Автор Тема: «Троянцы» Берлиоза в Мариинке  (Прочитано 8766 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
«Троянцы» Берлиоза в Мариинке
« : Декабрь 28, 2009, 11:32:38 »
Мариинский театр
25 января 2009 года, премьера

Дирижер – В. Гергиев
Режиссер – К. Падрисса
Видеографик – Ф.Алеу

Кассандра – Л.Гоголевская
Хореб – А.Марков
Дидона – Е.Семенчук
Анна – З.Булычева
Эней – С.Семишкур

«Троянцы» уже дважды представлялись Гергиевым в концертном исполнении. Не знаю, что было осенью, но на «Звездах белых ночей» дилогия Берлиоза прозвучала отлично по всем статьям. Так что за музыкальную сторону не следовало сильно беспокоиться. Был большой соблазн пропустить премьеру, т.к. неделя, благодаря Гергиеву, и без того оказалась богата концертными событиями, но любопытство  в отношении модных постановщиков не позволило этого сделать. Правда, я ограничилась четырьмя актами, покинув театр во втором антракте. 

Спектакль вызвал очень противоречивое отношение. «Межгалактическая» трактовка  мифологического сюжета является в данном случае не самым главным дискуссионным моментом (о нем позже). Художественное решение «Троянцев» вызывает вопрос о перспективах новых технологий в оперном театре. Мариинских «Троянцев» можно привести в пример как высокотехнологичный спектакль – с  изобретательной видеографикой, мультимедиа, активной работой со светом, огнями, лучами, воздушной акробатикой и т.д. Так что не знаешь, куда попал – в театр, кино или на красочное шоу :)).

Приобретает или теряет при этом опера? Пока не знаю, что сказать. С одной стороны, видеоэффекты позволяют сделать спектакль зрелищным и сценически красиво сконструировать визуальную среду  оперного действия (добавим сюда же всякие разные фантастические превращения, которые сложно сделать элегантно, не прибегая к  оптическим фокусам). С другой стороны – грандиозная сценография подавляет театральную драматургию, становясь главным действующим лицом спектакля. Но опять вопрос: является ли это подавление следствием технологичности (т.е. тенденций  «новой оперы») или это  характерная слабость декоративного максимализма вообще (сходным образом снижающего драматический эффект и некоторых старых добрых спектаклей в духе пышного истреалистического театра)?   Так или иначе, на мой взгляд, работа постановщиков «Троянцев» балансирует на грани между дорогим и качественным сценическим продуктом и художественным театром, и «продукт» при этом перевешивает. Постановка не ориентирована на погружение в сюжет, вдумчивость и тонкое эстетическое чувство. Отношения такие же, как между  голливудским блокбастером и искусством авторского кино. Но и блокбастер время от времени посмотреть бывает интересно (хотя я не любитель, потому что лень). В общем, повторю, противоречивое впечатление. Во всяком случае, пригласив Кадриссу, Гергиев демонстрирует, что Мариинка не находится в стороне от самых разных современных тенденций, и дает нам возможность увидеть одно из  направлений развития жанра оперного спектакля в его «чистом» или даже «крайнем» виде.

Ясно, что по рецепту «Троянцев»  могут быть скроены далеко не любые постановки.  Так что я надеюсь, что режиссерско-сценографические приемы, используемые режиссером, не приобретут тотальность как общий тип «спектакля будущего», а могут рассчитывать на ограниченное применение в комплексе с традиционной драматургией. (Впрочем, очевидно, что  видеодизайн в опере становится рядовым  явлением.)  Из этого – адекватности эксплуатируемого художественного метода материалу - и исходили создатели спектакля. Эпический мифологичный сюжет допускает и иллюстративный размах инсталляций, и футуристическую интерпретацию.

Теперь об интерпретации. Неслучайно в связи с постановкой «Троянцев» напрашивались  сравнения с киноиндустрией. Связи здесь не только на уровне общего эстетического подхода и наличия в спектакле смешения жанров, но и самые прямые,  в сюжетной конкретике. События «Троянцев»  разворачиваются в художественном пространстве, позаимствованном из «звездных войн», «трансформеров», «пятых элементов» и подобных космических киносаг. От общей атмосферы до отдельных мотивов «космической моды» вроде нарядов и причесок героев. Я не поклонник этого жанра, «Звездные войны» так и не осилила, как меня ни приобщали любители этих вещей. Ни одной досмотренной до конца серии и ни одной запомнившейся сюжетной линии, имени или события. Наверное, они хорошо сняты, но мне себя не заставить вникать в космические интриги, если только кто-нибудь рядом не комментирует, избавляя от необходимости что-либо запоминать :)). Земных вполне хватает. Поэтому, конечно, искать какие-то определенные отсылки в постановке для меня было бесполезным занятием. Но стиль – это очевидно – идёт оттуда. Поначалу я приняла концепцию с раздражением, но затем технико-визуальная сторона все-таки заинтересовала и раздражение сменилось интересом. Хотя таким же, как и с космическими боевиками: невозможно за всем этим наблюдать без иронии. На то, наверное, и рассчитано. Потому, к сожалению, в сцене гибели Кассандры  больше интересует не драма героини, а то, «как сделано». А сделано весьма эффектно.

Троянский конь представляет собой высокотехнологичного трансформера, отражающего в зал направленные пучки света и мигающего кучей компьютерных мониторов. Этим техническим чудом и соблазнились доверчивые троянцы, хотя и их собственные технические достижения весьма впечатляют: рушить грекам будет что, и когда настанет черед падения Трои, на заднике покажут взрывающиеся мосты, плотины и  прочие индустриальные сооружения далекого будущего (правда, одни и те же катастрофические картинки будут десять раз повторяться :)). Но сначала видеоинсталляция рисует клубы белого дыма – такого густого, что он похож на плотную мыльную пену. Может, пожары войны, может, природа у троянцев такая. Птицы и звери у них тоже не как у нормальных людей. В начале действия на сцену приземляется робот-археоптерикс и пожирает тела убитых (любопытно, но смешно). А морские змеи, растерзавшие жреца Лакоона, образованы толстыми гибкими проводами  :)).

Население Трои ходит в костюмах, напоминающих одновременно и древние доспехи, и космические скафандры – такие, как в фантастических фильмах. Некоторые троянцы чем-то смахивают на хоккеистов: то ли это «мирные», то ли сословия разные, черт их знает. И почти все с гривой длинных зачесанных назад волос. Кассандру возят на коляске, но не потому что она не больная - наверное, ей это по статусу положено: уважение, так сказать. Облачается она в платья  силуэта 17-18в., но «космические» по фактуре ткани. Обряды у троянцев напоминают человеческие: в память о погибших они ставят ритуальные свечи. Одна из впечатляющих технически сцен – гибель Лакоона. Извивающиеся провода-змеи проецируются и на задник, и на сетку перед сценой, образуя узоры. Одновременно натуральные надутые змеи-декорации внешне такие же, как экранные), управляемые статистами и воздушными акробатами,  атакуют корчащегося в судорогах жреца. Проекции налагаются друг на друга и на живые декорации, так что мы видим отвратительный змеиный клубок, позволяющий уменьшить «корявость» решения фантастической картины.

Предостережение об опасности Кассандра получает из огромного компьютера, который вдруг начинает давать сбои и сообщения о вирусе. Сами троянцы этим троянским вирусом заразились, или греки занесли – не ясно. Но сначала беду чувствует только Кассандра, а троянцы начинают её осознавать тогда, когда, радуясь, как папуасы, увидевшие блестящие безделушки, снимают ноутбуки с туловища Троянского коня и пялятся в них. Вот тогда-то они и понимают, что их ждет. Кассандра закалывает себя, когда её поднимают вверх, в это время перед сценой, закрывая её, опускается прозрачная перегородка, и умирающая героиня размазывает  по ней кровь. Её примеру следуют и другие троянские дамы: и через перегородку мы видим смутные женские силуэты, а  по поверхности перегородки растекаются кровавые пятна.

Как и Троя, Карфаген – держава технократическая :)). Все церемонии у карфагенян проходят возле космического корабля.  К Дидоне народ относится с благодарностью и почтением, бросая ей под ноги пальмовые ветви (где только они их нашли – у них там ничегошеньки не растет; наверное, искусственная органика :)). Символы её власти – экскаватор, вентилятор ветряной электростанции, трактор и забыла что ещё  :)). Такие транспаранты несли представители разных карфагенских профессий, причем процедура чествования чем-то напоминала майскую демонстрацию. Дидона появляется то в белом балахоне, напоминая Принцессу из «Звездных войн», то в темном скафандре с блестящими деталями, а в её прическе улавливается что-то похожее на парикмахерское сооружение на голове трусливого репортера из «Пятого элемента».  Вместе с тем есть аллюзии и на облик жительниц древних цивилизаций. О нападении на Карфаген нубийцев его обитатели узнают с помощью ноутбуков (опять гадкий троян), хотя дежурные посты у них есть – военные ходят с современными космическими автоматами. Самая романтическая сцена оперы,  любовный дуэт, проходит на космических качелях, к которым заботливые слуги пристегивают героев, на фоне природы, своим великолепием целиком обязанной потрясающим краскам неба, и под колыхания вентиляторов ветровой электростанции (наверное, в Карфагене, это самый красивый вид :)). Небо там действительно впечатляет – и дожди, и какие-то другие неизвестные нам погодные явления. Но я бы наше небо ни за что не променяла на карфагенское.  :))).

Вообще, вторая опера, мне кажется, оформлена интереснее, чем первая, хотя обе созданы в стилистическом единстве. Много чего вызывает ироничное отношение, однако на полную серьезность восприятия они, как я думаю, и не претендуют. Иногда сцена захватывала – но такой красотой, о которой я написала – иллюстративно-кинематографического толка.

Пели-играли  в целом хорошо. Акустически концертный зал создавал лучшие условия, чем театр. Декорации дают  на звучание неблагоприятное воздействие, но не сильное. В первой опере оркестр играл не очень аккуратно и были расхождения с хором, но ко второму собрался. Берлиоз Гергиеву удается – это несомненно. Партитура у него звучит стильно, живописно, сочно, ни одна музыкальная деталь ни остается без внимания. Первый-второй акты «Троянцев в Карфагене» доставили большое удовольствие и оркестровым воплощением, и вокалом. Е.Семенчук в партии Дидоны была замечательна: голос объемный, ровный по регистрам, насыщенный тембр – приятно слушать. В постановке она лучше раскрылась эмоционально, чем в концертном исполнении. Её партнеры – З.Булычева (Анна) и С Семишкур (Эней) также слушались очень хорошо.  Первая опера («Взятие Трои») прошла чуть ниже по общему тонусу. Драматическое развитие в основном держалось на Л.Гоголевской (и хорах): она неплохо справилась с ролью, но начала неровно и в исполнение пролезали кое-какие её вокальные проблемы. Марков (Хореб) продемонстрировал хороший вокал: достаточный по звучности, стабильный, благородный в звучании - но был неинтересен в вокальном и артистическом прочтении партии и особенно не запомнился.   

В общем, если говорить о музыкальном уровне – спектакль делали не зря. Постановка специфичная. Я думаю, что несколько раз её смотреть не будешь, но один раз стоит. 
« Последнее редактирование: Май 29, 2017, 17:08:26 от Александр П. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кантилена ! Большое спасибо за такой интересный отклик !
Я написал вам ЛС по поводу корректировки заголовка этой темы, чтобы он поместился целиком.

Я ведь тоже присутствовал на концертном исполнении "Троянцев", остался вполне доволен, поэтому не очень стремился на эту постановку. Однако из вашего отклика я вижу, что переборы с "актуализацией" и даже с "фантастикой" шокировали даже вас :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Тут не актуализация, а именно что фантастика. Миф вроде позволяет, но я вообще скептически   отношусь к подобным вещам в кино. Потому несерьезность отношения у меня сразу проецировалась и на оперное действие.
Не то что бы я была шокирована, я даже с интересом в отдельные моменты смотрела спектакль. Любопытны технические возможности "нового театра". Здесь они были использованы более активно и изобретательно, чем в тех спектаклях с видеоинсталляциями и оптическими эффектами, которые я посещала. И многие картины в этой конкретной постановке получились яркими. Но стирание границ жанра между театром и шоу очень смущает. Так что не знаю, какой вывод сделать: ужасов-то особых нет, но очень спорно. И преобладает чистая иллюстративность.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тут не актуализация, а именно что фантастика

Но очень актуальная :) Вернее, узнаваемая.
Надо же, как быстро всё устаревает, даже "Звёздные войны" уже кажутся историей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн yapav

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Уважаемая Кантилена!Я был на этом спектакле,и моё впечатление полностью совпадает с Вашей оценкой музыкальной и постановочной сторон спектакля.Вы ушли во втором антракте,а я был до конца и должен Вам сказать,что финал был великолепен.Меня очень интриговали ноутбуки в руках хористов и миманса.Здесь интрига получила неожиданную и яркую развязку.При сооружении погребального костра для Дидоны артисты повесили свои ноутбуки на невидимые зацепки на огромной полусфере,которая до этого была повёрнута к зрителям своей внутренней белоснежной стороной и служила реквизитом (помещение в космическом корабле?некие космические качели?)для сцены Дидоны и Анны.На мониторах было изображение ярких ,подвижных языков пламени,так что вся полусфера как бы запылала, и на этот костёр взошла Дидона.
Вообще-то я консервативен и часто не приемлю новации современных оперных режиссёров.Но этот спектакль,по-моему полностью удался и по сценографии и по режиссуре.Яркое, незабываемое зрелище вполне под стать блестящей ,светлой и ,как ни странно для трагедии,оптимистично прозвучавшей музыке Гектора Берлиоза.
Из певцов я бы ещё отметил Оксану Шилову в роли Аскания,сына Энея

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Любопытное интервью К.Падриссы Д. Ренанскому: http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/15346/?expand=yes#expand

(цитата)
— Но, согласитесь, в опере прорваться к публике, вовлечь ее в действие еще труднее, чем в драме; для начала нужно как минимум преодолеть ров оркестровой ямы…

— В опере нам очень помогает та самая условность, которую все так традиционно не любят: когда музыка и ее исполнение хороши, публике абсолютно наплевать на сюжет и на обстоятельства действия. Она абстрагируется от поющегося текста, который все равно никто толком не слышит. В опере можно заниматься ритуальным искусством, чувственно соединяя звуковой и визуальные потоки. Называйте наши представления как угодно: опера, перформанс. Главное — чтобы из духа музыки рождалась трагедия. Ну, как у Ницше. Главное — вернуть в театр дефицитное в сегодняшнем искусстве дионисийское начало, ощущение мистериальности.

— Все самое актуальное в театре сегодня — в том числе и деятельность «Ла фура…» — происходит на бессловесной территории. С чем вы это связываете?

— Тут, мне кажется, дело не только в закате европейской цивилизации слова. Давайте присмотримся к нынешней ситуации повнимательнее: современный театр уходит от слова, которое произносится вслух. А все почему? Сегодняшние люди всё меньше говорят и всё больше общаются невербально — эсэмэсками, электронными письмами, в чатах. Мы постепенно разучиваемся говорить, но при этом сам градус общения ничуть не снижается: мы обмениваемся видео в YouTube, выкладываем в сеть терабайты фотографий. Это какая-то новая эпоха в истории человечества. И у абстрактной оперы, в которой за словами никто особенно не следит, как мне кажется, — большое будущее. Она становится важнейшим из искусств.

— Когда «Ла фура…» работала над своим «Кольцом», как вы решали проблему вагнеровской статики — там ведь рядом с эмоционально зашкаливающими эпизодами много очень долгих сцен, в которых ничего не происходит, только долго и нудно выясняют свои отношения с судьбой. Адекватно справиться с этими длиннотами — задача скорее для режиссерского театра.

— Параллельно всем этим часовым монологам и диалогам мы включали видео, которое отвлекало внимание зрителя — и время проходило незаметно. И во Флоренции, и в Валенсии после премьеры «Кольца» нам говорили одно и то же: спасибо, что облегчили нашу горькую участь. А это меня больше всего и волновало.

----------
А вот о концепции «Троянцев».
Надо сказать, в режиссерском пересказе она выглядит довольно смешно  :))):

— Как «Ла фура…» работает над созданием оперного спектакля? Можно ли на примере «Троянцев» проследить методологию вашей работы?

— В 2007 году в Лисеу (Барселонский театр оперы. — OS) я встретился с Валерием Гергиевым, в январе 2008-го в Мадриде я изложил ему свою основную идею («Троянцы» — это про «трояны», про компьютерные вирусы). Гергиев страшно завелся — и я начал работать со своей постоянной командой. Для начала я объяснил ключевые идеи будущего спектакля. Троя будущего, космополитичный город, погряз в хаосе — в него проник компьютерный вирус, парализовавший жизнь троянцев. Сумевшие пережить атаку переезжают в чувственный рай — в тропики, на Кубу, Коста-Рику или Бали — и попадают в мир, который наслаждается благами окружающей среды. Мир, который живет благодаря солнечной энергии и занимается высокой наукой. Я уже в самом начале работы над спектаклем знал, что у нас на сцене будет адронный коллайдер. Ну как-то так. Все это я рассказал своим коллегам, и мы начали думать. Кто-то предложил, что троянцы должны выглядеть так, как будто они не вставая просидели десять лет на диване перед теликом. В итоге мы их одели в такие раздутые костюмы, как у хоккеистов. Так постепенно спектакль собирался, как мозаика.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Критика ядовита:

В.Дудин:
http://www.ng.ru/culture/2009-12-28/7_troyanca.html

(о постановке)
…Не менее забавно смотрелся и любовный дуэт Дидоны и Энея, одетых в скафандры, которые также были подняты над сценой в каких-то люльках – чтобы «сексоваться» (как названо это в романе Войновича «Москва 2042») было как можно наименее удобно. По словам солистов, режиссер определил это устройство как секс-машина. Правда, показанный акт оказался абсолютно целомудренным, в крайнем случае напоминал занятия тантрическим сексом. С другой стороны, подобные условия игры, предложенные авангардной мыслью Карлуша Падриссы, периодически вызывали прилив энтузиазма при виде конструкций, похожих на андронный коллайдер. Иногда возникал и саспенс в духе «Соляриса» Тарковского. Потрясало и бесстрашие, безоглядность решения маэстро Валерия Гергиева, согласившегося на такую анархичную постановку словно бы ради того лишь, чтобы любыми средствами вновь провозгласить свободу художественного высказывания в условиях торжества унылой усредненности и бесплодной толерантности. Кроме того, с каждым появлением какой-нибудь новой фигуры из далекого будущего на спектакле становилось все очевиднее, что для современного зрителя приблизительно одинаково причудливой и далеко не всегда понятной могла бы быть и та версия «Троянцев», в которой героев античности показали бы в аутентичном эстетическом контексте.

-------------------------------------------------------
К. Веселаго (ещё более зло):
http://www.fontanka.ru/2009/12/29/061/




...Набор символов и образов постановщика напоминает блокнот для рисования школьника младших классов из учебного заведения для социально неблагополучных детей: хоккеисты, боксёры, ноутбуки, хористы в виде «телепузиков» с мониторами на груди, «троянский конь» в виде симбиоза чудовищного стального журавлика-оригами и стального же яйца, увешанного мониторами, да отзвуки первых серий «Звёздных войн». Что Кассандра, что Дидона лучше всего (по мнению постановщика) выглядят болтающимися над сценой на тросах; на заднике мелькают какие-то картинки (компьютерное «нутро», взрывы, пожары, дым, спутники и космические станции, мониторы и т. п.) — надо сказать, визуальный ряд на удивление скуден: уступает той же недавней «Русалке» Михайловского театра на сто порядков и выглядит откровенно убого.

Убожество, впрочем, отличает не только «работу мысли» постановщика («У нас троянцы — это компьютерные вирусы!» — ликуя, сообщал он) и декор, но и работу сценографов в целом. «Профессионалы» не знали, что в театре планшет сцены имеет уклон в сторону зала: поэтому в дополнение к «людям в чёрном», что катали троянского коня по сцене, добавились ещё и люди-«тормоза», останавливавшие кильблоки с сооружением и подкладывавшие под него тормозные клинья.

Рабочие, кстати, сновали по сцене непрестанно: они разбирали постоянно заедающие тали и тросы, на которых постоянно тягали кого-то в воздух; зацепляли и отцепляли тросы от декораций, утаскивали надувные конструкции, которые постоянно застревали. Просто триумф пролетариата какой-то, а не троянцы с греками.

Приведу для примера описание лишь одной сцены, в которой Кассандра и ещё две женщины закалываются кинжалами, чтобы не попасть в рабство к грекам. Разумеется, они болтаются на монтажных поясах метрах в пяти над сценой — и после того, как троянская пророчица наносит себе роковой удар ножом, у неё из-под подола вдруг начинает ручейком течь какая-то жидкость. Публика откровенно прыснула от смеха. Но затем перед дамами падает белая занавеска с привязанными к ней мешочками (кстати, опять что-то заело, и до конца она сразу не опустилась); дамы судорожно выдавливают содержимое мешочков — и белый занавес приобретает, прошу прощения, вид простыни честной невесты после первой брачной ночи. Какие шуточки отпускали в моей ложе, я рассказывать не буду. Если раньше фраза «пришёл и всё опошлил!» казалась мне лишь забавной поговоркой, то минувший спектакль убедил в жизненности этого выражения. Опошлить можно всё, причём быстро и легко.

------------------------
Как это ни странно, во многом могу согласиться с Веселаго, но нужно учесть, что постановка рассчитана в основном на зрелищность. Большой работы мысли в ней действительно нет. И ляпов хватало.
Веселаго, конечно, всё обострил, но многие моменты вызывали смех.  :)))
От иронизирования в отклике невозможно было уйти.
------------------------------------

Относительно исполнения:
В.Дудин:
И хотя не все солисты приняли эстетику авангардного театра, да и публики к финалу заметно поубавилось, музыку Берлиоза в первый день премьеры все пели с нескрываемым удовольствием. Не было ни одной слабой или неудачной работы. Легкость, с которой тенор Сергей Семишкур провел партию Энея, под силу не каждому мастеру. Заслуженные овации получили и две героические женщины – трагическая Кассандра в невероятно проникновенном исполнении сопрано Ларисы Гоголевской и Дидона, которая стала звездным часом для меццо-сопрано Екатерины Семенчук. Триумфатором оказался и оркестр под управлением Валерия Гергиева, сыгравшего пять часов Берлиоза как свой любимый пассаж.

К.Веселаго:
Когда на сцене, по большому счёту, смотреть просто не на что, то к музыкальной составляющей оперы интерес ещё более возрастает. К сожалению, здесь тоже не было больших поводов для радости: общий уровень игры оркестра еще усугублял некоторый дисбаланс групп внутри коллектива. Та же история случилась и с хором: его группы, обряженные в хоккейную форму и шлемы («космонавты» ведь!) были чрезмерно разнесены по разным сторонам сцены, и надо было просто их «свести»: но в это время вступили любимые инструменты г-на Гергиева — тромбоны, бас-тромбон, туба, два малых барабана, большой барабан, ксилофон и литавры — и потому, сосредоточив свои конвульсии на правой части оркестровой ямы, маэстро оставил хор без внимания.

Лариса Гоголевская (Кассандра) по-прежнему «мочит» верхние ноты, однако в среднем регистре её голос, к сожалению, представляет собой какие-то руины; радости публике он не несёт. Алексей Марков в партии Хореба надёжно «отоварил» все ноты, но на сцене он явно скучал — даже в прекрасном дуэте с Кассандрой. Екатерина Семенчук аккуратно и корректно допела партию до конца и не выдохлась, что уже радует. «Простецкий» по тембру голос Сергея Семишкура не самым лучшим образом, наверное, подходит для французской музыки, но партию Энея он исполнил достойно — как и Злата Булычёва роль Анны.

Танцы, поставленные весьма посредственно (хореограф — Эмиль Фаски) были точно так же посредственно и исполнены.

Как это ни парадоксально, но «Троянцы» куда выигрышнее слушались в «Мариинке-3», где никакие груды невнятной сценической бессмыслицы не отвлекали от музыки, а оркестр звучал лучше. Я далёк от того, чтобы подозревать в этой истории какой-либо корыстный интерес со стороны дирекции Мариинки — однако в художественном руководстве театра явно не всё благополучно. Или там работают по принципу «чем хуже, тем лучше» — либо бойкой бригаде «великих комбинаторов» из Валенсии удалось элементарно провести театральное начальство вокруг пальца.

--------------------------------------------
Веселаго, как всегда, злорадно передергивает, но, если это из его оценок изъять, то мои впечатления в определенной части совпадают с его.
Оркестр, конечно, поводы для радости всё-таки давал, но играл хуже, чем  летом в концертном исполнении – в этом отношении Веселаго прав. В первой опере была техническая неряшливость. И про некоторую несобранность оркестра и хора тоже верно, я это также отметила. Гоголевская, если положить руку на сердце, пела не идеально, хотя Веселаго утрирует. По поводу Маркова абсолютно согласна. А к Семенчук и Семишкуру он придирается совершенно напрасно. звучали очень хорошо.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Тут не актуализация, а именно что фантастика
Но очень актуальная :) Вернее, узнаваемая.
Надо же, как быстро всё устаревает, даже "Звёздные войны" уже кажутся историей.
Да, пожалуй. Хотя знаете, многие взрослые этим по-прежнему увлечены, смотрят по десятому разу. Мне вот это совсем не понять, я удивляюсь, чего хорошего в «Звездных войнах» ???)))? Мне вообще стыдно, но я и «Матрицу»  не смогла заставить себя смотреть :))). Точнее, я за компанию даже пыталась, но когда через полчаса поняла, что ничего не поняла, а тупо наблюдаю мелькание картинок, то решила, что бессмысленно продолжать находиться у экрана и нужно заняться другими вещами. 
Я знаю, что "знаковый" фильм и всё такое и что его надо знать, но ничего не могу с собой поделать :)). Поверхностное представление получила и всё. 

yapav
Цитировать
Вообще-то я консервативен и часто не приемлю новации современных оперных режиссёров.Но этот спектакль,по-моему полностью удался и по сценографии и по режиссуре.Яркое, незабываемое зрелище вполне под стать блестящей ,светлой и ,как ни странно для трагедии,оптимистично прозвучавшей музыке Гектора Берлиоза.
Из певцов я бы ещё отметил Оксану Шилову в роли Аскания,сына Энея
А я хорошо отношусь к «современной режиссуре» (не к любой, конечно). Но «Троянцев» не могу принять без оговорок. Об этом я и написала. Мне кажется, что такие постановки должны быть разовыми, вторично мне бы смотреть не захотелось, даже досматривать последний акт. Однако для разовых они весьма дороги. Так что здесь получается дилемма.
Это действительно зрелищно, но зрелищность идет в ущерб драматургии. Меня в процессе спектакля постановка более интересовала не с точки зрения представления именно «Троянцев», а с точки зрения технических и художественных инноваций в оперном театре. Исходя из этого я и подхожу к оценке, пытаясь выделить все «за» и «против». Что же касается собственно «Троянцев», то я воспринимаю спектакль с долей иронии. И мне кажется, что посредством киноаллюзий постановщики и ориентируют на такое отношение. Но это есть не намеренный комикс, а что-то в духе не самого  умного развлечения для  не самой глупой публики :)).
Насчет Оксаны Шиловой согласна, хорошо пела.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мое впечатление от спектакля:
http://www.belcanto.ru/10010301.html

:)))
Получил удовольствие, читая ваш отклик ! :) Действительно, всё это напрашивается, скорее, на фельетон для пера Ильфа и Петрова, нежели на рецензию.

Цитата:
------------------
Действие оперы по версии постановщиков происходит после ядерной войны на земле и в открытом космосе. Люди в скафандрах и хоккейных формах, с клюшками, пушками и ноутбуками ходят и летают, да еще поют и танцуют при этом. Не сомневаюсь, что найдутся критики, которые станут подробно описывать происходившее на сцене, выявляя скрытые подтексты и глубокие смыслы. Вы им не верьте! Вся эта бессмыслица может заинтересовать лишь десятилетнего ребенка, никогда не видевшего «Звёздных войн», «Чужих» и тому подобной чепухи. Очевидно, что главная цель постановщиков состояла в том, чтобы посетители «культурного центра» не заскучали в течение пяти с лишним часов, отвлекаясь на музыкальное сопровождение.

А жаль! Ведь фарс, устроенный заграничным десантом, мог полностью заслонить очередной музыкальный подвиг оркестра, хора и оперной труппы Мариинского театра, в очередной раз доказавших свою состоятельность в труднейшем оперном произведении. Среди подлинных героев вечера выделим Сергея Семишкура (Эней), блестящего лирического тенора; Ларису Гоголевскую (Кассандра), артистический темперамент и мощь голоса которой перекрывают некоторые изъяны вокализации; Алексея Маркова (Хореб), с каждой новой партией блистающего новыми гранями большого дарования; Екатерину Семенчук (Дидона), крепкого профессионала, способного выдерживать любые вокальные нагрузки.
------------------

По-видимому, постановщики переборщили.
По крайней мере когда я летом слушал "Троянцев" в КЗ Мариинки, получая истинное удовольствие от музыки и её исполнения, мне даже в голову не могло прийти, какой цирк из этой оперы могут устроить в театре.......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Действительно, всё это напрашивается, скорее, на фельетон для пера Ильфа и Петрова, нежели на рецензию.

Cовершенно верно подмечено!

Вот большая свежая рецензия:
Троянский вирус постановочного обскурантизма.
http://www.operanews.ru/10011001.html

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
А вот Д. Ренанский о «Троянцах».
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1302160

-----

Может показаться, что живущий по законам самоценной в своей зрелищности инсталляции сценический текст "Троянцев" существует автономно от звуковых событий партитуры и сюжетных перипетий либретто. На самом деле, оперный первоисточник и спектакль La Fura dels Baus, конечно, связаны друг с другом, просто логика их взаимодействия не прямая, а ассоциативная. Галльская мегаломания Берлиоза рождает поток сознания постановщиков, провоцирует их на фантазийный трип, уводящий "Троянцев" из сферы быта во внебытовое. Как и в предыдущих своих работах, в петербургской постановке La Fura dels Baus умело избавляет оперное произведение от диктата сюжета, а оперных певцов — от оков психологизма и характера. Каталонцы не связывают вокалистов по рукам и ногам подробными мотивировками, предоставляя им полную свободу самовыражения для высвобождения музыкальной эмоции. В итоге в центре спектакля оказываются вовсе не эффектный визуальный ряд, а живо транслируемые в зал переживания двух обделенных судьбой трагических героинь — Кассандры (превосходная в неожиданном французском репертуаре Лариса Гоголевская) и Дидоны (царственно безупречная Екатерина Семенчук).

И вот что любопытно: если закрыть глаза на вполне себе современную тематику мариинских "Троянцев", в авангарде La Fura dels Baus легко ощутить привкус привычной архаики оперного жанра. И понять, как в этом самом жанре мало что поменялось за последние четыре века — певцы и хор большую часть спектакля проводят на авансцене, фронтально вперившись в дирижера. Костюмированному музицированию аккомпанируют броские сценические трюки — технократические чудеса La Fura dels Baus заставляют работать генетическую память жанра, уводя в избыточную пышность барочной оперной машинерии. Свойственная оперному театру условность в "Троянцах" не просто подчеркивается, но доводится до логической крайности: рабочие сцены и монтировщики декораций становятся полноправными участниками спектакля наравне с певцами и балетными артистами. Они по-деловому, но не без лишнего шума совершают свои приготовления для будущих трюков, в то время как у рампы вокалисты распевают про роковые судьбы и страсти.

Успех La Fura dels Baus пришелся на годы кризиса режиссерской оперы, пытавшейся герметично соединить музыку и драму. Каталонская группа разбавила компоненты оперного спектакля воздухом — и угодила в топ: за два последних года группа выпустила десять постановок на ведущих сценах мира, в числе которых под занавес десятилетия благодаря удачному интернациональному альянсу вновь оказался Мариинский театр.

---------

В этот раз все рецензенты подметили разные детали впечатления от спектакля, его достоинства и недостатки. Так что я почти со всеми рецензиями, хотя они и очень разные, могу согласиться.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 491
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: «Троянцы» Берлиоза в Мариинке
« Ответ #12 : Июль 03, 2019, 23:16:42 »
Пишет opera_manka (opera_manka)
2019-06-26 15:34:00

https://opera-manka.livejournal.com/68941.html

18.06.2019 Троянцы в Мариинский-2

Дирижер – Валерий Гергиев
Эней – Михаил Векуа
Хореб – Григорий Чернецов
Пантей – Вадим Кравец
Нарбал – Олег Сычёв
Асканий – Людмила Дудинова
Кассандра – Анна Маркарова
Дидона – Юлия Маточкина
Анна – Анна Кикнадзе
Приам – Владимир Феляуэр

Боялась идти на Троянцы после того, как пришлось слушать в них больного Векуа два года назад. Решила рискнуть и сейчас думаю, что не зря. Но в тот момент, когда я выходила из театра, основной эмоцией было уныние. Сейчас, когда прошло некоторое время, всепропальное настроение прошло. Более того, теперь я думаю, что, если бы я опоздала к Трое и пришла бы только к Карфагену, то ни о каком унынии говорить бы не пришлось.

Трою, похоже, не репетировали совсем, единственным лучом света была Анна Маркарова, и это при том, что не она лучшая Кассандра. Ужасно было обидно за одну из красивейших постановок.

В Карфагене дела пошли на лад. Массовых сцен здесь меньше, оркестр собрался, исполнители небольших ролей старались не огорчать, те, у кого побольше, почти радовали, и над всем этим царила волшебная музыка Берлиоза и прекрасная Дидона Маточкиной. Она и вернула мне ценность переживаний, какими бы они ни были.
Che mai sento!