Автор Тема: Женщины-пианисты  (Прочитано 65757 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Женщины-пианисты
« : Июнь 09, 2009, 16:24:16 »
Такой темы у нас на форуме ещё не было. В отделе "Исполнители и стили",обсуждались о обсуждают о разных пианистов (Рихтер,Плетнёв,Кисин,Володин,Гилельс и мн.др.),однако нет тем в которых обсуждались бы пианистов-женщин. Меня давно интересует, почему например среди певцов есть великие певцы и певицы,которых мы ставим на один "уровень",а среди пианистов такое не наблюдается? В чём заключается причина?Биологическое различие?Политика?
Во всяком случаи,мне бы очень хотелось узнать по больше про пианисток?Какие были ?Какие есть сейчас?кого бы Вы отметили?
Первые имена которые пришли на ум,это Марта Аргерич,и Белла Давидович...
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #1 : Июнь 09, 2009, 17:12:28 »
Да, это интересная тема, еще могу добавить с ходу: Мария Юдина, Татьяна Николаева, Элисо Вирсаладзе, Виктория Постникова ( из наших). Маловато-конечно :(
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #2 : Июнь 11, 2009, 20:06:23 »
Между прочим, вопрос действительно интересный, почему так мало  выдающихся женщин-пианисток  ??? Мне кажется, они ,по большей части, просто не ставят себе такой амбициозной сверхзадачи - посвятить свою жизнь исполнительскому пианизму, ограничиваясь менее заметной  преподавательской и концертмейстерской работой. Жизнь женщины-пианистки все-таки отличается от жизни женщины-вокалистки, и здесь их наверно, не стоит сравнивать. Певица может стабильно выступать на сцене одного театра довольно продолжительное время, в то время как пианисты-солисты лишены такой возможности. Вообще, жизнь музыканта солиста-инструменталиста, наверно, самая кочевая. Это мы можем увидеть, хотя бы по Мацуеву, Вчера он играл  в Париже, сегодня в Москве, завтра в С-Петербурге. Не все могут выдержать этот темп и  режим накопления калейдоскопичных впечатлений от людей, городов и стран. Я видела фильм об одном пианисте (кажется французе или итальянце) -победителе конкурса Чайковского, которого мы и не знаем, поскольку после нескольких лет вот такой гастрольной жизни, он ушел со сцены и занялся преподаванием. В фильме он так и говорит - моему складу характера такая жизнь совершенно не соответствует, я человек домашний и оседлый и чихать мне на известность и фантастические гонорары. Вот здесь, кстати, очень хорошо видна острота   противоречия между запросом  общества и самоидентификацией личности.
А я хочу продолжить разговор о Татьяне Николаевой. В 1950 г  в Лейпциге она участвовала в 1 -м конкурсе им. Баха, в состав жюри которого входил Дм. Шостакович.  Шостакович был настолько поражен глубиной интерпретации ею баховских прелюдий и фуг, что после этого конкурса в состоянии сильного воодушевления он за сравнительно короткий срок создает свои цикл из  24 прелюдии и фуг и посвящает их Т.Николаевой. Вот так!  :)))) Поэтому когда говорят, что Рихтер закрыл вопрос исполнения ХТК. мне становится грустно.. :( Этот цикл прелюдий и фуг Шостаковича сам по себе являются мощным и грандиозным пластом современной музыки и живым  документом нашей эпохи,  опираясь в них на законы баховской гармонии и полифонии, Шостакович отразил вся изломанность и алогичность 20 века. При показе своего цикла специалистам, композиторам и проф критикам Шостакович столкнулся с очень жесткой и разгромной критикой этого сочинения, по их мнению в этом цикле не хватало оптимизма и призыва к социалистическим идеалам. Единственно, кто его поддержал в те тяжелые минуты, были две пианистки -  Т .Николаева и М. Юдина.  Т.Николаева всю жизнь играла и КАК играла этот цикл, она его исполняла и на своем последнем в жизни концерте, т.е. фактически она с ним и ушла.
 Не так давно в мае я слушала полностью этот цикл прелюдий и фуг Шостаковича (в двух концертах) в исполнении  Михила Петухова. который учился у Т.Николаевой. Он поразил меня своим исполнением. Первый концерт он играл великолепно, а во втором, не побоюсь этого слова - гениально! Я весь второй вечер просидела просто в оцепенении, настолько сильно и мощно он их исполнял - это был такой отрыв от всякой реальности, такое абстрагирование и ВОСХОЖДЕНИЕ к высотам духа, такое парение, которые и являются настоящей целью  музыки, просто мы об этом все время забываем. Кстати, зал на втором вечере был почти пуст, сидело человек 60-70 - в соседнем Рахманиновском зале в этот же день объявили бесплатный концерт преподавателей кафедр консерватории, посвященный памяти Д. Сахарова и вся публика, видимо, перетекла туда.  Я думаю, что это обстоятельство тоже сыграло свою роль в таком философском прорыве в прочтении музыки Шостаковича.  В этот второй вечер был очень необычаен звук фортепьяно   - звук был материален и вместе с тем  наполнен какой то аурой отстраненности от  вещественной составляющей и заключал в себе то неосязаемое и бесплотное, что мы  называем идеальным (в философском смысле).
После этих концертов Петухова я подумала, если ученик так играет этот цикл Шостаковича, как же его играла сама Т.Николаева. И вот парадокс - нашла я этот цикл в ее исполнении -выборочно начала слушать несколько последних прелюдий, одну включаю - слушать не могу, вторую включаю, третью - то же самое, настолько ее игра мне кажется вялой, бесцветной и  ничего не говорящей! То ли  качество записи все убило, то ли еще какие причины, не знаю ??? Но я не стала слушать их в ее исполнении. Вот как бывает :( ))))
Тем не менее - не было бы той глубокой игры Т.Николаевой на баховском конкурсе, не узнали бы мы цикл из 24 прелюдий и фуг Шостаковича, составляющих одну из вершин фортепьянной мысли 20 века.
« Последнее редактирование: Июнь 13, 2009, 11:44:43 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #3 : Июнь 11, 2009, 20:43:53 »
Первые имена которые пришли на ум,это Марта Аргерич,и Белла Давидович...
А мне пришли на ум: Галина Черны-Стефаньска, Клара Хаскил, Маргарита Лонг, потом Васса Деветци. Кто-то назовёт Есипову.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #4 : Июнь 11, 2009, 21:04:24 »
А еще Клара Вик!
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #5 : Июнь 11, 2009, 21:50:09 »
Между прочим, вопрос действительно интересный, почему так мало  выдающихся женщин-пианисток  ??? Мне кажется, они ,по большей части, просто не ставят себе такой амбициозной сверхзадачи - посвятить свою жизнь исполнительскому пианизму, ограничиваясь менее заметной  преподавательской и концертмейстерской работой. Жизнь женщины-пианистки все-таки отличается от жизни женщины-вокалистки, и здесь их наверно, не стоит сравнивать. Певица может стабильно выступать на сцене одного театра довольно продолжительное время, в то время как пианисты-солисты лишены такой возможности. Вообще, жизнь музыканта солиста-инструменталиста, наверно, самая кочевая. Это мы можем увидеть, хотя бы по Мацуеву, Вчера он играл  в Париже, сегодня в Москве, завтра в С-Петербурге. Не все могут выдержать этот темп и  режим накопления калейдоскопичных впечатлений от людей, городов и стран

Дорогая Lorina,спасибо за интересный рассказ!:)))

Интересно, уделялось ли внимание талантливым женщинам-пианисткам так же,как талантливым мужчинам-пианистам? Или был некий общественный "штамп",что женщины должны уделять в первую очередь внимание семьи,а это означает,что их надо бы в-первую очередь выдать замуж,а потом мол,эта "пианистическая лихорадка" пройдёт,и тем самым эти таланты не развивались. Это вполне возможно,если учитывать ТО время,и место женщин в обществе.



Кстати,а кто была первой профессиональной женщина-пианист?
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 22:30:14 от Trubadur »
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #6 : Июнь 11, 2009, 21:57:00 »
Первые имена которые пришли на ум,это Марта Аргерич,и Белла Давидович...
А мне пришли на ум: Галина Черны-Стефаньска, Клара Хаскил, Маргарита Лонг, потом Васса Деветци. Кто-то назовёт Есипову.

К своему стыду,эти имена мне ничего не говорят. Попытаюсь найти информацию в интернете.
Уважаемый M.I,а что с ними стало?  что Вы о них думаете?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #7 : Июнь 11, 2009, 22:16:50 »
И вот парадокс - нашла я этот цикл в ее исполнении -выборочно начала слушать несколько последних прелюдий, одну включаю - слушать не могу, вторую включаю, третью - то же самое, настолько ее игра мне кажется вялой, бесцветной и  ничего не говорящей! То ли  качество записи все убило, то ли еще какие причины, не знаю ??? Но я не стала слушать их в ее исполнении. Вот как бывает :( ))))
Тем не менее - не было бы той глубокой игры Т.Николаевой на баховском конкурсе, не узнали бы мы цикл из 24 прелюдий и фуг Шостаковича, составляющих одну из вершин фортепьянной мысли 20 века.


Действительно интересно,как же она должна была съиграть Баха на том конкурсе,когда её услышал Шостакович.
А Вы больше не пытались послушать эту запись?И вообще,есть ли какие-нибудь её записи,и не пытались ли Вы их сравнить?

На ютубе сейчас нашёл пару записей Клары Хаскил.
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #8 : Июнь 11, 2009, 23:01:49 »
Да, я много слышала записей Т. Николаевой, великолепная пианистка, совсем недавно слушала по Орфею в ее исполнении один из концертов Баха - прекрасная игра. Не знаю, почему на Шостаковиче такой облом получился, м.б. я еще под впечатлением от игры Петухова? Даже не думала, что у меня такая хорошая память. :))) Послушаю  Шостаковича в ее исполнении  чуть погодя.

А вот еще несколько пианисток: Елена Бекман-Щербина, Мария Гринберг, Любовь Тимофеева, Ивонн Лорио, Мария Жоао Пиреш, Алисия де Лароша......

P.S. Как бы пианисток не оказалось больше, чем пианистов  :o
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2009, 23:28:57 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #9 : Июнь 12, 2009, 02:43:59 »
Вот еще:
Ванда Ландовска, Брижит Анжерер, Лилия Зильберштейн, Елизавета Блюмина ...

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #10 : Июнь 12, 2009, 11:51:08 »
И так,уже насчитывается 22 штуки пианисток !!! ;D ;D ;D
Вчера ещё в библиотеки местной,нашёл диск Этерии Анджапаридзе,смотрю,а фамилия-то...и действительно,дочь великого Зураба Анджапаридзе!
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #11 : Июнь 12, 2009, 14:02:23 »
Да, Этери была первой советской пианисткой, которая получила первую премию на конкурсе в Монреале в 1976 году, а до этого еще 16-летней девочкой получила 4-ю премию международного конкурса им. Чайковского в Москве.
Хорошо, что Trubadur  не пианист и поэтому, наверно,  спокойно перенесет увеличение рядов пианисток - я еще добавляю несколько имен - Роза Тамаркина, Вера Горностаева, Розалин Турок.
И я решила пока дать сводный список пианисток, которых мы объединенными усилиями выявили  (в следующем ответе) - пока только с указанием минимальной информации, но в дальнейшем потихоньку можем развить тему по каждой пианистке (по крайней мере я берусь за это дело) :)

 

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #12 : Июнь 12, 2009, 14:24:29 »
Вот еще одно имя - Мицуко Ушида, японская пианистка (р. 1949), знаменита своими трактовками Моцарта и Шуберта. 1-я премия на Бетховенском (1969) и 2-я на Шопеновском (1970) конкурсе!

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #13 : Июнь 12, 2009, 14:27:48 »
СПИСОК
(в алфавитном порядке по первым буквам фамилий)
Брижит Анжерер (Brigitte Engerer) род в 1952 в Тунисе – французская пианистка , училась в Парижской консерватории у Люсет Декав и 9 лет в московской консерватории у Станислава Нейгауза.
Марта Аргерич ( Martha Argerich)  род.  1941, Буэнос-Айрес— аргентинская пианистка, училась у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланджели, Штефана Ашкенази.
Этери Анджапаридзе (род 1956, Тбилиси) - грузинская, советская пианистка, училась в Московской консерватории по классу В.Горностаевой

Елизавета Блюмина, ранее русская пианистка, закончила Ленинградскую консерваторию, училась в Гамбурге и Берне, жила, по меньшей мере, в семи странах мира, она говорит на шести языках, в возрасте 19 лет она выиграла международный музыкальный конкурс в Гамбурге. В настоящее время живет в Дублине.**
Елена Бекман-Щербина ( 1882, Москва —  1951, там же) — российская пианистка, училась в Московской консерватории у Павла Пабста, а затем у Василия Сафонова

Клара Вик( Clara Josephine Wieck Schumann) ( 1819 —  1896) — знаменитая немецкая пианистка,  композитор и музыкальный педагог. Жена композитора Роберта Шумана .Родилась в Лейпциге в семье известного фортепианного педагога Фридриха Вика
Элисо Вирсаладзе ( род в 1942, Тбилиси) — грузинская и российская пианистка, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка СССР,  Закончила Московскую консерваторию, где её педагогами были Генрих Нейгауз и Яков Зак.

Вера Горностаева (род.1929) - пианистка, педагог училась в Московской консерватории по классу Г.Г.Нейгауза,  нар.артистка РСФСР
Мария Гринберг (1908  Одесса - 1978, Таллин), российская пианистка, училась у Феликса Блуменфельда, а после его смерти продолжала занятия с Константином Игумновым

Белла Давидович (род.  1928, Баку) — российская, советская и американская пианистка училась в Московской консерватории сначала у Константина Игумнова, а затем у Якова Флиера
Васса Деветци -  известна только как пианистка и наперсница М.Каллас *

А́нна Е́сипова ( 1851, Санкт-Петербург - 1914, там же) — российская пианистка. Училась в Санкт-Петербургской консерватории у Теодора Лешетицкого

Лилия Зильберштейн  родилась в Москве, закончила Музыкальное училище имени Гнесиных в1983, ученица Александра Саца, 1-я премия конкурса Бузони (Больцано, 1987).**

Мари́я Тере́са Карре́ньо (исп. María Teresa Carreño García de Sena; 22 декабря 1853, Каракас — 12 июня 1917, Нью-Йорк) — венесуэльско-американская пианистка и композитор

Ванда Ландовска   (Wanda Landowska) ( 1879, Варшава -1959, Лэйквилл, штат Коннектикут) — польская пианистка и (преимущественно) клавесинистка  училась в Варшавской кончерватории у Яна Клечинского и Александра Михаловского
Алисия де Лароша ( Alicia de Larrocha) (род 1923, Барселона ) -испанская пианистка,  училась в Барселонской консерватории у Фрэнка  Маршалла.
Елизавета Леонская (1945, Тбилиси) — русская и австрийская пианистка,  училась в Московской консерватории  под руководством профессора Якова Мильштейна.
 Маргарита Лонг (1874, Ним ,Франция -1966), обучала ее ст. сестра Клер Лонг, которая училась у немецкого пианиста А.Мажера.
 Ивонн Лорио (Yvonne Loriod) ( род 1924 г Париж), франц пианистка, училась в Парижской консерватории, жена Оливье Мессиана и главный интерперетатор его фортепьянных сочинений.
 
Элли Ней (нем. Elly Ney;1882, Дюссельдорф - 1968, Тутцинг) — немецкая пианистка.Училась в Кёльнской консерватории у Изидора Зайсса и Франца Вюльнера, затем у Теодора Лешетицкого и Эмиля фон Зауэра

 Татьяна Николаева (1924 на Брянщине - 1993) — российская советская пианистка, преподаватель и композитор. Профессор Московской Консерватории.  Народная артистка СССР .
Екатерина Георгиевна Новицкая (в замужестве Херви, род. 1952) — российско-бельгийская пианистка.ученица Евгения Тимакина и Льва Оборина.



Мария Жоао Пиреш  (Maria Joao Pires) (   1944,  Лиссабон) - португальская пианистка,  живет в Бразилии.
Виктория Постникова (род 1944 ,  Москва). Закончила Московскую консерваторию у Я. Флиера

Ро́за  Тама́ркина ( 1920, Киев - 1950, Москва) — советская пианистка.
Триумфальным стало выступление 16-летней Тамаркиной на третьем Международном конкурсе имени Шопена, проходившем в Варшаве в феврале-марте 1937 года.
Любовь Тимофеева ( 1951, Оренбург) , в 14 лет стала студенткой Московской консерватории (уникальный случай на фортепианном факультете) по классу Я.Зака , засл. артистка
Розалин Турек (Rosalyn Tureck) (1914, Чикаго-2003, Нью-Йорк) - американская пианистка, которая особенно была связана с музыкой Баха , училась в Джульярдской школе.

Мицуко Ушида (род. 1948, Токио) - японская пианистка

Анни Фишер (1914, Будапешт -  1995, там же) —  венгерская  пианистка классического репертуара, училась у Арнольда Секея, который в свое время занимался с  Ферруччо Бузони.


Клара Хаскил (Clara Haskil) ( 1895, Бухарест- 1960, Брюссель) — швейцарская пианистка румынского еврейского происхождения, училась игре на фортепиано и скрипке в Вене и Париже.

Галина Черны-Стефаньска (1922 - 2001) - польская пианистка, в 1932 году  занималась несколько месяцев в Париже у  А. Корто, а затем, в 1935 году, стала воспитанницей знаменитого пианиста Ю. Турчиньского в Варшавской консерватории.

Мария Юдина  (28 августа  1899, Невель — 19 ноября 1970, Москва) — советская пианистка.в 1912 поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блюменфельда, Анатолия Дроздова, Леонида Николаева

Я думаю, что совсем молодых пианисток (после 1970 г рожд.) мы обсудим отдельно.

* надеюсь, что у M.I. по Вассе Деветци, гораздо больше информации, чем можно накопать в сети
** то же самое по Е.Блюминой и Л. Зильберштейн у Sonik

« Последнее редактирование: Июнь 16, 2009, 21:07:10 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #14 : Июнь 12, 2009, 14:38:25 »
Дополнение к Лилии Зильберштейн:
ученица Александра Саца, 1-я премия конкурса Бузони (Больцано, 1987).
В этом сезоне на Рурском фестивале играет концерт с Мартой Аргерих.

К Лизе Блюминой:
Закончила Ленинградскую консерваторию, училась в Гамбурге и Берне. Музыкальное и личное влияние оказал Борис Пергаменщиков, который пригласил ее с концертами в "Европейскую ассоциацию камерной музыки". Много концертирует как с сольными клавирабендами, так и с камерными ансамблями и оркестрами. Вот ее страничка в Интернете (там всё, правда, только на басурманском наречии): http://www.blumina.com/
В настоящее время живет в Дублине. Я ее слышала в Германии в дуэте с Иосифом Фейгельсоном. Очень сильно играла!
« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 15:02:46 от Sonik »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #15 : Июнь 12, 2009, 17:53:11 »
P.S. Как бы пианисток не оказалось больше, чем пианистов  :o

Но по факту их действительно БОЛЬШЕ, если иметь в виду статистику: гораздо больше женщин занимается музыкой, нежели мужчин, просто не все из них задерживаются в этой профессии и далеко не все из них могут состязаться с мужчинами на этом поприще , если иметь в виду действительно ВЕЛИКИЕ достижения.
Например, среди наших пианистов действительно ВЕЛИКОЙ (при всех издержках её исполнительской манеры) я могу считать одну лишь Юдину.
А уж в былые времена только самые ленивые барышни не играли на фортепьянах, по этому поводу ещё Чехов иронизировал :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #16 : Июнь 12, 2009, 18:14:06 »
P.S. Как бы пианисток не оказалось больше, чем пианистов  :o
не все из них могут состязаться с мужчинами на этом поприще , если иметь в виду действительно ВЕЛИКИЕ достижения.


почему не могут?что именно препятствует этому?
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #17 : Июнь 12, 2009, 18:18:13 »
Да, Этери была первой советской пианисткой, которая получила первую премию на конкурсе в Монреале в 1976 году, а до этого еще 16-летней девочкой получила 4-ю премию международного конкурса им. Чайковского в Москве.
Хорошо, что Trubadur  не пианист и поэтому, наверно,  спокойно перенесет увеличение рядов пианисток ...

 но в дальнейшем потихоньку можем развить тему по каждой пианистке (по крайней мере я берусь за это дело) :)


Да,наверное потому. Хотя я вообще не завистливый товарищ... ::)
А Э.Анджапаридзе вообще выступает ещё?
Было бы очень интересно развить тему по каждой (если возможно),или хотябы про некоторых пианисток. :)
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #18 : Июнь 12, 2009, 18:22:16 »
почему не могут?что именно препятствует этому?
Потому что в России, по крайней мере, до сих пор процветает сексизм и мужской шовинизм! В разных сферах и по-разному на разных уровнях, но, к сожалению, это факт  :(
« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 18:38:22 от Sonik »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #19 : Июнь 12, 2009, 19:00:50 »
Потому что в России, по крайней мере, до сих пор процветает сексизм и мужской шовинизм! В разных сферах и по-разному на разных уровнях, но, к сожалению, это факт  :(

Нет, я так не думаю.
По всей видимости, когда заходит речь о высших достижениях, начинают сказываться какие-то базовые природные свойства мужской и женской натуры, которые не могут быть сведены к мужскому или женскому шовинизму.
Мужчина создан оплодотворять и защищать, а женщина создана рожать и воспитывать, и вряд ли что-то радикально изменится на этом поприще в ближайшее время !
Юдина была, по существу, мужиком в юбке, у неё была совершенно НЕ женская игра - жёсткий план, ясность намерений, даже туше было вполне "мужское", жёсткое, отчётливое, без малейшего признака мягкости, без женственности. В чём-то её отдалённо напоминает Аргерих, но Юдина, конечно, умнее и масштабнее, интеллектуальнее. Я преклоняюсь перед её фанатизмом, даже когда совершенно не согласен с её трактовками.
А вот Татьяна Петровна Николаева была олицетворением женского характера, мягкости, доброты, она была отличным педагогом, но интерпретатором она была не слишком волевым. Я очень любил её как человека, она была просто ангелом, это все её ученики говорят - она им была как мать. И это не просто слова, это ФАКТ ! Кстати, в ранние годы ей очень удавался Скрябин - уж не потому ли, что она его играла по-женски ?? Скрябину это вовсе не вредит, когда его играют мягко, но в конечном итоге мягкости игры недостаточно, при исполнении его сочинений должна преобладать ясность вИдения, прочность структуры, чёткость намерений - а у ТПН это было далеко не всегда.
Кстати, в этом плане я бы назвал нашу замечательную пианистку - Е.А.Бекман-Щербину ! Вот кто играл по-женски и оставался всегда на высоте и всегда был убедителен даже в своей мягкости. А какое у неё было туше !! Это же просто сказка: скрябинское ! Они оба со Скрябиным учились у Сафонова. Замечательная пианистка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #20 : Июнь 12, 2009, 19:26:13 »
Потому что в России, по крайней мере, до сих пор процветает сексизм и мужской шовинизм! В разных сферах и по-разному на разных уровнях, но, к сожалению, это факт  :(
Нет, я так не думаю.
По всей видимости, когда заходит речь о высших достижениях, начинают сказываться какие-то базовые природные свойства мужской и женской натуры, которые не могут быть сведены к мужскому или женскому шовинизму.
Видите ли, "натура" процентов на 70 определяется социальным окружением - от самого близкого до некоторого самого широкого и общего фона, в условиях которого человек социализуется. И то, какие стороны его "натуры" разовьются зависит именно от этого.

Мужчина создан оплодотворять и защищать, а женщина создана рожать и воспитывать!..
Вот в этом "создан - создана", уважаемый Predlogoff, и проявляется в скрытом виде мужской шовинизм :) Это на самом деле очень часто не осознается ни его носителями, ни теми, на кого он направлен. В нашей социокультурной реальности это наиболее отчетливо и без особого труда можно отследить. В забугорье с этим довольно активно и более-менее успешно борются. Борьба эта, правда, приобретает часто гипертрофированные формы, но из двух зол второе - зло всё-таки меньшее! :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #21 : Июнь 12, 2009, 19:33:13 »
Вот в этом "создан - создана", уважаемый Predlogoff, и проявляется в скрытом виде мужской шовинизм :) Это на самом деле очень часто не осознается ни его носителями, ни теми, на кого он направлен.

Ничего подобного !
С таким же успехом в этом можно усмотреть женский шовинизм - ведь мужчины не умеют рожать, следовательно, констатация этого факта ущемляет их человеческое достоинство, не так ли ? :))

В нашей социокультурной реальности это наиболее отчетливо и без особого труда можно отследить. В забугорье с этим довольно активно и более-менее успешно борются. Борьба эта, правда, приобретает часто гипертрофированные формы, но из двух зол второе - зло всё-таки меньшее! :)

Не уверен.
Разделение женщин по типу "мадам" и "мадемуазель" это, действительно, пережиток исторического прошлого, но что касается разделения по признаку пола, то как же можно его игнорировать ? Мужчина не может обращаться к женщине в мужском роде, а женщина к мужчине - в женском.
Не можем же мы обращаться друг ко другу в среднем роде ??
Может, когда-то именно так и будет, но надеюсь, что я умру раньше :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #22 : Июнь 12, 2009, 20:01:45 »
Predlogoff
Цитировать
далеко не все из них могут состязаться с мужчинами на этом поприще , если иметь в виду действительно ВЕЛИКИЕ достижения.

История, как это ни печально, знает  и вариант с точностью до наоборот:  стремление мужчины (Роберта Шумана) превзойти пианистическое искусство женщины (Клары Вик - одной из величайших пианистов всех времен и народов) закончилось трагически для Роберта Шумана - повреждением пианистического аппарата и в конечном счете  нервным срывом, приведшим его в психиатрическую клинику, укоротив творческий период жизни этого гениального композитора.

Trubadur
Цитировать
Было бы очень интересно развить тему по каждой (если возможно),или хотябы про некоторых пианисток.

Да, я постараюсь развить тему по каждой из пианисток, пусть некоторые из них и не считаются великими, но каждая из них оставила яркий след в жизни многих людей, иначе мы бы и не знали их имен.  И начну я  как раз с Клары Вик, но только завтра.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 762
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #23 : Июнь 12, 2009, 20:05:41 »
С таким же успехом в этом можно усмотреть женский шовинизм - ведь мужчины не умеют рожать, следовательно, констатация этого факта ущемляет их человеческое достоинство, не так ли ? :))
Ну, это, извините, риторика! :)
Это чувствуется на любом уровне - от бытового до высоко-интеллектуального или политически-элитарного! Дело ведь не в половых различиях - они были и будут! :), а в ролевых установках, которые насаждаются в процессе социализации любого ребенка и подростка и далее по жизни, какое бы место в социальной иерархии женщина потом ни занимала!
В забугорье с этим довольно активно и более-менее успешно борются. Борьба эта, правда, приобретает часто гипертрофированные формы, но из двух зол второе - зло всё-таки меньшее! :)
Не уверен.
Разделение женщин по типу "мадам" и "мадемуазель" это, действительно, пережиток исторического прошлого, но что касается разделения по признаку пола, то как же можно его игнорировать ? Мужчина не может обращаться к женщине в мужском роде, а женщина к мужчине - в женском.
Не можем же мы обращаться друг ко другу в среднем роде ??
Может, когда-то именно так и будет, но надеюсь, что я умру раньше :))
Эх-хе-хе! ;) Это-то и есть те гипертрофированные формы, которые, надеюсь, у нас никогда не приживутся! Да и на Западе, к счастью, далеко не везде и всюду функционируют! Речь идет о социальных ожиданиях и месте в социуме, которые должны определяться (в идеале!) только способностями человека, а не его половой принадлежностью! А у нас ведь сплошь и рядом явная или скрытая дискриминация. Например, в школе и даже в университете(!) преподавателю-мужчине платят более высокую зарплату, чем преподавателю-женщине, находящейся на той же карьерной ступени (стаж, степень, звание и т.п.)! Это, конечно, законодательно никак не закреплено, просто администрация находит разные возможности для создания более благоприятных условий для работы мужчине, чем женщине! Кого вообще охотнее берут на работу - мужчину или женщину? Как Вы думаете? Что внушается окружением девочке и девушке-подростку? - Что ее главная задача - удачно выйти замуж, и для этого надо приложить все силы - от привлекательной внешности до разных дополнительных добродетелей, формулируемых в каждом случае немного по-разному - в зависимости от социального статуса семьи и ближайшего окружения! И в этот список "добродетелей" в интеллигентных семьях часто попадает игра на музыкальном инструменте - в особенности на фортепиано! Так зачем же девочке-девушке стремиться к вершинам музыкального - или любого другого - профессионального мастерства, если все закончится замужеством, рождением детей, их воспитанием и обслуживанием мужа?.. В общем, тема эта большая и, к сожалению, довольно актуальная. Думаю, многие читали "Второй пол" Симоны де Бовуар, - так что нет смысла пересказывать здесь ее примеры и аргументацию!

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #24 : Июнь 12, 2009, 20:26:35 »
Цитировать
Думаю, многие читали "Второй пол" Симоны де Бовуар, - так что нет смысла пересказывать здесь ее примеры и аргументацию!

Да, я читала и очень надеюсь, что дискуссия на тему разделения полов в этом потоке по объему не окажется сопоставимой с 500-страничным трудом Симоны де Бовуар :))))

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.