Автор Тема: Оперы С.В.Рахманинова  (Прочитано 38226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперы С.В.Рахманинова
« : Июнь 08, 2009, 19:12:04 »
Оперы Рахманинова "Алеко", "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" и вот ещё одна - неоконченная опера "Монна Ванна", которая будет фрагментарно исполнена 17 июня 2009 г. в БЗК московскими консерваторцами под управлением В.Ашкенази.
Насколько я понял, полной партитуры даже в черновике никогда не было, да и более-менее скомпонованные куски всё равно не закончены, поэтому я не представляю, что это будет :)
Событие внесено в наш календарь, если кто вдруг пойдёт туда, то, пожалуйста, напишите о впечатлениях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #1 : Июнь 08, 2009, 21:52:55 »
Я 17 июня иду в Дом Музыки на  Стейнвэй- парад, билет уже есть :)
А  в БЗК действительно будет что-то интересное.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #2 : Июнь 12, 2009, 22:43:18 »
Ждём впечатлений. Тем более, что во "Франческе" - правктически запредельная вокальная сложность, а в последней опере, наверное, тем более...

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #3 : Июль 08, 2009, 01:11:56 »
Рахманинов в свое время пытался написать свою версию бориса годунова, я не знаю или закончил но некоторые арии Рахманиновкого бориса я слышал - было очень интересно. кто то знает полную историю и было ли полное production?

THe Cat

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #4 : Июль 08, 2009, 19:19:31 »
Я когда-то давно подымал тему Бориса на форуме. Выяснилось, что было написано две арии, одна из которых Монолог Пимена, вторая - не помню. Монолог Пимена слышал - очень сильная и красивая теноровая ария.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #5 : Июль 23, 2009, 18:12:09 »
Оперы Рахманинова "Алеко", "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" и вот ещё одна - неоконченная опера "Монна Ванна", которая будет фрагментарно исполнена 17 июня 2009 г. в БЗК московскими консерваторцами под управлением В.Ашкенази.
Насколько я понял, полной партитуры даже в черновике никогда не было, да и более-менее скомпонованные куски всё равно не закончены, поэтому я не представляю, что это будет :)
Событие внесено в наш календарь, если кто вдруг пойдёт туда, то, пожалуйста, напишите о впечатлениях.
Сегодня (23 июля)  в 20.00 радио Орфей будет передавать запись концерта, состоявшего 17 июня в БЗК.

http://www.moskva.fm/share/2101/20090723/fromtime:20:00:00
« Последнее редактирование: Июль 23, 2009, 20:27:22 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #6 : Январь 11, 2010, 12:50:12 »
http://bso.ru/concerts/?month=1&&year=2010&&id=396

31.01.2010
«Франческа да Римини»Большой зал консерватории

Чайковский «Франческа да Римини», фантазия, соч.1876 г.
Рахманинов «Франческа да Римини», опера в концертном исполнении, соч.1904 г. 

Солисты:
Татьяна Моногарова, сопрано (Франческа)
Всеволод Гривнов, тенор (Паоло)
Дмитрий Белосельский, баc (Ланчотто Малатеста)
Олег Долгов, тенор (Данте)
Бенно Шоллум, баритон, Австрия (Тень Вергилия)
                                       
Хор Государственной Третьяковской галереи
Художественный руководитель - Алексей Пузаков     

Дирижер – Владимир Федосеев
« Последнее редактирование: Январь 11, 2010, 15:16:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #7 : Январь 11, 2010, 15:01:36 »
Предлогов, только там опечатка. Данте тоже поёт тенор в опере. Я смотрел клавир, примерял партии. И сейчас проверил себя - Олег Долгов действительно тенор
« Последнее редактирование: Январь 11, 2010, 15:12:19 от Михаил К. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #8 : Январь 11, 2010, 15:19:03 »
Предлогов, только там опечатка. Данте тоже поёт тенор в опере. Я смотрел клавир, примерял партии. И сейчас проверил себя - Олег Долгов действительно тенор

Вы правы - и Данте тенор, и Долгов-то в любом случае тенор :))))))
Я исправил, а вот на сайте, откуда я выхватил эту информацию, исправить не могу :))
Действительно, на сайте БСО присутствует опечатка, а я скопировал, не всмотревшись в список действующих лиц и их голосов.
Ну что ж, будем присматривать ещё и за профессионалами и исправлять их ошибки, только этого нам и не хватало :)))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #9 : Январь 11, 2010, 16:08:44 »
Информация о рахманиновской "Франческе да Римини" отсюда:

http://art.1september.ru/article.php?ID=200801208

Тема "Франчески да Римини" - последней из трёх одноактных опер - возникла у Рахманинова задолго до написания «Скупого рыцаря». Первый вариант либретто он получил еще в августе 1898 г. от Модеста Чайковского, брата великого композитора и либреттиста «Пиковой дамы» и «Иоланты». В июле 1900 г. (об этом Рахманинов сообщил, в частности, в своем письме Б.В. Асафьеву в апреле 1917 года) была написана сцена Паоло и Франчески, ставшая в итоге второй картиной оперы.



С. Рахманинов с исполнителями главных партий в опере:
Г. Бакланов (Ланчотто Малатеста) и Н. Салина (Франческа)
Большой театр. 1906



Клавир «Франчески» был написан почти сразу после клавира «Скупого рыцаря» — с конца мая до конца июля 1904 г. Дата окончания партитуры «Скупого рыцаря» — 7 июля 1905 г., а оркестровая партитура «Франчески да Римини» появилась следом: 9 июня она была начата Рахманиновым и закончена 22 июля 1905 г. Таким образом, взаимосвязанность двух этих опер налицо. Однако налицо и различия, и дело не только в том, что «Франческа да Римини» писалась на сюжет одного из эпизодов «Божественной комедии» Данте.

Первоначальное либретто, о литературном уровне которого еще будет сказано, было рассчитано на многоактный спектакль. Верный своему принципу — акцентированию кульминаций при неизбежном в таком случае отказе от развернутых драматургических мотивировок событий, от внешнего фона, Рахманинов настоял на полном изъятии из либретто первых двух актов, где давалась история бракосочетания Франчески с хромым Ланчотто Малатестой. До предела была сокращена сцена, где Кардинал благословлял Ланчотто на поход против гибеллинов (герой Рахманинова является, таким образом, гвельфом, поддерживающим папский престол). Сам Кардинал стал в итоге бессловесным пантомимным персонажем.

Таким образом, литературный и соответственно музыкальный материал оперы приобрел следующий вид: пролог, где сопровождаемый по аду Вергилием Данте встречается с тенями Паоло и Франчески; сцена в покоях Ланчотто, терзаемого муками ревности и отчаяния; уже упоминавшаяся лирическая сцена Паоло и Франчески (сцена в саду), после которой следует предельно краткий эпилог. Вся опера длится примерно 1 час 5 минут. При этом, как видно из писем Рахманинова, его постоянно мучила нехватка текста, а то, что было, имело порой невысокое литературное качество.

Так, по поводу сцены в саду Рахманинов признавался одному из своих корреспондентов: «Хотя Чайковский и прибавил мне слов (очень пошлых, кстати), но их оказалось недостаточно. Вероятно, он надеялся, что я буду повторять слова, тогда бы, может быть, и хватило. Теперь же у меня есть подход к любовному дуэту; есть заключение любовного дуэта, но сам дуэт отсутствует».



В. Бушина. Эскизы костюмов
Франчески и Паоло. Большой театр. 1906



Оценка Рахманинова говорит сама за себя. О его требовательности к уровню оперного текста уже было сказано. А сейчас — о музыке оперы.

В отличие от «Скупого рыцаря» музыка «Франчески да Римини» отличается большей напевностью, большей мелодической развитостью вокальных партий, однако ярко выраженное симфоническое начало господствует и в ней. Общий план оперы схож с общим планом одноименной симфонической фантазии Чайковского (1876). Однако если у Чайковского картина Дантова ада исполнена динамики и энергетической насыщенности, то у Рахманинова в прологе и эпилоге господствуют фатализм и безнадежность.



Франческа – Н. Салина,
Паоло – А. Боначич. Большой театр. 1906



(Кстати, на нашем форуме был рассказ о том, какого шороху навёл Рахманинов в Большом театре и как он ценил вокал Салиной: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2245.msg26590#msg26590)

В первых тактах оперы у кларнета и засурдиненной валторны в унисон глухо и сумрачно звучит нисходящая секундовая интонация, развиваемая далее на протяжении всего пролога в духе, близком к средневековому католическому гимну «Dies irae» («День гнева»), цитировать который Рахманинов неоднократно будет в своих последующих сочинениях — в симфонической поэме «Остров мертвых» (1909), в «Рапсодии на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), наконец, в «Симфонических танцах» (1940), которыми завершится его творческий путь как композитора.



Сцена из оперы. Большой театр. 1906



В оркестровом вступлении к прологу оперы хроматические построения в разных голосах оркестра объединяются полифонически с постепенным уплотнением звуковой ткани, на вершине которой медленно движутся аккордовые массивы, подобно стонам душ, гонимых адским вихрем, и картин двух кругов ада. Партия хора, поющего без слов, имеет свой самостоятельный рисунок практически без оркестровой поддержки. И лишь в эпилоге хору будет поручено проскандировать фразу, завершающую всю оперу: «Нет более великой скорби в мире, как вспоминать о времени счастливом в несчастии».

А впервые эта фраза просветленно звучит в конце пролога из уст Паоло и Франчески на фоне протянутых аккордов деревянных духовых и тремоло скрипок, поддержанных арфой, и здесь эта фраза напоминает старинные русские церковные напевы, перекликающиеся с основной темой Третьего фортепианного концерта (1909), близкой к интонации так называемого «знаменного распева».



А. Константиновский. Эскизы костюмов Паоло,
Франчески, Ланчотто. Большой театр. 1956



Две последующие картины оперы дают два контрастных портрета главных героев. В первой картине господствует Ланчотто. Сцену с Кардиналом, выдержанную в характере решительного и одновременно мрачного марша, сменяет эпизод, когда Ланчотто вспоминает о роковом обмане отца Франчески, жертвами которого стали и она, и Ланчотто. Исполненное трагической патетики ариозо Ланчотто сменяется его сценой с Франческой, где звучат горькое сознание безответной любви, его мольба и отчаяние на взрывном «Проклятье! Ты меня любить не можешь!», за которым следует горестный ответ Франчески: «Простите мне, но лгать я не умею...»

А вторая картина «Сад» — исполненный света и чистоты портрет Франчески. «Весь колорит музыки в этой картине, словно освещенной мягким и нежным сиянием, создает резкий контраст к предыдущему и выделяет ее среди мрачного и зловещего окружения, в котором она дана в опере» (Ю.В. Келдыш). В немалой степени благодаря оркестровке, прозрачность которой достигается использованием струнных и высоких деревянных при крайне экономном применении медной группы, а также тональному плану картины. Одна из основных ее тональностей — ля-бемоль мажор — максимально отдалена от тональности ре минор, в которой начинается и заканчивается опера.

Как и первая картина, «Сад» состоит из трех частей. Сначала Паоло и Франческа читают старинный рыцарский роман, и чтение прерывается порывистыми комментариями Паоло. Сердцевиной картины является просветленное ариозо Франчески «Пусть не дано нам знать лобзаний, Пускай мы здесь разлучены…» А завершает картину тот самый дуэт Паоло и Франчески, который так трудно давался Рахманинову, дуэт, где восторженное признание Паоло «В тебе блаженство вечное!» сменяется неумолимым приговором Малатесты: «Нет! Вечное проклятье!» — после чего следует краткий эпилог, о котором уже говорилось.



Паоло – А. Соколов,
Франческа – Д. Дян. Большой театр. 1956



Завершая этот отнюдь не претендующий на полноту анализ оперы, необходимо отметить следующее. Порой бывает так, что даже очень крупные исследователи творчества Рахманинова, подчеркивая уязвимые стороны «Франчески да Римини», склонны считать ее произведением в какой-то мере для автора второстепенным. «...Прелестная лирика рахманиновской «Франчески» не дает в итоге законченного чувства удовлетворения: цветок расцвел и поник, не сопротивляясь, а вот финальные этапы концертов, сюит и вариаций — дело иное» — это академик Б.В. Асафьев в статье о Рахманинове 1946 года.



Сцена из спектакля Большого театра. 1956



Оперу «Франческа да Римини» по праву можно, как и «Скупого рыцаря», назвать «маленькой трагедией». Для творчества Рахманинова оба произведения важны не только как ценнейший эксперимент в области симфонизации оперы, но и по своей тематике. Барон в «Скупом рыцаре» находится на грани небытия; Франческа и Паоло в опере — за гранью земного бытия находятся изначально и там же оказываются в эпилоге. Тема «Человек на грани бытия и небытия» для Рахманинова является одной из важнейших: после опер она стала определяющей и в «Острове мертвых», и в «Колоколах», и в тех сочинениях позднего периода, где звучит песнопение «Dies irae», — например в «Рапсодии на тему Паганини», которая, как мы далее увидим, оказалась для Рахманинова еще и основой балетного спектакля.

Как складывалась сценическая судьба «Франчески да Римини» на родине композитора? В отличие от «Скупого рыцаря», она оказалась гораздо более счастливой, хотя и непростой. Незадолго до начала Великой Отечественной войны опера несколько раз прозвучала в виде спектакля-концерта в только что открытом Концертном зале имени П.И. Чайковского. Отдельные эпизоды оперы чередовались с фрагментами «Божественной комедии», которые читал с эстрады виднейший артист Малого театра П.М. Садовский, а музыкальным руководителем и дирижером спектакля был горячий пропагандист творчества Рахманинова в нашей стране Н.С. Голованов («Франческу» он ставил в один ряд с операми Мусоргского). Под его руководством в СССР (в сталинское время!) были впервые исполнены такие произведения Рахманинова, написанные после отъезда из России, как «Три русские песни для хора и оркестра» (1926), Третья симфония (1935–1936), «Симфонические танцы» (1940) (последние два сочинения — через несколько месяцев после смерти Рахманинова, в июне и октябре 1943 года). Во время войны он записал «Франческу да Римини» на радио, однако по ряду технических причин эта запись не сохранилась.



А. Константиновский.
Эскиз декорации. Большой театр. 1956



В 1956 г. Б.А. Покровский поставил оперу на сцене филиала Большого театра в исполнении молодых певцов театра с выдающейся работой дирижера А.Ш. Мелик-Пашаева. Эта постановка шла в течение трех лет, до закрытия филиала, и была возобновлена на основной сцене в 1973 г. в связи со столетием со дня рождения Рахманинова. Ушедшего к тому времени из жизни Мелик-Пашаева за дирижерским пультом сменил М.Ф. Эрмлер, а главные партии исполнили Г. Вишневская (Франческа), Е. Нестеренко (Ланчотто Малатеста), А. Масленников (Паоло). Но, несмотря на успех, спектакль исчез из репертуара театра после шести представлений. После этого Покровский поставил оперу абсолютно заново лишь в 1998 г., и она успешно исполнялась в течение нескольких сезонов и, возможно, продолжала бы свою сценическую жизнь, если бы не безвременная кончина в возрасте 52 лет дирижера спектакля А.Н. Чистякова.



Паоло – А. Масленников, Франческа – Г. Вишневская
Большой театр. 1973



Для понимания художественного явления, именуемого «театром Рахманинова», именно этот спектакль представляется особенно важным. Если, по признанию Покровского, в его постановках 1956 и 1973 гг. в режиссуре делался акцент на преемственности «Франчески» по отношению к оперной драматургии Чайковского (такая преемственность, как мы видели, действительно есть), то в 1998 г. в буклете к спектаклю Покровский писал:

«В этом спектакле я решил приравнять оркестр и дирижера не просто к действующим, но и к видимым персонажам. Подиум в оркестровой яме специально поднят, дирижер поставлен высоко над оркестром и высвечен. В опере Рахманинова есть моменты, когда внимание слушателей к дирижеру должно быть большим, чем к тому, что происходит на сцене! Оркестру как бы передано главное слово о событиях и характерах действующих лиц... Таков, по моему убеждению, и был замысел Рахманинова: переключая внимание зрителя на музыку — слушайте, что происходит! — он на время как бы «приглушает» сцену. Это и есть главный драматургический прием, найденный композитором для своей оперы».

Ещё несколько ссылок по биографии Рахманинова и по его операм:

http://art.1september.ru/article.php?ID=200801205
http://art.1september.ru/article.php?ID=200801207
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #10 : Февраль 01, 2010, 16:51:26 »
http://bso.ru/concerts/?month=1&&year=2010&&id=396

31.01.2010
«Франческа да Римини»Большой зал консерватории

Чайковский «Франческа да Римини», фантазия, соч.1876 г.
Рахманинов «Франческа да Римини», опера в концертном исполнении, соч.1904 г. 

Дирижер – Владимир Федосеев

Этот концерт состоялся 31.01.2010 и в целом прошёл успешно, хотя многое меня удивило и в реализации, и во внешнем представлении: было как удачное, так и странное.
Зато когда хор при потушенном в зале освещении держал в руках маленькие огоньки, подобные свечам, и немножко размахивал ими, это смотрелось великолепно !
Пели средне, но лучше всех, на мой взгляд, пел как раз "главный злодей" этой оперы, который, собственно, и отправил в ад Франческу и её любовника.
Я не поклонник Моногаровой, поэтому предлагаю другим похвалить её за что-нибудь ! :)
Чайковский был исполнен в лучших традициях, а в Рахманинове меня, как всегда, шокировало то, что примерно до середины оперы в музыке никакого "Рахманинова" не ощущается ! :)) Какие-то общие места. И только к моменту развёрнутых фрагментов с участием Франчески появляется нечто такое, что действительно можно назвать "музыкой Рахманинова".
Но это не в упрёк исполнителям, конечно, а просто моё отношение к самой опере.

Если кто-то посетил этот концерт, прошу изложить свои впечатления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #11 : Февраль 17, 2010, 14:47:18 »
Как выяснилось, на концерте, где были исполнены "Франчески" Чайковского и Рахманинова, побывал обозреватель Операньюс:

14.02.2010

Франческа да Римини в Большом Зале Консерватории.

 Так уж сложилось в России, что оперные опусы Рахманинова имеют куда меньший интерес у публики, чем его инструментальные произведения. На фоне мизерного внимания к операм композитора, концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского, представивший московскому слушателю «Франческу да Римини», оказался довольно интересным событием. Вечер 31 яенваря 2010 года состоял из двух отделений: первое – одноименная симфоническая фантазия Чайковского, второе – опера Рахманинова.

Конечно же, этих двух композиторов объединяет не просто одна случайная тема трагической любви Франчески да Римини. Но именно эта тема позволяет понять, насколько сильным было влияние Чайковского на творчество Рахманинова. Связь определяет не только структурная параллель, но и схожесть музыкальных штрихов, акцентов, эмоциональная насыщенность музыки. В операх композитора музыка почти всегда является равноправной участницей действия. Насыщенная, порывистая, многогранная сама по себе, музыка Сергея Рахманинова становится мощной звуковой декорацией, что особенно чувствуется в условиях концертного исполнения. Собственно, вследствие неудачного либретто «Франческу да Римини» постигла, если так можно выразиться, именно такая, концертная судьба.

Для Большого зала консерватории вместить симфонический оркестр, задуманный Рахманиновым, оказалось технически трудной задачей, а нахождение на сцене певцов оказалось весьма затруднительным. Исполнителям партий Данте и Тени Вергилия пришлось стоять в глубине сцены, что конечно внесло свои коррективы в звучание. Татьяне Моногаровой (Франческа), Всеволоду Гривнову (Паоло) и Дмитрию Белосельскому (Ланчотто) пришлось не слаще, ибо почти все вокальные номера сопровождались мощнейшим инструментальным аккомпанементом. Для некоторых из певцов проверка на прочность оказалась непосильной. В чем их вины, надо признать, мало. Для маэстро Федосеева работа с оперными произведениями оказывается не очень успешной по той простой причине, что дирижер, привыкший к крупному музыкальному штриху, отказывается подстраивать оркестр под вокальные возможности исполнителей. Таким образом, практически всем солистам в этот вечер пришлось исполнять свои партии на пределе голосовых возможностей.

Партия Франчески, звучащая почти всю оперу преимущественно в верхнем регистре, Моногаровой удавалась с трудом. Из-за высокой тесситуры и без того не блестящая дикция певицы пострадала еще сильнее. Голосовая нагрузка почти не давала ей нюансировать, по-настоящему управлять своим голосом. Певица оказалась несвободна в тех условиях, которые ей были навязаны инструментальным сопровождением. В одном эпизоде из «диалога с Ланчотто» у Моногаровой даже сорвался голос, что произвело довольно неблагоприятное впечатление и подпортило исполнение в целом.

Достаточно крепким для таких условий оказался бас Дмитрий Белосельский. Четкая дикция, зычный, объемный, сильный голос создал полный, драматичный образ героя. Этому персонажу в опере Рахманинова отведена достаточно большая вокальная роль. Так что на Белосельского была возложена ответственность намного большая, чем на остальных исполнителей. Певец звучал уверенно, грамотно фразируя и интонируя свою партию, наполнил ее по-настоящему эмоциональным звучанием. Его Ланчотто получился убедительным.

Что касается Всеволода Гривнова, то этот исполнитель в партии Паоло был неоднозначен. Сцена «чтения» исполнителю удалась. Гривнов продемонстрировал четкую дикцию, приятного тембра тенор, уверенное звучание. Но когда дело дошло до крайних верхних нот, певцу явно не хватало дыхания и силы голоса, чтобы покрыть оркестр. Ни одной ошибки не было совершено, но по исполнителю было видно, что справляется с программой максимум он на пределе своих возможностей.

И все же, несмотря на некоторые вокальные шероховатости, концерт в целом можно назвать удачным. Проблемой было лишь то, что солисты терпели не только физическое, пространственное, но и вокальное стеснение. Маэстро Федосееву переучиваться уже поздно, но поучиться более тонкому и гибкому аккомпанированию певцам, по крайней мере, не помешало бы!

Федор Вяземский

http://www.operanews.ru/10021404.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #12 : Май 13, 2010, 19:24:51 »

31.01.2010
«Франческа да Римини»Большой зал консерватории

Чайковский «Франческа да Римини», фантазия, соч.1876 г.
Рахманинов «Франческа да Римини», опера в концертном исполнении, соч.1904 г. 

Солисты:
Татьяна Моногарова, сопрано (Франческа)
Всеволод Гривнов, тенор (Паоло)
Дмитрий Белосельский, баc (Ланчотто Малатеста)
Олег Долгов, тенор (Данте)
Бенно Шоллум, баритон, Австрия (Тень Вергилия)
                                       
Хор Государственной Третьяковской галереи
Художественный руководитель - Алексей Пузаков     

Дирижер – Владимир Федосеев

Вчера нашёл запись на операшере, решил послушать это исполнение. У меня есть ещё две записи этой оперы,одна с Лейфикус и Гулегиной,а другая с прошлогоднего выступления Владимира Байкова и Ларисы Тымчинской. Поэтому после прослушивания этой записи (с Белосельским) начал сравнивать с двумя другими. У Белосельского красивый бас, но всё же его Ланчотто меня не совсем тронул. Я думаю эта роль очень интереснее чем роль обоих любовников, возможно потому что у Ланчотто больше красок, очень драматическая роль,но при этом есть и светлые,нежные места в музыки. И для себя сделал вывод что из этой тройки Лейфикус-Байков-Белосельский меня больше всех восхитил Байков!У него может голос звучит светлее чем у Белосельского,но зато образ настолько прочувствован,больше нюансов,там есть столько трагизма,и минутные просветления,чувство надежды на любовь от женщины которую он любит.И поэтому его Ланчотто у меня взывает больше чувств сострадания...
Моногарова мне понравилась местами, а местами нет. Красивые пиано, но всё же в ней не хватала напряжения,или лучше сказать накала! У Гривного голос приятнее чем у Спиридонова,хотя последний пел лучше, по моему мнению. К тому же мне показалось (я могу и ошибаться...) что Гривной в их дуэте больше по-крикивал (не хочу писать это слово,но другого пока не могу подобрать) чем пел. Опять же здесь предпочитаю дуэт между Тымчинской и Спиридоновым, у них такой накал в дуэте, такое напряжение, не возможно оторваться, музыка куда-то уносится ввысь. Такое наверное только у Вагнера в "Тристане" есть.
Короче, на сегодняшний день трио Байков-Тымчинская-Спиридонов лучшее для меня.
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #13 : Май 13, 2010, 19:47:49 »
Моногарова мне понравилась местами, а местами нет. Красивые пиано, но всё же в ней не хватала напряжения,или лучше сказать накала!

Да, то же самое было у неё и на последней постановке "Китежа" в Большом: вроде всё спето, а удовлетворения не испытываешь. Не знаю, в чём дело: она достаточно профессиональна и трудолюбива, чтобы выучивать очень большие и сложные партии, и ей не боятся их поручать. А в то же время чего-то в её подаче мне всегда не хватает. Жизни что ли не хватает ! Не могу обрисовать словами, чего мне недостаёт.
Вот и во "Франческе" тоже, хотя живое исполнение всегда воздействует сильнее, чем запись.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 500
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #14 : Февраль 18, 2013, 22:25:36 »
Сенсационная запись "Скупого рыцаря" - фильм-опера 1958 года!!!

с потрясающим баритоном Всесоюзного радио Владимиром Петровичем Захаровым в заглавной роли. Дирижёр - В.В. Небольсин (абсолютно неизвестная ранее фонограмма!!!).



Пока выложена здесь:
http://fenixclub.com/index.php?showtopic=152694


Телеспектакль
Фильм-опера
Год выпуска: 1958
Режиссер: Григорий Кристи
Композитор: Сергей Рахманинов

В ролях:

Барон - Владимир Захаров
Альбер, его сын - В.Радзиевский
Герцог - Вадим Русланов
Ростовщик - Ю.Лоран (вокальная партия Н.Захаров)
Слуга - В Куманин (вокальная партия О.Далецкий)

Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер - В. Небольсин

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #15 : Февраль 20, 2013, 12:15:08 »
Сенсационная запись "Скупого рыцаря" - фильм-опера 1958 года!!!

с потрясающим баритоном Всесоюзного радио Владимиром Петровичем Захаровым в заглавной роли. Дирижёр - В.В. Небольсин (абсолютно неизвестная ранее фонограмма!!!).



Пока выложена здесь:
http://fenixclub.com/index.php?showtopic=152694


Телеспектакль
Фильм-опера
Год выпуска: 1958
Режиссер: Григорий Кристи
Композитор: Сергей Рахманинов

В ролях:

Барон - Владимир Захаров
Альбер, его сын - В.Радзиевский
Герцог - Вадим Русланов
Ростовщик - Ю.Лоран (вокальная партия Н.Захаров)
Слуга - В Куманин (вокальная партия О.Далецкий)

Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер - В. Небольсин

Спасибо большое за ссылку.
Посмотрела с огромным удовольствием. В.Захаров великолепен. Остальные исполнители тоже .
Яркое выразительное пение и хорошая игра.

Эта запись из фондов или она выходила на дисках?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 500
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #16 : Февраль 20, 2013, 13:19:20 »
В.Захаров великолепен. Остальные исполнители тоже .
Яркое выразительное пение и хорошая игра.

Эта запись из фондов или она выходила на дисках?

Весь фильм превосходный. Захаров поразил - не знаю больше ни одного певца Всесоюзного радио, который бы создал столь яркий сценический образ. Не ожидал от него такого.



Монолог Барона - http://www.youtube.com/watch?v=3JjbkYEefHk

Из других исполнителей хотелось бы выделить Вадима Русланова в роли герцога. Очень яркий, выразительный баритон. Он был сначала драм. актром, играл в театре им. Вахтангова. А потом закончил Гнесинку, причём как раз по классу В.П. Захарова. Именно в год создания фильма он стал ведущим солистом Ансамбля песни и пляски Советской Армии, был, как о нём пишут, первым исполнителем песни "Бухенвальдский набат" Мурадели. См. о нём здесь:
http://persons-info.com/index.php?v_ddd=29&v_mmd=7&res_mode=740&sort=yb&sord=d&pid=73446
« Последнее редактирование: Февраль 20, 2013, 13:30:52 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 500
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #17 : Февраль 20, 2013, 13:28:32 »
Эта запись из фондов или она выходила на дисках?

Нет, на дисках фильм не выходил. Запись, очевидно, из ГТРФ.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #18 : Февраль 20, 2013, 14:27:18 »
Записи советских песен в исполнении Вадима Русланова
http://kkre-41.narod.ru/ruslanov.htm

Владимир Захаров
http://kkre-26.narod.ru/zaharov-v.htm, в том числе романс Рахманинова "В душе у каждого из нас..."


Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 210
Re: Оперы С.В.Рахманинова
« Ответ #19 : Сентябрь 08, 2015, 19:39:26 »
Монолог Барона в исполнении Захарова давно имею на виниле. Но видеозапись - это нечто! Я просто потрясён... Это великий исполнитель. А сам номер ни в чём не уступит монологу царя Бориса.