Автор Тема: Пропаганда классики и современной музыкальной жизни  (Прочитано 34135 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну,гений не затюкаешь,во всяком случае он вряд ли будет сочинять как надо.(кому надо,что надо?)На заказ писали во все времена ,зная что от них ожидается,но шедевры тем не менее появлялись.

Обстановка изменилась радикально !

Когда произведение "заказывали" в былые времена, заказчики, по крайней мере, были уверены, что им напишут "музыку", а не что-то другое ! :)))))) Причём, "стандарт" был более-менее хорошо известен, было ясно, на что ориентироваться и что брать за образец. И ещё дело в том, что раньше заказывали не ради "заказа", а ради результата ! А что сегодня ? Вот Бархатов предлагает: давайте, заказывайте авторам музыку, они, дескать, вас завалят операми.

Ха-ха ! :)) А кому нужны эти их "оперы" ?? Тоже мне "Вагнеры" и "Моцарты" доморощенные ! Да у нас в Большом театре – И ЭТО ПОЗОР! – ДО СИХ ПОР НЕ ПОСТАВИЛИ ВСЕХ ОПЕР Чайковского и Римского-Корсакова ! Даже их ! Хотя бы по разочку ! И это в русском театре, в том театре, который на протяжении ХХ века был олицетворением русской музыки !! Т.е. ничего не сделано для той самой "пропаганды классики", которой посвящён этот поток, а Бархатов туда же – "нового" ему, вишь, не хватает ! А что такого выдающегося и гениально мы видели от него на почве "старого", традиционного ? Какие такие классические спектакли мы от него увидели, чтобы восторгнуться ? С пелёнок и сразу в "современность" ? А где же демонстрация умения, школы, академического профессионализма ? Как я не доверяю композиторам, не способным ничего сказать в каком-нибудь классическом стиле, точно так же я не доверяю режиссёрам, не способным поставить что-нибудь в классическом постановочном стиле.

Удивительно: неужели ему уже надоело изгаляться над классической музыкой своими жуткими постановками ?? Его "Летучую мышь" мы выдвинули на "Развесистую клюкву", между прочим.

Предположим, будет сделан заказ – а на какой результат можно рассчитывать ? Повторюсь: в былые времена были контекстные музыкально-художественные стандарты, которым следовали самые великие композиторы, а как мы сможем повлиять на создаваемое сегодня, когда "всё можно" и когда уже вообще нету никаких общепринятых художественных стандартов ?

Вы понимаете мою мысль ?

"Заказ" должен включать не просто "пожелание оперы" – этого сегодня уже мало ! - он должен содержать жёсткие требования: 1) чтобы это было не "искусство звука", а музыка, подразумевающая присутствие музыкальных тонов, внятного музыкального тематизма и музыкальной гармонии; 2) чтобы это можно было петь, вокализируя, а не рычать, не орать, не рвать горло, не хрипеть на ВДОХЕ, не бить головой в барабан и не извлекать отдельно размещённые в некоем случайном или, наоборот, (немузыкальными способами) вычисленном порядке звуки; 3) чтобы это можно было играть, а не скрипеть, не завывать, не крушить инструменты, не изгаляться над ними с целью получения из них звуков, для извлечения которых они не предназначены конструктивно; и т.п.

Если авторы сегодня невменяемы, то "заказ" должен поставить их на место; если авторы не способны выработать критерии музыкальности самостоятельно, их надо им жёстко указать. И вот тут интересно, КТО будет этим заниматься ? Президент Медведев, что ли, который сам ничего не знает ? :))

А никаких князьёв и графьёв, которые в наше время заменены "новыми русскими", не имеющими соответствующего образования и воспитания, у нас в стране сегодня нет, следовательно, этим авторам никто даже не сможет строго указать на "несоответствие", если они начнут заниматься ерундой и похабщиной, именуемой ими "современной музыкой". Честно говоря, Я НЕ ВЕРЮ, что у сегодняшних авторов вообще есть музыкальный талант: мне кажется, что ни способ их попадания в сферу композиторского творчества, ни их слуховые данные, ни их общемузыкальная подготовка НЕ МОГУТ нам гарантировать удобоваримого "оперного" результата, который был бы рассчитан на человеческие уши, глаза и нервы.

Нет, Бархатов, конечно прав в том, что эти авторы завалят нас операми: "Желаете опер – их есть у меня" ! :))))))) Им ничего не стоит накарябать что угодно, обозвать это "оперой" и сдать в театр для постановки – А ОНО НАМ ОЧЕНЬ НАДО ??

Я напоминаю, что оперный репертуар Большого – это одна сплошная брешь !! Ни черта не сделано даже по части классики – а он ещё будет "заказывать" "молодым авторам" что-то там "современное" ? Как говорится, "без порток, но в шляпе" ?

Тем более забавно будет,  когда на невменяемую музыку наложится невменяемая постановка ! :)) Или они собираются клин клином вышибать ? :)) Если классическую оперу при самой неудачной постановке спасает всё же её МУЗЫКА (как я это только что лицезрел на "Жидовке" Галеви от Михайловского театра), то "современную оперу" НЕ СПАСЁТ НИЧТО, если только она сама не примет к реализации хоть какие-то критерии вменяемости и приспособленности к пению и театру ! А если нет, то кто будет слушать и смотреть этот бред ??
Чиновники, заказавшие его "ради галочки" и "для отчёта перед президентом о проведённой модернизации и высосанных из пальца инновациях" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Re: Пропаганда классики и современной
« Ответ #51 : Март 29, 2011, 21:26:35 »
Ну,гений не затюкаешь,во всяком случае он вряд ли будет сочинять как надо.(кому надо,что надо?)

Под словами "как надо" я имела в виду "как модно" сейчас среди совр. композиторов. Я очень часто слышу от композиторов фразу: "Его (её) сочинения к современной музыке не имеют никакого отношения" (с презрительным оттенком).  В том-то и загвоздка, что ерундень может сочинять любой, в том числе и гений.  :)
« Последнее редактирование: Март 30, 2011, 00:24:25 от Muusika »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Точно так же, как и архитектура, переродилась и область звукового искусства, которая давно уже вышла за рамки "музыки" и, подобно архитектуре, превратилась в поле для упражнений в технологических вывертах, в изобретательстве, когда композиторский дар уже не требуется, а требуется лишь талант изобретательства ради изобретательства и грамотный расчёт

В отношении «звукового искусства» это далеко не так !

Я не знаю ни одного сочинения из сферы современного «искусства звука» , которое мне бы продемонстрировало технологию - там нет даже логики общей конструкции. В массе своей, в произведениях «искусства звука»  нет и додекафонных расчетов, которые проводили их предшественники, хотя воплощая «звуковую грязь» растянутую на все сочинение, современники не далеко ушли от своих предшественников (додекафонистов). Пытаясь создать МУЗЫКАЛЬНОЕ произведение путем расчета, на деле, у додекафонистов получались лишь комбинации звуков ничего не выражающие, кроме «гармонического диссонанса» и что ни сочинение, то звучит один и тот же диссонанс, либо в быстром, либо в медленном темпе, иногда с темповыми контрастами и с разными динамическими оттенками (динамика иногда ими тоже рассчитывалась, как и ритм). Проблема в том, что эта система (додекафония) не предполагает участия художественной мысли. И даже, если автор пытается уверить публику в том, что его сочинение что-то выражает, на деле же, кроме «застывшего диссонанса» оно ничего выражать не может, ибо сама эта система (в ее исконном значении) предполагает построения избегающие терций и квинт с обращениями (чтобы не было и намека на тональность )) ). «Тональная серия» которая иногда использовалась в практике также художественных результатов не дала. Звуковая структура и другие параметры (динамика, ритм) в «опусах» современных авторов чаще всего не  вычисляется, а представляет собой импровиз, также как и у додекафонистов выражающий «гармонический диссонанс». Но даже при импровизе их звуковой материал находится в застывшем состоянии (статика !). Статика в т.ч. и на уровне формы. Хотя иногда м.б. и контрастирующие разделы, как правило, в плане сопоставлений (тихий – громкий ; быстрый – медленный), но в этом случае сам звуковой материал находится в обездвиженном состоянии т.к. он помещен в рамки не предполагающие какое-либо развитие. Звуковой состав здесь можно лишь только трансформировать использую различные приемы, но он по-прежнему будет представлять собой статическое состояние. В движение звуковую материю могут привести музыкальные законы, но и они сами по себе действовать не могут. Но для того, чтобы они действовали нужен МУЗЫКАЛЬНЫЙ материал –  музыкальная мысль, которая и служит импульсом к развитию (мелодия). Поэтому ни о каких технологических вывертах в работах неактуальных актуальщиков говорить не приходится, ибо то, что они  используют для воплощения своих поделок, с позиций МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ представляет собой МИНИМУМ, который, в свою очередь, не подчиняет их работы законам музыки и даже на уровне движения звукового материала музыкальный механизм при минимуме технологических средств не работает. Более того, данный «технологический минимум» не реален для воплощения художественной мысли автора, что в свою очередь окончательно перечеркивает формулу «произведение – публика».  Что касается «изобретательства», то оно, как правило, сводится гл. обр. к комическому эффекту, в силу абсурдности мысли самого изобретателя, а равно как и изобретенного им продукта. Само же «изобретение» носит исключительно внешний характер (глупое название, абсурдное поведение исполнителей во время исполнения, неестественные манипуляции с музыкальными инструментами и т.д.), но отнюдь не технологический.

Ну о какой «модернизации в искусстве» (музыкальном, в частности) можно говорить, когда основная часть его деятелей держат в руках лишь крохотный обломок от «музыкального корабля» пытаясь вовсе не модернизировать этот обломок, а всего лишь продемонстрировать публике некоторые манипуляции с ним !

Но музыка, перейдя в стадию – вернее, расширившись до - "искусства звука"...

Расширившись ли ?

В технологическом плане это как раз сужение, а не расширение ! Мелодики нет, соответственно нет и принципов ее развития в т.ч. разработки. Отказ от богатства ладотональных красок - этому противопоставляется бледный атонализм. Отказ от логики функциональной гармонической системы ее замещает "диссонанс" растянутый на все сочинение. Отказ от многообразия ритмоформул, что замещает размытый аритм. Отказ от широчайшего спектра форм, которые замещает статическая форма. Ну и, наконец, отказ от художественной идеи, что в свою очередь, замещает внешне выраженная абсурдистская мысль автора "звукового искусства", которого и автором назвать сложно т.к. работы этих авторов невозможно идентифицировать с позиций авторства.

P.S. Кстати, хотел бы я посмотреть реакцию Дмитрия Анатольевича на результат модернизации в искусстве, например, в таком синтетическом жанре как кино. Да оно несомненно будет создано по  голливудским штампам, как этого хочет Дмитрий Анатольевич, но и модернизировано режиссерами-новаторами, да еще с музыкальными вставками, нет, не уровня композиций Джона Таунера Уильямса (это же вчерашний день !), а новаторских композиций самих мастеров звука или их подмастерий ;D )))
Интересно, что после просмотра такого вот инновационного кино сказал бы Дмитрий Анатольевич ? Неужто : «даешь модернизацию в массы !» ? А может быть : «закрываем искусство на карантин !» ??
« Последнее редактирование: Март 30, 2011, 00:20:34 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Хорошо,г-н Предлогофф,предположим во всем виноват Чубайс,Бархатов,Черняков,президент Медведев(нужное подчеркнуть) ;D
Неча поддерживать тех,кто  не хочет сочинять а-ля Бах,к примеру.Зачем нам жалкое подобие Баха-это другой вопрос.Остановим прогресс,потому что его нет!Это хороший лозунг.Жаль невыполнимый.
А если серьезно,я ,например считаю,что  без по настоящему современных   постановок,опера как жанр обречена.Мы то  с вами будем ходить в театр  до конца жизни.Это факт.А вот будут ли наши дети-внуки,выросшие в другой эстетической среде?Среде,в которой понятие о  прекрасной оперной постановке,необязательно подразумевает собой нечто помпезное,а -ля Дзефиррелли.То же самое,видимо ,можно сказать о современном композиторском процессе.Тот факт,что я ,к примеру ,не люблю композитора Х,не означает автоматически,что он не композитор".Сумбур вместо музыки",тому классическое напоминание.Время все раставит по своим местам.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Сумбур вместо музыки",тому классическое напоминание.Время все раставит по своим местам.

Вы бы еще 37-й год вспомнили заодно, как обычно принято в таких случаях :))

Ну я не Predlogoff, поэтому ничего подчеркивать не буду :), но кое-что отмечу по сказанному выше.

"Сумбур вместо музыки" - это вовсе не классическое напоминание, а скорее системное и оно вовсе не означает, что оперу Шостаковича не приняла публика. Я больше скажу - премьера оперы Шостаковича прошла с грандиозным успехом и лишь после премьеры вышла заказная статья с разгромным названием. В связи с этим, приведенная Вами параллель не применима относительно сегодняшней "культурной" действительности, ибо сегодня в отношении работ многих современных авторов именно ПУБЛИКА  произносит категорическое НЕТ.

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Сумбур вместо музыки" - это вовсе не классическое напоминание, а скорее системное и оно вовсе не означает, что оперу Шостаковича не приняла публика. Я больше скажу - премьера оперы Шостаковича прошла с грандиозным успехом и лишь после премьеры вышла заказная статья с разгромным названием. В связи с этим, приведенная Вами параллель не применима относительно сегодняшней "культурной" действительности, ибо сегодня в отношении работ многих современных авторов именно ПУБЛИКА  произносит категорическое НЕТ.

Да, кстати, я уже вроде бы приводил любопытный факт: оперу Шостаковича "ЛММУ" впервые обругали и обозвали пошлостью отнюдь не в России, а … где бы вы думали ? В Америке ! Именно ТАМ оперу подвергли обструкции в прессе за сексуальный подтекст некоторых музыкальных иллюстраций, а в советской прессе эти доводы всего лишь ПОВТОРИЛИ ! :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1915.msg53821#msg53821

Любопытное обстоятельство, не правда ли ?

Цитаты из американской прессы:
-----------------
“Шостакович является, вне сомненья, наиглавнейшим композитором порнографической музыки во всей истории оперы"

... сцена, в которой Сергей овладевает Катериной под аккомпанемент недвусмысленно-описательных глиссандо тромбона в оркестре: этот эпизод получил у американцев название “порнофонии”

Музыкальный критик “Нью-Йорк Таймс” был вне себя: “…поражаешься композиторскому нахальству и недостатку самокритичности”.
-----------------

Так что пальма первенства по части шельмования этой оперы принадлежит не нашей стране и даже не её компартии.
А Антарес подметил одно симптоматичное обстоятельство: в прошлом очень часто именно публика поднимала на щит тех авторов, которых не желали признавать их коллеги по цеху. Получается, что масса людей, достаточно просвещённых в соответствующей области, всё же способна – если не сразу, то в течение довольно короткого времени  – дать объективную оценку произведению искусства. А сегодня в публике наблюдается МАССОВОЕ ОТТОРЖЕНИЕ чуть ли не всего тотально, что преподносится "современными авторами": разве это тоже не симптом и не приговор ? Получается, что публика и сегодня способна отделить мух от котлет, только эта её способность, как и всегда в прошлом, встаёт поперёк горла официальному композиторскому клану, против консолидированного мнения которого публика неоднократно восставала и в прошлом, как она восстаёт против него и сегодня (добавим сюда резкое неприятие режоперы и её широкое общественное шельмование, стыдливо объявляемое оплёвываемыми народом режиссёрами "кликушеством и ретроградством" :) ). Но если в прошлом публика находила среди авторов кумиров, выражавших её сегодняшнее бытие и взгляды на прогресс, то сегодня таких персоналий уже почти не осталось, как, впрочем, и желания публики лицезреть какой-то "прогресс" в области музыки, который она – о как я её понимаю ! - воспринимает ныне как покушение на само искусство.

А разве это не так ??!! Разве публика не права и в этом тоже ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Для меня крылатая фраза"сумбур вместо музыки" означает желание зайклеймить и непущать(безотносительно оперы Шостаковича).Это я намеренно упрощаю,пардон. :).И кстати,совершенно неудивительны приведенные г-м Предлоговым   цитаты из американской критики тех времен.В пуритано- ханжеской Америке,добавлю.В СССР и слова то такого не знали-порнофония! ;)
Вернемся к нашим баранам :D
Видимо ,следует иначе ставить вопрос:Верно ли,что именно у Российской публики " наблюдается МАССОВОЕ ОТТОРЖЕНИЕ чуть ли не всего тотально, что преподносится "современными авторами".Потому что сказать тоже самое о публике всемирной,это как бы ...чересчур.
Конечно ,публика голосует рублем-долларом-евриком.Но всегда ли это наилучший критерий оценки?

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Смотря что Вы подразумеваете под современными авторами. Отторгается конечно же не все, что преподносится современными авторами. Например, творчество Николая Гиршевича Капустина не отторгается. А вот здесь встает вопрос: "Что же не нравится российской публике?". Ответ будет достаточно простым:
Во первых, как говорится в русской поговорке "Встречают по одежке провожают по уму". Публике чужды взгляды многих современных авторов, чужда им их поведение, манеры. Это все уже отталкивает публику от автора.
Во вторых, публика по привычки приходит в залы, чтобы послушать музыку, услышать красивые мелодии, гармонии и т.п. А что видит она? Игру на пенопластах?
И тут вспоминается фраза современного прекрасного композитора сэра барона Эндрю Ллойда Уэббера "Если люди выходят с моего мюзикла и не могут напеть не одной мелодии, то это провал".
И это действительно так. У людей еще остался вкус к красивым мелодиям.
Современные авторы должны задуматься и что то изменить. Пока они похожи на разваливающийся колхоз. который не видит современных реалий, или не хочет видеть и ничего не меняет.
А по поводу заказа опер, то их не будет. Дело это не выгодное. Не зря Эндрю Ллойд Уэббер сказал: "Для продюсера мюзикла самый верный способ остаться с миллионом — начать с двумя миллионами."

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Видимо ,следует иначе ставить вопрос:Верно ли,что именно у Российской публики " наблюдается МАССОВОЕ ОТТОРЖЕНИЕ чуть ли не всего тотально, что преподносится "современными авторами".

Вот правильный вопрос! Я, как человек, который в отличие от всех остальных дискуссантов этого потока, как раз  посещаю концерты современной музыки, должна сказать: современная (актуальная) музыка пользуется огромным спросом российской публики - залы пратически всегда полны и даже переполнены.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Видимо ,следует иначе ставить вопрос:Верно ли,что именно у Российской публики " наблюдается МАССОВОЕ ОТТОРЖЕНИЕ чуть ли не всего тотально, что преподносится "современными авторами".Потому что сказать тоже самое о публике всемирной,это как бы ...чересчур.

Всемирной ? Ну вы слишком уж обтекаемо говорите.

А вообще, если говорить уж о всем мире, то выигрывает, как раз, музыка классическая по сравнению с т.н. quasiмузыкой т.н. современной. Все познается в сравнении !

Безусловно есть талантливые музыканты, композиторы, но их единицы, как собственно и было во все времена.

Конечно ,публика голосует рублем-долларом-евриком.Но всегда ли это наилучший критерий оценки?

На мой взгляд, публика все-таки голосует отношением. Ну кто будет кидать деньги на пустые безделушки ? Ну если только те, кому не с чем сравнить.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Вот правильный вопрос! Я, как человек, который в отличие от всех остальных дискуссантов этого потока, как раз  посещаю концерты современной музыки, должна сказать: современная (актуальная) музыка пользуется огромным спросом российской публики - залы пратически всегда полны и даже переполнены.

Кем наполнены ? Кем переполнены ? Каким спросом, о чем Вы ?

Lorina ! Мы с Вами давно общаемся и я Вас в очередной раз прошу посмотреть правде в глаза.

Искусство держит в своих руках не композитор и не музыкант-исполнитель и не директор театра и не музыкальный менеджер и не какого-либо ранга высокий начальник. Искусство держит в своих руках публика ! Именно публика и никто другой !

И если бы публика сказала решительное ДА неактуальной актуальности именуемой "современное искусство", "арт" и прочее, то не было бы ни "открытых писем", ни "закрытых конференций", не было бы даже потоков    "Авангард 20-го века: творчество или шарлатанство ?" и "Чем занимаются т.н. "современные композиторы" ? Музыкой ли ?" и не вели бы мы сейчас диалоги по данной тематике.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
И это действительно так. У людей еще остался вкус к красивым мелодиям.

Я больше скажу: не вкус, а ЖАЖДА !
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Хорошо,г-н Предлогофф,предположим во всем виноват Чубайс,Бархатов,Черняков,президент Медведев(нужное подчеркнуть) ;D
Неча поддерживать тех,кто  не хочет сочинять а-ля Бах,к примеру.Зачем нам жалкое подобие Баха-это другой вопрос.Остановим прогресс,потому что его нет!Это хороший лозунг.Жаль невыполнимый.
А если серьезно,я ,например считаю,что  без по настоящему современных   постановок,опера как жанр обречена.Мы то  с вами будем ходить в театр  до конца жизни.Это факт.А вот будут ли наши дети-внуки,выросшие в другой эстетической среде?Среде,в которой понятие о  прекрасной оперной постановке,необязательно подразумевает собой нечто помпезное,а -ля Дзефиррелли.То же самое,видимо ,можно сказать о современном композиторском процессе.Тот факт,что я ,к примеру ,не люблю композитора Х,не означает автоматически,что он не композитор".Сумбур вместо музыки",тому классическое напоминание.Время все раставит по своим местам.

А почему вы употребляете этот глагол в будущем времени ? Время УЖЕ расставило всё по местам, нужно просто обратить на это внимание.

Все тем, кого вы перечислили, я могу предъявить претензии: что Чубайс виноват, это понятно – этот "эффективный менеджер" ещё за приватизацию, содеянную в 90-х годах, не ответил; что виноваты Бархатов и Черняков, это тоже понятно – они не поставили ни одного классического спектакля, т.е. не сдали квалификационный экзамен; что виноват Медведев, это само собой – нечего рассуждать о том, в чём не разбираешься: имею в виду классическую музыку, искусство и вообще культуру и закономерности её существования и развития.

Зачем нам жалкое подобие Баха ? В самом деле – зачем ? В свою очередь задам контрвопрос: а зачем нам жалкое подобие музыки ?

Остановим прогресс ? Это не в наших силах, он остановился сам, т.к. процесс перешёл в другую, СТАБИЛЬНУЮ фазу: этап стихийного наращивания сложности музыкального искусства, обладающий своей внутренней цикличностью, пройден, и не надо циклы прогрессистской фазы распространять НА ВЕСЬ процесс бытования музыкального искусства; не надо путать эти внутренние циклы с фазами более глобальных процессов. Не хочется опять муссировать имя Шпенглера, но перечитать не вредно, особенно же с учётом более поздних научных изысканий в области теории сложных систем.

Что такое, по-вашему, "по настоящему современные постановки" ? Я скажу за себя, что именно я считаю таковыми: по-настоящему современные постановки это такие постановки, в которых в мельчайших в своё время разными способами и в разных источниках задокументированных и доступных нам сегодня авторских деталях отражён синтетический музыкально-постановочный замысел автора. Да, такой замысел может быть дополнен такими творческими решениями и импровизациями режиссёра, которые РАЗВИВАЛИ бы и УГЛУБЛЯЛИ авторский замысел без превращения его в режиссёрскую отсебятину.

Опера вовсе не "обречена", если уметь подать её в авторском ключе, если опираться на классический вокал, на классические постановочные решения – уверяю вас, ЭТОГО было бы вполне достаточно для снятия вопроса об "обречённости" с повестки дня ! "Обречённость", на мой взгляд, обеспечивается, во-первых, падением уровня мирового вокала, а во-вторых, как раз теми режиссёрскими решениями, которые уродуют авторские намерения, превращая оперу в режиссёрский фарс и отражение на сцене закомплексованности и зацикленности режиссёра на его личных психологических проблемах, как правило, пошлых и никому, кроме него, не интересных.

Насилие над посетителем оперы со стороны режиссёра состоит в том, что он заставляет зрителя-слушателя погружаться в его жалкие, глупые, беспомощные и пошлые размышления "о бытии", которые всякий из нас может изложить на кухне в любом количестве, особливо же изрядно приняв на грудь. Мне лично НЕ ИНТЕРЕСНО, что думает режиссёр "об жизни", а тем более, об опере, мне интересно, как он мог бы передать мысли АВТОРА, не опошляя их. Если режиссёр на это не способен, то это означает, что он профнепригоден, вот и всё.

Что касается "детей, выросших в другой эстетической среде", то я хотел бы напомнить, что эту "среду" создаём мы сами, а дети в неё лишь погружаются. На самом деле вы затронули важную тему: как формировать эстетическую среду ? В этом плане меня как раз и возмущает поведение и претенциозно-некомпетентные высказывания главы государства, который понятия не имеет о том, как эту среду формировать, а потому готов поддерживать всякий маргинальный вздор, который показался ему забавным. Но далеко не всё, что забавно, обладает большой эстетической ценностью: мало ли кого что забавляет, не правда ли ?

И почему обязательно "помпезное" ? Если надо, если автор хотел, то – да ! И помпезное в том числе ! Если надо ! Но дело не в помпезности самой по себе, а в её уместности в той или иной постановке.

И дело не в том, "люблю" я какого-то композитора или "не люблю": к примеру, я не люблю множество опер Верди и считаю их слабыми, я не люблю многие сочинения Листа, Брамса, Шостаковича, Прокофьева, много ерунды у Хиндемита – да мало ли что я не люблю ? Вопрос в том, считаю ли я при этой "нелюбви" перечисленные мной имена великими – да, считаю ! Я могу "не любить" автора, но я осознаю масштаб композиторского явления и понимаю, что мои личные вкусы не могут быть единственным критерием оценки по принципу "люблю – не люблю". Я не знаю, многим ли доступно такое отношение в реальности, чтобы ценить то, что не любишь, но я придерживаюсь именно ТАКОЙ точки зрения.

Так что дело не в "нелюбви" к тем или иным современным авторам, дело в отношении к их устремлениям и их достижениям, дело в понимании объективной ценности и нужности сделанного ими – и вот с ТАКОЙ точки зрения я никак не могу признать нынешних авторов достойных внимания; не только моего личного, а вообще. Это не есть "нелюбовь", это есть нечто более существенное – это отрицание МАСШТАБНОСТИ современного композиторского творчества, отрицание его способности поставить перед собой и решить какую-либо серьёзную художественную задачу художественными же средствами при сопутствующей технологической обусловленности этого решения.

Антарес выше об этом тоже порассуждал, правда, он подверг критике ХУДШИЕ достижения современных композиторов, а я всё же призываю опираться в своей критике на ЛУЧШЕЕ, что они способны сделать ! :)) Но весь ужас в том, что даже лучшее столь ужасно, пошло и ничтожно, что вряд ли переживёт самих авторов, что уж говорить о худшем ?

Понимаете, какая вещь: современные авторы ни на кого не опираются в попытках зацепиться за реальность – я имею в виду ту или иную целевую аудиторию: она им не интересна ! Да, они восхваляют друг друга и в порыве петушино-кукушечного "обмена мнениями" уподобляют самих себя Бетховенам и Мусоргским, но вы же сами понимаете, что это не делает их ни Бетховенами, ни Мусоргскими.

Они, видите ли, способны написать оперу …… Написать-то, может, и способны ("Мы профессионалы", - гордо заявляют они), но ЧТО они будут записывать ? Мы же уже видели, что все сочинители современных опер это либо жалкие эпигоны, либо столь же жалкие изобретатели: им нужна не музыка, а звуковые эффекты ! А это, между прочим, не одно и то же ! И, кстати, наш дорогой президент ЭТОГО ТОЖЕ НЕ ПОНИМАЕТ и не может отличить искусство от его технологий, которые он призывает "модернизировать".

Ну представьте себе, как можно "модернизировать" старинные картины – перерисовать их что ли ? переодеть персонажей в современные одежды ? Мону Лизу декольтировать и переодеть во всё джинсовое или кожаное ? Сикстинской Мадонне пририсовать лицо Путина, а её младенцу – лицо Медведева ? И что это будет – "инновация" ? или это "современное искусство" ? Это нас К ЭТОМУ, что ли, призывают ?

Вы понимаете, что происходит ? Искусство хотят заменить КАПУСТНИКАМИ "по мотивам" и называют это "модернизацией". На мой взгляд, это пошлость, а современные режиссёры и современные композиторы заняты измышлением пошлости при полнейшем неумении подать классику в классическом оформлении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
После концерта Петра Лаула в Баженовском зале усадьбы Царицыно меня не перестает мучить одна мысль.
Складывается впечатление, что некоторые  любимые нами исполнители имеют виды на этот зал, но лично меня совершенно не устраивает отсутствие какой-то рекламы со стороны администрации Царицынского музея всей концертной деятельности, которая проходит в залах этого музея. Повлиять на это мы не можем никак…

Реклама со стороны музея есть - они развешивают афиши на территории заповедника, они размещают инфо на сайте в интернете. По нашим временам это вполне адекватно. Другое дело, что речь может идти о дополнительной рекламе: например, их представители могут сами размещать в интернете информацию на других ресурсах, а также наводить информационные мосты к администрации Москвы и размещать афиши на каких-нибудь табло около метро или даже в центре города. Я не интересовался этим вопросом, но они сами могли бы поинтересоваться, хотя я понимаю, что это может оказаться не так просто, как кажется. Мы же вроде как в "рынок" вошли, поэтому дополнительная реклама может обойтись дорого, но с другой стороны, Царицыно - это же не частная лавочка, а госучреждение.
Пока ещё ! :))

Насчёт "повлиять": на что можем, а на что не можем повлиять. Влиять мы можем и влияем, другое дело, как оценить наше влияние ? Я очень хорошо знаю, что некоторым исполнителям, залам и отдельным мероприятиям мы сделали очень хорошую рекламу, эффективность которой я оценил бы в зависимости от обстоятельств в прибавку 10-15% пришедшей на концерт аудитории. Мероприятиям малого масштаба мы можем обеспечить до 50% аудитории. Это очень много ! Хотя и 10% - это тоже немало ! На нашем форуме сотни пишут и тысячи людей его читают, так что я не занижал бы объём нашего влияния.
Но нам есть куда расти и впредь ! :))

Что же нам сделать, чтобы «раскрутить» наших любимых исполнителей – я имею в виду не только Баженовский зал, но и все прочие малозаполненные концертные залы в Москве. Ведь сколько замечательных исполнителей, играющих в полупустых залах… >:(

Справедливости ради хочу отметить, что самые замечательные из них в полупустых залах не играют. Хотя это и от зала тоже зависит: яркий пример - центр Слободкина. Он раскручен очень плохо, хотя трудно придумать более удобное расположение концертного зала в плане его доступности.

Может быть зарегистрироваться на других ФОРУМах и тоже давать анонсы концертов? Или там достаточно своих пиарщиков?

Об этом я сказал выше, а что касается рекламы, то было бы неплохо, если бы сами представители площадок заходили на форумы и тем самым напоминали о себе. Это всегда полезно. Рекламные ресурсы интернета - это само собой: вон Южин торчит во всех рекламных листах ! :))) А ведь там могли быть размещены сведения о многих других музыкантах.

Сейчас  для нас такое счастливое время - такое поколение молодых музыкантов подросло, что можно только радоваться :), а вот насколько радостно им – не знаю…

В данном случае количество исполнителей вступает в противоречие со степенью концентрации интереса публики: публика не может интересоваться всеми подряд именно по той причине, что интерес распыляется. Если, допустим, сегодня публика посетила концерт Луганского, Башмета, Хворостовского, Гулегиной или Плетнёва, то завтра она вряд ли отправится на менее раскрученных исполнителей, и это факт, с которым не поспоришь.
Как с этим делом бороться ? Ну прежде всего, надо ли с этим бороться ? Во-вторых, важно не рекламировать всех подряд, а лишь самых достойных по объективным показателям, а таких музыкантов всё же не так уж много. О да, Алька права, их довольно много, но не настолько, чтобы забить всё годовое расписание. А ведь ещё зарубежные исполнители и коллективы приезжают, так что ситуация ещё больше усложняется. Не хочу никого обижать, но разве секрет, что даже по залам Мск и СПб концертирует множество музыкантов 2-го эшелона, а также проводится много дежурных концертов средней руки ?
Если вы хотите, чтобы ваше мнение - т.е. мнение нашего форума - имело бОльший вес и чтобы оно чего-то стоило, то нужно строже подходить к оценке реальных достижений музыкантов, иначе нам попросту не будут доверять. Как ни парадоксально, в этом плане лучше недохвалить, чем перехвалить, потому что первое простят, а второе - никогда ! :)) О нет, я не призываю зажимать в тряпочку наши восторги, но расточать их нужно строго по делу, а не ради того, "чтобы сделать приятно" кому-то или чтобы, как пишет Алька, кому-то было радостно. :)
Но я повторяю, речь идёт именно о возможности влияния: если не хотим влиять, то можно расхваливать всех подряд без разбору, в результате наши слова ничего не будут стоить. А если влиять хотим, то мнение наше должно быть как можно более взвешенным. Уверяю вас, что это всем пойдёт лишь на пользу.
Сие не мешает расточать любые похвалы в личном порядке, но это уж как кому угодно.

Короче, рекламировать необходимо, и мы будем это делать.
Но нужно постараться делать это с умом и адресно.
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2013, 12:12:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 155
Predlogoff, Сегодня 09:32:44

Цитировать
Если вы хотите, чтобы ваше мнение - т.е. мнение нашего форума - имело бОльший вес и чтобы оно чего-то стоило, то нужно строже подходить к оценке реальных достижений музыкантов, иначе нам попросту не будут доверять.

Да, конечно, но это иногда так непросто: ведь даже у самых интересных исполнителей концерт может пройти неровно: какие-то произведения звучат превосходно, какие -то менее удачно...

Цитировать
"... я не призываю зажимать в тряпочку наши восторги, но расточать их нужно строго по делу, а не ради того, "чтобы сделать приятно" кому-то или чтобы, как пишет Алька, кому-то было радостно.


Вы неправильно меня поняли: я имела в виду не радовать кого-то завышенными оценками исполнения, а то, что даже самым известным исполнетелям не радостно выступать в полупустых залах.

Господин Predlogoff, мы к сожалению не всегда доуг друга правильно понимаем: в самом деле мои "полушария" в голове работают не совсем так как Ваши - прямое подтверждение различия в мышлении мужчин и женщин ::) Или я не умею правильно оформлять то, что хочу сказать, что тоже не есть хорошо.... :( ;D

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Как выяснили социологи из холдинга "Ромир", 5% опрошенных в свободное время ходят на концерты классической музыки, оперу или балет, 11% - в театры.

Эхо Москвы. 10:32, 17 января 2015 г.
http://echo.msk.ru/news/1475552-echo.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Не знаю, куда это поместить, но, наверное, к пропаганде классики, пусть и в ресторане, это тоже можно отнести. :D

Уникальный петербургский проект «Midnight opera» – это театр на расстоянии вытянутой руки, неформальный оперный квартирник, интерактивная опера. Лучшие солисты Мариинского и Михайловского театров будут петь прямо среди зрителей, разбивая все оперные стереотипы и превращая исполнение классических произведений в незабываемое захватывающее шоу. Окунитесь в мир лучших русских и итальянских опер, и примите участие в музыкальном флешмобе, став зрителем и судьей настоящей оперной битвы. Только 8 марта и только в "Доме".

http://rest-dom.ru/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Творческие плакаты появились общественном транспорте в Воткинске

В Воткинске 1 марта стартовал проект социальных плакатов «Классику знать модно».

Серия информационно-творческих плакатов, общую тематику которых можно сформулировать фразой «книга=музыка», были размещены в общественном транспорте и на городских интернет-сайтах. Таким образом организаторы предлагают вспомнить несколько всемирно известных опер и балетов композитора, которые имеют прямое отношение к произведениям русской классической литературы.

Автор: Татьяна Никифорова

Полностью:

Известия Удмуртской Республики. 02 марта 2015 г., 16:40
http://www.izvestiaur.ru/news/view/10176601.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Ученые: уровень образования и социальное положение влияют на музыкальные вкусы

http://m.gazeta.ru/science/news/2015/06/04/n_7258762.shtml
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Заметьте, что талантливая молодежь у президента указы не клянчит, т.к. в этом не нуждаются.

Совещание по вопросам поддержки талантливой молодёжи в сфере искусства

Владимир Путин провёл совещание по вопросам поиска, поддержки и профессиональной подготовки талантливой молодёжи в сфере искусства. Совещание состоялось в здании Новой сцены Государственного академического Мариинского театра.

17 ноября 2017 года       18:30        Санкт-Петербург

http://kremlin.ru/events/president/news/56119
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
«Классической музыкой нередко пытаются прикрыть политическую проблему»

Культуролог Дарья Журкова — о «Лебедином озере» во время августовского путча, оркестре в рекламе люксовых авто и связи криминального мира и оперы

Огнестрельное оружие в футляре от скрипки, убийство в оперном театре, маньяк-любитель классической музыки. И это только несколько примеров связи классики с криминальной сферой, которая наблюдается сегодня в массовой культуре, в частности, в кинематографе. Серия Бондианы, «Леон» Люка Бессона, «Отчаянный» с Антонио Бандерасом. За этими мотивами прячутся страхи и разочарования современного общества, в котором уже ничему нельзя доверять: зло запросто может оказаться в личине добра. Об этих и других моментах в восприятии классической музыки современным обществом рассказала «Реальному времени» в третьей части интервью культуролог Дарья Журкова.

— А что можно сказать о сегодняшних слушателях классической музыки?

— Для большинства людей, которые слушают классическую музыку, в том числе в живом исполнении, важны две составляющие. Первое — это ореол качественного искусства, безусловно всеми поощряемых ценностей. Человек, заявляя, что он любит слушать классику, создает себе сразу некий статус. Второе: тот же поход в оперный театр или филармонию — это ритуальное действо. В Европе к посещению концерта классической музыки или оперного театра относятся проще, потому что они являются родиной этой музыки. В Россию эта музыка и, соответственно, культура слушания пришли гораздо позже. Показательно, что в XIX веке мы только освоили традиции и смогли дать композиторов, которые входят в конгломерат великих классиков. Для нашей публики важны исторические декорации, ритуал «внемления» произведениям культуры, считающейся рафинированной. Поэтому у нас так любят надевать вечерние платья, всевозможные украшения. Это игра. Ты сразу начинаешь себя вести по-другому, у тебя взгляд другой, манера общения. Для современного слушателя важен флер высокого настоящего искусства, проверенного временем.

Источник: https://realnoevremya.ru/society/culture/84142-darya-zhurkova-o-roli-klassicheskoy-muzyki-v-istorii-rossii
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 034
Анонс концертов М. Плетнева на Афише ру:
https://www.afisha.ru/concert/1728225/

Михаил Плетнев, один из самых известных золотых медалистов Конкурса Чайковского, редко дает фортепианные концерты, и каждый из них — значительное событие. Иной музыкант к 145-летию Рахманинова отделался бы одним из четырех фортепианных концертов (и все равно сорвал бы стоячую овацию). Плетнев составляет такую рахманиновскую программу, что не затерялась бы и безо всякого юбилея, — от грузного, но страстного романтизма самых ранних произведений (прелюдия до-диез минор) до острого модернистского языка поздней музыки (этюд-картина до минор). Если считаете Рахманинова не слишком серьезным композитором, то это отличный повод пересмотреть свое мнение. 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
200 тысяч лучших итальянских песен стали бесплатными
Текст: Нива Миракян (Рим)

Министерство культуры Италии создало сайт, на котором выложены более 200 тысяч самых известных итальянских композиций - от оперы до неаполитанских песен.

https://rg.ru/2018/02/09/200-tysiach-luchshih-italianskih-pesen-stali-besplatnymi.html
Che mai sento!

Оффлайн Irene

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 614
Фестиваль Башмета в Ярославле закрылся «Пиковой дамой» и нагрудным знаком
"...Вокальный ансамбль теперь почти безупречен — сборная Большого, Стасика и Мариинки показывает класс. Зараев и Головатенко купаются в ролях Томского и Елецкого, а Олег Долгов гиперубедителен в роли Германа. Оркестр «Новая Россия» под рукой Юрия Башмета отыгрывает все взаимодействия с артистами так, будто и не в яме сидит, а на сцене...
... в спектакле две графини — старая (великая Ирина Богачева своей энергетикой довлеет над всем действом) и молодая (кинозвезда Надежда Михалкова). Между ними проводятся параллели, тасуются герои и поются лучшие арии из оперы. Трехчасовую оперу таким образом в доступном для широкого зрителя виде удалось утрамбовать в полтора часа. Это лежит в мейнстриме желания Башмета делать адаптации великих опер. Это получается."

https://newsmuz.com/news/2018/festival-bashmeta-v-yaroslavle-zakrylsya-pikovoy-damoy-i-nagrudnym-znakom-41029

Оффлайн Irene

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 614
Трехчасовую оперу таким образом в доступном для широкого зрителя виде удалось утрамбовать в полтора часа. Это лежит в мейнстриме желания Башмета делать адаптации великих опер. Это получается."
https://newsmuz.com/news/2018/festival-bashmeta-v-yaroslavle-zakrylsya-pikovoy-damoy-i-nagrudnym-znakom-41029
Даже если рассматривать "утрамбовывание" трехчасовой оперы в полтора часа, как пропаганду классики и приближение ее к широкому зрителю в доступном виде, (т.е.- просветительство), я все равно против таких вариантов. Это же сколько музыки надо выбросить из "Пиковой дамы"! Ровно половину? А там нет ничего, чем можно пожертвовать, сколько красивейшей музыки не поместилось в эти полтора часа (максимум еще, что можно сократить, это Искренность пастушки т.к. это вставной номер на балу). Понятно, что не Башмет это придумал, вспоминается Колобов, его "Онегин" и по сей день идет в НО в одном действии, без антракта и всем, вроде, нравится. А мне кажется, нельзя самовольно менять замысел великого композитора, разве он свое разрешение на такие "утрамбовывания" своих опер кому-то давал?