Автор Тема: Речь и вокал. Гипотеза развития оперного вокала из сценической речи  (Прочитано 93237 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
24 минорных и 24 мажорных методических рекомендации
от А. Кравченко

Учитывая повышенный интерес начинающих вокалистов к методическим рекомендациям, мы сочли возможным разнообразить их направленность с учетом индивидуальных особенностей каждого. Предлагаемые методические советы разработаны с использованием опыта Панофки,  Херберта-Цезари, Баха и др. великих маэстро. Хорошую постановку голоса мы сравнили с хорошей темперацией баховского клавира и потому разработали 24 минорных и 24 мажорных методических рекомендации. При этом мы надеемся на то, что вы сумеете выбрать те из них, которые принесут вам несомненный успех. Другого пути самоочищения мы не нашли.

24 минорные методические рекомендации.

1. Приобретите   выражение   лица   деревенского простака путем систематических упражнений, вдыхая через нос при широко раздутых ноздрях, как у лошади. Это будет способствовать взаимопониманию на уроках.

2. Для вытаскивания ВНФ — высокой певческой форманты, носите на уроки удочки. 

3. Имейте в виду, что укладывать язык ложечкой менее опасно, чем вилочкой или ножичком.

4. Приносите на занятия также спортивную форму и тапочки для «бега на месте», упражнений типа «маятник» и поднятия тяжестей с целью отыскания маски, опоры звука, опоры дыхания, опоры звука на дыхании и опоры дыхания на звуке. Следите при этом за свечой, чтобы она не погасла.

5. Соедините грудь с головой при помощи известного всем удара голосовой щели coup de glotte. Если соединение не будет прочным, повторите удар, но без «de glotte», одним «coup».

6. Если вам предлагают послать звук в голову, грудь или другие места, пошлите его, но на piano.

7. Если вам предлагают поднять небную занавеску, знайте — это то же самое, что петь «на зевке» или петь в «купол». Этого можно без труда добиться, если приподнять небную занавеску на зевке в куполе.

8. Пойте на высокой позиции: мягкой, твердой и придыхательной. Пойте также и на других позициях. Без позиции не пойте.

9. При пении высоких нот у вас могут шевелиться уши. Но могут и не шевелиться. Подражайте звукам ветра, плеску волны, свету Луны.

10. Отрегулируйте   правильный   импеданс   и   подсвязочное давление правильным пением. Такое пение вам все правильно поставит.

11. Если маэстро попытается вставить в ваш рот свой палец для регулировки отверстия, укусите его, не откусывая. Это способствует выведению звука к зубам и частично к губам.

12. Опуская   челюсть,   гортань, дыхание и другие певческие атрибуты, не забудьте вернуть все на свои места, чтобы заполнить резонаторы туманом. 

13. Чтобы освободиться от гипотонусной ситуации, вас могут положить на пол, затем сесть на грудь или стать на живот. Все это способствует включению мотивационного механизма и переходу условно-рефлекторной реакции в реакцию рефлекторно-условную.

14. Освобождение головного резонатора — лучшая певческая адаптация. Его свобода — ваша свобода.

15. Чтобы убедиться в преимуществах косто-абдоминального нижнереберно-диафрагматического дыхания, положите руки на нижние ребра вашего маэстро, обхватив его сзади, в момент вздутия его живота. Позвольте ему это же проделать с вами.

16. Микстуйте ваш голос вдоль позвонков, смешивая его по всему диапазону. Это способствует такому виду пения, а также и другим видам.

17. Мы правильно дышим только во сне. Больше спите!

18. Правильная опора возникает, например, у ребенка, сидящего на горшке. Носите на уроки горшок или ребенка с горшком.

19. Если   в   процессе   обучения у вас появились узелки и возникло кровоизлияние, это свидетельство того, что ваша манера пения была неправильной. Меняйте манеру!

20. Если вы хотите научиться мычать, а не петь, мычите и не пойте.

21. Если   ваши   успехи   незначительны, обратитесь к государственному астрологу, экстрасенсу, колдуну или последователю учения Кришны. Можно также погадать на картах или кофейной гуще. 

22. Если   дела   катастрофически   ухудшаются,   сматывайте удочки, меняя манеру фонирования вместе с маэстро. Начните формировать гласный «А», как в слове «ame» (душа).

23. Опуская   гортань,   не поднимайте её выше головного резонатора. При этом пойте хорошо, затем ещё лучше. Пойте так хорошо, как только можно. Затем спойте ещё лучше.

24. Попробуйте набрать дыхание в желудок, опирая его на диафрагму снизу, уравновешивая опорой сверху и с боков до его конца. После этого, удерживая туловище в положении «voix mixte sombree», пропойте «Интернационал» в манере Энрико Карузо.

24 мажорные методические рекомендации.

После каждой минорной рекомендации вы восклицаете: «Ах, как хорошо!» Тогда всё, что нужно, опустится и поднимется, и польётся жизнерадостный льющийся фонационный выдох. 

Успеха вам! (От А. Кравченко !)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
До этого я не дочитал  ;D   ;D !

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
На Западе (США, Канада и др.) распространён термин belt voice для обозначения речевого опёртого голоса/пения, используемого в мюзиклах и т.п.

Главным образом различие с классическим/оперным голосом проявляется в положении гортани, особенно на верхних нотах.
В классическом пении гортань остаётся в приопущенном положении, голос переходит в головной и звучит в голове, несколько притемняясь.

В belting голос остаётся вынесенным вперёд, гортань приподнимается и голос кажется существенно уменьшенным по размеру, но более высоким по тембру. Голос сохраняет грудное резонирование, более яркий, но и более резкий, чем оперный.
« Последнее редактирование: Апрель 23, 2010, 19:24:50 от garans »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
ЧТО ВАЖНЕЕ ТЕМБР или ГОЛОС?

У Ф. Шаляпина голос был, я думаю, еще ярче, потому что ВПФ в его голосе достигала 50%! Насчет резкости тут прямо сказать трудно. Если учесть, что при пении с оркестром идет ПЛОТНАЯ оркестровка, особенно благодаря медной группе, которая значительно ЗАГЛУШАЕТ любой голос, то резкость звучания голоса в чистом виде (без сопровождения) будет значительно СМЯГЧЕНА аккомпанирующими инструментами, но голос будет ЗВУЧАТЬ НА ФОНЕ ОРКЕСТРА! Поэтому, когда вокалисты и педагоги гоняются за КРАСОТОЙ ТЕМБРА, то часто это приводит к СТИРАНИЮ ГОЛОСОВ! Матовые голоса красивы, но они НЕ ЗВУЧАТ, особенно в сопровождении оркестра и даже просто фоно!

ЧИСТЫЙ РЕЗОНАТОРНЫЙ голос бес каких-либо тембральных добавок - можно сравнить, разве что, со СВЕРКАНИЕМ, БЛЕСКОМ хорошо ОГРАНЕННЕННОГО БРИЛЛИАНТА "ЧИСТОЙ ВОДЫ". Все другие "наслоения" на качество бриллианта ТОЛЬКО СНИЖАЮТ ЕГО КАЧЕСТВО, привнося в него "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ" ОСОБЕННОСТИ!
« Последнее редактирование: Май 01, 2010, 15:15:56 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
О ПОЛОЖЕНИИ ГОРТАНИ

В эстрадном пении самый пустой голос можно "облагородить" ИСКУССТВЕННЫМ резонансом, поэтому там достаточно хоть как-то "зацепить" ноту. Здесь главное сделать "манеру", чтобы отличаться от других.

В классическом пении гортань все-таки имеет тенденцию ОПУСКАТЬСЯ. Это может быть связано с тем, что когда голос "садится" на опору, то подскладочный объем ЗАМЫКАЕТСЯ и возникает РЕЗОНАНС ГОЛОСА. При опускании гортани ее объем УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. При этом увеличивается и просвет трахеи (Вспомните, что ее диаметр может изменяться на 70%). Так как голос свучит, то СУЖЕНИЕ-СОПЛО работает, о чем можно судить по звуку и имеет тенденцию к СОХРАНЕНИЮ. При опускании гортани ТРАХЕЯ ВЫШЕ СОПЛА-ОПОРЫ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ в ОБЪЕМЕ, что способствует формированию КРУГЛОГО ПОДСКЛАДОЧНОГО ШАРА-РЕЗОНАТОРА (ПАДГР), наподобие резонаторов у ЖАБ во время брачного "песнопения". Благодаря этому голос приобретает ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗВУЧНОСТЬ и КРАСОТУ. Я думаю, что в плане КРАСОТЫ играет роль более ПРАВИЛЬНАЯ ШАРОВИДНАЯ ФОРМА подскладочного резонатора ПАДГР (подскладочного активного динамического головного резонатора)

Здесь есть опасность: если НАСИЛЬСТВЕННО ПЕРЕОПУСТИТЬ ГОРТАНь, то трахея может расширится, в результате чего ее СУЖЕНИЕ-ОПОРА выйдет из режима СОПЛА, и РЕЗОНАТОР РАЗВАЛИТСЯ... Начинается ФОРСАЖ...

Все хорошо В МЕРУ!

(Можете перечитать статью в моем потоке "Сложное искусство петь просто...", статья "Насильственное удержание гортани привело к гибели не один голос...")
« Последнее редактирование: Май 04, 2010, 15:46:57 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Re: ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ !
« Ответ #80 : Май 11, 2010, 01:08:16 »
"ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ" Книга-САМОУЧИТЕЛЬ, С.Н. Богаченко

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Уважаемый Сергей Николаевич,
поскольку я только что приобрел Вашу книжку по вокалу, то встает вопрос - надо ли какой-либо текст из приводившихся Вами здесь на форуме скачать и распечатать как дополнение к этой книжке ?

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Приобрел и начал смотреть книжку С.Н. Богаченко.
Несколько комментариев по этому поводу.
Основных вещи две.

1) Хотя это и повтор сказанного мной ранее: книга, несомненно, очень интересна. Замечу (это было неочевидно), что книжка была написана, судя по всему, еще до появления монографии Морозова. Поэтому опровержение активной роли параназальных полостей, излагаемое автором в книге, получило дальнейшее подтверждение.

В первую очередь (если отвлечься от теоретических основ, связанных с гипотезой образования сопла под гортанью) я бы рекомендовал тем вокалистам (или преподавателям), которые столкнулись в процессе постановки голоса с проблемами, которые решить не удается.

Вполне может оказаться, что эти проблемы как раз там рассматриваются, и тогда предложенные практические рекомендации могут помочь.   

2) Книгу не следует рассматривать как руководство для начинающего вокалиста.

Эта книжка, по-моему, в первую очередь для преподавателей, или для вокалиста, который прослушал курс методики/прочитал широко известные учебники/монографии (Дмитриев, Морозов и т.д.).

О теоретической компоненте книги у меня сложилось двойственное впечатление. С одной стороны, автор не стесняется нарисовать эпюру (не важно, какой физической величины) и откровенно назвать ее эпюрой. Стало быть, это предполагает определенное образование читателя. С другой стороны, я ожидал увидеть в обосновании теоретической части уравнение Бернулли, хотел увидеть (чтобы понять) уравнение Рокара для ротовой полости и т.п. - коль скоро уж книжка написана для людей, которые могут понять аэродинамику/акустику :))

Так что отсутствием уравнений, которые могли бы прояснять все изложение, я разочарован (хотя без уравнений автор не обошелся - есть, например, уравнение неразрывности воздушного потока :) ).

Как справедливо отметил здесь в одном из сообщений сам Богаченко, хорошо бы, чтобы вокалист был склонен к аналитическому мышлению. Учитывая богатейший анекдотический материал насчет вокалистов, сводящийся к тому, что в голове, кроме резонаторов, у них ничего нет  :)), это особенно необходимо отметить. По тем же причинам, кстати, ни Дмитриев, ни Морозов - это не учебники ВОКАЛА.

Для иллюстрации укажу на отражение акустических волн в вокальном аппарате певца (в книжке имеются минимум пара ссылок на работы других авторов, аппелирующих к отражению звуковых волн).

Из элементарной физики известно, что произведение частоты (f, Гц) на длину звуковой волны l (м) даст скорость распространения звука (будем считать скорость звука в воздухе, 330 м/сек), т.е. f*l=330

Известно также, что звуковые волны будут огибать препятствие, если последнее мало по сравнению с l. Для отражения необходимо, чтобы размеры были сопоставимы.

Нетрудно посчитать, что для f=100 Гц длина волны составит свыше 3 м (а у баса с более низкими f - и того больше).

Даже в области ВПФ (скажем, 3000 Гц) длина волны будет больше 10 см. Между тем в одной из ссылок обсуждается отражение (хотя и малое) звуковой волны от зубов обратно в рот (которое вроде как ощущал вокалист). Возможно, это может иметь место - для высокочастотной части спектра. Но не менее естественно посмотреть, не мог ли в описываемых условиях иметь место резонанс, ощущаемый в ротовой полости.

Автор книги пришел к практической необходимости самому (как вокалисту) разобраться в методике постановки голоса - вследствие многолетних проблем. Сначала ему несколько лет преподавали вокал студенты-вокалисты. Не хочу никого обижать, но у нас порядка 50% вокалистов портят голос в консерваториях - где преподают не студенты, а профессиональные педагоги. Больше того, даже многие опытные и выдающиеся вокалисты не пытаются заниматься постановкой голоса. Сошлюсь, естественно, на басов. Эйзен в Гнесинке с вокалистами занимался только вопросами исполнения конкретных произведений. И.Петров, будучи уже в преклонном возрасте, когда преподавал вокал в оперной студии Центрального дома ученых - тоже занимался только подготовкой исполнения конкретных произведений (только с басами он занимался и вопросами постановки голоса).

Что же можно говорить о преподающих студентах ! И что они сделали с автором книги - можно только предполагать; если я правильно понял, как минимум были страшные проблемы диапазона.

Дальше С.Н. Богаченко попал в Одесскую консерваторию, и на младших курсах все проблемы сохранялись. Вообще говоря, ничего удивительного в этой истории нет. Резюме - если у Вас нет хорошего преподавателя, и найти его невозможно, а проблемы есть - тогда надо и в книжку заглянуть, там могут быть идеи, что делать.

Что касается практических проблем вокалиста, которые рассмотрены в книге, то их достаточно много. Мне представляется, что во многом это тонкости, которые можно объединить одним общим словом "черезчур". Не опускать чрезмерно гортань, не форсировать и т.д.

Я, например, отрицательно отношусь к рекомендациям типа "петь в затылок". Первая задача, которая ставится перед оперным вокалистом - это поддержание достаточной силы фонации, чтобы озвучить большой зал. Поэтому и говорится о посыле звука "вперед, в зал". Но вот если это "пройденный этап" (нет этой проблемы), а имеет место, напротив, форсирование, то тогда вперед выходят практические советы типа "петь в затылок", применения пламени свечи и др., рассмотренные в книге.

Многое изложенное в книге "созвучно" некоторым моим мыслям, но я понимаю, что иногда при этом необходимо сделать ряд оговорок. А вот рекомендация "не открывать очень сильно рот, а петь скорее с прикрытым ртом" меня заинтересовала просто потому, что я именно так и пою (хотя это, как известно, методикой порицается).   

В книге приводится много данных со ссылками на других исследователей, и хотелось бы, чтобы в списке литературы соответствующие ссылки были приведены. Из имеющихся ссылок я обратил внимание на книжку Зои Ивановны Акинфеевой (на эту книжку ссылается и Морозов в своей монографии). Здесь - личное: она была первым (и, слава Богу, пока единственным) в моей жизни фониатром, к которой я обратился перед первым моим появлением как вокалиста в стенах МГК. Пришел я к ней из-за своей предшествующей глупости: из-за неприкрытой фонации верхов на форте в куплетах Мефистофеля (при разучивании) голос стал уставать, и появились проблемы в нижней части диапазона, так что я начал "волноваться". Как фониатр, она меня и "напутствовала", сказав, что со связками никаких проблем не видит.

Кстати, Сергей Николаевич, не исключено, что мы имеем общих знакомых  :-)) Возможно, Вы знаете ее супруга, тезку Достоевского - он тенор, и когда-то пел в Одессе  ;)             

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Уважаемый Сергей Николаевич,
поскольку я только что приобрел Вашу книжку по вокалу, то встает вопрос - надо ли какой-либо текст из приводившихся Вами здесь на форуме скачать и распечатать как дополнение к этой книжке ?

Да, конечно! Многие вещи в книге не описаны, но на лекциях, касающихся личных вопросов об этих проблемах я всегда говорю.   Начало в моем потоке - это краткий экскурс в теорию, а в книге многие вещи детализированы и логически выстроены.

Приобрел и начал смотреть книжку С.Н. Богаченко.
Несколько комментариев по этому поводу.
Основных вещи две.

1) Хотя это и повтор сказанного мной ранее: книга, несомненно, очень интересна. Замечу (это было неочевидно), что книжка была написана, судя по всему, еще до появления монографии Морозова. Поэтому опровержение активной роли параназальных полостей, излагаемое автором в книге, получило дальнейшее подтверждение.
Mikky, здравствуйте! Вы правы книга была написана до выхода монографии профессора П.П. Морозова. Например сужение на практике у меня работало, но когда я говорил об этом врачам-фониаторам, то они отвечали, что это НЕВОЗМОЖНО. Поэтому очень долго, практически с 1990 года до прочтения монографии, у меня было ВНУТРЕННЯЯ уверенность, что я прав, но доказать это при помощи каких-то исследований я не мог. Я был "ОДИН В ПОЛЕ ВОИН !"(это надо работать в стенах какого-то исследовательского института, как профессор В.П. Морозов)

Цитировать
В первую очередь (если отвлечься от теоретических основ, связанных с гипотезой образования сопла под гортанью) я бы рекомендовал тем вокалистам (или преподавателям), которые столкнулись в процессе постановки голоса с проблемами, которые решить не удается.


Есть военная фраза: "Это нужно не мертвым, это нужно живым!" В данном случае это нужно тем, кто хочет научиться петь и довести свой вокал до СУПЕР УРОВНЯ! Сколько я не пробивался через преподавательский "кордон" в стенах большинства муз. учреждений все повисало в воздухе... Я даже собирался бросить это все и не возвращаться к теории, но получив письмо, которое написана в начале книги сказал себе:  "Это надо не педагогам, это надо певцам...!"

Но твердое решение написать эту книгу у меня возникло только после того, как я 2 года потратил на очередное восстановление своего голоса с ЧЕЛОВЕКОМ, которая ИНТУИТИВНО ПРИВЕЛА МНЯ К ОСНОВАМ МОЕЙ ТЕОРИИ. (Я стал с ней заниматься только потому, что она говорила об УГЛУБЛЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ГОЛОСА!!!!) В результате занятий оказалось, что в УГЛУБЛЕНИЕ необходимо пройти ЗНАЧИТЕЛЬНО ГЛУБЖЕ, чем Я ПРОХОДИЛ РАНЬШЕ...!? Она ВОСПИТАЛА (откорректировала) голоса, которые сейчас поют в опере на большой сцене и получили звания ЗАСЛУЖЕННО! Ей в своем понимании вокала тоже не сладко! Работает в одиночку!

Таким образом, повторив этот путь ДВАЖДЫ, И САМОСТОЯТЕЛЬНО, и С НЕЙ, я И НАПИСАЛ ЭТУ КНИГУ. Так. что не так все просто! Книга Вербова и моя книга воспринимается подавляющим большинством педагогов КАК КРИМИНАЛ!!

Если рассмотреть пути поиска вокального голоса на дыхании, то их всего-то РАЗ, ДВА и ОБЧЕЛСЯ, а именно ВПЕРЕД-ВВЕРХ и НАЗАД-ВНИЗ.

В первом случае все силы брошены на формирование голоса НА ВЫДОХЕ, в результате чего традиционный вокальный подход и УПЕРСЯ В МНОГОЛЕТНЮЮ "СТЕНУ", а второй идет в формирование голоса НА ВДОХЕ!! Это мало кто понимает, а на теоретическом уровне ВООБЩЕ ничего вразумительного найти не возможно.

Прочитав книг 20 я не увидел принципиальной разницы в методическом подходе в воспитании голосов, поэтому и не обременял себя и Вас обилием литературы. Если Вас интересует разбор какой-то книги я могу ее сделать очень просто, обратив Ваше внимание на МОМЕНТЫ, которые не позволят автору довести ВОСПИТАНИЕ голоса до КОМФОРТНОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ! Так Кантарович (это описано в моей книге) ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО говорил о необходимости воспитания ЛЮБОГО! голоса в РАМКАХ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ!!! Но ВДРУГ он говорит: "Всем известно, что ГЛАСНЫЕ СТРОЯТСЯ ТАМ. ГДЕ И СОГЛАСНЫЕ!!!!??? ВО РТУ!!! " После этих слов я был в нем РАЗОЧАРОВАН. А так как он воспитывал ХОРОВЫЕ голоса. то сами понимаете, ЧТО это за голоса. По меркам ОПЕРНЫМ - это голоса "НОН ВОЧЕ!" (non voce) А Вы говорите: "Павлины..!" (Фильм "Белое солнце пустыни")

Цитировать
2) Книгу не следует рассматривать как руководство для начинающего вокалиста.


В этом Вы правы! Для того, чтобы обратиться к какой-нибудь литературе надо не один год активно заниматься вокалом, после чего понимаешь, что в этом деле далеко не все так просто и очевидно..

Цитировать
Эта книжка, по-моему, в первую очередь для преподавателей, или для вокалиста, который прослушал курс методики/прочитал широко известные учебники/монографии (Дмитриев, Морозов и т.д.).

Для ВОКАЛИСТОВ ! Наши педагоги говорят, что они ВСЕ ЗНАЮТ и ВСЕ им понятно. Мировая научная литература (зарубежная) и профессор В.П. Морозов в частности говорит, что тайна вокального голоса на резонансе не известна, а если и известна, то только ИЗБРАННЫМ...

Цитировать
О теоретической компоненте книги у меня сложилось двойственное впечатление. С одной стороны, автор не стесняется нарисовать эпюру (не важно, какой физической величины) и откровенно назвать ее эпюрой. Стало быть, это предполагает определенное образование читателя. С другой стороны, я ожидал увидеть в обосновании теоретической части уравнение Бернулли, хотел увидеть (чтобы понять) уравнение Рокара для ротовой полости и т.п. - коль скоро уж книжка написана для людей, которые могут понять аэродинамику/акустику :))

Вы знаете здесь важны тенденции, а не точные цифры! Они все равно не помогут. Насчет "ЭПЮРЫ" - это я "выпендрился"! Надо было написать "РИСУНОК" и все.

Уравнение Бернулли - это ОДНА формула, что ее расписывать? Если при увеличении скорости прохождения воздушного или жидкого  потока давление ПАДАЕТ! То это ВСЕ, что для меня ВАЖНО в свете ФОНАЦИОННОГО прохождения выдоха. Рисунки в книге сами за себя говорят! Цифры - это детали, требующие ДОРОГОСТОЯЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ! Это что-то вроде КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ, в чем я не силен! Да и Вам, певцам, это не поможет! Правильное дыхание Мы вокалисты прекрасно СЛЫШИМ! Зачем цифры? И если на практике в результате моего понимания теории я что-то рекомендую сделать ученику и сразу же СЛЫШУ СОБРАННЫЙ ОПЕРТЫЙ звук, зачем мне ЦИФРЫ? Значит "ОНА ВЕРТИТСЯ!!!" (Коперник)  МОЯ  ТЕОРИЯ!!! Причем здесь важным показателем являются СРОКИ, за который я получаю результат: за одно занятие, за месяц, скажу нескромно, НУ ЗА ГОД! Это зависит от индивидуальных способностей и ВОКАЛЬНОГО УРОВНЯ.
Но это можно сделать только в рамках РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ, а не частных!!

Допишу позже...
« Последнее редактирование: Май 14, 2010, 15:50:23 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Приобрел и начал смотреть книжку С.Н. Богаченко.
Несколько комментариев по этому поводу.

Даже в области ВПФ (скажем, 3000 Гц) длина волны будет больше 10 см. Между тем в одной из ссылок обсуждается отражение (хотя и малое) звуковой волны от зубов обратно в рот (которое вроде как ощущал вокалист). Возможно, это может иметь место - для высокочастотной части спектра. Но не менее естественно посмотреть, не мог ли в описываемых условиях иметь место резонанс, ощущаемый в ротовой полости.

Автор книги пришел к практической необходимости самому (как вокалисту) разобраться в методике постановки голоса - вследствие многолетних проблем. Сначала ему несколько лет преподавали вокал студенты-вокалисты. Не хочу никого обижать, но у нас порядка 50% вокалистов портят голос в консерваториях - где преподают не студенты, а профессиональные педагоги. Больше того, даже многие опытные и выдающиеся вокалисты не пытаются заниматься постановкой голоса. Сошлюсь, естественно, на басов. Эйзен в Гнесинке с вокалистами занимался только вопросами исполнения конкретных произведений. И.Петров, будучи уже в преклонном возрасте, когда преподавал вокал в оперной студии Центрального дома ученых - тоже занимался только подготовкой исполнения конкретных произведений (только с басами он занимался и вопросами постановки голоса).

Что же можно говорить о преподающих студентах ! И что они сделали с автором книги - можно только предполагать; если я правильно понял, как минимум были страшные проблемы диапазона.

Дальше С.Н. Богаченко попал в Одесскую консерваторию, и на младших курсах все проблемы сохранялись. Вообще говоря, ничего удивительного в этой истории нет. Резюме - если у Вас нет хорошего преподавателя, и найти его невозможно, а проблемы есть - тогда надо и в книжку заглянуть, там могут быть идеи, что делать.

Mikky, возвращаясь к теме кому это больше нужно педагогу или вокалисту, то отвечу еще раз - ВОКАЛИСТУ. Вы сами прежде всего ВОКАЛИСТ, а уже потом педагог, поэтому Вы и интересуетесь моей книгой. Чисто педагогов это не интересует. Все неудачи списываются на БЕЗДАРНОСТЬ УЧЕНИКОВ.... А удачи приписываются кому? Правильно педагогу! Но я слышал очень мудрые слова: "Только ученик знает КТО его ПЕДАГОГ!!!"

Когда я добился значительных результатов, НИКТО не спросил меня: "Как Вы это сделали?" А Вы говорите нужно педагогам...

Цитировать
Что касается практических проблем вокалиста, которые рассмотрены в книге, то их достаточно много. Мне представляется, что во многом это тонкости, которые можно объединить одним общим словом "черезчур". Не опускать чрезмерно гортань, не форсировать и т.д.

В этом Вы правы. Моя книга не зря названа "Сложное искусство петь ПРОСТО..." Но, как я говорил раньше в потоке: "Пение - это палка о ДВУХ концах!" На одном конце то что нужно ОСЛАБИТЬ. УБРАТЬ, ПАССИВИРОВАТЬ! А вот как УСИЛИТЬ АКТИВНОСТЬ на другом конце "ПАЛКИ" - это тоже ВЕСЬМА ТОНКАЯ РАБОТА, хотя в действительности, если знать "КЛЮЧ", то достаточно ПРОСТА...

Я говорил на потоке об этих "ключах", но Вы мне не поверили, а точнее не обратили на них внимание...

Цитировать
Я, например, отрицательно отношусь к рекомендациям типа "петь в затылок". Первая задача, которая ставится перед оперным вокалистом - это поддержание достаточной силы фонации, чтобы озвучить большой зал. Поэтому и говорится о посыле звука "вперед, в зал". Но вот если это "пройденный этап" (нет этой проблемы), а имеет место, напротив, форсирование, то тогда вперед выходят практические советы типа "петь в затылок", применения пламени свечи и др., рассмотренные в книге.


Петь в "ЗАТЫЛОК" - это не значит делать звук ГЛУХИМ, НЕЯРКИМ! Надо ДУМАТЬ об этом, но НИЧЕГО в звуке НЕ МЕНЯТЬ!!! Это тоже ОЧЕНЬ ПРОСТО! и на лекциях это я показываю на звуке, и всем это понятно.

Цитировать
Многое изложенное в книге "созвучно" некоторым моим мыслям, но я понимаю, что иногда при этом необходимо сделать ряд оговорок. А вот рекомендация "не открывать очень сильно рот, а петь скорее с прикрытым ртом" меня заинтересовала просто потому, что я именно так и пою (хотя это, как известно, методикой порицается).   


Самое интересное, что когда ВНУТРИ Вы СДЕЛАЛИ ВСЕ ПРАВИЛЬНО, то рот  откроется настолько, насколько это ЕМУ надо. Чем громче звук, тем рот открывается действительно ШИРЕ, но САМ. Если смотреть со стороны, то создается ЛОЖНОЕ впечатление, что ГРОМКОСТЬ получилась благодаря широкому открыванию рта... Но это ошибка! Если бы это было так, то открыв рот пошире мог бы петь ЛЮБОЙ! На самом деле ХОРОШО петь на активном резонансе могут ЕДИНИЦЫ!

Цитировать
Кстати, Сергей Николаевич, не исключено, что мы имеем общих знакомых  :-)) Возможно, Вы знаете ее супруга, тезку Достоевского - он тенор, и когда-то пел в Одессе  ;)   
 

Mikky, к сожалению его я не знаю!        


Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Всё же опыт педагогов, реально певших в опере и готовящих певцов, которые также успешно поют в оперных и музыкальных театрах, для меня лично более интересен.

Недавно меня "навели" на курс (точнее - мастер-класс) Л.Н.Морозова, который в ознакомительных целях можно скачать например отсюда
http://richteach.com/a/item/2390

Профессор кафедры сольного пения С-П консерватории, подготовившй Штоду и др. известных теноров, строит свои уроки достаточно просто и наглядно показывает правильное звукоизвлечение и его отличие от неправильного.

Его методика достаточно рутинна, практически одни и те же методы и разъяснения он использует для всех учеников.
Его результаты впечатляют и вселяют уверенность, что эта методика правильна.

Лично мне этот небольшой мастер-класс, который можно просмотреть часа за полтора, дал больше, чем несколько книг.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Garans, здравствуйте! Вы правы! Не зря существует пословица:  "Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать" Оно же прочитать...

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Garans, дополнение. По этой теории, зная как ее внедрять, можно из НИЧЕГО сделать ЧТО-ТО. Проверено на практике! Если у человека есть голос, то и подавно, причем в короткие сроки - 3, 6 месяцев, в зависимости от индивидуальной ситуации (начальный уровень, способности, музыкальное образование)

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Если у человека есть голос, то и подавно, причем в короткие сроки - 3, 6 месяцев, в зависимости от индивидуальной ситуации (начальный уровень, способности, музыкальное образование)

Как-то слабо верится в пятилетку за четыре года в три смены на двух станках одним рабочим.  ;)
На себе не показывают ;) , но все же. От ми1 к лябем1 я шел четыре года. Но ведь в пении, имхо,  главное даже не ноты, а кантилена. Все чему я научился за 4 года, так это петь вокализы. Как только появляются слова, точнее согласные, начинаются проблемы.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
В том-то и дело, что петь вокализы намного проще. Там нет согласных. Никого не интересует, как Вы распеваетесь. Всех интересует, как Вы поете! Поэтому пение вокализов, т.е. без букв - это одно. Туда же относятся и распевки. А вот пение с тестом - это АБСОЛЮТНО другое. Есть понятие РАБОЧАЯ ВЕРХНЯЯ нота - это то что Вы можете спеть на БУКВАХ, и здесь есть много тонкостей, о которых я уже подробно писал в своем потоке. Но Вы ждете "погоды" от педагога, а у меня такой возможности не было. Пришлось во ВСЕМ разбираться самому...

Скажите Вы можете заниматься БЕЗ педагога? То есть самостоятельно?
А я даю домашнее задание. После занятий ученик сам уже понимает ЧТО и КАК нужно сделать. Другой вопрос - это "набить" ему самому элементарные навыки, которые требует данная теория. Поэтому сроки получаются по общепринятым мерам РЕКОРДНЫЕ! По Вашим меркам у меня получается ПЯТИЛЕТКА ЗА ГОД!

То что Вы говорите, что за 4 года научились петь вокализы - это нормально для традиционного подхода. Я в свое время был на Вашем месте и за 5-7 лет так и не понял "КУДА и за ЧЕМ "БЕЖАТЬ"

В традиционной методике (слуховой) гоняются" за ЗВУКОМ, который знает Ваш ПЕДАГОГ! Да и если разобраться, то каждый год Вы понимаете, что "ПРОШЛОГОДНИЙ" звук - это НЕ ТОТ ЗВУК, а всего лишь ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЗВУЧОК к тому... ПРАВИЛЬНОМУ звуку! И так повторяется из года в год! Может я не прав? Это вечная "ПОГОНЯ" за "СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ"!

Чужой. Вы знаете я искренне сочувствую ОДЕРЖИМЫМ, НАСТОЙЧИВЫМ МОЛОДЫМ и НЕ МОЛОДЫМ людям, тратящих МНОГО сил, денег, времени на то, чтобы стать ПЕВЦАМИ! Их МУЖЕСТВО и УПОРСТВО  достойно БОЛЬШОГО УВАЖЕНИЯ! Это нелегкий МНОГОЛЕТНИЙ "марафон" и ПОБЕДИТЕЛЕЙ ждет всего лишь ПОХВАЛА, АПЛОДИСМЕНТЫ...! И снова "МАРАФОН"...

Удачи и хорошего звука! Это искрение! 
« Последнее редактирование: Май 17, 2010, 22:15:31 от Богаченко »

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Что я по теме "научиться петь" на основании своего опыта считаю в данный момент. Тезисно:
1. надо быть музыкантом генетически и иметь определённые вокальные данные;
2. надо быть в известной степени чокнутым, чтоб долбить одно и то же и при этом не устать от этого и не бросить;
3. надо чтоб повезло и нарваться на обучение у вокалиста-музыканта;
   3.а) если попал на вокалиста-музыканта-преподавателя - то повезло вдвойне;
4. занятия с преподавателем не обязательно должны быть систематическими;
5. обязательно должно быть помещение, где можно самому заниматься в любое время;
6. желательно (но не обязательно), мал-по-малу начинать себя показывать незнакомым массам;
7. категорически возбраняется петь в хоре.
8. в тексты по теме вокала имеет смысл посматривать через пару лет от начала занятий;
9. не стОит ждать высоких достижений от давно сформировавшегося вокального аппарата.

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Богаченко, являетесь ли Вы сами вокалистом и сколько известных вокалистов Вы подготовили?

Он так и делает вид, что он - глухой или ответил, а я ответ пропустил?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Богаченко, являетесь ли Вы сами вокалистом и сколько известных вокалистов Вы подготовили?

Биография Сергея Николаевича не является секретом, а вот скольких вокалистов он подготовил или скольким вокалистам помогли его труды, мне самому было бы интересно узнать.
Я хотел бы отметить, что его размышления и его книга в любом случае представляют интерес в русле тематики нашего форума, но вопрос о практической пользе всего этого, которая отразилась бы в реальной востребованности в певческой практике, конечно, любопытен, и я надеюсь, что Сергей нам что-нибудь скажет по этому поводу.
В любом случае, господа, прошу вести диалог в спокойной доброжелательной форме, потому что любая книга должна использоваться под наблюдением педагога, как и любое даже самое хорошее лекарство должно использоваться по рецепту врача.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
Геор, здравствуйте! Вы такой нетерпеливый! А ничего, что на этом потоке был "ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ" аж с 17 мая до Вашего сообщения? Так что извините здесь ситуация " Не ждали!"

Отвечаю на Ваше сообщение.
Ваши ТЕЗИСЫ - МУДРЫЕ и ПРАВИЛЬНЫЕ слова! Я с Вами полностью согласен!

Господин, Predlogoff, у меня есть видео запись моей лекции по речи, часть которой я хотел бы разместить на потоке"ТЕОРИЯ ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ... Богаченко С.Н."http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3103.0. В этой первой части размером 1Гб  как раз и рассказывается о том, что написано. Там я не только говорю о теории, но и ПРАКТИЧЕСКИ показываю на примерах. Сразу говорю, что это и ВОКАЛЬНАЯ ДИКЦИЯ, по крайней мере начальные азы. Вы не подскажете как разместить его на Вашем сайте?
С уважением БОГАЧЕНКО.

P.S.
Я бы с удовольствием провел мастер класс в Москве или в другом городе, но с нашими Украинскими зарплатами далеко не уедешь. Это возможно только по предварительной договоренности в рамках коммерческого проекта, которые для россиян не столь обременительны. Надеюсь, что в ближайшем будущем это может стать реальным...

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Геор, здравствуйте! Вы такой нетерпеливый!..на этом потоке был "ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ" аж с 17 мая ..
(на смайлах экономлю: кризис)
И Вам не хворать!
Я читал и другие потоки. На личности с подменой темы не переходим. Не даём мне повода для алаверды.

А ничего, что на этом потоке был "ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ" аж с 17 мая ..
Ничего, ничего=ничего. Перечитайте, волнения были. Вы, видимо, в это время были на суше или выше.

Я бы с удовольствием провел мастер класс в Москве или в другом городе, но с нашими Украинскими зарплатами далеко не уедешь. Это возможно только по предварительной договоренности в рамках коммерческого проекта, которые для россиян не столь обременительны. Надеюсь, что в ближайшем будущем это может стать реальным...
Оплачу Вам билет до Питера - в кр. сл-е, будет ещё одним моим убытком на фоне темы. Обратный - по результату. В разрезе сказанного осмелюсь предложить очередную отсебятину.

Тезисы и фрагменты к маленькому трактатику "К вопросу о".

1.Кн. Дмитриева. Он:
- провёл научную работу на тему физиологии,
- даёт физиологическую модель понимания оперного звукоизвлечения;
- звёзд с неба не схватил, дело сделал весьма добросовестно, уважаю;
- на методологию постановки голоса не претендовал и не заявлял;
- конкретную методологию постановки голоса не даёт;
- показал: вопрос опускания гортани - вопрос низких голосов;
С достаточной степенью реальности можно считать, что высокие дБ гОлоса образуются
 за счёт образования в вокальном аппарате формы наподобии сопла реактивного двигателя.

2. Литературы-самоучителя по классической постановке принципиально быть не может.
   Заниматься с педагогом абсолютно необходимо, но научиться петь можно только самому.
   Согласные вокалист образует неким отличным от речи образом.

3. Про головные резонаторы. В голове, да, имеются некие костные образования с фиксированным для данного возраста объёмом, являющиеся основой для неких полостей. Эти полости имеют внутннее РЫХЛОЕ и ВОДЯНИСТОЕ покрытие, называемые слизистыми оболочками. Из физики известно, что фигура фиксированного объёма имеет фиксированную резонансную частору и усиливает звуковые гармоники, совпадающие с оной, близкие к ней и кратные. Посему, если 2 гайморовые и одна лобная пазухи, хоть, что-то и усиливают, то, мягко говоря, не во всём звуковом диапазоне. Кроме того, рез.частоты этих полостей, если они способны вообще резонировать, вряд ли совпадают с частотами, хоть каких-либо нот. Да, объём полостей может изменяться при воспалении (увеличение объёма слизистой и её рыхлости) слизистых оболочек - ОРЗ/ОРВИ, гаймарит/фронтит итд. Кто-нибудь хочет возразить, что это ухудшало бы резонансные характеристики, если бы они и были, этих полостей?
 К тому же вокалисты показывают: во время своего звукоизвлечение они зажимают себе нос и демонстрируют, что их звук не изменился. Говорится, что это - правильное пение. Т.о, как минимум, воздух никоим образом не попадает в эти т.н. головные резонаторы. Посему, в частности, рисунок Богаченко "№2 Правильное формирование опоры" с обозначением открытых сквозному протоку воздух "параназальных"
 полостей не есть корректен.
 Итак, в наст.время я убеждён, что с т.з. физики ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ СИЛЫ голоса наличие резонирования головных полостей - бред.
 Допускаю, что они имеют значение для тембра. Так, в некоторых цельнокорпусных электрогитарах делают закрытые внутренние полости.
 С другой т.з. - как мысленной модели для усвоения к-либо приёма/техники/методики пения это имеет право на существование. На таком же основании, как мысленные модели: "пойте в пол/потолок/ладонь", "пойте животом" итп. Или, например "электрон". Но говорить КАК О РЕАЛЬНОСТИ о том, что это - частица или волна или частица/волна, которая куда-то двигается, нпр, от "минуса" к "плюсу" - это полный.. Пусть будет абсурд.

(я, может, ещё ч-нить напишу попозже)






Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
ПАРАНАЗАЛЬНЫЕ ПОЛОСТИ В ОБЩЕМ ТЕМБРЕ ГОЛОСА

Обратимся к исследованиям, уже проведенным всемирно известными авторами, такими как Habermann: «Назализация гласных характеризуется отчетливо выраженным частотным сектором в области 2000 Гц в общей картине обертонов человеческого голоса. Небезынтересно отметить, что при сильно назализованном тембре – так называемом саксофоном (по аналогии с характерным назальным оттенком звучания этого музыкального инструмента) – определяются сильно выраженные форманты несколько ниже 1800 Гц независимо от высоты тона» (Habermann, 1978).

Далее: «По экспериментальным данным, полученным Юссоном и Пимоновым (Husson, Pimonov), носовые полости играют роль тоновых фильтров с определенной высокой частотной характеристикой, которые купирут (вырезают, глушат! – Богаченко) сектор 1200–2000 Гц (Barczinski, Thienhaus, 1960) и таким образом придают гласным носовой оттенок».

Необходимо сразу уточнить термин «форманты» в контексте фразы у Habermann: «…определяются сильно выраженные форманты несколько ниже 1800 Гц независимо от высоты тона», потому, что у Вас, дорогой читатель, может сложиться первичное восприятие слова «форманта», как ПИК, возникший в результате резонансного усиления звука. Совсем наоборот! Это «дыра», возникающая в вокальном тембре, в результате глушения этих частот и обертонов, что дает неприемлемую назализацию вокального звука, что и выяснили в своих исследованиях Юссон и Пимонов.

Приведенная диаграмма акустической доставки человеческого голоса графиком на рис. 19 (рис. 39. Стр. 104. Максимов) показано влияние назализации, из которой видно, что назализация купирует («режет», глушит) частоты 1200–2000 Гц, образуя «дыру» (смотрите рис. 20).
1 – влияние фаринго-оральной трубы;
2 –  влияние назализации;
A – область основного тона, определяющего объем голоса;
(А+В+С) – определяют плотность голоса;
F1, F2 – зоны резонансных формант гласных;
2200 – 2500 Гц – сектор «частоты пересечения» (по Husson);
– 2500–3500 Гц –  сектор частоты ВПФ;
– D – область, распространяющаяся от сектора пересечения до 3500 Гц, сообщающая блеск голосу;
– Е – частотная область, придающая голосу твердость, остроту.

 Кроме изменений тембра, носовые полости косвенно влияют на мышечный аппарат гортани. Lindquist и Sundberg (1972) на основании результатов экспериментальных исследований на людях выдвинули гипотезу, что назальные и параназальные полости дают «эффект шунта»». Однако Максимов на страницах своей книги выражает сомнения по поводу этой гипотезы: «результаты этих исследований, однако, не очень убедительны, особенно параназальных синусов и лобных пазух, которые бывают несимметричными, а в ряде случаев бывают совсем неразвитыми».

 Но для начала давайте разберемся, что означает слово шунт?

В английском словаре это слово трактуется так:
Шунт – это электрическая или магнитная цепь, включаемая параллельно основному участку электрической или магнитной цепи измерительного прибора или устройства для ослабления тока (магнитного потока) в основной цепи.

В нашем случае слово «шунт» применено для акустики, т.е. отдела физики, изучающей звук. В этой области физики можно говорить о звуковом потоке, который в нашем случае распространяется по дыхательному каналу, который является основным акустическим каналом, где проходит основной звуковой поток – участок трахеи, затем участок зева, и, наконец, ротовой участок беззвучных согласных фонем.

Параназальные полости, «подсоединены» к основному ротовому участку параллельно, как и шунт. А в зависимости от степени открытия входа в параназальные полости, в той или иной степени срезаются частоты в диапазоне 1200–2000 Гц, делая звук гнусавым или назализованным.

Чтобы было еще понятней, то представьте речной поток, который разделяется на два рукава. Если перекрыть один из них, то вся вода хлынет в открытый рукав, сделав его бурным. Перекрытый рукав в данном случае выполняет функцию шунта. Откройте его, и таким образом Вы его подсоедините, и основной поток резко ослабнет.

Таким образом, выдвинутая Lindquist и Sundberg гипотеза, что назальные и параназальные полости дают «эффект шунта» ВЕРНА! (Богаченко С.Н.)
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2010, 01:17:31 от Богаченко »

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
цит.: "Таким образом, выдвинутая Lindquist и Sundberg гипотеза, что назальные и параназальные полости дают «эффект шунта» ВЕРНА!  (Богаченко С.Н.)"

Для восторгов нет оснований. Этот тезис/"гипотеза" может стать очевиден любому в любой момент времени. Для этого при фонации надо зажимать и разжимать ноздри. Если (гнусавый) звук меняется, значит фонирующий допускает поток через нос и подключает (сложным образом) нечто в голове. Ну, пусть это нечто моделируют словом "полости". Есть и любители, которые что-то слышали про резонанс, и которым нравится изъясняться "научно": головными резонаторами. Кстати, это "нечто" наверняка оказывает влияние и на весть вок. аппарат, Что называют "обратная связь". Чтобы шунтирования не было, певцы умеют поднимать нёбную занавеску, при(-за)крывая вход в носовую полость..

С т.з. спектральной (1-я по времени дискретная/цифровая теория) модели носовой шунт рассматривается  как режекторный фильтр. С т.з. другой модели/теории - комплЕксной (непрерывная/аналоговая теория), применяемой для рассмотрения, нпр, процессов в эл.цепях - носовая полость является шунтом. Результат применения обеих этих теорий для практики - один и тот же. Если бы был разный, это бы означало ошибку индивида при применении одной из этих моделей/теорий.

Предшествующие цитате сведения с теоретической т.з. интересны. Также интересно, что "форманта" можно применять, подразумевая провал в спектре, а не пик. Прекрасный повод для б/конечных б/толковых споров.

Вопрос: пик №2 на рис.19 - это чьё влияние?

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 232
цит.: "Таким образом, выдвинутая Lindquist и Sundberg гипотеза, что назальные и параназальные полости дают «эффект шунта» ВЕРНА!  (Богаченко С.Н.)"

Для восторгов нет оснований. Этот тезис/"гипотеза" может стать очевиден любому в любой момент времени. Для этого при фонации надо зажимать и разжимать ноздри. Если (гнусавый) звук меняется, значит фонирующий допускает поток через нос и подключает (сложным образом) нечто в голове. Ну, пусть это нечто моделируют словом "полости". Есть и любители, которые что-то слышали про резонанс, и которым нравится изъясняться "научно": головными резонаторами. Кстати, это "нечто" наверняка оказывает влияние и на весть вок. аппарат, Что называют "обратная связь". Чтобы шунтирования не было, певцы умеют поднимать нёбную занавеску, при(-за)крывая вход в носовую полость..
Геор, здравствуйте! В этом я с Вами полностью согласен. Но для большинства певцов и педагогов это НЕ ФАКТ, потому что, как контр аргумент вступают в силу МАСОЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО в хорошем голосе ВОЗНИКАЕТ. Это и не дает принять этот очевидный факт. Даже история вокальных школ говорит: "Абсолютизация МАСОЧНЫХ ощущений ведет, в конечном итоге к ДЕГРАДАЦИИ ГОЛОСА...!!!" То есть чем больше назальные полости подключаются к процессу пения , тем ХУЖЕ для ГОЛОСА!

Но опять же и это для них не аргумент. Если Вы учились в музыкальных учреждениях (училище, консерватория), то Вы должны прекрасно ЭТО помнить. А Вы говорите: "Павлины!" С вокалистами надо обсуждать теорию только с ПОНЯТЫМИ! Подавляющее большинство НИЧЕГО НЕ СЛЫШАТ...

Цитировать
С т.з. спектральной (1-я по времени дискретная/цифровая теория) модели носовой шунт рассматривается  как режекторный фильтр. С т.з. другой модели/теории - комплЕксной (непрерывная/аналоговая теория), применяемой для рассмотрения, нпр, процессов в эл.цепях - носовая полость является шунтом. Результат применения обеих этих теорий для практики - один и тот же. Если бы был разный, это бы означало ошибку индивида при применении одной из этих моделей/теорий.
ОШИБКА! И тем не менее... Эта проблема маскируется тем, что если бы посыл в голову приводил к БЫСТРОЙ КОНЧИНЕ певца, то это бы НИКТО не проповедовал. А так ЖИВ и ПОЕТ значит МОЖНО, а если говорят, что НУЖНО, то .... "можно и лоб расшибить"

Цитировать
Предшествующие цитате сведения с теоретической т.з. интересны. Также интересно, что "форманта" можно применять, подразумевая провал в спектре, а не пик. Прекрасный повод для б/конечных б/толковых споров.
Я тоже долго читал и думал, что это пик. А слово "КУПИРУЕТ" означает "ОБРЕЗАНИЕ". Когда собаке надо ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ ХВОСТ - это звучит по-САДИСТСКИ! А "КУПИРОВАТЬ" - это ИНТЕЛЛИГЕНТНО и ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО!!! ;D
Цитировать
Вопрос: пик №2 на рис.19 - это чьё влияние?
Ответ - это график НАЗАЛИЗАЦИИ, то есть как на самом деле работают параназальные полости. Это амплитудно-частотная характеристика, то есть как зависит АМПЛИТУДА звука, который туда попадает, от ЧАСТОТЫ.
Как Вы можете заметить сильнее всех ГЛУШИТСЯ звуковая частота примерно 1800 Гц и захватывается сектор ВПФ (2500-3500 Гц).

Уточнение: МАСОЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - это ТОЛЬКО ИНДИКАТОР того, что Вы поете НА РЕЗОНАНСЕ или как говорят обычно "ПОЕТЕ В МАСКУ", "ПОЕТЕ В ГОЛОВУ", "звук с хорошим ГОЛОВНЫМ звучанием".
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2010, 12:07:43 от Богаченко »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Не вмешивался в этот поток, но тут кое-что затронули из знакомого мне. Мой преподаватель, и я вслед за ней, считает, что носовые полости таки резонируют. Не верить ей у меня оснований нет, поскольку до того, как я у неё начал заниматься, верха у меня не было вообще никакого, голос звучал как шёпот. Но я собственно не об этом. Я хотел спросить такую вещь. Несколько лет назад у меня был очень сильный синусит, сильно отекла слизистая носа, и пока я это дело не вылечил, голос совершенно перестал "звенеть", а вот как только отёк сошёл, голос зазвучал гораздо сильнее. Если носовые полости не резонируют, то как тогда это объяснить.

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Мой преподаватель, и я вслед за ней, считает, что носовые полости таки резонируют.
см. мой п."3". Приветствуются конкретные (!) аргументированные возражения. Альтернативные логические версии приветствуются. Под таким влиянием я сменю свою т.з. на иную непротиворечивую.
Какое образование у Вашего педагога? замечали ли Вы за ней склонность к самостоятельности?

Не верить ей у меня оснований нет..
Верить - это религия, церковь. Вера и знание - суть вещи антагонистически противоположные.
Вера - это утверждение к-либо тезиса (догмата) при отсутствии объективных оснований для него.

.., поскольку до того, как я у неё начал заниматься, верха у меня не было вообще никакого, голос звучал как шёпот.
Это ^ и "верить" никак не связаны. Из того, что у Вас появились верха, ну, никак не следует, что имеющиеся носовые полости -таки резонируют. А следует, только то, что она сумела из Вас вытянуть верха, и не более. Не так ли?  См. мой п."3" - приветствуются конкретные (!) аргументированные возражения, пусть они будут, хоть, от Вашего преподавателя.

Несколько лет назад у меня был очень сильный синусит, сильно отекла слизистая носа, и пока я это дело не вылечил, голос совершенно перестал "звенеть", а вот как только отёк сошёл, голос зазвучал гораздо сильнее. Если носовые полости не резонируют, то как тогда это объяснить.
Рассуждайте сами. Начните с вопросов. Например, с таких:
- если у Вас болело ухо/горло, голос звенел?
- если у Вас болели бронхи, голос звенел?
- если у Вас болела трахея, голос звенел?
- если у Вас болели гланды, голос звенел?
- бывало у Вас так, что ничего не болит, а голос не звучит?

Не верить ей у меня оснований нет,..
Если мы хотим в чём-то приблизиться к истине, надо забыть про слово "верить" и думать самому.

Цель религии=веры - не истина, а удовлетворение вопрошающего.