Автор Тема: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист  (Прочитано 236974 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #175 : Март 31, 2010, 16:00:50 »
Я бы на месте отвечающего по телефону предупреждала посетителей  мемор. квартиры Рихтера, что во 1-х, вход со двора, а во 2-х, дверь открывается по коду, совпадающим с номером квартиры (тогда люди  не оставляли бы со спокойной душой записку с № кв.  дома)
Я, между прочим, впервые побывала в квартире Рихтера - спасибо Юрию (благодаря ему ведь) и всем остальным :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #176 : Март 31, 2010, 16:14:56 »
Я бы на месте отвечающего по телефону предупреждала посетителей  мемор. квартиры Рихтера, что во 1-х, вход со двора, а во 2-х, дверь открывается по коду, совпадающим с номером квартиры (тогда люди  не оставляли бы со спокойной душой записку с № кв.  дома)
Я, между прочим, впервые побывала в квартире Рихтера - спасибо Юрию (благодаря ему ведь) и всем остальным :)
Извините, это несерьезно как-то. Вы спросили, как войти? Вы спросили, где вход? Если человек не спрашивает -- значит, ему все ясно. И еще раз: не код совпадает с номером, а по номеру звонят через домофон -- это более чем стандартная процедура. Не слишком хороший стиль -- во всех своих неудачах винить других. Так ведь можно упрекать сотрудников и в том, что номер квартиры Вам не сказали (а дом-то 16-этажный!) , и что об адресе умолчали.
« Последнее редактирование: Март 31, 2010, 16:43:41 от avg »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #177 : Март 31, 2010, 16:53:55 »
Уважаемый avg, я с удовольствием продолжу общение с Вами на эту тему через ЛС :)))
А здесь не только я, но и многие другие ждут Ваших впечатлений от вчерашнего концерта.
Еще раз благодарю Вас за информирование нас всех об этом концерте Ю. Фаворина.

P.S. А ув. Predlogoff'a  стоит попросить об удалении  некоторых оффтопов.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #178 : Март 31, 2010, 17:41:21 »
Predlogoff'a  стоит попросить об удалении  некоторых оффтопов.

:) Я не заметил никаких особо злостных оффтопов !
Музею-квартите Рихтера можно посвятить отдельный поток, что я сейчас и сделаю, но копировать туда что-либо из этого потока, а также удалять какие-то посты не вижу смысла - это жизнь, как она есть.

Вот поток о музее-квартире Рихтера в разделе "Персоналии":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2967

Кстати, если вы посещали какие-либо музеи или музеи-квартиры выдающихся деятелей культуры (музыкантов-исполнителей, композиторов, деятелей театра, писателей и поэтов) и желаете рассказать об этом или что-то уточнить, то вы можете завести специальный поток в разделе "Персоналии".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #179 : Март 31, 2010, 19:26:45 »
Прокофьев. Этюд до минор, соч. 2, № 3 http://narod.ru/disk/19266492000/5_Prokof'ev_Etude_c-moll_op_2_N_3_Yu_Favorin_30_03_10.mp3.html

Прокофьев как-то криво скачивается - после скачивания его переименовать что ли надо ?
По всей видимости, значок апострофа недопустим в такого рода названиях, поэтому предлагаю фамилию Прокофьева выписывать так: Prokofieff :)
Так его именовали за рубежом и им было вполне удобно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #180 : Март 31, 2010, 23:36:39 »
Прокофьев как-то криво скачивается - после скачивания его переименовать что ли надо ?
По всей видимости, значок апострофа недопустим в такого рода названиях, поэтому предлагаю фамилию Прокофьева выписывать так: Prokofieff :)
Так его именовали за рубежом и им было вполне удобно.
Как это -- криво? Раньше никогда никаких проблем с апострофом не возникало, да и сечас Прокофьева скачали уже 8 раз. Пожелание готов принять, но, честно говоря, не верю, что это имеет значение. Скорее случайность какая-нибудь. А переименовать -- это в Вашей власти.

regards

  • Гость
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #181 : Апрель 01, 2010, 00:07:36 »
Жадно скачал, спасибо avg!!!!!

Начал с сонаты :) Уж очень любопытно было, не мог сдержаться. Видимо, я из тех, кто предпочитает сначала плохие новости :)

Новости оказались хуже некуда.

С первого затакта :) у меня прошёл императивный импульс выключить запись. Прослушав до конца, констатирую, что ничего бы не потерял.

Абсолютно бессмысленное аллегро, какой-то ноктюрн Пахульского, прости Господи и Юрий! Полное отсутствие энергии, переходы между контрастными эпизодами будто ничего не случилось, расслабленность и ощущение недоумения, зачем всё это вообще играется.

В скерцо несколько свежих эффектов.

Адажио - просто воспроизведение "красивой" музыки. Где надо - тихо, где надо - шерсть (с). Юдина там разбила пару стёкол - послушайте, лорина! (копирайт сравнения с Юдиной принадлежит пианистке, которую я цитировал выше).

Финал - никакой. Траляля.

ЗАЧЕМ?

Скерцо - ноль реакции, как не было.

22 этюд - просто неправильная, чисто "моторная" фразировка в крайних частях и ненужная средняя.

Вагнер - да, очень хорошо с учётом справедливых замечаний Предлогова о фортепианности и моих - о скушности этих переложений :).

Дебюсси - восторг. Юрий - явно сонорист, что, в сочетании с природной виртуозностью, открывает ему невероятные перспективы в исполнении соответствующей музыки, и на фиг этих Шопенов и Бетховенов! Можно подумать, кроме них играть нечего!! Собственно, в сонате находки в скерцо и немного в адажио были именно акустическими. Возможно, точнее будет определить его сильную область как "акустическая медитация". Браво!

P.S. Прокофьев тоже сразу не прочитался, но прорвёмся.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #182 : Апрель 01, 2010, 10:23:42 »
Как это -- криво? Раньше никогда никаких проблем с апострофом не возникало, да и сечас Прокофьева скачали уже 8 раз. Пожелание готов принять, но, честно говоря, не верю, что это имеет значение. Скорее случайность какая-нибудь. А переименовать -- это в Вашей власти.

Я имею в виду "криво", что файл скачался, но имя его получилось оторванным как раз на апострофе -
5_Prokof

Но когда я его переименовал и дал правильное расширение, стало всё нормально.

С первого затакта :) у меня прошёл императивный импульс выключить запись. Прослушав до конца, констатирую, что ничего бы не потерял.

Абсолютно бессмысленное аллегро, какой-то ноктюрн Пахульского, прости Господи и Юрий! Полное отсутствие энергии, переходы между контрастными эпизодами будто ничего не случилось, расслабленность и ощущение недоумения, зачем всё это вообще играется.

В скерцо несколько свежих эффектов.

Адажио - просто воспроизведение "красивой" музыки. Где надо - тихо, где надо - шерсть (с). Юдина там разбила пару стёкол - послушайте, лорина! (копирайт сравнения с Юдиной принадлежит пианистке, которую я цитировал выше).

Финал - никакой. Траляля.

Да, затакт был немного смазан - но такое даже и у Рихтера на первом её исполнении было ! По-видимому, глыба этой Сонаты поначалу вызывает ощущение неподъёмности ея даже у самых больших музыкантов.
Собственно, она как была, так и остаётся неподъёмной. Конечно, чисто музыкально Юрий был более убедителен, чем Коробейников, "честно-ученически" отыгравший все части Сонаты, но всё равно удовлетворения я не испытал. Вообще, слушать эту сонату - не говоря уже о том, чтобы учить и играть её ! - это ужасно тяжёлый труд.
Касаемо исполнения Юрия - я не случайно начал с "приятных новостей", т.е. с Тангейзера. Мне на всякий случай хотелось получить сначала положительные эмоции, чтобы потом не распространять на остальные пьесы впечатление от Сонаты ! :) Мнения своего не изменил: увертюра к "Тангейзеру" это "Юрина" вещь.
Кроме того, я начал с "Тангейзера" ещё и по другой причине: я испугался, что после 29-й сонаты не захочу и не смогу больше ничего слушать - так оно и вышло.
По Сонате мнение имело бы смысл дифференцировать, если бы я взял на себя такую ответственность, но я всё-таки не член жюри и не последняя инстанция в споре о том, "бетховенист" Юрий или нет: есть люди и поавторитетнее, поэтому я предпочёл бы отсидеться в тени их мнений, но раз уж я послушал Сонату, то кое-что скажу.
Первый аккорд меня не смутил - и не такое бывало. Но меня смутила нестабильность исполнения, малопредсказуемая недоигранность некоторых деталей. Кроме того, Рихтер ведь не случайно в конце жизни играл по нотам - мне кажется, что Адажио этой Сонаты это как раз тот случай, когда перед глазами надо бы держать ноты даже в концерте ! А то Юрий там в середине насочинял кое-где - да, без нот перед глазами этого можно было и не заметить: я тоже, услышав что-то подозрительное, сразу схватился за ноты, но я считаю, что если уж браться за эту вещь, то всё должно быть безупречно, начиная с твёрдой заученности текста и заканчивая твёрдой "выгранностью" его и "выигранностью" каждой отдельной нотки, каждого пассажа, каждого перехода ! Ведь в том и сложность, что тут не должно быть технических компромиссов, а как только они начинаются, как только становится заметно, что пианист приспосабливает музыку к своим возможностям, то сразу теряется смысл исполнения этой сонаты: ведь сложность её исполнения как раз и состоит в бескомпромиссности подачи материала.
По поводу финальной Фуги - тут заметно, что Юрий пошёл по стопам Шнабеля: он предпочёл "промчаться" по этой фуге, жертвуя внятностью изложения и передавая всю вязь бетховенского голосоведения лишь контурно. Да, это один из возможных подходов - применить в Фуге технический прессинг, чтобы "на лету" цеплять все попадающиеся "по дороге" голоса. Я вот слушал это и думал: а ведь если он ЗАМЕДЛИТ исполнение, то не сможет ничего сыграть ! Разве это нормально ? Фуга заучена именно в расчёте на стремительное движение и выглядит единым бурлящим потоком, который почти не дифференцирован по структуре. У меня возникла ассоциация с биатлоном: бежишь, а по дороге стрельбой выбиваешь какие-то очки - в одни мишени попадаешь, по другим промахиваешься, бежишь дальше и т.п. Беготня на скорость и точность "без цели иной", как говорится.
Ну и наконец "архитектонические" соображения: опять Соната выглядит "пузатой" по форме - в центре её раздутое по времени Адажио, окружённое разной суетой. Адажио у Юрия продолжется больше 20 минут. В разговоре об исполнении этой Сонаты выдающимися пианистами я уже занимался расчётом её формы с привлечением данных авторского метронома, поэтому не буду повторяться. Столь медленный темп не позволяет добиться в этом Адажио рельефности фразировки, искажая к тому же форму всей Сонаты в целом. С другой стороны, вспоминая метрономичное изложение этой части Коробейниковым, повергшее меня в ужас, хочу отметить, что Юрию всё же удалось вдохнуть в неё больше жизни.
Но в итоге у меня остаётся всё то же недоумение: к чему играть в молодости такие вещи ? Тест на память ? Тест на выдержку ? Но ведь многие выдающиеся пианисты никогда не играли эту Сонату и прекрасно себя чувствовали - что же сегодня сподвигает браться за неё ? Или за неё нынче как раз по молодости и берутся, пока "море по колено" и пока не страшно браться за такие масштабные вещи ? :))
Возможно, так.

Собственно, в сонате находки в скерцо и немного в адажио были именно акустическими. Возможно, точнее будет определить его сильную область как "акустическая медитация". Браво!

Вероятно это последствия обращения к современной музыке - не самые плохие в данном случае ! :) Но ведь не ради же этого играют эту Сонату ? Вообще, после таких слушаний я начинаю преисполняться по отношению к ней каким-то суеверным страхом: для чего же она всё-таки была написана ? Что хотел показать нам Бетховен, сочинив её ? Известно ведь, сколько мучений она ему причинила - и такое впечатление, что эти его мучения в значительной степени и являются важной частью её содержания, дошедшей, как видим, и до наших дней ! :))
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2010, 13:47:09 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #183 : Апрель 01, 2010, 10:57:43 »
По просьбе Юрия и его семьи должен был удалить ссылки. Просьба основана на том, что запись не дает адекватного представления об исполнении (С этим я согласен -- по крайней мере, в данном случае это так). Разумеется, изначально выкладка записей не была моим самоуправством, а я ее согласовал с исполнителем. Желающие послушать его приглашаются на концерты. Попутно еще раз сообщаю, что

Юрий Фаворин


еще раз исполнит эту программу
(с точностью до возможной замены четырех этюдов на "Орион III" Букуречлиева)

во вторник, 6 апреля, в 19:00


в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2010, 12:08:11 от avg »

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #184 : Апрель 01, 2010, 11:26:16 »
Но в итоге у меня остаётся всё то же недоумение: к чему играть в молодости такие вещи ? Тест на память ? Тест на выдержку ? Но ведь многие выдающиеся пианисты никогда не играли эту Сонату и прекрасно себя чувствовали - что же сегодня сподвигает браться за неё ? Или за неё нынче как раз в молодости и берутся, пока "море по колено" и пока не страшно браться за такие масштабные вещи ? :))
Возможно, так.
Генрих Густавович выучил ее в лет в 17 (и красочно описал в своей книге, как это происходило). Как важный побудительный момент он отметил задор: "А сможешь ли ты справиться с этой задачей?!". Не знаю, играл ли он ее в концертах.

Вообще, поскольку "жизнь человеческая слишком коротка, чтобы выучить ор. 106" (Бузони), если начинать -- так пораньше. :) Если музыкант чувствует в себе силы взяться за эту вещь, то взявшись, он, может, и вправду будет работать над ней всю жизнь. В этом смысле раннее начало очень даже оправдано: в разные годы он будет вносить в нее новые и новые штрихи соответственно своему взгляду с позиций возраста и жизненного опыта. А в том, что уже было, проводить "ревизию" и отбирать наиболее удачное.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2010, 11:42:26 от avg »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #185 : Апрель 01, 2010, 13:16:23 »
15 минут назад узнал, что Коробейников собирается играть 29 сонату в консерватории и комментировать

Уважаемый Regards !
Откуда у вас такие любопытные сведения ? Где и когда Коробейников будет играть и комментировать "Хаммерклавир" в Консерватории ? Имеется в виду Московская Консерватория ?
Сообщите, пожалуйста, подробности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #186 : Апрель 01, 2010, 17:50:26 »
Вероятно, решение удалить записи было правильным - качество вау, очень глухой звук, запись велась со стороны басов, и мне лично приходилось процентов 80 домысливать там, где я хорошо знаю текст, а где не знаю, - просто гадать.

Об адажио я тоже не сказал бы, что это ученическое исполнение. Мне кажется, тут другой перекос - отстранённость. А в фуге - да, согласен, именно так: ярко вспыхивающее начало темы, и сплошной поток потом, который даже если искусственно замедлить, не распадётся на независимые голоса.

Коробейников будет играть и комментировать 29 сонату 7 апреля в 13:00 предположительно в 29 (! :) ) классе (пока окончательно не решено, есть выбор из двух). Информация от пианистки, которую я цитировал, она работает в МГК.

Да, про поветрие. Вот читаю про некоего Лукаса Генюшаса, который играл года три назад эту сонату у Горностаевой в 17 лет :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #187 : Апрель 01, 2010, 19:11:17 »
Вероятно, решение удалить записи было правильным - качество вау, очень глухой звук, запись велась со стороны басов, и мне лично приходилось процентов 80 домысливать там, где я хорошо знаю текст, а где не знаю, - просто гадать.

Так ведь крышка рояля была совсем закрыта, что для небольшого помещения, может, и правильно, если только не проявлять чудеса владения малыми звучностями при открытой крышке.
Но, на мой взгляд, всё, что нужно, прослушивалось, так что дело не в этом: причина как раз в интерпретации. В этой сонате полно коварнейших мест, когда не только пальцы заплетаются, когда автором не только не принимается во внимание пианистическое удобство, а учитывается лишь музыкальная необходимость, но когда и память путается во множестве возможных вариантов.

Да, про поветрие. Вот читаю про некоего Лукаса Генюшаса, который играл года три назад эту сонату у Горностаевой в 17 лет :)

Неужели преподаватели подталкивают к этому своих учеников ? С трудом в это верится, но, судя по всему, придётся поверить. А они там случайно не пробуют 3-й концерт Рахманинова в 10-12-летнем возрасте кому-нибудь поручать разучивать ? Я вспоминаю несчастную Полину Осетинскую, как её этот концерт раздавил, когда она его ещё будучи маленькой девочкой играла.
Неужели все преподы позабыли прописную истину, что "всему своё время" ? На что они толкают своих учеников ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 678
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #188 : Апрель 01, 2010, 19:20:52 »
 На концерте 30-го числа я был и тоже уверен, что играть надо было с открытой крышкой. Юра решил закрыть крышку, поиграв в пустом помещении, но даже если  не принимать в расчёт публику, плотно демпфировавшую звук в комнате, у этого рояля при крышке закрытой попросту плохой тембр! Да, там надо будет предпринимать дополнительные усилия, чтобы не перегрохотать, но играть по меньшей мере на половинной крышке или и вовсе на полной!
  Попутно замечу, что 25-го марта, когда Юра играл четыре этюда, был не классный вечер М. С. Воскресенского, а концерт кафедры под его руководством. :)

regards

  • Гость
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #189 : Апрель 01, 2010, 20:29:51 »
Согласен с Сергеем: рояль звучит просто из рук вон, даже постоянно возникает ощущение, что пропадают ноты! Возможно, оно и вызвало впечатление у цитировавшейся мною пианистки о "незаконченных фразах". Я тоже предполагал, что Юрий ошибочно ориентировался по звучанию в пустом помещении.

Я вот подумал, что Юрий читает этот поток, и хочу сказать ему лично: Юрий, не воспринимайте сколь угодно резкие выражения здесь как злобную критику, болезненную форму самоутверждения или желание Вас принизить или, не дай Бог, унизить. Всё наоборот.

Люди страшно соскучились по хорошим пианистам. Это обсуждение - откровенный обмен без скидок, типичный для любой среды единомышленников, за исключением, возможно, музыкальной, где в большой степени распространена традиция льстить в глаза (артиста низзя обижать!) и говорить гадости ЗА глаза.

Здесь все видят в Вас потрясающе одарённого человека с потенциалом, превышающим потенциал всех пианистов Вашего поколения, и лично и эгоистично :) (!!) заинтересованы в том, чтобы Вы оправдали эти надежды. Конечно, публичность такой резкой критики - нечто новое в отношениях между слушателями и артистами, но такова реальность времени. Вас неизбежно будут обсуждать, и, мне кажется, лучше Вам услышать предельно открытую критику от людей, которые в Вас верят и искренне желают Вам успеха, в меру их компетентности, конечно, чем просто зубоскальство.

От всей души желаю Вам успеха в жизни! Вы - чрезвычайно талантливы, и боги никогда не оставят Вас, такая уж у них традиция.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #190 : Апрель 01, 2010, 21:09:32 »
Люди страшно соскучились по хорошим пианистам

:) А я и теперь ничуть не сомневаюсь в том, что Юрий - хороший пианист. И даже не просто хороший, а ОЧЕНЬ хороший, феноменально одарённый. Более того, я и сегодня, несмотря ни на что, пребываю в восторге от его удач.
Но !
Надо более осмотрительно выбирать репертуар. Человек не может быть всеядным, так не бывает ! Даже самые многогранные музыканты на поверку не были всеядными. Даже, прости меня господи, Рихтер. Я много раз рассуждал на эту тему: правильный выбор репертуара это едва ли не половина успеха талантливого музыканта. А может, даже и существенно больше половины, ибо в чисто пианистическом плане "сыграть" можно всё, а вот с пониманием дела сыграть, адекватно сыграть - это уже проблема.
Короче, избирательность должна быть более строгой, на мой взгляд. Я бы даже сказал суровой, беспощадной.
Для меня уже вырисовывается некоторый репертуарный круг Юрия, но я пока что не готов на имеющемся материале его очертить детально: на сей момент я имею только смутные ощущения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #191 : Апрель 01, 2010, 21:40:19 »
Коробейников будет играть и комментировать 29 сонату 7 апреля в 13:00 предположительно в 29 (! :) ) классе (пока окончательно не решено, есть выбор из двух)...
Судя по дате и времени  речь идет о семинаре по истории зарубежной музыке для 1-го курса :)
По слухам,  ожидается также и концерт в БЗК.

Цитировать
Да, про поветрие. Вот читаю про некоего Лукаса Генюшаса, который играл года три назад эту сонату у Горностаевой в 17 лет :)
"Некий Лукас" по совместительству родной внук Веры Васильевны. Планировалось, что он пример участие в прошлом конкурсе Чайковского, но отборочная комиссия его завернула, чем, как говорят, обидела бабушку :)

Что касается поветрия, то эту сонату, насколько мне не изменяет память, играл на конкурсе Чайковского другой ученик Воскресенского, Александр Гиндин, в далеком 94-м. И было ему тогда тоже где-то лет 17-18. И точно так же, как здесь сейчас, помню, дебатироваля вопрос - играть иль не играть в столь юном возрасте Хаммерклавир :)
Все повторяется :) 

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 678
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #192 : Апрель 01, 2010, 23:05:12 »
Помилуйте, Саша Гиндин в 1994-м году играл, сколько мне помнится, соч. 111 Нашего Всего. Тоже "недетская" соната, но не Хаммерклавир. Что до Лукаса Генюшаса, то он был слишком молод для условий того конкурса (глупость организаторов, не скорректировавших условия по годам рождения в соответствии со сдвигом конкурса на 2007-й год), поэтому, насколько я знаю, он туда и не подавал документов.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 678
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #193 : Апрель 01, 2010, 23:53:42 »
 По поводу "Тангейзера": боюсь прослыть экстремистом бОльшим, чем Регардс, но мне думается, что играть его имеет смысл только тогда, когда исполнитель владеет исчерпывающим арсеналом оркестровых звучностей, возможных на фортепиано, чтобы преодолеть пресловутую "рояльность" рояля. В противном случае это звучит лишь как иллюстрация оркестровой увертюры "для бедных", при том затянутая, безумно утомительная для исполнителя и неэффективная при сравнении затраченных сил и воздействия на публику. Здесь нужен не только такой уровень технического владения инструментом, но и такой уровень огненности темперамента, которые полностью преодолевали бы все ограничения инструмента и текста, чтобы слушатель вовсе перестал замечать сложность этой пьесы и даже то, на каком инструменте это всё играется. (Думаю, эта пьеса--не тот случай, когда важен элемент демонстративного пренебрежения трудностями и героического преодоления оных, составляющий чуть не половину смысла произведения).
 Я понимаю, что сыграть это так, как я тут описываю, вполне способны, наверное, единичные пианисты в мире, но хочу хотя бы обозначить необходимость оркестровости звучания здесь.

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #194 : Апрель 02, 2010, 01:54:47 »
Чтобы вспомнить некоторые нюансы услышанного, я обратился к своим фонограммам и с огорчением обнаружил, что запись в данном случае оставила «за кадром» нечто неуловимое, «носящееся в воздухе» и в то же время важное – некое «дыхание» рояля. И тем более оказалась она неспособной передать ту атмосферу зачарованности музыкой, которая совершенно явственно ощущалась в зале. Вполне отвечая за свои слова, скажу, что слушали музыканта, боясь отвлечься даже на мгновение. Мало того, потом было даже ощущение некоторой усталости от сосредоточенного слушания – и не только у меня.

Я собирался рассказать о своих впечатлениях, ни на кого не оглядываясь. Но поскольку regards, прослушав записи, опередил меня со своим отзывом, и его впечатления слишком уж резко расходятся с моими, я буду вынужден в той или иной мере ему отвечать. С его стороны последовала настолько жесткая критика, что тут, наверное, уже можно особенно и не думать об эффекте фонограммы – не о тонкостях идет речь.

Для начала – несколько общих утверждений.

И считал раньше, и сейчас утвердился в своем мнении, что Юрий Фаворин обладает великолепным чувством формы. Нигде ничего случайного – ни в звуке, ни во временнОй организации музыкального «действа»! Все расставлено по своим местам – и сделано это не рассудочно, а с живым ощущением образного строя исполняемой музыки.

Другое из разряда «общего» – то, что Юрий не только поразительно быстро расширяет свой диапазон, но и делает это, на мой взгляд, весьма успешно. В нем проглядывает тот самый замечательный универсализм, который так ценил (более того, считал необходимым исполнителю) Г.Г. Нейгауз.

Согласен, Фаворина можно считать «сонористом», если понимать под этим владение звукописью. Этим он произвел на меня большое впечатление на первых слышанных мною его концертах два с лишним года назад. Тогда он играл почти сплошь авангардистов, у которых звуковая палитра не просто очень важна – там звук «решает всё».

Теперь попробую «пробежаться» по исполненной программе.

Соната. Единственное, в чем я с regards’ом соглашусь – это то, что начальный затакт вместе с начальными аккордами прозвучали несколько невразумительно, не неся в себе зародыша грядущего драматизма. Но это похоже на чистую случайность: далее аналогичные моменты воспринимались как гораздо более значительные. Вообще в сонате пианист приковал к себе внимание слушателей, «держал публику в руках» – здесь это мое ощущение совпало с ощущениями других людей, чьи разговоры я слышал в антракте.

«Отсутствие» энергии в первой части? Это можно назвать «отсутствием» ровно настолько, насколько отличается энергия самоуглубленности и сосредоточенности от энергии действия, обращенного во внешний мир – если угодно (прошу прощения, выражение не очень точное), «интравертная» энергия от «эстравертной». А сосредоточенность музыканта, как я уже сказал, приводит в состояние такой же сосредоточенности и слушателя. Конечно, доказать тут ничего нельзя – не теорема ведь, но я считаю, что не было и тени расслабленности, и что в композиционном плане все контрасты очень точно «играли» на общую картину.

Adagio sostenuto – такой спектр состояний от близких к скорби до просветленности, от импульсивных порывов до созерцательности, от «материальной осязаемости» звука до почти что призрачной таинственности! В этой части сонаты меня поразил удивительный тембровый эффект: левая рука играла басовые ноты совершенно «безударно» («безмолотчково»), каким-то совсем особенным звуком, на грани слышимости и притом абсолютно отчетливо. Поразительное по кристальной ясности «исчезающее» пианиссимо в фигурациях 32-ми.

Вообще – не только в этой сонате – пианисту необычайно удаются эпизоды, в которых звук вырастает «из ничего».

Не берусь судить о том, «что было бы, если бы…» – просто скажу, что финал прозвучал очень целостно, и в смене эпизодов каждый раз последующее естественно следовало из предыдущего.

Скерцо. Я нахожу в нем очень много хорошего в смысле владения шопеновским музыкальным языком. Мог бы упрекнуть музыканта за некоторую неоправданную торопливость в некоторые моменты. Но… не буду. :)

Этюд Шопена. Анализировать его мне трудно: после того, как у многих (очень у многих!) пианистов я слышал действительно моторное исполнение, не могу не заметить, что фаворинские звуковые краски выгодно контрастируют с тем однообразием и серостью, которые обычно сопутствуют этой самой моторике.

О чудесных звуковые эффектах в Этюде Дебюсси здесь уже говорилось. Мне добавить нечего.

Великолепна стройность сквозного действия в Прокофьеве. На коротком временнОм отрезке разыгрывается совсем не «по-этюдному» сложный сюжет.

А какая неукротимая сила в «Тангейзере»! Согласен, тут ждешь оркестрового звучания. Но можно ли сказать, что у Юрия его нет? На эту тему можно рассуждать только в духе «больше – меньше». Я эту оркестровость ясно слышу во многих (хотя и не во всех) эпизодах. Есть она и в «пилигримах», и в «гроте Венеры», и – особенно! – в заключительном разделе. А кульминация если и не звучит «до конца оркестрово», то, по крайней мере, фортепианные краски в ней просто великолепны. Думаю, что тому, кто любит рояль как таковой, увертюра в исполнении Фаворина должна нравиться безотносительно к «степени оркестровости». В любом случае он играет ее очень увлекательно. (В свое время эта транскрипция была любимым коньком Р. Керера, он ее исполнял очень часто. И, насколько точен я могу быть сейчас в своих воспоминаниях, фаворинская трактовка ярче и интересней.)

И напоследок – «зарисовка» из зала. Совсем близко от меня сидел замечательный человек, Юрий Владимирович Завельский – основатель и бессменный руководитель одной из лучших московских гимназий. Этот 82-летний Учитель (с большой буквы), великолепный знаток и ценитель музыки, которого так часто можно увидеть в БЗК, по характеру вообще очень сдержан. Его темпераментное «Браво!» после заключительных аккордов «Тангейзера» дорогого стоит. :)
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2010, 19:51:51 от avg »

regards

  • Гость
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #195 : Апрель 02, 2010, 02:47:08 »
Сергею, с которым, как всегда, согласен: Наумов бы смог! Не знаю, были ли у него такие двигательные возможности, но, спустя уже море лет, где-то 35, помню как сейчас, как он аккомпанировал на классном вечере леворучного Равеля. Не помню, кому, не помню первого рояля (!), но помню просто волшебные звучания в "оркестре". Просто сказка какая-то, уши не оторвёшь.

Оффлайн bubaleh

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 225
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #196 : Апрель 02, 2010, 15:06:33 »

Такое впечатление, что решение поехать на конкурс Шопена исходит от Воскресенского, а ставка будет сделана на виртуозность.


В этом календарном году Юрию предстоит еще одно сложное конкурсное испытание - Елизавета.

Вот как раз в Брюсселе, как мне кажется, все выдающиеся и нестандартные Юрины способности можно будет попытаться сконвертировать в теплое местечко на пъедестале.

Хотя и к его Шопену, далекому от выдающихся шаблонов прошлого я стал относиться без скептицизма. Виртуостический Шопен тоже интересен и увлекателен.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #197 : Апрель 02, 2010, 16:29:45 »
В этом календарном году Юрию предстоит еще одно сложное конкурсное испытание - Елизавета.
Вот как раз в Брюсселе, как мне кажется, все выдающиеся и нестандартные Юрины способности можно будет попытаться сконвертировать в теплое местечко на пъедестале.

Эк вы изящно выразились ! :))
Но на самом деле я от многих это слышал в связи с игрой Юрия: что именно на брюссельском конкурсе, поскольку этот конкурс не монографический, самым выигрышным окажется весь тот виртуозный репертуар, который уже наработал Юрий. А в этом плане ему есть чем блеснуть - тем же "Тангейзером" и другими транскрипциями, виртуозными этюдами разных авторов, импрессионистской звукописью и т.п.
Кстати, любопытно было бы узнать, если это не секрет (наверное ?), какова будет его программа в различных турах брюссельского конкурса ? Что за набор произведений ? Что будет из крупной формы и т.п. ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #198 : Апрель 02, 2010, 16:35:30 »
Кстати, любопытно было бы узнать, если это не секрет (наверное ?), какова будет его программа в различных турах брюссельского конкурса ? Что за набор произведений ? Что будет из крупной формы и т.п. ?
Мне кажется, совершенно очевидно с  прицелом на что обыгрывается Хаммерклавир  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Юрий Фаворин (р.1986, Москва), пианист
« Ответ #199 : Апрель 02, 2010, 16:49:16 »
Мне кажется, совершенно очевидно с  прицелом на что обыгрывается Хаммерклавир

"Хаммерклавир" для Брюсселя ??
Ой ...........
Ну тогда надо опять тщательно перепроверить весь выученный текст - честно говоря, мне просто лень копаться и ещё раз слушать эту сонату с нотами в руках, но мне кажется, что в медленной части у Юры либо наимпровизировано было что-то, либо заучено неправильно, что не пройдёт мимо внимания жюри. Если оно ещё раньше под стол не упадёт.
В этой сонате много мест, коварных с т.з. запоминания.
Я не в курсе, добивал ли кто жюри "Хаммерклавиром" где-нибудь на конкурсе - это совершенно убойная вещь для соревнований.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица