Автор Тема: Приобщить к опере  (Прочитано 119731 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #300 : Декабрь 04, 2018, 22:01:38 »
Лекции Татьяны Беловой в Самарском театре оперы и балета

"Богема" https://www.youtube.com/watch?v=h6ymyVX4TJ4&t=2s

"Мадам Баттерфляй" https://www.youtube.com/watch?v=3U90Hl3LESE&t=387s

"Тоска" https://www.youtube.com/watch?v=pnZBAYbfrP0 

"Джанни Скикки" https://www.youtube.com/watch?v=YBydQjNBlO0
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #301 : Январь 28, 2019, 21:28:44 »
В Москве проводятся так называемые "иммерсивные шоу", в том числе по одной из знаменитых опер. В них участвует раскрученное медийное лицо - поп-певец, имеющий академическое образование. Не называю имён и не даю ссылок, чтобы не рекламировать.

Всё это проводится, конечно, под лейблом "опера". Мне интересно, люди, которые ходят на такие шоу, понимают, что это не настоящая опера? Я почему спрашиваю - столкнулась с тем, что люди сходили на "Квартет И" и считают, что посетили настоящий театр.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #302 : Февраль 11, 2019, 22:54:13 »
Райх вам в помощь

НОВЫЕ ФОРМАТЫ РАЗГОВОРОВ О МУЗЫКЕ
текст: Екатерина Бирюкова

https://www.colta.ru/articles/music_classic/20440-rayh-vam-v-pomosch
Che mai sento!

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Приобщить к опере
« Ответ #303 : Февраль 20, 2019, 12:09:08 »
В Москве проводятся так называемые "иммерсивные шоу", в том числе по одной из знаменитых опер. В них участвует раскрученное медийное лицо - поп-певец, имеющий академическое образование. Не называю имён и не даю ссылок, чтобы не рекламировать.

Всё это проводится, конечно, под лейблом "опера". Мне интересно, люди, которые ходят на такие шоу, понимают, что это не настоящая опера? Я почему спрашиваю - столкнулась с тем, что люди сходили на "Квартет И" и считают, что посетили настоящий театр.
А,  собственно, почему бы и не прорекламировать столь интересный новаторский способ работы с оперным жанром в нетеатральном пространстве? Я так понимаю, речь идет об иммерсивной "Пиковой даме", про которую на форуме уже была информация - http://classicalforum.ru/index.php?topic=2248.0
Там же приведены рецензии критиков П.Поспелова и Е.Кретовой - вполне благожелательные. Кроме того, этот проект в ноябре прошлого года стал лауреатом национальной оперной премии "Онегин" в номинации "Событие - оперное притяжение" http://classicalforum.ru/index.php?topic=12363.0
 

Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Re: Приобщить к опере
« Ответ #304 : Февраль 27, 2019, 15:27:12 »
Заглянула по ссылкам, но так и не поняла, что такое "иммерсивное шоу", что это за новый способ постановки опер, и в каких целях его используют. Буду благодарна, если кто-нибудь объяснит.

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Приобщить к опере
« Ответ #305 : Февраль 27, 2019, 17:13:10 »
Иммерсивное шоу — это театр тотального погружения, в котором вы из наблюдателя превращаетесь в соучастника происходящего.

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Приобщить к опере
« Ответ #306 : Февраль 27, 2019, 20:10:19 »
Иммерсивный театр - это действительно новое явление, быстро развивающееся. В этих постановках зритель максимально приближен к артистам, находится буквально рядом, на расстоянии вытянутой руки, и сам становится участником действия или как минимум, полностью погружен в него.
 Чаще всего так ставят драматические спектакли, но вот в прошлом году в Москве сделали попытку представить в иммерсивном формате оперу (впервые в мире!), это "Пиковая дама". И этот опыт многие солидные критики признали успешным. Сейчас идет уже второй сезон проекта, и судя по всему он вполне востребован у публики.
 (сама я там не бывала, так что могу лишь судить по рассказам побывавших). Действие идет под живой оркестр,  певцы поют с гарнитурами, видимо, иначе организовать звук при постоянных перемещениях внутри особняка невозможно. Опера сильно сокращена, это скорее дайджест оперы, но основные арии, сцены и ансамбли присутствуют.
 Конечно, это не "настоящая опера", но как способ привлечь к опере новую аудиторию, по-моему неплохая идея

Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Re: Приобщить к опере
« Ответ #307 : Февраль 27, 2019, 22:15:18 »
В смысле, зрителей включают в миманс, раздавая маленькие задачи? Но это же всё равно надо репетировать. Тем более, что в особняках обычно на залу два входа галереи плюс дверь для слуг, при переходах между залами попросту бардак может получиться. И оркестр тоже переходит, или разбит на малые составы, которые друг друга дублируют, и "мигрирует" между ними только дирижёр? А микрофоны зачем? В особняках же хорошая акустика. И что там резать, если все важнейшие сцены у солистов, а зрителей можно подключить только в массовых. Чем-то, как минимум, странным такая форма постановки представляется. Можно ли где-нибудь прочитать подробное описание этой Пиковой? Не отзыв, а именно описание, что и как делали.

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Приобщить к опере
« Ответ #308 : Февраль 27, 2019, 23:01:43 »
В смысле, зрителей включают в миманс, раздавая маленькие задачи? Но это же всё равно надо репетировать. Тем более, что в особняках обычно на залу два входа галереи плюс дверь для слуг, при переходах между залами попросту бардак может получиться. И оркестр тоже переходит, или разбит на малые составы, которые друг друга дублируют, и "мигрирует" между ними только дирижёр? А микрофоны зачем? В особняках же хорошая акустика. И что там резать, если все важнейшие сцены у солистов, а зрителей можно подключить только в массовых. Чем-то, как минимум, странным такая форма постановки представляется. Можно ли где-нибудь прочитать подробное описание этой Пиковой? Не отзыв, а именно описание, что и как делали.
Нет, как я понимаю,никаких "маленьких задач у зрителей нет, они просто ходят вместе с артистами, в некоторых случаях певцы могут как-то взаимодействовать со зрителями.
 Может быть, вот это видео даст какое-то представление о том, что там происходит
https://www.youtube.com/watch?v=IZOrgdWXka8


Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Re: Приобщить к опере
« Ответ #309 : Февраль 28, 2019, 00:06:14 »
Половина материала (если не меньше), 30 оркестрантов, 54 места, билеты от 7000. Режиссёр назвал Германа Герм'анном, высказывал околофилософскую невнятицу, ссылаясь на Пушкина. В отрывках, что дали в ролике послушать, голоса похожи на камерные (понятно, почему микрофоны), одна Лиза фальшивит, другая не тащит, квинтет плывёт и шатается. И ещё разговорную сцену впихнули на увертюру, кого-то там принимают в масоны. А "погружение в оперу" заключается в том, что зрители сидят в паре шагов от актёров и переходят из комнаты в комнату. Я извиняюсь, но вот это называется "новым форматом оперной постановки"? Который может привлечь новую аудиторию? Вы серьёзно?

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
Re: Приобщить к опере
« Ответ #310 : Февраль 28, 2019, 01:10:49 »
 Ну у людей разные вкусы. Я, кстати, вполне допускаю, что у кого-то после возникнет желание послушать оперу в оперном театре и целиком. У каждого есть право выбора. Вообще же судить по пересказам и нарезкам видео - странное занятие.

Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Re: Приобщить к опере
« Ответ #311 : Февраль 28, 2019, 03:46:49 »
Ну у людей разные вкусы. Я, кстати, вполне допускаю, что у кого-то после возникнет желание послушать оперу в оперном театре и целиком. У каждого есть право выбора. Вообще же судить по пересказам и нарезкам видео - странное занятие.

О да, придёт такой желающий в оперный театр и начнёт истово возмущаться: "почему поют так громко и без сглаживания? это что там внизу - ОРКЕСТР? а мне говорили, что в старину у всех был маленький... кстати, а где Пушкин? и когда меня будут посвящать в масоны? сидеть ещё сколько, два часа - и никакого видео? меня обманули, это не опера!"

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 158
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Приобщить к опере
« Ответ #312 : Март 02, 2019, 12:23:09 »
О да, придёт такой желающий в оперный театр и начнёт истово возмущаться: "почему поют так громко и без сглаживания? это что там внизу - ОРКЕСТР? а мне говорили, что в старину у всех был маленький... кстати, а где Пушкин? и когда меня будут посвящать в масоны? сидеть ещё сколько, два часа - и никакого видео? меня обманули, это не опера!"

Светлана, я тоже так думаю. Я потому и написала, что наблюдала такой пример в жизни, только применительно не к музыкальному театру. Приобщаться к опере нужно в нормальном оперном театре, в большом зале, без микрофонов, опера должна идти без купюр или с минимальными купюрами (ещё, конечно очень желательно, на нормальной, классической постановке без унитазов, расчлёненки и т.п.). Так же, как приобщаться к драматическому театру нужно в драматическом театре (идеально - в Малом театре!), а не на шоу Квартета И.
Che mai sento!

Оффлайн Елена Иванова

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: Приобщить к опере
« Ответ #313 : Март 02, 2019, 22:02:24 »
Мне кажется, вы не совсем правы. Я бы сказала, что конечным результатом "приобщения к опере" должно стать посещение серьезных оперных спектаклей в театре, где опера исполняется в подобающей естественной акустике, без купюр и адаптаций. Но как часто мы видим, что едва ли не половина публики на среднестатистическом оперном спектакле сидит весь вечер, уткнувшись в свои айфоны-смартфоны? Можно смело сказать, что для этих людей процесс "приобщения к опере" прошел с нулевым результатом.
 А вот всякие разнообразные формы "адаптированной оперы" (в том числе, фильмы-оперы, опен-эйры, и вот такие "иммерсивные шоу")  вполне могут послужить ступенькой, или этапом при постижении этого замечательного вида искусства, или начальным толчком интереса к нему. А дальше - все зависит уже от самого зрителя-слушателя, как далеко он продвинется в своем увлечении жанром.
 

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 735
Re: Приобщить к опере
« Ответ #314 : Март 02, 2019, 22:59:04 »
Если бы я начинала своё приобщение к театру в Малом, я бы его (театр) возненавидела, мне кажется. Тут всегда трудно сказать, с чего начинать. Понятно, что с хорошего чего-то. А тут вот мнения уже расходятся.
P.S.  Это не значит, что мне нравятся безумно расплодившиеся режоперы, в которых ни фантазии, ни смысла, всё поперёк музыки.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 907
Re: Приобщить к опере
« Ответ #315 : Март 03, 2019, 02:08:46 »
Иммерсивный театр - это действительно новое явление, быстро развивающееся. В этих постановках зритель максимально приближен к артистам, находится буквально рядом, на расстоянии вытянутой руки, и сам становится участником действия или как минимум, полностью погружен в него.
 Чаще всего так ставят драматические спектакли, но вот в прошлом году в Москве сделали попытку представить в иммерсивном формате оперу (впервые в мире!), это "Пиковая дама". И этот опыт многие солидные критики признали успешным. Сейчас идет уже второй сезон проекта, и судя по всему он вполне востребован у публики.
 (сама я там не бывала, так что могу лишь судить по рассказам побывавших). Действие идет под живой оркестр,  певцы поют с гарнитурами, видимо, иначе организовать звук при постоянных перемещениях внутри особняка невозможно. Опера сильно сокращена, это скорее дайджест оперы, но основные арии, сцены и ансамбли присутствуют.
 Конечно, это не "настоящая опера", но как способ привлечь к опере новую аудиторию, по-моему неплохая идея
Возможно, кого-то заинтересует:
http://m.goldenmask.ru/spect.php?id=1787

Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Re: Приобщить к опере
« Ответ #316 : Март 03, 2019, 03:06:59 »
Papataci, я думаю, лучший способ приобщиться к опере - это самому хотя бы попробовать академвокал. Достаточно узнать на собственном опыте, на что способно тело, чтобы представления о пении радикально изменились. Дальше уже начинается театр, но на мой взгляд, многих отстраняет от оперы в первую очередь "неестественность" пения, которое на самом деле - естественное, в отличие от шёпота в микрофон) Здесь ломка сознания нужна, и выход из мифа об "элитарности оперы". Который, к слову, иммерсивный проект, активно питает, как вижу. Сперва заинтересовалась им, подумав, что это новый оперный формат, но из полученных материалов сделала вывод, что он использует оперу в рамках аттракциона, это не оперная постановка вообще. И если бы "иммерсивная опера" не набивалась в родню к настоящей, не было бы претензий - мало ли на свете подобных развлечений.