Автор Тема: Евгений Кириллович Голубев (1910—1988), выдающийся русский композитор  (Прочитано 27209 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ГОЛУБЕВ Евгений Кириллович (1910—1988) — выдающийся русский композитор, педагог. Учился в Музыкальном техникуме имени Гнесиных, затем – в МГК по классу композиции Н.Я. Мясковского. Закончил Московскую консерватория с золотой медалью в 1936 г., имя Голубева занесено на мраморную доску в холле МЗК. С 1937 года преподаватель МГК (полифония), с 1948 года – профессор кафедры композиции.

Среди сочинений: оратория "Возвращение солнца", "Герои бессмертны"; монументальные хоры a capella "Смерть поэта", "Кузнец" и др., духовн. хоры (песнопения из литургии), 10 фортепианных сонат, 3 фортепианных концерта, 7 симфоний, 24 струнных квартета, камерные ансамбли, фортепианные пьесы, романсы и др. произведения.

Среди учеников Голубева - А.Н.Холминов, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай.

--------------------------------------------------------------------

Здесь перечислены фондовые материалы, связанные с именем и деятельностью Е.К.Голубева:

http://libinfo.org/index/index.php?id=113372

Голубев Евгений Кириллович (1910-1988) - композитор

Фонд: 798
Ед.хранения: 424
Дата: 1911 - 1997

Рукописи-ноты Е. К. Голубева. Симфонии No 1, 2, 3, 4, 6, 7 (1934 - 1974); концерты с оркестром: для ф-п. No 1 - 3 - клавиры и партитура (1943 - 1955); для виолончели (1956), для альта (1961), для скрипки (1969 - 1970); квартеты No 1, 5 - 21 (1933 - 1980); квинтеты: для ф-п. (1938), для арфы (1955); соната для виолончели и ф-п. (1971); сонаты для ф-п. No 2 - 10 (1931 - 1977); "В Старой Рузе" - сюита для ф-п. (1950); "Октябрьская кантата", сл. Н. Н. Асеева (1931); "Одиссей" - балет (1965); "Возвращение солнца" - оратория (1935), "Герои бессмертны" - оратория памяти павших героев Великой Отечественной войны, сл. С. М. Городецкого и Н. В. Стефановича (1946), "Смерть поэта" - произведение для голоса и ф-п., сл. М. Ю. Лермонтова (1957); "Я помню чудное мгновенье" - романс, сл. А. С. Пушкина (1933), "Три стихотворения С. М. Городецкого" - романсы (1972). Всего 50 рук. Рукописи Е. К. Голубева: воспоминания о Г. А. Григоряне, Н. С. Жиляеве, Н. Я. Мясковском, Г. Н. Попове, А. В. Свешникове и А. Н. Холминове ([1960-е] - 1980), приветствие А. Н. Александрову в связи с его 90-летием (1978), дневники (1951 - 1974), автобиография (1977). Всего 25 рук. Письма Е. К. Голубева: Ю. А. Кремлеву 2 (1960, 1971), А. В. Свешникову (1966), А. Я. Эшпаю (1975) и др. Всего 14 адр. Письма Е. К. Голубеву: В. Г. Агафонникова 14 (1970 - 1981), С. А. Баласаняна 18 (1959 - 1980), И. М. Белорусца 5 (1960 - 1980), В. В. Браиловского 8 (1967 - 1978), И. Ф. Бэлзы [1930-е], П. И. Васильева (1966), В. А. Власова 3 (1970 - 1978), Р. В. Глезер (1979), Р.-Д. Жигайтиса 3 (1969 - 1972), А. А. Иконникова 10 (1966 - 1980), Д. Б. Кабалевского (1963), К. А. Караева (1959), Л. К. Книппера 4 (1970 - 1973), О. М. Комарницкого 7 (1973 - 1981), В. А. Кончакова 20 (1963 - 1980), Ю. А. Кремлева 8 (1960 - 1971), Р. С. Леденева 14 (1970 - 1980), Г. И. Литинского 2 (1963, 1970), Е. П. Макарова 6 (1961 - 1980), А. Д. Мачавариани 9 (1962 - 1981), Я. И. Мильштейна 11 (1964 - 1981), К. В. Молчанова 2 (1963, 1970), О. А. Моралева 23 (1955 - 1980), Т. Ф. Мюллера 7 (1967 - 1979), Т. П. Николаевой 9 (1950 - 1980), Г. А. Поляновского (1970), А. В. Свешникова 2 (1972, 1976), С. С. Скребкова (1947), Я. С. Солодухо (1980), Б. А. Сосновцева (1978), С. В. Стемпневского 15 (1950 - 1980), О. В. Тактакишвили 4 (1950 - 1970), Ю. Н. Тюлина 18 (1957 - 1978), Н. Г. Факторовича 7 (1959 - 1966), Л. В. Фейгина 7 (1951 - 1980), В. Г. Фере 2 (1966, 1970), М. И. Чулаки 5 (1968 - 1977), Ю. А. Шапорина (1946), Ады Г. Шнитке 9 (1957 - 1964), А. Г. Шнитке 14 (1966 - 1981), Д. Д. Шостаковича 3 (1963 - 1970), Ю. Г. Щербакова 7 (1974 - 1977), А. Я. Эшпая 10 (1965 - 1976), Б. М. Ярустовского 7 (1967 - 1977), Ю. М. Яцевича 2 (1950) и др. Всего 99 корр. Материалы к биографии Е. К. Голубева (1925 - 1979). Статьи и отзывы о Е. К. Голубеве А. А. Альшванга, А. А. Иконникова, Н. Я. Мясковского, Т. П. Николаевой, В. Я. Шебалина и др. (1941 - 1980). Симфонии Н. Я. Мясковского: No 13 - клавир (1934), No 15 - черновая партитура (1934). Фото Е. К. Голубева, индивидуальные и в группах с П. С. Акуленко, С. А. Баласаняном, И. М. Белорусцем, С. С. Богатыревым, А. А. Иконниковым, С. Н. Кнушевицким, Т. Н. Ливановой, Г. И. Литинским, Т. П. Николаевой, Н. И. Пейко, Т. Поповым, Н. Г. Рахлиным, С. С. Скребковым, С. Е. Фейнбергом, А. И. Хачатуряном, М. И. Чулаки, Ю. А. Шапориным, А. Г. Шнитке и др., 53 (1911 - 1976) . Оп. 2. Рукописи-ноты Е.К.Голубева. Хореографическая симфония "Возвращение Одиссея" - партитура [1970-e]; квартеты (партитура): №22 (1983), № 23, №24 (1986); романсы на стих-ния С.М.Городецкого, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (1985-[1988]); "Духовные хоры" (1986) и др. Всего 19 рук. Рукописи Е.К.Голубева. Воспоминания: "Аллогизмы" (1986), об А.В.Свешникове [1980-e] и др. Всего 6 рук. Записные книжки Е.К.Голубева 14 (1947-1987). Письма Е.К.Голубева: В.Г.Агафонникову [1980-e], Р.Г.Бойко (1988), В.П.Спасскому 2 [1980-e], А.Г.Шнитке [1980-e] и др. Всего 16 адр. Письма Е.К.Голубеву: В.Г.Агафонникова 18 [1980-e], Ф.Аллахверды 2 (1970,1972), С.А.Баласаняна (1983), А.А.Балтина 7 (1967-1986), И.М.Белорусца 3 (1965-1981), Р.Г.Бойко 5 (1966-1986), Д.В.Житомирского (1983), О.М.Комарницкого 5 (1981-1986), Р.С.Леденева 8 [1981-1987], А.Д.Мачавариани 6 ([1980]-1989), О.А.Моралева 14 (1965-1988), Т.Ф.Мюллера 9 (1979-1988), Т.П.Николаевой 3 (1960-1977), М.А.Парцхаладзе 3 [1979-1985], Л.Л.Солина 2 [1980-e], В.П.Спасского 27 (1981-[1988]), С.В.Стемпневского 11 (1982-1988), А.Г.Шнитке 7 [1960-e-1980-e] и др. Всего 53 корр. Поздравительные письма и телеграммы Е.К.Голубеву в связи с юбилеями и награждением Орденом Трудового Красного Знамени: Д.Б.Кабалевского, А.И.Хачатуряна, Д.Д.Шостаковича, Р.К.Щедрина и др. (1963-1985). Материалы к биографии Е.К.Голубева ([1930-e]-1995). Статьи и заметки о Е.К.Голубеве и с упом. о нем: В.К.Мержанова, Т.Ф.Мюллера, В.П.Спасского, Ю.Н.Тюлина и др. - маш., газ. выр., ксерокоп. (1975-1993); письма с упом. о Е.К.Голубеве (маш. коп.): В.П.Спасского - Л.Л.Солину (1989), Б.Г.Тевлину (1989), А.Я.Эшпаю (1989). Письмо Т.В.Голубевой (жены) - С.Р.Степановой [1970-e]; письма к ней: В.Г.Агафонникова 10 [1985-1992], И.Ф.Бэлзы (1988), М.Г.Козловой (1988), В.А.Кончакова 5 (1990-1991), Р.С.Леденева 9 [1983-1992], О.А.Моралева 9 (1990-1996), Н.И.Пейко (1988), А.Я.Эшпая [1989] и др. - всего 20 корр.

--------------------------------------------------------------------

Здесь можно ознакомиться с фонограммами произведений Е.К.Голубева.
http://classic-online.ru/ru/composer/Golubev/2853

Я уже неоднократно упоминал имя Евгения Кирилловича Голубева, этого гениального русского симфониста и фортепианного композитора. Его творчество довольно неровно и, быть может, не все его произведения достойны изучения, но среди них встречаются поистине великие опусы.
Соната №4  Е.К.Голубева  - это совершенно гениальная вещь. Её включил в специально выпущенный сборник лучших советских сонат сам Г.Г.Нейгауз – уж он-то знал толк в музыке ! Кстати, эту сонату (конкретно и специально) весьма положительно поминал даже Гаккель в своих трудах.
Почему её не играют – я не в курсе. Наверное, просто не знают её, не проявляют пытливости, не копаются в отечественном репертуаре. Эта соната написана в 1942-м году – любопытный факт, не правда ли ? И в ней есть что-то такое, что напоминает об этом, как есть это и в 5-й симфонии Голубева, написанной позже и содержащей музыкальные цитаты из этой Сонаты, что задним числом наталкивает на мысль и об особенностях  происхождения самой Сонаты. Да, 5-я его симфония это просто шедевр, достойный памяти Чайковского и Скрябина и содержащий аллюзии одновременно и на того, и на другого. Вдруг сейчас подумал, что 4-я соната с её мрачной депрессивностью и романтическими оркестровоподобными кульминациями, с её изысканным фортепианным письмом – это просто вещь для Плетнёва-пианиста, как и 5-я симфония тоже – отличное "открытие" было бы для Плетнёва-дирижёра. Особенно медленная её часть, где душа словно сначала мается и страдает, а потом через страшное напряжение будто освобождается от земной оболочки и улетает в космос.
Помню, когда первый раз услышал это произведение, то просто ахнул – как же я мог не знать его ??
А вот не играют, потому и не знаем.
Вообще, за громадным количеством дореволюционных отечественных романтических произведений мы мало что видим из советской музыки в репертуаре наших музыкантов – и это ЖАЛЬ.
« Последнее редактирование: Май 14, 2012, 14:38:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ihtis

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Очень заинтриговали музыкой Голубева. Ее где-то можно найти? (извините, что вмешался)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Очень заинтриговали музыкой Голубева. Ее где-то можно найти? (извините, что вмешался)

4-я соната есть у Кантилены, мне в данный момент просто некогда этим заниматься. Есть она и на Озоне и в магазинах Москвы (P.S. Сейчас она выложена и в интернете, как и другие произведения Голубева - прим. Predlogoff, май 2012 г.)).
3-й концерт можно пока не слушать - он, может, интересен, но не настолько, а Соната гениальна.
5-ю симфонию я в будущем оцифрую с пластинки - это того достойно, тем более, что на CD её нету до сих пор.
Вообще, я думаю, Концерт и Сонату вытащили на CD только потому, что их в своё время сыграла и записала Т.П.Николаева - её имя и помогло издать ф-п произведения Голубева на CD, иначе не видать бы нам их, как своих ушей:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3471049/

То же самое случилось с Квинтетом для арфы и струнных - если бы не имя Дуловой, не издали бы:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1276128/#persons

А Симфонию записал Проваторов - записал прилично, слушать можно вполне, но, к сожалению, это не той известности имя, чтобы оно привлекло издателей фонограммы этой Симфонии. Как и имя Голубева, к сожалению, не слишком известно.

У Е.К.Голубева есть ещё множество интересных сочинений, в частности, огромное количество струнных квартетов, но их почти не исполняют и на дисках я их тоже не видел.
Вот так мы "ценим" своих отечественных авторов - зато Шопена, Листа, Шуберта и Бетховена переиграли и перезаписали почти всё тотально, а самые известные вещи по нескольку раз.
Мне особенно жаль несчастный "Хаммерклавир" :)))))) С тех пор, как издали на CD записи Рихтера и Гилельса, а также выпустили интеграл Ф.Гульды, эту сонату просто замучили подражательными исполнениями - прошёл какой-то прямо-таки ВАЛ концертных представлений этой сонаты самыми молодыми нашими музыкантами. Ну конечно: какой же пианист без Хаммерклавира ?? :))
Такое впечатление, будто никаких других нот не издано.
А в это время под спудом лежат громадные богатства.

О Голубеве вышла книга:

Санько А. Евгений Голубев: Жизнь и творчество. - М., 2002

В продаже я её не видел, какой тираж не знаю, где она была в продаже, была ли вообще и где искать её - понятия не имею.

Вот тут 5-я симфония Голубева, 4-я соната, ф-п концерт, некоторые квартеты и другие его произведения:

http://classic-online.ru/ru/composer/Golubev/2853

На примере 5-й симфонии Голубева можно убедиться, что после Чайковского, Рахманинова, Скрябина и даже после выдающихся симфоний Шостаковича (5, 6, 7 и 8-й) можно было создавать грандиозные симфонии - и даже во вполне романтическом ключе. Другое дело, что эта линия осталась неразвитой. О причинах сего можно спорить до бесконечности.
Когда вернусь из-за рубежа, мысль о "недописанных творениях" можно будет развить.
О 5-й симфонии Голубева можно сказать, что она не уступает ни по качеству материала, ни по качеству его обработки лучшим симфониям Чайковского, Скрябина и Шостаковича.
Осмелюсь сказать, что это вообще не только лучшая Симфония самого Голубева, но вообще одна из лучших советских симфоний - ей подобные можно сосчитать на пальцах одной руки.
Все части Симфонии великолепны, но на эмоциональном уровне особенно поражает медленная часть - не ошибусь, если скажу, что это мысли о жизни и смерти и даже больше - о жизни после смерти. В этой части достигнут поразительный синтез художественных и идейных достижений Чайковского и Скрябина одновременно - у Чайковского автор словно бы "позаимствовал" идею земного страдания и томительных мучений, а у Скрябина - идею отрыва от Земли и земного притяжения (и физического, и идейного). Гигантская кульминация в конце разработки - это смерть в слепящих лучах радости. В этом есть что-то послескрябинское, что-то такое, к чему Скрябин пришёл в конце жизни - уже не радость достигания экстаза, а радость перерождения, перехода в новое состояние: если у Чайковского смерть трактуется как финальная трагедия, то у Скрябина - как желанный переход в неизвестность бесконечности. Мысленно я представляю себе, что медленная часть 5-й Симфонии Голубева это иллюстрация к картине человеческой смерти, неотрывная от контекста некоторых культур - отчасти, наверное, и советской тоже: когда "на поле боя" принято было умирать с непременной улыбкой на устах. Музыка живописует последнее невероятное физическое напряжение организма и всех духовных сил в борьбе за жизнь и, одновременно, осознание невозможности выжить, когда уже нет страха смерти, а есть предвкушение избавления от мучений физических, какое-то удовлетворение совершённым на Земле и, одновременно, "радость избавления" от земных страданий. В самом этом несоответствии мощи кульминации и предыдущего развития медленной части Симфонии ощущается программное желание автора показать приближение и присутствие некой всесильной надмирной инстанции: подключаются какие-то исполинские вселенские ресурсы, символизируемые грохотом оркестра и могучими триумфальными фанфарами, и ...... вырывают человека из контекста земного бытия.
Душа отрывается от тела и улетает в космос....
Этот момент передан и оркестрован гениально - слушается как что-то нереальное, неземное, возникает даже тембровая иллюзия звучания электронных инструментов, хотя звучит романтический оркестр. Тут, в самой резкости этого перепада, опять ощущается что-то явно скрябинское - чудовищный срыв, "грозный обвал" или что-то подобное, но не с трагическим, а с экстатическим оттенком. Без сомнения, это идейная кульминация не одной лишь только медленной части, а всей Симфонии - иной причиной её размах просто невозможно объяснить, так как даже для этой довольно развитой и продолжительной части формы она явно "великовата".
Затем следут реприза, но уже как "воспоминание о земном пути" - она заканчивается резкими отрывистыми аккордами медных духовых, сопровождаемых, словно эхом, гулом ударных. В этом моменте я представляю, как тут словно чьё-то "сердце обрывается" от ощущения утраты и от невозможности вернуть утраченное. А потом следует "катарсис" - мажорная кода: примирение и приятие совершившегося.
Мятежный финал Симфонии тематически особенно отчётливо соприкасается с 4-й сонатой - он утверждает победные интонации. Кстати, эта Соната тоже проникнута "симфонизмом".
« Последнее редактирование: Май 14, 2012, 09:10:26 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Спасибо большое за материалы!
Пожалуй, это лучшая из новых для меня современных (условно) симфоний, которые  мне приходилось слышать в последнее время. Вполне достойная того, чтобы быть поставленной в один ряд с произведениями Шостаковича. При этом и в сонате, и в этой симфонии ярко проявляются индивидуальное музыкальное и образное мироощущение композитора. Хотя несомненно и то, что в них звучит голос эпохи. И с этой точки зрения в симфонии ощущается  и что-то родственное с великими советскими классиками – не столько на уровне музыкальной конкретики, сколько на уровне направленности музыкального мышления, отражения оттенков духовного состояния  личности и общества, оказавшихся перед лицом жестоких исторических потрясений. В многоплановости музыкального содержания видятся и острота человеческих переживаний, и тяжелые философские раздумья, и воспоминание о красоте, и достигнутая ценой страданий мудрость.
Великолепно построена драматургия симфонии, произведение предстает очень стройным - не только благодаря интонационным и эмоциональным перекличкам между частями, несущим, с одной стороны, определенную смысловую нагрузку, а с другой стороны, отражающим некоторые нюансы настроений, но и благодаря общей напряженности и суровому колориту. Наиболее интересными мне показались три первые части симфонии.
В первой части очевидно противопоставление двух начал – с одной стороны, тревожные предчувствия, которые, обостряясь, перерастают в драматические переживания надвигающихся событий, и с другой стороны - светлая лирическая тема, в которой живут воспоминания, надежды и образы, придающие силы в трагических обстоятельствах.  Любопытно истаивание лирической темы в конце первой части. Мне кажется, что какие-то отзвуки этого настроения, но уже с другим смысловым оттенком, появляются в третьей части после трагической кульминации.
Во второй части слышится какая-то неустойчивость, шаткость, иногда проскальзывают гротесковые нотки. Веселые интонации несколько натянуты, искусственны. Только в средней части появляется что-то, что заставляет забыть об общей зыбкости, и прорываются подлинные эмоции. Есть во второй части что-то родственное в настроении со средними частями некоторых симфоний Шостаковича и Чайковского.
Третья часть, действительно, удивительна по своей эмоциональной выразительности, драматургии и глубине. Дважды прослушав симфонию, я нашла в ней разные оттенки. В первый раз - скорбное, реквиемальное чувство, осознание тяжелой утраты. Во второй раз восприняла её как отражение некоего «расширения сознания», когда перед принятием неизбежного всё предстает в новом свете и обретает другой ясный смысл, и обнаружила в глубокой трагичности умиротворение, просветление и в какой-то определенный момент восторг перед торжественностью и грандиозностью события. Уважаемый Predlogoff очень ярко описал ощущения, рождаемые музыкой. Трудно что-либо добавить, поскольку уже задано направление для выстраивания ассоциаций. Невольно восприятие осуществлялось в этом ключе. Потрясена Вашим сообщением! Вместе с музыкой, образно её характеризуя, оно всколыхнуло некоторые мои собственные давние мысли и представления в данном контексте. Поистине музыка является наивысшим  выражением самых глубоких человеческих переживаний.
Финал симфонии логически замыкает форму, но содержательно более предсказуем. Здесь в общей атмосфере тревожности преобладает активное, деятельное начало.

Что касается аллюзий. Чайковский чувствуется. Скрябин - да, наверное, есть, в кульминации 3-й части. Мне ещё послышалось и что-то вагнеровское в первой части - но не на уровне прямых ассоциаций.

(Кстати,  в связи с упоминанием Скрябина в контексте рассмотрения симфонии мне почему-то вспомнился один из роликов, который сопровождал «Минуты молчания» 9 мая в советское время. Помню довольно смутно, но, кажется, основными фрагментами там были 6-я симфония Чайковского, 2-й концерт Рахманинова и конец финала 3-й симфонии Скрябина. И в этой подборке особенно удивительно звучала музыка Скрябина: после скорбного вступления и мужественного трагизма главной темы первой части рахманиновского концерта в ней чувствовалось не столько «торжество жизни» сквозь «боль утрат», сколько действительно освобождение и преображение человеческого духа - на уровне личности или целого поколения.)
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2008, 21:48:20 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересующимся хочу напомнить, что сегодня (15-02-2010) в в Москве в МЗК проводится вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения выдающегося композитора Евгения Кирилловича Голубева (родился 16 февраля 1910 года в Москве) - одного из гениев советской музыки.

Пн.
15
19-00
 
  Кафедра сочинения
К 100-летию со дня рождения
Народного артиста РСФСР,
профессора Московской консерватории, композитора
Евгения Кирилловича Голубева
(1910 – 1988)

Вход свободный 
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, а сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Кирилловича Голубева - выдающегося советского композитора, гения русской музыки, автора замечательных ф-п сонат и концертов, симфоний, громадного цикла из 24 струнных квартетов, которые никак не запишут и никак не издадут на дисках.


Ох, наши исполнители в большом долгу: чем всяких там Лахенманнов-Штокхаузенов-Лигети мусолить, лучше бы собственную отечественную музыку в нормальном виде записали, а то куда ни сунься - всюду иностранные исполнители наш репертуар фиксируют.
Позорная история наших дней.

Но в прошлом нашими исполнителями кое-что было записано из его вещей - вот ссылки:

http://www.classic-online.ru/archive/?composer_id=2853

На мой взгляд, особенно интересны 4-я соната и 5-я симфония.
« Последнее редактирование: Февраль 16, 2010, 16:54:16 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Да, а заметили, что это я, причем первая, выложила концерт №3 Голубева на этом сайте :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Конечно, я всё вижу, всё замечаю ! :))

Я всё мечтаю, чтобы какой-нибудь камерный коллектив осуществил запись всех его 24 струнных квартетов. Но кто им сделает такой заказ, ума не приложу. Наверное, опять иностранцы раньше это сделают, чем наши.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Намедни послушал 10-й струнный квартет Е.К.Голубева (100-летие со дня рождения выдающегося русского советского композитора недавно отмечалось) и был приятно удивлён: великолепное сочинение ! Вообще, после таких его камерных вещей – квартетов, ф-п сонат, квинтета для арфы,-  а также после его концертов и симфоний (особенно 5-й и 7-й) можно подумать, что Голубев – это "русский Малер" ! :)
Как жаль, что его 24 струнных квартета до сих пор исполнены в столь малой выборке, что мы не можем судить об этом цикле, взятом целиком в его звучании.
10-й квартет великолепен: в начале его замечательное "малероподобное" тягучее Адажио мутно-мрачного настроения, затем остро-беспокойное движение, затем опять медитативные эпизоды с богатыми роскошными гармониями, смелые тональные сопоставления, а финал – опять подвижен и наиболее внятен и просветлён тематически и гармонически. Некоторые эпизоды остро ритмизованы в духе неакадемических музыкальных направлений 20-го века.
Общая идейно-программная направленность хорошо угадывается и вполне типична для романтической музыки: "От мрака к свету". Эти слова просто напрашиваются по прослушивании всего сочинения целиком.
Я остался очень доволен. Да и эта запись, что я слушал, тоже была переснята с винилового диска. Вообще, наши камерные исполнители в большом долгу перед русской музыкой – пока они играют что-нибудь убого-авангардистское, такие шикарные сочинения прозябают на библиотечных полках ! Если уж исполнителям "надоела классика" и так сильно хочется поиграть то, чего никто не играл, в т.ч. и из произведений 20-го века, то почему бы не вытащить что-нибудь лучшее из неигранного отечественного ? К примеру, квартеты Шнитке переиграли все, кому не лень, а вот Голубева, Шапорина, Вайнберга, других наших замечательных авторов – кто будет играть ?
А то у исполнителей опять получается "классика и современность", а где же середина и лучшие её вещи, в т.ч. не авангардистский, а вменяемый, то бишь музыкальный, 20-й век ?
Убеждён, что диски квартетов Голубева, содержащие все 24 произведения, произвели бы фурор по части обновления камерного репертуара "хорошо забытым старым".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Могила Е.К.Голубева и его жены в Москве на Введенском кладбище (10-й сектор):

« Последнее редактирование: Июнь 24, 2012, 14:50:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот здесь нашёл "следы пребывания" 15-го квартета Голубева, но самой фонограммы уже нет:

http://intoclassics.net/news/2010-12-04-20063

Струнный квартет №15, соч. 69 (1976)

I. Allegretto
II. Andantino
III. Andante con moto
IV. Allegro con fuoco
V. L'istesso tempo
 
Исполняют:

Александр Винницкий - скрипка
Михаил Вайман - скрипка
Юрий Башмет - альт
Иосиф Фейгельсон - виолончель

----------------------------------


Если кто увидит его в сети или обладает этой записью, прошу сообщить в этом потоке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как побываю на Введенском кладбище, постараюсь разыскать могилу Голубева и его жены: кладбище большое, а каталога его в интернете, наверное, нет. Там, кстати, похоронены и многие другие деятели отечественной культуры, науки, спорта, военного и инженерного дела: балерина Ольга Лепешинская, братья Озеровы (в т.ч. Николай Озеров - теннисист и спортивный комментатор), пианистка Роза Тамаркина и мн.др.
Что касается произведений Голубева, то в программу московского конкурса им.Скрябина включена рекомендация к исполнению его фортепианных произведений. Я надеюсь, что и до его симфонических произведений и квартетов исполнители рано или поздно тоже доберутся.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Максим,  Предлогов, а можно ли этот диск выложить в интернете?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот здесь есть кое-какие записи:

http://classic-online.ru/ru/composer/Golubev/2853

На данный момент:

Квинтет для арфы и струнного квартета. c-moll. соч. 39.
Концерт для виолончели с оркестром ре минор ор.41
Концерт для скрипки с оркестром
Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ля минор в 3-х частях ,соч.24
Концерт №2 для фортепиано с оркестром ре бемоль мажор, соч.30
Концертная ария для виолончели и арфы
Симфония №5 ля минор в 4-х частях,соч.45
Симфония №7 `Героическая”, соч.67 (1972 год)
Соната №4 для фортепиано,фа минор в 3-х частях,соч.22 (1942)
Струнный квартет №10, соч.59 (1971)
Струнный квартет №11, соч.61 (1972)
Струнный квартет №4 соль минор соч.44
Фортепианный квинтет ре минор соч.20
`На смерть поэта` для хора без сопровождения, ст. М.Лермонтова (1937)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А вот здесь неполный список произведений Е.К.Голубева, сделанный иностранцем.

------------------------------

Evgeny Golubev
Internet Edition compiled by Onno van Rijen
Updated 1 April 2006

http://home.wanadoo.nl/ovar/golubev.htm

Works

Poem for piano opus 1 (1929)

Piano Sonata No. 1 opus 2 (1930)

Poem for violin and piano opus 3 (1930)

Requiem for baritone and piano opus 5 (1931)

String Quartet No. 1 (1931)

Piano Sonata No. 2 (1933)

Piano Sonata No. 3 opus 9 (1933)

Symphony No. 1 opus 11 (1934)
Revised in 1950 as opus 34

"Return of the Sun", oratorio opus 12 (1935)
Revised in 1980.

Ukrainian Rhapsody in G minor for piano opus 14 (1936)
Orchestrated as opus 81

"The Blacksmith" for Chorus opus 16 (1937)

Symphony No. 2 opus 17 (1938)
Revised in 1973

Five Pieces in memoriam M. Lermontov for piano opus 18 (1939)

Piano Quintet opus 20 (1938-1940)
Dedicated to Nikolai Miaskovsky.

Symphony No. 3 opus 21 bis (1942)
Revised in 1974

Piano Sonata No. 4 in F minor opus 22 (1942-1943)
Movements:
1. Allegro concertando - 7 min.
2. Andante doloroso - 8 min.
3. Allegro risoluto - 10 min.
Total duration: 25 minutes.
LP Melodiya C10 07895-6: T. Nikolaeva (piano)
CD Melodiya MEL CD 10 00925: T. Nikolayeva (piano)

Piano Concerto No. 1 in A minor opus 24 (1944)
LP Melodiya C10 27953: USSR TV & Large Radio SO, G. Cherkasov (cond), V. Bunin (piano)

"Heroes can't die", oratorio to the memory of the victims of the great homeland's war opus 25 (1946)

Two Suites of the Stage Music "The Song of the Forest" opus 26bis (1946)

Children's Album, pieces for piano opus 27 (1945-1946)

Symphony No. 4 opus 28 (1947)

Piano Concerto No. 2 In B flat major opus 30 (1948)
LP Melodiya M10 38281-2: Radio & TV Large SO, A. Gauk (cond), E. Golubev (piano)

String Quartet No. 2 opus 31 (1948)

"In old Ruza" for piano opus 32 (1949)

Symphony No. 1 opus 34 (1950)
Revision of Symphony No. 1 opus 11 from 1934

Piano Sonata No. 5 opus 35
To Tatiana Golubeva

Sonata in E flat major for trumpet and piano opus 36 No. 1 (1951)

Ouverture opus 36 No. 2 (1952)

Sonata for violin and piano opus 37 (1952)

String Quartet No. 3 opus 38 (1952)

Quintet in C minor for harp and string quartet opus 39 (1953)
LP Melodiya M10 38281-2: Komitas Quartet, Vera Dulova (harp)
CD Russian Compact Disc RCD 16205: Komitas Quartet, Vera Dulova (harp)

Piano Concerto No. 3 in G minor opus 40 (1954)
Dedicated to Tatiana Nikolayeva.
Movements:
1. Allegro ma non tanto molto appasionato - 16 min.
2. Sognando - 14 min.
3. Allegro vivace - 14 min.
Total duration: 34 minutes.
LP Melodiya D 05672-3: USSR SO, N. Anosov (cond), T. Nikolayeva (piano)
CD Melodiya MEL CD 10 00925: USSR SO, N. Anosov (cond), T. Nikolayeva (piano)

Piano Quintet No. 2 (1954-1955)

Cello Concerto in D minor opus 41 (1956)

"The Heroes of October", symphonic poem opus 42 (1957)

"The Poet's Death", poem for baritone and orchestra opus 43 (1957)

String Quartet No. 4 opus 44

Symphony No. 5 in A minor opus 45 (1960)
LP Melodiya C10 12509-10: Moscow Radio and TV Orchestra, Provatorov (cond)

Two Etudes for cello solo opus 46 (1961)

Viola Concerto opus 47 (1962)

String Quartet No. 5 opus 48 (1963)

Quartet for two flutes and two harps opus 49 (1963)

"Odysseus", ballet with female chorus opus 50 (1965)

"The Return of Odysseus", choreographic symphony opus 50bis (1974)

Symphony No. 6 opus 51 (1966)

String Quartet No. 6 opus 52 (1965)

String Quartet No. 7 opus 53 (1965)

Piano Sonata No. 6 opus 54 (1965)
To the memory of Nikolai Miaskovsky.

Classical Scherzo for bassoon and piano opus 55 No. 1

Violin Concerto opus 56 (1970)

String Quartet No. 8 in A minor opus 57

String Quartet No. 9 in D minor opus 58

String Quartet No. 10 in B minor opus 59
LP Melodiya C 04507-8: A. Shislov & A. Balashov (violins), A. Galkovsky (viola), A. Korchagin (cello)

Cello Sonata in C major opus 60 (1972)
LP Melodiya C10 11877-8: J. Feigelson (cello), Velichko (piano)

String Quartet No. 11 in C minor opus 61
LP Melodiya C 04507-8: A. Shislov & A. Balashov (violins), A. Galkovsky (viola), A. Korchagin (cello)

Three Poems of Gorodevsky opus 62 (1978)
LP Melodiya C10 11877-8: Gluboky (bass), S. Velichko (piano)

String Quartet No. 12 opus 63 (1975)

String Quartet No. 13 opus 64 (1975)

Piano Sonata No. 7 opus 65 (1975)
LP Melodiya C10 07895-6: T. Nikolaeva (piano)

Symphony No. 7 in B flat minor “Heroic” opus 67 (1972-1979)
LP Melodiya C10 07817-18: Bolshoi SO, G. Provatorov (cond)

String Quartet No. 14 opus 68 (1976)

String Quartet No. 15 "In Honour of Homerus" opus 69 (1976)

LP Melodiya C10 11877-8: A. Vinnishky, Y. Bashmet, M. Viaman, J. Feigleson (cello)
String Quartet No. 16 opus 70 (1977)

Piano Sonata No. 8 opus 71

Piano Sonata No. 9 opus 72

String Quartet No. 17 opus 73 (1977)

Piano Sonata No. 10 “Quasi Toccata” opus 74 (1977)

String Quartet No. 18 opus 75

String Quartet No. 19 opus 76

String Quartet No. 20 opus 77

String Quartet No. 21 opus 78

"Replies of Children", five pieces for piano opus 79 (1981)

"Return of the Sun", oratorio opus 80 (1980)

Revision of oratorio, composed in 1935.
LP Melodiya C10 20231-2: Central Radio and TV SO and Chorus, V. Fedoseyev (cond), Nam & Malchenko (soloists)

Ukrainian Rhapsody in G minor opus 81 (1982)
LP Melodiya C10 27953: USSR TV & Large Radio SO, G. Cherkasov (cond), V. Bunin (piano)

Epitaphs on Dostoyevsky for viola solo opus 82

String Quartet No. 22 opus 83

String Quartet No. 23 opus 84

"Triptychon" for organ and piano opus 85 (1985)

Five Poems on texts by Tyutchev for bass or baritone and piano opus 86

String Quartet No. 24 (1986)

Six Choral Works opus 88 (1986)

Eight Metaphors for piano opus 90

"Harp" for tenor and harp opus 91 No. 1 (1988)

Nocturne for harp opus 91 No. 2 (1988)

Two Romances after Lermontov opus 92 for mezzo-soprano and piano (1988)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица