Автор Тема: Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая (Алматы)  (Прочитано 13568 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая был открыт 13 января 1934 года музыкальным спектаклем «Айман-Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В нем прозвучали народные песни и кюи, обработанные Иваном Коцыком. Успех спектакля был грандиозным.
Вся страна узнала о рождении нового театра.

http://www.gatob.kz/about

Конечно, оперный театр — это детище, прежде всего энтузиастов, деятелей литературы, композиторов, писателей, художников, актеров с хорошими вокальными данными, всю свою жизнь посвятивших служению одному из прекраснейших искусств — опере. Эти люди вошли в историю национальной культуры. Их деятельность находила свое продолжение все эти 70 лет, обогащаясь и развиваясь. Их имена знают, любят и помнят любители классической музыки, они давно стали корифеями музыкальной культуры Казахстана: Куляш Байсеитова, режиссер Жумат Шанин, певец и режиссер Курманбек Жандарбеков, певец, режиссер и драматург Канабек Байсеитов, танцовщица Шара Жиенкулова, певец Манарбек Ержанов, художник Анатолий Ненашев, писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Бейимбет Майлин, композитор Евгений Брусиловский.

Вдохновленные успехом первого спектакля с еще большим творческим азартом актеры-певцы, режиссеры-самородки, не имевшие профессионального образования, взялись за  создание оперного репертуара театра. Е. Г. Брусиловский был первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Следующие спектакли были: «Кыз Жибек"(1934), «Жалбыр"(1935), «Ер Таргын"(1936).

В 1935 году на базе Куйбышевского оперного театра была создана русская оперная труппа. Профессиональный коллектив за короткий срок (1936—37) осуществил постановки 9 спектаклей русской и мировой оперной классики. Это «Кармен», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Фауст», «Аида» и др.

В 1938 году балет П. Чайковского «Лебединое озеро» положил начало созданию балетной труппы. Далее были спектакли «Конек-горбунок», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан». В этот год был поставлен первый казахский балет «Калкаман и Мамыр» В. Великанова.

Тесное общение русской и казахской оперных трупп помогало казахским оперным певцам успешно овладевать вокальной культурой. В репертуаре театра шли оперы «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Иван Сусанин», «Русалка», «Дубровский» «Черевички» и другие.

Огромный путь прошел театр — от простой одноголосной народной песни к симфоническому оркестру, к многоголосному хору, к оперным и балетным произведениям, от народного музицирования, к законченному музыкально-профессиональному образованию.
Первый большой успех оперного театра состоялся в дни Декады казахской литературы и искусства в Г. Москве в 1936 году. С большим успехом прошла опера «Кыз Жибек» с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила необыкновенное признание. Все газеты пестрели восторженными откликами о новом театре и о его певцах. Куляш Байсеитовой, первой певице-казашке было присвоено звание народной артистки СССР.

Для пополнения театра новыми более профессиональными кадрами, были созданы национальные балетные, вокальные и драматические отделения в Московской консерватории и других учебных заведениях России. Их выпускники: Байгали Досымжанов, Ануарбек Умбетбаев, Ришат и Муслим Абдуллины, Шабал Бейсекова, Каукен Кенжетаев, Мукан Тулебаев и другие.

Накануне Великой Отечественной войны в репертуаре театра имелось 31 оперных (из них 9 казахских) и 6 балетных (2 казахских) спектаклей.

В 1941 году театру было присвоено почетное звание Академический. В годы войны театр разделил с народом все его тяготы. Тем не менее, несмотря на все сложности, было закончено строительство нового здания театра, (архитектор Н. А. Простаков, Т. Басенов.), которое явилось самым красивым и крупным сооружением Алма-Аты. Первый спектакль в новом здании состоялся 7 ноября 1941 года. В трудные военные годы театр осуществил ряд новых постановок «Запорожец за  Дунаем», «Отелло», «Мазепа», «Иван Сусанин„и др. В то же время в Алма-Ату было эвакуировано много деятелей культуры и искусства со всего Советского Союза. Тогда в нашем театре работала Галина Уланова, которая осуществила постановку балета «Жизель“».$2$3$4

1944 г. — ознаменовался рождением казахской оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, либретто М. Ауэзова. Это, несомненно, большая творческая удача, ставшая основной в репертуаре театра и по сей день.

В 100-летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева, театру оперы и балета было присвоено имя Абая.

Художественное руководство театра большое внимание уделяло репертуару. Ставились как русские, европейские так и казахские оперы. Многие из них сошли со сцены, не выдержав проверку временем. Другие же напротив вошли в «золотой фонд» казахской музыки, такие как «Биржан и Сара». Примечательно, что в те годы такие спектакли как «Евгений Онегин», «Чио-Чио-сан» и другие шли на казахском языке.

50-х годы ознаменовались появлением профессиональных музыкантов, получивших специальное высшее образование Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Эра Епонешникова, Заурбек Райбаев, Сара Кушербаева началась новая страница истории театра. Постепенно от роли к роли, от образа к образу, совершенствуя свое мастерство, приобретая опыт они стали «звездами» оперного и балетного жанра, признанными мастерами сцены, любимыми народом. С большим успехом они выступали не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Все время шла работа над новыми постановками. Это  «Дударай», «Толеген Тохтаров», «Галька», «Проданная невеста», «Трубадур», «Царская невеста», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» «Морозко», «Чародейка», «Демрон», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан», «Богема» «Сказки Гофмана» и другие.

В театр приходят новые исполнительские силы. Это В. Яковенко, Б. Ашимова, М. Мусабаев, Н. Каражигитов, Ш. Умбеталиев, Р. Байсеитова, З. Кастеева, Г. Есимов, А. Днишев, Е. Исаков, Р. Жубатурова, Х. Калиламбекова, Р. Бапов, С. Байсултанов, Г. Туткибаева, М. Тукеев и другие.

Осуществляются новые постановки: «Назугум», Садыр палван» К. Кужамьярова, «Жумбак кыз» С. Мухамеджанова, «Алпамыс», «Камар сулу», Е. Рахмадиева, «Енлик-Кебек», «Курмангазы», «Легенда о белой птице». «Хиросима» Г. Жубановой.

На репертуаре театра не могли не отразиться все исторические, политические и экономические события нашей страны. Были годы великого энтузиазма, был и застойный период. Сыграло роль и перестроечное время, время переходной экономики и политики.

В 2000 г. завершилась Генеральная реконструкция ГАТОБ им. Абая. Созданы благоприятные условия для работы коллектива.

Сегодня на сцене знаменитого театра, продолжая его богатые традиции, блистают певицы Н. Усенбаева, Д. Баспакова, М. Мухамедкызы. А также другие известные солисты как  Ш. Абилов, С. Байсултанов, Л. Альпиева, Д. Сушков, К. Саркытбаева, У. Кенжебеков, С. Ищанова, Гульзат Даурбаева, Дина Дютмагамбетова, Талгат Кузембаев, Талгат Мусабаев, Алия Сапугова, Найля Кребаева, Алексей Сафронов, Досжан Табылды и другие.

Современный Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая является флагманом музыкального искусства Казахстана. В настоящий момент это крупнейший театр Евразийского пространства. В составе творческого коллектива театра  — прославленные мастера сцены и молодые таланты-лауреаты различных престижных, международных конкурсов, получившие мировое признание. Мастерам сцены казахского театра оперы и балета рукоплескали во Франции, Германии, Италии, Японии, Турции, Китае, США и других странах. Наш театр стремится к тесному сотрудничеству с другими театральными коллективами разных стран, приглашая на спектакли не только отдельных исполнителей, но и целые ансамбли артистов. Ежегодно театр проводит международные фестиваля оперного и балетного искусства.
Новые постановки за последние годы: оперы — Е. Рахмадиев «Абылай хан», Дж. Пуччини «Турандот», «Богема», Дж. Верди «Трубадур». Балеты — А. Меликов «Легенда о любви», Ж. Бизе-Р. Щедрин «Кармен-сюита», А. Шнитке «Сюита в стиле антико», Д. Шостакович «Чарли». На ближайшее время намечены постановки спектаклей: оперы А. Серкебаев «Томирис», балета К. Шильдебаева «Алтын адам».
« Последнее редактирование: Март 26, 2010, 12:19:22 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интересно увидеть репертуарный срез этого театра на настоящее время (март 2010 года):

Афиша

Дата и время проведения / Название

26.03.2010 - 18:30 А. Серкебаев "Тлеп и Сарыкыз" (балет в 2-х действиях)
27.03.2010 - 18:30 Концерт творческой молодежи "НОВЫЕ ИМЕНА"
28.03.2010 - 17:00 П.Чайковский "Спящая красавица" (балет-феерия в 3-х действиях)
01.04.2010 - 18:30 Е. Брусиловский "Кыз Жибек" (опера в 2-х действиях)
02.04.2010 - 18:30 Театр современного танца "Самрук" балеты: "Джаз кафе"; "Осень" (премьера) 
03.04.2010 - 18:30 П. Чайковский "Пиковая дама" (опера в 3-х актах, семи картинах)
04.04.2010 - 17:00 А. Меликов "Легенда о любви" (балет в 3-х действиях)
09.04.2010 - 00:00 С 9 по 18 апреля ГАСТРОЛИ театра в г. Караганде
22.04.2010 - 18:30 Дж. Россини "Севильский цирюльник" (опера в 3-х действиях)
22.04.2010 - 18:30 Дж. Россини "Севильский цирюльник" (опера в 3-х действиях)
23.04.2010 - 18:30 Х. Левенсхольд "Сильфида" (романтический балет в 2-х актах)
24.04.2010 - 18:30 П. Чайковский "Иоланта" (опера в одном действии)
25.04.2010 - 17:00 Л. Минкус "Дон Кихот" (балет в 3-х действиях)
29.04.2010 - 18:30 Концерт заслуженного артиста РК, лауреата Государственной премии РК Шахимардана Абилова
22.05.2010 - 18:30 ПРЕМЬЕРА С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (балет в 2-х действиях)
23.05.2010 - 17:00 ПРЕМЬЕРА С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (балет в 2-х действиях)
25.05.2010 - 18:30 Г.Доницетти «Любовный напиток» (опера в 2-х действиях)
27.05.2010 - 18:30 Е.Брусиловский «Кыз Жибек» (опера в 2-х действиях)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Dritte-Dame

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 31
Да, я живу в Алмате и регулярно хожу в наш ГАТОБ.
Наш театр оставляет двойственное впечатление, с одной стороны прекрасные оперные представления, хорошие голоса, подъем и вдохновение. Другой раз - кошмарное, провинциальнейшее представление, жуткие голоса, полупустой зал. Все зависит от состава.
Теперь я не попадаюсь, ибо знаю на кого ходить, а на кого не ходить! Принцип формирования состава поющих исполнителей у нас остался совершенно совковый: список солистов, которые поют в очередь.
В настоящее время была набрана в труппу масса молодых певцов, только из консерватории, идет активная смена поколения, и это хорошо. Все реже и реже я слышу певцов с качающимися голосами. И все чаще - молодых с горящими глазами, вдохновенных. У нас даже было дано из министерства культуры строгое указание сделать оперу силами молодежи. И в прошлом году вышла премьера - "Любовный напиток" Доницетти. Это превосходно. Потом напишу о своих впечатлениях, я видела ее с тремя солистками.
Единственно, нет у меня никаких фонограмм, хоть мне и хочется что-нибудь записать и на ю-туб отправить. Я трусовата!
В планах - постановка Вагнера, Тангейзер. Ставить будут немцы из Берлинской оперы, в марте приезжал генеральный директор, проверил состояние хора, оркестра и солистов. А в сентябре начнутся репетиции и постановка. Я откуда это знаю, я веду в одном закрытом сообществе блог о нашем театре, и на мои вопросы отвечала солистка Жамиля Баспакова.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 531
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
12.05.2014 в 14:40, Татьяна Мамаева.
Семейный портрет в интерьере трагедии
«Капулети и Монтекки» в Алматы

Редко исполняемая опера Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки» написана, положа руку на сердце, не совсем по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», в основе либретто – иные источники. Но спектакль, поставленный на сцене государственного оперного театра имени Абая в Алматы, изобилует именно шекспировским страстями, хотя и с некоторым привкусом классицизма…

Пожалуй, исполнение партии Джульетты Зариной Алтынбаевой можно считать событием сезона в театре им. Абая.

http://www.operanews.ru/14051203.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 531
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Найти «жемчужину» не так-то просто

В Алматы прошла премьера оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»
Татьяна Мамаева, 18.01.2015 в 16:45

http://www.belcanto.ru/15011802.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Рецепт не новый, но помогает

«Любовный напиток» в Алматы

Анна Наумова
Оперный обозреватель

http://operanews.ru/15061604.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 531
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Габит Несипбаев, заместитель генерального директора Государственного Академического театра оперы и балета имени Абая: «Я ностальгирую не по СССР, а по тому внутреннему состоянию»

http://vlast.kz/foretime/48/14598-nesipbaev.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Оперу Россини «Золушка» представят в новой интерпретации

Алматинские зрители Государственного академического театра оперы и балета им. Абая уже в этом месяце увидят необыкновенную постановку оперы Россини «Золушка».

Источник: http://khabar.kz/ru/news/kultura/item/98096-operu-rossini-zolushka-predstavyat-v-novoj-interpretatsii
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау