Автор Тема: Погибла ли оперетта как жанр ? И какова альтернатива ?  (Прочитано 17327 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В последние годы то один, то другой жанр искусства провозглашается "умершим" или "отмирающим". Так ли это на самом деле и как это проверить ?
Pulenk высказал любопытное мнение по поводу оперетты, которое хотелось бы рассмотреть подробнее:

Не опера умерла, а оперетта. Оперетта идет в России и на родине композиторов и то, только классические известные произвидения. Оперетту заменил мюзикл. И многие оперные певцы поют мюзиклы. Пласидо Доминго аж альбом записал, где исполнил известные песни из бродвейских мюзиклов. Может и Анне Нетребко стоит попробывать? ;)

Этот разговор мелькнул в потоке, посвящённом Нетребко. Я хотел там кое-что написать по поводу её исполнения романсов русских композиторов (с Баренбоймом), как вдруг этот абзац Пуленка меня поразил.
А и в самом деле: не заменил ли оперетту мюзикл ? И вообще - неужели оперетта погибла как жанр ?
Пуленк упомянул Доминго, но разве другие оперные певцы не участвовали в записи мюзиклов ? Хрестоматийным примером может быть участие Каррераса и Канавы в записи (великолепной, гениальной !) мюзикла Бернстайна "Вестсайдская история" под управлением автора. Правда, мне могут сказать, что музыка этого мюзикла уж точно гениальна, но разве не гениальны "Кошки" или "Призрак оперы" Уэббера ?
Наш Н.Басков пел номера из "Призрака оперы".
В былые времена в опереттах мирового уровня и в отдельных номерах из них не стеснялись выступать лучшие оперные певцы всего мира, а что же теперь ? Э.Шварцкопф и Е.Образцова часто исполняли музыку оперетт. В том ли дело, что нишу оперетты как "облегчённого" вокального жанра занял мюзикл, или в том дело, что оперетта как "лёгкий жанр" была более адаптирована к условиям, быту и досужему времяпрепровождению людей других эпох ?
И вообще, "погибла" оперетта или нет ? Является ли мюзикл её конкурентом или у них разные ниши ? Каковы перспективы оперетты и имеются ли они ?
Было бы любопытно обсудить этот вопрос.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Уважаемый Predlogoff вы меня опередили. Я сегодня хотел создать подобную тему.
Мое мнение, все зависит от того какой мюзикл, и какая оперетта. Лично мне мюзиклы нравятся больше, но правда не все. Оперетта погибла, мне кажется, из - за того, что ему присуща комедийность и хэппи - енд, а в мюзикле это условие необязательно. Например, есть мюзикл - триллер, мюзикл - детектив, серьезные мюзиклы по литературному первоисточнику. Но в России мюзикл пока не прижился. Как сказал один критик: "мюзикл - это как стриптиз, только на стриптиз с женой не пойдешь, а на мюзикл пойдешь".
А мюзикл пели еще Томас Аллен и Брин Терфель. Они исполнили роль Свинни Тодда в гениальнейшем произвидении Сондхайма, который кстати достаточно сложный.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
В последние годы то один, то другой жанр искусства провозглашается "умершим" или "отмирающим". Так ли это на самом деле и как это проверить ?
...
А и в самом деле: не заменил ли оперетту мюзикл ? И вообще - неужели оперетта погибла как жанр ?
Пуленк упомянул Доминго, но разве другие оперные певцы не участвовали в записи мюзиклов ?
...
И вообще, "погибла" оперетта или нет ? Является ли мюзикл её конкурентом или у них разные ниши ? Каковы перспективы оперетты и имеются ли они ?

Я бесконечно далек и от оперетты, и от мюзикла, но поскольку эта тема оказалась в близком мне "романсовом" разделе, а я к тому же болею и петь мне сейчас низзя  :D ...

О чем вообще говорить в смысле отмирания оперетты, ежели рок-певцы говорят о том, что рок уже умер ??

А вот насчет мюзикла готов подтвердить - мои знакомые студенты-вокалисты консерватории, потенциальные солисты оперы, прям-таки рвутся спеть в мюзикле.
 

Morales

  • Гость
Как любят говаривать "кафедральные зануды" - обратимся к фактам:
1. У оперетты вроде бы нет проблем с посещаемостью спектаклей.
2. На "халтурах" чаще всего просят петь номера из оперетт. Опера, извините, "не катит".
3. "Моржи" из оперы фантастически (!) устраиваются в оперетте. Стало быть, бизнес процветает.
Это понятный и близкий народу жанр. А не опера - "музыка толстых". ;D
Что ему сделается?!
Мьюзиклы - эфемерная антреприза. Другое дело - репертуарный театр! Оклад, "палки", соцпакет, жилье, пенсия! Оценит наша вокальная молодежь. Никуда не денется. И жанр сохранит.
Такая вот "экономическая теория" развития оперетты. Маркс и Энгельс, господа. :)
« Последнее редактирование: Март 17, 2010, 01:06:46 от Morales »

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Привожу отрывок из интервью Алекскандра Журбина сайту Страна.ру

- По-вашему, почему в России мюзиклы не пользуются такой популярностью, как в Америке?
- В России эра мюзикла только начинается. В англоязычных странах мюзикл уже около 80 лет является частью жизни, частью школы, колледжа, словом, частью общества. В западном мире они сопровождают человека с детства до старости. Уже несколько поколений европейцев и американцев выросло на мюзиклах. Понятно, у нас другие традиции, в России всегда любили оперетту. А оперетта - жанр веселый, поверхностный, беззаботный, там не надо думать и напрягаться. В мюзикле же могут быть коллизии весьма серьезные, вспомним Вестсайдскую историю или Человека из Ламанчи. Я все же верю, что мюзиклы займут достойное место в российской театральной жизни. Ведь мюзикл - это жанр для продвинутой страны, где есть продвинутый средний класс. Хотя, возможно, в России это будет в какой-то иной, неамериканской форме. Ведь существуют же французские мюзиклы или индийские мюзиклы, вовсе не похожие на бродвейские. Значит, и в России может родиться что-то подобное.

Я согласен полностью с этой статьей. А вы, уважаемые собеседники?

Morales

  • Гость
Согласен, кроме одного - уничижения России в сравнении с Америкой. Их "продвинутость", даже в общем культурном уровне, предмет анекдотов.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Честно говоря, меня не интересовал подобный вопрос, пока московский театр оперетты был в расцвете примерно до 1984 г. Пусть не все постановки были удачными, но был полноценный репертуар. Был Кальман, Штраус, Легар, было много современных спектаклей самых разных жанровых разновидностей. Наконец было два подлинных шедевра "Товарищ Любовь" и "Неистовый госконец". Что это были за спектакли? К какому конкретно жанру их отнести? Не берусь судить на предмет того. есть ли в них все необходимые компоненты мюзикла. Но то что это были очень талантливые музыкальные спектакли и прекрасно смотрелись на сцене Театра Оперетты- факт.
Сегодня действительно остро стоит вопрос по отношении к существованию жанра оперетты. Но как говорит Татьяна Шмыга, о том. что оперетты уже не существует. она слышит со времени своего прихода в театр. а она проработала в театре более 50 лет.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Сегодня ТВ и компьютер, плюс видеопродукция заменяют всё.
Электронные средства массовой информации предоставляют дешёвый и доступный источник информации и развлечений.
Поэтому походы в оперу, оперетту, театр, консерваторию больше делаются для поднятия престижа, чем для удовлетворения духовной потребности.

Иное дело - самостоятельные потуги на поприще культуры (для поднятия культурного и интеллектуального уровня).
Вот это как раз и путь к реальному искусству, т.к. электронные заменители сразу обнаруживают здесь низкое качество, по-моему.

Опять с завистью вспоминаю Германию - концерты прямо на свежем воздухе, рядом с особняком, публика на траве.
Но тут нужна общая культура - правильное отношение к культуре, уважение к людям искусства.
Нужна востребованность их труда.
Умирают не виды искусства, а отношение людей к ним.
« Последнее редактирование: Март 18, 2010, 08:10:51 от garans »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Марис Янсонс: «Оперетта оказалась на обочине»
21 июля 2010

http://www.nvspb.ru/tops/maris-yansons-operetta-okazalas-na-obochine-42944

Выдающийся дирижер намерен вернуть легкий жанр в «зону общественного внимания»

Симфонические концерты open-air (на открытом воздухе) в Мюнхене проводятся в один из уик-эндов июля, и на них поочередно выступают два ведущих мюнхенских коллектива: мюнхенские филармоники и оркестр Баварского радио. Одеонсплатц, уютная площадь в самом сердце города, на время превращается в громадный концертный зал, вмещающий до четырех тысяч слушателей. А вместо сцены используется Арка полководцев – точная копия флорентийской Лоджии Ланци.

В этом году фестиваль «Классика на Одеонсплатц» отмечает десятилетний юбилей. По такому случаю оркестр Баварского радио подготовил особенную программу. На вопросы корреспондента «НВ» ответил художественный руководитель симфонического оркестра Баварского радио Марис Янсонс.

– Марис, скажите, насколько популярны в западном мире концерты на открытом воздухе?
– Очень популярны. Особенное распространение open-air концерты получили в Америке: на знаменитом Танглвудском фестивале целый месяц идут концерты. В Мюнхене сложилась красивая традиция; концерты проводятся при поддержке мэрии. В субботу играют мюнхенские филармоники. В воскресенье – оркестр Баварского радио. На следующий год очередность выступлений оркестров меняется. Единственный минус подобных мероприятий – зависимость от погоды. Однажды в Мюнхене из-за плохой погоды мы не смогли доиграть концерт и отменили второе отделение с исполнением Седьмой симфонии Бетховена. А в первом отделении Ланг-Ланг еще успел сыграть с нами Первый фортепианный концерт Бетховена. Вчера мюнхенским филармоникам не повезло, шел проливной дождь, и концерт не состоялся.

Разумеется, оркестр под дождем играть не может: у струнной группы тут же «едет» строй, для инструментов сырость – очень опасная штука.

В целом же традиция open-air концертов – полезное и приятное начинание. Такие концерты обязательно должны проводиться и в Петербурге, как это бывало раньше: летом на островах всегда играла музыка.

– Однако при питерской неустойчивой погоде такая традиция вряд ли приживется у нас…
– Но проводятся же концерты рок- и поп-музыки на Дворцовой площади. Там выступают западные рок-группы, в непосредственной близости от Эрмитажа, в уникальном архитектурном пространстве Дворцовой площади, – и все вокруг сотрясается от децибелов. Я считаю, это совершенно непозволительно. Не лучше ли проводить на Дворцовой площади концерты классической музыки?

– Что вы играете в этом году на Одеонсплатц?
– Составить программу open-air концерта – непростое дело. Обычно на таком концерте играют серьезную музыку, крупные сочинения: симфонии, инструментальные концерты. Я же в этом году решил отступить от правила и придумал программу легкую и развлекательную: вальсы и польки Иоганна Штрауса, отрывки из классических оперетт Легара и Кальмана, миниатюры Зуппе, Штольца и Крейслера. Словом, в этом году мы с оркестром Баварского радио погрузим слушателей в атмосферу музыки Вены. Программа называется – «На три четверти», потому что в трехдольном размере как раз и пишутся вальсы. Выбор темы для концертной программы, завершающей сезон, очень важен: тема призвана соединить разноплановые опусы в логически стройное целое.

Так вот, в Мюнхене я решил сыграть венскую музыку. Долго работал над композицией программы: нужно было добиться драматургической целостности, чтобы миниатюры сочетались по принципу контраста настроения, темпа и не возникало ощущения монотонии. Я пригласил к участию в концерте замечательных солистов, владеющих всеми тонкостями изящного венского стиля: певицу Ангелику Киршлагер, великолепного американского певца Томаса Хэмпсона, скрипача Юлиана Рахлина. Знаете, немного найдется оперных певцов, способных петь в оперетте. Но Хэмпсон к ним, безусловно, относится. Хотя все мы знаем его как исключительно глубокого, серьезного оперного певца, прекрасного интерпретатора Малера.
Недавно я случайно услышал по телевизору, как пела арии из классических оперетт Аня Нетребко на каком-то open-air концерте в Германии, – и пришел в восхищение: у нее получалось просто превосходно! Впрочем, Аня так талантлива, что может петь абсолютно все.

Чтобы правильно исполнять венскую оперетту, нужно иметь особенное чувство венского стиля и очень любить оперетту. Я решил, что один такой концерт в сезон, с легкой музыкой, станет удачным дополнением репертуара. Это как если бы вы все время ели мясо и рыбу – и вдруг вам предложили воздушное и нежное венское пирожное. Кроме прочих соображений, познакомиться с венским стилем было полезно для оркестра: «баварцам», как ни удивительно, раньше не приходилось играть миниатюры Штрауса и оперетты Легара.

Такие пустячки, как вальсы Штрауса, на самом деле трудно сыграть: они требуют гибкого ритма, нерегулярного, с оттяжками, замедлениями и ускорениями.

– Но насколько готова к восприятию венской музыки здешняя публика?
– Действительно, в Мюнхене оперетта далеко не так популярна, как в Вене. Во время войны и сразу после нее жанр оперетты был на высоте, люди слушали ее повсюду: тогда и в Мюнхене оперетта пользовалась спросом.

В Вене люди живут этой музыкой, со времен Иоганна Штрауса там сохраняется традиция проведения венских балов: все танцуют, веселятся и радуются жизни. Здесь, в Мюнхене, такой традиции нет.

К сожалению, сегодня мы видим, как хиреет жанр оперетты в мире: оперетту повсеместно вытесняет мюзикл. Похоже, у нас в стране времена Герарда Васильева и Татьяны Шмыги закончились. А я вырос в Риге, детство провел в оперном театре, где работала моя мама и отец; в те времена в Риге был очень хороший театр оперетты, и мы часто туда ходили. С тех пор любовь к оперетте живет во мне.

– Мне кажется, жанр оперетты вовсе не хиреет, а, напротив, оживает: все чаще оперетту ставят на оперных сценах. И не только в Венской опере, но и, скажем, в Копенгагене, где идет замечательно смешной спектакль «Веселая вдова» в постановке Гая Йоостена. В Москве за последние два сезона «Летучую мышь» поставили по крайней мере три оперных театра, включая Большой театр.
– И неудачно ставили, как я слышал. Мне кажется, все-таки театр оперетты как культурная институция переживает ныне кризис. Жанр оперетты оказался на обочине мирового музыкального процесса. Я считаю, это неправильно. Мюнхенским концертом я хочу отчасти восстановить оперетту в правах, вернуть ее в зону общественного внимания. Оперетта должна развиваться параллельно оперному жанру: так же, как существуют жанры камерной и симфонической музыки. Конечно, человеку нужна развлекательная, легкая музыка. Но теперь эту нишу заняла попса: а я против того, чтобы наши уши забивали всяким звуковым мусором. Конечно, в сюжетах оперетт вы не найдете философских глубин, в ней нет шекспировского размаха страстей и трагедийного накала. Мир оперетты – это легкие, непритязательные истории, любовные интрижки, веселая путаница. Но в этом – существо оперетты как жанра: она никогда не претендовала на сугубую значительность. Прийти в театр, послушать хорошую музыку, посмеяться и уйти с хорошим настроением – что в этом предосудительного? Вот для чего нужна оперетта.

Кроме того, оркестру нужно прививать навыки исполнения разной музыки. Недавно мы играли с ними музыку Эдгара Вареза, одного из отцов-основателей электронной музыки, – и это тоже был плодотворный опыт. Оцените, каков репертуарный диапазон оркестра?

Не могу не похвастаться: только что в ведущем музыкальном журнале Японии опубликовали свой рейтинг оркестров, в который вошло тридцать коллективов. Расклад немного отличается от рейтинга журнала Gramophone: в японском списке на первое место поставлен оркестр Берлинской филармонии, на втором месте – оркестр Венской филармонии, Королевский оркестр Концертгебау – на третьем. Зато четвертое место занял оркестр Баварского радио, тогда как в предыдущем рейтинге он был поставлен на шестую позицию. Так что, согласно японскому рейтингу, мы поднялись на две ступеньки выше. Впрочем, в Японии всегда придают особенное значение громкому имени.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
"Горбушкин" рок
Михаил Швыдкой объявил об открытии Театра мюзикла во Дворце культуры имени Горбунова

http://www.rg.ru/2011/04/28/gorbushka-musikl-poln.html
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5469 (93)
29.04.2011, 00:04

Экс-министр культуры, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, президент фонда "АРТ", Академия Российского Телевидения, Михаил Швыдкой - возглавит еще одну структуру - станет художественным руководителем Первого московского Театра мюзикла.

Театр мюзикла планируется открыть уже в октябре, на территории легендарной "Горбушки" - Дворца культуры имени Горбунова. Генеральным продюсером нового театра стал Заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра "Et Cetera" Давид Смелянский, который и рассказал обозревателю "РГ" о новом проекте, и о трех спектаклях, которые уже начинают репетировать.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Хорошо, что возобновили тему. Сложность вопроса в чем? Что жанр не останавливается в своем развитии. с ним постоянно происходят метаморфозы, он в определенных условиях может быть ближе к опере, к водевилю, наконец, к тому же мюзиклу. Повторюсь, что когда на сцене Московской оперетты шли "Товарищ Любовь", "Неистовый гасконец" или даже такой несопоставимый с ними спектакль, как "Жужа из Будапешта", вряд ли приходилось отчаиваться в отношении судьбы оперетты. Я не видел "Цезаря и Клеопатру", но уважаемые люди говорят, что это вполне достойный спектакль, неважно из каких элементов там состоит жанровый синтез.
А вот с классикой совсем плохо дело! Ее постоянно убивают, душат, распинают. Верх возмущения вызвал у меня дуэт Сильвы и Эдвина, исполненный на Бенефисе Ю.Веденеева в декабря прошлого года. Выдающиеся мастера музыкального театра С.Варгузова и Ю.Веденеев, исполняя сцену и дуэт "Помнишь ли ты" изображают бомжей, побирающихся на помойке. Сам Эдвин вылезает из мусорного контейнера, в которой хотела заглянуть Сильва, видимо в поисках пропитания или бутылочки. Ну и соответственно развязная манера диалога.... Когда я написал свое возмущенное сообщение в группе "Московская олперетта", находящейся "Вконтакте". где был выложен весь "Бенефис", мне ответили. типа того: "Да, что Вы, Андрей, не поняли, это же была шутка!" Возможно, но ведь можно понять ее и так, что место классической оперетты сегодня - на свалке.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С.Варгузова и Ю.Веденеев, исполняя сцену и дуэт "Помнишь ли ты", изображают бомжей, побирающихся на помойке
...
Когда я написал свое возмущенное сообщение в группе "Московская оперетта", находящейся "Вконтакте", где был выложен весь "Бенефис", мне ответили. типа того: "Да, что Вы, Андрей, не поняли, это же была шутка!"

Какой ужас.
Возможно, они хотели как раз спародировать т.н. режоперу, которая пробавляется именно ТАКИМИ "постановками", но всё равно, могу себе представить, что вам довелось увидеть.
Допустимо ли так шутить на таком материале - тоже большой вопрос. Дело вкуса, конечно, но всё равно - ужасно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
    • Андрей Ковалев
Если, кто не верит, вот ссылка на исходный материал - бенефис Ю.Веденеева. http://vkontakte.ru/video13719064_159617387
Судите сами.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 454
Визит Дивы: театр музкомедии готовит большую премьеру

29 июля 2014, 09:47

На 12 сентября в театре музыкальной комедии назначена большая премьера. Голландский режиссер Корнелиус Балтус, известный поклонникам театра по мюзиклу «Бал вампиров», выпускает спектакль «Голливудская дива».

Это музыкальная комедия, в основу которой легла оперетта «Аксель у врат небесных», написанная в 1936 году австрийским композитором Ральфом Бенацки. История киноактрисы Глории и светского журналиста Акселя стала отправной точкой в карьере знаменитой шведской актрисы Цары Леандер, которой довелось царить на экранах и сцене Третьего Рейха, а в 1943 году бежать в Швецию после отказа принять немецкое гражданство.

Корнелиус Балтус переработал либретто, превратив оперетту в мюзикл. Помимо актеров в постановке задействованы тридцать два танцора и тридцать пять музыкантов оркестра.

Хореографом спектакля стал американец Деннис Каллахан, образ главной героини создадут Ольга Дроздова и Лика Рулла. Также в мюзикле заняты Олег Красовицкий, Василий Глухов, Екатерина Кирина, Дмитрий Певцов, Валентина Кособуцкая.

«Фонтанка» побывала на репетициях мюзикла и предлагает своим читателям побывать за кулисами проекта «Голливудская дива», а также встретиться с его создателями — Корнелиусом Балтусом и Деннисом Каллаханом.

http://calendar.fontanka.ru/articles/1728/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:))
Я так понимаю, музыкальная комедия с пением и танцами - это оперетта; а музыкальная трагедия с пением и танцами - это мюзикл :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
Что за чушь, ответ №14? Давайте посерьёзней, здесь вроде почти все профи.

В целом, по моему мнению, тема сильно надуманна. Можно было бы ещё таким макаром по опере пройтись. Насчёт симфоний - также в аду. Да и вся классическая культура - старомодна и никому в современном мире не нужна. Железная логика.

В начале лета в Туле прошли, как это почти всегда бывает, гастроли музтеатра. На этот раз Волгоградского. Зал городской драмы был каждый вечер (а днём,  на детские, наверно, и подавно) заполнен от 3/4 от 100%. Гала-концерт был повторён ещё одним днём, на всех билетов не хватило.
В рамках этих двухнедельных гастролей состоялась премьера оперы "Травиата", названная постановщиками витиевато "... эта "Травиата". Всё было настолько великолепно, голоса, хоры, режиссура, оркестр - прощаем технические неполадки, из-за которых начало спектакля было задержано на 20 минут.  Но на оперу пришло народу куда меньше, чем на оперетту, - едва ли набралось ползала поклонников Верди. Из чего мы делаем вывод, что опера погибает как жанр.

! Жажрались столичные  привереды. В провинции, ну хоть бы разочек, за год, полноценную постановку оперы ли, оперетты.   

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 383
Вообще, Волгоградская оперетта - одна из лучших в стране. Репертуар всегда ориентировался на классику , так сказать, жанра.
Другое дело - да: столичную оценку и уровень востребованности оперетты не стоит брать, как показатель. Действительно, мы перекушали разного и верность оперетты в чистом виде сохранили очень немногие любители этого уникального жанра.
Другие города держатся и это очень здорово.
Но есть у меня всё-таки ощущение, что оперетта требует помощи. И помощь эта , прежде всего, от музыкальных журналистов и средств массовой информации.
Шмыгу, Васильева, Варгузову, Амарфий, Алимпиева, Богаченко и других (про Богданову-Чеснокову и Ярона я даже не говорю) знала вся страна. Знала, благодаря телевизорам, конечно! Были такие предпраздничные , весьма развлекательные и шоуподобные вечера оперетты. Их смотрели очень многие. И ходульность жанра, предсказуемость и комедианство не смущали. Наоборот! Мы наслаждались шармом, подачей, аурой и простодушием, честностью и чистотой. Были фильмы-оперетты, популярные и посей день: Сильва, Летучая мышь, Марица. В них играли самые популярные актёры.
Короче! Жанр просто перестали популяризировать! Но он держится!
Мы с вами можем только говорить, обсуждать, делиться. И делать это надо по возможности в самой позитивной и привлекательной форме. А не в форме наездов.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Жажрались столичные  привереды

:)) Даже если это так, не бойтесь напоминать нам об этом!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
Действительно, надо популяризировать. Вопрос только в том, кому? "Мы с вами можем только говорить, обсуждать, делиться". А с какой целью? Чтобы лишний пар отогнать? Если такова линия партии и правительства, мы (слушатели, почитатели класс. жанров), ничего не сделаем.

С наступлением Года культуры в российских регионах (там, где ещё есть) отключили утреннее вещание радио "Орфей". Было 6-24 ч., стало 11-24 ч. Круглосуточно FM только в столице. Как мы ни бились, кучка эттузиастов, притянули на свою сторону Вл. Толстого, и что? После оптимиистических заявлений честно  было сказано: "Нет денег". Господи! Какие-то тыщи рупчиков, это даже не миллионы.  Ах, Владимир Ильич!

Радио "Орфей" шепчет: "Теперь у нас кругосуточное вещание в Сети! В наивысшем качестве". Ну и кому это надо? Может, пора возвращаться в эфир? И вот тогда возгордиться: "В Туле после полугодичного перерыва возобновлено вещание радио "Орфей" на УКВ в 18-часовом формате.  Это реальная победа руководства Музцентрум и активной части радиослушателей".

Так что, не получается "В самой позитивной и привлекательной форме". Нету самого предмета обсуждения. Встречается в очень мизерном количестве и только в столицах.

Мосоперетта, кстати, где-то,  начиная с 2012 г., стала снова очень посещаемым театром. Опять нехватка билетов, дороговизна. В последний раз мне с трудом удалось взять билет за 1700 рэ. И к сожалению, я понял, что даже эта отдушина становится не по карману (при препод. зарплате 15000). Извините, раз в год разориться на билет мне очень мало. Мне надо гораздо чаще. А в Туле негде, а в столицах уже "не потянуть". Се ля ви.

... Пар отвёл. Что дальше? А дальше - продолжение шествия мЬюзикла по России. Этого чуждого нашим народам  по своей эстетике, мелодии (точнее, её отсутствию в прямом смысле слова)  и построению театра. Но мы его будум насаждать и пропагандировать. Мало ли что там Америка на нас уже томагавки точит? Лизали и будем лизать.   

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 383
Вы знаете, у меня другие соображения.
Говорить надо, надо обсуждать и надо помогать другим.
Я не свожу "популяризацию" оперетты к формальным посещениям спектаклей - у многих такой возможности нет. Да и , если честно, уровень спектаклей далеко не всегда на уровне.
Оперетта существует в виде многочисленных записей,  трансляций, воспоминаний и т.д.
Я был бы рад, если бы мы не сваливались здесь в сторону "погибла ли СОВЕТСКАЯ оперетта ". Ведь этот жанр родился и вырос не в СССР.
Многочисленные записи оперетт Легара, Кальмана, Оффенбаха, Штрауса, Милёккера, Целлера продолжают выпускаться. Эти оперетты ставят в театрах всего мира.
Есть школы, подходы, традиции. Есть замечательные певческие и актёрские работы, которые можно и нужно обсуждать и анализировать!
В том-то и будет актуализация!
Зарплаты здесь имею значение, но не основное. Даже если выбираться раз в год куда-то, устраивать себе праздник, создавать , если хотите, событие, обсуждать и делиться впечатлениями, то и получится ОНО.
А то всё жалобы да стенания. Время не вчера такое образовалось, когда радио сворачивается и переплывает в другие форматы, билеты дорожают и дорожают, здоровье не улучшается и т.д. Что же? Жизнь завершить???
Не выйдет! Если есть потребность и мотив, то всё будет реализовано.

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
Дык и я о том же. Давайте, давайте, давайте... Хотя не верю, что этим кто-то реально будет заниматься. А зачем?

И всё ж сдаётся, что если бы нашёлся эттузиаст, поставил бы "Фиалку Монмарта" в том же формате, что сейчас идёт в Мосоперетте, и как следует (так же, как трындят о мЬюзиклах) разрекламировал, она бы набрала больше зрителей, чем обычный американский ширпотреб. В частности, плюсом за счёт той аудитории, которая никогда не пойдёт на "Метро". Ибо это романтично,  мелодично, зрелищно. Ну вот, я уже отрекламировал.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Уважаемый Adaev, мюзиклы разными бывают. И если Вы убеждены в том, что они никак не влияли на русскую культуру, то глубоко ошибаетесь. С самого начала советской власти мы цинично заявляли со всех сторон: "Загнивающий Запад! Буржуазное искусство!", а сами без зазрения совести перерабатывали их материалы. Убедиться в этом можно легко. Послушайте замечательную музыку Роджерса, Портера, Керна, а после произведения Исаака Дунаевского. Вы будете удивлены тем, что стиль музыки советского композитора-песенника практически совпадает с его американскими коллегами. Пересмотрите сначала голливудские фильмы 30-х годов, а затем советские. Будете очень удивлены тем, что наши их практически повторяют! Да, в наших немного изменена специфика, но художественные приемы, стили те же самые. А знаменитые советские музыкальные фильмы, такие как "Волга. Волга", "Веселые ребята", "Обыкновенное чудо", "Собака на сене" - разве это не мюзиклы? Чистой воды мюзиклы! Да возьмите того же самого Кальмана, о котором Вы говорили выше. В его поздних опереттах огромнейшее влияние мюзикла!!! Дело в том, что он переехал в США и не смог избежать влияния этого явления. Притом влияние было положительное!
Да и в советские времена в театрах оперетты ставили такие мюзиклы-шедевры, как "Хэлло Долли", "Моя прекрасная леди" и др. В них, между прочим, блистала знаменитая Шмыга! И играла она в них с большим удовольствием, да и публика советская слушала с наслаждением! Вот, можете пересмотреть, если не видели  ;)
https://www.youtube.com/watch?v=JWu1VK-Rim4

Может мы перестанем лицемерить и искать виноватых со стороны??? То у нас монголы во всем виноваты, то евреи, то немцы, то англичане, теперь вот американцы с их мюзиклами... Когда же мы на себя смотреть будем???

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
Вы знаете, со всеми перечисленными примерами я согласен, это замечательные произведения, шедевры мировой классики, я сам бы с удовольствием всё посмотрел на сцене. Иногда Дунаевского с диска слушаю в машине, не перестаю восхищаться его опереттой/мюзиклом "Вольный ветер". Не, ну вы тут ещё и "Прекрасную леди" приплели. Имейте же честь.

Вы, осознанно или нет, но лукавите. Имеют-то в виду, в лобовом сопоставлении, совсем иные мюзиклы. Вышеперечисленное нигде не ставят, и почему-то кажется, уже не поставят. Поезд ушёл. Публику удачно сориентировали на "Метро" и пр. Скажи сто раз "халва", всем будет сладко.
Эти современные мюзиклы никакие не сладкие, они просто убожество.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В большинстве своём - да, наверное, убожество. Но вот сейчас в Мск собираются ставить "Призрак оперы" - и это, конечно, гениальная вещь.
Вы упомянули некоторые названия оперетт, и я должен согласиться, что многие из них можно было бы шикарно поставить и шикарно спеть, кстати, с привлечением и оперных, а не чисто опереточных сил. Чтобы было качество на мировом уровне.
И я согласен с вами, что если ставить хорошие оперетты, если поработать над постановкой, если не издеваться над материалом, как сегодня делают оперные режиссёры, то этот жанр вполне можно было бы поднять, вернее, вернуть на уровень подлинной популярности.
К сожалению, в этот процесс вмешаются деньги: ведь мюзиклы кто-то заказывает, на выступления в них кто-то рассчитывает, бабки с них кто-то сшибить желает, а ведь если звёзды зажигают, то это кому-нибудь нужно, не так ли?
Но в целом я тоже разделяю вашу точку зрения на оперетту как жанр
Можно, кстати, подумать над тем, как ставить зарубежную оперетту: разговорные диалоги вести на русском, а петь - на языке оригинала. Не думаю, что кто-то будет против, особенно если с показом субтитров :)) Я не знаю, делал ли кто-нибудь такую смесь, потому что не отслеживал такую тему, но почему бы и нет?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Ну у нас в Самаре оперетту ставят в оперном театре. Все роли исполняют, соответственно, оперные певцы. В зале всегда аншлаг и билеты раскупаются очень-очень быстро. Но, в отличии, скажем от оперы, публика на оперетте более возрастная. Даже не знаю, с чем это связано...  :-\
И вот, что в нашем театре с опереттой выходит:
https://www.youtube.com/watch?v=EhdFq3LSCyg