Автор Тема: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)  (Прочитано 16034 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alviko

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
    • Русский бас Александр Кондюрин
Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« : Декабрь 16, 2009, 22:24:07 »
Владимир Иванович Ребиков родился в 1866 году в Красноярске, в семье, близкой к искусству (его мать и сёстры были пианистками; родной брат Владимира Ивановича — Василий Иванович впоследствии стал инженером-электриком, а затем — создателем первой российской граммофонной фирмы).

Отец Ребиковых был горным инженером, в 1868 году купил дом в Москве на Пречистенке и переехал туда с семьёй. Музыкой Ребиков поначалу занимался с матерью. С 1878 учился в Коммерческом училище на Остоженке, с 1880-го — в реальном училище Воскресенского, где продолжал занятия музыкой.

В 1885 году, представив экзаменационной комиссии (во главе с С. И. Танеевым) «модернистские диссонансные сочинения», НЕ БЫЛ принят в консерваторию. Зато окончил филфак Московского университета.

Музыкой продолжал заниматься под руководством Николая Кленовского (ученика Чайковского и помощника Н. Г. Рубинштейна по управлению ученическим оркестром Московской консерватории), а затем в Берлине и Вене у К. Мейербера (теория; позднее Ребиков переведет на русский его «Гармонию Рихарда Вагнера»), О. Яша (инструментовка), Т. Мюллера (фортепиано).

В 1893—1901 годах Ребиков преподавал в музыкальных заведениях Москвы, Киева, Одессы, Кишинёва и всюду проявлял себя как яркий просветитель.

(продолжение следует...)

С музыкальным наследием этого замечательного русского композитора вы можете ознакомиться на сайте пианиста Анатолия Шелудякова — http://www.asheludyakov.com/mp3rus.html
« Последнее редактирование: Июнь 01, 2016, 01:31:45 от Александр П. »
С уважением, АлВиКо

Оффлайн Alviko

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
    • Русский бас Александр Кондюрин
Re: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« Ответ #1 : Январь 31, 2010, 19:15:28 »
Дебют Ребикова в качестве композитора был отмечен благожелательным отзывом Чайковского, нашедшим в музыке молодого композитора «значительную талантливость, поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность».

Этими словами были одобрены и «благословлены» цикл романсов на стихи Надсона ор.1, а также «Четыре пьесы» ор.6, открывающие альбом  записей  В. Ребикова в исполнении пианиста Анатолия Шелудякова.

Цикл « Осенние грёзы» ор.8 посвящён Чайковскому. Надо отметить,что ранние фортепианные сочинения Ребикова написаны под большим влиянием Петра Ильича, хотя уже и содержат в себе ростки нового, индивидуально ребиковского стиля — в основном это относится к поискам и находкам новых гармонических средств (приблизительно до 10-го опуса).

Вся последующая работа Ребикова в жанре фортепианной миниатюры посвящена именно этому — открытию новых гармонических берегов.  Так, цикл « Грёзы о счастьи», датированный 1890-м годом, выходит далеко за рамки привычного для того времени гармонического языка , многим предвосхищает стилистику Скрябина, которой к тому времени только начал пробовать свои силы в композиции.
« Последнее редактирование: Июнь 01, 2016, 01:26:35 от CF Editor »
С уважением, АлВиКо

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #2 : Февраль 02, 2010, 13:18:55 »
Кстати, о Ребикове как о предтече многих тогдашних настроений русской музыки вполне положительно отзывался Асафьев.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Alviko

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
    • Русский бас Александр Кондюрин
Re: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« Ответ #3 : Февраль 20, 2010, 20:52:49 »
Не подлежит сомнению и тот факт, что именно в области гармонии Ребиков сделал много открытий и неожиданных находок. Первые пьесы с неопределённо диссонантными окончаниями принадлежат его перу (цикл « Вечерние огни», датированные 1900-м годом).

И именно как художника-новатора его высоко оценил Дебюсси, познакомившийся с ним в 1906 году во время больших и успешных поездок Ребикова по Западной Европе: Берлин, Вена, Прага, Лейпциг, Флоренция, Париж значатся в пунктах его выступлений — четыре года европейских странствий, знакомств, встреч с коллегами композиторами.

На первое же десятилетие приходится пик его композиторской деятельности: множество фортепианных циклов. Оперы ( среди них — знаменитая «Ёлка»).

Недолгая слава Ребикова стала угасать, когда законодателями музыкальных мод стали Скрябин, Прокофьев, молодой Стравинский.

Примерно с 1915 года Ребиков резко прекращает свою деятельность. Почти ничего уже не пишет, окончательно осев в своём любимом городе —  Ялте. Смерть его в 1920-м году прошла незамеченной: о нём просто забыли в пылу тогдашних событий...
« Последнее редактирование: Июнь 01, 2016, 01:26:57 от CF Editor »
С уважением, АлВиКо

Оффлайн Alviko

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
    • Русский бас Александр Кондюрин
Re: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« Ответ #4 : Март 15, 2010, 19:33:14 »
Не располагая точными данными и имея скудные сведения относительно времени и обстоятельствах написания тех или иных конкретных  опусов, есть несколько предположений и наблюдений:
  • Цикл «Среди них» (ор. 35) в нотном издании имеет посвящения  Mr. E. Chvala, Mr. A. Mikesch, Mr. V. Novak,  Mr. Franz Spilka, что косвенно свидетельствует о создании этого цикла в период европейских гастролей, в частности — по Чехии, исходя из фамилий в посвящениях. Стало быть, сочинения тридцатых опусов — это примерно 1906—1909 гг.
     
  • Цикл «Празднество» (ор. 38) датирован июнем 1907 года и написан в Лейпциге (согласно ремарке в издании Юргенсона). Надо отметить, что практически все фортепианные сочинения Ребикова изданы Петром Юргенсоном, а это прямо свидетельствует о значительной популярности и общепризнанности композитора. Скорее всего российский нотоиздатель №1 заключил с  Ребиковым «эксклюзивный контракт» на издание его сочинений.                                                                                 

  • Цикл «Белые песни» (ор. 4)8 посвящён сыну нотоиздателя — Борису Петровичу Юргенсону. Яркий образец «примитивизма», хотя такого термина в то время ещё не существовало. К той же стилистике можно отнести циклы «В лесу» (ор.43), «Три идиллии» (ор. 50), «Празднество» (ор. 38).
     
  • Несомненно, «Детский уголок» Дебюсси появился не без влияния ребиковских «Силуэтов» (ор. 31, подзаголовок — «Девять картинок из жизни детей»). Этот цикл — пожалуй, единственный известный на Западе, он часто переиздаётся и рекомендован для учебного репертуара, например в США.

  • Цикл «Танцы» (ор. 51) — последнее сочинение для фортепиано; может быть датировано примерно 1915-м годом. Начиная с 10-х опусов и далее, мелодический язык Ребикова становится всё более и более космополитичным: может быть, он — самый «нерусский композитор» среди русских композиторов. В этом его общность со Скрябиным.
« Последнее редактирование: Июнь 01, 2016, 01:27:17 от CF Editor »
С уважением, АлВиКо

Оффлайн Alviko

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
    • Русский бас Александр Кондюрин
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #5 : Ноябрь 20, 2010, 17:56:03 »
Да..., за полгода никто не вдохновился творчеством "маленького" великого русского композитора?
С уважением, АлВиКо

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #6 : Ноябрь 20, 2010, 18:00:38 »
Я бы с удовольствием послушал его оперы и вокальные миниатюры, но фонограмм почти нет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #7 : Ноябрь 20, 2010, 18:45:12 »
Я бы с удовольствием послушал его оперы и вокальные миниатюры, но фонограмм почти нет.

В Камерном муз. театре идет очень симпатичный спектакль "Дворянское гнездо" на музыку Ребикова.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #8 : Ноябрь 20, 2010, 20:48:14 »
В Камерном муз. театре идет очень симпатичный спектакль "Дворянское гнездо" на музыку Ребикова.

Когда я недавно несколько раз побывал в этом театре на шикарном спектакле "Бег" с музыкой Сидельникова, я видел афиши "Дворянского гнезда" Ребикова, но пришёл к выводу, что спектакль уже снят в репертуара, а остался ли он на видео и был ли диск в продаже, я даже не в курсе.
Вот я всегда повторяю, что надо ОБЯЗАТЕЛЬНО записывать на видео и с хорошим звуком все спектакли в любом театре, потому что никто заранее не может сказать, какая постановка покажется интересной более широкому кругу лиц.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #9 : Ноябрь 20, 2010, 23:09:20 »
Когда я недавно несколько раз побывал в этом театре на шикарном спектакле "Бег" с музыкой Сидельникова, я видел афиши "Дворянского гнезда" Ребикова, но пришёл к выводу, что спектакль уже снят в репертуара

Неужели снят? Его ведь только в прошлом году возобновили. Во всяком случае, на сайте театра он значится в репертуаре (http://www.opera-pokrovsky.ru/Repertuar/perfomances/55).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #10 : Март 14, 2011, 12:33:21 »
23 марта в Камерном муз. театре будет показана опера В. Ребикова "Дворянское гнездо". (точнее, "музыкально-психографическая драма" в двух действиях по роману И.С.Тургенева)
http://www.opera-pokrovsky.ru/Afisha/id/55/cast/126

Замечательный спектакль с очень трогательным воссозданием тургеневской атмосферы.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #11 : Октябрь 27, 2012, 23:21:13 »
исполнители КМТ им.Покровского
В музее И.С.Тургенева в Москве, ул. Остоженка, д. 37 (м."Парк культуры")

03 ноября 2012 в 18:00

Владимир Ребиков
"Дворянское гнездо"

Музыкально-психографическая драма в двух действиях по роману И.С.Тургенева
Редакция и оркестровка Б.Франкштейна

Премьера спектакля состоялась 22 января 1995 г.
Возобновление спектакля 6 марта 2009 г.

Продолжительность спектакля 2 ч. 30 мин.

http://www.opera-pokrovsky.ru/Glavnaya/id/55/cast/347

Обратите внимание, что представление состоится в музее, а не в театре !
Кстати, я даже не знаю, имеется ли запись этого спектакля ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #12 : Февраль 07, 2013, 12:34:20 »
27 февраля 2013 в 19:00
Владимир Ребиков, "Дворянское гнездо"
КМТ им.Покровского даёт спектакль в музее Тургенева
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #13 : Февраль 07, 2013, 15:07:17 »
27 февраля 2013 в 19:00
Владимир Ребиков, "Дворянское гнездо"
КМТ им.Покровского даёт спектакль в музее Тургенева

Здорово, хотя я иду на него 10 марта в театр. Очень нравится этот спектакль. Наряду с "Ростовским действом", на мой взгляд, одна из жемчужин Камерного театра.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #14 : Март 10, 2013, 17:36:47 »
Сегодня в Камерном музыкальном театре дают "Дворянское гнездо".

Возобновление 2009 г. постановки Б. А. Покровского 1995 г.
http://www.youtube.com/watch?v=XhVK2_UnVhk

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #15 : Декабрь 25, 2015, 11:16:09 »
Я бы с удовольствием послушал его оперы и вокальные миниатюры, но фонограмм почти нет.

Зал Прокофьева (Мариинский-2), 26 декабря 2015 г., суббота, 12:00

Ёлка

Одноактная опера в 4-х картинах


«Елка» – опера, которая еще при жизни композитора считалась его главным сочинением.

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/8_1200/

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #16 : Декабрь 26, 2015, 10:12:16 »
Поиск информации об этой опере В. Ребикова привел на "Бельканто.ру", а там опять, к сожалению, несуразности - замысел оперы, оказывается, возник позже, чем опера была завершена, даже позже её премьеры:

Цитировать
Замысел оперы «Елка» возник у Ребикова в 1904 году...

В 1900 году опера была завершена. Ее премьера состоялась 17 (29) октября 1903 года в Москве.
http://www.belcanto.ru/opera_elka.html

Вряд ли такие ляпы, а их, к сожалению, хватает, делают честь информационно-справочному порталу и формируют доверие к достоверности размещаемых там материалов.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #17 : Декабрь 27, 2015, 10:15:39 »
Я бы с удовольствием послушал его оперы и вокальные миниатюры, но фонограмм почти нет.

Зал Прокофьева (Мариинский-2), 26 декабря 2015 г., суббота, 12:00

Ёлка

Одноактная опера в 4-х картинах


«Елка» – опера, которая еще при жизни композитора считалась его главным сочинением.

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/12/26/8_1200/

Удивительно, насколько радикально даже незатейливая постановка может изменить суть оперы. Почти весь трагизм "Ёлки" при её представлении в Мариинке улетучился! В авторской версии маленькая героиня оперы, ставшая сиротой, просит милостыню, засыпает на улице и, замёрзнув, умирает во сне в рождественскую ночь. В версии Мариинки Мама читает дочери сказку, Девочка засыпает, ей снится сон про сироту, а в финале - хеппи-энд и сна (сирота вместе с матерью счастливы), и оперы (Девочка просыпается и видит свою Маму у кровати). Кажется, что даже имеющаяся в либретто фраза Матери "Я смерть!" просто не прозвучала. На этом фоне "Бог его простит" вместо "Бог ему судья" у Девочки вообще мелочь. Кстати, на сайте МТ краткое содержание соответствует авторской версии, в программке же оно модифицировано.

Опера шла под рояль, поэтому очень "логично" указать в программке исполнителей двух бессловесных Ангелов (так они названы в программке, без которой  понять, кто они, было бы сложно, т.к. они же были и детьми у ёлки, да и Принц из их числа) и не указать концертмейстера. Пусть хотя бы тут восторжествует справедливость - Василий Попов, который исполнял партию фортепиано и в предыдущих программах двух "маленьких" оперных абонементов. Хотя чему тут удивляться, если на сайте МТ состава исполнителей "Ёлки" нет вообще.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 653
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #18 : Декабрь 27, 2015, 13:50:50 »
Удивительно, насколько радикально даже незатейливая постановка может изменить суть оперы. Почти весь трагизм "Ёлки" при её представлении в Мариинке улетучился! В авторской версии маленькая героиня оперы, ставшая сиротой, просит милостыню, засыпает на улице и, замёрзнув, умирает во сне в рождественскую ночь. В версии Мариинки Мама читает дочери сказку, Девочка засыпает, ей снится сон про сироту, а в финале - хеппи-энд и сна (сирота вместе с матерью счастливы), и оперы (Девочка просыпается и видит свою Маму у кровати). Кажется, что даже имеющаяся в либретто фраза Матери "Я смерть!" просто не прозвучала. На этом фоне "Бог его простит" вместо "Бог ему судья" у Девочки вообще мелочь. Кстати, на сайте МТ краткое содержание соответствует авторской версии, в программке же оно модифицировано.

Для чего же были внесены столь радикальные изменения?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #19 : Январь 08, 2016, 10:19:27 »
Об этом надо спрашивать постановщиков. Я же могу только догадываться. Наверное, для того, чтобы никого не огорчать, не напугать смертью, чтобы получился happy end.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #20 : Январь 08, 2016, 10:22:39 »
указать в программке исполнителей двух бессловесных Ангелов (так они названы в программке, без которой  понять, кто они, было бы сложно, т.к. они же были и детьми у ёлки, да и Принц из их числа)

Вот так вот подумаешь на одном спектакле, что кто-то из бессловесного миманса, а на следующем он уже поёт, причём Николеньку в опере С. Баневича "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева". Это я про Рустама Сагдиева.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Ребиков( 1866-1920)
« Ответ #21 : Май 31, 2016, 19:03:20 »
Знаете ли вы, что в этот день ровно 150 лет назад родился русский композитор Владимир Ребиков?

Он принадлежит к тому поколению композиторов, которые остались в тени классиков русской музыки. Тем не менее его творческое наследие богато и разнообразно: десять опер, два балета, множество инструментальных пьес и романсов. В своем творчестве он сочетал простоту и наивность русской бытовой музыки с утонченностью импрессионистических красок и элементами экспрессионизма.

Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения. Но наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. Кроме того, композитор написал большое количество музыкальных произведений для детей: фортепианные циклы «Вокруг света», «Картинки прошлого», «Альбом легких пьес для юношества»; песенные и хоровые сочинения «Детский мир», «Дни детства», «Классное пение»; музыкальные сценки «Басни Крылова в лицах», балет «Белоснежка» (по сказке «Снежная королева» Андерсена), детская феерия «Принц Красавчик и принцесса Чудная Прелесть» и многие другие.

Наибольшую известность получила его музыкально-психологическая драма «Елка», сохранившаяся в архиве Дирекции императорских театров. Произведение входит в репертуар Мариинского театра, и в этом сезоне ребята могли услышать его в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов.

http://m.vk.com/wall81344132_91703
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 949
Re: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« Ответ #22 : Май 31, 2016, 21:35:32 »
Знаете ли вы, что в этот день ровно 150 лет назад родился русский композитор Владимир Ребиков?

Выше в теме были даны ссылки на программы Казиника на «Орфее», посвященные Ребикову. Но они уже не работают.

Вот новые ссылки:
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicthatcameback/18505-vladimir-ivanovich-rebikov-peredacha-pervaya
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicthatcameback/18547-vladimir-ivanovich-rebikov-peredacha-vtoraya
http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicthatcameback/18608-vladimir-ivanovich-rebikov-peredacha-tretya

Цитировать
Михаил Казиник: «…Почему это так важно – восстановить в памяти поколений имя русского композитора Владимира Ивановича Ребикова? Здесь речь идет не только о музыке… Дело в том, что аналогии в мировой музыкальной культуре Ребикову я не знаю. Он самый подлинный – в прямом смысле – звуковой поэт. Его миниатюры – это поэзия в чистом виде. Он посещал салоны, интересовался символистами. Его любимым поэтом был Брюсов, а еще – Северянин и другие поэты Серебряного века. Он был потрясен символизмом – этим тайным знаком; его музыка на самом деле за внешней простотой, подобно Моцарту, таит невероятный гармонический изыск – неожиданные и потрясающие мелодические находки».
« Последнее редактирование: Июнь 01, 2016, 01:32:36 от Александр П. »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 145
Re: Владимир Иванович Ребиков (1866—1920)
« Ответ #23 : Декабрь 01, 2016, 08:41:58 »
Мировая премьера оперы по метаморфозе Овидия «Арахнэ» пройдёт на сцене Приморского краевого театра молодёжи



http://to-ros.info/?p=43530
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау