Автор Тема: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец  (Прочитано 37792 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евгений Евгеньевич Нестеренко (род. 8 января 1938, Москва) — советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор, народный артист СССР.

Вот материал сайта Бельканто:

http://www.belcanto.ru/nesterenko.html

У нас на форуме уже был начат поток, посвящённый преподавательской деятельности замечательного певца:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=806

Во всех материалах отмечается исключительно высокий профессионализм Нестеренко и громадная сила воздействия его вокально-сценических решений.
Не скрываю, что я всегда был поклонником певческого искусства Нестеренко, но о "Борисе Годунове" с его участием в главной партии этой оперы я хотел бы сказать особо.
Ни для кого не является секретом одно широкоизвестное обстоятельство: Бориса гениально воплотил Шаляпин. Но само по себе дело не в этом - мало ли кто что спел и сыграл, не правда ли ? Но в данном случае всё дело в том, что партия Бориса в умах поклонников оперного искусства всего мира ассоциируется, в основном, с вокалом и манерой интонирования Шаляпина. Безусловно, Фёдор Иванович, будучи гением, а тем более, будучи РУССКИМ гением, особенно выпукло подал столь яркий национальный характер, каким вошёл в русскую историю и в связанные с нею легенды Годунов и его предполагаемые "терзания" из-за дитяти окровавленного и т.п. Помимо текстуальных изменений, Шаляпин специально разработал и привнёс в партию Бориса множество своих интонационно-вокальных и вокально-драматических решений, которые и у него самого давно уже сделались штампами, а позже вошли в набор штампов почти всех исполнителей партии Бориса, которые, конечно, не могли пройти мимо творчества Шаляпина и тщательно изучали его фонограммы.
И вот тут самое время вернуться к партии Бориса в подаче Нестеренко: в исполнении Нестеренко меня больше всего подкупал и подкупает (в имеющихся фонограммах) именно тот факт, что замечательный певец довольно решительно ПОРЫВАЕТ с шаляпинскими штампами и с шаляпинскими вокальными и драматургическими приёмами в партии Бориса, хотя, конечно, и он тоже подаёт эту партию с оглядкой на исполнение гениального Шаляпина.
И вот именно за отказ от штампов мы и должны, как я считаю, благодарить замечательного русского певца Евгения Нестеренко, который предлагал нам свою "правду", несмотря даже на авторитет и мировую известность Шаляпина, прославившегося в значительной степени благодаря именно ЭТОЙ партии. Решение, предложенное Нестеренко, вполне устраивает меня в отношении партии Бориса, а что касается решения Шаляпина, то гений на то и гений, чтобы иметь право на некоторые вольности :)) Но одно дело допускать подобные вольности в ТУ эпоху, т.е. в 10-20-30-х годах 20-го века, а другое дело вольничать в эпоху компьютерной точности и уртекстового ригоризма, когда это стало совершенно недопустимо. В этом плане Нестеренко уже в 70-х годах показал себя как певец самой современной формации - как интеллектуал, обладающий громадной исполнительской техникой, чувством меры в артистических проявлениях и демонстрирующий гораздо большее уважение к тексту.
Здоровья ему и долгая лета !
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2010, 16:04:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
Евгений Нестеренко выступал в ведущих оперных театрах мира: "Ла Скала", "Ковент Гарден", "Метрополитен-Опера".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я уже сообщал, что сравнительно недавно вышли два замечательных диска с участием Нестеренко, об этом у нас было сказано на доске объявлений:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=205.msg15391#msg15391

Вот они:

http://www.melody.su/work/catalog/classic/932

Н. Римский-Корсаков. Золотой петушок
Опера в трех действиях
Запись на 2 CD

Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01398



Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

Золотой петушок

Небылица в лицах, опера в трех действиях (с введением и заключением)
Либретто Владимира Ивановича Бельского по сказке Александра Сергеевича Пушкина

Действующие лица и исполнители:
Царь Додон – Евгений Евгеньевич Нестеренко, бас
Царевич Гвидон – Вячеслав Игоревич Войнаровский, тенор
Царевич Афрон – Владимир Николаевич Свистов, баритон
Воевода Полкан – Алексей Владимирович Мочалов, бас
Ключница Амелфа – Раиса Васильевна Котова, контральто
Звездочет – Борис Николаевич Тархов, тенор-альтино
Шемаханская царица – Елена Васильевна Устинова, колоратурное сопрано
Золотой петушок – Ольга Анатольевна Шалаева, сопрано

Академический Большой хор Всесоюзного Радио и Телевидения.
Хормейстер – Святослав Игоревич Иванов
Художественный руководитель – Людмила Владимировна Ермакова

Академический симфонический оркестр Московской Государственной филармонии
Художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Георгиевич Китаенко
---------------------------------


http://www.melody.su/work/catalog/classic/943

Евгений Нестеренко, бас. Владимир Крайнев, фортепиано
М. Мусоргский. Шедевры вокального творчества
Аудиозапись на CD

Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01401



Содержание:

1 Светик Савишна (сл. автора) 1.02
2 По-над Доном сад цветет (сл. А.Кольцова) 2.45
3 Колыбельная Еремушке (сл. Н.Некрасова) 4.10
4 Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха 3.02
(текст И.Гете в пер. А.Струговщикова)

Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (сл. А.Голенищева-Кутузова):

5 Колыбельная 5.43
6 Серенада 4.18
7 Трепак 4.52
8 Полководец 5.36

Вокальный цикл «Без солнца» (сл. А.Голенищева-Кутузова):

9 В четырех стенах 1.37
10 Меня ты в толпе не узнала 0.44
11 Окончен праздный шумный день 3.25
12 Скучай 1.58
13 Элегия 3.56
14 Над рекой 5.00

15 Музыкальный памфлет «Раек» (сл. автора) 11.47

Записи 1979 (1–8), 1974 (9–15) гг.

Общее время звучания: 60.53
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Здесь перечислены наиболее популярные в настоящий момент записи певца:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2652
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 536
    • Русское исполнительское наследие на CD
Скажу о Евгении Евгениевиче "со своей колокольни". Когда-то давно, еще в школьные годы, прочитал его книгу "Размышления о профессии", в которой меня особенно тронул тот факт, что став уже знаменитым певцом, он не только не забыл своего вокального педагога, превосходного питерского баса Василия Михайловича Луканина (http://slovari.yandex.ru/dict/pruzhansky/article/pr1-1115.htm), но где-то в 1970-е гг. организовал на фирме "Мелодия" выпуск сольной грампластинки с его немногочисленными записями. Теперь по прошествии 20 с лишним лет понимаю, что это был поступок очень незаурядный, потому что не могу припомнить ни одного более менее известного оперного певца, который бы в лучшие годы своей карьеры позаботился о том, чтобы издать записи своего старого педагога.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Очень жалею, что не застал период преподавания Евгения Евгеньевича в МГК  :(

Что касается его записей оперных арий, хотел бы отметить его исполнение арии Рене. По отражению эмоций она представляется мне драматургически наиболее естественной, хотя, каюсь, мне еще больше нравится запись Гяурова - но только из-за его потрясающе красивого голоса. Многие записи этой арии другими басами вообще оставили меня к ней равнодушным.

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
На сайте "Красная книга российской эстрады" можно прослушать романсы и советские песни в его исполнении. Я прослушала "12 разбойников" и "Вечер на рейде". Где можно найти записи оперных арий? Подскажите, пожалуйста.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как рассказывают, запись спектакля "Борис Годунов" 1978 года сопровождалась любопытной историей:

Борис Годунов - Евгений Нестеренко
Самозванец - Владислав Пьявко
Пимен - Валерий Ярославцев
Марина Мнишек - Ирина Архипова
Ксения - Галина Калинина
Юродивый - Алексей Масленников
Варлаам - Артур Эйзен
Феодор - Глафира Королева
Шуйский - Андрей Соколов

дир. Б.Хайкин

Говорят, в этом спектакле Е.Нестеренко выступал со сломанной рукой !
Кто-нибудь может рассказать подробности ? Наверняка это было где-нибудь опубликовано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Насколько я знаю это действительно так. И на Торенте даже раздается видеозапись этого спектакля:

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1758087

Есть хороший фильм - опера Алеко, где главную роль сыграл Нестеренко.

http://www.youtube.com/watch?v=jzsoOJhlpm8&translated=1


Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
встреча с кумиром
« Ответ #9 : Сентябрь 24, 2010, 20:51:10 »
"Встреча с кумиром" - наверное, так можно было бы озаглавить это мое сообщение.
Из ныне живущих (не обязательно выступающих) басов Е. Нестеренко для меня - последний из Великих (прошу не атаковать вопросами-утверждениями типа "А как же Фурланетто?" и т.п.  :D )
 
Вчера я побывал на концерте Нестеренко в картинной галерее Шилова на Знаменке (Москва).

Попробую поделиться некоторыми впечатлениями - но здесь надо сделать серьезные оговорки. Мало того, что я вообще крайне редко бываю на концертах и в опере, да еще и смотрю на всё глазами вокалиста (баса), который имеет собственные ограниченные вокальные пристрастия и ищет, чем можно расширить репертуар и чему ещё можно и нужно научиться. Поэтому часть моего сообщения явно предназначена вокалистам.   

Я правильно оценил, что в маленьком зале с недорогими билетами обстановка будет ближе к неофициальной, поэтому будет удобно вблизи разглядеть некоторые детали вокальной техники (они от возраста не зависит), а при случае даже и чего-нибудь спросить. Но я не ожидал, что будет столь плохо и столь хорошо (поясню это ниже).

Зал имеет всего где-то мест 200-200+, но билетов (они не привязаны к конкретному месту) продали гораздо больше. В последний момент стали вносить еще стулья и кушетки, но с ними уже было не протолкнуться. Зрители сидели на дополнительных стуляьх, в проходах и у задней стены, гнездились около стен (там же оказался и автор - было как-то неудобно занимать место при наличии большого числа людей почтенного возраста, к тому же так было неплохо видно). В проходе на доп. стуле сидела дама 95 (!) лет. Удивительно, что при всем этом начало концерта задержалось всего минут на 10-15.

Молодёжи было очень немного, может, это будущие вокалисты - скажем, учащиеся музучилищ - не знаю. Мне казалось, что пришли давние поклонники творчества Нестеренко, для многих из которых входная цена всего в 250 р. давала счастливую возможность вновь увидеть и услышать своего кумира. Сам Нестеренко, живущий, если не ошибаюсь, в Австрии, в Москве оказался всего на несколько дней.

Исполнение было, по-моему, с микрофоном. Он стоял достаточно далеко (явно больше метра), а над роялем расположили еще 2 микрофончика.

 Для "естественного" концерта, цель которого - доставить слушателю наслаждение вокалом - все было очень плохо. У Нестеренко было много проблем с голосом, и нет смысла подробнее говорить об этом относительно конкретных вещей. Возможно,  это - следствие простуды, не знаю. Но я и не знаю, что из проблем было вызвано возрастными изменениями. Во всяком случае, явный признак - "качание голоса" - проявился, по-моему, только один раз.   

Собственно, я ожидал чего-то такого - но не ожидал, что это будет столь массово. Зато я недооценил, сколь много интересных для себя вещей я услышу и увижу ! В частности, я не ожидал такого прекрасного артистизма (жесты, выражение лица итп) исполнения большинства вещей !  Лично меня самого сейчас устраивает и "подход" Мардонеса  :), но не отметить артистизм я не могу.

Ох, ну вот наконец-то я добрался собственно до программы концерта. Его 1-я половина включала русские романсы.

"Благославляю Вас, леса". Романс был спет в традиционной для басов более низкой тональности (т.е. ниже, чем исполнял Шаляпин). В одном месте, по-моему, была интонационная ошибка  :( Далее были "Средь шумного бала" и "День ли царит", а затем 3 романса Рахманинова - "Все отнял у меня", Сон, "Я был у ней". Исполнение рахманиновских вещей мне было интереснее.

А затем прозвучал маленький шедевр, и артистический, и вокальный - "Блоха" Мусоргского. Тут я пожалел, что решил не брать с собой диктофон и ничего не записывать! Публика неистово кричала "Браво" ! После "По-над Доном сад цветет" Мусоргского прозвучал его "Полководец" из цикла "Песни и пляски смерти". Мне вообще весь этот цикл не по душе, но здесь я впервые понял, что это произведение дает вокалисту такие прекрасные возможности для выразительного вокала ! И хоть лично мне показалось, что некоторые краски голоса были, пожалуй, даже  чрезмерными, но зато я нашел для себя еще одно возможное произведение в репертуар.     

Во 2-м отделении были исполнены арии из русских опер - Сусанин, ария Мельника, ария Гремина, каватина Алеко и ария Кончака. Для меня-то важно, как спето, скажем, какое-либо конкретное слово в той или иной арии, я это себе помечал, но что ж об этом писать. Полагаю, что в советские времена у него не было возможности в роли Сусанина перекреститься на сцене.
 
Блестяще - опять-таки и в артистическом, и в вокальном плане - была исполнена ария Мельника из "Русалки" (в моем понимании вокал включает в себя проявление человеческих чувств). Еще раз, я КРАЙНЕ редко бываю в опере, и для меня было артистической находкой, как Нестеренко в финале арии от "переизбытка чувств" схватился за сердце.   

Публика прощала все проблемы с голосом и горячо приветствовала певца. По завершению программы зал дружно аплодировал и не уходил. Нестеренко спел на бис еще много романсов  - Даргомыжского "Воротился пьяный мельник", Червяк, "Как яблочко румяное" (мне эта вещь была неизвестна),  "Влюблен я дева-красота", затем еще "Песню пьяного" Хренникова. Когда он это объявил (он объявлял вещи сам), у меня сердце ёкнуло - мне кажется, это вокально сложная вещь. Но он спел практически "без проблем", зато с большим и внешним, и "внутренним" артистизмом.

Мне показалось, что все эти ярко характерные произведения у него получились очень хорошо. Безусловно, выбор такого камерного зала со стороны Нестеренко был правильным ходом. Хотя микрофон и стоял, но было ясно, что он еще может спеть могучее форте, и зал бы он беспроблемно озвучил и без микрофона. Зато некоторое пьяниссимо без микрофона можно было бы в задних рядах и не услышать.

Возможно, следовало бы ограничить программу (выбор произведений), что позволило бы избежать ряда проблем с голосом. Хотя лично мне в "учебном" плане все было интересно, я не жалею, что поехал.

Тут у нас вставал вопрос, нужно ли певцу проводить концерты в таком возрасте/вокальном состоянии. Не хочу утверждать ничего в общем случае, но в данном случае ответ, несомненно, положителен. Нестеренко убедился, что  поклонники его помнят и обожают, и получил от них заряд энергии. Ясно, что за границей такой концерт у него бы не получился. Поклонники были рады еще раз увидеть и услышать своего кумира, они помнят, КАК он ПЕЛ, вспоминают это - пусть даже только в отдельных эпизодах спетого, и могли восторгаться хотя бы отдельными вещами.  К тому же этот концерт - исключение (концертной деятельности Нестеренко уже не ведет). А вот, скажем, БЗК в таком состоянии противопоказан. Наконец, Нестеренко - наш, русский певец, хоть теперь и живет постоянно за границей. И так поддерживаются связи его с Родиной, а нас - с ним. 

Только для вокалистов  :) : Во время выступления между произведениями Нестеренко иногда делал из стакана, стоящего на рояле, глоток какой-то жидкости, по-моему цвета чая. Над этой жидкостью была светлая полоса (может, полоса - на стакане), как если бы это была пена над пивом  :) Я тут же вспомнил, что вокалистам теплое пиво полезно  :)

После концерта я получал автограф, а Нестеренко заодно пожаловался на предшествовавшую простуду, он действительно несколько раз в перерыве прокашливался. Я спросил у Евгения Евгеньевича, что за жидкость он пил. Он сказал, что апельсиновый сок. "Теплый ?" - спросил я. "Да, конечно". "Вроде вокалисты любят добавлять цитрусовые" - сказал я, вспомнив Образцову. Нестеренко отметил, что вообще хороши кислые фрукты, в т.ч. яблоки (и яблочный сок). Он сослался при этом на Рейзена и Гяурова. Только, по-моему, он отвечал на вопрос о том, что он пил ДО концерта - по крайней мере, насчет апельсинового сока. Судя по цвету, в стакане мог быть скорее яблочный сок. Интересно, что немецкоязычное окружение на него-таки повлияло  :) Рейзена он произнес как "Райзен"  :)

Еще важный для вокалиста момент - температура в зале. На улице было всего 10 градусов, а  в зале - тепло.
Я, имеючи профессиональные для вокалиста проблемы с верхними дыхательными путями, был в свитере (обычно еще в сумке - шарф, но я им не воспользовался :) ), но так было, по-моему, даже слегка жарковато. Ясно, что если выбирать небольшой камерный зал для вокала в такие холодные времена, когда центрального отопления еще нет, то это - хорошее место.

Этот концерт - из цикла "Звезды в гостях у А.Шилова" (Шилов - "организатор цикла", поддержанного правительством Москвы); следующим в серии также поет бас, Тверской. Однако в целом концерты эти по своему уровню (IMHO) крайне неоднородны.

В заключение - вызвавшая у меня улыбку ституация. Понятно ведь, что все пришли послушать Нестеренко  ;) Перед концертом ведущая (Шилов стоит рядом с ней) объявляет что-то вроде - "Организатор концертов - народный художник СССР Александр Шилов ..." Мхатовская пауза. Я, по простоте душевной, подумал, что она забыла текст  :D Шилов стоит рядом, как статуя. Наконец, в зале догадались - раздались аплодисменты ...  :)

В зале проводилась "официальная" видеозапись, куда она дальше попадёт - не знаю. Но ясно, что аудио-компоненту без обработки (отбора некоторых вещей) "выпускать" нельзя.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 536
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #10 : Сентябрь 24, 2010, 22:51:58 »
А я бы не отказался послушать вот такой концерт Е Е. Нестеренко:

1. У КОЛЫБЕЛИ (Бах, из “Книги напевов Г. К. Шемелли”)
2. ЖИЗНЬ МОЯ ПОЛНА ТОБОЮ (Бах, из “Книги напевов Г. К. Шемелли”)
3. НЕ ЗАБЫВАЙ, ДУША МОЯ (Бах, № 41 из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”)
4. ТЫ ДРУГ МОЙ ИСТИННЫЙ (Бах, из “Книги напевов Г. К. Шемелли”)
5. КОГДА СО МНОЙ ТЫ (Бах, № 25 из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”)
6.  К ЛИРЕ (Бетховен, из тетради “25 шотландских песен”)
7. ЗАСТОЛЬНАЯ ПЕСНЯ (Бетховен, из тетради “25 шотландских песен”)
8. О, МЕРИ, БЬЕТ СВИДАНЬЯ ЧАС (Бетховен, из тетради “25 шотландских песен”)
9. МЫ ЗДЕСЬ, ЗА ЭЛЕМ ПЕНИСТЫМ (Бетховен, из тетради “25 ирландских песен”)
10. ПРИВЕТСТВИЕ ГОРЦА (Бетховен, из тетради “25 ирландских песен” )
11. НА БЕРЕГУ ШАННОНА (Бетховен, из тетради “12 английских, шотландских, ирландских и итальянских песен”)
12. ИЗБИЕНИЕ В ГЛЕНКОУ (Бетховен, из тетради “25 ирландских песен”)
13. СУРОК (Бетховен)
14. ПЕСНЯ О БЛОХЕ (Бетховен)
15. НЕЖНАЯ ЛЮБОВЬ (Бетховен)
16. Старость (Шуберт0
17. ПЕСНЯ РЫБАКА (Шуберт)
18. РЫБАК (Шуберт)
19. ПЕСНЯ (К Сильвии) (Шуберт)
20. СМЕРТЬ И ДЕВУШКА (Шуберт)
21. МОРСКАЯ ТИШЬ (Шуберт)
22. ДВОЙНИК (Шуберт)
23. СЕРЕНАДА (Шуберт)
24. ШАРМАНЩИК (Шуберт)
25. В  ПУТЬ (Шуберт)
26. К МУЗЫКЕ (Шуберт)

Партия фортепьяно Евгений ШЕНДЕРОВИЧ Партия виолончели Лев НЕУЧЕВ. Партия скрипки Петр ТАРАСЕВИЧ. Время звучания 1:17:32
Концертный зал им. П.И.Чайковского. 1979 г.
Хранится в ГТРФ.
Кстати, по мнению самого Евгения Нестеренко, это одна из лучших его программ.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #11 : Сентябрь 25, 2010, 19:39:51 »
Да, надо посмотреть, но навскидку записей Нестеренко произведений Баха, Бетховена и Шуберта у меня нет. К тому же большинство романсов Шуберта, исполненных на этом концерте - мои любимые.

Кстати о ГТРФ. Predlogoff, если я его правильно понял, оттуда получал какое-то видео.
Могу ли я получить оттуда запись короткометражного телевизионного фильма, снятого много лет назад (я там снялся в главной роли) - если, конечно, он там хранится  ?  Или это обходится в астрономические суммы ?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #12 : Сентябрь 25, 2010, 19:55:06 »
Кстати о ГТРФ. Predlogoff, если я его правильно понял, оттуда получал какое-то видео.
Могу ли я получить оттуда запись короткометражного телевизионного фильма, снятого много лет назад (я там снялся в главной роли) - если, конечно, он там хранится  ?  Или это обходится в астрономические суммы ?

Нет, для частного использования суммы не будут астрономическими. Это будет оговорено и в документах, да и по закону это тоже так. Вот если вы возьмётесь на этом деньги зарабатывать, у вас могут быть проблемы. А в варианте частного использования без коммерческой выгоды - в пределах разумного.
Если вы найдёте этот фильм в каталоге, то сможете заказать вполне легально - у них на сайте надо поискать и оставить заявку. Там написано, как и что оформлять. Можно также написать им эл.письмо или позвонить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 418
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #13 : Сентябрь 26, 2010, 11:00:16 »
А я бы не отказался...
А я бы вернул 84 год, лето! Концерт в Консерватории Нестеренко и Образцовой с ариями из опер. Потрясающе! Сильнейшее впечатление. (Как он пел предсмертную арию Сусанина! Как Образцова пела песни Леля!)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 536
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #15 : Сентябрь 26, 2010, 21:16:05 »
Я нашёл CD с записями произведений Мусоргского в исполнении Нестеренко (аккомпаниатор - Крайнев).

Там запись "Полководца" звучит заметно сдержаннее. Хорошо, что певец в разных исполнениях дает несколько отличающуюся интерпретацию. Если расположить исполнение по нарастанию экспрессии, то получится ряд

запись Христова < запись Нестеренко < вышеупомянутый концерт

Мне наилучшим показалось бы что-то среднее между концертом и записью Нестеренко.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 418
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #16 : Сентябрь 26, 2010, 22:11:08 »
Максим!!!! Спасибо!!!!!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 536
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #17 : Сентябрь 26, 2010, 23:31:22 »
Максим!!!! Спасибо!!!!!

А вот нашлась и видеозапись: http://www.gtrf.ru/ru/cat/?id=9831&p=1

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #18 : Сентябрь 26, 2010, 23:54:14 »
Вообще-то "Полководец" - теноровый романс... Другое дело, что и тенора тоже поют в траспорте басовые произведений из этого цикла Мусоргского.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #19 : Сентябрь 27, 2010, 08:19:19 »
Вообще-то "Полководец" - теноровый романс... Другое дело, что и тенора тоже поют в траспорте басовые произведений из этого цикла Мусоргского.

Да, но всё-таки, на мой взгляд, правильнее исполнять эти вещи двумя разными голосами (иногда так и поступают: цикл поют 2 разных певца). Хотя любопытно было бы узнать, что сказал бы сам автор и уточнить, исполняли ли при нём транспонированные варианты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #20 : Сентябрь 27, 2010, 22:22:49 »
Поскольку я теноров обычно не слушаю, то я и тенорового исполнения этого произведения не слышал   :).  Но исполнение басами "партии" Смерти выглядит вполне естественным.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #21 : Сентябрь 27, 2010, 23:02:09 »
Там особый прикол (как сейчас выражаются) в том, что смерть в трёх басовых романсов и смерть в теноровом "Полководце" разная. У меня есть в шикарном исполнении Ивана Семёновича - если интересно, кину Вам запись.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #22 : Сентябрь 28, 2010, 01:05:39 »
Там особый прикол (как сейчас выражаются) в том, что смерть в трёх басовых романсов и смерть в теноровом "Полководце" разная. У меня есть в шикарном исполнении Ивана Семёновича - если интересно, кину Вам запись.

Я завёл специальную тему, посвящённую этому циклу:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3605.0

Думаю, этот цикл того стоит ! Там, кстати, и запись Нестеренко имеется.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн TUZIK

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 94
  • Тузик - карапузик
Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #23 : Октябрь 03, 2010, 14:55:04 »
Хотелось бы поблагодарить Предлогова за создание темы о Нестеренко и Микки за рассказ о концерте Евгения Евгеньевича в Шиловской галерее.
100 лет не был на форуме, но именно эта тема меня зацепила, так как Нестеренко всегда был для меня певцом №1 Советского Союза, да и мировом масштабе его звезда светила очень ярко.
Ещё до окончания консерватории я лично познакомился с Евгением Евгеньевичем на одном из европейских конкурсов.
С тех пор мы дружим, и одним из "проявлений" этой дружбы стало совместное сочинение книги мемуаров Нестеренко "Записки русского баса", которую я писал с июля 2005 года по апрель 2009, основываясь на аудиозаписях Евгения Евгеньевича, которые он регулярно присылал мне из Вены в разные города Европы, где я пел с 2005 по 2009 годы.
Контракт с издательством "Молодая гвардия" до сих пор в силе, но вмешался кризис, и всё притормозилось. Книга давно готова (я лично набрал 1300 страниц в Word'e 14-м шрифтом таймс), но финансовые проблемы в настоящий момент - слишком серьёзные.
Но не сомневаюсь, что в конце концов всё будет издано.
Записи Нестеренко, которые он сам дарил мне (в том числе переведенные им с винила на компакт-диски), могу выложить в Интернете, если кому-то интересно (попозже, когда вернусь в Москву, сейчас я не в Москве, и скорости Интернета в квартире недостаточно, чтобы закачивать большие объёмы музыки). А лицензионные записи с Филипса, Дойче Граммоффон, ЕМI и т.д., думаю, в Интернете уже и так можно найти.
С приветом :-) Тузик

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Ответ #24 : Октябрь 03, 2010, 21:36:51 »
я лично познакомился с Евгением Евгеньевичем на одном из европейских конкурсов.
С тех пор мы дружим, и одним из "проявлений" этой дружбы стало совместное сочинение книги мемуаров Нестеренко "Записки русского баса", которую я писал с июля 2005 года по апрель 2009, основываясь на аудиозаписях Евгения Евгеньевича, которые он регулярно присылал мне из Вены в разные города Европы, где я пел с 2005 по 2009 годы.
Контракт с издательством "Молодая гвардия" до сих пор в силе, но вмешался кризис, и всё притормозилось. Книга давно готова (я лично набрал 1300 страниц в Word'e 14-м шрифтом таймс), но финансовые проблемы в настоящий момент - слишком серьёзные.
Но не сомневаюсь, что в конце концов всё будет издано.

Здравствуйте, Владимир !
Я прошу вас сообщать нам о судьбе этой книги, которая - я в этом не сомневаюсь - будет уникальным документом минувшей эпохи. Я тоже считаю Евгения Нестеренко одной из ключевых фигур завершавшегося в те годы Золотого века русского оперного театра, поэтому любые материалы, исходящие лично от него, имеют нетленную ценность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица