Автор Тема: Хэллена Болеславовна Садова -Садовская (Завадская) - певица, учитель вокала  (Прочитано 32372 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Итак начнём с Богом!
Имя Хэллена приводится именно в том написании, как называла она сама себя, в немногих официальных документах попадается то Елена, то Хелена. С фамилией и того веселее: при рождении Завадская, а далее  фамилии официальных мужей (всего около 6) вступают порой в произвольные соединения со сценическими псевдонимами или с настоящей фамилией при рождении: например Горелова (редко), Садова-Завадская (по документам НКВД) или Садова-Садовская (чаще сценическое). Садовская - чистый псевдоним. Фривольности встречаются и в отчестве Болеславовна-(правильно) и Бореславовна -(непр.).
Дата рождения 1907 в справке об освобождении выданой Упр. НКВД Моск. обл. за №538 от 7 мая 1938 г -1908 (ошибка)
 поражает, что государственные ведомства любого уровня охотно принимали это жонглирование фамилиями в своих официальных документах.
 Всю биографию этой необыкновенной женщины освещать здесь форуме не представляется возможности, тема создается с целью предупредить чисто информационно о "выходе" книги о её жизни и творчестве составленной по личным беседам с самой Садовской её ученицей, которая брала уроки и близко знала её последние 8 лет жизни.
 ... моя роль (и наглость) во всем этом сводится к тому, чт. я самовольно развякался в форуме о Г.П.Вишневской, упомянув на основании прочтения рукописи, о роли Садовской в постановке голоса Галины Павловны, получив нагоняй, от автора жизнеописания певицы и педагога Х.Б. Садовской за самовольную проявленную инициативу, всеже был "утвержден" в качестве "форпоста" в интернете, т.к. сама автор не имеет ни возможности ни особого желания высказываться отделно от своей книги.

 на всякий случай, в  будущем прошу принять во нимание, что по русскому языку у меня была самая низкая отметка из всех возможных - заранее извиняюсь за грамматику и синтаксис.
« Последнее редактирование: Август 25, 2009, 14:08:12 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Продолжение
« Ответ #1 : Август 25, 2009, 15:00:24 »
Вот вступительный отрывок из рукописи книги, работа над которой уже почти закончена. Повторюсь, автор не я, и не профессиональный литератор, но живой свидетель последних лет жизни Хэллены Садовской. В конце августа или в начале сентября будут выложены 2 законченные главы (не по порядку) с разрешения автора.
 "25 февраля 2007 года исполнится 100 лет со дня рождения гениального музыканта, певицы, вокального Учителя и прекрасного Человека Хеллены Болеславовны Садовой-Садовской. Это ее сценический псевдоним, она вышла из рода Завадских, давших России немало выдающихся людей. Мы очень хорошо знаем ее дядю Юрия Александровича Завадского, ученика К.Станиславского, прекрасного артиста и крупнейшего режиссера, вырастившего целую плеяду первоклассных мастеров сцены и поставившему немало интереснейших спектаклей.
Мне досталось, сознательно не пишу слова выпало, огромное счастье знать Хеллену Болеславовну Садовскую, учиться у нее и не только вокалу, в течение 8 лет до ее ухода от нас, потому что нет такого дня чтобы не думалось о ней, не возносилось благодарности ей. Это чудо, когда ты смотришь на какие-то явления и события ее гла-зами, происходит не только со мной, но с теми ее учениками, с которыми мне приходится общаться через 7 лет после ее ухода. В разное время у нее учились такие певцы, ставшие корифеями для нас как Б.Гмыря, Т.Милашкина, И.Петров Краузе, Г.Виноградов, Л.Масленникова, Г.Вишневская, Н.Шпиллер, К.Герасимов, Е.Беляев, Т.Санина, Н.Кемарская, отец и сыновья Михайловы, Ковалева, из драмматических Бабанова, Целиковская 43 народных артиста СССР! А сколько народных РСФСР и Заслуженных никто еще не сосчитал.
Уже слышу голоса тех, кто хорошо и глубоко изучил биографии наших любимых певцов.
-Тамара Милашкина училась у Е.К.Катульской!!!
-Да, она закончила консерваторию по классу В.К.Катульской, как Меццо- сопрано, но в Большом театре ЗОлет держала репертуар лирико-драматического сопрано, среди ее ролей Тоска, Татьяна, Иоланта, Лиза и т.д. Интересный факт, о котором никто не задумывался. ..
Любимейшая наша живая легенда, Г.П. Вишневская в своей книге «Галина" описывает диалог который был возможен только с Х.Б.Садовской и приписывает его В.Н.Гариной.
Впрочем, у Галины Павловны есть на то веские причины. Но не будем заострять на этом внимания, у нас другие задачи, героиня моего труда Х.Б. Садовская.
Меня всегда занимал такой вопрос:»Почему есть школа Вагановой, школа Нейгауза, школа Порпора и т. д.? "
Школы Садовской нет, она сама говорила, что то, чему она учит называется "школой аподжио" старой итальянской школой -не путать с бель-канто,-основоположником которой является Н. Порпора..."
« Последнее редактирование: Август 25, 2009, 21:40:25 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Фото Хэллены Болеславовны
« Ответ #2 : Август 25, 2009, 15:05:09 »

Полина в Пиковой даме



 оперная студия при московской консерватории в центре Хэллена, во втором ряду снизу, второй справа Матвей Иванович Сахаров гл. концертмейстер большого.
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 15:16:42 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Ученики
« Ответ #3 : Август 25, 2009, 16:22:41 »
Сохранилось много писем и фотографий от учеников, было бы наверное неплохо если бы в своих мемуарах  и публичных выступлениях они были бы столь же шедры на благодарную память.
 Вто пару примеров.
Сергей Александрович Ценин
оборот фото С.А. Ценина
Фото Ю.Прайс


 лицо и боротная сторона фото И. М. Михайлова


Ковалёва, Галина Александровна - фото и оборот
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 15:10:49 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40

Конечно инструмент  у Завадских был и не один, семья принадлежала чуть ли не к первой десятке самых богатых родов России начала 20 века, но то было "до" а "после" - на это надо было соответствующее разрешение (видимо раздача инструментов производилась из ранее изъятых у таких же какими они были)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Очень хорошо, что завели этот крайне интересный и познавательный поток, остаётся лишь добавить, что разговор начался здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=21.msg27623#msg27623

вот этой фразой:

Почему знаменитости такого уровня как именниница этой темы, не любят упоминать имена своих настоящих учителей?
 Хелена Болеславовна Садовская - бывшая певица Большого, ставила голос Вишневской по школе  апподжио великого итальянца Баррера, специально приглашенного в СССР по распоряжению Сталина еще в 30 -х.

Я надеюсь, что этот поток получит не менее интересное продолжение и развитие.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Кстати о Барра
« Ответ #6 : Август 25, 2009, 21:27:26 »
Именно Барра ( не путать с  Карло Барерра) отметил роль Хэллены как продолжителя традиций школы аподжио. Во время гастролей хора Александрова в Италии состоялась его встреча с солистами ведущих партий - Константином Герасимовым и Евгением Беляевым, он поинтерисовался кто занимался их вокальной подготовкой, узнав что это женщина, буквально воскликнул
"Что женщина (баба)?" у нас в Италии почти не осталось мужчин, кто этому учит!" В знак признательности передал ей жемчужное ожерелье и халат. Рассказывая этот фрагмент из своей жизни Хэллена показала автору книги на пару маленьких подушечек облицованных истершимися, но еще яркими лоскутами на которых вальяжно разлеглась маленькая собачка .

... возможно это как раз то ожерелье. которое мы видим на втором снимке.
« Последнее редактирование: Август 25, 2009, 21:42:55 от BHIMA9 »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Уважаемый BHIMA9!

Прошу не обижаться на меня, но хочу продолжить свою миссию сомневающегося (чуть было не написал неверующего)  ???

Прежде всего, не оставляйте, пожалуйста, без ответа мое (да и не только мое - смотрите соседний поток) недоумение по поводу утверждения, что Т.А.Милашкина якобы окончила консерваторию у Е.К.Катульской как меццо-сопрано, а сопрановую природу ее голоса раскрыла позже Х.Б.Садовская. Я уже писал, что Т.А.Милашкина стала петь сопрановые партии в Большом театре еще будучи студенткой, да и один из участников форума привел свидетельство из мемуаров, где говорится о том, что Е.К.Катульская работала с Т.А.Милашкиной-студенткой над сопрановым репертуаром.

Оставляя без ответа такие вопросы, Вы подрываете доверие ко всей той информации, которую Вы здесь приводите, так что, прошу Вас, не молчите :)
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 00:31:07 от tol »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
У меня есть еще один вопросу к уважаемому BHIMA9.

Вы привели надпись на фото Г.А.Ковалевой. Я как ни старался, не смог прочитать несколько затертых букв перед подписью (перед фамилией). У Вас в руках оригинал. Может быть, Вы разберете, что там написано?

И еще. Судя по приписке там, Г.А.Ковалева изображена на фото в роли Сильвы. Это еще одно удивительное открытие! Разве Г.А.Ковалева когда-либо пела в оперетте? Не произошла ли здесь ошибка? Хотя, признаю, изображенная на фото действительно похожа на Галину Ковалеву.
« Последнее редактирование: Август 25, 2009, 23:55:23 от tol »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Re: Ученики
« Ответ #9 : Август 25, 2009, 23:26:30 »
Еще вопрос.

Сохранилось много писем и фотографий от учеников, было бы наверное неплохо если бы в своих мемуарах  и публичных выступлениях они были бы столь же шедры на благодарную память.
 Вто пару примеров.
...
 лицо и боротная сторона фото Михайлова обладателя эталонного исполнения партии Ивана Сусанина



Здесь явно что-то не так.

Не уверен, но мне кажется, что фото и надпись принадлежат Игорю Максимовичу Михайлову - сыну легендарного баса Максима Дормидонтовича Михайлова. Это Михайлов-старший (а не изображенный на фото) был знаменитейшим исполнителем партии Сусанина (получил за нее Сталинскую премию). Его сын Игорь также был певцом и пел в Большом театре, но его карьера была в разы менее успешной. Вершиной в ней были партии Царя Египта в "Аиде" и Зарецкого в "Евгении Онегине".

Но здесь, в связи с выложенными Вами фото, возникает еще один момент, который, возможно, хоть как-то прольет свет на предмет обсуждения.

Вы пишете (комментарий к фото)


оперная студия при московской консерватории в центре Хэллена, во втором ряду снизу, второй справа Модест Иванович Сахаров гл. концертмейстер большого.


Здесь маленькая неточность (если мне не изменяет память имя Сахарова было Матвей, а не Модест), но интересно другое. Опубликованное фото указывает на то, что Х.Б.Садовская была связана с Оперной студией консерватории. Запомним этот факт.

В энциклопедическом словаре на Яндексе есть маленькая и очень неточная статья про Игоря Михайлова http://slovari.yandex.ru/dict/agin/article/vs4/vs4-0121.htm

Привожу ее текст

Цитировать

МИХАЙЛОВ Игорь Михайлович (1920—1983)
Певец (бас). В 1950 окончил Моск. гор. оп. студию (кл. Е. Б. Садовского). В 1941—48 пел в Краснознаменном ансамбле песни и пляски. В 1950—59 солист Большого т-ра, с 1962 пел в хоре т-ра. Среди партий: Зарецкий "Евгений Онегин", Дед-Мороз, Гудал, Грумио "Укрощение строптивой", Собакин и др.

9124. Шевцов В. Отец и сын — солисты Большого театра // Веч. Москва. 1951. 24 марта.

Там же материал о М. Д. Михайлове.

9125. Глан Н. Накопление сценического опыта // Сов. артист. 1953. 3 июня.

9126. Памяти И. М. Михайлова // Сов. артист. 1983. 28 июля.


Повторю, здесь есть ошибки. Прежде всего, неправильно указано отчество И.М.Михайлова - должно быть "Максимович" (кстати, его сын также певец и также бас, назван в честь деда Максимом). Интересно то, что здесь сказано: "В 1950 окончил Моск. гор. оп. студию (кл. Е. Б. Садовского)". Если принять во внимание ту небрежность, с которой подготовлена эта маленькая статья, то можно предположить, что здесь две ошибки:

во-первых, не Московская городская оперная студия (не слыхать в истории про такую), а Оперная студия при Московской консерватории.
во-вторых не "Садовского", а "Садовской" (различия в первом инициале допустимы - Хелена=Елена по-польски).

Если допустить эти поправки, то сказанное в статье начинает соответствововать приведенному Вами комментарию к фото. Это уже хоть какое-то свидетельство...

Идем в этих рассуждениях дальше. Максим Михайлов - внук, к счастью, жив и здоров. Не знаю, как сейчас, но некоторое время тому назад он был солистом Большого театра. Я предполагаю, что его отец не мог не рассказать сыну о своей учебе в качестве певца. Его (Максима-младшего) свидетельство (пусть даже косвенное) было бы очень существенным. Коль скоро Вы занялись восстановлением (точнее будет сказать - открытием) памяти Х.Б.Садовской, не хотели бы Вы связаться с М.И.Михайловым? Кстати, если Вы введете в строке поиска Яндекса "Максим Михайлов бас внук", то тут же получите много идей по установлению контакта с ним.

« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 13:50:19 от tol »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
И последнее на сегодня :)

Уважаемый BHIMA9!

Судя по Вашим постам, у Вас есть доступ к архиву Х.Б.Садовской. С другой стороны, Вы писали, что она около трехсот раз выступала на сцене Большого театра, в том числе в ведущих меццо-сопрановых партиях. Если так, то у Вас наверняка есть если не афиши, то хотя бы программки с ее именем. Пожалуйста, вывесите что-нибудь из них здесь. Это также было бы важным свидетельством.

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
По поводу обучения Т. А. Милашкиной
« Ответ #11 : Август 26, 2009, 11:43:55 »
Ну первое, и пожалуй лучшее, спросить у самой Т.А. Милашкиной она ведь еще жива.
Второе, то что Е. К. Катульская работала с Т.А. Милашкиной над сопрановым репертуаром, тоже не доказывает что именно ей удалось дать силу и технику владения более высокими вокальными партиями.
Вы могли бы назвать еще каких-нибудь учеников Е.А. Катульской, с которыми она проделывала аналогичное?
 Садовская была профессором по вокалу именно как педагог и её влияние определяется даже на слух, все её ученики подчиняли себе не только тот или иной диапазонный репертуар но обладали огромным запасом что давало возможность буквально разговаривать со слушателем в любой точке зала не уродуя при этом фонетику текста.
 Трертье  - самое меркантильное: Садовская проводила занятия вполне официально, где-нибудь все это проходило по бухгалтериям студий и театров, наработки часов, конкретно с кем и сколько.
 ...пока это всё, будущее думаю поставит все на свои места, навеняка чего-нибудь еще всплывет.

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
О Михайловых
« Ответ #12 : Август 26, 2009, 12:07:15 »
Отец сын и внук Михайловы все проходили через занятия Садовской. На счет фотографии  я оставил пока, только что это Михайлов. Будем уточнять конкретно кто., в подписи разборчиво читается "И" перед фамилией.
 Уточнил, действительно Игорь.
 Сахаров тоже Матвей, а не Модест.
 Огромное спасибо! Поправляйте, в неточностях и ошибках - делу польза.
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 15:16:11 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
о Ковалевой
« Ответ #13 : Август 26, 2009, 12:15:14 »
Лазил с лупой, разобрать пока не удалось, может это "Ваш ребенок"? И затерто чтобы избежать невольного повтора? Первая буква "В" сомнений нет, а дальше не ясно.
 
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 15:18:55 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
об архиве
« Ответ #14 : Август 26, 2009, 12:30:06 »
... г-н tol спрашивал о афишах и програмках. - увы! архив находящийся в руках автора, вовсе не архив, а небольшая горстка писем и фотографий, + несколько уникальных документов. Единственная афиша висела в переделкино, в квартире Хэллены. "Царская невеста" с Озеровым. 30-х годов.
 известно, что с 1931 по 1937 была произведена запись оперы "Царская невеста" в составе солистов Большого театра и выпущена комплектом пластинок со скорость 76 партию Любаши пела Садовская (фамилия могла варьироваться: Садова, Горелова, Садова-Завадская, Садова-Садовская) партнером был Николай Николаевич Озеров.
 более того Садовсая написала  труд по работе с голосом, имеющий самое натуральное научное значение в этой области, т.к. специально изучала и буквально продувала всю дыхательную систему на "анатомическом материале". (имела 2 курса мед.института), работа написана под неизвестно каким псевдонимом, название тоже не известно, тираж ничтожный но и тот, сама Садовская буквально скупила целиком и ... уничтожила.
 вот так, вобщем не помню где, не помню что, но "шарман".
 Именно досканальное знание работы дыхательно мышечного аппарата, приводило к тому что, первый свой вопрос будущему ученику или ученице был не "ну спойте что-нибудь, что вы готовили", а "покажите как Вы дышите" - тот самый вопрос который приписывался Г. П. Вишневской  В.Н. Гариной, которая не обладала таким, естественно-научным взглядом на природу возникновения звуковых колебаний.
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 15:10:03 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
о "консультациях" по вокалу
« Ответ #15 : Август 26, 2009, 15:29:56 »
Консультаций не было, это противоречило методике Садовской, "Пение -это рефлекс!" учила Хэллена, его нужно прививать, нарабатывать методически, полностью заменяя или исправляя предидущие рефлекторные привычки. на это нужно время, упражнения и контроль результата, какие могли быть здесь консультации?
 Каждый кто проходил её подготовку, занимался конкретно и по-долгу.
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 16:59:17 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
http://www.turbobit.ru/sb8xzbvof4x8.html1909 Аида - женская партия Elena Ruszkowska
http://www.turbobit.ru/8bt4zm9e43qr.html
http://www.turbobit.ru/zcb68knd686u.html вместе с Ernesto Badini
 как поправила меня автор будущей книги, Баррера не являлся непосредственно педагогом по профессии в первую очередь он был выдающимся тенором и живым носителем школы апподжио, которую и впитала в себя Садовская, вдумчиво переработав её в сценической и научной практике.
 
Вот еще один из учеников Баррера: Арнольд Григорьевич Азрикан (23 февраля 1906, Одесса — 19 июля 1976, Москва) — украинский и российский оперный певец (драматический тенор) и режиссёр-постановщик. С 19 лет пел в хоре Одесского театра оперы и балета и одновременно учился в Одесской консерватории у Юлии Рейдер, позже занимался также у работавшего в Одессе и Харькове итальянского тенора Карло Баррера.
« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 16:57:36 от BHIMA9 »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
как поправила меня автор будущей книги, Баррера не являлся непосредственно педагогом по профессии

Уважаемый BHIMA9!

К Вам в руки попал интереснейший материал (если это все не мистификация, естественно  :)). Даже если у Вас нет профессионального навыка работы с источниками и документами, все равно, призываю Вас быть аккуратным в подробностях. Судите сами, такие ошибки (см. приведенную цитату) довольно сильно меняют смысловые акценты (Вы же писали, что Баррера был приглашен как великий педагог...). А все такие неточности вместе (в совокупности с сообщениями о "меццо-сопрано Милашкиной", "выдающемся исполнителе партии Сусанина Игоре Михайлове" и т.д.) может подорвать доверие к Вашим публикациям. Обидно будет, если из-за таких накладок вместе с водой выплеснут и... (далее по тексту :) ). В общем, постарайтесь в Ваших публикациях проводить четкую грань между тем, что Вам известно достоверно из документов, и теми сведениями, которые поступили к Вам опосредованно, в виде "преданий и легенд".

Надеюсь на понимание моей позиции - я не стремлюсь во что бы то ни стало скомпрометировать то, что Вы пишете. Напротив, мне это очень интересно и я буду рад, если в результате Ваших публикаций к нам вернется незаслуженно забытое имя. Но нужно все это делать так, чтобы публикации были убедительны, а для этого они должны быть выверены и точны.

Вот Вам еще один маленький упрек. Вы опубликовали ссылки на фонограммы предполагаемого великого, но забытого педагога (при ближайшем рассмотрении, оказалось, не педагога, а исполнителя) Carlo Barrera (имя даю в соответствии с одним из Ваших постов). Ну, почему бы Вам не указать на источник, ведь в mp3 файле никаких сведений исторического характера нет. Неужели, эти фонограммы могут быть доказательством существования одного из персонажей всей этой истории.

Кстати, интересно установить, а не происходит ли здесь путаница. Был испанский певец Carlos Barrera (родился в 1879). Довольно "кислая" характеристика ему (не знаю, в каой мере справедливая) дана здесь http://www.marstonrecords.com/krushelnytska/krushelnytska_liner.htm
Хотелось бы понять, не является ли Carlo Barrera и Carlos Barrera одним и тем же лицом? Если так, то вопрос о том, что этот певец был носителем каких-то принципов великой вокальной школы, становится еще более неясным...

В общем, призываю Вас действовать аккуратно, в соответствии с завещанным нам Президентом Рейганом принципом: "Doveryaj, no proveryaj!" :)

Чем дальше мы отходим от этого в своих публикациях, тем больше оснований мы даем тем, кто говорит об Интернете, как о Всемирой Мировой Помойке >:(.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вы привели надпись на фото Г.А.Ковалевой. Я как ни старался, не смог прочитать несколько затертых букв перед подписью (перед фамилией). У Вас в руках оригинал. Может быть, Вы разберете, что там написано?

И еще. Судя по приписке там, Г.А.Ковалева изображена на фото в роли Сильвы. Это еще одно удивительное открытие! Разве Г.А.Ковалева когда-либо пела в оперетте? Не произошла ли здесь ошибка? Хотя, признаю, изображенная на фото действительно похожа на Галину Ковалеву.

Но Г.Ковалёва действительно пела оперетту :)
Уж не знаю, как насчёт какой-либо партии целиком, но в телефильме "Карамболина - Карамболетта" к 100-летию Кальмана она пела номера из его оперетт (там были сняты и др. оперные певцы, выступившие в жанре оперетты с музыкой Кальмана) - возможно, фотоснимок как раз из тех времён.
Кстати, этот фильм раньше часто крутили, а что с ним теперь - я даже не в курсе.
Как говорил персонаж одного известного в своё время советского сериала, "Вселенная расширяется, а хороших вещей не становится больше" (с) :) Поэтому их всё труднее найти и поэтому они всё дороже стоят.

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/k/2922/annot/print/

Цитата:
------------------
Карамболина-карамболетта
информация о фильме

Режиссер: Александр Белинский

Оператор: Роман Черняк

Художник: Борис Петрушанский

Страна: СССР

Производство: Лентелефильм

Год выпуска: 1983

Актеры: Людмила Макарова, Елена Хмельницкая, Юрий Мазурок, Зоя Иванова, Тамара Синявская, Ольга Ченчикова, Галина Ковалева, Галина Петрова, Зоя Виноградова, Федор Чеханков, Владимир Шишкин, Евгений Зернов, Марат Даукаев.

Жанр: музыкальный фильм

Фильм-концерт.

Пожилая костюмерша музыкального театра вспоминает о своей жизни. Перед ее взором оживают картины из любимых оперетт...
------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
Кстати, интересно установить, а не происходит ли здесь путаница. Был испанский певец Carlos Barrera (родился в 1879). Довольно "кислая" характеристика ему (не знаю, в какой мере справедливая) дана здесь http://www.marstonrecords.com/krushelnytska/krushelnytska_liner.htm
Хотелось бы понять, не является ли Carlo Barrera и Carlos Barrera одним и тем же лицом? Если так, то вопрос о том, что этот певец был носителем каких-то принципов великой вокальной школы, становится еще более неясным...

Судя по описанию фонограммы на диске Мэрстона (http://www.marstonrecords.com/krushelnytska/krushelnytska_tracks.htm), это одно лицо:
14.    AIDA: Fuggiam gli ardori inospiti (Verdi) with Carlo Barrera, tenor 21 April 1909; (1790C) 054254

Надо сказать, что В.И. Зарубину, составлявшему свои каталоги постановок Большого театра в 1990-е гг., не было никакого смысла замалчивать каких-то солистов, в т. ч. репрессированных. Тем более исполнителей ведущих партий, которые упоминаются в программках и афишах, хранящихся в музее театра. 

Что касается "Царской невесты" с Озеровым, то хотя Николай Николаевич и пел партию Лыкова, такой записи в  центральных архивах встречать не приходилось. Это тем более странно, поскольку речь идет о якобы большом комплекте грампластинок с полной записью оперы. Ария Лыкова в исполнении Озерова не включалась в собрание его записей, нет ее и в переписи на радио, хотя почти все пластинки Озерова были в свое время переписаны на пленку.
Таким образом, единственным косвенным подтверждением рассказа пока остается упоминание некоего Е. Б. Садовского (ой?) в сетевой статье об И.М. Михайлове (= "Вокально-энциклопедический словарь" М. С. Агина), нуждающееся в проверке.   

« Последнее редактирование: Август 26, 2009, 21:00:49 от Максим »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
о Баррера
« Ответ #20 : Август 26, 2009, 22:45:46 »
Это ,действительно, одно и тоже лицо, записи я брал здесь http://www.unanocheenlaopera.com/viewtopic.php?p=249188&highlight=#249188
 и еще упоминание http://ru.wikipedia.org/wiki/Азрикан,_Арнольд_Григорьевич там он упоминается как итальианский тенор.
 Хэллене он говорил, что родился в Неаполе. Она также считала его стариком, т.к. на момент встречи он был седым, а ведь если верить дате рождения на сайте, ему было от 52 до 55 году в 1935 как уточняется (у автора) около берегов не Италии а Константинополя его тело было выброшено за борт.
 
Действительно, не понятно, много ли пользы от моей затеи, т. к. приходится постоянно исправлять неточности, и грубые ошибки моей поспешности и неосведомленности.
 ... всего как 2 года я окунулся по настоящему, в мир классической музыки, хотя слушаю её не один десяток лет.
 ситуация просто комическая, -полный профан берет на себя наглость "просвещать" экспертов.
 ...утешает только одно: имя Хэллены Садовской, найдет своё положенное ему место в ряду тех кто трудился всю свою жизнь для людей.
  Уже лежа в кровати в свои 90 она продолжала преподавать, когда певцы уже аккомпанировали сами себе и её глаза загорались при звуках первых аккрдов.
« Последнее редактирование: Август 27, 2009, 02:02:20 от BHIMA9 »

Оффлайн BHIMA9

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
об отсутствии записей в большом о Хэллене
« Ответ #21 : Август 26, 2009, 22:58:42 »
Точно не могу сейчас сказать но в 70-х начала 80-х Нина Константиновна Шац бывшая долгое время администратором Большого ( её дочь Алла Шац была ученицей Хэллены), обращалась в музей театра ещё при жизни Хэллены на передмет поиска записи и прочих документов, - ничего не было уже тогда.
 думаю все поспешно "вымарали" сразу после ареста в 37, как еще это можно обьяснить? Может на лубянке чего есть, но кто их трясти будет? Если только среди  работников этого ведомства не найдется страстного поклонника оперного искусства, который бы сейчас читал эти строки.
 последняя правка: Автор уточнила сегодня, что не может настаивать на 100 % что партнером Садовской в этой записи был именно Озеров, афишу она видела с Озеровым, а в записи мог быть кто-то и другой из тогдашнего состава Большого.
 -ужас, как я полоскаю вам всем мозги, еще раз прошу прощения. ... но думаю большой не много раз записывал в 30-х "Царскую невесту" шансы ещё есть.
« Последнее редактирование: Август 27, 2009, 02:25:11 от BHIMA9 »

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Re: о Баррера
« Ответ #22 : Август 27, 2009, 02:36:39 »
Это ,действительно, одно и тоже лицо, записи я брал здесь http://www.unanocheenlaopera.com/viewtopic.php?p=249188&highlight=#249188
 и еще упоминание http://ru.wikipedia.org/wiki/Азрикан,_Арнольд_Григорьевич там он упоминается как итальианский тенор.
 Хэллене он говорил, что родился в Неаполе. Она также считала его стариком т.к. на момент встречи он был седым, а ведь если верить дате рождения на сайте ему было от52 до 55 году в 1935 как уточняется (у автора) около берегов не Италии а Константинополя его тело было выброшено за борт.
 
Действительно, не понятно, много ли пользы от моей затеи, т. к. приходится постоянно исправлять неточности, и грубые ошибки моей поспешности.
 ... всего 2 года я окунулся по настоящему, в мир классической музыки, хотя слушаю её не один десяток лет.
 ситуация просто комическая, -полный профан берет на себя наглость "просвещать" экспертов.
 

Уваэаемый BHIMA9!

Напрасно Вы себя корите за "наглость". Я критиковал Вас за многочисленные ошибки, но совершенно не для того, чтобы "растоптать". Цель качественной дискуссии - выяснение истины, критическая проверка новых фактов, а не победа над оппонентом любой ценой (не будем путать с боксом  :)). Так что, если у Вас есть, что опубликовать по поднятой Вами интереснейшей теме, то призываю Вас продолжить, но при этом четко отделять достоверно известное (с указанием источников) от легенд и преданий (хотя и они могут быть предметом публикации).

Вопрос о том, одно ли то же лицо испанский и итальянский Баррера, думаю, пока не ясен. Если Х.Б.Садовская вспоминала о нем, как о старике, то это наводит на сомнения. Все-таки к человеку пятидесяти лет такое определение обычно не применяют... Но это, конечно же, субъективно. Все могло быть. Но если Баррера тот самый , то фабула начинает трещать и шататься. Дело в том, что, насколько можно судить по сохранившимся фонограммам (я прослушал финал "Аиды" и две сцены из "Отелло"), Барреру трудно назвать великим, как это сделали Вы в самом начале потока. Вполне качественный драматический тенор (не стал бы так сурово его критиковать, как в статье по приведенной мною выше ссылке), но с выраженными вокальными недостатками - зажатый открытый звук в верхнем регистре. Если это тот самый Баррера и если он, как Вы уточнили не был педагогом, то совсем непонятно, каким же образом Сталин узнал о нем и велел пригласить его преподавать вокал в России. Все-таки, это отдает "литературой".

И еще одно соображение. Вы пишете, что Г.П.Вишневская, рассказывая о своей учительнице Гариной, подчеркнула, что та знакомство с будущим учеником начинала с просьбы "Покажи, как ты дышишь" до того, как просила что-либо спеть. Вы считаете, что так могла говорить только Садовская и на основании этого Вашего суждения считаете, что в своей книге Г.П. исказила истину. Простите, но это Ваше построение не выдерживает критики ???. Все квалифицированные вокальные педагоги придают очень большое значение дыханию. Посмотрите это видео http://video.mail.ru/mail/accordionist/2/3.html Здесь речь идет ровно о том же самом - о важнейшей роли дыхания в процессе пения. Все это расказывает (и показывает в пении) совершенно другой педагог - не В.Н.Гарина, не Х.Б.Садовская, а Г.М.Троянова. Таких примеров можно привести множество. Моим первым учителем пения в школе был Виктор Сергеевич Попов - впоследствии выдающийся хормейстер, народный артист СССР. И он начинал занятия с нами именно с того, как дышать. Я очень надеюсь, что Вы не будете настаивать на том, что эту истину все последующие вокальные педагоги почерпнули у Х.Б.Садовской, но дружно скрывают факт заимствования  :).

Ваше сообщение о полной записи "Царской Невесты" с Н.Н.Озеровым и Х.Б.Садовской в главных партиях у меня вызвало большие сомнения (так же, как у уважаемого Максима). Источников этих сомнений два:

Полная запись оперы была в те времена таким экстраординарным делом (вопрос решался чуть ли не в Наркомате культуры, а то и выше), так что просто не могло случиться, чтобы от записи не осталось никаких следов в архивах, каталогах, коллекциях (даже в том случае, если участницу записи репрессировали). Кроме того, по той же самой причине, если уж запись делали, то в главных партиях всегда были только "главные" солисты. Не могу представить себе, чтобы в этой записи Любашу пела не Н.А.Обухова (блиставшая в этой партии), а другая певица.

Подводя итог, я склоняюсь к мысли, что во всей этой истории очень велика доля литературного творчества (возможно коллективного и не всегда осознанного). Но, повторю, буду с интересом ждать обещанной публикации книги.




Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
САДКО.
Знаю я про чудо чудное,
Ведаю про диво дивное:
Есть в Ильмень-озере,
Есть рыба – золото перо.

НАСТОЯТЕЛИ.
Нет, не знаешь чуда чудного,
Дива дивного не ведаешь!
В Ильмень-озере глубоком
Рыбы нет такой.

Биться о велик заклад не будем, хочется надеяться на чудо :). Наверное, надо попробовать расспросить М. И. Михайлова о его педагоге.

Оффлайн tol

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78

Биться о велик заклад не будем, хочется надеяться на чудо :). Наверное, надо попробовать расспросить М. И. Михайлова о его педагоге.

Точнее, о педагоге его отца - Игоря Максимовича Михайлова. Его уже нет, но просто невозможно предположить, чтобы он не рассказал своему сыну (также певцу) о своем вокальном педагоге. Так что, свидетельство Максима Игоревича Михайлова действительно могло бы пролить свет на эту загадку.