гергиев начал Пасхальный фестиваль с премьеры

http://www.vesti.ru/doc.html?id=277069



Большим праздничным концертом и мировой премьерой в Москве открылся Пасхальный фестиваль. Его организатор маэстро Гергиев выступил со своим коллективом, оркестром и хором Мариинского театра, в Большом зале консерватории. Музыканты исполнили новую симфонию Родиона Щедрина.

Пасхальный фестиваль открыла мировая музыкальная премьера. Новое сочинение Родиона Щедрина "Симфонический диптих" появилось по специальному заказу фестиваля.

Еще на репетиции маэстро Гергиев обсуждает с автором последние штрихи. Композитор, в свою очередь, дает короткие замечания музыкантам.

"Симфонический диптих" написан на темы оперы Щедрина "Очарованный странник", накануне отмеченной премией "Золотая маска".

"Музыкальный материал взят из этой оперы, но он имеет самостоятельное значение. Я это делал с расчетом на Гергиева, и это сочинение ему посвящено", - рассказал композитор Родион Щедрин.

Кроме премьеры "Диптиха", музыку Родиона Щедрина маэстро Гергиев будет исполнять почти на всех маршрутах Пасхального: в Казани, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ереване.

"Уж больно значительные произведения созданные руками этого большого творца. Мне кажется, что недавнее исполнение "Мертвых душ" в Санкт-Петербурге только подтверждает столь очевидную для меня истину", - сообщил Валерий Гергиев.

Афиша фестиваля, восемь лет назад состоявшая из 20 концертов в Москве, сегодня предлагает сто программ хоровой, симфонической, вокальной и инструментальной музыки в 28 городах России. Большая часть из них - благотворительные.

В этом году Пасхальный фестиваль посетит Армению. Валерий Гергиев говорит, что впервые попал в Ереван еще студентом Ленинградской консерватории. В этом году маэстро собирается исполнить сочинения своих давних друзей – армянских композиторов.

"Приезд Мариинского театра, впервые в его истории, в Армению – это событие долгожданное для меня, это событие, как хочется верить, долгожданное для наших друзей в Армении", - сказал Валерий Гергиев.

В этом году в рамках Пасхального фестиваля с 19 апреля по 9 мая пройдут 100 концертов, в которых примет участие более 500 исполнителей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #3 : Апрель 21, 2009, 12:54:42 »
Predlogoff
Цитировать
Я на нём присутствовал. Скрипач играл настолько прилично, что даже этот заигранный до дыр Концерт я послушал с интересом.
Гергиев часто сотрудничает с Н. Цнайдером. В концерте Сибелиуса я их тоже слышала в 2007г. Солист произвел очень хорошее впечатление.

Predlogoff
Цитировать
Ну в Симфонии Гергиев, конечно, отвёл душу   :)) Такие вещи у него всегда слушаются как что-то сугубо личное: Гергиев в подобных вещах всегда проявляет какое-то первобытно-варварское отношение к искусству как к первозданной стихии  :))
Вы так пишете, что страшно становится :))).

Predlogoff
Цитировать
Это было грандиозно.
Т.е. Гергиев был в ударе? А что технически? И с темпами?
(На "Классике", я смотрю, мнения разные)

Predlogoff
Цитировать
Любопытно, кстати, везде ли ловится московский ТВ-центр в Петербурге ?

В стандартный пакет кабельного телевидения ТВ-центр входит.

Predlogoff
Цитировать
Насчёт Пасхального фестиваля - сегодня, 20.04.2009, после полуночи по московскому каналу ТВ-центр будет передаваться в записи вчерашний концерт-открытие Пасхального фестиваля-2009.
Вот рецензия на концерт-открытие Пасхального :
http://www.izvestia.ru/culture/article3127649/
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2009, 20:41:13 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #4 : Апрель 21, 2009, 19:17:53 »
Predlogoff
Цитировать
Ну в Симфонии Гергиев, конечно, отвёл душу   :)) Такие вещи у него всегда слушаются как что-то сугубо личное: Гергиев в подобных вещах всегда проявляет какое-то первобытно-варварское отношение к искусству как к первозданной стихии  :))
Вы так пишете, что страшно становится :))).

:))
Я сам вчера вздрагивал и трясся от страха :))
Сегодня уже окончательно понял, что вчера я присутствовал на грандиозном действе - исполнении Гергиевым 2-й симфонии Малера.
Независимо от того, кем исполняется это произведение, присутствие его в программе - уже событие ! А уж тем более, когда за Симфонию берётся Гергиев, исполнение её превращается в событие особой значимости, ибо дирижёр давно уже признан одним из лучших интерпретаторов произведений Малера.
По словам самого автора, 2-я симфония была задумана как антитеза 1-й его симфонии, как реакция на неё. В 1-й симфонии были показаны устремления к радости, надежда и самоутверждение. Всю 2-ю симфонию композитор посвятил размышлениям о смерти как итоге любой жизни, а также мыслям о том, что будет "после смерти".
В этом плане неудивительно, что Симфония полнится обострёнными контрастами и резкими срывами, тяжкими подъёмами и мучительными спадами. Не успевает утвердиться мимолётная идиллия или хотя бы временный покой, как они тут же - даже не скажешь, "разрушаются" - буквально ВЗРЫВАЮТСЯ ! И какую благодатную почву эти непрестанные колебания и взрывы находят в миросозерцании и темпераменте Гергиева ! Как я сказал выше, он видит в такой музыке первозданную стихию и относится к ней как к явлению природы: растворяется в блаженной неге - и тут же мечет громы и молнии; показывает сладкую истому - и тут же безжалостно сминает лирическое настроение и погружается в смятение и хаос. А уж с каким наслаждением он грохочет кричащими диссонансами !
В какой-то степени как исполнитель Гергиев даже превосходит музыку Малера в экспрессии: дирижёр до того охотно идёт по предложенному композитором идейному пути, что до мыслимого предела обостряет и без того сознательно заложенные автором в Симфонию зёрна дисгармонии и раздрая, гиперболизируя оркестровые эффекты и придавая им такую силу, что иной раз они вызывали ощущение нестерпимой боли. На протяжении этой громадной Симфонии (полтора часа звучания) я не единожды видел, как слушатели вздрагивали (некоторые даже крестились :)), когда в оркестре после долгого спада на исчезающем пианиссимо вдруг неожиданно грохали ударные или резко вступали медные духовые - и Гергиев вполне сознательно форсировал эти детали партитуры, чтобы врезать слушателям по нервам.
Если к этому всему добавить ещё и удивительный эффект оркестровой многоплановости, когда разные слои оркестра преподносятся в разных тембрах и звучностях, давая почти зримое ощущение "дали" и "близи", или когда оркестр на протяжении больших периодов играет "вполголоса", не говоря уже о моментах эффектных перекличек с закулисными трубами, звучащими как бы "оттуда", т.е. откуда-то "свыше", как бы из-за грани реальности, то можно прийти к выводу, что дирижёром была задействована вся палитра оркестровых возможностей и Симфонии это пошло лишь на пользу.
Вступление человеческого голоса (соло) посреди всего этого неспокойного моря звуков воспринималось как долгожданная "весть", а последующий эмоциональный взрыв был тем более будоражащим, что воспринимался по контрасту с продолжительным лирическим пением.
Правда, мне не очень понравилось как было постановочно обыграно дальнейшее вступление хора пианиссимо (!). Нет, само по себе появление тишайшего хорового звучания, символизирующего тихий экстаз, было впечатляющим, но я огорчён, что исполнители не проштудировали авторские идеи о поводу исполнения 2-й симфонии, изложенные в переписке Малера ! А ведь композитор предложил гениальное в своей простоте и безошибочно и точно воздействующее постановочное решение этого эпизода: Малер предлагает начинать хору своё пение ........ СИДЯ ! Понятное дело, что в первых частях Симфонии хор сидел на ступеньках хоровой подставки, потому что выстаивать так долго хористам довольно трудно, да и не требуется. Но если хор начинает заранее подниматься под звуки оркестра, то он тем самым невольно отвлекает внимание публики от музыки, а Малер этого не желал ! Наоборот, он желал, чтобы до самого момента вступления хор вообще ничем не напоминал о себе, чтобы его тишайшее вступление производило тем бОльший эффект, что оно начиналось бы без ПАРАДНОСТИ, связанной с подъёмом певцов со ступенек, т.е. НЕОЖИДАННО, несмотря на исчезающе малую динамику. В этом и заключался смысл хорового вступления: вроде бы его все слушатели ждут (потому что хор-то на сцене и должен когда-то запеть), а оно всё равно должно быть неожиданным.
Но Малер этим не ограничился: он всё же предлагает певцам подняться, но ПОЗЖЕ, к другому хоровому моменту, который оказывается тем эффектнее, что подчёркивается внешней торжественностью, с которой поднимается и возвышается над оркестром хор.
Мне кажется, этот замысел автора гениален, и хотя он не вписан в партитуру, его нужно принимать к исполнению, как и любую другую "букву текста".
У Гергиева этого не было и никто ему этого не подсказал.
А жаль !
Симфония заканчивается у Гергиева громогласной и эффектной оркестрово-хоровой кульминацией с зашкаливающей динамикой, словно "Поэма экстаза" или "Прометей" Скрябина :)
 
Вообще, если вспомнить о концерте-открытии фестиваля, на котором была исполнена 2-я симфония Рахманинова, то можно обратить внимание, что та резкость гергиевских контрастов и безудержность бушевания, которые наблюдались на следующий день в Малере, уже вполне проявились в Рахманинове, в результате чего Симфония русского композитора выглядела, вероятно, гораздо более экспрессивной, нежели предполагал сам автор :)
В общем, я остался очень доволен гергиевским исполнением Малера и даже могу сказать, что со времён исполнения малеровских симфоний Е.Светлановым я не испытывал такого интереса и не получал таких ярких впечатлений, как от исполнения их Гергиевым.
Я знаю, что многие кривят нос при звуках "Малера по-русски", каковым он был и у Светланова, каковым он является и у Гергиева, но ей-богу, кому ж, как не нашим музыкантам, живущим в России, лучше знать, что такое жизнь и смерть и что такое "борьба за жизнь" :) Так что в конечном итоге и Светланов, и Гергиев в отношении идеологии Малера и в плане возможности эмоционально ощутить первоисточник всё равно оказываются в более выигрышном положении, чем любые их иностранные коллеги, как правило, благополучные и по жизни, и в творчестве, которым уже ничего не нужно и которые исповедуют, как правило, "бесконфликтную игру", следовательно, страшно ДАЛЕКИ от понимания сути музыки Малера.
Что касается Гергиева, то о нём можно сказать со всей определённостью, что он малеровскую музыку - особенно конфликную - буквально "шкурой чует", настолько она ему ЛИЧНО близка и настолько внятны ему её тихие экстазы, слепящие контрасты и смутные метания.

Вот тут есть материальчик:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg23138#msg23138
« Последнее редактирование: Апрель 22, 2009, 21:34:05 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #5 : Апрель 22, 2009, 21:09:34 »
На "Классике", который я часто использую как фильтр для вылавливания отдельно взятых интересных мыслей :), состоялось очень короткое, но крайне симптоматичное обсуждение.
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=46350
Мюльбаху не хватило "святости" во 2-й симфонии Малера, и она ему не понравилась (что странно), зато он тает от скрипичного Концерта Сибелиуса.
Гусыне не понравился Сибелиус (что странно), зато она дала ОЧЕНЬ меткие характеристики гергиевского Малера - полностью подписываюсь под её словами ! Мне кажется, что она очень точно отразила реальное положение дел.
Вальтер - это известный своими крайностями дилетант, которого, по его словам, сказанным мне когда-то, "тошнит при слове патриотизм" :)) Из тех самых, о которых я говорил, что они "воротят нос" от конфликтного Малера. Как вы можете убедиться, прозападно-приглаженная и нейтрально-обезличенная трактовка Янсонса его устраивает (своей "святостью", очевидно ?), а более чем адеватная малеровскому замыслу конфликтность Гергиева - нет :)))) От дирижёров русской школы его, разумеется, тоже тошнит по факту их происхождения. Он уповает, как всегда, на зарубЁж - вот, типа, ОТТЕДОВА "приедутЬ и научатЬ". На Янсонса в т.ч.
Ага, щас ! Уже уши растопырили, сидим и ждём !!
Примерно то же, что и Гусыня, пишет theodorus  - и я согласен, что Малер был гениален безо всяких скидок.
В конце концов, нас большинство, хотя такие вопросы голосованиями не решаются :)
Вот так бывает, что иной раз идёшь на концерт и не ожидаешь от него ничего особенного, а после вдруг оказывается, что побывал на одном из лучших концертов всей своей жизни, которых всего-то было штук 60-70 (которые из ряда вон). Так у меня однажды случилось с Луганским, вот так было и с Гергиевым в этот раз - я пошёл просто ушами похлопать, а попал на "мистерию". Как там у Дютийё - "Мистерия момента" ? :)
Вчера хотел послушать запись этого симфонического вечера по ТВ, а передачи не было ........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ph-b

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #6 : Апрель 22, 2009, 23:50:59 »
подскажите пожалуйста насчёт концерта 25-го в 12 часов: где на воробьевых место проведения? как добраться? вход свободный?

извиняюсь за возможно дурацкие вопросы: дело в том, что я там не бывал)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #7 : Апрель 23, 2009, 16:58:21 »
Predlogoff
Цитировать
Я сам вчера вздрагивал и трясся от страха  :))
Сегодня уже окончательно понял, что вчера я присутствовал на грандиозном действе - исполнении Гергиевым 2-й симфонии Малера.
...
Вот так бывает, что иной раз идёшь на концерт и не ожидаешь от него ничего особенного, а после вдруг оказывается, что побывал на одном из лучших концертов всей своей жизни, которых всего-то было штук 60-70 (которые из ряда вон).
Да… Я потрясена.
Спасибо, что Вы туда пошли :)). Ради подобного выступления можно было и из Питера приехать, потому что артистическое вдохновение – явление не очень стабильное. :))) Может быть, мы такого исполнения ещё долго не услышим. Хотя  лет десять назад вторая симфония у Гергиева меня тоже сильно поразила.
 
Такие концерты случаются редко и обычно непрогнозируемы. Их можно по пальцам перечесть. Иногда во время выступления словно снисходит какое-то озарение свыше и начинает казаться, что через музыку прикасаешься к какому-то непостижимому Абсолюту.
Бывают у Гергиева довольно рядовые исполнения Малера, много впечатляющих, но в редких случаях  происходит что-то совершенно сверхъестественное.
Представляю, как симфония должна была звучать в зале.

От колоссальных обвалов, действительно, внутри всё обрывается, как будто происходит какой-то вселенский катаклизм, в одно мгновение  разрушающий всё. Потрясающе воплощены резкие переходы между восторгом от красоты бытия и смешанным чувством восхищения и трепетного ужаса перед грандиозностью мироздания, на фоне которого человеческая жизнь - ничто.  И тут же гигантская личная драма, душевное смятение, ощущение быстротечности  человеческого времени - от  рождения до  растворения в  бесконечной природе, которая дает возможность увидеть мир и почувствовать его красоту, пережить наслаждения и боль, чтобы скоро вновь поглотить в небытие. Величественность финала и  религиозный экстаз в завершении симфонии тоже производят сильное впечатление – так что и впрямь веришь в перерождение материи в дух. :))).
И я порадовалась, что технически симфония прозвучала вполне прилично.
У труб - это обычно слабое место - были совсем небольшие огрехи.

Predlogoff
Цитировать
Если к этому всему добавить ещё и удивительный эффект оркестровой многоплановости, когда разные слои оркестра преподносятся в разных тембрах и звучностях, давая почти зримое ощущение "дали" и "близи", или когда оркестр на протяжении больших периодов играет "вполголоса", не говоря уже о моментах эффектных перекличек с закулисными трубами, звучащими как бы "оттуда", т.е. откуда-то "свыше", как бы из-за грани реальности, то можно прийти к выводу, что дирижёром была задействована вся палитра оркестровых возможностей и Симфонии это пошло лишь на пользу.

Да! Это точно. Даже в записи эти ощущения передаются. Трубные гласы раздаются как будто с неба. А иногда где-то в глубинах недр появляется  разлом, который медленно разрастается, незаметный на фоне умиротворенного музыкального пейзажа, чтобы затем в один миг  привести к катастрофе.
Но пространственные эффекты у Гергиева всегда хорошо получаются. Много раз в этом убеждалась.
И, кстати, когда мы в связи с симфониями Тищенко говорили об образах Рая, то, кажется, Малера не называли. Думаю, что он приблизился к изображению картин рая – но не просто как вечного бездеятельного блаженства, а через перерождение и возвышение души. Причем «небесное» у него и объективно, даже «природно» в какой-то мере (горные заоблачные вершины, свет, чистота, эфирная прозрачность), и в то же время выражено посредством ощущений освобождения от страданий и преображения человека. Музыка чрезвычайно образная.

Predlogoff
Цитировать
Вступление человеческого голоса (соло) посреди всего этого неспокойного моря звуков воспринималось как долгожданная "весть", а последующий эмоциональный взрыв был тем более будоражащим, что воспринимался по контрасту с продолжительным лирическим пением.
Кстати, а что скажете про солисток? В частности, меня интересует З. Булычева. Голос у неё не очень большой, в операх она часто выглядит бледновато. Но Гергиев её ценит, постоянно  привлекая к вокальным партиям в симфониях и ораториальных произведениях. Во второй симфонии Малера обычно у него поет она. Голос вроде бы не совсем тот, который идеален для Малера, но что-то есть такое в тембре, благодаря чему она там бывает гармонична: какая-то холодноватость (но вместе с тем человечность), благородство, умение выразительно передать религиозную возвышенность, которой мешала бы вокальная "кровь с молоком". Но в этом концерте могла бы и получше спеть, на мой взгляд.  Вообще, у меня к ней отношение неоднозначное.

Predlogoff
Цитировать
со времён исполнения малеровских симфоний Е.Светлановым я не испытывал такого интереса и не получал таких ярких впечатлений, как от исполнения их Гергиевым.
Я знаю, что многие кривят нос при звуках "Малера по-русски", каковым он был и у Светланова

А в чем особенности интерпретаций Светланова? Записи, к сожалению, так и не издали. Я слышала фрагменты 5-й симфонии по радио – их пустили в эфир  в какой-то из передач, посвященных памяти Светланова. Но по фрагментам сложно было составить общее представление. Мне показалось, что Малер у него получился не столь остроконфликтным и поражающим размахом катаклизмов, как у Гергиева, а более человечным, может быть.  Адажиетто поражало берущей за душу просветленностьюи чистотой. Звучало довольно необычно. Малеровские воспарения, по моим ощущениям, Светланову были близки. Может быть, мне тогда так показалось, поскольку отрывки передавались то ли когда пришло известие о смерти дирижера, то ли в день похорон.

Predlogoff
Цитировать
Примерно то же, что и Гусыня, пишет theodorus  - и я согласен, что Малер был гениален безо всяких скидок.
Странно, что в этом ещё есть сомнения :))).
Cлушая симфонию, вновь мысленно обращаюсь к нашему разговору о судьбе музыки в 20 веке. В прошлом году гергиевские исполнения симфоний Малера тоже вызвали размышления о последнем всплеске романтизма, который угас, открыв дорогу для прогрессистов. Вы тогда ещё бросили реплику, что если бы «искатели новизны» активизировались чуть раньше, то, возможно, мир остался бы без этих великих симфоний. 
Музыка Малера, появившись на закате романтизма, имеет индивидуальную неповторимость. Потому, возвращаясь к вопросу исчерпанности музыки - неужели сейчас  в принципе невозможно создание индивидуального авторского стиля в рамках романтизма? По поводу «больших стилей» у меня есть сомнения, но романтизм предоставляет значительные свободы,  как и неоклассика, в использовании музыкальных средств. Я просто не верю в  исчерпанность возможностей музыки для выражения авторской индивидуальности (если «новизну» понимать в этом ключе, т.е. как индивидуальную комбинацию известных средств музыкального языка). Ведь смог же Малер найти свой язык, когда классическая гармония была почти разработана? Есть в его симфониях вагнеровские влияния, но всё равно стиль индивидуален.

Predlogoff
Цитировать
Он уповает, как всегда, на зарубЁж - вот, типа, ОТТЕДОВА "приедутЬ и научатЬ". На Янсонса в т.ч.

У нас Янсонс скоро выступает с Баварским радио. Мне что-то не хочется идти. Может быть, надо?
Кстати, в разговоре на «Классике» упоминался Г.Каплан, исполняющий всю жизнь только одну вторую симфонию, якобы по наиболее достоверному тексту. Его запись часто представляют как каноническую, одну из личших записей этой симфонии. Вы её слышали? Если да, то что можете сказать?
Я слышала Каплана живьем с темиркановским филармоническим оркестром и не сказала бы, что меня его исполнение сильно впечатлило.

Predlogoff
Цитировать
авторские идеи о поводу исполнения 2-й симфонии, изложенные в переписке Малера …
Я ещё где-то читала, что Малер требовал антракта между первой частью и остальными частями произведения. Но забыла, чем это обусловлено. Что его не устраивало в последовательном исполнении без значительной паузы?

Вот появилась рецензия: http://www.vremya.ru/2009/69/10/227626.html
Оценка как безусловной удачи.
Попутно автор долго рассуждает о том, что Сибелиус с Малером в одном концерте не вязались.
Кстати, у нас Гергиев тоже связывал концерт Сибелиуса с Малером, только с 5-й симфонией. Видимо, ему это кажется уместным.

Гергиев вроде бы собирается записать все симфонии Малера с ЛСО. Может быть, уже что-то записал.
« Последнее редактирование: Апрель 24, 2009, 12:04:37 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #8 : Апрель 23, 2009, 23:11:09 »
подскажите пожалуйста насчёт концерта 25-го в 12 часов: где на воробьевых место проведения? как добраться? вход свободный?

извиняюсь за возможно дурацкие вопросы: дело в том, что я там не бывал)
:)
Да я и сам не бывал, потому что я не любитель таких концертов "на свежем воздухе", но на эту оперу, может, схожу. Наверное это будет где-то на площадке перед Университетом.
Полагаю также, что вход будет бесплатным, потому что отследить это на улице почти невозможно.
Информация ещё поступит, надо будет последить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #9 : Апрель 23, 2009, 23:21:43 »
Вот появилась рецензия: http://www.vremya.ru/2009/69/10/227626.html
Оценка как безусловной удачи.

Да, я полностью согласен с рецензентом.

Цитата:
----------------
Николай Цнайдер не стал играть Сибелиуса в традиционном романтическом ключе, подчеркнув в концерте в первую очередь черты импрессионизма. В кульминациях первой части солист обошелся без надрыва, привычного нам по записям Давида Ойстраха и мастеров его эпохи, в финале -- без властного напора, характерного для скрипачей разных поколений, от Олега Кагана до Максима Венгерова. В исполнении Цнайдера концерт не потерял своего взволнованно-ликующего настроя, но предстал неожиданно плавным и мягким.

три симфонии Малера, представленные Гергиевым на прошлогоднем Пасхальном фестивале, едва ли можно было отнести к числу безусловных удач. Более того, Вторая симфония у Малера -- одна из самых продолжительных и композиционно сложных. Гергиеву удалось обернуть эту сложность на пользу результату: сделав минутную паузу после первой части, остальные четыре -- в сумме больше часа длиной -- он дал без перерыва и выиграл. Виолончели и контрабасы, солирующие деревянные духовые, фирменная мариинская медь уверенно заявили о себе еще в прологе -- и не снизили уровня до самого конца. Исполнение захватывало до такой степени, что забылись все сомнения по поводу уместности сочинения в программе. Контраст между беспросветным началом и умиротворяющим финалом
----------------
<конец цитаты>


Согласен и по поводу прошлогодних исполнений Малера, согласен абсолютно и с характеристикой гениального выступления 20 апреля.
Знаете, надо было быть глухим, чтобы не расслышать гениального откровения: 20 числа "сошлись все звёзды" и всё получилось, даже придираться не хочется ни к певцам, ни к дирижёру, потому что эти придирки будут мелочными на фоне грандиозности произошедшего.
Остаётся лишь надеяться, что была сделана запись Малера с этого концерта и мечтать о том, чтобы она была издана.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #10 : Апрель 25, 2009, 22:46:42 »
Был ли кто на Воробьёвых и в КЗЧ сегодня ?
Я так и не добрался никуда :))
« Последнее редактирование: Апрель 25, 2009, 23:07:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #11 : Апрель 25, 2009, 22:53:41 »
Могла пойти на  "неистового",  Гергиева, но  ??? ??? КЗЧ ???, поэтому пошла в БЗК на "цивилизованного" Янсонса - публика устроила восторженную овацию, на бис играл две вещи, я осталась тоже очень довольна концертом :) :) завтра расскажу подробней.
 Неужели никто не был в КЗЧ ::)
И удивительно, если сегодня не было интернет-записи в КЗЧ ???, я очень надеялась на нее.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #12 : Апрель 25, 2009, 23:08:22 »
И удивительно, если сегодня не было интернет-записи в КЗЧ ???, я очень надеялась на нее.

Вот так :))
Я тоже надеялся, что наших мучений с доп.информацией о концертах будет поменьше :))
И всё же не понимаю, что вам не нравится в КЗЧ ? Там сейчас стало гораздо лучше слышно, чем было раньше.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #13 : Апрель 26, 2009, 03:30:24 »
Гергиев вроде бы собирается записать все симфонии Малера с ЛСО. Может быть, уже что-то записал.
Кантилена, весь цикл записан вживую - в сезоне 2007-08. Уже вышли 1-я, 2-я (кстати, с Булычовой! а сопрано - Елена Мошук), 3-я, 6-я, 7-я. И только что - в конце марта - 8-я, она еще не появилась в Москве...

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #14 : Апрель 26, 2009, 13:09:58 »

И всё же не понимаю, что вам не нравится в КЗЧ ? Там сейчас стало гораздо лучше слышно, чем было раньше.

Я основываюсь на своих собственных впечатлениях: фортепьяно там слушать невозможно - полноты звука нет, интонирование забивается, пиано и форте звучат почти на одном уровне >:( >:( Коробейникову не повезло в том, что рахманиновский концерт ему довелось играть в КЗЧ. К репутации Кисина, которая не слишком высока в глазах многих, в т.ч. и у меня, я добавляю +, поскольку оба концерта он будет играть в БЗК.
Жаль, что я не знала, что слышимость в КЗЧ зависит от местоположения (что само собой говорит об аномальной акустике зала) - на концерте Култышева было полно пустых сидений прямо посредине зала, а я поленилась пересесть, поскольку  и так сидела недалеко от срединной линии. Именно во время исполнения Култышевым третьего рахманиновского концерта я обратила внимание (помимо забивания форт. звука) что слышу только скрипичную группу оркестра, а виолончельную очень плохо и не всегда, и вообще в оркестре слышны только отдельные инструменты, а в целом гармонии инструментов нет :( >:(
« Последнее редактирование: Апрель 26, 2009, 16:24:59 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #15 : Апрель 26, 2009, 14:26:10 »
Гергиев вроде бы собирается записать все симфонии Малера с ЛСО. Может быть, уже что-то записал.
Кантилена, весь цикл записан вживую - в сезоне 2007-08. Уже вышли 1-я, 2-я (кстати, с Булычовой! а сопрано - Елена Мошук), 3-я, 6-я, 7-я. И только что - в конце марта - 8-я, она еще не появилась в Москве...
Спасибо за информацию. Это любопытно. Мне пока эти записи не попадались. Надо будет поискать.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #16 : Апрель 26, 2009, 16:39:21 »
Я тоже надеялся, что наших мучений с доп.информацией о концертах будет поменьше :))


Дневной концерт гергиевского оркестра  на Воробьевых горах 25 апреля я сразу отмела, поскольку решила, что это будет благотворительный концерт для студентов МГУ, что же я буду там толкаться!
  Уже задним числом нашла информацию об этом концерте: "Там сыграют музыку Мендельсона к шекспировскому «Сну в летнюю ночь», «Болеро» Равеля и Концерт для трубы с оркестром Щедрина. К 200-летию со дня рождения Гоголя планируется исполнить «Коляску» — комическую оперу Вячеслава Круглика."
 А по вечернему концерту Гергиева в КЗЧ этого же дня я узнала всю программу почему- то только  вчера, когда уже были билеты на Янсонса. Если бы я раньше увидела, что он будет исполнять Болеро Равеля, то м.б. и рискнула пойти на него в КЗЧ. Дело в том, что года 2-3 назад я  слушала совершенно гениальное, фантастическое исполнение Болеро Равеля  в  новом здании Мюнхенской филармонии, в шикарном огромном зале с прекрасной акустикой ( зал намного превышает по размеру КЗЧ). Играл его французский национальный оркестр под управлением Курта Мазура.  Надо  сказать, что до мюнхенского концерта  это сочинение Равеля я не любила еще больше, чем "Картинки с выставки", и даже не то что не любила, а просто ненавидела его. Очень много раз слушала его в живом исполнении и всегда удивлялась невыносимой  занудности этого произведения  :o  поэтому когда мюнхенский концерт подошел к концу и в завершение программы объявили Болеро, я готова была сорваться, чтобы не испортить себе впечатление от прекрасно прозвучавшей до того француской музыки (Равель, Дебюсси), тем более, что с десяток человек сразу же рванули к выходу, Однако моя  подруга, с которой я была на этом концерте,  сидела в полной готовности слушать до конца и мне пришлось остаться, скрепя сердце и сжав зубы - и как я была счастлива, что осталась! Это было незабываемо!  Во 1-х,  на протяжении всего исполнения, а вещь  игралась в полной версии, Курт  Мазур феноменально четко держал ритм с помощью ударных. Ударные царствовали в этом исполнении над всеми остальными инструментами, но не подавляли их, требуя  безусловного и четкого подчинения чеканному ритму. Во 2-х на протяжении всего исполнения непрерывно и постепенно нагнеталось напряжение - каждый новый вступающий инструмент играл чуть больше форте, чем предыдущий. Я так предполагаю сейчас, что Мазур просто решил мат. задачу, он разделил интервал громкости от пиано до фортисимо на 13 (или сколько там задействованных инструментов?) равных значений и каждому инструменту четко задал уровень громкости. И так постепенно пружина музыкального развития  разворачивалась до самой  кульминации, чтобы затем  закончиться мощным  развалом - это бы НЕЧТО,  на финальных тактах душу настолько переполняли чувства, что уже хотелось броситься на сцену и расцеловать этого старикана Мазура, который устроил нам такое ЧУДО! Говорят, что Болеро - это самое эротическое сочинение в классической музыке, а  я бы   сказала, что это одно из самых математических сочинений! Точный расчет, четкая градация громкости, абсолютизация ритма  - и результат потрясает воображение. После этого исполнения я полюбила Болеро, разыскала его в записи с различными дирижерами в интернете, но ничего подобного  ТОМУ исполнению не нашла. Поэтому мне было бы очень интересно услышать его в гергиевском варианте, хотя я больше, чем уверена. что акустика КЗЧ снизила бы впечатление от его интерпретации.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #17 : Апрель 26, 2009, 18:22:27 »
Гергиев вроде бы собирается записать все симфонии Малера с ЛСО. Может быть, уже что-то записал.
Кантилена, весь цикл записан вживую - в сезоне 2007-08. Уже вышли 1-я, 2-я (кстати, с Булычовой! а сопрано - Елена Мошук), 3-я, 6-я, 7-я. И только что - в конце марта - 8-я, она еще не появилась в Москве...

А остальное разве появилось ? Я ничего не видел, надо будет разузнать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #18 : Апрель 26, 2009, 22:14:55 »
Удивительно, в расписании радио Орфей на сегодня не было обозначена радиозапись концерта -открытия Пасхального фестиваля 19 апреля, а я случайно включила Орфей в десятом часу и услышала начало второй симфонии Рахманинова. По очень большой экспрессивности и заостренности исполнения я догадалась, что это гергиевское исполнение - и точно. Слушайте радио Орфей: в 20 час - 1 отделение концерта, в 21 час -2-е :)
http://www.moskva.fm/play/2101/translation
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #19 : Апрель 26, 2009, 22:25:17 »
я случайно включила Орфей в десятом часу и услышала начало второй симфонии Рахманинова. По очень большой экспрессивности и заостренности исполнения я догадалась, что это гергиевское исполнение - и точно. Слушайте радио Орфей

А других дней Фестиваля там не будут передавать ?
2-я симфония Рахманинова, действительно, была ОЧЕНЬ экспрессивна !
Зато сегодня, 26 апреля, я присутствовал в БЗК на 3-м действии из "Китежа" и чуть не умер от скуки !
На 3-е действие "Парсифаля" я даже не остался, потому что испугался, что не доживу до его окончания.
Было ужасно скучно, певцов почти не было слышно - кроме Гришки и Февронии: остальные что-то нудили себе под нос, да и Гергиев был, словно выжатый лимон. Я надеюсь, пресса об этом напишет, не хочу предвосхищать их отклики.
И вот по окончании "Китежа" мы (я и те, с кем я был) друг на друга посмотрели - и ........ решили слинять оттуда, потому что замечательная погода, солнце, 20 градусов тепла, отсутствие в центре Москвы выхлопных газов в выходной день и желание уйти из душного зала ПЕРЕСИЛИЛО :))
И я не жалею, что ушёл: полагаю, что 2-е отделение было не лучше 1-го.
Вот так !
Иной раз, как вот было на днях на 2-й симфонии Малера, ничего не ждёшь, а получаешь гениальное исполнение, а вот на отрывках опер я как раз ЖДАЛ - и получил фигу с маслом !
Диалектика ! :))))))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #20 : Апрель 26, 2009, 22:41:15 »
А других дней Фестиваля там не будут передавать ?
Надеетесь дослушать "Парсифаль"? ;)

Хочется верить, что такое завершение фестиваля связано с общей усталостью музыкантов, а не какими либо другими причинами  :(
 
Я и не собиралась на сегодняшний концерт, потому что довольно равнодушна к опере. Я полностью пролетела мимо Пасхального фестиваля, но еще есть возможность побывать на Поклонной горе 9 мая. Хотя я не люблю  столпотворения, но не так уж далеко  живу по прямой от Поклонки, так что, возможно, прогуляюсь.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #21 : Апрель 26, 2009, 23:09:37 »
А других дней Фестиваля там не будут передавать ?
Надеетесь дослушать "Парсифаль"? ;)

Честно говоря, не очень .....
Но вот 2-ю Рахманинова и 2-ю Малера, если её записали на профессиональной аппаратуре, не отказался бы иметь в фонотеке !
Кстати, давайте поищем 2-ю Малера в том виде, как её записал и уже выпустил на CD Гергиев. Вдруг там ещё лучше ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #22 : Апрель 26, 2009, 23:14:05 »
На торрентсе  в исполнении Гергиева только шестая симфония Малера

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1581487 -аудио

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1440461 - видео
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #23 : Апрель 26, 2009, 23:32:14 »
Зато сегодня, 26 апреля, я присутствовал в БЗК на 3-м действии из "Китежа" и чуть не умер от скуки !
Бывает :)))). Ничего удивительного. А любопытно, в Москве Гергиев концерты не задерживает на сорок минут?

lorina
Цитировать
На торрентсе  в исполнении Гергиева только шестая симфония Малера
Надо же, уже на торрентсе :)) (Это к вопросу, поставленному Н. Лебрехтом)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пасхальный фестиваль 2009
« Ответ #24 : Апрель 26, 2009, 23:39:36 »
Зато сегодня, 26 апреля, я присутствовал в БЗК на 3-м действии из "Китежа" и чуть не умер от скуки !
Бывает :)))). Ничего удивительного. А любопытно, в Москве Гергиев концерты не задерживает на сорок минут?

:)) Ну на 40 не на 40, но на полчаса задерживает :)) У нас тут публика нервная, начинают истерически хлопать, кричать и требовать отработать оплаченное :))))))

lorina
Цитировать
На торрентсе  в исполнении Гергиева только шестая симфония Малера
Надо же, уже на торрентсе :)) (Это к вопросу, поставленному Н. Лебрехтом)

:)) Жаль, что только 6-я :))
А вопрос этот мы ещё затронем: на дисках надо учиться по-другому зарабатывать, а они не хотят - косность мышления, вот причина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица