Автор Тема: 2009-11  (Прочитано 25026 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2009-11
« Ответ #50 : Ноябрь 27, 2009, 16:51:32 »
Номер ссылки| 2009112715
Тема| Музыка, Персоналии Шнитке А
Авторы| Бабалова М
Заголовок| Добро и зло на музыку Шнитке
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 2009
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3135707/
Аннотация| 

24 ноября исполняется 75 лет со дня рождения композитора Альфреда Гарриевича Шнитке. Торжеств либо фестивалей, связанных с этой датой, не планируется. Осмысление наследия всемирно признанного классика ХХ века происходит теперь в камерном формате.

Даже вдова композитора Ирина на сей раз отказалась от жанра публичных воспоминаний и улетела из Москвы домой, в Гамбург, где провел последние годы Альфред Шнитке, всю жизнь мучавшийся поиском родины.
<...>
Вершиной его метода полистилистики считаются Пятая симфония и опера "История доктора Иоганна Фауста", над которой он работал пятнадцать лет. Шнитке волновала душа человека, вечный конфликт совести и желаний. Он искал ответ на вопрос: почему зло оказывается сильнее добра? Не потому ли, что зло - такая же часть природы, как и добро? Порой в его музыке образы зла кажутся более выпуклыми...

Альфреда Шнитке не стало в возрасте 63 лет. Не исключено, что катализатором его ухода из жизни послужило первое и единственное исполнение его Девятой симфонии летом 1998 года в Большом зале Московской консерватории. Во всяком случае, в этом уверены близкие композитора. Они утверждают, что, работая с черновиками партитуры, дирижер Геннадий Рождественский, считавшийся другом композитора, массу вещей дописал от себя.

Дирижер возникшие вольности якобы объяснял просто: расшифровать эту "абракадабру" было титанически трудно. Поскольку в 1996-м композитор перенес четвертый инсульт и был почти лишен движения и речи, на премьере он, естественно, не присутствовал. А на следующий день - после того, как услышал полную запись исполнения своей (точнее, не своей) Девятой симфонии, Альфред Шнитке умер... 
« Последнее редактирование: Ноябрь 27, 2009, 17:48:09 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2009-11
« Ответ #51 : Ноябрь 27, 2009, 17:06:44 »
Номер ссылки| 2009112716
Тема| БТ, Персоналии Берг А
Авторы| Бирюкова Е
Заголовок| «Воццек» в Большом театре
Где опубликовано| Сайт OpenSpace
Дата публикации| 2009
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/14257/?expand=yes#expand
Аннотация| 
<....>
Черняков верен себе и, не делая никаких скидок на безграмотность московской публики по отношению к неведомому ей шедевру раннего авангарда, не ставит целью эту безграмотность ликвидировать (для этого есть великое множество других источников информации включая собственный блог «Воццека» в ЖЖ), а втискивает в это произведение свои собственные смыслы и истории. О чем, между прочим, честно сообщает в своей авторской концепции, изложенной в буклете.

<...>
Кажется, что ничего более естественного, чем это подвешенное в воздухе атональное звуковое вещество, без координат, без ориентиров, — для труппы Большого театра и нет.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2009-11
« Ответ #52 : Ноябрь 27, 2009, 17:16:24 »
Номер ссылки| 2009112717
Тема| БТ, Персоналии Берг А
Авторы| Поспелов П
Заголовок| Авангард неактуален. Актуален отстой. В этом ключе и логично ставить «Воццека»
Где опубликовано| Сайт OpenSpace
Дата публикации| 2009
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/projects/118/details/13283/
Аннотация| 
<...>
Все имеет начало и конец. Модернизм усилился авангардом, ему на смену пришел поставангард, затем закрылся постмодернистский проект в целом, недолгое время цвела новая искренность, но и ей был положен срок. Это не воля людей, а влияние неких общих ментальных процессов, текущих в мире. В России, например, отказ от демократии совпал с концом новой искренности — все логично. Наступает искусство двадцать первого века, названия которому пока нет. Это искусство вместит в себя все, что создано в прошлом, — кроме двадцатого века! Я в рабочем порядке пока определяю его как «вечный расцвет». Можете вносить свои предложения, читатель. Не принимаются только определения, содержащие слово «новый».

<...>
У Дмитрия Чернякова, судя по всему, подобных планов нет. В ЖЖ «Воццека» переданы его слова: «Мы вынесем за скобки ужасный социальный фон нищеты и армейской жизни начала XIX века, чтобы рассказать о проблеме психологической, даже экзистенциальной. Это современная история про современных людей, таких же, как мы с вами».
Что ж, Черняков ставит всегда талантливо, часто пронзительно, но жалко, что он упускает возможность архаизировать «Воццека». А между тем в начале XIX века еще одевались по моде XVIII. Воццек, весьма вероятно, ходил в парике. Опрокинуть оперу ХХ века в прошлое, приблизить «Воццека» к «Жизели» было бы, на мой взгляд, куда заманчивее и вот уж действительно актуальнее, чем ставить очередной «современный» спектакль.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2009-11
« Ответ #53 : Ноябрь 27, 2009, 17:24:23 »
Номер ссылки| 2009112718
Тема| Современная музыка,
Авторы| Филановский Б
Заголовок|Мы с ХХ веком еще поживем
Где опубликовано| Сайт OpenSpace
Дата публикации|
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/projects/117/details/13750/?expand=yes#expand
Аннотация| 
<...>
А согласиться никак нельзя.

Во-первых, мы еще не можем вписать в историю настолько недавнее прошлое: сегодня ею становятся разве что 1970-е, а дальнейшее пока не история, а архив. Во-вторых, Петр Глебович в этом архиве явно не рылся — иначе он исторически помыслил бы и про взрыв интерактивной электроники, связанный с распространением ПК, и про гигантские звуковые полуопусы-полуинсталляции Бенедикта Мейсона, и про метамузыку нового толка Ричарда Эйрза, и про выразительное молчание, так сказать, инструментального эфира, которого достигли Фаусто Ромителли или Пьерлуиджи Биллоне, — ветвь, идущая от Ноно. Наконец, в-третьих, история — по крайней мере, музыки — состоит не из идей. История музыки, извините, состоит из музыки, и 90-е годы богаты ею так же, как предыдущие десятилетия.
<....>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: 2009-11
« Ответ #54 : Ноябрь 27, 2009, 17:42:32 »
Номер ссылки| 2009112719
Тема| Музыка
Авторы| Филановский Б., Десятников Л.
Заголовок| Леонид Десятников – Борис Филановский: «Мы и на небесах будем работать под раскаты грома»
Где опубликовано| сайт OpenSpace
Дата публикации| 20091103
Ссылка| http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/13413/
Аннотация| 

Леонид Десятников. Можно, черные начнут? Во времена Берга у венской богемы было в ходу жаргонное словечко Daigetzen (идиш) — глубокомысленная интеллектуальная болтовня. По-моему, самый подходящий формат для OPENSPACE.RU. Итак, бойцы вспоминают минувшие дни. Мы оба проходили «Воццека» в консерватории. У меня это было в середине 70-х…

<...>
Б. Ф. Может быть, постановка в Большом побудит кого-то к таким усилиям.

Л. Д. А вы оптимистически смотрите на связанные с этим перспективы? Что будет?

Б. Ф. Есть вещи, которые надо делать и не думать о том, что будет.

Л. Д. Тут у нас с вами полное согласие. Обязательно надо поставить в Москве «Воццека». Впервые в этом городе. Берг ведь писал социальную оперу. Про маленького человека, сочувствие к угнетенным.
<...>
Л. Д. Шенберг был против сюжета Бюхнера, он ему казался неподходящим. В этом смысле Шенберг был более консервативен. А пьеса Бюхнера ведь основана на реальном случае, когда солдат-денщик убил свою возлюбленную. Впервые в юриспруденции обсуждалось, освобождает ли невменяемость от ответственности. Кажется, его признали невменяемым, но все равно казнили.

Б. Ф. А чем, по-вашему, страдает Воццек у Берга?

Л. Д. Он безумен.

Б. Ф. Шизофреник?..

Л. Д. …не берусь ставить диагноз…

Б. Ф. …легкий аутизм?..

Л. Д. …не знаю. Часто бывает, что мы должны дать моральную оценку чьему-то поступку и говорим: он/она просто crazy. То есть констатируем, что граница между безумием и аморализмом не очень четкая. Но еще важно, что Воццек подвергается бесконечным унижениям. И пьеса, и опера — прежде всего про унижение.
<....>
Л. Д. И что же делать? Как объяснить человеку, который, допустим, имеет какое-то представление о классике, что «Воццек» — это музыка неописуемой красоты?

Б. Ф. Думаю, та часть аудитории, которая хочет это слышать и видеть, насытится довольно быстро. А пробить брешь в другой части аудитории пока вряд ли получится. В лучшем случае люди, которым подавай, например, «Хованщину» в сталинской постановке, сходят на «Воццека» один раз…

Л. Д. …с целью убедиться, что это говно и что Большой театр пал еще ниже…

Б. Ф. …и проебал кучу денег…

Л. Д. …налогоплательщиков.

<...>