Автор Тема: 4-я баллада Шопена и её интерпретации  (Прочитано 38655 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 575
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #25 : Июнь 09, 2009, 19:41:27 »
В общем, фантазировать можно долго :))))))

Короче вопрос открыт.

В памятные дни 7-9/06/1980 (сейчас годовщина тех событий), в дни потрясающих четырех концертов Рихтера-солиста а также ансамблиста в Киеве "я был страшно любопытен" (с)  :)  и пытался узнавать любую информацию о нем. Мой добрый знакомый и заодно приятель Рихтера, разумеется, заходил к нему в артистическую и потом рассказывал о планах Маэстро. Тот говорил, что собирается в Туре и Ноане играть все четыре баллады. В Ноане - в память о пребывании там Шопена и Жорж Санд. Сразу скажу, что баллады он там не сыграл, и вообще из Шопена в том году играл на бис избранные этюды и 15-ю Прелюдию (в его исполнении мною особенно любимую). Так вот, мой приятель увидел у него среди прочих нот и ноты баллад в редакции Даниэля. Он спросил удивленно, почему тот играет их именно в этой редакции. Маэстро ответил, что, мол, в Европе все сейчас играют их в этой редакции. Насколько я помню из рассказа, его это как-то не особенно волновало.
А вообще те дни вспоминаются сейчас так, если бы это происходило на прошлой неделе - не подернутые дымкой времени. Концерты были удачные, и чувствовалось, что музыкант был доволен. 9-го после концерта мы стояли во дворе филармонии, надеясь его увидеть. Он выходил бодрый и веселый. Увидев нашу группу и в ней своего приятеля, быстро подошел к нам и пожал каждому руку. Я бы сравнил его пожатие с пожатием льва (хотя опыта у меня такого, безусловно, нет  :) ) - огромная и очень мягкая рука, в которой чувствовалась скрытая мощь. Утром следующего дня мы провожали его на вокзале. Поезд уходил в 7.40. Короткое, но незабываемое общение! Простите за оффтопик. Всегда вспоминаю эти события в начале июня.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #26 : Июнь 10, 2009, 09:15:24 »
мой приятель увидел у него среди прочих нот и ноты баллад в редакции Даниэля. Он спросил удивленно, почему тот играет их именно в этой редакции. Маэстро ответил, что, мол, в Европе все сейчас играют их в этой редакции. Насколько я помню из рассказа, его это как-то не особенно волновало.

Юрий, уточните, пожалуйста, имя редактора, а то из вашего сообщения я не понимаю, кто это.

А пока вот для проверки :)) Я тут нашёл много любопытного, в т.ч. и задержания басового "до" перед кодой:

Arcadi Volodos - Chopin Ballade No 4
http://www.youtube.com/watch?v=yqkA6Qp51s4

Chopin Ballade No 4 - Stanislav Bunin
http://www.youtube.com/watch?v=fDwBdFIsAGA

Rubinstein plays Chopin Ballade no.4
http://www.youtube.com/watch?v=goZlWS766pQ

Arrau plays Chopin Ballade no.4 - Part 1
http://www.youtube.com/watch?v=JFfekKwOAwE

Arrau plays Chopin Ballade no.4 - Part 2
http://www.youtube.com/watch?v=F7E7Z6Gb55c

Zimerman plays Chopin Ballade No. 4 - Part 1
http://www.youtube.com/watch?v=D_PBTGfhWD8

Zimerman plays Chopin Ballade No. 4 - Part 2
http://www.youtube.com/watch?v=QLyumz2jMZY

Szpilman plays Chopin Ballade in F minor no.4 op.52 - играет с задержкой басового "до" перед кодой. Ученик Шнабеля, учившегося у Лешетицкого !
http://www.youtube.com/watch?v=U47UhgvQk_A

Vladimir Horowitz plays Chopin: Ballade No.4 (audio only) - "до" не держит на аккордах, но не делает перерыва между "до" и аккордами - ученик Блуменфельда !
http://www.youtube.com/watch?v=YWW6uOG1Wzw

Cziffra plays Chopin Ballade no.4 op.52
http://www.youtube.com/watch?v=pTNAmNgMiYs

Oleg Boshniakovich plays Chopin Ballade #4 F-minor, Op. 52 - вот кто меня удивил :) оказывается он задерживал это "до" !! Ученик Игумнова ! Аспирант Нейгауза !
http://www.youtube.com/watch?v=5eXnHznFPpk

Oleg Boshniakovich plays Chopin Ballade #4 F-minor, Op. 52
http://www.youtube.com/watch?v=bysdeElGgbU

Ashkenazy plays Chopin Ballade No.4 in F minor Op.52 (2/2) - удивительно, но эту ноту держит Ашкенази ! Ученик Оборина (ученика Игумнова).
http://www.youtube.com/watch?v=j1bZMiVg2g4


Вот так !
Что делается-то ......
Оказывается, существует какая-то "традиция" ! По-видимому, она восходит к Шопену.
Да, и если кто узнает, что в какой-то редакции было нечто подобное, прошу сообщить.
Мало ли что ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #27 : Июнь 10, 2009, 10:44:49 »
Блуменфельд мог рассказать что-то своим ученикам, знакомым с Рихтером, а сам мог знать какие-то детали от своего учителя Рудорфа, учившегося в свою очередь у Мошелеса и Плайди, пребывавших в центре музыкальной жизни Европы шопеновских времён. Предполагать можно многое, тем более, что ученик Блуменфельда В.Горовиц басовое "до" держит !

Кстати, это "до" держит и другой ученик Блуменфельда - Барер.

...удивительно, но эту ноту держит Ашкенази!

Так надо спросить у Ашкенази - и дело в шляпе :)))))))
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #28 : Июнь 10, 2009, 17:53:15 »
Вопрос о 4-й балладе Шопена  и её исполнительской интерпретации (в частности, о кульминациях и их подаче) возник у меня недавно в частной форумной переписке. Но чтобы ответить более-менее развернуто, я решила вынести тему на форум. Может быть, другие участники выскажут соображения по поводу этой баллады и обратят внимание на какие-то её особенности и исполнительские версии.
Уважаемая Кантилена! Название "баллада" предполагает некое повествовательное начало. Как Вы полагаете, справедливо ли поставить вопрос: "о чём это произведение?".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #29 : Июнь 10, 2009, 18:52:04 »
На самом деле, если эта информация восходит к Шопену, то парадоксальным образом становится актуальным объяснение моего собеседника-пианиста, который рассказывал о мерах, которые он предпринимает, чтобы публика не аплодировала после кульминации перед кодой. Ведь точно такие же соображения могли руководить самим Шопеном, исполнявшим это произведение далеко не всегда перед искушённой публикой, ибо он играл не только для музыкантов, но и для высокопоставленных особ, далеко не все из которых поднаторели в музыке. Тем более, что Баллада №4 это сочинение последнего его периода, в те времена многим ещё незнакомое, так что у него вполне мог быть резон удерживать звук перед кодой, не делая паузы, дабы не позволять слушателям разразиться аплодисментами !
Другое дело, как к этому относиться СЕГОДНЯ, когда Балладу все слушатели в массе своей хорошо знают !
Я полагаю, что если уж звук в басу оставлять, то надо преподносить его аккуратно, как это делают Гофман и Рихтер, т.е. как "эхо" произошедшего: ни в коем случае не оставлять этот грохот на педали, наоборот, после завершающих спазматических аккордов педаль надо снять и позволить басу максимально потерять энергию во время паузы, после чего уже на упавшей динамике можно продолжить исполнение и перейти к аккордам-сталактитам, как называет их в своей статье Флиер. А можно и вовсе не удерживать нижний звук рукой, а просто подхватить педалью угасающий звон арфы рояля, оставив в паузе слабый гармонический гул, который можно трактовать как отголосок только бушевавшей стихии.
В общем, я вижу в этом возможности для проявления фантазии исполнителя . Кстати, идейно схожий момент наблюдается и в Сонате Листа h-moll - у него генеральная кульминация тоже резко обрывается на предельной громкости доминантой к основной тональности и там тоже можно чуть выдержать заключительный аккорд, а гул подхватить педалью для обеспечения слабого фона в паузе, после чего завершить сонату. Замечу в скобках, что Рихтер предпочитает выдержать там большую глухую паузу без всякого заполнения - он, конечно, прав, тем более, что это точно по тексту.

...удивительно, но эту ноту держит Ашкенази!

Так надо спросить у Ашкенази - и дело в шляпе :)))))))

Кстати !
17-го числа он будет дирижировать студентами МГК, так что и впрямь можно было бы спросить - да вот незадача !!
После концерта Флореса я уезжаю в Петербург и 17-го буду уже там, поэтому сам лично спросить об этом Ашкенази не смогу !
Остаётся отрядить кого-нибудь с нашего форума для выяснения обстоятельств :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #30 : Июнь 12, 2009, 15:33:59 »
Yuriy
Цитировать
Цитировать
Цитата: Кантилена от Июнь 08, 2009, 18:24:38
Вы прочитали мои мысли :)).
Я хотела Вас об этом попросить, но думала, как лучше это сделать ).
Я человек простой, и дипломатия при общении со мной не нужна.
Вот еще одна запись...
Юрий, огромное Вам спасибо!!
Обязательно познакомлюсь, только сейчас какой-то завал :)).
 
M.I.
Цитировать
Уважаемая Кантилена! Название "баллада" предполагает некое повествовательное начало. Как Вы полагаете, справедливо ли поставить вопрос: "о чём это произведение?".
Я что-то не очень поняла вопрос.
А возможного содержания скрытой программы я, кажется, касалась.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #31 : Июнь 12, 2009, 15:36:41 »
Кстати! Может быть, вопрос глупый - нет ли в этом полонезе интонаций русской музыки? У меня почему-то всегда возникают такие ассоциации, когда слушаю это произведение.
Мне там слышится что-то вроде "Ехали на тройке с бубенцами..."
:)))))
Вы опять смеетесь или серьезно :))? Впрочем неважно, Вы мне нравитесь тем, что вносите "перчинку" :))

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #32 : Июнь 12, 2009, 15:44:26 »
Так надо спросить у Ашкенази - и дело в шляпе :)))))))
Кстати !
17-го числа он будет дирижировать студентами МГК...
Остаётся отрядить кого-нибудь с нашего форума для выяснения обстоятельств :))
У нас Ашкенази тоже выступает в 20-х числах. Но я не горю желанием его слушать, т.к. его дирижерские интерпретации у меня большого восторга не вызывают. Да я и не любитель общения со звездами :)).

Predlogoff
Цитировать
так что и впрямь можно было бы спросить - да вот незадача !!
После концерта Флореса я уезжаю в Петербург и 17-го буду уже там, поэтому сам лично спросить об этом Ашкенази не смогу !
:)))))) 
О...! Решили снова Петербург навестить?
А музыкальную программу Вы уже наметили?

Кстати, что в Москве за природные катаклизмы? В новостях такие впечатляющие картины залитых центральных улиц показывают...
« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 16:08:11 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #33 : Июнь 12, 2009, 17:36:37 »
У нас Ашкенази тоже выступает в 20-х числах. Но я не горю желанием его слушать, т.к. его дирижерские интерпретации у меня большого восторга не вызывают. Да я и не любитель общения со звездами :)).

Я тоже не горю: ни со звёздами общаться, ни слушать дирижирование Ашкенази (как и плетнёвское, кстати), ни спрашивать у звёзд о чём-то. Но, быть может, кто-то проявит инициативу и спросит про 4-ю балладу :)) Если это вообще ещё кому-то интересно, конечно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #34 : Июнь 13, 2009, 23:25:30 »
Вы опять смеетесь или серьезно :))

:)))))
Неужели не слышите?

А как Вам траурное шествие a la "Ямщик не гони лошадей" у Листа?

"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #35 : Июнь 14, 2009, 00:46:56 »
Кстати, что в Москве за природные катаклизмы? В новостях такие впечатляющие картины залитых центральных улиц показывают...
Каждый день много перемещаюсь по Москве, телевизор смотреть некогда. Поэтому о природных катаклизмах, увы, ничего не знаю.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #36 : Июнь 14, 2009, 00:57:54 »
  Пусть это будет аргументом в пользу ценности последнего периода деятельности великого Музыканта, которому (периоду) была посвящена недавно расформированная тема.

Я не знала, что тему расформировали, но м.б. правильно и сделали, мне было всегда не по себе читать ее.
А что, собственно, было ужасного в теме о "позднем" периоде деятельности Рихтера? Я в этом периоде нахожу много оснований для оптимизма.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #37 : Июнь 14, 2009, 11:10:20 »
M.I.
Цитировать
А что, собственно, было ужасного в теме о "позднем" периоде деятельности Рихтера? Я в этом периоде нахожу много оснований для оптимизма.
В том то и дело, что зачастую поздний Рихтер на меня гораздо более сильное воздействие оказывает, нежели ранний, поэтому не очень приятно было читать о том, что лучше бы ему вообще не играть в последние годы.
Послушала  4-ю балладу в исполнении многих приведенных здесь  пианистов, включая и раннего Рихтера.  Для меня запись, предоставленная  Yuriy  ( 27/10/94 - Bamberg - Live )   - это самое мощная и гениальная трактовка этого сочинения из всех когда либо слышанных мною исполнений этой баллады, включая исполнение многих других пианистов на живых концертах.
Кантилена
Цитировать
Так её не расформировали, а переименовали.
А как называется теперь эта тема "Поздний период...."? я ее не нашла
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #38 : Июнь 14, 2009, 21:30:41 »
А как называется теперь эта тема "Поздний период...."? я ее не нашла
Просто: "Святослав Рихтер".

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #39 : Июнь 17, 2009, 15:11:32 »
Klein Zaches
Цитировать
Так надо спросить у Ашкенази

Можно спросить еще у Алексея Любимова, учился у Г.Нейгауза:

Шопен 4-я баллада
http://www.moskva.fm/share/2101/20090615/fromtime:05:39:07
до перед кодой не держит и перерыва не делает

И вообще давно интересуюсь, как умудряются делать такие записи, как это исполнение Любимова? Такое впечатление, что играется на современной Вельте-миньоне или в лучшем случае на ГДРовском фабричном пианино. Наверно, только Анатолий Маркович может ответить на этот вопрос.
Если бы я не бывала  на концертах Алексея Любимова, ни за что не поверила бы, что это превосходный пианист, у которого красивейшее звукоизвлечение.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #40 : Июнь 17, 2009, 18:38:10 »
И вообще давно интересуюсь, как умудряются делать такие записи, как это исполнение Любимова? Такое впечатление, что играется на современной Вельте-миньоне или в лучшем случае на ГДРовском фабричном пианино. Наверно, только Анатолий Маркович может ответить на этот вопрос.
Если бы я не бывала  на концертах Алексея Любимова, ни за что не поверила бы, что это превосходный пианист, у которого красивейшее звукоизвлечение.

Да простит меня упомянутый пианист, если вдруг прочитает этот мой пост, но если играть на разном старье с кастрюльным звоном, то и не такого "звукоизвлечения" можно добиться, а даже и похуже. А если сыграть на фортепианках баховских (!!) времён, которые (по преданию) ещё сам Бах пробовал :)), то будет вообще невозможно слушать :)))
Любимов - фанат старинных инструментов: он их разыскивает, реставрирует, а потом на них играет, поэтому звук у этих инструментов часто чёрте какой, прости господи, поэтому пианист тут ни при чём. На таких развалинах никакой Гилельс не сумел бы добиться приличного звука.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #41 : Июнь 17, 2009, 19:26:09 »
Klein Zaches
Цитировать
Так надо спросить у Ашкенази

Можно спросить еще у Алексея Любимова, учился у Г.Нейгауза:

Шопен 4-я баллада
http://www.moskva.fm/share/2101/20090615/fromtime:05:39:07
до перед кодой не держит и перерыва не делает

И вообще давно интересуюсь, как умудряются делать такие записи, как это исполнение Любимова? Такое впечатление, что играется на современной Вельте-миньоне или в лучшем случае на ГДРовском фабричном пианино. Наверно, только Анатолий Маркович может ответить на этот вопрос.
Если бы я не бывала  на концертах Алексея Любимова, ни за что не поверила бы, что это превосходный пианист, у которого красивейшее звукоизвлечение.
Лорина !Если Алексей Любимов способен на красивейшее звукоизвлечение , то значит он способен слышать эту красоту, а если при этом он собирает старинные инструменты , реставрирует их и играет на них( за что я его уважаю) , то значит он не только слышит , но и понимает как создавать эту красоту акустически.
Думаю, то что Вы получили  в записи это продукт  деятельности звукорежиссеров, работу которых он естественно контролировать не мог, хотя бы потому что даже не догадывается  какой химией они там занимаются.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #42 : Июнь 17, 2009, 20:52:50 »

 M.I.
Цитировать
Уважаемая Кантилена! Название "баллада" предполагает некое повествовательное начало. Как Вы полагаете, справедливо ли поставить вопрос: "о чём это произведение?".
Я что-то не очень поняла вопрос.
А возможного содержания скрытой программы я, кажется, касалась.
Я хотел узнать Ваше мнение об общем настроении этого произведения. Конечно, отнесение произведения к тому или иному жанру, к той или иной музыкальной форме дело тонкое. И скрытая программа, которой Вы касались, вероятно, может сочетаться и сонатой, и с фаназией. Однако, почему автор назвал её именно балладой? Для меня Первая и Вторая баллады - это рассказ о чём-то, таков общий художественный тон этих баллад. А в Четвёртой рассказа как-будто и нет. Или это рассказ самому себе?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #43 : Июнь 17, 2009, 22:21:01 »
почему автор назвал её именно балладой? Для меня Первая и Вторая баллады - это рассказ о чём-то, таков общий художественный тон этих баллад. А в Четвёртой рассказа как-будто и нет. Или это рассказ самому себе?

Вам ответят, конечно, но от себя я хочу сказать вот что. "Баллада" для Шопена - это то же самое, что "поэма" для Скрябина, что "симфоническая поэма" для Листа, т.е. один из самых адекватных способов его музыкального высказывания. Конечно, у него есть пьесы и помельче, и побольше, например, сонаты, но общепризнанно, что именно "баллады" сделались наиболее адекватным по форме представлением его стиля. Поэтому я не придирался бы к названию, а смотрел бы в суть. И мне кажется, что Флиер в своей статье эту "суть" выразил очень хорошо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #44 : Июнь 17, 2009, 23:54:51 »
Цитировать
Любимов - фанат старинных инструментов: он их разыскивает, реставрирует, а потом на них играет, поэтому звук у этих инструментов часто чёрте какой, прости господи, поэтому пианист тут ни при чём. На таких развалинах никакой Гилельс не сумел бы добиться приличного звука.

Если бы я только у Любимова слышала такое качество записи, то я бы еще поверила, что дело в инструменте. Но я слышу такое фортепьянное звучание подряд у всех пианистов, далеко ходить не надо  - лицензионный диск Березовского с записью трансцендентных этюдов  :()
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #45 : Июнь 24, 2009, 14:41:16 »
4-я баллада Шопена в исполнении Веры Горностаевой:
http://www.moskva.fm/share/2101/20090624/fromtime:10:08:25

училась у Г. Нейгауза, как и Любимов, до не держит и снимает педаль, перерыв делает

На мой взгляд это замечательное исполнение, я его ставлю вровень с рихтеровским. Немного замедленно, но ведь это рассказ, причем неспешный. В этом исполнении бездна мудрости и вкуса.
Жаль, что раньше не задавались вопросом насчет паузы перед кодой. Я бываю на классных концертах В. Горностаевой. Вера Васильевна всегда на них присутствует - пожалуй, я бы даже рискнула задать этот вопрос :)
Но теперь надо ждать осенних концертов.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 575
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #46 : Июнь 28, 2009, 20:09:41 »
Вот что написано в известной кнтге Юрия Борисова:

В stretto Четвертой баллады приближение к Престолу. Фермату держать долго. Чтобы Престол открылся из-за молочного облачка. А сам Престол пуст.
Коду играть, как обрыв в пропасть. С самой высокой точки кубарем. Это не так плохо, что тебя вышвыривают на землю, скорее - радость! Я всегда буду хотеть жить здесь!
Прежде, чем наброситься на коду, нужно набрать воздух на 47 секунд. Именно за это время ее нужно сыграть - не медленней! Все играть "сверху", "не укладывать" пальчики. И не дышать! Надо, чтобы всех унесло смерчем.

Хочу заметить, что разные люди из ближайшего окружения Рихтера, относятся к этой книге негативно.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #47 : Июнь 28, 2009, 21:27:57 »
Да, как раз, когда я писала о бездне мудрости и вкуса у Горностаевой, я имела в виду и то, что ее кода не соответствует  описанию, данному в книге Юрия Борисова - ее кода длится 63 сек. Ее исполнение коды - это, можно сказать, вызов общепринятому исполнению. Ведь могла бы сыграть за 47 сек и с умопомрачительной неистовостью, как играет Рихтер, а не сыграла! И я думаю, ее кода все-таки ближе к шопеновскому духу - даже дойдя до высшей точки отчаяния, разочарования и ужаса, не потерять трезвости ума и способности к размышлению, вот что продемонстрировала Горностаева на мой взгляд в этой коде.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #48 : Июнь 29, 2009, 15:20:44 »
4-я баллада Шопена в исполнении Веры Горностаевой:
http://www.moskva.fm/share/2101/20090624/fromtime:10:08:25
На мой взгляд это замечательное исполнение, я его ставлю вровень с рихтеровским. Немного замедленно, но ведь это рассказ, причем неспешный. В этом исполнении бездна мудрости и вкуса.
Всё хорошо, однако это исполнение ни в какое сравнение с рихтеровским не идёт. Очень правильное, но: не то ученическое, не то - профессорское. Методическое исполнение. Но главное отличие от рихтеровского проявляется в тенденции, в том, что Горностаева стремится "назад, к Шопену", а Рихтер - "вперёд, к Шопену".

У Горностаевой слышишь: "Я всё прочла, всё знаю", у Рихтера: "Я всё прочту, всё узнаю".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 4-я баллада Шопена и её интерпретации
« Ответ #49 : Июнь 29, 2009, 19:20:35 »
Вот что написано в известной кнтге Юрия Борисова:
.......
Хочу заметить, что разные люди из ближайшего окружения Рихтера, относятся к этой книге негативно.

Юрий привёл ту самую цитату из Борисова, которую и я тоже хотел привести после поездки в Петербург, но он меня опередил :)
Как жаль, что Борисов-то умер ..... Так рано. Светлая ему память. В его книге Рихтер выглядит абсолютно живым и притом крайне экспрессивным человеком. Те, кто Рихтера видел в быту в добром здравии, могут это подтвердить, хотя и не всем понравится ТАКАЯ правда :)) В конце концов, Рихтер имел право быть РАЗНЫМ с РАЗНЫМИ людьми.
А у Борисова, кстати, очень много перекличек с книгой Чемберджи, из чего я делаю вывод, что они оба ухватили что-то действительно общее и важное в Рихтере.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица