Автор Тема: Анри Дютийё / Henri Dutilleux (р.1916, Анже (Франция)), выдающийся французский композитор  (Прочитано 8932 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2008/07/01/dutije.html

Любимый Дютийе Франции
Патриарх французской музыки присутствовал при исполнении своих сочинений в Петербурге
Ирина Муравьева
"Российская газета" - Центральный выпуск №4696 от 1 июля 2008 г.



92-летний французский композитор, олицетворяющий сегодня живую историю музыки и модернизма ХХ века, Анри Дютийе был гостем фестиваля "Звезды белых ночей".

В рамках мини-фестиваля музыки Франции маэстро Валерий Гергиев представил в Концертном зале Мариинки целый блок сочинений Дютийе: оркестровые опусы - Тембры, пространство, движение, Мистерия момента, Метаболы, Концерт для скрипки "Древо снов" (солист - Леонидас Кавакос), Концерт для виолончели "Целый мир вдали..." (солист - Ксавье Филипс), вокальный цикл Correspondances (солистка - Анастасия Калагина). Знаменитый француз, который начинал творить при жизни Равеля и в поисках собственного стиля гибко прошедший сквозь острые модернистские эксперименты, в результате оказался творцом каллиграфического "неоромантического" манускрипта ХХ века. Музыканты, исполнявшие его произведения, называют его гениальным. Для "Российской газеты" Анри Дютийе дал эксклюзивное интервью.

Российская газета: Месье Дютийе, вы решились прилететь и лично присутствовать при исполнении ваших сочинений в Петербурге. Как возникла эта программа авторского концерта на "Белых ночах"?

Анри Дютийе: Это уже не первый мой концерт в России. Как вы заметили, я не совсем молодой композитор - меня даже перемещают на тележке. (Смеется.) Я бывал здесь еще во времена Советского Союза, в 70-е годы, на фестивалях французской музыки. Правда, авторских программ у меня здесь не было: я приезжал в Москву и Ленинград с группой французских композиторов, которых наверняка хорошо знают в вашей стране. Дариус Мийо, Андре Жоливе, Оливье Мессиан, Мариюс Констан. Как-то приезжал и Пьер Булез, положение которого было несколько иным: в Советском Союзе радикальный авангард, который представлял Булез, был не в чести. Когда моя жена - пианистка - захотела исполнить на фестивале в Москве Сонату Булеза, ей удалось сыграть только половину сочинения (вторую часть сочли непригодной). Больше всего в тех поездках меня привлекала возможность познакомиться с советскими музыкантами. Я даже встречался с Шостаковичем. К сожалению, мы мало поговорили.

РГ: Известно, что у вас сложились прочные контакты с Мстиславом Ростроповичем, с Эдисоном Денисовым.

Дютийе: Да, и именно Денисов познакомил меня со своими друзьями - "нелегальными" композиторами: Софией Губайдулиной, Альфредом Шнитке, Борисом Тищенко. В Союзе авангард развивался под влиянием нововенской школы, я же к тому времени ощущал себя уже независимым от любых доктрин. С Эди мы общались многие годы: в свое время я помог ему приехать в Париж и организовал концерт его произведений на французском радио. Он часто советовался со мной: как в вокальных партиях лучше положить на музыку то или иное французское слово, правильно произнести ту или иную гласную, но сам настолько замечательно знал французский язык и литературу, что ничего не надо было подсказывать. У меня дома хранятся сотни его писем, адресованных мне. Конечно, целой эпохой для меня была дружба со Славой Ростроповичем. Мы познакомились в 1961 году в Париже на одном из концертов. В тот вечер с Ростроповичем был Игорь Маркевич - дирижер, впервые исполнивший мою Симфонию N1 в СССР. Кажется, он и подсказал Славе идею заказать мне Виолончельный концерт. Концерт с цитатами из "Цветов зла" Бодлера был написан в 1970 году для фестиваля в Экс-ан-Провансе и впервые исполнен с дирижером Сержем Бордо. Но это было время, когда у Славы начались в Союзе проблемы с авторитарным режимом. Когда в 1971 году он должен был играть этот концерт с оркестром Бостона, он не смог получить визу.

РГ: А как возникла идея переложить на музыку Письмо Александра Солженицына к Ростроповичу и Галине Вишневской, которое впервые сейчас прозвучало в России?

Дютийе: Это письмо Солженицына от 9 февраля 1984 года, которое опубликовано в книге Галины Вишневской "Галина", - благодарность великого человека, полная любви и признательности семье, дому, в котором он много создал, живя здесь в тяжелые годы после лагерей. Я переложил письмо на музыку: когда вы слышите, как вступает аккордеон - это воспоминания Солженицына о лагерной жизни, а когда солируют виолончели оркестра - это воспоминания Ростроповича. Письмо вошло в вокальный цикл Correspondances ("Переписка"), где есть еще письмо Винсента Ван Гога брату Тео Ван Гогу, письмо индусского философа и письмо Райнера Марии Рильке. Все они обращены к высшему, к чувству божественного. Я просто счастлив, что это сочинение прозвучало в России, и жалею только, что Галина Вишневская по болезни не смогла приехать на этот концерт. Мне хотелось получить ее разрешение, благословение, что ли, ведь письмо к ней и Ростроповичу - в центре этого цикла.

РГ: А титульное посвящение вы не планировали?

Дютийе: Нет, потому что в Cоrrespondances разные письма. Но личность Вишневской для меня поразительна - с первого момента, как я с ней познакомился в 1961году в Париже. Она была тогда в зените славы, пела в Опера Гарнье Татьяну в "Евгении Онегине" - великолепная, изумительная, в полном смысле - дива пения. Я как раз начал в тот момент писать Концерт для Ростроповича и много думал об этой семье. Помню, как они все пришли ко мне домой: Слава, Галя и обе их девочки - совсем еще крошки. Все - невероятно музыкальные. Слава играл на фортепиано Чайковского, аккомпанировал. Для меня то время - отдельная эпоха жизни. Я больше тридцати лет не был в России, даже не знаю, почему. Ведь я много путешествую и сегодня являюсь самым экспортируемым композитором Франции - из ныне живущих, конечно. (Смеется). Но то, что маэстро Гергиев устроит мне такой праздник - исполнит в Петербурге 6 моих сочинений! - никак не ожидал. Я знаю о его невероятном таланте, однако в столь короткие сроки так подготовить программу и найти таких талантливых исполнителей - это просто непостижимо!

РГ: Сегодня ваша музыка воспринимается как "экстракт" ХХ столетия. Что оставалось для вас константой в эпоху тотального музыкального эксперимента?

Дютийе: Если говорить о ХХ веке, то композитор, который действительно его представляет, - это Стравинский. И хотя он очень сильно повлиял на меня, я не рискну ставить себя в один ряд с таким гением. Возможно, я слишком самокритичен. Это хорошее качество, но в большой дозе оно разрушает нас. В молодости я ощущал свой талант, но долго находился под сильным влиянием Равеля и Дебюсси, потом - Альберта Русселя и Артюра Онеггера, Стравинского. Мне хотелось оторваться от них, найти свою собственную марку. Я пускался в поиски, эксперименты. Константой же было то, что я всегда ощущал себя французским композитором. Как Равель, Берлиоз, Габриэль Форе. Жаль только, что мне пришлось очень-очень долго искать свою марку. А надо было больше рисковать! Теперь мне ясно, что произведения, которые, как я чувствую, будут долго жить, именно те, где я рисковал больше всего. Все это напоминает мне знаменитую мысль Оскара Уайльда о том, что самое главное люди открывают для себя слишком поздно: то, что действительно имеет ценность в жизни, - это наши безумства, которые мы прожили и познали. Приблизительно то же говорил и Бодлер: опьяняйтесь, опьяняйтесь! Цветами, любовью, музыкой! И теперь я вам скажу: надо все время опьяняться жизнью! Потому что, когда вы начинаете чувствовать, как я сейчас, огромный груз лет, который уже отдаляет вас от жизни, вы вдруг понимаете, что надо было наслаждаться и опьяняться жизнью. Надо было спрашивать розы, море, волны, птичку, и они бы отвечали - и розы, и море, и птички: наслаждайтесь, опьяняйтесь, радуйтесь! Я жалею, что мало работал с поэзией Бодлера. Он очень современен и больше всех повлиял на поэзию ХХ века. Мне вообще надо было больше работать с современными поэтами. Например, с Рене Шаром, поэтом Сопротивления, который меня вдохновлял. С Робером Десносом, чьи стихи просто перевернули мою душу, потрясли. С Полем Элюаром. Все уже упущено. Но Бодлер мне кажется очень современным всегда. Он даже написал эссе "Художник современной жизни".

РГ: И ввел в искусство понятие современности - термин "модерн" (Modernite). Но вы в своем творчестве находите сочинение, которое выразило сущность современности?

Дютийе: ХХ век очень разнообразный, а вот в новом, ХХI веке, мне кажется, открытия будут связаны в основном с электронной музыкой. Первые опыты в этом направлении начинал еще Пьер Шеффер лет шестьдесят назад. Правда, меня никогда не искушали его эксперименты: я не был радикалом. Думаю, что французский музыкант моего поколения, чьи произведения будут звучать, - это Оливье Мессиан: он создал невероятное богатство для голоса, для инструментов, для театра. И что особенно важно: смог передать в музыке какое-то мистическое состояние радости, счастья. Это редко складывается. Я ведь не случайно затронул имя поэта Сопротивления. Трагизм того времени нас сейчас потрясает. Я написал сочинение по "Дневникам Анны Франк" для молодой исполнительницы из Амстердама. Весь ХХ век в мире происходили ужасные события, и радость нам очень трудно передать. Среди классиков, пожалуй, радость мог передать только Бах. В ХIХ веке - Бетховен. В ХХ - Мессиан.

РГ: Какую заповедь вы передали бы своим последователям?

Дютийе: Рискуйте. Не будьте скромниками. И еще раз скажу: единственное, о чем не приходится сожалеть в старости, - это безумство.
-------------------------------------------

Ссылки на нашем форуме:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=972.msg13921#msg13921
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2107.msg24795#msg24795
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Анри Дютийё
« Ответ #1 : Июнь 03, 2009, 12:34:11 »
Кстати, я обнаружила, что Predlogoff хотел прокомментировать интервью Дютийе и просил напомнить об этом, но так и не обсудили :))
Вот тут будет:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2125
Со временем :)))

 :)) Спасибо. В прошлом сезоне на "Белых ночах" было столько событий, что мы многое успевали обсудить по верхам.
В  этом интервью мне очень понравилась последняя ремарка.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Анри Дютийё
« Ответ #2 : Апрель 16, 2012, 18:18:45 »
... на "Белых ночах" было столько событий, что мы многое успевали обсудить по верхам.

Да уж .....
Я чем больше пишу в интернете, тем больше мыслей возникает - и нет этому конца, и нет времени, чтоб всё изложить ! :))
Зато вот я нашёл ф-п сонату Дютийё - она издавалась в нашей стране, между прочим:

http://www.piano.ru/scores/dutilleux/dut-son.pdf

Быть может, Фаворин ею соблазнится ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Цитировать
"В Париже умер композитор Анри Дютийе

В Париже на 98-м году жизни скончался французский композитор Анри Дютийе (Henri Dutilleux). Об этом сообщает Agence France-Presse со ссылкой на членов его семьи .

Дютийе родился 22 января 1916 года в Анже. Будущий композитор происходил из артистической семьи, с членами которой дружили Эжен Делакруа, Камиль Коро, Габриэль Форе, а одним из родственников композитора был Морис Буатель.

Анри Дютийе поступил в консерваторию Дуэ, где учился у Виктора Галлуа, а затем переехал в столицу, где продолжил обучение в Парижской консерватории. С 1933 по 1938 он обучался у Жана и Ноэля Галлона и Анри Бюссера. По завершении консерватории молодой композитор был удостоен Римской премии за написанную им кантату «Перстень короля».

В 1939 году Дютийе был призван в армию в связи с мобилизацией, объявленной после вступления Франции в войну с фашистской Германией. В годы оккупации он работал в театрах, а в 1942 несколько месяцев руководил оркестром Парижской оперы. В 1944–1963 Анри Дютийе работал на радио. Международный успех к нему пришел благодаря его Первой симфонии в 1951 году. С 1961 композитор преподавал в парижской Нормальной школе музыки, а впоследствии и в Консерватории.

Дютийе был известен главным образом за счет своих инструментальных работ для радио, кино и телевидения, а также благодаря написанным им симфониям и другим произведениям для оркестра. Одно из последних его произведений, цикл Correspondances («Соответствия»), был впервые записан на носитель в январе 2013 года в честь дня рождения композитора.

Испытывая влияние Бартока, Стравинского и Бриттена, в своей работе он также развивал творческие поиски Равеля, Дебюсси и Альбера Русселя. Британский академический критик Том Сервис описывал манеру Дютийе как обладающую «удивительной чувственной силой».

«Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства», – писал Сервис."

http://lenta.ru/news/2013/05/22/dutilleux/
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Современность на глазах становится историей.
Неотвратимо, но от того не менее печально. Светлая память.
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Это была уникальная жизнь, особенно если вспомнить, что на её протяжении сменилось несколько эпох в политике и в искусстве - одна другой чудовищнее. Но Дютийё остался верен тому понятию музыки, которое сложилось веками, и в этом смысле он всегда был глубоко традиционен.
Я рад, что Гергиев успел привезти композитора в нашу страну на один из своих фестивалей и что можно было самолично увидеть в российском концертном зале живую легенду истории музыкальной композиции.
Светлая память.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица