Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 283719 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #625 : Апрель 04, 2019, 07:22:29 »
В Ойвин о прошлогоднем концерте Г. Соколова:

Прошел уже почти год после последнего концерта Григория Соколова в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, состоявшегося по традиции в апреле 2018 года 4 числа. Близится уже следующий его концерт, назначенный на 22 апреля 2019 года, а я так и не сумел написать на него рецензию.

Напомню хотя бы его программу: три сонаты Йозефа Гайдна №№ 32, 47 и 49 в первом отделении и Четыре экспромта посмертного опуса Франца Шуберта – во втором.

И, как всегда в последние годы, щедрые бисы: Экспромт ля-бемоль мажор № 2 Шуберта, «Дикари» и «Перекличка птиц» Рамо, Мазурка ля минор ор. 68 № 2 Шопена, «Венгерская мелодия»» Шуберта.

Завершился концерт потрясающей, даже на общем фоне Соколова, прелюдией ор. 11 № 4 Скрябина.​

У меня есть два коротких интервью музыкантов разных поколений: старше Соколова по возрасту музыковеда Леонида Гаккеля и молодого пианиста Мирослава Култышева, взятых сразу по окончании концерта.
https://www.grigory-sokolov.net/spb-2018-vladimir-oyvin

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #626 : Апрель 14, 2019, 13:18:04 »
Отзыв о концерте 10 апреля в Берлине:

Игорь Беров
13 ч. ·
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2249952788380966&set=a.514770215232574&type=3&theater

Напрасно я, конечно, обмолвился, что Г.Соколов меня немного разочаровал своим последним концертом . https://www.facebook.com/igor.berov/posts/2246733735369538
Сразу начали спрашивать - что, да как, да почему?
Не больно -то хочется писать о пианисте, когда от его игры не получаешь настоящего, истинного восторга. Но раз, уж, сказал «а», то придется объясняться дальше.
Но сразу хочу предупредить, что ни на какую объективность своих впечатлений вовсе не претендую.

Г. Соколова слушаю больше сорока лет, по-прежнему его люблю, уважаю, ценю и ставлю очень высоко, независимо от того, как бы он ни играл, удачно или не совсем. И прежде всего потому, что он мне лично очень дорог воспоминаниями о моих молодых годах.

Дело в том, что Г. Соколов играет в Берлинской филармонии каждый год в апреле месяце.
До последнего момента никогда не известно, чтО он будет играть. Но билеты на пианиста раскупаются моментально, «со всеми потрохами". Неважно, какая программа, а важно то, что это Г. Соколов.

Ажиотаж , конечно, был кошмарным. Перед входом в филармонию всегда огромное скопище народу , от подогреваемой истерии даже воздух накаляется и становится жарко.
Люди трепещут в ожидании чуда! Зал всегда переполнен.

Потому что играет «величайший, легендарный, исповедальный, титанический, гениальный, неповторимый , мирового уровня , художник, мыслитель» и тд!!!
( эти не мои слова, я их просто цитирую из восторженных возгласов толпы перед входом) .
Подобные дифирамбы обычно пропускаю мимо ушей, отношусь к этому совершенно спокойно.

Однако сразу хочу подчеркнуть, что Г. Соколов действительно выдающееся явление современного пианизма. Глубочайшая личность, абсолютно совершенное , почти эталонное качество игры на рояле. Его фортепианное искусство - ювелирный камень очень высокой пробы .

Все это абсолютно так!

Однако постоянное восхищение всеми и вся его мастерством оказывает ему, как мне кажется, медвежью услугу: дезавуируется основное, главное достоинство любого исполнителя , - само творчество, его музыкальная основа.

Уж, извините меня, господа, за банальные истины, но техническое мастерство, даже очень высокого класса - это ещё далеко не музыка, а всего лишь инструмент и средство . И вообще, у настоящего творца, художника , мастерство не должно быть заметным и вылезать на первый план.

Собственно, для чего мы все ходим на концерты?
Мы должны удивляться, получать огромное наслаждение от музыки, легко ее воспринимая, получать некую порцию адреналина, что-то вроде эмоционального всплеска с приливном душевных сил, чтобы жить стало веселей и заново проснулось желание работать (бесплатно).

Но разочарование моё произошло прежде всего потому , что он, Г. Соколов, меня давно перестал удивлять. Все время от него жду чего-то особенного, неожиданного, но увы...

Далее, дело в том, что Г. Соколов уже давно не играет ничего нового. Он просто компонует свои программы из произведений, записанных или игранных на концертах в разные годы.
И все то, что он играл в этот раз, я слышал почти сорок лет назад. Единственное, привлекла только 3 Соната Бетховена, которую хотелось послушать живьем, хотя она у него тоже была записана раньше.

Была все та же предсказуемость трактовок, те же замедленные темпы, однотипный звук, мягкий и округлый, на все случаи жизни и на разные стили.

Если говорить честно, то только один и единственный раз в жизни Г. Соколов по- настоящему меня поразил. Это было в 1977 году на сольном концерте в Горьковской консерватории.
То было потрясение почти шокирующего действа.

Дело в том, что в те годы в Горький приезжали с концертами практически все известные пианисты того времени . Все те, что упоминаются в энциклопедии Я. Платека и Г. Когана "Современные пианисты 20 века".

Концерты проходили в консерватории регулярно, для студентов бесплатно, можно было слушать хоть каждый день, пока не надоест, что , собственно, я и делал 🙂
И вот, неожиданно, приехал Г. Соколов, тогда ещё совсем молодой, 27 лет от роду, и буквально совершил чудо!
Он своей игрой просто взорвал зал!

На фоне остальных пианистов его искусство выглядело совершенно другим, более высокого порядка. Неслыханное, фантастическое качество игры, потрясающее, завороженное звучание рояля , невероятная проработка всех деталей, титанический масштаб и поразительная глубина замысла .

Соколов не играл на рояле, он колдовал!!!

Искусство фуги Баха ( первые шесть номеров), 32-я Соната Бетховена и "Петрушка " Стравинского.

Ощущение было такое, словно на сцену сошел с небес сам Ферруччо Бузони или по крайней мере А.Б. Микеланджели.

Во второй части 32-й Сонаты, в Ариэтте, он взял безумно медленный темп. Ни одна нота, фраза, короткая пауза, и даже самая мелкая деталь , не проскочили мимо его внимания.
Вся фактура просвечивалась и лежала, словно на ладони.
Но почему - то сразу бросилась в глаза , что когда он играл, было ощущение тяжелой «работы» с точки зрения ремесла.

По всей манере игры, по тому как он активно взмахивал руками над клавиатурой, буквально «выгребал» пальцами из клавиш каждый звук , например в «Искусстве фуги», можно было даже предположить, какая была проделана огромная и титаническая работа в домашней творческой лаборатории .

Я уже тогда заметил, что в его игре не было подлинной и настоящей естественной лёгкости.

В то время Г. Соколов был " гигантоманом", в основном исполнял крупные полотна, циклы, вроде " Гольдберговских Вариаций, 29-й, 32-й Сонат, Бетховена, B-dur-ную сонату Шуберта, «Искусство Фуги» Баха, 2 -й Концерт Брамса, 3 -й Рахманинова , "Ночной Гаспар» Равеля и 25 опус этюдов Шопена.
"Мелочевку", то есть, произведения малых жанров, - вальсы, ноктюрны и прелюдии, он почти не играл.

А если и играл их на бис, то всегда было ощущение искусственной тяжеловесности исполнения: уж слишком много информации он вкладывал в каждую ноту и фразу в какой- нибудь небольшой мазурке Шопена, и которые произносилась важно и велеречиво, словно театральная декламация «о вечном» на весь мир с высокой трибуны. Создавалась впечатление «стрельбы из пушки по воробьям».

Он очень любил тогда замедленные темпы.
Однажды до такой степени стал медленно и статично играть 3-ю часть «Фантазии» Шумана, нагрузил ее постоянными fermato чуть-ли не в каждой строчке, что у меня не на шутку разболелась голова и поднялось давление.

Его феноменальное МАСТЕРСТВО, чудовищного , даже пугающего совершенства, откровенно выпирало наружу, и это было всегда заметно!
Но тогда это мне не казалось недостатком, я им, этим мастерством, был восхищен, ослеплён, поражён и оглушён чуть ли не помутнения рассудка.

Но почему-то меня всегда настораживало его звуковое однообразие, ограниченная красочная палитра . Мне не хватало яркости и «открытости» в звуке, хотя само звукоизвлечение у него очень бережное, без стука. Он все время его , звук, укутывал в некую туманную дымку. Это равносильно, как рассматривать какую-нибудь яркую картину с натуральными красками, например «Подсолнухи» Ван Гога, через толстый слой стекла, после чего пропадает весь первозданный цвет.

Что интересно, всюду пишут и том, что кумиром Г.Соколова в жизни с самого детства, всегда был Э.Гилельс, которому он старается все время подражать. Не знаю, насколько это правда, но часто замечаю, что именно в манере звукоизвлечения он использует те же приемы, что и Э.Гилельс. Я имею в виду плавное погружение пальцев в клавиши.

А надо сказать, что Г.Соколов действительно обладает очень высокой звуковой культурой. Но именно того, настоящего гилельского полнокровного, золотого звука он так и не достиг. Нет этой «жизненной» начинки, истинной выразительной интонации, которая проникала до самого сердца слушателей.

Говорю это уверенно, потому что все это у Э.Гилельса слышал в зале своими ушами.

Относительно главной творческой составляющей - подлинной природной музыкальности , темперамента , экспрессии или чувственной стороны в искусстве Г.Соколова, то мне кажется, что эти качества - не самая сильная сторона пианиста. В его игре больше объективного и интеллектуального начала, - выстраивание формы, архитектоника, концептуальность.
Если говорить проще, то Г.Соколов очень силен в уртекстной музыке, например, в Бахе, когда автор отдает исполнителям на откуп только «голые ноты» , предоставляя полную свободу в трактовке, выразительных средствах и характере музыки.

Так вот о последнем берлинском концерте, о 3-й Сонате Бетховена, с которой он начал .

Именно она больше всего меня разочаровала в первом отделении концерта.
Г.Соколов взял с самого первой части начала более, чем спокойный темп.

Ни о каком Allegro brio, то есть , «скоро с огнем» в характере музыки не было и речи. Не было никакого энергичного напора, здорового темперамента и ярких контрастов в тематизме.
Всю первую часть он играл своим фирменным туше: - окутанным и приглушенным звуком, что сам характер музыки, ее замысел, настроение, получились неубедительными, невнятными и просто формальными.

Не было разнообразия звука и красок ни в скерцо, ни также в виртуозном финале. И в целом Соната прозвучала по характеру на редкость тускло , немного вяло и скучновато.

Вы знаете, господа, очень неловко и даже некорректно сравнивать Г. Соколова с другими пианистами в этой музыке.

Но вот буквально недавно Д.Мацуев играл ту же 3 -ю Сонату Бетховена в зале Карнеги- Холла.
Сразу оговорюсь, что не пытаюсь противопоставить Д.Мацуева Г.Соколову.
Во-первых, это совершенно разные возрастные категории. Д.Мацуев - абсолютно другая школа, поколение, это молодая генерация современных пианистов, иной темперамент, творческие установки, и вообще - другая «планета» в сравнении с Г.Соколовым. Там практически нет общих точек соприкосновения.

Но!
Я уверенно могу сказать, что именно ТРАКТОВКА и само исполнение Сонаты у Д. Мацуева были гораздо ближе к авторскому замыслу, нежели у Г.Соколова.

Д.Мацуев играл эту музыку с темпераментным накалом , здоровым открытым звуком, юношеской энергией , огромным виртуозным блеском и в настоящих темпах, указанных самим Бетховеном.
Он просто полностью переиграл Г.Соколова в этой сонате по всем статьям! (простите меня , господа, за такое нахальство и наглость! А если не верите, то зайдите в архив канала medici и послушайте сами).

3 Соната - это раннее произведение молодого Бетховена, полное жизни и света!
Я даже помню, как Мацуев после проведения ГП яростно и внезапно ворвался в бурлящую стихию «светоносного» C-dur, примерно, как у Бунина, - «открыл оконные ставни и глаза ослепились солнечным светом» 🙂

А какие у него были блестящие виртуозные каденции в конце первой части, какое остроумное скерцо - (привет Гайдну от Бетховена, которому он посвятил всю сонату).А феерически виртуозный финал вообще полный восторг - сплошной театральный фейерверк!

На 11 -и Багателях» 119 опуса, которые Г. Соколов играл сразу после сонаты, мое внимание полностью отключилось. Он играл их неимоверно монотонно и скучно по музыке, и совершенно без контрастов. С т.з. пианистического мастерства  там все было, как всегда, идеально и на высочайшем уровне. Но до чего же это было однообразно , и снова - все тем же одинаковым звуком .

Эти багатели «пустячки и безделушки» пианисты достаточно редко исполняют на сцене. Они не представляют особых технических и творческих трудностей.

Но найти какую-то интересную изюминку, разнообразные штрихи, всегда можно, тем более там много есть, что показать с точки музыкальных образов.
Собственно, это и явилось моим основным разочарованием в концерте.

Зато второе отделение с Интермеццо 118 -го и 119 -го опусов Брамса , Г.Соколов сыграл ПРЕВОСХОДНО! И по стилю, и по музыке, по настроению и по глубине - буквально все было на высочайшем уровне.
Его было не узнать, пианиста словно подменили.

Я давно заметил, еще с того периода , когда Соколов играл Баллады Брамса ор10 и его Второй концерт для фортепиано, что творческая парадигма пианиста, - глубинное проникновение в музыку, выстраивание идеальной формы, крупных линий, длинной горизонтали, высокого заоблачного парения, спокойная созерцательность, философичность, - очень близко соответствует музыкальной эстетики позднего Брамса.

Именно в Брамсе Г.Соколов был всегда силен, как никто другой.
И даже его звук подошел к этим гениальным пьесам, как никогда кстати!
Например, абсолютно гениально он сыграл серединку D-dur 5 -го Интермеццо . Эти сказочные , волшебные и заоблачные переливы с трелями на органном басу , звучали почти, как цветной калейдоскоп. Я , аж, заслушался . Настолько это было восхитительно красиво, не передать словами!
Драматичная соль-минорная Баллада (3 Интермеццо) , божественное ля - мажорное (2) и особенно последнее (6) трагическое es с потрясающей кульминацией - было выше всяческих похвал!
Интермеццо 119 опуса так же были сыграны потрясающе!

(Ну а его знаменитые бисы я выложил раннее в своем посту. Единственное, не стал записывать Экспромт Шуберта As-dur 142 опуса, который я вечно путаю с началом 12 Сонаты Бетховена, и который слышал у него неоднократно. 🙂
Думаю, что в Питере на его сольном концерте 22 апреля кто-нибудь запишет эту пьесу и выложит).
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2019, 23:11:11 от Papataci »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #627 : Апрель 16, 2019, 21:16:48 »
Анна Залите
4 апреля в 12:45 ·
https://www.facebook.com/anna.zalite.12/posts/1308691365935691

1 апреля 2019, Рим Auditorium Parco della Musica - Sala Santa Cecilia, Григорий Соколов

Концерт длился три часа, как обычно бисы - третье отделение,их было 6. Публика...чуткие и внимательные,знали кого и зачем, вокруг меня сидели итальянские коллеги,члены педсовета,средний возраст в зале 60+

Необыкновенные 2-я часть сонаты 3 Бетховена, интермеццо A и es op.118 ,b-moll op.119 и бисы. Про Адажио ми-мажор сонаты Бетховена можно писать отдельный роман,это гениально прозвучало,драматическая исповедь,слушаю и плачу... неоднозначные мысли, было ощущение балансирования между двумя полюсами : светлого позитивного, по-детски непосредственного и трагического глубокого безысходного. Как-будто пианист решал дилемму- он мастер и всего достиг,дальше что? Путь к вознесению? И судя по-тому,как выстроил бисы, конец неутешительный вышел, для меня "Шаги на снегу" Дебюсси всегда очень обреченно и безысходно звучат,путь в один конец,а может в Вечность?

Бисы:
тональный план: As-a-H-b-gis-d
Шуберт Экспромт As op.142, Шопен мазурка ор.68. №2 а-moll, Шуберт Венгерская мелодия, Брамс интермеццо b op.117, Рахманинов прелюдия gis, Дебюсси «Шаги на снегу»
https://yadi.sk/d/sh-qglJlRDGsMA
https://yadi.sk/d/RPsuNbySEfGNvQ
https://yadi.sk/d/Nmu3dVQghwEDIg
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2019, 08:16:20 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 491
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #628 : Апрель 23, 2019, 08:15:40 »
Karl Buratinovich
5 ч. ·
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/2263332067088077

Попал, наконец, впервые на концерт Соколова. Ну что можно рассказать за Григория нашего Липмановича на фоне того, что всё давным-давно сказано.. В записях он интересен, но не более того. А вот живьем – пожалуй, это был первый концерт в моей жизни, где вместо заявленных Бетховена и Брамса исполнялось нечто совершенно трансцендентное. Сидел я за колонной – не имея мерседеса, можно было претендовать только на такие места. Но, как выяснилось, видеть не обязательно, а пианиста публика не интересовала. Само понятие «игры» он загадочным образом интерпретировал в мистическом смысле: в Третьей сонате Людвига Ивановича и его же багателях никакого Бетховена не было в помине – а был, не побоюсь, божественный акт «извлечения красоты» из нашего эсхатологического мироздания. Типа сидит Создатель в персональной кунсткамере и тихо любуется идеальными, искрящимися, рожденными его воображением голограммами.. Все остальные еще не родились, поэтому в звуках нет ни человеческого, ни еще более опасного «слишком человеческого».. А ты вдруг стал тайным свидетелем – спрятался за колонну и боишься дышать, чтобы не спугнуть таинственное «явление»..

Брамс тоже не был не Брамс, а кто-то незримый вместо него. Самого Брамса я, чесноговоря, не люблю за перенасыщенность пафосной риторикой, но тут (без человека) и он превратился в какой-то далекий постскриптум к самому себе, в красивые полустертые титры о Брамсе, напоминающие скорее Сильвестрова с его «тихими песнями». Струятся себе, едва обвевая ветерком. И даже невыключенные мобильники подчеркивают непересекаемость тутошнего и нездешнего.. И название соответствующее: интермеццо. «Где-то между»..

А потом еще пять бисов примерно в том же стиле (Шуберт, Шопен, Шуман?, Дебюсси, Рахманинов, ни в одном не сказано ничего неосторожно-лишнего), плюс в заключение «знак вечности» – фа-минорная хоральная прелюдия Баха.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 491
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #629 : Апрель 23, 2019, 08:16:45 »
Григорий Соколов, концерт в Санкт-Петербурге 22 апреля 2019 года. Бис: Бах, хоральная прелюдия f-moll

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210409275939485/
Che mai sento!

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 217
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #630 : Апрель 23, 2019, 09:29:09 »
Насколько я понимаю, не Шуман, а Интеремеццо Брамса 117/2. Наверное, мне надо ехать в Питер, чтобы получить истинное впечатление, если будут еще концерты! А то в отношении Соколова у меня сложилось (отчасти под влиянием покойного Предлогова) довольно стойкое мнение: "интересно, но в молодости он играл лучше". Пишу абсолютно серьезно, без всякой иронии.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #631 : Апрель 23, 2019, 20:15:06 »
22 апреля, БЗФ
Еще бисы:

Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210409069272839/

Дебюсси. Шаги на снегу

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210409215939491/


Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #632 : Апрель 23, 2019, 20:48:45 »
22 апреля, БЗФ
Еще бисы:

Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210409069272839/

Дебюсси. Шаги на снегу

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210409215939491/

Большое спасибо!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #633 : Апрель 27, 2019, 12:59:49 »
И еще с того же концерта:

Шопен. Мазурка си минор

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210407865939626/

Брамс. Интермеццо си-бемоль минор

https://www.facebook.com/NikitinMatt/videos/2210408879272858/

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #634 : Апрель 30, 2019, 13:12:03 »
LIVE【Grigory Sokolov - ENCORES 1-3/6【Schubert, Chopin【MAR 2019

00:16 Schubert Impromptu in A-flat major (D. 935 No. 2)
10:42 Chopin Mazurka in A minor (Op. 68 No. 2)
15:49 Schubert Hungarian Melody in B minor (D. 817)

 - аудиофайл, вовсе без картинки; помещаю потому, что у нас этих бисов 2019-го не было пока.

https://www.youtube.com/watch?v=joWzWYR8MVo

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
М. Аршинова о концерте в Петербурге 22 апреля:
https://il-canone.livejournal.com/256093.html

Внешне все как всегда. Толпа поклонников, переполненный зал, ажитация, триумф, стоячая овация, 6 бисов.
Внутри все очень непросто, во внутренней жизни Пианиста и в его игре идут большие перемены. В репертуаре - Бетховен, Брамс. Полный отказ от виртуозной музыки. Отказ от Большой Драмы. Много пиано. Много грусти. Апология меланхолии, так бы я определила основное впечатление. Очень симптоматичны бисы, особенно два последних - "Шаги на снегу" Дебюсси и Хоральная прелюдия f moll Баха-Бузони. Вот как-то очень невесело. Знаки прощания и медленного ухода.

Контакт Соколова с публикой на концерте всегда был довольно сложен и характеризовался огромной дистанцией. Всенародную к нему любовь ничем кроме эксцессов ЧПХ объяснить не могу. И все же, раньше была и борьба, и боль, и свет. Остался лишь меланхолический спектр: от ярости до тоски. Ему не важно, как мы это расценим. Он словно приоткрывает нам дверь: Ну постойте, послушайте, посмотрите, если вам интересно. Но влияет ли как-то на него, что мы стоим и смотрим, - вот непонятно. Как алхимик, добавляет немного того, немного сего, смешивает, растворяет, ждет, смотрит на свет. При экспрессивности каждого действия не покидает ощущение, что его позиция нейтральна.

Есть музыканты, которые пленяют, влюбляют, берут за горло, жгут, развлекают, услаждают. Есть Микеланджели, сидящий словно за стеклянной стеной, оставляет всех изнывать от вида уязвляющей красоты и совершенства. Есть Плетнев, находящий прямой путь к сердцу каждого слушателя в зале, разговаривающий с каждым отдельно. Есть Кисин, наполняющий радостью и сиянием. Есть яркие притягательные саморазрушительные образы: Самсон Франсуа, Дьердь Циффра, Борис Березовский. Соколов все больше похож на Эмили Дикинсон, которая не выходила из комнаты, общалась через полуоткрытую дверь. Система самодостаточна, замкнута в себе. Неправдоподобна но реальна в своем devotion. Соколов в одиночестве вступает в поздний этап своей жизни. Через год ему исполнится 70.

UPD

К предыдущему - я была кем-то неправильно понята в части "знаки прощания и ухода", и хоть не всегда меня это волнует, в данном случае, из-за того, что писала я о Григории Соколове, а о не о погоде, хотела бы, чтобы ни у кого не было по этому поводу недопонимания.

Знаки прощания и ухода в искусстве это не то же самое что завернуться в простыню и ползти на кладбище. Знаки прощания и ухода это Der Rosenkavalier, трио, Маршаллин, грусть о том, чего никогда уже не будет, и уход от соревнования, которое не выиграть. Это Адажиетто Малера, это Vier Letzte Lieder Штрауса. Это экзистенциальный процесс, который мало кто может выразить, не скатываясь в старческое брюзжание, не молодясь, не философствуя.

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел. Вот это мы и видим у Гриши; от 16-летнего, непостижимого в своем совершенстве и чистоте юности, до бури и натиска средних лет, и вот теперь - Он снова своей жизнью нас чему-то учит, учит тому, как принимать неизбежное. Не стыдясь, не играя, не обвиняя себя и других. Спасибо Ему еще много раз

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Безделушки от Бетховена
В Петербурге прошел традиционный весенний концерт Григория Соколова
https://rg.ru/2019/04/28/reg-szfo/v-peterburge-proshel-tradicionnyj-vesennij-koncert-grigoriia-sokolova.html

Автор -- В. Дудин.

Фрагмент:
Негромкая игра Соколова всегда отличалась повышенной ассоциативностью. В сумрачном ми-бемоль минорном интермеццо послышались краски Рахманинова - его романсов из символистского опуса 38. Каково было удивление, когда соль-диез минорная "прелюдия с колокольчиками" Сергея Васильевича стала одним из бисов.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 491
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вадим Журавлёв о концерте Григория Соколова, который прошёл 12 мая в Амстердаме
https://youtu.be/-hZiHQ_VxRc
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Вадим Журавлёв о концерте Григория Соколова, который прошёл 12 мая в Амстердаме
https://youtu.be/-hZiHQ_VxRc
На редкость поверхностные  суждения.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 153
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #639 : Июль 07, 2019, 23:08:57 »
    Поговаривают,  что следующий концерт ГЛС в Петербурге состоится не в апреле, а в начале июня 2020-го, разумеется, года.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #640 : Август 02, 2019, 23:20:51 »
Записи бисов с концерта в Висбадене 24.07.19
https://www.youtube.com/watch?v=J1R46zWaWp8
https://www.youtube.com/watch?v=vQjic1zS38k
https://www.youtube.com/watch?v=u-qONoQW7MQ

Аудио
 Бетховен Соната № 3 
11 багателей оп. 119
https://www.youtube.com/watch?v=VwFn6albASQ

Брамс 6 пьес для ф-но, оп. 118, 4 пьесы оп. 119

https://www.youtube.com/watch?v=rExIDlfxg0U

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 211
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #641 : Август 04, 2019, 01:13:35 »
Вадим Журавлёв о концерте Григория Соколова, который прошёл 12 мая в Амстердаме
https://youtu.be/-hZiHQ_VxRc
На редкость поверхностные  суждения.
И самое интересное, что Журавлев в течении 15 минут умудрился говорить абсолютно ни  о чем. Пустопорожняя болтовня.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 403
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #642 : Август 09, 2019, 12:46:00 »
«Настоящее искусство изменяется, а не развивается»
Блицинтервью
       
Газета "Коммерсантъ" №141 от 09.08.2019, стр. 11

Легендарный пианист Григорий Соколов, почти не общающийся с прессой, согласился дать “Ъ” интервью и рассказал Алексею Мокроусову о своей 12-летней протеже, пианистке Александре Довгань, и о собственных взглядах на вундеркиндов как явление.

— Вы будете представлять в Зальцбурге и других молодых пианистов?

— Прежде всего, у меня не было идеи представлять молодых музыкантов, тем более на Зальцбургском фестивале, формат которого не предполагает подобных концертов. Просто мне было ясно, что Александра Довгань уже может начать широкую концертную деятельность. Для этого ее имя должно быть известно. Обычный путь через победу на крупном международном конкурсе из-за возрастных ограничений означал бы еще четыре года ожидания, что стало бы тормозом для ее развития. Поэтому она уже начала играть в Европе, ее удалось представить в Амстердаме и Зальцбурге.


— Нужны ли исполнителю такого уровня конкурсы?

— Думаю, что нет.

— Что Александра умеет делать такого, чего не умеют другие молодые пианисты?

— Научить можно очень многому, но есть вещи, которым научить нельзя. Именно это она умеет.

— Понимание музыки приходит с опытом, или оно заложено изначально, это физиология, помноженная на тайну?

— Безусловно, тайна есть в начале. Другое дело, что без настоящей работы тоже ничего не получится: тайна требует воплощения.

— Вы можете узнать себя в ребенке 12 лет?

— Я уже забыл, как это было. В 12 лет я играл сольный концерт в школе, потом ждал четыре года, точнее три, потому что сначала были всероссийский и всесоюзный конкурсы, и лишь потом конкурс Чайковского.

— Ожидание продуктивно для ребенка?

— В подобных случаях не нужно тормозить и не нужно подталкивать, важно, чтобы все шло естественным путем.

— Когда задействован концертный маркетинг, естественно уже не получается.

— Я имею в виду естественно для человека играющего — его не надо тормозить, вот, мол, жди специально шестнадцати лет. И не надо толкать вперед. Если сейчас об Александре узнают — посмотрим, что получится, сумеет ли она удержать концертную жизнь в своих руках. Все зависит от нее.

— Ранний успех — сложная ситуация для молодого исполнителя, в какой-то момент необходима пауза, ты должен остановиться, подумать, а тебя…

— Я и говорю: не подгонять! Уметь сказать нет, когда много предложений, выбрать, что могу, что не могу, что хочу, что не хочу.

— Многое зависит от окружения, особенно когда соблазны множатся?

— Соблазны есть всегда, они могут искалечить человека в любом возрасте. Но известно, что нужно пройти огонь, воду и медные трубы.

— А как вы понимаете, что это игра взрослого человека? По деталям?

— По деталям судить неправильно. Исполнителя надо оценивать как личность, в целом.

— Образ? Как вышел, как сел…

— Я имею в виду не внешнюю сторону, а внутренний мир человека.

— Личность растет в том числе благодаря культуре — искусству, литературе, подросток мало что еще знает.

— Все правильно. Хорошо бы все знать и понимать. Но, например, если вы исполняете музыку неизвестного автора XV века, о котором ровным счетом ничего не знаете — и тем не менее ее играете, вы ее понимаете, она для вас современная, близкая, потому что у музыки свой язык, не передаваемый словами. А настоящее искусство не имеет географии и времени.

— Насколько важны переживания и опыт? У молодого человека другие эмоции, другой тип рефлексии.

— Человек все время меняется, иначе нет смысла в движении. В каждом возрасте человек понимает все по-своему, и если это интересно людям другого возраста, значит, в этом что-то есть.

— Мне нравится ваше определение вундеркинда применительно к Довгань — «вундер», чудо, вы слышите, а детского здесь нет. А чем детское отличается от взрослого?

— Не знаю. Вот, бывает, вы слышите очень хорошую детскую игру, и говорите — замечательно, послушаем через год. Когда вы слушаете Александру Довгань, вам не придет в голову, что это игра 12-летней пианистки.

— А как развитие, есть же разница между ранним Рихтером и поздним?

— Мне кажется, настоящее искусство, как максима, должно быть изначально совершенно, оно изменяется, а не развивается. Поэтому я, например, не думаю, что поздний Моцарт лучше раннего. Все менялось, менялся язык у Шопена, но его мазурка Op. 68 №2 (которую вы только что слышали на концерте) — раннее произведение, 18-е по счету. Нумерация нарушена, поскольку он велел ученикам уничтожить все неизданное, а они ослушались и сохранили для нас такие шедевры, как «Фантазия-экспромт», мазурки…

— Вы говорите о композиторах, я — об исполнителях.

— Какая разница?! Это единое искусство, только разные виды деятельности, это касается и художников, и поэтов, и писателей.

— Ваше понимание музыки не менялось с годами?

— Постоянно менялось. Но у меня нет желания слушать себя, я этим занимаюсь, только когда выбираю из нескольких записей концертов тот вариант, который затем опубликуют. Мы меняемся каждый день. Одна и та же программа, в одном и том же зале, на одном и том же инструменте, например, на следующий день, будет сыграна по-другому, и человек с чутким восприятием и тонким слухом, находящийся в зале, это, безусловно, заметит.

https://www.kommersant.ru/doc/4054617?fbclid=IwAR3KiuhIoZ7NJzq5I6h5_KGPA_3kQC5CtzOBk7grR6rqUiqmAtotmau_Q9c

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #643 : Август 17, 2019, 11:02:27 »

На редкость поверхностные  суждения.
[/quote]И самое интересное, что Журавлев в течении 15 минут умудрился говорить абсолютно ни  о чем. Пустопорожняя болтовня.
[/quote]

Вы сейчас что хотели вот этим вот сказать? Пустопорожне поболтать языком по обыкновению?
[/quote]

Уважаемый CrunchyBob!
В статьях и выступлениях критиков или есть музыковедческий разбор и конкретика, или ее нет. В данном выступлении о Соколове ее нет, а есть общие слова.
Буду признательна (и не только я), если Вы будете соблюдать определенный уровень дискуссии, принятый на форуме, т.е. не переходить  на личности. И аргументировать свои суждения.
Если Вам так понравилось то, что В. Журавлев говорил о Соколове,  и для Вас это конкретно и аналитично, будьте добры, возразите, приводя цитаты или хотя бы поясняя.

А желание оскорбить собеседников всегда достойно сожаления.

Оффлайн Woodyk

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #644 : Сентябрь 16, 2019, 16:42:24 »
    Поговаривают,  что следующий концерт ГЛС в Петербурге состоится не в апреле, а в начале июня 2020-го, разумеется, года.

На сайте Соколова концерт в Петербурге заявлен на 4 июня

https://www.grigory-sokolov.net/concerts-next-season

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 697
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #645 : Сентябрь 22, 2019, 11:50:14 »
Программа на октябрь-декабрь:

Mozart​
       Fantasia (Prelude) & Fugue in C major, KV 394

       Piano Sonata No.11 in A major, KV 331

       Rondo in A minor, KV 511
   

 Brahms       
       6 Klavierstücke, op.118

       4 Klavierstücke, op.119

https://www.grigory-sokolov.net/program