Автор Тема: Жерар Гризе (Gérard Grisey) (1946-1998)  (Прочитано 7586 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Grisey

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Жерар Гризе (Gérard Grisey) (1946-1998)
« : Март 15, 2010, 21:41:11 »
Жерар Гризе - французский композитор, наряду с Тристаном Мюраем один из создателей спектрального направления в современной музыке (с биографией можно ознакомиться - http://www.ccmm.ru/index.php?page=studio&part=repertoire&composer=grisey)
Буквально через неделю сочинение Talea можно будет услышать на одном из концертов "Московского форума" (см. соседнюю ветку)
Тем не менее, для интересующихся будет не лишним ознакомиться с музыкой этого замечательного композитора, пройдя по ссылке http://intoclassics.net/news/2010-02-16-13999
« Последнее редактирование: Март 17, 2010, 01:28:49 от Grisey »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #1 : Март 16, 2010, 00:09:39 »
Модераторы переполошатся  :)) В ветке о композиторах столько тем об авторах "немузыки". 

За тему спасибо. Я с тв-вом Гризе практически незнакома.

Но, может быть, сначала поясните основные идеи спектральной техники :))?

Например, я полагала, что спектральная музыка предусматривает исследование природных звуков и компьютерный синтез новых на их основе. Но, когда я стала искать доп. информацию, то  оказалось, что спектральная техника обычно пользуется аппаратом традиционного симфонического оркестра (который воспроизводит  требуемые хар-ки спектрограммы синтезированного звука), т.е. не прибегает к электронике. Как это возможно (инструментарий такого переноса)?

Оффлайн Grisey

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #2 : Март 16, 2010, 01:49:46 »
Но, может быть, сначала поясните основные идеи спектральной техники :))?
У каждого композитора, придерживающегося спектрального направления, очень индивидуальный подход к методу сочинения.  Если говорить коротко - композиторы исходят из особенностей конкретного звука (и даже конкретного тембра - например, нота ми у тромбона в начале Partiels, которая служит основой всему сочинению), и его изучения (спектрограммы и т.п.). (если интересно, то можно ознакомиться с началом диссертации Д. Шутко о спектрализме - http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/53472.html, там довольно ясно изложены технические подробности)
P.S. Вообще, появление данного течения во Франции - явление, можно сказать, закономерное; там всегда чутко относились к звуку; в роли предшественников Гризе можно легко увидеть и Мессиана, и Дебюсси, и даже Рамо
P.P.S. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2864.msg36191#msg36191 - тут лучше написали ;)

Оффлайн Minotaurus_x

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #3 : Март 16, 2010, 01:51:12 »
Модераторы переполошатся  :)) В ветке о композиторах столько тем об авторах "немузыки". 

За тему спасибо. Я с тв-вом Гризе практически незнакома.

Но, может быть, сначала поясните основные идеи спектральной техники :))?

Например, я полагала, что спектральная музыка предусматривает исследование природных звуков и компьютерный синтез новых на их основе. Но, когда я стала искать доп. информацию, то  оказалось, что спектральная техника обычно пользуется аппаратом традиционного симфонического оркестра (который воспроизводит  требуемые хар-ки спектрограммы синтезированного звука), т.е. не прибегает к электронике. Как это возможно (инструментарий такого переноса)?

Спектральная музыка технически стала возможна с развитием систем анализа звука (быстрое преобразование Фурье). Результатом такого анализа становились спектрограммы, из которых можно было получить всю информацию о жизни каждого обертона в рамках исследуемого звука. Спектрограмма становились моделью инструментовки, гармонии, ритмических рядов и тембра всего сочинения — так это работает в третьей части "Акустических пространств" Гризе, где весь первый большой раздел построен на анализе одного звука тромбона и его последующего искажения.

Из сказанного можно сделать вывод, что спектральная техника очень "зажата" в композиционном плане, и заключается только в адекватном переносе модели копьютерного анализа в реальную акустическую среду. Но на самом деле, беспрецедентная точность компьютерного анализа оказывается излишней для классического спектрализма, где композиторы пытаются метафорически (интуитивно, по слуховым ощущениям) осознать все процессы звука. Отсюда невнимательность спектралистов к микрохроматике — в партитурах Гризе и Мюрая не найти звуковысоты мельче 1/4 тона, тогда как уже точная инструментальная реализация 7-го обертона предполагает отклонение в 1/6 тона, а выше 11-го обертона все становится очень-очень приблизительным. То же самое можно сказать о работе с тембром, ритмическими последовательностями, динамикой итд — интуиция и здесь имеют заметно больший вес, чем математический рассчет. Именно по-этому говорят, что спектрализм это не очень техника, а больше эстетика композиции.
Термин Гризе "Инструментальный синтез" тоже метафора — ни о каком реальном обертоновом синтезе звука здесь не может идти речи уже по тому, что каждый "обертон" представлен не математической синусоидой, а сложным и "несовершенным" звуком реального инструмента.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #4 : Март 16, 2010, 11:24:57 »
Модераторы переполошатся  :)) В ветке о композиторах столько тем об авторах "немузыки". 

Да никаких проблем, просто меня смущает судьба этих обсуждений на форуме "Классика", где всё это уже было и где обо всём этом Невский и Шмурак высказались в том плане, что все обсуждения умерли и тематика скончалась.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #5 : Март 16, 2010, 17:56:51 »
Predlogoff
Цитировать
просто меня смущает судьба этих обсуждений на форуме "Классика"

Как раз очень хорошо, что именно на нашем  форуме затеяли более подробный разговор о совр. композиторах и совр. направлениях. Форум  "Классика", наколько я поняла, существует в основном для профессионалов и их глубоко "профессиональных"  разговоров  :o (поэтому я туда и не захожу, и наверно не только я). А здесь , к счастью, есть возможность в разговоре участвовать не только  профессиональным музыкантам, но и обычным любителям музыки, которые и составляют большинство слушательской массы. Я считаю, что  взвешенный и спокойный  разговор о совр. музыке очень полезен для просвещения широкой слушательской аудитории.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #6 : Март 16, 2010, 20:39:58 »
Форум  "Классика", наколько я поняла, существует в основном для профессионалов и их глубоко "профессиональных"  разговоров  :o

Ну если только глубоко "профессиональных"  ;D)))

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Grisey

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Жерар Гризе (Gérard Grisey)
« Ответ #7 : Март 17, 2010, 01:02:37 »
Predlogoff
Цитировать
просто меня смущает судьба этих обсуждений на форуме "Классика"

Как раз очень хорошо, что именно на нашем  форуме затеяли более подробный разговор о совр. композиторах и совр. направлениях.
Я просто оценил ситуацию и решил, что форум просто нуждается в подобных темах. Конечно, очень много было сказано на форуме Классика. Но здесь в отношении современной музыки - это tabula rasa, остро нуждающаяся в скорейшем заполнении :)