Автор Тема: Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) и его произведения  (Прочитано 43328 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Мусоргский и его произведения
« Ответ #25 : Июнь 16, 2014, 13:59:42 »
Легендарная опера „Борис Годунов” будет поставлена в центре Софии

http://novinite.ru/articles/10044/

Легендарная опера Модеста Мусоргского „Борис Годунов" впервые будет поставлена на сцене перед кафедральным храмом Святого Александра Невского в Софии.

Исполнение шедевра русской классики пройдет 27,28 и 29 июня в 21:00 по местному времени, сообщили журналистам в воскресенье заместитель мэра болгарской столицы д-р Тодор Чобанов и режиссер-постановщик спектакля акад. Пламен Карталов.

Специально для постановки на площади перед храмом строится огромная 50-метровая сцена с трибунами, вмещающими 1400 мест.

Как заявил Тодор Чобанов, сцена произвела сильное впечатление на известного писателя Хорхе Букая, на днях посетившего Софию. Аргентинский автор даже пожалел о том, что не сможет присутствовать на спектакле.

Проект по постановке оперы осуществляется под патронатом мэра Софии Йорданки Фандыковой и Министерства культуры Болгарии. Мероприятие станет частью кампании в поддержку кандидатуры болгарской столицы и Юго-Западного региона страны на получение статуса Европейской столицы культуры 2019 года.

Исполнение „Бориса Годунова" будет также посвящено памяти легендарных болгарских оперных певцов Бориса Христова, Николая Гяурова и Николы Гюзелева. Кроме того, событие будет приурочено к 90-й годовщине со дня освящения храма Святого Александра Невского.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
« Ответ #26 : Октябрь 30, 2014, 13:40:16 »
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучки».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
« Ответ #27 : Октябрь 30, 2014, 13:55:27 »
ФИНСКИЕ УРОКИ «БОРИСА»

http://gazetaigraem.ru/a10201410

Финская национальная опера открыла новый сезон премьерой возобновления оперы «Борис Годунов» Мусоргского в постановке немецкого режиссера Фридриха Мейер-Ортеля с выдающимся финским басом Матти Салминеном в заглавной партии

«Борис Годунов» – всемирно признанная классика, и нет ничего удивительного в том, что наши соседи начали сезон с этого названия. А вот может ли когда-нибудь случиться такое, что один из двух главных российских музыкальных театров откроет свой сезон с оперного шедевра северных соседей? Правда, несколько лет назад Валерий Гергиев дважды приглашал на «Звезды белых ночей» солистов, хор и оркестр Финской оперы – сначала с оперой «Распутин» Эйноюхани Раутаваара, а затем с «Красной линией» Аулиса Саллинена. Не исключено, что наступят времена, когда в прологе сезона российскому слушателю будут предлагать премьеру Кайи Саариахо или того же Раутаваары.

За дирижерским пультом возобновленного «Бориса» стоял Михаэль Гюттлер, который с августа прошлого года сменил Микко Франка на посту главного дирижера Финской оперы. Михаэль хорошо известен петербуржцам как приглашенный дирижер Мариинского театра, несколько лет усердно ходивший в «подмастерьях» у Валерия Гергиева, но сегодня это уже вполне серьезная фигура на европейском поле. Ученика Гергиева было слышно с первых звуков вступления, мгновенно примагнитившего внимание зала предельно сконцентрированным, сумрачно тягучим, раздумчивым звуком. Каждый новый инструмент вступал, как и полагается в музыкальной драме, подобно персонажу. Дирижеру удалось до последней ноты сохранить этот формат театрально-жестовой подачи симфонической партитуры – того, что и должно, по идее, происходить на каждом спектакле в оперном театре. Гюттлер вел оркестр, подобно Пимену-летописцу, не упуская не одной детали, завораживая суггестивным интонированием. С молчаливого, еще до вступления оркестра, выхода Пимена из глубины сцены и начался спектакль. Он почти не покидал своего места, устроившись справа, ближе к краю сцены, неспешно стенографируя для Вечности.

Строгие минималистские конструкции декораций – раздвижные стены настраивали на самый серьезный лад. В Финской опере, судя по опыту посещения оперных спектаклей, вообще не слишком жалуют радикализм и анархию режиссерской мысли, то есть, конечно, трудно упрекнуть этот театр в консерватизме, но все же меру здесь соблюдают. Не потому ли выбрали самую длинную, вторую авторскую редакцию «Бориса» – с польским актом, сценой под Кромами, да еще и с добавленной сценой у собора Василия Блаженного. Финны в этом смысле – благодарные зрители, раньше срока театр не покинут. К тому же в спектакле принимал участие любимец публики Матти Салминен. Он в любом костюме выглядит, как царь с его статью, великанским ростом, размеренной поступью. Художник Марен Кристенсен одела его в соболью шубу в пол, в которой он больше был похож на медведя, на которого, бесспорно, был намек. Но медведя интеллигентного, европейского. Спевший за свою карьеру немало Борисов, Салминен глубоко чувствовал смысл каждого слова, которое резонировало в пространстве благодаря гулкому басу с зычным верхом и профундовыми эффектами. Усталый, под тяжким гнетом своего креста, кажется, потерявший последнюю надежду, словно раненый лев в ожидании скорой кончины проходил он по своим хоромам, напоминая поведение последнего Романова. В этом спектакле не было усиления акцента ни на кровавом мальчике, ни на сцене припадка царя, во время которого ему чудится призрак «малютки убиенного». Хотя Шуйский (Йирки Анттила), загримированный  под заправского, почти сказочного злодея, обращался с Борисом изощренно, по-змеиному ядовито впивался со своими методами психологического воздействия в сознание царя.

Самый сильный акцент пришелся на тему власти и народа, остающегося при любом раскладе у разбитого корыта и под присмотром полицейских. Народ был одет причудливо – в цветастые юбки и душегрейки, словно по принтам знаменитой финской марки Marimekko. В эту драматургическую линию власти великолепно встроилась тема Мнишек и Самозванца (Мика Похьонен), одетого в костюм белогвардейского офицера.

...

Громких оваций удостоился наряду с Салминеном и солист Мариинского театра Евгений Акимов (единственный россиянин среди финского каста), проникновенно, до мурашек и комка в горле исполнивший партию Юродивого, который принял труд Пимена, тщетно пытаясь понять смысл бед российской истории.

...

Дудин Владимир
2014-10-28

Полностью здесь http://gazetaigraem.ru/a10201410
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
« Ответ #28 : Ноябрь 04, 2014, 18:36:15 »
Шедевр: "Хованщина" в Антверпене
Каждая свежая постановка гениального творения Мусоргского - событие. Особенно, если постановка удачная, как работа Кристофера Олдена и Дмитрия Юровского.


Ровно четверть века минула с тех пор, когда в 1989 году великий дирижер Клаудио Аббадо придал новое ускорение сценической судьбе гениального и несчастливого детища Мусоргского, создав на сцене Венской оперы до сих пор непревзойденное прочтение "Хованщины". Как известно, Мусоргский, скончавшись 42 лет от роду, оставил свое центральное сочинение незавершенным и практически полностью неинструментованным. К реанимации "Хованщины" приложили руку поколения композиторов и дирижеров: от Римского-Корсакова и Равеля до Стравинского и Шостаковича. Так что каждая новая постановка "Хованщины" становится событием, и каждый дирижер по сути заново создает оперу.

Еще раз про русский бунт

Постановщик "Хованщины" на сцене нарядной Фламандской оперы в славном городе Антверпене - Дэвид Олден. Олден также собирался поработать в Москве, планировалась его постановка "Билли Бадда" на сцене Большого театра, но планы аннулировались в связи с переформатированием главного театра страны.

"Хованщина" Олдена - отличная режиссерская работа в лучшем англосаксонском стиле: проработанные, логичные в своих действиях центральные персонажи, сильные и стройные массовые сцены. Не без некоторой склонности к брехтовскому символизму и уклону в дидактизм: стрельцы у Олдена - бойцы спецназа, старший Хованский (Анте Еркуница) - "батяня-комбат", Голицын (Всеволод Гривнов) - жиголо старовенского опереточного образца в шелковом халате.

Наиболее сложные моменты Олден разжевывает для бельгийской публики, переводя сложные реалии русской истории на "язык родных осин": так, старообрядцы у него наряжены в строгие чепцы и шляпы, как протестанты первого часа (Антверпен - арена религиозных войн), "народ" как будто взошел на сцену из документальных съемок на улицах провинциального русского города, а Досифей (Алексей Тихомиров) наряжен Распутиным. Шакловитый (Олег Брыжак) - "человек в сером", вечный стукач...

Дирижер постановки - Дмитрий Юровский, младший в дирижерской династии, элегантно добивается от не самого сильного оркестра Фламандской оперы прозрачности и мощи, необходимой для партитуры Мусоргского.

http://www.dw.de/%D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80-%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B5/a-18037905?maca=rus-rss_rus_yandex_new_comments_2-4163-xml
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
« Ответ #29 : Ноябрь 10, 2014, 20:58:14 »
В центре Европы с мыслями о России…

10.11.2014 в 18:22, Игорь Корябин.

Премьера «Хованщины» Мусоргского в Антверпене
   
Если поглядеть на западноевропейскую оперную афишу, то пробуждением интереса к «Хованщине» нынешний сезон ознаменовался не только во Фламандской опере. На 15 ноября намечена премьера в Австрии (Венская опера), на 23 ноября – в Германии (Штутгартская опера). Но пальма первенства принадлежит именно Фламандской опере, где премьерный показ состоялся 31 октября в Антверпене, а второй спектакль прошел 2 ноября (гентская серия намечена на конец ноября – начало декабря). Автору этих строк удалось побывать на обоих спектаклях. http://www.operanews.ru/14111003.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
« Ответ #30 : Ноябрь 20, 2014, 15:07:35 »
Режиссер Лев Додин: "Хованщина" для меня — русская античная трагедия

В субботу, 15 ноября в Венской государственной опере состоялась премьера новой постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина". Накануне премьеры корреспондент РИА Новости в Вене Андрей Золотов побеседовал с Львом Додиным о "Хованщине" и соотношении режиссера и дирижера в музыкальном театре.

http://ria.ru/interview/20141117/1033719339.html

...

— Вы сказали, что в опере, как и в драматическом произведении, вас больше всего интересует смысл. В чем смысл "Хованщины"?

— Мусоргский все же великий композитор и талантливый автор текстов, поэтому если ответить просто и однозначно, получится довольно плоско. Но, во-первых, в "Хованщине" есть определенное угадывание кода русской истории, связанного совсем не только с тем квазиисторическим временем, в котором написано это произведение. Квазиисторическим потому, что на самом деле он соединил в один сюжет события, которые происходили на протяжении века.

Так что, во-первых, это на самом деле художественная история. А во-вторых, мне кажется, что этот концентрат российской истории, как все концентрированно-российское, чрезвычайно универсален. Написанная на сугубо российском материале, она вырастает до всеевропейской и общечеловеческой трагедии. По сути для меня это русская античная трагедия.

— Что в ней современно?

— Все вожди выступают от имени определенной идеологии. Иногда даже верят в эту идеологию, считают, что она самая народная и самая лучшая. Они за нее вступают в борьбу, тянут в эту борьбу других, которыми очень легко манипулировать. И незаметно почти всегда эта борьба за идею перерастает в элементарную борьбу за власть. Где идея, а где борьба за власть, становится трудно понять. В результате цель всегда оправдывает средства, а средства незаметно полностью меняют цель. И эта борьба всех со всеми — каждый под каким-то знаменем, а на самом деле, как выясняется, в борьбе честолюбий, амбиций и политической власти — как мне кажется, чрезвычайно актуальна. Так же, как и простота манипулирования народом, который уже давно и чаще всего является не субъектом истории, а объектом манипулирования. Мы можем вспомнить и проблемы сталинизма, и проблемы гитлеризма, и то, что недавно происходило на площади Тахрир в "арабской весне", когда в результате все борются со всеми, в какой-то степени то, что происходило на Майдане, в какой-то мере то, что происходило в Москве на Болотной площади, — примеры можно множить бесконечно. Что такое фанатизм и что такое секта — будь это традиционная большая религия или экзотические культы, которые не раз совершали коллективные самоубийства? Это все очень знакомо.

Если это хоть в какой-то мере выразить, то "Хованщина" становится универсальной историей. Поэтому мы ничего не делаем в исторических костюмах. Во-первых, потому что никто не знает, что такое исторические костюмы — они всегда псевдоисторические. Но и не делаем в подчеркнуто современных, потому что, на мой взгляд, это всегда уменьшает масштаб музыки. Мы пытаемся найти такое пространство трагедии и такие костюмы, которые могли бы быть и вчера, и сегодня — словом, всегда.

— Что для вас Мусоргский как драматург, а не только как композитор? Признаюсь, что мой личный опыт первого знакомства с "Хованщиной" заключался в том, что я вообще не понял, что там происходит.

— Мой первый опыт точно такой же. Но я повторюсь: Мусоргский выступает в "Хованщине" как абсолютный автор. Он выражает себя наиболее полно — не столько свои взгляды, сколько свое ощущение истории. При всей гениальности "Бориса Годунова" он в какой-то мере обслуживает Пушкина. А у Пушкина все же превалирует некая гармония в самой трагической истории. Хотя Мусоргский был по своим убеждениям славянофил, но, как всегда бывает у гениев, когда они пишут публицистические статьи или разговаривают друг с другом, это одно, а когда они начинают сочинять, то работают не их теоретические убеждения, а их гений. Иногда этот гений автора говорит что-то противоположное пристрастиям и убеждениям автора-человека. И Мусоргский, очень любя русский народ, любя и зная русскую историю, по-своему, вроде бы коряво выразил очень жесткое ощущение трагизма русской истории. Я бы сказал, что корявость текстов Мусоргского есть художественный способ передачи корявости трагедии русской истории. Поэтому "Хованщина", на мой взгляд, говорит нам больше о сокровенном трагизме русской истории, чем даже "Борис Годунов".

Даже если знать музыку — замечательную музыку, то все же в соединении с неразобранными словами она превращается в некое псевдонародное действо, чаще всего в лубок — матрешечные краски, золоченые купола Кремля и так далее. А все не клеится! Или все это псевдоосовременивается, но все равно не клеится! Потому что при чем тут любовь, при чем тут Марфа, при чем одно, при чем другое? А если попытаться разобраться в этой истории как мы разбираемся в пьесе, то оказывается, что она на самом деле очень связная и имеет довольно точное развитие! Но для этого надо внимательно читать и внимательно думать. Потому что какой-нибудь напев Марфы воспринимается как красивая лирическая народная песня. А если мы вслушаемся в музыку и прочитаем внимательно текст, то это полный чувственности крик почти цветаевской страсти. Там есть тема огня, свечи, то есть, с другой стороны, почти пастернаковское "свеча горела на столе", где "сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье".

Конечно, прорваться к этому очень трудно, потому что много штампов. Марфа — совсем не просто русская народная женщина, которая обладает таинственным даром предвидения, одновременно любви. Она ведь уничтожает того, кого любит и ведет его на огонь, хотя он, по-видимому, совсем идти туда не хочет. То есть там, если начать задавать вопросы, появляются некие ответы — или новые вопросы. Вся беда в том, что мы вообще все больше отучаемся задавать вопросы — и своей жизни, и своей действительности, и в литературе и в театре.

—  А что вы можете сказать о таком персонаже, как Шакловитый? Есть теория, что его знаменитая ария "Спит стрелецкое гнездо" — это авторское высказывание Мусоргского.

— Шакловитый всегда остается загадочным, недоговоренным персонажем. Но мне кажется, что он один из реальных и довольно страшных борцов за власть. Ведь он все время молится о том, чтобы Россия получила достойного избранника. Обычно когда мы говорим, что кому-то или чему-то нужен достойный избранник, достойнее себя самого нам представить трудно. Его молитва проникновенна и страшна в то же время. Обратите внимание: по ходу сюжета он сталкивает всех со всеми.

...

Полностью здесь http://ria.ru/interview/20141117/1033719339.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

Камерные произведения М.П. Мусоргского / "Песни и пляски смерти"
26 января 2015
19:00 Музыкальная гостиная

http://stanmus.ru/event/3322
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Деревянная ложка, ау!»

Премьера «Хованщины» в Опере Фландрии
Майя Шварцман, 03.12.2014 в 21:33

http://www.belcanto.ru/14120301.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Дмитрий МОРОЗОВ

Рассвет или закат?

«Хованщина» в Антверпене    
   
... В Антверпене большинство исполнителей были русскими, тогда как сценическим воплощением занималась американская команда во главе с режиссером Дэвидом Олденом (сценограф Пол Стайнберг, художник по костюмам Констанс Хоффман, художник по свету Адам Сильверман).

...

Олден, судя по всему, хорошо подготовился, внимательно изучив не только музыкально-драматургический материал, но и российскую историю, вникнув в болевые вопросы дня сегодняшнего, которые в общем-то ведь тоже во многом произрастают из старины глубокой.

Исследователи творчества Мусоргского часто задаются вопросом: «Откуда же рассвет?» Имеется в виду знаменитое вступление к опере – «Рассвет на Москве-реке», в котором многие упорно хотят услышать авторское указание на некую спасительную силу, некий «свет в конце тоннеля». Римский-Корсаков, делая свою редакцию «Хованщины», однозначно привязал эту музыкальную тему к Петру и его воинству, олицетворяющим силы прогресса. С исторической точки зрения это, конечно, справедливо, но вместе с тем противоречит позиции самого Мусоргского, прямо говорившего о своем неприятии прогресса, основанного на насилии и крови. А поскольку закончить оперу композитор так и не успел, точного ответа на вопрос, что же хотел он сказать этим «Рассветом», мы, похоже, так и не узнаем. Каждому, кто обращается к «Хованщине», неизбежно приходится искать свой ответ – либо делать вид, что такой проблемы не существует вовсе. Собственно говоря, большинство постановщиков именно так и поступают. 
   
Олден решительно не видит в «Хованщине» ничего, способного внушить хотя бы умеренный «исторический оптимизм». Религиозные фундаменталисты-фанатики немногим лучше отморозков-стрельцов, а надежды на новую власть эфемерны. В финале предпоследней картины вслед за репликой Стрешнева: «Царь Петр в Кремль московский пешью шествие чинить изволит» на сцене появляется отнюдь не царь, но политический интриган Шакловитый, ставленник всесильных спецслужб, давая явственно понять, кто здесь на деле «правит бал». Самые же «человечные» персонажи, Марфа и Досифей, коим сам автор, несомненно, симпатизировал, хоть и выписал их не без некоторой двусмысленности, в конечном итоге способны привести лишь на костер. Режиссер не пытается их как-то «выпрямить», свести к какому-то одному знаменателю (такого рода попытки не раз предпринимались в отношении Досифея), но в полной мере сохраняет за ними многомерность и неоднозначность...

В спектакле Олдена присутствуют, разумеется, политические акценты и аллюзии, но отнюдь не «в лоб». И ни один из персонажей здесь не имеет конкретных прототипов в современной действительности. Да и действительность в спектакле не то чтобы уж совсем однозначно современная. Пусть даже стрельцы и обряжены в омоновский камуфляж – только почему-то не защитного, а красного цвета, – зато другие персонажи несут в себе скорее приметы советской эпохи или даже одновременно нескольких. Иван Хованский, например, щеголяет в меховой боярской шубе, только вот выглядит она откровенно маскарадно, накинутая поверх красного костюма, какие еще недавно ассоциировались с так называемыми «новыми русскими» (ныне сей эвфемизм явно устарел, а те, к кому его относили, гордо именуют себя «элитами»).

Олден – любитель символических решений. И именно на этом языке он и доводит до зрителя свое вuдение сегодняшней России. Одним из важнейших в его спектакле становится образ времени, воплощенный с помощью двух огромных стрелок. Эти стрелки, похоже, давно и безнадежно сломаны и либо просто стоят на месте, либо как безумные шарахаются вперед или назад, да еще и отбрасывают гигантские тени. Тени, впрочем, отбрасывают здесь и сами персонажи, чьи отражения выглядят в разы больше, чем они сами. Метафора емкая и меткая, что уж говорить…

А еще Олден проводит довольно внятную параллель с… Вагнером (чьим антиподом принято считать Мусоргского). Марфа у него – это Изольда без Тристана (каковым она «назначила» себе Андрея Хованского), одержимая идеей «liebestod». Финальное же самосожжение вполне недвусмысленно ассоциируется с финалом «Заката богов». Жаль только, что режиссер немного не довел эту параллель до логического конца, отправив в очистительный огонь также и всех прочих персонажей. Тогда, кстати сказать, и тема «Рассвета» (предложенная в финальной сцене Шостаковичем, но почти никогда не включаемая туда театрами) могла бы оказаться очень уместной – как раз в этом самом смысле: обреченное гибели да погибнет, народятся новые поколения и вот при них-то Русь, наконец, воспрянет…

Конечно, вряд ли можно сказать, что режиссерская работа убедительна во всех отношениях, отвечает на все вопросы, развязывает все узлы. Да подобное, кажется, не удавалось еще никому за всю сценическую историю «Хованщины». Но у Олдена всё же степень приближения достаточно высокая. И, что очень существенно, ему удалось создать – понятное дело, с помощью артистов – целую галерею ярких типажей и характеров.

Имена двух главных героев этой постановки москвичам хорошо известны. Это Алексей Тихомиров – Досифей и Елена Манистина – Марфа. Тихомиров, из года в год неуклонно демонстрирующий творческий рост, порадовал богатством вокальных и актерских красок. Манистина, которую я прежде воспринимал исключительно в характерном амплуа и уж никак не в героическом, после своей антверпенской Марфы заставила меня изменить мнение. Она была чрезвычайно хороша в этой партии и убедительна в роли. Ей равно удавались и темные бездны в сцене гадания, и своеобразная лирика, в которой земная страсть тесно переплетена с устремленностью к иному миру. (Юлия Герцева, вторая Марфа, представила во многом иную трактовку – более жесткую и более «вагнеровскую»; к сожалению, по причине не самой лучшей вокальной формы певицы, ее исполнение не оставило сильного впечатления.)

Под стать двум протагонистам и сербский бас Анте Еркуница – Иван Хованский. Пусть он и не русский, но всё же славянин (да по-русски поет почти что без акцента), а потому особенности подобного национального характера ему вполне внятны. Некая же толика сербского элемента а-ля Кустурица здесь даже придает свою изюминку. Мощный голос и специфическая харизма Олега Брияка пришлись как нельзя кстати в роли Шакловитого. Вполне на месте был и Всеволод Гривнов – Голицын.

Непростую задачу пришлось решать на сей раз Дмитрию Юровскому. Между последним спектаклем «Электры» (выпущенной театром в сентябре – под его же музыкальным руководством) и премьерой «Хованщины» прошло всего около двух недель. То есть играть Штрауса и репетировать Мусоргского дирижеру с оркестром приходилось порой буквально не переводя дыхания. Тем не менее даже в таких условиях Юровскому удалось в целом привить музыкантам верное ощущение особенностей стиля и интонации Мусоргского. Сказать, что в дни премьерных представлений (а мне довелось быть на третьем и четвертом из десяти) эта задача была решена в полной мере, было бы, наверное, некоторым преувеличением. Оркестр подчас звучал несколько тяжелее, нежели должно быть у Мусоргского – пусть даже и в оркестровке Шостаковича, – предполагающего приоритет певческих голосов. Где-то – например, в том же «Рассвете» – немного не хватало разнообразия красок и нюансов. Но дирижер многого добивался непосредственно за пультом, по ходу спектакля, с каждой следующей картиной всё больше приближаясь к чаемому идеалу. Уже в четвертой картине оркестр играл, можно сказать, безупречно. А последняя картина прозвучала с поистине потрясающей силой, одновременно восхищая и почти ювелирной выделкой штрихов и оттенков. Мощный «вагнеровский» финал совершенно ошеломлял. Режиссерская концепция и дирижерское прочтение здесь слились в нерасторжимом единстве, и это многократно усилило общее воздействие. 

Полностью:

Музыкальная жизнь. 2014. № 12
http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2014-13/r-hovanschina.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Нелюбовь к опере как жанр

О постановке «Хованщины» в Венской опере

Ольга Борщёва

Марфа, бывшая возлюбленная Андрея Хованского (сперва жестокого, затем сознающего своё бессилие: Кристофер Вентрис) находится в очевидной сексуальной зависимости от своего духовного наставника Досифея, при этом, продолжая любить молодого князя. <...> Сценически эта большая драма, сюжет которой вращается вокруг политики, власти, любви и фанатизма, смело может быть объявлена несостоятельной. Режиссёр Лев Додин — он вышел на поклоны довольно поздно и был встречен ураганным «Бу!» — обратил сюжет в ничто.

http://www.operanews.ru/14122905.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
ВОДКА, МЕДВЕДЬ, МАКДОНАЛЬДС И «ХОВАНЩИНА»

До конца декабря в Штутгартском оперном театре можно было услышать знаменитую оперу Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» на русском языке. Инсценировка театра Дессау (2011 год) и Немецкого национального театра в Веймаре (2012) была переработана на штутгартской сцене.

«Мы искали русскую оперу, незнакомую для немецких слушателей», ─ объяснил после спектакля публике драматург Штутгартского театра Сергио Морабито. И действительно, если «Евгений Онегин» Чайковского ─ частый гость на оперных подмостках Германии, то произведения Мусоргского совершенно незнакомы местному зрителю. Наверняка, и острые политические события последнего года в России и Украине повлияли на возобновление постановки Андреа Мозес в Штутгарте, ведь нужно думать и о мотивах привлечения публики в театр! Кроме того, «Хованщина», где большое место в музыке занимают хоровые сцены, позволила в полной мере проявиться замечательному хору Штутгартской оперы.

...

Юрий Гагарин и Микки Маус

Боярская смута, стрельцы, трагедия раскольников, потешные... Все, о чем писал Мусоргский, с трудом можно узнать в нынешней «Хованщине». Создателей спектакля больше интересовал посыл композитора «прошлое в настоящем», причины глубокого кризиса в современной России, конфликт между старой Русью и современным миром капитализма. «Для того, чтобы понять прошлое, нужно говорить о современности», ─ написал драматург Томас Вик, один из создателей нового либретто «Хованщины».

Именно поэтому на Красной площади, где происходит основное действие, рядом с собором Василия Блаженного, мы видим рекламу Кока-колы и Макдональдса. Режиссер Андреа Мозес, как объяснили публике после спектакля, использовала на сцене произведения художника Александра Косолапова, московская выставка которого в 2003 году подверглась нападкам со стороны ряда православных.

«Мы рассматриваем прошлое из нашего нынешнего опыта, но не иллюстрируем современные новости ARD и ZDF», ─ объясняет Томас Вик. Видимо, поэтому зрители видят на сцене Штутгарта стрельцов, вооруженных то пистолетами, то автоматами Калашникова; на смену которым (в сцене, когда стрельцы ждут помилования) приходят их жены со скалками в руках, в ночных рубашках и тапочках.

Писарь с ноутбуком, Марфа в ушанке, фигура Юрия Гагарина, Микки Маус... Андрей Хованский ( в исполнении эстонского тенора Мати Тури) беспрестанно слоняется с бутылкой водки в руках, главный герой Иван Хованский почему-то выезжает на трапе самолета...

В целом, режиссер Андреа Мозес сделала все, чтобы зритель не скучал. И то, что опера, особенно в первых актах, часто напоминает цирковое представление, видимо, по замыслу создателей, ничуть не мешает действию. Кульминацией подобного «режиссерского» решения является фигура огромного медведя (причем белого, но покрашенного бурой краской!), на спине которого во втором акте размещается кабинет князя Василия Голицына.

Загадочная русская душа?

В последующих актах поиски истины продолжаются. Мы видимы стрелецкую слободу, возникающую из остова многоэтажного дома, каких-то странных пионеров на Красной площади, раскольников, почему-то одетых в балахоны монахов-капуцинов, девушек в кокошниках «а-ля рюсс». Мир боярской смуты все время меняется с картинками современности, и нет никаких сил и возможности уследить за этими изменениями.

И все же прекрасному хору Штутгартской оперы ─ хоровые сцены одни из самых сильных ─ и замечательным солистам, удается во втором действии пробиться сквозь задумки режиссера.

Среди певцов, прежде всего, стоит отметить глубокое исполнение партии Ивана Хованского (солист Мариинского театра Аскар Абдразаков) и прекрасного Досифея (солист Большого театра Михаил Казаков). Самоубийство раскольников, смерть главного героя, предательство бояр превращают фарс в конце спектакля в трагедию. Публика слышит удивительную музыку Мусоргского и наслаждается прекрасными голосами исполнителей и мощным хором.

Конечно, не будь столь авангардной постановки, опера «Хованщина» зазвучала бы еще более величественно, не заставляя зрителей беспрерывно задумываться о том, что хотел сказать режиссер. Впрочем, все можно списать на загадочную русскую душу...

Ирина ФРОЛОВА

Полностью:

МК - Германия. 9 января 2015 г., 02:57
http://www.mknews.de/articles/2015/01/09/vodka-medved-makdonalds-i-khovanshhina.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Среди певцов, прежде всего, стоит отметить глубокое исполнение партии Ивана Хованского (солист Мариинского театра Аскар Абдразаков)

Ирина ФРОЛОВА
http://www.mknews.de/articles/2015/01/09/vodka-medved-makdonalds-i-khovanshhina.html

Неужели? И давно?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Мусоргский — это музыка XXI века»

Владимир Юровский впервые в истории продирижировал первой редакцией оперы Мусоргского «Борис Годунов» (1869), исполненной на исторических инструментах, для которых она была написана. О том, как складывался замысел спектакля и чем ВЛАДИМИРУ ЮРОВСКОМУ интересен новый-старый «Борис», дирижер рассказал ЮЛИИ БЕДЕРОВОЙ.

"Коммерсантъ" от 19.01.2015, 00:03
http://www.kommersant.ru/doc/2649399
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Среди певцов, прежде всего, стоит отметить глубокое исполнение партии Ивана Хованского (солист Мариинского театра Аскар Абдразаков)

Ирина ФРОЛОВА
http://www.mknews.de/articles/2015/01/09/vodka-medved-makdonalds-i-khovanshhina.html

Неужели? И давно?

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9310.msg153209.html#msg153209
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
10 февраля 2015 19:00 Музыкальная гостиная
М.П. Мусоргский

"Картинки с выставки". Исполняет Андрей Гугнин (ф-но)

"Детская". Исполняет Мария Пахарь (сопрано)

http://stanmus.ru/event/3323
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Тверской области пройдет VII фестиваль русской музыки им. М.П. Мусоргского

Фестиваль им. М.П. Мусоргского призван показать всю панораму творческого наследия композитора – от фрагментов его опер до бытовых зарисовок.

22 марта в 14.00 в городе Торопце – на родине композитора М.П. Мусоргского, – в городском Доме культуры состоится Торжественное Открытие фестиваля.

Более подробно см. http://vedtver.ru/news/47401
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА ВЛАСТИ

Прошедший в июле международный оперный фестиваль в Савонлинне отдал дань русской классике

Фестиваль в небольшом финском городе относится к числу старейших в мире. Первый концерт во дворе крепости XV века состоялся еще в 1912 году – в то время, когда Финляндия была частью Российской империи, а город Савонлинна назывался Нейшлот. В 1917 году фестиваль замолчал на долгие 50 лет, он возродился в 1967 году и с тех пор проводится ежегодно. Для участия в нем приглашаются оперные звезды и даже целые оперные театры, которые привозят в Савонлинну лучшие постановки. В этом году, например, Венская народная опера («Фольксопер») выступила с классикой своего репертуара – «Веселой вдовой» Франца Легара. Однако центральным стало другое событие  – премьера оперы «Борис Годунов».  В последний раз в Савонлинне бессмертный шедевр Модеста Мусоргского был представлен во время гастролей Большого театра (2007), а оригинальная постановка силами фестиваля осуществлялась и вовсе лишь однажды, в 1974 году. Этот более чем сорокалетний перерыв стал поводом снова показать одну из самых выигрышных для опен-эйров вещей. Немаловажной причиной послужило и семидесятилетие прославленного баса Матти Салминена, которого в родной Финляндии очень уважают и который считается одним из лучших в мире интерпретаторов партии преступного русского царя. Для спектакля в Савонлинне была взята первая редакция оперы, где композитор гениально выстраивает драму совести, сфокусировав основное внимание на фигуре главного героя.

http://gazetaigraem.ru/a25201508
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Тверской области пройдет Фестиваль русской музыки имени М.П. Мусоргского

http://vedtver.ru/news/61664

Торжественное открытие фестиваля состоится 12 марта в Твери

В этом году фестиваль состоится уже в 8-й раз, и за время существования этого форума его участники – выдающиеся российские музыканты и певцы – смогли наиболее полно отразить композиторский гений М.П. Мусоргского.

12 марта, в субботу, в 17.00 в концертном зале Тверской академической филармонии состоится торжественное открытие VIII фестиваля им. М.П. Мусоргского. На сцене вместе с Губернаторским камерным оркестром «Российская камерата» выступят солисты – звезды российской академической сцены: лауреат международных конкурсов Илья УШУЛЛУ (бас), заслуженная артистка России Татьяна СКВОРЦОВА (сопрано), лауреаты IX Международного конкурса вокалистов им. народного артиста СССР А.П. Иванова Екатерина СЕМЕНОВА (сопрано), Марина ПУЦУНТИКЭ (меццо-сопрано), Давид ПОСУЛИХИН (тенор), стипендиат Губернатора Тверской областиРудольф ОВСЕПЯН (баритон). В программе вечера прозвучат сцены и арии из опер, а также романсы русских композиторов.

25 марта, в пятницу, в 18:00 в РДК Торопеца, на исторической родине Модеста Петровича Мусоргского, пройдет торжественное закрытие фестиваля. Впервые в Торопце с концертом выступит Тверской муниципальный оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева, а также солисты: Артём БЕЛОВ (домра), Олег СТАНКЕВИЧ (балалайка), Михаил РИХМАЙЕР (балалайка), Эммануила ШТУКО (сопрано). В программе вечера прозвучат произведения известнейших русских классических и современных композиторов (М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, В. Андреева, Н. Будашкина, Е. Дербенко, В. Городовской, А. Широкова), а также обработки русских народных песен.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Уникальные экспонаты были представлены на выставке книг и нот, посвященной М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову в колледже Псковском искусств

21.03.2016 08:59 ПЛН, Псков

Уникальные экспонаты из частных коллекций музыкантов, а также Псковской областной универсальной научной библиотеки были представлены на выставке книг и нот, посвящённой М.П. Мусоргскому и Н.А. Римскому-Корсакову, в Псковском областном колледже искусств им. Н.А. Римского-Корсакова.

http://pln-pskov.ru/culture/235568.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Российский режиссер Иван Вырыпаев поставил в Польше оперу "Борис Годунов"

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3366208
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Российский режиссер Иван Вырыпаев поставил в Польше оперу "Борис Годунов"

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/3366208

Кстати, титульную партию исполняет хорошо известный москвичам Рафал Шивек.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фестиваль русской музыки имени М.П. Мусоргского пройдет в Тверской области

http://tverlife.ru/short-news/festival-russkoy-muzyki-imeni-m-p-musorgskogo-proydet-v-tverskoy-oblasti.html

Десятый фестиваль русской музыки имени М.П. Мусоргского пройдет 20 марта в Доме культуры Торопца.

С программой «Картинки с выставки» на форуме выступит Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Торопчане услышат как знаменитый цикл Мусоргского, так и другие его известные сочинения.

История этого фестиваля началась 21 марта 2009 года. В этот день вся Тверская область праздновала 170-летие со дня рождения нашего выдающегося земляка – композитора с мировым именем Модеста Петровича Мусоргского. На сцене в исполнении была представлена одна из его опер, написанная на текст Н.В. Гоголя – комическая, жизнерадостная «Сорочинская ярмарка».

За время своего существования фестиваль претерпел ряд важных изменений и нововведений, коснувшихся в основном его репертуара. Вплоть до 2011 года со сцены звучали только произведения Мусоргского – были исполнены все его оперы, знаменитые циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти», отдельные инструментальные и вокальные сочинения.

Частым гостем фестиваля стали симфонический оркестр и хор, а также солисты Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова, чей талант и превосходное мастерство подарили слушателям масштабные постановки опер «Борис Годунов», «Хованщина» и уже упомянутая «Сорочинская ярмарка».

С 2011 года программа концертов была значительно расширена и объединена темой «М.П. Мусоргский и композиторы «Могучей кучки». Расширился также исполнительский состав – помимо крупных симфонических оркестров и хоров, выступающих с солистами, в фестивале сегодня принимают участие и небольшие ансамбли, инструментальные коллективы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В этом посте идёт речь о книжном издании, но анализ образов интересен и с точки зрения оперы.

Пишет red_balls (red_balls)
2018-08-28 15:00:00

Евгений Кибрик о своём Борисе Годунове

https://red-balls.livejournal.com/261783.html
Che mai sento!