Автор Тема: Проблемы управления художественной политикой театров и конц. залов  (Прочитано 5884 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Полагаю, что вопрос художественной политики филармонических и оперных коллективов является весьма актуальным. Удовлетворены ли мы структурой репертуара театров и конц. залов? именами музыкантов, предлагаемыми в концертных программах? представленностью в муз. афише  произведений разных исторических эпох? современной музыки? и т.д.

В концертной жизни Санкт-Петербурга эти проблемы стоят весьма остро. И если Мариинка -имею в виду как оперную, так и концертную деятельность - пытается их решать и в целом успешно (прошлогодний фестиваль "Звезды белых ночей"  был настоящей феерией, да и многие концертные программы этого сезона оказались очень интересны), то в СПб Филармонии сезон протекает с каждым годом всё более и более тоскливо.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Санкт-Петербургская филармония вновь открыла форум на своем официальном сайте.  Я время от времени наблюдаю за обсуждаемыми там вопросами и вижу, что дискуссии по многим темам так или иначе перетекают в выражение недовольства посетителей форума художественной политикой филармонии – посредственностью дирижеров и солистов, отсутствием интересных кнцертов и т.п.

Как слушатель, я разделяю точку зрения, что афиша СПб филармонии не блещет ни именами, ни разнообразием программ.

Эти проблемы отмечают и критики.
Ссылки приводились в потоке «Темирканов в гневе»:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1230.msg15812#msg15812

В том числе материал Г.Садыховой
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/5101/mertviisezon/
------------------------
Цитата:

… Репертуар оркестров, в особенности Первого филармонического, заслуженного коллектива России сжимается год от году, как шагреневая кожа, – новые сочинения разучивать лень, да и незачем. Публика вполне довольна предлагаемой «популярной классикой», а на гастролях от русского оркестра жаждут услышать «верняк», то есть тех же Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. Имена иностранных дирижеров, выступающих в Большом зале с филармоническим оркестром, часто ничего не говорят публике. А если и говорят, то ничего хорошего.

В Москве в прошедшем сезоне чередой выступали мегазведзы оперной сцены, да не увядшие, а действующие. В Петербурге, в абонементе Малого зала, безыскусно названного «Вокальные вечера», выступят свои звезды: Ольга Кондина, Юлия Лежнева, Ирина Богачева, Зураб Соткилава и – о счастье, о радость! – саратовский певец Леонид Сметанников. Концерты, собирающие в Москве полные залы, в Петербурге обречены на провал, потому что питерская публика не знает ни этих имен, ни этой музыки, не в состоянии оценить творческую идею, так как оторвана от мирового контекста, и потому недостаточно информирована. /…/

Однако Петербургской филармонии мировой опыт без надобности: жизнь в ней течет, замкнутая на себе самой. Афиши жонглируют одними и теми же именами и названиями, ансамблями и оркестрами, преимущественно, местными. Причем новые комбинации создавать все труднее и труднее: невозможно десять раз в сезон заявлять в афишах одного и того же пианиста или скрипача. Люди не пойдут.

Раз в году дает традиционный клавирабенд Григорий Соколов и делает Филармонии план на три месяца вперед. Есть свой абонемент у очень неплохого ансамбля «Дивертисмент», играющего камерную музыку, – она нынче в дефиците. Пару нетривиальных программ подготовит второй дирижер Филармонии – Николай Алексеев. И это все. Даже центральный эпизод сезона – зимний фестиваль «Площадь искусств», – похоже, неожиданностей не сулит. Открываешь программы – и тебя настигает ощущение дежавю. Разве не точно таким концертом открывался и прошлогодний, и позапрошлогодний фестиваль? Юрий Темирканов – за пультом, Евгений Кисин – у рояля, звучит Третий фортепианный концерт Прокофьева. А затем в тысячный, наверное, раз фрагменты балета «Ромео и Джульетта». /…/
-------------------------
Далее Г.Садыхова ставит в пример креативность программ в Мариинке-3.
Всё это справедливо, но… Г.Садыхова, как основной упрек филармоническому руководству, бросает следующее:

«Время словно обтекает Петербургскую филармонию стороной, оставляя нетронутым этот «оазис культуры», а точнее, культурную резервацию, в наглухо запертые окна которой не проникнет извне ни глоточка воздуха, ни дуновения ветерка. В этом оплоте консерватизма, кажется, навечно заперты вкусы и сам дух 70-х: он настоялся, обрел крепость и специфический нафталиновый запах. У нас не играют Булеза, Штокхаузена, Ноно и Ксенакиса, даже Веберна или Берга – авторов, репрезентирующих музыку прошлого века. Американская музыка – вечная terra incognita, освоение которой попытается начать в этом сезоне лишь дирижер Александр Титов, – в программе его концерта значится Holidays Symphony Айвза. На роль «живого классика» назначен Кшиштоф Пендерецкий – раз и навсегда..»

- т.е. «классическое ядро» филармонического репертуара.
 
На этот материал резко отреагировал Ю. Темирканов.
Об этом было сказано в заметке В.Дудина:

http://www.ng.ru/culture/2008-09-24/100_filarmonia.html

Таким образом, в позиции каждой из сторон есть свои резонные и спорные моменты, что указал в потоке Predlogoff:

 цитата:
------------------------
Пишет наша старая знакомая - Гюляра  :) )
Немудрено, что маэстро был в гневе  :))
Вообще статья нуждается в рассмотрении - там много дельного, но много и обидного, а главное, несправедливого.
Я на самом деле ничего не имею против "классико-романтической репертуарной основы", так оно и должно быть, но с другой стороны, Темирканов десятилетиями не слезает с одного и того же репертуара, в чём выглядит разительной противоположностью, к примеру, Гергиева, который вечно ищет и находит не просто "новое" (в репертуарном плане), не просто "современное" (т.е. недавно созданное), а реально ценное и интересное.

конец цитаты
-----------------

Но больше к этой теме специально мы не обращались. Хотя я периодически высказываю свое разочарование, размещая на форуме сведения об афише на следующий месяц :)))). В частности, в мае я не нашла в ней ни одного (!) концерта, который мог бы быть потенциально интересен, если не считать всё того же Кисина, о котором иронично высказалась Г.Садыхова.

Между тем, администрация филармонии делает вид, что заинтересована в удовлетворении слушательских интересов. Так, на одном из концертов  в начале года, на котором я по случаю оказалась, зрителям выдавали анкетки и просили их заполнить с тем, чтобы филармония ознакомилась с мнениями посетителей.
Анкетка у них получилась забавная, любопытно, кто её составлял. Ключевыми вопросами были (цитирую по памяти):

Любите ли Вы:
западно-европейскую музыку
    если да, то кто ваш любимый композитор  (место для одной фамилии)?
русскую музыку
    если да, то кто ваш любимый композитор (место для одной фамилии)?
современную музыку (уточняющего вопроса о персоналиях не было)
джаз

Ваш любимый жанр:
симфония
вокал
фортепиано
камерная музыка
органная музыка

Далее следовали вопросы типа «как часто вы ходите» и «где получаете информацию о концертах».

В общем, над вопросами я посмеялась. Интересно, как ответы зрителей помогут администрации «совершенствовать репертуар». Если я укажу в качестве любимого композитора, допустим, Чайковского, значит, они так и будут десять раз в сезоне исполнять 6-ю симфонию?

Между тем, программы абонементных концертов на будущий сезон меня не просто расстроили, но и взбесили.

Об этом я писала здесь. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1235.msg22659#msg22659

Как я уже говорила, на филармоническом форуме пользователи постоянно жалуются на то, что в концертах участвуют слабые дирижеры и солисты.

В связи с этим на форуме был ответ сотрудника администрации филармонии, который я цитировала в потоке о текущей концертной жизни.
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1235.msg22797#msg22797

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Сегодня я обнаружила на форуме Филармонии новый материал, названный «музыкальная критика». Дискуссия охватывает как проблему порядочности критики, так и непосредственно касается деятельности Санкт-Петербургской филармонии.

Импульсом послужил найденный одним из пользователей форума материал В. Юзефовича, музыкального критика и публициста, в котором тот заочно выражает своё негодование заметками Б.Филановского, а попутно Д. Ренанского и его коллег с сайте openspace.

http://www.philharmonia.spb.ru/forum/comments.php?DiscussionID=154&page=1#Item_0

При изложении своей позиции Юзефович отталкивается от заметки Б.Филановского на сайте openspace, в котором тот описывает свои попытки занять должность директора по развитию СПб филармонии и обсуждение с Темиркановым своего потенциального назначения на эту должность.  Филановский с Темиркановым не сошлись, о чем критик и рассказывает в статье:

http://www.openspace.ru/music_classic/projects/117/details/678/
Цитировать не буду. Беседа довольно любопытна.

В ответ Юзефович высказал следующие аргументы, полемизируя с Филановским:
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer7/Juzefovich1.php

Материал цитировался на форуме Филармонии. Привожу ниже.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer7/Juzefovich1.php

В. Юзефович

... в интернете (www.openspace.ru) попалась мне статья Бориса Филановского "Разговор с Темиркановым", перепечатанная затем в других интернетовских изданиях, в частности, в музыкальном журнале "Израиль -21". Речь в этой статье - правильнее было бы назвать ее "Несостоявшееся интервью" - идет о попытке ее автора устроиться на работу в Санкт-Петербургскую филармонию имени Д.Д.Шостаковича на должность директора по развитию, должность аналогичную той, на которой работал некоторое время назад в Большом театре в Москве коллега Б.Филановского П. Поспелов. Назначение Б.Филановского не последовало - слишком разными оказались его и возглавляющего филармонию Юрия Хатуевича Темирканова концепции о целях и задачах этой творческой организации.

Концепция Б.Филановского: "До сих пор филармония была местом, где хранят музыку через ее воспроизводство. Но теперь филармония может и должна превратиться в машину, которая двигает музыку вперед. Сегодня уже недостаточно обслуживать вкусы публики. Надо их формировать..."

Концепция Ю.Темирканова (как изложена она Б.Филановским): "Мы хотим возродить атмосферу Дворянского собрания. Надо, чтобы собиралась элита". "Здесь мы устроим ресторан. Вход в него будет там, где сейчас вход в Большой зал. Это будет аристократическое место. Нам важно создать атмосферу", - поделился своими приоритетами знаменитый дирижер. Потом он говорил, что надо хранить великую традицию, нести прекрасное и духовное, создавать обстановку высокого искусства. А может быть, я это по телевизору видел. Он всегда про это говорит...".

Б.Филановский сетует на отсутствие притока в филармонию новой публики и вкладывает в уста Темирканова утверждение: "Не идет новая публика? Ей же хуже...”

Факты: Вот уже несколько десятилетий, как все мы сетуем на преобладание в филармонической аудитории – и в России и за рубежом – людей не молодого возраста. А концерты тем временем продолжаются – вопреки нашим пессимистическим прогнозам. Без обновления публики это было бы невозможно. Есть приток новой публики и в Петербургской филармонии, чему способствует, к примеру, такой абонемент ее Большого зала, как “Концерты во фраках и джинсах” (ведущий – А.Малич), представляющий популярную отечественную и зарубежную музыку, которая стала классикой нашего времени. Каждая из его программ набирает зал, будучи повторена дважды.

Способствуют такие абонементы Малого зала, как "Лавка древностей: средние века уже начались" и "Экспертиза". Первый из них ставит своей задачей вовлечение слушателей в дискуссию, тема которой -хаотичное, парадоксальное смешение Запада и Востока, Старого и Нового, традиционного и взрывного-авангардного. Второй являет собой серию познавательных концертов для взрослой аудитории, построенных на соседстве музыки разных эпох и стилей, которую объединяют скрытые внутренние связи.

Способствуют включение концертное исполнение оперетты И.Кальмана “Марица”, проведение таких программ, как "Добро пожаловать – Шолом-Алейхем”, приуроченная ко дню Независимости Израиля, в которой прозвучали произведения русских композиторов, литургические песнопения, еврейские народные песни.

Б.Филановский
утверждает: “Оркестр ненавидит своего главного дирижера”.

Зададимся вопросом: а существует ли в мире хоть один оркестр, артисты которого любили бы своего главного дирижера? Будучи убеждены, что такого не существует, рискнем предположить, что артисты оркестра Ю.Темирканова отлично сознают масштаб стоящего за их пультом выдающегося музыканта и дирижера, ценят, как много сделал он не только для спасения их коллектива в труднейшие 90-е годы, но и для артистов всех лучших российских симфонических оркестров, добившись значительного улучшения их материального обеспечения.

Б.Филановский утверждает: “...одной из причин расторжения контракта господина Темирканова с Балтиморским симфоническим оркестром был его отказ играть современных американских бездуховных композиторов. Современных русских композиторов он, конечно, тоже отказывается играть. Возможно, по тем же резонам".

Факты: Во главе Балтиморского симфонического оркестра Ю.Темирканов проработал шесть лет, значительно поднял исполнительские возможности коллектива, провел ряд событийных гастролей и концертов, расширил число приглашенных солистов (в том числе представителей российского исполнительского искусства), но продлевать свой контракт на третий срок не захотел сам, желая больше времени проводить с главным своим оркестром – Петербургским филармоническим.

Бездуховных композиторов – употребляю этот термин, в отличие от Б.Филановского, без тени иронии – Ю.Темирканов никогда не играл, каковой бы ни была окружающая конъюнктура. Бездуховными не были, к счастью, исполнявшиеся им Родион Щедрин и Георгий Свиридов (не говоря уже о Сергее Прокофьеве и Дмитрии Шостаковиче), Самюэль Барбер и Джордж Гершвин. Давид Ойстрах сказал как-то в начале 70-х годов, что всей своей многолетней деятельностью заслужил право выбирать из потока современной музыки только то, что близко его сердцу. Такой же репертуарной политики придерживались Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. Не станем же отказывать в этом праве и Юрию Темирканову.

Б.Филановский утверждает: "Не приезжают хорошие исполнители"

Факты: только в сезоне 2008/09 года в залах Петербургской филармонии выступали дирижеры – С. Бодо, В.Юровский, В.Ашкенази, М.Янсонс (в будущем сезоне – Н.Ярви), камерные оркестры “Виртуозы Москвы” во главе с В.Спиваковым и “Солисты Москвы” во главе с Ю.Башметом, пианисты Г. Соколов, В.Афанасьев, Е.Кисин, М.Култышев, скрипач Г.Кремер, виолончелисты Н.Гутман, И.Монигетти.

В этом же сезоне выступали такие уникальные музыканты, как знаменитые исполнитель на норвежской традиционной скрипке Гуннар Стубсейд, датский исполнитель на пайп-и-таборе Пол Хоксбро (флейта, на которой играют одной рукой, и барабан, на котором играют другой), итальянский гитарист Джампаоло Бандини.

 Не забудем также о постоянном участии в филармонических концертах двух ее симфонических оркестров во главе с Ю.Темикановым и А.Дмитриевым, Симфонического оркестра Мариинского театра во главе с В.Гергиевым, Петербургского камерного хора (художественный руководитель – Н.Корнев)

Филановский утверждает: "Уже много лет петербуржцы не видели в этих стенах зарубежных оркестров".

Факты: Нет нужды объяснять, с какими материальными расходами сопряжено приглашение зарубежных оркестров, напомним однако, что 26 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступает один из лучших симфонических коллективов Европы - Симфонический оркестр Баварского Радио во главе с возглавляющим его М.Янсонсом.

Б.Филановский утверждает: “Интересных программ в обоих залах Филармонии днем с огнем не сыщешь...",

Факты: Только в одном нынешнем сезоне в концертах филармонии прозвучали мировые премьеры Данте-симфонии № 5 Рай Бориса Тищенко (дирижер Н.Алекссев) и двух симфоний Сергея Слонимского – 14-ой (В.Синайский) и 17-ой (А.Дмитриев), были исполнены “Русь колокольная” Андрея Петрова, музыка балета Тищенко “Двенадцать”, Скрипичный концерт Бориса Клюзнера, камерная кантата Юрия Фалика “Голос молящего”.

В концертах одного только абонемента “Призрак оперы” в текущем сезоне прозвучали “Страсти по Матфею” Баха и оратория Генделя “Иуда Маккавей” – как предтечи оперного жанра, симфония П.Хиндемита “Матисс-художник” и кантата А.Шнитке “История доктора Иоганна Фауста” – как авторские варианты их собственных одноименных опер, были исполнены оратория А.Онеггера “Жанна д’Арк на костре” и авторская композиция из мюзиклов Ллойда Уэббера (один из них и дал название абонементу).

Уж не узок ли, спросим мы, круг музыкальных интересов Б.Филановского, если не кажутся ему интересными ни шедевры мировой классической музыки (да, хрестоматийные для бывалых посетителей филармонии, но каждый сезон становящиеся открытием для той самой новой публики, за приток которой в филармонические залы он так ратует!), ни премьеры музыки современной, ни кальмановская “Марица”, ни лучшие образцы популярной и киномузыки.

Уж не сводятся ли все его творческие приоритеты единственно к творчеству группы композиторов, которых называют иногда “крутыми” - таких, как Алексей Сюмак, Сергей Невский, или, рискнем предположить... сам Борис Филановский? Уж не хочет ли Б.Филановский убедить всех нас – и прежде всего Ю.Темирканова, что музыку только этих композиторов и следует внедрять в филармонические программы?

В заключение еще об одном, что, собственно говоря, и побудило меня взяться за перо: неуважительный, развязно-пренебрежительный тон “Несостоявшегося интервью” Б.Филановского. К сожалению, тон этот сделался едва ли не нормой современной электронной и газетной критики. Вот, к примеру, репортаж Е. Бирюковой и Д.Ренанского с совпавших по времени московского юбилея Елены Образцовой и петербургского Юрия Темирканова (помещен 16 декабря 2008 на том же интернетовском сайте www.openspace.ru). /.../

Возвращаясь к Б.Филановскому, заметим, что, к сожалению, в рамки дозволенного входит, по мнению критика, оскорбление не только профессионального достоинства музыканта, но и достоинства национального. Потому-то и заключает Б.Филановский свой опус следующими словами: “Работать [в Петербургскую филармонию] меня не взяли. Да и хорошо. Куда я полез со своими наивными маргиналиями. Пока Юрий Темирканов сидит в СПб филармонии, как на ханстве, все в ней останется по-прежнему, кто бы ни ходил у него в директорах по развитию”.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
В каком-то аспекте мат-лы Филановского и Юзефовича соприкасаются по проблематике с замечанием Г.Садыховой и ответом на него маэстро.

Причем меня совершенно не удовлетворяют аргументы обеих сторон. Я была бы рада не согласиться с Б.Филановским касаемо вялости филармонических программ, но факты говорят о его правоте. И что бы там не писали поддерживающие Темирканова оппоненты Филановского, их аргументы весьма слабы.

В частности, этот:
---------------------------
Факты: только в сезоне 2008/09 года в залах Петербургской филармонии выступали дирижеры –С. Бодо, В.Юровский, В.Ашкенази, М.Янсонс (в будущем сезоне – Н.Ярви), камерные оркестры “Виртуозы Москвы” во главе с В.Спиваковым и “Солисты Москвы” во главе с Ю.Башметом, пианисты Г. Соколов, В.Афанасьев, Е.Кисин, М.Култышев, скрипач Г.Кремер, виолончелисты Н.Гутман, И.Монигетти.

Не забудем также о постоянном участии в филармонических концертах двух ее симфонических оркестров во главе с Ю.Темикановым и А.Дмитриевым, Симфонического оркестра Мариинского театра во главе с В.Гергиевым, Петербургского камерного хора (художественный руководитель – Н.Корнев)
------------------------------

Извините, но исполнение Темиркановым 6-й симфонии Чайковского (дважды в сезоне!) уже никак нельзя назвать событием. Гергиев появился в этом году в Филармонии всего однажды, а до этого - был только в 2006г. Дмитриев гениальными интерпретациями никогда не жаловал. Култышев  - вот уж звезда :)))). Юровского в текущем сезоне я что-то не помню, это какая-то путаница, как не помню и Ашкенази. Г.Кремер сыграл одно произведение в юбилейном вечере Темирканова. По факту - да, "выступил"  :))). А появление Башмета - следует считать чем-то исключительным?? Он и в Мариинке дал три концерта и без всякого ажиотажа И т.д.
Короче, "защита" крайне неубедительна.
Кстати, ресторан в Филармонии, на который указывает Филановский, действительно устроили на том месте, где раньше размещался вход. Теперь организация входа стала жутко неудобной - толпа иногда выносит на улицу с верхней одеждой в руках, а гардеробщицы мерзнут на сквозняке.

С другой стороны, ставку в филармоническом репертуаре на "духовную" музыку С.Невского, Д.Курляндского и иже с ними, о чем, видно, мечтает г-н Филановский,  могу представить только в кошмарном сне...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
меня совершенно не удовлетворяют аргументы обеих сторон.

Извините, но исполнение Темиркановым 6-й симфонии Чайковского (дважды в сезоне!) уже никак нельзя назвать событием.

С другой стороны, ставку в филармоническом репертуаре на "духовную" музыку С.Невского, Д.Курляндского и иже с ними, о чем, видно, мечтает г-н Филановский,  могу представить только в кошмарном сне...

Как говорится, противоположность недостатка - недостаток .
Если филармония, в т.ч. и Темирканов, всё больше замыкаются во всё более узком кругу произведений, то нельзя же альтернативой такому замыканию выдвигать авангард ! Я вообще не понимаю, к чему такие крайности ? Неужели между ними ничего нет ?
Неужели по причине бесконечного исполнения симфоний Чайковского нужно требовать исполнения Штокхаузена ? :)) Какая между ними вообще причинно-следственная связь ? :) Ничего себе "альтернативка".
Да хотя бы на того же Гергиева обернулись: у него и Малер, и Р.Штраус, и Вагнер, и современные авторы, в т.ч. и оперные - неужели это такие частые имена на петербуржских афишах ?  А в то же время это уж никак не назовёшь "рутиной". Иначе говоря, "модерн" от рубежа 19-20-го веков и до середины 20-го века вполне мог бы быть альтернативой авангарду на сегодняшних концертных площадках, но я так понимаю, за него тоже никто не хочет браться. Т.е. получается, что с одной стороны цепляются за узкий круг сочинений, представляя очередное исполнение 6-й симфонии Чайковского как "сенсацию", а с другой стороны отметают всё наиболее интересное из 20-го века и предлагают к исполнению самые одиозные образцы.
И что хуже ? Как говорится, и то и другое "хуже".
Кстати, а как же классика и старинная музыка ? Ужли её всю переиграли ? Что-то не верится ... Многие старые имена ныне можно выдвигать как нечто "новое", потому что их давно уже все позабыли !
Мне кажется, проблема в том, что питерская филармония не желает расширять свой репертуар, там нет энтузиастов. Темирканов на эту роль не годился никогда, а не только сегодня. Честно говоря, я вообще не понимаю искусственно поддерживаемого интереса к его персоне - что он такого выдающегося сделал если не сегодня, то за всю предыдущую жизнь, чтобы сегодня мы могли какие-то его трактовки послушать как "шедевры" ? Понимаете ли, я вообще НИЧЕГО не могу назвать.
Про 6-ю симфонию Чайковского не надо, а то у меня на неё ВОТ ТАКАЯ оскомина набита :))))))))
Тот факт, что он "из старой гвардии", меня тоже не утешает - в той гвардии тоже были весьма второстепенные люди.
Государство, как всегда в последние годы, не вмешивается.
Но и государство в этом деле тоже вполне можно понять, ибо когда оно начинает руководить, наша околотворческая интеллигенция начинает вопить "руки прочь от искусства", а когда оно АБСОЛЮТНО ни во что не вмешивается, "искусство" просто гниёт на корню, что мы и наблюдаем.
На самом же деле все тамошние филармонические кадры НАДО В ПОЛНОМ СОСТАВЕ гнать в шею и набирать новых людей.
Кстати, как и в Большом театре, да и во многих других сферах.
Прозаседались уже.
А что авангардистов надо гнать в шею подальше от Филармонии, это само собой: не для того надо чистку кадров устраивать, чтобы заполнить освободившееся место отстоем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Если филармония, в т.ч. и Темирканов, всё больше замыкаются во всё более узком кругу произведений, то нельзя же альтернативой такому замыканию выдвигать авангард ! Я вообще не понимаю, к чему такие крайности ? Неужели между ними ничего нет ?
Неужели по причине бесконечного исполнения симфоний Чайковского нужно требовать исполнения Штокхаузена ? :)) Какая между ними вообще причинно-следственная связь ?

Ага, меня тоже удивляет, что так ставится вопрос.  Почему, если не Чайковский, то значит – Штокхаузен :)))?

И вообще, после прочтения печальных размышлений Б.Филановского, я суть его «концепции развития», которую он собирался внедрять на новой должности, если бы ему удалось добиться назначения, не очень поняла. Он об этом ничего толком не пишет. Как он собирался превращать филармонию в «машину, двигающую музыку вперед»? «формировать вкусы публики»? Что означает: «внятная репертуарная политика, внятный заказ исполнителям и композиторам»?  И как он надеялся привлекать известные коллективы и солистов? Об этом он ничего не рассказал.

Не, он, конечно, человек вполне вменяемый. Я полагаю, что забивать снизу доверху современным авангардным хламом репертуар госучреждения ему бы не дали.  Ну, стали бы в стенах филармонии проводиться ещё какие-нибудь «Пифийские игры» и андеграундные вечеринки.
И тем не менее, суть программных предложений Филановского  не очень ясна.

Predlogoff
Цитировать
Кстати, а как же классика и старинная музыка ? Ужли её всю переиграли ? Что-то не верится ... Многие старые имена ныне можно выдвигать как нечто "новое", потому что их давно уже все позабыли !
Кое-что исполняется, но эти концерты не могут претендовать на события без интересных персон. У нас по этой части единственный специалист – Лео Кремер. Всё второстепенно, а потому неинтересно.

Predlogoff
Цитировать
Мне кажется, проблема в том, что питерская филармония не желает расширять свой репертуар, там нет энтузиастов. Темирканов на эту роль не годился никогда, а не только сегодня.

Я не знаю - может быть, я не права - но когда Филармония жалуется на отсутствие денег, то мне кажется, что это только часть проблемы. А главное – недостаток амбиций и энтузиазма.

Сам Темирканов, как ясно солнышко, появляется за пультом 5-6 раз в сезоне, чтобы публика соскучилась и расценивала его очередное исполнение 6-й симфонии Чайковского или фрагментов из балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» как нечто из ряда вон выходящее. Ну, иногда, для разнообразия звучит 7-я симфония Шостаковича :))).
Я слышала, что Курентзису (который с момента окончания своих учебных дел  не выступал в СПб) с его оркестром у нас не дали возможности появиться по той причине, что его репертуарные предложения пересеклись с репертуаром Маэстро. Курентзис в каком-то интервью сожалел, что в Петербурге, с которым его связывают годы профессионального становления, его не ждут.
И почему наша Филармония приглашает черте кого в качестве солистов?
Допустим, дорого организовать гастроли оркестра, но неужели невозможно приглашать приличных инструменталистов? Хотя бы время от времени?

Predlogoff
Цитировать
Честно говоря, я вообще не понимаю искусственно поддерживаемого интереса к его персоне - что он такого выдающегося сделал если не сегодня, то за всю предыдущую жизнь, чтобы сегодня мы могли какие-то его трактовки послушать как "шедевры" ? Понимаете ли, я вообще НИЧЕГО не могу назвать.
Это смешно, но, находясь в Петербурге, я не так уж много бывала на его живых выступлениях. А его записи в основном покупаю из-за солистов. Во-первых, потому что Темирканов довольно редко выступает, да и притом часто с инструменталистами или вокалистами, которые мне не особо интересны. Во-вторых, с очень узким кругом сочинений. И, в-третьих, моим вниманием в Петербурге сразу же завладел Гергиев. И я вроде бы стремлюсь к разнообразию впечатлений, но как подумаешь, стоит ли после гергиевской интерпретации, допустим,  Шостаковича идти на Темирканова, вопрос отпадает сам собой.

Predlogoff
Цитировать
На самом же деле все тамошние филармонические кадры НАДО В ПОЛНОМ СОСТАВЕ гнать в шею и набирать новых людей.
Кстати, как и в Большом театре, да и во многих других сферах.
Прозаседались уже.
Да, наверное. Но в БТ вроде бы правят бал «современные управленцы». А толку ноль.
Кстати, вот тоже вопрос: кто должен стоять во главе филармоний и театров – профессиональный «менеджер» или профессиональный музыкант (разумеется, с административным аппаратом)? С одной стороны, наиболее крупные прорывы в промышленной, научной или художественной областях чаще всего происходили при автократическом управлении специалиста в соответствующей предметной сфере. Сейчас в администрировании муз. учреждений используются разные модели управления. И с разными результатами.

Деятельность Московской филармонии основана, я так полагаю, на коллегиальном руководстве менеджерами и художественными консультантами, и эта машина работает вполне успешно. Однако там ситуация другая – всё-таки в Москве больше коллективов и залов. В то же время БТ, при всех потугах профессиональных менеджеров, оказался в трясине. Всего одна оперная премьера в сезоне! Хотя, знаете, я бы на данный момент назвала «Китеж» лучшим спектаклем (имею в виду режиссуру) из тех, что я видела в этом году.  Но  по музыкальному уровню – это стыдоба. У Кехмана в театре им. Мусоргского пока все «информационные поводы» связаны со скандалами, а идти  туда на спектакли как-то не тянет. Да и репертуар разнообразием не отличается. Кроме «Паяцев», они ничего за сезон не сделали.

Predlogoff
Цитировать
А что авангардистов надо гнать в шею подальше от Филармонии, это само собой: не для того надо чистку кадров устраивать, чтобы заполнить освободившееся место отстоем.
А может, наоборот? Если взвалить на них груз административной ответственности, это вправит им мозги?   Позабудут свои авангардные игрушечки? Делом займутся?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Predlogoff
Цитировать
А что авангардистов надо гнать в шею подальше от Филармонии, это само собой: не для того надо чистку кадров устраивать, чтобы заполнить освободившееся место отстоем.
А может, наоборот? Если взвалить на них груз административной ответственности, это вправит им мозги?   Позабудут свои авангардные игрушечки? Делом займутся?

Неужели ?
А они умеют заниматься каким-нибудь "делом" ?
Мне лично смешно даже слышать об этом: я полагаю, что эти люди в полном смысле слова "прослойка", которая может лишь паразитировать в тени каких-то действующих проектов по своим захламлённым углам при наличии ИЗВНЕ организованной музыкальной жизни, причём, будучи извлечёнными из своих "подвалов" на свет божий, они продолжат проводить всё ту же "подвальную" линию и всё так же жаловаться на жизнь, на бюрократические козни и на косность публики.
И ведь это уже проходили - и не только в нашей стране: "Катакомбная" культура может существовать лишь в катакомбах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица