Автор Тема: Приобщить к опере  (Прочитано 114613 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Приобщить к опере
« Ответ #175 : Февраль 11, 2016, 11:55:01 »
Вот большая статья по теме:
Любовь с первой ноты: как начать слушать классическую музыку

http://www.m24.ru/m/articles/95047

---------------------------------------------------------------------------------------------------

У меня, получается, тоже можно сказать, что началась оперная любовь с первой ноты первого оперного мероприятия, на которое я попал, или с первой ноты арии Амелии из "Бала-маскарада" в исполнении Ольги Терентьевой.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #176 : Февраль 12, 2016, 17:28:48 »
У меня, получается, тоже можно сказать, что началась оперная любовь с первой ноты первого оперного мероприятия, на которое я попал, или с первой ноты арии Амелии из "Бала-маскарада" в исполнении Ольги Терентьевой.
А у меня с «Бала-маскарада» началась, скажем так, некая новая волна увлечения оперой.  И началась она с первой ноты Риккардо в исполнении Джильи в известной записи 1943-го, кажется, года. Самое смешное, что тогда я совершенно не интересовался сюжетом, да и слушал только первый акт, поскольку меня привлекла исключительно музыкальной составляющей и великолепным вокалом Джильи и Беки. Собственно, я всё это говорю к тому, что прошло довольно много времени, пока в многократно прослушанном «Бале-маскараде» я дошел до первой ноты арии Амелии. :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #177 : Февраль 13, 2016, 17:38:10 »
А я вспомнила, как на концертом исполнении "Бала-маскараде" в КЗЧ (под руководством Полянского) какая-то дама сообщила, что думала, что эта опера – по Лермонтову http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/maskarad.txt
;D
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Приобщить к опере
« Ответ #178 : Февраль 13, 2016, 19:05:15 »
Самое смешное, что тогда я совершенно не интересовался сюжетом, да и слушал только первый акт, поскольку меня привлекла исключительно музыкальной составляющей и великолепным вокалом Джильи и Беки. Собственно, я всё это говорю к тому, что прошло довольно много времени, пока в многократно прослушанном «Бале-маскараде» я дошел до первой ноты арии Амелии. :)

Я тоже, естественно, когда пришел на "Шедевры оперной классики", то не интересовался сюжетом, а только восхищался голосом. Потом, когда первый раз пришел на эту оперу, в Питере летом 2010 года, тогда и заинтересовался сюжетом. Там, кстати, в Михайловском, сюжет был сделан максимально близким к изначальной пьесе - Ричард в кратком содержании назывался королем, и до того, как я во второй раз в январе 2013 года послушал эту оперу в КЗЧ, я не знал, что король в этой опере по классическому либретто бывает разжалован в губернаторы (или как там его).
Но опера "Бал-маскарад" примечательна для меня не только арией Амелии. Фрагментом этой же оперы является ещё и ария Ренато - моя самая любимая ария для баритона. Как и многие другие арии, например, Амину и в какой-то степени Паче, и как многих певцов и певиц, я полюбил арию Ренато не сразу - например, на спектакле летом 2010 года на неё ещё совершенно не обратил внимание.
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2016, 20:09:39 от Вольфрам »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #179 : Февраль 13, 2016, 19:55:58 »
Фрагментом этой же оперы является ещё и ария Ренато - моя самая любимая ария для баритона.
А у Вас какая — первая или Eri tu?
У меня любимая — первая (Alla vita che t'arride).

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Приобщить к опере
« Ответ #180 : Февраль 13, 2016, 20:05:54 »
Фрагментом этой же оперы является ещё и ария Ренато - моя самая любимая ария для баритона.
А у Вас какая — первая или Eri tu?
У меня любимая — первая (Alla vita che t'arride).
Вторая ария. Акт 3, сцена 1. http://www.librettidopera.it/balmasc/a_03.html

Оффлайн ev_dm

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
Re: Приобщить к опере
« Ответ #181 : Февраль 14, 2016, 22:59:01 »
Подскажите с каких постановок в Москве стоит начать роман с оперой, чтобы не убить интерес?

пока такой выбор -
Богема НО
Любовный напиток МАМТ
Кармен МАМТ
Травиата Большой
Лючия де Ламмермур МАМТ

заранее благодарю за советы :)
« Последнее редактирование: Февраль 15, 2016, 12:36:32 от ev_dm »

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Приобщить к опере
« Ответ #182 : Февраль 15, 2016, 19:23:43 »
Да практически с любой, было бы исполнение хорошее. Все оперы мелодичны, интересны, с "хитовыми" номерами.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #183 : Февраль 16, 2016, 00:40:53 »
Подскажите с каких постановок в Москве стоит начать роман с оперой, чтобы не убить интерес?
Я сводил людей — любителей вокальной музыки, но знакомых с операми только по записям отдельных арий — на «Хованщину» в МАМТ. Остались довольны, захотели еще.

Думаю, один из беспроигрышных вариантов — «Севильский цирюльник».
В МАМТе неплохой спектакль.
В НО — вроде тоже хвалят.

Хиты Верди — «Травиата» в БТ, «Риголетто» в НО — тоже, конечно, хороший вариант
(я бы и сам сходил :), ибо до сих пор не сподобился).

Из Пуччини я бы добавил еще «Тоску» в МАМТе.
Спектакль — ничего особенного, но опера все-таки (на мой взгляд) одна из лучших у композитора и при хорошем составе слушается очень хорошо. К тому же она и не очень длинная.

Собственно говоря, принцип похода именно на т.н. хороший состав остается в силе и для других рекомендованных постановок.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 804
Re: Приобщить к опере
« Ответ #184 : Февраль 16, 2016, 00:59:45 »
Подскажите с каких постановок в Москве стоит начать роман с оперой, чтобы не убить интерес?

пока такой выбор -
Богема НО
Любовный напиток МАМТ
Кармен МАМТ
Травиата Большой
Лючия де Ламмермур МАМТ

заранее благодарю за советы :)

Мне кажется, Богема, как и вообще Пуччини, тяжеловата для начала романа. Тогда уж лучше брать Богему в МАМТе, но не в НО. А лучше начинать с Верди.

Кармен в МАМТе - да (21/2 хороший состав), как и Травиата в Большом.

Добавлю от себя - Сомнамбула в Большом (новая сцена). Ромео и Джульетта в НО.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 921
Re: Приобщить к опере
« Ответ #185 : Февраль 16, 2016, 07:40:17 »
"Лоэнгрин" Новая Опера, "Евгений Онегин" там же  ( потому что экспресс-вариант, для новичков самое то), "Князь Игорь" там же, "Снегурочка" обязательно, "Борис Годунов" и "Царская Невеста" в Большом, может еще "Чародейка", "Хованщина" в МАМТ, "Сказка о царе Салтане" обязательно, может еще "Тангейзер" в МАМТ. Из всего списка видел только Лючию, еле досидел до конца, несмотря на наличие в составе Хиблы. "Травиату" один раз видел в телевизоре, Черняков, Ла-Скала, спасибо больше не надо. Знакомая ходила в МАМТ, плевалась от постановки.
Вот про Мариинский театр я бы Вам рассказал. Там просто афишу открываешь и слюной захлебываешься - за месяц минимум 5-6 спектаклей, на которые не поехать - просто преступление перед самом собой.  :'(

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #186 : Февраль 16, 2016, 10:01:26 »
Мне тоже кажется, что "Богема" для первого знакомства с оперой не очень годится. Вагнер и "Хованщина" для первого раза - слишком масштабно, имхо, как, скажем, и "Дон Карлос".

Если Пуччини - то "Тоска". "Лючия ди Ламмермур" прекрасна, рекомендую - и оперу, и постановку. "Травиата" - в Большом. "Севильский цирюльник" в МАМТе и в НО. Кстати, есть ещё "Золушка" в Новой Опере (в апреле будет). "Трубадур" в Новой Опере тоже подойдёт, пожалуй. Ах да, ещё "Сказки Гофмана" в МАМТе.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 921
Re: Приобщить к опере
« Ответ #187 : Февраль 16, 2016, 10:08:37 »
Вагнер и "Хованщина" для первого раза - слишком масштабно, имхо, как, скажем, и "Дон Карлос".
Насчет "Дона Карлоса" соглашусь, ибо, кроме того, что масштабно, еще и откровенно нудновато :) Как и "Тангейзер".
А "Хованщина" и "Лоэнгрин" для новичков - самое то, проверено на многих. Масштабно, ярко, громко, музыкально, динамично. И без белькантово-итальянских завываний. Потому как итальянцев и Чайковского надо уметь петь, а с этим в наших театрах часто проблемы. Особенно когда одновременно двое-трое и более поют, каждый свою партию - там согласованность должна быть идеальной, а иначе - каша, абсолютно не мелодичная, хоть уши затыкай.
Поэтому лучше "Карлоса". ;)

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Приобщить к опере
« Ответ #188 : Февраль 16, 2016, 10:09:07 »
А по-моему, "Богема" вполне походит, хоть я и не поклонник Пуччини.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн ev_dm

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
Re: Приобщить к опере
« Ответ #189 : Февраль 16, 2016, 11:06:00 »
Большое Спасибо Всем! Очень интересно!
kineskop, поделитесь пожалуйста своими соображениями и про Мариинку. А может и про Михайловский? Буду знать, на что ориентироваться, если поеду.


Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: Приобщить к опере
« Ответ #190 : Февраль 16, 2016, 12:12:27 »
Я начинал знакомство с "Богемы" в Большом - было масштабно, но скучновато.
Ещё, мне кажется, хорошо подойдёт "Итальянка в Алжире" - с юморком и не очень длинная. Но там, мне кажется, надо ловить Миронова (в этом сезоне больше у нас петь не будет).

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Приобщить к опере
« Ответ #191 : Февраль 16, 2016, 12:16:52 »
Да, Лоэнгрин был первой оперой Вагнера, которую я услышал, и шестой оперой вообще, не считая записи Аиды, и помню, что мне очень понравилось. Хованщина, мне кажется, вряд ли подойдет для новичков, там есть яркие фрагменты, но в целом музыка несколько затянутая. На мой взгляд, начинать надо с "Травиаты", Кармен" и, может быть, "Онегина".
На днях в этой теме упоминался "Цирюльник", но у меня сложилось убеждение, что с Цирюльника начинать не надо. Я пошёл на Цирюльника 8 мая 2009 года (и пошёл бы почти сразу после 4 апреля, но билетов не было, а спрашивать лишние билеты я тогда ещё не решался). Но на меня тогда ещё как-то не произвели впечатления почти никакие фрагменты, кроме увертюры и каватины Фигаро, мне кажется, года три назад я уже писал об этом, видимо, ещё не был к восприятию этой оперы готов. И в результате начало моей любви к "Цирюльнику" было отброшено ещё на полтора-два года, потому что я искал другие оперы, которые больше нравятся. Только осенью 2010 года, посещая концерты, я стал понимать, как же прекрасны различные арии из "Цирюльника", а второй раз послушал его 13 мая 2011 года, и с тех пор это одна из моих любимых опер. "Кармен" мне с первого раза понравилась, как и "Лоэнгрин". И "Норма", конечно же. Теперь насчет "Аиды". Сначала я послушал запись "Аиды" по Культуре летом 2009 года. С самого начала мне все фрагменты стали очень нравиться, в частности, первая ария Аиды, но во время балетной сцены из финала второго акта меня потянуло в сон. Потом, начиная со сцены у Нила, мне всё снова стало нравиться. И следующий год я чуть ли не из всех опер больше всего мечтал услышать живьём именно "Аиду". Моя мечта сбылась летом 2010 года в Геликоне, в не сказать, что мне прямо совсем не понравилось, но я ожидал более сильных впечатлений. И "Аиду" я окончательно полюбил только уже во время незабываемой вердиевской Крещенки в начале 2013 года. Так же с "Пиковой дамой" - первый раз, ещё летом 2009 года, в целом понравилось, но не сказать, чтоб очень, так же и второй раз, через два года, а потом я уже полюбил и "Пиковую даму". Это я перечисляю в основном те оперы, с которых я начинал. И с конца 2009 года я начал постепенно понимать классическую камерную вокальную музыку, самый яркий момент знакомства с камерным репертуаром - это, конечно, 21 февраля 2010 года, когда Круг песен Шумана мне совершенно безумно понравился! Скоро исполнится 6 лет с тех пор, я считаю это событие одним из самых ключевых в развитии моей любви к Музыке.
P. S. На Итальянке я был в начале 2010 года в БЗК, сидел очень далеко из-за дорогих билетов. Изабелла очень понравилась, но в целом музыку я не до конца воспринял. Так что до премьеры в Стасе Итальянку до конца не понял.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #192 : Февраль 16, 2016, 12:36:16 »
Я начинал знакомство с "Богемы" в Большом - было масштабно, но скучновато.

А что вас привело в оперный театр? С чего начался интерес к опере? И почему выбор пал именно на "Богему" в Большом?
Che mai sento!

Оффлайн vaulotor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: Приобщить к опере
« Ответ #193 : Февраль 16, 2016, 13:12:25 »
Я начинал знакомство с "Богемы" в Большом - было масштабно, но скучновато.

А что вас привело в оперный театр? С чего начался интерес к опере? И почему выбор пал именно на "Богему" в Большом?
С родителями в марте сходил на "Лебединое озеро" в Сац. Понравилось, поэтому решил поискать разные аудио и видеозаписи спектаклей. До октября сходить на оперу не получалось, но планы и билеты уже были. Один из самых первых прослушанных фрагментов - увертюра к "Вильгельму Теллю" Россини, пробудила интерес к этому композитору, который и сейчас мне очень нравится (любимая опера - Итальянка). Параллельно была любовь к классическому балету, благодаря которой я и пошёл второй раз в БТ (балет "Светлый ручей"). Послее ещё нашёл запись ЛММу, которая не понравилась (сама опера), но сейчас уже есть интересные для меня фрагменты (сцена 7 - "Создан полицейский был..."). Теперь Шостакович, вместе с Россини, - любимые композиторы. Правда оба ставятся редко. А вот Верди не пошёл сначала. И увертюра к Травиате не казалось шедевром.
С русской оперой сложнее - кроме Шостаковича мне активно ничего не нравится, только частям. Из Чайковского интереснее всего для меня "Чародейка", а "Пиковая дама", кроме пары фрагментов (увертюра, вступление к сцене в спальне графини и "Она мертва") кажется скучной. А вот "Хованщина" пошла хорошо (запись Мариинки с Гергиевым).
Сейчас осваиваю французскую оперу - Мейербера ("Гугеноты") и немецкую - Вагнер ("Тристан и Изольда").
Вообще мне в операх чаще всего нравятся увертюры и танцевальные номера ;D.
Пока побывал только на "Итальянке", "Богеме" и "Пиковой". Но уже в марте количество увеличится в два раза. Там будет "Чародейка", "Каменный" и опять эксперимент в виде "Жанны ДАрк" ("Орлеанская дева") из Челябинска.

"Богема" была выбрана из-за не очень дорогих билетов, которые остались за полмесяца до спектакля, и классической постановки  пышными декорациями. Плюс там был иностранный тенор, что, как я предполагал, должно было сказаться на уровне спектакля. Пели Липпи-Чурилова-Ладюк-Кульчинская. Все понравились, но Липпи долго пытался изобразить эмоции (смог сделать это только в финале). Из второстепенных понравился Казанский, а вот Цыбулько с арией как-то не проник в душу.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 804
Re: Приобщить к опере
« Ответ #194 : Февраль 16, 2016, 18:28:28 »
На мой взгляд, начинать надо с "Травиаты", Кармен" и, может быть, "Онегина".

Вот соглашусь с Вольфрамом (вместо Травиаты м.б. Риголетто или Аида). Заодно есть возможность определиться, какая музыка Вам для начала ближе - итальянская, французская или русская. Мне кажется, Вагнер - всё-таки уже для продвинутых пользователей, и более мужской вариант.

На Хованщину в МАМТе я пока только собираюсь, но вот Хованщину в Мариинке в декорациях Федоровского и с Гергиевым считаю обязательной к просмотру, даже начинающим.

И, опять же, общее замечание - советуйтесь на форуме и идите только на хороший состав исполнителей, которые не только споют, но и сыграют - плохой неартистичный состав может надолго отбить желание ходить в оперу.

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 921
Re: Приобщить к опере
« Ответ #195 : Февраль 16, 2016, 19:03:47 »
Старая Мариинка для новичков несколько недружественна, поскольку русские оперы там до сих пор идут без "русского перевода". Поэтому, несмотря на великое изобилие шикарных исторических постановок, таких как "Руслан и Людмила", "Хованщина", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Псковитянка", "Мазепа", "Евгений Онегин", идти туда лучше со смартфоном, в который залиты тексты либретто.
 
Кстати, обычно делаю так: текст оперы копирую в MS WORD, дальше "Правка" - "Выделить все", делаю шрифт такой, чтобы текст занимал всю ширину страницы, и сохраняю в формате PDF. Потом этот файл сохраняю в смартфон, открываю программой PDF Reader для Android, и в меню, в разделе VIEW ставлю галки Full screen, Force landscape и Day/Night. Получается крупный белый текст на черном фоне на горизонтальном экране во всю ширину, отлично читается и не светит в темноте.
Надо будет собрать все тексты в PDF  и выложить на файлообменник

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #196 : Февраль 16, 2016, 19:13:37 »
Насчет "Дона Карлоса" соглашусь, ибо, кроме того, что масштабно, еще и откровенно нудновато :)
«Дон Карлос» — это, имхо, уже для продолжающих любителей Верди. Я к ней боялся подступиться, но когда раскусил — мне понравилось (прослушал в записи несколько раз еще до похода в БТ). А вот рекомендованную некоторыми «Аиду» я знаю только по нескольким номерам (сольным и дуэтам, ну плюс марш) и, честно говоря, пока не спешу послушать всю эту оперу. :) Celeste Aida мне пока хватает. Но отговаривать не буду.

Из масштабных опер Верди, наверное, хороши для начала «Сила судьбы» или «Отелло» (помню в детстве с интересом смотрел фильм-оперу с Доминго). Но вторая опера здесь не идет, а первая , в общем, тоже (посмотрим, когда ее повторят после 13 марта).
Естественно, я бы горячо рекомендовал и «Бал-маскарад», но постановка «Геликона», мне кажется, на очень большого и очень непритязательного любителя.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #197 : Февраль 16, 2016, 19:14:23 »
Надо будет собрать все тексты в PDF  и выложить на файлообменник
Вот это — правильная мысль! :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #198 : Февраль 16, 2016, 19:23:23 »
На днях в этой теме упоминался "Цирюльник", но у меня сложилось убеждение, что с Цирюльника начинать не надо. ...видимо, (я) ещё не был к восприятию этой оперы готов...
Мне кажется, Ваш случай — нетипичный. Если у человека нет «индивидуальной непереносимости» музыки Россини, то к чему такому там надо быть готовым? Веселая опера, с забавным сюжетом, с юмором исполненная, с несколькими хитами (два из которых хорошо известны даже и не оперной публике). В хорошем исполнении должна только поднять настроение — а это верный признак желания прийти в оперу еще раз).

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 160
Re: Приобщить к опере
« Ответ #199 : Февраль 16, 2016, 19:34:47 »
А вот Верди не пошёл сначала. И увертюра к Травиате не казалось шедевром.
Ну она и не обязана им быть.

Судя по любви к Шостаковичу, «Травиата» вам могла показаться по музыке простоватой, ну или недостаточно изысканной в своей легкости (как это было бы у Россини).
Попробуйте послушать у Верди что-то не совсем «типичное» — «Макбет», «Отелло», «Фальстаф» может быть.

Цитировать
С русской оперой сложнее - кроме Шостаковича мне активно ничего не нравится, только частям.
Можно попробовать Прокофьева, причем также и «в области балета» (если еще не).