Автор Тема: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор  (Прочитано 55937 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #25 : Июнь 25, 2010, 00:55:50 »
Игорь Северянин

"ОПЕРНЫЕ ЗАМЕТКИ"

...И "Рогнеда", "Игорь" очаровали меня, потрясли. На другой день с утра я уже напевал многие арии, давал с товарищами эти оперы в детской, совсем с ума спятил от восторга. Взрослые улыбались, поощряли, удивлялись моему слуху. Таким образом я сделался заправским меломаном и без оперы "не мыслил дня прожить"... Эта любовь осталась у меня на всю жизнь. Музыка и Поэзия - это такие две возлюбленные, которым я никогда не могу изменить. А с 1905 г. я уже стал постоянным завсегдатаем оперы Мариинской, Церетели, Дракули, итальянской, Гвиди, Народного Дома...

...Был еще в труппе Церетели артист Клементьев. У него был громадного диапазона, несколько вульгарный тенор. Нерона он и пел, и исполнял превосходно. Стансы и строфу ему всегда приходилось бисировать. Многократно я слышал его в этой партии, и каждый раз он очаровывал все больше. В особенности бесподобно звучала в его устах музыкальная фраза: "Преступника ведут, кто этот осужденный"...

http://www.silverage.ru/poets/sever_op.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #26 : Июль 04, 2010, 00:26:33 »
С Федором Ивановичем Шаляпиным Л. М. Клементьев выступал неоднократно. Они пели вместе в Большом театре начиная с 1899 г. Первые их совместные выступления состоялись в операх "Рогнеда"  (Шаляпин - Владимир Красное Солнышко, Клементьев - Руальд) и "Фауст" (Шаляпин - Мефистофель, Клементьев - Фауст). Затем были выступления в "Князе Игоре" (Клементьев - Владимир Игоревич, Шаляпин - Галицкий), "Ледяной дом" А. Корещенко (Шаляпин - Бирон, Клементьев - Волынский), "Анджело" Ц. Кюи (Шаляпин - Анджело, Клементьев - Родольф). В августе 1904 г. они выступали в опере "Жизнь за царя" на сцене Нового летнего театра "Олимпия" в С.-Петербурге (Клементьев - Собинин), здесь же в 1906 г. в "Русалке" и в "Фаусте".

Но, пожалуй, самый известный и можно сказать исторический спектакль состоялся 29 января 1902 г. в Большом театре. Шел "Евгений Онегин" (бенефис оркестра). В тот день состоялось два знаменательных события: последнее выступление в партии Онегина (и вообще последнее выступление на сцене Большого театра) легендарного П.А. Хохлова и первое выступление в партии Гремина Ф.И. Шаляпина. Ленского пел Л.В. Собинов, Татьяну - молодая Е.Н. Хренникова (муза И.А. Бунина), Ольгу - Е.И. Збруева, Ларину - М.А. Дейша-Сионицкая, Трике - Л.М. Клементьев, няню - Л.Г. Звягина, ротного - П.С. Оленин, дирижер - У.О. Авранек.

Спектакль этот надолго запомнился тем, кто его видел. Еще бы - Онегина пел Павел Акинфиевич Хохлов, непревзойденный Онегин русской сцены пел свой последний спектакль.

"Любимый певец А. Н. Островского и М. Н. Ермоловой, учитель и друг Ф. И. Шаляпина, любимец московской публики и особенно студенчества. Именно для него, особо оговорив, что Онегина будет петь только Хохлов, тогда совсем молодой певец, отдал в Большой театр свою оперу П. И. Чайковский. Это было в 1881 г. «Хохлов ослепил всех своей красотой... пел чудесно»,—писал Чайковский актрисе Павловской.

Певец обладал великолепными сценическими данными — ростом, красивыми чертами лица, благородством и изяществом манер, прекрасным голосом, свободно и полно звучащим на всех регистрах, его манера петь была простой и естественной, голос лился свободно и чарующе. В его Онегине все было исполнено естественности, сердечной правды и драматизма".


Вот, например, воспоминание об этом спектакле великой актрисы Малого театра А.А. Яблочкиной:
"В 1900 году состоялся его (П. Хохлова - М.) последний спектакль. Два года никто не слышал о Хохлове. Уже поговаривали, что у него плохо обстоит дело с голосом, как вдруг в 1902 году, в бенефис оркестра, объявили выступление Хохлова. Все бросились на спектакль. Зал был забит до отказа. Я присутствовала на этом спектакле.
Шел «Евгений Онегин». Татьяну пела Салина (на самом деле Е. Хренникова - М.), Гремина — Шаляпин, Ленского — Собинов, Онегина — Хохлов.

В арии «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел» есть верхнее «фа». Студенты боялись, как бы Хохлов не сорвался на этой ноте — ведь он два года не пел и голос стал сдавать,— поэтому, как только Павел Акинфиевич подошел к «фа», зал загремел от аплодисментов, заглушивших и оркестр, и певца. Затем его снова заставили повторить эту арию, и произошло то же самое. Это было необыкновенно: огромная масса слушателей вела себя как внимательный любящий друг. Поняв это, мы все, его друзья, были тронуты до глубины души".

http://www.maly.ru/news_more.php?number=2&day=27&month=11&year=2006


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #27 : Июль 20, 2010, 21:14:55 »
Еще несколько фрагментов из книги С. Левика "Записки оперного певца":

"Две октавы нужно, по существу, считать необходимым экзистенц-минимумом. Хороший певец должен ими обладать. Две с половиной октавы не были в те годы большой редкостью. Однако были голоса и на три октавы. Французский певец Лери так и назывался баритон-тенор. Эверарди был басом-баритоном, причем без всяких скидок или ограничений. Хороший баритон легко поет Нилаканту («Лакме») и Мефистофеля («Фауст»), но Эверарди пел Монфора и Прочиду («Сицилийская вечерня»). Хороший бас может петь Демона, но не Риголетто, а при двух с половиной октавах это уже не проблема. Тенор Л. М. Клементьев полнозвучно выпевал партию Онегина, бас В. Гагаенко, распеваясь, даже в преклонном возрасте легко брал верхнее до, баритоны М. Сокольский и В. Томский (отец советского композитора Ю. В. Кочурова) в бенефисные дни ставили сборные спектакли и включали в них какой-нибудь теноровый акт из «Аиды» или «Пиковой дамы». Лери пел Радамеса и Летучего Голландца".



"Партию Виндекса в «Нероне» мне пришлось впервые петь в бенефис Клементьева, и этот спектакль ознаменовался неприятнейшим инцидентом.
В день спектакля мы с исполнительницей партии Кризы, также впервые выступавшей в «Нероне», явились в театр на спевку. День был необыкновенно жаркий. Дирижера В. Б. Штока мы застали в саду на ступеньках театра с газетой в руках. Встретил он нас с кислой миной, небрежным кивком головы ответил на наши поклоны, кряхтя поднялся со ступенек, но, отряхнув белые брюки, снова грузно сел.
— Вы ко мне?—лениво протянул он. — Подождите немножко. Посмотрите, какая погода.
Мы положили растрепанные клавиры на ступеньки лестницы и сели рядом. Волновались мы основательно. Помимо основных арий и ансамблей в наших партиях было немало отдельных ответственных фраз, и нам не терпелось услышать из уст партнеров подводящие реплики.
Шток нас недолюбливал: меня за то, что я получал твердый оклад вместо марок; мою партнершу за то, что, дважды экспромтом выступив в порядке замены и выручив труппу, она перебралась из хористок в солистки и добилась высокой марки.
Но вечером нам предстояло петь, а ему дирижировать, и, окинув нас ироническим взглядом, он обратился ко мне:
— Партию знаете твердо? Вас ведь Б. проверяет ? На кой же черт спевка?
— Но ведь спевка необходима... К тому же нас вызвали...
— Вызвали?.. Гм, вызвали... Они готовы ежедневно делать спевки, им что!.. Если бы они уставали, как я!..
Шток поднялся, покряхтел, потянулся и зевнул.
— Негодяи!—процедил он. — Всю ночь держали меня за карточным столом, теперь сами дрыхнут, а мне назначают спевку... Опера недавно шла — что стоило назначить тот же состав? Ну а вам тоже нужна спевка? — обратился он к певице.
— Первый раз ведь, Владимир Борисович... Дуэты хоть пройти... с Виндексом... с Епихарис, — не очень решительно ответила она.
— Дуэты?—задумчиво повторил Шток и неожиданно вытянул из-под меня клавир.
Он разыскал нужную страницу, промурлыкал реплику и предложил нам тут же на месте в четверть голоса пропеть наш дуэт.
За исключением экспромтов мы свои партии учили очень твердо, и все сошло благополучно. Попробовав несколько мест, Шток захлопнул клавир.
— Пойдите отпустите пианистку и Епихарис, — сказал он, — напрасно их тревожили. Вечером следите за мной, и все будет в порядке. Поезжайте на острова, подышите свежим воздухом, держите клавир перед глазами — это полезнее, чем спевка!
Но на спектакле я сразу же попал в беду. Мне дали клавир, в котором реприза одного хорового номера была отмечена как купюра. О том, что она восстановлена, меня не предупредили. Когда я вступил со своей репликой: «Они не стыдятся призывать богов на помощь в их гнусных забавах», — на меня со всех сторон зашикали, а желчный суфлер, впоследствии суфлер Большого театра Н. Я. Халип, зловеще прошипел:
— На спевки не ходят, а потом врут!
Я не хотел публично срамиться, допел свою фразу до конца и потом повторил ее в том месте, где мне полагалось ее петь.
«Эпиталама», как всегда и в любом исполнении, вызвала аплодисменты и требование бисировать. Я спел на бис не один, а два куплета. Публика приняла это за особую любезность и разразилась овацией. Требования бисировать не позволяли идти вперед, и дирижер, уже без моего согласия, остановив оркестр, стал перелистывать партитуру. Я приготовился к новому бису, как вдруг услышал слово «наглец», направленное Клементьевым в мою сторону. В ту же секунду из променуара раздался свист, но оркестр вступил, и я спел третий куплет.
Обступившие меня хористы тут же, во время действия, объяснили мне, что я нарушил неписаный закон: в бенефисные дни до бенефицианта никто не должен бисировать. Если бы я знал «закон», я бы, разумеется, его не нарушал. Но я не знал, а Клементьев не представлял себе и потому не хотел верить, что я не знаю «такой простой вещи». Ее, скажу кстати, знали очень немногие...
Я уже отметил, что Клементьев отличался атлетической силой. Меня предупредили, чтобы я проглотил обиду и не вздумал с ним объясняться. Но, чуждый закулисным нравам, я был удручен невольно совершенной мной бестактностью гораздо больше, чем нанесенной мне обидой, и захотел «объяснить свои поступки» Клементьеву. В антракте я подошел к нему, с этой целью. Близорукими глазами вглядевшись в меня, он снова выругался и отвернулся. Растерявшийся и обиженный, я бросился искать Циммермана. У входа на сцену он шел мне навстречу под руку с Иоакимом Викторовичем Тартаковым.
— С вами хочет познакомиться Иоаким Викторович, — сказал Циммерман и, избегая смотреть мне в глаза, пошел на сцену.
Тартаков пожал мне руку, задерживая ее в своей, внимательно осмотрел меня с ног до головы, пригладил на мне парик и своим глуховатым, овеянным какой-то глубокой грустью голосом проронил:
— Какой нищенский костюм!
Расстроенный случившимся инцидентом, я не знал, что сказать....
— У кого учились? — спрашивает Тартаков.
— У Медведева,—отвечаю я и... неожиданно всхлипываю.
Тартаков дружественно-теплым своим голосом, тем самым, которым он так чудесно пел романс Чайковского
«Забыть так скоро», не то объясняюще, не то укоризненно говорит:
— Зачем вы это сделали? Ведь его бенефис, а не ваш!
Мои слова, что я не имел представления о неписаном законе, что я два месяца на сцене, он слушает не без недоверия в глазах, но потом дружески кладет мне руку на плечо.
— Не волнуйтесь, вам еще петь надо. Я пойду объясню ему. Я его уговорю извиниться перед вами.
Однако Клементьев не только не извинился, но в течение всего спектакля отпускал по моему адресу колкости, так что я был выбит из настроения и сделал еще две-три ошибки.
Несколько дней спустя мне предстояло петь с Клементьевым в «Кармен». Меня предупредили, что он меня возненавидел и способен в сцене поединка так меня толкнуть, что я могу полететь в оркестр. В этом, по-видимому, была доля правды — по крайней мере, когда я почувствовал первое соприкосновение с Клементьевым, оно показалось мне толчком, выходящим за границы сценического реализма. При втором столкновении я воспользовался его близорукостью и скользнул мимо него. Размахнувшись на большой толчок, он повернулся вокруг собственной оси и еле удержался на ногах. Я понял, что он рассвирепел, и, испугавшись, сказал в кулису:
— Кармен, скорей на сцену! —Там за нами внимательно следили, и меня спасли.
После этого случая я просил не занимать меня в спектаклях с Клементьевым. Недели две мы не встречались. Но вот опять идет «Нерон». Меня вызывает Циммерман и говорит:
— Ну, довольно вам дуться на Льва Михайловича. Он человек горячий, но это же добрейшая душа. Не правда ли? — Оборачиваюсь... на пороге стоит Клементьев с протянутой рукой. Он просит извинения и предлагает «дружбу навек». Мы помирились. Увы, только до первого случая. Когда один рецензент во время наших гастролей в Харькове позволил себе написать, что я в Нероне «делил равный успех с Клементьевым», Клементьев стал меня поносить за кулисами пуще прежнего.
Случившийся тут мой брат попытался его остановить, но Клементьев бросился на него с кулаками. От моего
брата — миниатюрного человечка—осталось бы, вероятно, крошево, если бы его не защитил А. М. Брагин. Таков был буйный нрав Клементьева, этого в общем все же действительно доброго человека".

"Своеобразно преломлялось в нем чувство национальной гордости. Приехав на гастроли в Лисабон, он с вокзала направился прямо к директору театра. Тот был чем-то занят и заставил Клементьева ждать довольно долго. Клементьев спокойно просидел в приемной больше часа, но когда директор вышел к нему, он сказал:
— Русских артистов не заставляют долго себя ждать! — повернулся и уехал на вокзал".



Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #28 : Июль 29, 2010, 23:59:32 »
Наша тема находит отклики в прессе:

Casta Diva на Самарской сцене

В начале июля в рамках общедоступных летних симфонических концертов в Самаре выступила солистка московской филармонии, лауреат международных конкурсов Екатерина Клементьева (сопрано). В программе концерта помимо оперных арий прозвучали поистине шедевры романтической музыки - вальсы Рубинштейна, Глиэра, Прокофьева (фрагменты симфонической программы «Поэзия вальса двух столетий», подготовленной дирижёром филармонии заслуженным артистом России Георгием Клементьевым), а также две части Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, их блистательно исполнил Дмитрий Файн - представитель известной в Самаре музыкальной династии, ныне студент Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. И всё же главным открытием вечера стало выступление оперной дивы.
 
Практически без перерыва Екатерина исполнила пять сложнейших номеров, которые по «весу» вполне вытянули бы на программу международного конкурса (а то и двух!). По крайней мере, у участников престижного Собиновского музыкального фестиваля в списке произведений для выбора программы значатся именно эти сочинения. Все они не просто входят в сокровищницу мирового вокального искусства, но и являются одними из самых трудных в исполнении. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Пуччини и Ария донны Анны из оперы «Дон Жуан» Моцарта. Каватина Нормы из одноимённой оперы Беллини. Два фрагмента из опер Верди - Сцена и каватина Эльвиры из «Эрнани» и Мелодия Леоноры из «Силы Судьбы»...
 
Когда уже после концерта мы разговорились с лектором-музыковедом Самарской филармонии Ириной Цыгановой, которая вела этот концерт, она восхищённо произнесла: «Вы заметили, с какой лёгкостью поёт Екатерина? Словно это не составляет ей никакого труда! А ведь арии сложнейшие, особенно Верди - широчайший диапазон, невероятные пассажи… И это при том, что на улице плюс 38 градусов! Огромное количество вокалистов или просто не поют в такую жару, или прибегают к помощи микрофона: тяжело».
 
Трудно не согласиться с этими словами: Екатерина пела виртуозно. Дошло до курьёза: несколько раз публика, не дослушав арии до конца, во время секундных пауз принималась жарко аплодировать - настолько ощущалось, просто «висело в воздухе»это всеобщее желание отблагодарить певицу аплодисментами. После каждого номера зал взрывался овациями и криками «Браво!», Катю вызывали на поклон, она была даже немного смущена столь бурным приёмом публики, - это чувствовалось по её улыбке. Кланялась, принимала от слушателей цветы, относила их к дирижёрскому пульту и снова представала перед нами - в образе очередной своей героини. И звучала очередная партия, в которой певица была уже совсем другая. Она перевоплощалась - прямо на глазах публики. И для этого ей не надо было переодеваться в другое платье, не нужно было менять декораций - собственно, декораций никаких и не было. Но все мы чувствовали себя не на симфоническом концерте, а в опере.
 
Благодаря небольшим, но ёмким комментариям лектора-музыковеда было ясно, о чём идёт речь, и Екатерину понимали - даже при том, что пела она на итальянском языке…
 
Это удивительно! И то, как она пела, и то, как её слушали. Затаив дыхание, боясь упустить каждую секунду этого безграничного счастья, за которым, в общем-то, каждый из нас и приходит в зал филармонии.
 
В чём же секрет успеха молодой певицы? Каким образом ей удаётся создать столь достоверный образ своих героинь, донести до публики мельчайшие детали их переживаний, всего того, что составляет их внутренний мир, ведь страсти-то в этих операх царят нешуточные…

 
Кто за дирижёрским пультом?
 
Возможно, ответ на этот вопрос скрывается в том, кто стоит за дирижёрским пультом. Думаю, именно этот союз - певицы и дирижёра (а следовательно, и всего оркестра) – даёт такие выдающиеся результаты. Георгий Евгеньевич чувствует дочь, как никто другой, а она - его. И эта их внутренняя, едва ли ни «космическая», связь ощущается даже визуально - связь не просто отца и дочери, а двух музыкантов, объединённых одной целью - помочь слушателю обрести смысл жизни через музыку, которую они исполняют.
 
Ощущение, что оба понимают друг друга не просто без слов, но даже не глядя друг на друга. Она не подстраивается под оркестр, не думает о его аккомпанементе. Потому что там, где она в этот миг на самом деле находится - нет ни оркестров, ни дирижёра. Есть жизнь героев, реальная жизнь – реальная любовь, реальные страдания… И не просто жизнь, а как правило, самые драматические, самые напряжённые её моменты.
 
В течение нескольких минут, пока звучит ария, Екатерина Клементьева полностью отдаёт себя музыке, драматическому течению роли – проживает жизнь своей героини, не думая ни о чём другом! А уж дело аккомпаниатора - оркестра во главе с дирижёром - «поймать» настроение певицы, уловить малейшие его изменения, рассчитать (или интуитивно почувствовать?) время своего вступления. Возможно, выходя на сцену, певица и сама не знает, каким образом на этот раз «поведёт себя» её героиня, как долго будет звучать та или иная музыкальная фраза - потому что она действительно перестаёт быть собой, и поёт уже не она, а её Лауретта, Леонора, Эльвира… Если это любовь - то сердце трепещет, если расставание – плачет горькими слезами. А когда плачешь или ликуешь, замечаешь ли время? И можно ли вымерить, сколько это состояние продлится?
 
Одним словом, «попасть в яблочко», определив, когда певица закончит свою музыкальную мысль, дирижёру нужно за доли секунды до того, как она сама это поймёт. Вот такой парадокс. Если это действительно интуиция дирижёра - уму непостижимо! Если не интуиция, а тонкий расчёт (в том числе и у Кати - вполне может быть, что это ощущение - натуральности происходящего на сцене - возникает у нас, сама же певица как раз точно знает, как она будет петь и какой длительности будут ферматы, то есть заранее планирует драматургическую схему выступления) - тогда это не что иное, как профессионализм. Обоих. Профессионализм с большой буквы. Так создаётся возможность идеального исполнения вокальной музыки. Исполнения, в котором происходит глубочайшее взаимопроникновение двух важнейших пластов фактуры - вокальной партии и сопровождения - в рамках единого художественного целого. Здесь нет искусственного доминирования вокала или оркестра, но есть гармония значений и смысла, проявляющего волю композитора. В этой правде выражения - главный секрет столь высокой силы воздействия исполнителей на аудиторию. Специалисты говорят, такая интерпретация оперной музыки вообще достаточно редка - не только у нас в Самаре, но и в России, и даже в мире.
 
…От многих музыкантов приходилось слышать - с Клементьевым на редкость легко и интересно работать. Начинающим оперным певцам он даёт бесценные советы не только как опытный дирижёр, имеющий громадную практику работы в музыкальных театрах страны, но и как великолепный знаток музыки (не все знают, что по первому образованию - в Гнесинском институте – Георгий Евгеньевич музыковед).

Кроме того молодые самарские вокалисты, которые выступают с Клементьевым, без смущения говорят о том, что для них этот дирижёр- подарок небес, что у него редкостный дар педагога и многие считают собственные достижения на престижных конкурсах результатом труда не только своих консерваторских педагогов, но и дирижёра, с которым все полученные навыки отрабатываются на практике.
 
И это действительно так! Не будучи профессионалом, трудно судить о тонкостях вокального исполнительства, но я, например, прекрасно представляю себя на месте начинающего певца: мало иметь голос, талант, надо ими правильно «управлять». А Клементьев - наверное, это действительно дар небес - умеет найти самые верные слова и подсказать музыканту не просто, что нужно сделать, но и как.
 
Что уж говорить о дочери Георгия Евгеньевича! Разумеется, Екатерина внимает всем советам отца, и на сцене мы видим их родство - духовное, не только по крови.

 
Не только рядом с папой…
Но дело, конечно, не только в их творческом союзе. Будучи солисткой Московской филармонии, Екатерина выступает и с другими дирижёрами и вокалистами, как в столице, где живёт уже несколько лет, так и в регионах, много ездит по стране. Ещё будучи студенткой Самарской академии культуры, успешно выступала в дуэте с солистом Большого театра Андреем Дунаевым. Стажировалась в Москве в Центре оперного пения им. Галины Вишневской и одновременно пела в нескольких спектаклях Самарского театра оперы и балета. В декабре 2006 года, уже будучи аспиранткой московской Академии хорового искусства, исполнила сложнейшую партию Виолетты из «Травиаты» Дж. Верди в Волгоградском музыкальном театре, в феврале 2009-го в Новосибирской филармонии - «исповедальную» монооперу Ф. Пуленка «Человеческий голос» - сложнейшее по силе драматического воздействия произведение, которое входит в концертный репертуар многих выдающихся певиц. Внешнего действия в опере нет, все сосредоточено на раскрытии внутренней драмы: женщина, оставленная возлюбленным, в последний раз разговаривает с ним по телефону. Выразительная вокальная партия, мелодия, гибко передающая оттенки чувств и душевного состояния героини, богатый тембрами оркестр раскрывают тему страдания женщины, её тоски по счастью. Можно только гадать, каким образом совсем молодая певица может передавать такие характеры…
 
Активную концертную деятельность Екатерина совмещает с работой на кафедре концертно-камерного искусства Московской консерватории. Кроме того, в копилке её достижений - победы на многочисленных конкурсах, в том числе международных. Самые яркие из них - Третья премия на международном конкурсе «Веlla voce» в Москве, Вторая - на I Московском международном конкурсе-фестивале «Современное искусство и образование», специальный приз на международном конкурсе вокалистов «Конкурс конкурсов им. Л.Собинова» в Саратове.
 
Что касается Самары, здесь её действительно знают и любят давно- с 10 лет Катя принимает участие в симфонических концертах и спектаклях Самарской филармонии. Ещё школьницей стала лауреатом двух конкурсов - «Серебряный микрофон» и «Золотой микрофон». Неслучайно самарские слушатели, особенно люди старшего поколения, до сих пор преподносят певице не только цветы, но и шоколадки, по-прежнему видя в ней ребёнка.


Дар драматической актрисы: вот уж точно гены прадеда

 
В апреле нынешнего года в дни международного фестиваля искусств «Цветущийбагульник-2010» одна из газет Забайкалья написала: «Екатерина Клементьева завораживала зал поэтической женственностью. Филигранный вокал в сочетании с очаровательной внешностью - стопроцентное попадание в зрительские сердца. Не уступая своему партнёру по сцене, Екатерина заставляла слушателя верить созданным образам. Верить в угрозы героини, готовой кинуться с моста, если отец не даст согласия на её брак, сопереживать девушке, прощающейся с возлюбленным. Певице одинаково точно удаются образы страстных женщин и невинных девушек.
 
Наверное, секрет успеха певицы заключён именно в этом - в том, что она поёт не просто вдохновенно - она внутренне ощущает себя драматической актрисой.
 
Вспомним: Фёдор Шаляпин относился к произведениям, которые исполнял, именно как к драматическим спектаклям и никогда не говорил: «Я пою партию такого-то», только «Я играю». Потому что не мыслил музыкальную партию в отрыве от драматического образа, от личности героя, проживающего на сцене свою жизнь. То же - и у Екатерины Клементьевой. Вот уж точно гены прадеда!
 
Какого прадеда? – спросите вы. Это удивительно, но ни Георгий Евгеньевич, ни тем более Екатерина не афишируют своё родство с известным русским оперным певцом Львом Михайловичем Клементьевым. А зря. Ведь это не просто родство, не седьмая вода на киселе. Лев Михайлович - родной дед дирижёра Клементьева, и истоки сегодняшнего успеха Екатерины - там, в девятнадцатом веке. И это, несомненно, наводит на мысль о том, что талантливость, дарование, как вокальное, так и драматическое, накапливаются и передаются из поколения в поколение…
 
Лев Клементьев был незаурядным человеком и ярким тенором. Солист императорских театров, он первым исполнил партию Водемона в опере «Иоланта» П.Чайковского (и сам Пётр Ильич высоко оценил его исполнение этой роли). Первым спел Молодого цыгана в «Алеко» С. Рахманинова. По мнению критиков, был лучшим Нероном в одноимённой опере А. Рубинштейна. Сохранились некоторые грамзаписи Клементьева, сделанные в начале ХХ века - Германа из «Пиковой дамы», Ленского из «Евгения Онегина» (до Собинова, кстати, он считался лучшим исполнителем этой роли)…
 
Так стоит ли удивляться тому, откуда у Екатерины Клементьевой такой необъятный темперамент, столь выразительное интонирование, незаурядные актёрские возможности и умение держать внимание публики!
 
В словаре Аркадия Михайловича Пружанского, автора двухтомного труда «Отечественные певцы. 1755—1917», оЛьве Клементьеве написано так, словно это о… его правнучке!
 
Сравните: «обладал красивым сильным голосом (баритонального оттенка с хорошо поставленным верхним регистром) широкого диапазона - свыше двух октав, актёрским дарованием». (У Кати - лирическое сопрано с большим диапазоном (от «соль» малой октавы до «ми» - третьей октавы), с красивым тембром, богатой филировкой звука, тонким piano).
 
«Исполнение отличалось повышенной эмоциональностью. Создавая образ, Лев Клементьев большое внимание уделял жесту и пластике». (У правнучки - всё то же, с точностью до 100 процентов!).
 
«Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий - лирических, драматических, характерных». (В репертуаре у Екатерины - семь опер, не считая бесчисленное количество романсов и песен русских и зарубежных композиторов).
 
И наконец: «В числе близких певцу партий были те, в которых преобладала эффектная внешняя сторона». (У Кати внешняя сторона роли, без сомнения, не на последнем месте, неслучайно четыре года назад на Собиновском конкурсе, будучи самой молодой его участницей, девушка получила специальный приз не от кого-нибудь, а от Союза театральных деятелей России!).
 
Забавный момент: российские музыканты и просто ценители классической музыки, интересующиеся историей оперного искусства, на форуме «Классика» в интернете минувшей весной открыли тему, посвящённую творчеству Льва Клементьева - в связи с приближающимся 100-летием со дня его смерти. И только спустя несколько месяцев выяснили, что у знаменитого тенора есть потомки. Среди тех, кто обсуждал тему, были и самарцы. Но даже наши земляки, меломаны, которые прекрасно знают дирижёра Георгия Клементьева, бывают на его концертах, не могли предполагать, что наш дирижёр - внук «того самого» Льва Клементьева...


Чистейшей прелести чистейший образец

 
У Екатерины Клементьевой есть ещё один неоспоримый плюс - главный плюс человека, музыкальным инструментом которого является голос, - чисто вокальная красота. Певица крайне бережно относится к тому, что исполняет, очень точно, чисто воспроизводит интонации. В её голосе нет ничего неестественного, - ни одного динамического оттенка, который не был бы оправдан драматически. Почему это происходит? Наверное, по той же причине - у Кати нет ни капли самолюбования, свойственного молодым оперным певицам, многие из которых недостаток драматического таланта пытаются скрыть за счёт внешнего позёрства. Она выходит на сцену не «самовыражаться», а выражать музыку, её смысл. Она живёт в состоянии внутренней правды, служит искусству - как ни высокопарно это прозвучит. И, желая выразить характер, делает это очень убедительно. Мы ей верим! Ей не надо удивлять, шокировать публику, потому что всё, что нужно, до неё сделал композитор. Её дело - «всего лишь» донести до слушателя его мысли. И она это делает блестяще.
 
Светлана ИШИНА
 «Вечерняя Самара» 14 июля 2010
http://www.filarm.ru/press/art217.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #29 : Июль 30, 2010, 00:04:08 »
:) Правда, мы не форум "Классика", но это всё равно про нас !
Быть может, нам правильнее было бы назваться форум "Бельканто" для связи с сайтом, но в конце концов это неважно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #30 : Июль 30, 2010, 00:19:37 »
К огромному своему стыду я не смог посетить данный концерт >:( И виновником этого стала все та же страшная жара. >:(

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #31 : Июль 30, 2010, 15:08:51 »
К огромному своему стыду я не смог посетить данный концерт >:( И виновником этого стала все та же страшная жара. >:(

Расскажите вот здесь, что у вас там происходит в плане засухи и природных пожаров ?
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3269
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #32 : Август 03, 2010, 14:31:38 »
26 октября исполнится 100 лет со дня кончины Л. М. Клементьева. Было бы неплохо, чтобы Большой театр посвятил этому событию хотя бы фотовыставку, поскольку этот выдающийся певец прослужил в Большом театре 10 лет, исполнив 35 партий. Может быть и в Самаре смогут как-нибудь отметить эту дату?

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #33 : Август 03, 2010, 14:59:47 »
Это надо разговаривать с нашими деятелями культуры ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #34 : Август 05, 2010, 15:12:46 »
в интернете минувшей весной открыли тему, посвящённую творчеству Льва Клементьева - в связи с приближающимся 100-летием со дня его смерти. И только спустя несколько месяцев выяснили, что у знаменитого тенора есть потомки. Среди тех, кто обсуждал тему, были и самарцы. Но даже наши земляки, меломаны, которые прекрасно знают дирижёра Георгия Клементьева, бывают на его концертах, не могли предполагать, что наш дирижёр - внук «того самого» Льва Клементьева...

Светлана ИШИНА
 «Вечерняя Самара» 14 июля 2010
http://www.filarm.ru/press/art217.html

Собственно, форумы и существуют для того, чтобы в чём-нибудь коллективно разобраться и найти информативную литературу. Вообще-то, если уж журналистов интересует известность их земляков в форумских кругах, они могли бы и сами с помощью поисковых машин мониторить сообщения по этой теме ! Можно было прийти к нам и сообщить об этом, не дожидаясь, пока мы сами откроем истину. Ведь мы могли её и вовсе не открыть, если бы не наткнулись на интересную статью по теме !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #35 : Август 05, 2010, 17:55:58 »
Вообще-то, если уж журналистов интересует известность их земляков в форумских кругах, они могли бы и сами с помощью поисковых машин мониторить сообщения по этой теме ! Можно было прийти к нам и сообщить об этом, не дожидаясь, пока мы сами откроем истину. Ведь мы могли её и вовсе не открыть, если бы не наткнулись на интересную статью по теме !

 Хотелось бы пожелать самарским (и не только) журналистам, краеведам и искусствоведам побольше обращать внимание на великих певцов и музыкантов, чья деятельность была связана с их городом. Конечно, и на форумах иногда можно что-то найти, но ведь есть еще архивы. Есть много интересных тем, достойных глубокого исследования. Например, самарские истоки творчества Глафиры Вячеславовны Жуковской, Елизаветы Ивановны Антоновой, самарский период деятельности Наталии Дмитриевны Шпиллер, антреприза Д. Х. Южина, искусство А.А. Большакова и т. д. Но, насколько мне известно, всем этим сейчас никто не занимается (совсем недавно мне самому пришлось писать о некоторых из этих певцов для одного самарского издания). Из старшего поколения знаю только Эрну Карловну Сэт, которая писала на подобные темы. Раньше такие краеведы были. Есть, например, переписка Г.В. Жуковской с одним таким краеведом. Самое главное, что у всех этих певцов есть записи, поэтому их изучение доставляет еще и большое эстетическое удовольстве.


Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #36 : Август 05, 2010, 18:06:03 »
Ну сейчас выходит хороший журнал "Самарские судьбы"
http://www.samsud.ru/

А серьезных работ я пока действительно не встречал. Но я надеюсь, что в скором времени положение изменится.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #37 : Август 05, 2010, 18:16:37 »
...надеюсь, что в скором времени положение изменится.

И на чем зиждится эта надежда? Лично у меня такой надежды совсем нет. Мне приходилось общаться с некоторыми деятелями самарского оперного театра и музейными работниками, которые как раз в первую очередь должны этим если не заниматься, то хотя бы интересоваться. Равнодушие и некомпетентность просто удручающая. Впрочем, где у нас сейчас по-другому? Наверное, только на нашем форуме  :)).

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #38 : Август 05, 2010, 19:19:17 »
Надежда держится на том, что это поколение же сменится, придет другое. А у многих детей и подростков, поверьте мне, есть большой интерес к нашему городу. И с ними занимаются педагоги. Правда упор делается на писателей, художников. Нужно заниматься с детьми. И музыкантам надо выходить в народ, давать концерты в школах. Все в наших руках.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #39 : Август 05, 2010, 22:17:26 »
Хотелось бы пожелать самарским (и не только) журналистам, краеведам и искусствоведам побольше обращать внимание на великих певцов и музыкантов, чья деятельность была связана с их городом.
...самарские истоки творчества Глафиры Вячеславовны Жуковской, Елизаветы Ивановны Антоновой, самарский период деятельности Наталии Дмитриевны Шпиллер, антреприза Д. Х. Южина, искусство А.А. Большакова и т. д. Но, насколько мне известно, всем этим сейчас никто не занимается

Как же так, у меня это просто не укладывается в голове.
Ведь кому же ещё заниматься подобными изысканиями на почве местного патриотизма ? Все всегда помнили выдающихся людей, вышедших из их краёв, неужели глобализация сказывается даже в том, что и наши крупные города начали забывать собственную историю ? Ведь история искусства, тем более, подкреплённая архивными и художественными документами, это важнейшая часть истории любой местности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #40 : Август 05, 2010, 23:11:37 »
Я хочу сказать, что конечно же есть люди, которыми занимаются подобной деятельностью. Но в основном краеведы обращают внимания на писателей, художников, архитекторов. Их у нас много и очень высокого уровня. Мне кажется дело в том, что их работы не афишируется. Нужно создавать программы на телевидении, снимать фильмы (в Куйбышеве была замечательная студия документальных фильмов. Снимали потрясающие фильмы об городе и его истории. Но студия эта сейчас не функционирует). Нужно нести культуру в массы. Воспитывать в людях патриотизм.
Моя знакомая учительница МХК в школе рассказывала, как многие дети на слово Могучая кучка обижаются. Говорят, чтобы она не обзывалась. Они с интересом слушают музыку Глинки, Чайковского, Могучей кучки. Я был свидетелем как их класс с большим вниманием слушал романсы Могучей кучки.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #41 : Август 06, 2010, 00:33:06 »
Как же так, у меня это просто не укладывается в голове.
Ведь кому же ещё заниматься подобными изысканиями на почве местного патриотизма ? Все всегда помнили выдающихся людей, вышедших из их краёв, неужели глобализация сказывается даже в том, что и наши крупные города начали забывать собственную историю ? Ведь история искусства, тем более, подкреплённая архивными и художественными документами, это важнейшая часть истории любой местности.

В качестве положительного примера могу привести материал тверской журналистки А. Крыловой, которая нашла метрическую книгу, позволившую уточнить дату рождения С.Я. Лемешева:
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=16921

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #42 : Август 07, 2010, 18:13:51 »
Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской лавры:


http://www.lavraspb.ru/nekropol/view/item/id/1943/catid/3

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #43 : Сентябрь 01, 2010, 22:40:34 »
Музыкант и просветитель Георгий Клементьев



Клементьев родился в Волгограде, но его детство и юность прошли в Куйбышеве. В семье Клементьевых всегда царила атмосфера подлинной интеллигентности. Это не случайно: дед Георгия Лев Михайлович Клементьев был известным русским певцом-тенором, обучавшимся пению в Париже и Милане. Он пел на многих российских сценах, в том числе и в Императорском Большом театре, в котором дебютировал в партии Германа в "Пиковой даме" - его исполнение высоко оценил сам Чайковский, являлся первым исполнителем партий молодого цыгана в "Алеко", Водемона в "Иоланте", выступал в спектаклях вместе с Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым, Тито Руффо. Тетка Георгия Клементьева Мария Львовна Клементьева, воспитанница Вагановского училища - хореограф, заслуженный деятель искусств России, стояла у истоков знаменитого хореографического ансамбля "Берёзка".

Таким образом, артистическая стезя для Георгия Клементьева была практически предрешена. В возрасте шести лет он, по собственному признанию, испытал настоящее потрясение, впервые увидев музыкальные фильмы-оперы и кинокартину "Симфония славы" о юном вундеркинде-дирижере. С огромным удовольствием он слушал живое звучание инструментального ансамбля, игравшего перед началом сеансов в кинотеатре имени Ленинского комсомола.

С тех пор Клементьев не расставался с мечтой стать дирижером. Он получил серьезное образование, окончив Куйбышевское музыкальное училище, Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных - как музыковед и, наконец, Уральскую консерваторию в Свердловске, где и обрел профессию дирижера. В консерватории он занимался в классе выдающегося маэстро народного артиста России, профессора Марка Павермана.

В течение полутора десятка лет Клементьев колесил по разным городам, работая очередным и главным дирижёром в музыкальных театрах Омска, Куйбышева и Хабаровска, в симфонических оркестрах Хабаровска, Томска и Красноярска.

В 1990 году Клементьев окончательно обосновывается в Самаре. С этого времени он является дирижёром академического симфонического оркестра Самарской филармонии, а с 2001 года по 2006 год по совместительству был дирижёром академического театра оперы и балета.

Отличительная черта Клементьева - артиста-исполнителя - философская углублённость и особый пиетет перед высокими духовными идеалами. По его убеждению, важна не сама по себе красота в искусстве и в реальной жизни, а осознание этой красоты, превращение её в конкретную программу общественно полезных акций.

У Клементьева-дирижера на редкость обширный репертуар. Он включает все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, симфонические сочинения Шостаковича, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, Моцарта, Равеля, оперы Верди, Чайковского, Бородина, классические оперетты Штрауса, Легара, Кальмана.

Творческую манеру Клементьева-дирижера отличают цельность и фундаментальность интерпретации музыкального материала. Лишенная показной броскости, она погружает слушателей в философские глубины исполняемых сочинений. Как отозвался о Клементьеве один из музыкальных критиков, “его пластика артистична, напоена поэзией звука. Рождаясь из музыки, она помогает “видеть” музыку в пространстве”.

Клементьев возродил в Самаре детские и юношеские симфонические абонементы, реализовав их на новом качественном уровне. Театрализованные концерты являют собой синтез различных видов искусств: музыки, литературы, живописи, архитектуры, кино с привлечением философских и религиозных концепций. При активном участии маэстро в 1997 году появился симфонический абонемент для студентов, который сразу завоевал признание молодежной аудитории. Мечта Клементьева - создание в Самаре Центра музыки для детей и юношества.

Духовные традиции русской музыки красной нитью пронизывают подготовленные Клементьевым программы “Великий подвижник Земли русской Сергий Радонежский”, “Княгиня Ольга”, “Русь колокольная”, “Отчалившая Русь”, “Серафим Саровский”, “Неупиваемая чаша”, “Живые источники России”, “Живые источники земли самарской” из цикла “Русский проект”, “Аленький цветочек”, “Жигулевская сказка”, “Бал в старой Самаре”, “Самарские композиторы - дети”. Для Клементьев главным является привести слушателей к пониманию добра, красоты и значимости духовных основ нашего бытия.

Цикл видеосимфонических программ “Русский проект” Самарской филармонии, идущих под управлением Клементьева, отмечен Губернской премией 2006 года в области культуры и искусства.

К участию в своих программах Клементьев активно привлекает творческие коллективы и исполнителей Самары и области. Благодаря этому путевку в жизнь получили и многие начинающие музыканты, которые впоследствии стали профессионалами.

Еще одно призвание Клементьева - педагогика. Он возглавляет кафедру оркестрового дирижирования Самарского педагогического университета, его воспитанников можно встретить практически во всех музыкальных учреждениях города.

Клементьев выступает не только перед детской и юношеской аудиторией. Он является участником традиционного филармонического абонемента "Современное дирижерское искусство ", который знакомит самарскую публику с творчеством маэстро - воспитанников различных школ, работающих как у нас в стране, так и за рубежом. В нынешнем сезоне под управлением Клементьева пройдет один из концертов абонемента “Симфоническое наследие трех столетий” с участием мастеров искусств Самары.
Валерий ИВАНОВ. Самарские известия. № 19 (5003) от 02.02.07
(http://samarskieizvestia.ru/document/1517/?day=1&month=12&year=2010)


Из этой статьи мы узнаем о дочери Л.М. Клементьева - Марии Львовне Клементьевой, балерине Большого театра, заслуженном деятеле искусств РСФСР,  режиссере-репетиторе ансамбля «Березка» с момента его образования. Ее муж - Иван Федорович Блохин, характерный танцовщик, солист Большого театра. Здесь можно прочитать о драматической судьбе их сына Александра Ивановича Блохина и его супруги актрисы Эды Урусовой: "Эда Урусова - актриса из княжеского рода" (автор-сост. Ю. Унковский):

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pagesec35.html?Key=24408&page=87

Актрису Евдокию (Эду) Урусову, наверное, многие помнят по фильмам "Двенадцать стульев" (реж. Л. Гайдай, роль мадам Петуховой), "Ларец Марии Медичи", "Курьер", "Арбатский мотив" и др.



О ней: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%95.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/author99e6.html?id=1592
http://www.memo.ru/2007/05/29/ouroussova.HTM
« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2010, 23:27:24 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #44 : Сентябрь 02, 2010, 10:28:30 »
"Русский проект" Георгия Клементьева
(цикл видеосимфонических программ)

«Неупиваемая Чаша»

21-го сентября 2002 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы на сцене Самарской государственной филармонии показывали «Неупиваемую Чашу» - премьеру музыкально-литературного спектакля по одноименной повести Ивана Шмелева (режиссер Сергей Куранов). Текст читал солист филармонии Александр Внуков, избранные страницы музыки П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, хоровые сочинения Д. Бортнянского и П. Чеснокова исполняли академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Георгий Клементьев) – на сцене и новокуйбышевский муниципальный хор-капелла (художественный руководитель Александр Пахомов) – на «хорах» – на верхнем ряду балкона. Итальянскую песню «Санта Лючия» исполнили солистки филармонии Ольга Волкова и Людмила Жоголева.

На большом экране на заднике сцены первые кадры - полет над полями, лесами и зеркальной поверхностью рек и озер, в которой отражаются белые облака. Полет в глубь старой России, утраченной, но живой. Грустно-поэтические виды русской природы, нежные полевые сиреневые цветы, русские белокаменные церкви среди безкрайних полей, фрески и иконы – Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых. Зал был полон в основном молодыми людьми – студентами самарских вузов (зал выкупило для студентов ЗАО «СМАРТС»). Все полтора часа действия (спектакль шел без антракта) в зале стояла тишина. Александр Внуков сумел донести в звучащем слове свежесть, яркую образность и изобразительную насыщенность прозы Шмелева. Юное поколение начала 21-го века, воспитанное по западным образцам, захватила рассказанная история трагической и светлой судьбы их Православного сверстника, жившего сто лет назад.

Известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев в ноябре 1918 года в Алуште, не приняв Октябрьского переворота, написал повесть «Неупиваемая Чаша», «своей чистотою и грустью красоты» вызвавшую восторженный отклик Томаса Манна. Само обращение к прошлому выглядело подчеркнутым анахронизмом в ту пору, когда кипела на полях России братоубийственная гражданская война. Это грустное повествование о судьбе юного талантливого крепостного живописца Ильи, которого барин послал учиться в Италию, и итальянский мастер, увидев его исключительный талант, уговаривал Илью остаться: на чужбине его ждала воля, богатство и слава. Но Илью тянуло в Россию, он не мог не вернуться. Он вернулся, чтобы расписать новую церковь, безнадежно полюбить молодую барыню, написать ее чудный портрет и умереть молодым. А перед смертью он написал в дар монастырю радостную икону Богородицы «Неупиваемая Чаша», от которой пошли исцеления, и стал притекать к ней отовсюду народ. В этой истории духовное и душевное странно связаны и переплетены, она задевает душу то благодатно, то тревожно.
Спектакль «Неупиваемая Чаша» - первая программа из цикла «Русский проект». В ней ее создатели попытались соединить в одно целое звучащее слово, живую музыку – симфоническую и хоровую - и видеоряд. О спектакле мы поговорили после его окончания с дирижером симфонического оркестра Самарской филармонии Георгием Клементьевым.

- Георгий Евгеньевич, в Православной культуре всегда главным было слово, в вашем спектакле оно тоже на первом плане. Наверное, это не случайно?
- Да, хотя я сегодня почувствовал, что музыки может быть больше. Душа радуется, когда мы видим нашу землю – ее просторы, храмы (съемки велись в районе Валдая, Вышнего Волочка, Пскова), слышим музыку, которая вмещает в себя все, и слово, которое нас ведет.
- Как возник замысел спектакля?
- Оркестр присоединился к тому, что уже было сделано в лектории филармонии, эта программа в камерном варианте исполнялась с роялем. Александр Михайлович Внуков сам предложил эту повесть и глубоко вошел в роль. В филармонии появился большой экран, режиссер Сергей Николаевич Куранов предложил ввести и видеоряд, и симфонический оркестр. Его режиссура – очень бережная.
- Эта не первая Православная программа в филармонии?
- В 1994 году с оркестром мы подготовили первую Православную программу «Великий печальник земли русской Сергий Радонежский». Когда мне было лет двадцать пять, я учился в Москве в Гнесинском институте, и вдруг меня кто-то позвал. Помню, это был май 1969 года, я все бросил и поехал в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру. Был тогда еще комсомольцем. Меня атмосфера Лавры поразила, я приложился к мощам Преподобного Сергия. А через двадцать лет родилась композиция о Преподобном Сергии. Я музыковед по первому образованию, люблю и знаю историю музыки, историю страны, а как дирижеру-симфонисту мне легко войти в исторически насыщенную музыкой атмосферу. Мне это важно, но главное, что и залу это интересно. Потом появились «История Христа, рассказанная музыкой», «Псалмы Царя Давида», «Сказание о княгине Ольге», «Преподобный Серафим Саровский». В планах у нас, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, программы «Русь колокольная» в январе и «Святые источники земли Самарской» - к Пасхе. Я считаю, что эти наши работы своего рода «мостик» между светской культурой и Православной духовностью. Надеюсь, что это поможет еще невоцерковленным людям найти свою дорогу в храм.
- Этим летом вы жили в святом месте - Ташле. Немногие работники культуры вот так проводят отпуск...
- Жил там десять дней – опять позвал кто-то. С батюшкой Николаем Винокуровым познакомился. Купался в источнике. Было послушание - красил забор у источника. Работал с церковным хором при местной церкви. Душа загорелась работать с хором, потому что в этом изумительном месте, где чудотворный источник, чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» в храме - и хоровое пение в храме должно быть более профессиональным. Батюшка благословил на работу с хором.
- Такие Православные музыкальные программы есть в других светских музыкальных учреждениях России?
- Очень мало, подобной духовной пропагандистской работой в стране почти никто не занимается. Что-то подобное делается только еще в Иркутской филармонии. Мы очень волновались: придут зрители на «Неупиваемую Чашу» – не придут, можно ли современных студентов «затащить» на такую программу, где надо сидеть, переживать, думать о своей жизни. Пришли, полный зал – и слава Богу!

27.09.2002
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=6214
« Последнее редактирование: Сентябрь 02, 2010, 10:50:32 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #45 : Сентябрь 02, 2010, 11:01:15 »
"Русский проект" Георгия Клементьева
(цикл видеосимфонических программ)

«Живые источники земли Самарской»

В Самарской государственной филармонии состоялась премьера спектакля "Живые источники земли Самарской".
Это третья программа из цикла видеосимфонических программ "Русский проект". До этого спектакля за последние три года были два других – "Неупиваемая Чаша" по одноименной повести Ивана Шмелева и "Живые источники России". Все вроде бы очень просто: звучит симфонический оркестр, на большом видеоэкране над сценой идут кадры русской природы, храмов, монастырей, икон, актеры филармонии читают тексты о России, ее святынях. Но это не арифметическое сложение разных искусств – музыка, видеоряд, слово усиливают друг друга, обращаясь и к сердцу, и к уму зрителя. Авторам удалось коснуться каких-то самых главных, глубинных струн души. Кстати, подобных духовно-просветительских программ в России больше нет.

   Сергей Куранов, режиссер-постановщик:

   – Сейчас я бы не стал выстраивать эти программы в хронологическом порядке. Центральной программой, самой большой и торжественной, являются "Живые источники России". Это глобальный эпический спектакль, который посвящен истории нашей страны. Его продолжение и дополнение к нему – "Живые источники земли Самарской". Здесь большой охват материала, мы обращались к летописным, литературным источникам. А самая первая программа "Неупиваемая Чаша" – логически третья, хотя она была сделана первой, но она самая камерная, посвящена истории одного человека – крепостного художника. Проект выстраивался три года, довольно непросто. Мы сами точно не знали, во что это все может вылиться. Это сложное объединение живого звучания симфонического оркестра, фольклорного ансамбля "Добро", ансамбля колоколов "Волжские колокольные звоны", Новокуйбышевской муниципальной капеллы "Аура", хора "Золотая лира", звучащего слова и происходящих в это время на экране событий.

   Основой является слово, и в начале мы искали литературный материал. С дирижером симфонического оркестра Георгием Клементьевым мы довольно долго искали к текстам подходящие музыкальные фрагменты. Видеоряд подобрать было тоже непросто, потому что он должен был совпадать с музыкой не буквально, а образно, символически. Спектакли создавались совместно, всеми участниками. Была некая идея, которая объединяла всех в этом движении, каждый привносил что-то свое, а мне оставалось только решить, что пойдет, что – нет.

   В последней программе артистка Галина Канунникова читает отрывок из повести самарского писателя Алексея Солоницына "Врата небесные" – о гибели монахинь Иверского монастыря, которых утопили в Волге в старой барже. В это время звучит Десятая симфония Малера и "Вокализ" Рахманинова в исполнении симфонического оркестра, и воздействие текста удесятеряется. На месте гибели монахинь возникает радуга, белые птицы, просвеченные солнцем, улетают ввысь – светлая грусть с надеждой на спасение выражена в "Вокализе".

   Удивителен рассказ об иконописце из села Утевка Самарской области Григории Журавлеве, родившемся без рук и без ног и нашедшем в себе духовные силы писать иконы, держа кисть в зубах. Мы ездили в Утевку, снимали церковь, иконы, могилу Журавлева. Живые источники – это источники духовные, то, чем питается наша душа, что держит ее на этой земле. Когда мы работали над программами, собрали так много материала, что многое отложили на потом. Эти программы – заявки на целые направления. Мы сделали "Русский проект" и сами для себя убедились в том, что так можно и нужно работать. Люди уходят с этих программ духовно очищенными – это самое главное.

   Цикл "Русский проект" – социально-творческий заказ Департамента культуры Самарской области, удостоенный гранта губернатора Константина Титова. Благодаря гранту этот уникальный проект три года назад начал воплощаться в жизнь. Все три программы создавались при финансовой поддержке спонсора филармонии компании "ЗАО СМАРТС" в рамках ежегодной благотворительной акции "Компания СМАРТС – молодежи".

   Галина Канунникова, заслуженная артистка России:

   – В программе "Живые источники земли Самарской" у меня много текста, я весь его искала и составляла сама. Начинается программа с предсказания Митрополита Алексия, Московского и всея Руси чудотворца о Самаре. Он предсказал, что здесь будет большой город, в котором просияет благочестие и который никогда завоеван не будет. Звучат произведения самарских авторов – писателя Алексея Солоницына, поэта Бориса Сиротина, проза русского духовного писателя-эмигранта Алексея Ремизова. Мы даже разыграли из его прозы эпизод, когда бабушка и внук (Саша Шаталов) идут по святым местам. Это путешествие с ребенком, события показываются чистыми глазами ребенка. Мы рассказываем о Ташле и чудотворной ташлинской иконе Божией Матери, я читаю документ об обретении иконы. А второе отделение мы начинаем с дневниковых записей Михаила Пришвина о том, как разбивали в Свято-Троицкой лавре колокола. Сначала играла скрипка, потом мы показывали разрушенный храм из села Мусорки Самарской губернии. В зале тишина была звенящая.

   Мы проехали по нашей губернии, посетили святые места, окунались в святые источники, отстаивали молебны, беседовали со священниками. Прикасаясь к Святой Руси, мы чувствуем свою греховность, но мы при этом очищаемся. Мы идем дорогой, которую в российской глубинке мало кто прокладывает.

   Нина Пьянкова, главный администратор академического симфонического оркестра Самарской филармонии:

   – Современные книги, кино, телевидение, рок и поп-концерты, которые проводятся в огромных дворцах, на стадионах, не способны успокоить и очистить душу. Наша филармония, напротив, считает одним из приоритетов в своей деятельности создание духовно-просветительских программ. Руководством филармонии было принято решение приобрести дорогостоящую видеоаппаратуру и большой экран, что позволило творческой группе воплотить в жизнь идею синтеза искусств, создать уникальный "Русский проект", не имеющий аналога в России. Эти спектакли рассказывают о нашем огромном духовном богатстве, которое мы так мало знаем. Все три программы неслучайны. Каждый человек приходит на эту землю со своим предназначением. Эти спектакли дороги для их создателей. Артистку Галину Канунникову как-то спросили, как она пришла к этой теме, и она сказала: "Я сама верующая с детства, думаю, что вера в каждом человеке живет, для меня участие в создании таких духовных программ – мое предназначение". Люди, которые создают эти программы, не крича об этом нигде, понимают, как важно говорить об этом. Эти спектакли оказывают большое эмоциональное воздействие на публику, это пища и для ума и для сердца.

  Георгий Клементьев, дирижер академического симфонического оркестра Самарской филармонии:

   – В 1994 году мы выпустили первую духовную программу – музыкально-литературную композицию "Великий печальник Земли Русской" – о Преподобном Сергии Радонежском. Затем были программы "История Христа, рассказанная музами", "Мир дохристианский. Псалмы Царя Давида", "Богородице, Дево, радуйся", "Преподобный Серафим Саровский". Когда в филармонии появился электронный видеопроектор, возник "Русский проект". В "Неупиваемой Чаше" воплотилась одна из важнейших идей православия – Бог есть любовь, идея христианской любви. В "Живых источниках России" мы говорим о богоносном русском народе, который, будучи истерзан войной, разрухой, возрождается, потому что в нем не иссякла вера. Третья программа была самой сложной. Два года назад мы взяли благословение на ее создание у Архиерея Самарского и Сызранского Сергия, собирая материал, объехали многие святые места Самарской земли. Получилось трогательная, проникновенная вещь. Я считаю, что "Живые источники земли Самарской" – это лучший памятник Самаре и Самарской земле, который был когда-либо сделан. У нас на этой земле есть привилегия жить и вторая – страдать. Страдание нам на роду написано, и в этом смысле Самара – проекция всей земли русской. Нам удалось найти музыку, которая удивительно точно соответствует теме. Роль музыки в этом проекте велика, музыка безгранична, она помогает пережить катарсис, поднимает дух человека.

   По сути, Самарская филармония выполнила государственный заказ, создав духовно-просветительские, воспитательные программы о прекрасной и святой земле, на которой мы живем. Мы видим, какими потрясенными и благодарными уходят с этих спектаклей зрители. Такие программы сейчас, как воздух, нужны молодежи, школьникам, всем нам. Мы очень надеемся, что "Русский проект" будет востребован обществом.


Людмила БЕЛКИНА
25.11.2004
http://www.aki-ros.ru/default.asp?Part=64&NID=12032

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #46 : Сентябрь 04, 2010, 16:08:20 »
Еще несколько фотографий Л.М. Клементьева:

Нерон





Герман


http://www.rulex.ru/rpg/persons/175/175824.htm

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #47 : Сентябрь 18, 2010, 22:21:30 »
 Весной 1909 г. Л.М. Клементьев гастролировал в Иркутске.  Строгий критик того времени Г. А. Иванов предъявлял высокие требования к приезжавшим в Сибирь именитым гастролерам:

"Чуждый    магнетическому воздействию знаменитых имен,—- I'. А. Иванов, предъявляя высокие требования к репертуару, критикует Н. Фигнера за то, что он «... преподносил публике музыкальную окрошку», а баритону А. В. Смирнову    адресует    такие    строки: «...артисту Императорских театров, полному сил, в цвете голоса, не зазорно ли выступать в роли пропагандиста «Веселой вдовы» и цыганских песен?». Неоднократно подчеркивая, что артисты, завоевавшие большое имя, должны с честью его оправдывать, Р. А. Иванов строго критикует Л. М. Клементьева: «Слушая г.  Клементьева,    все    время    поражаешься какою-то раздвоенностью в нем: голос оперного певца, а передача, весь пошиб и сквозящая степень музыкальной интеллигентности – чисто  опереточные: временами казалось, не  с  умыслом  ли  пародирует  г. Клементьев  в  концерте оперных певцов с их утрированной рисовкой, рассчитанными на известные эффекты движениями, с их ложным пафосом и т. д.?»".
Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска (монография).Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1987



Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #48 : Сентябрь 24, 2010, 16:32:27 »
Новая концертная программа Георгия Клементьева



24 и 25 сентября в концертном зале Самарской филармонии в рамках абонемента "Дорогами любви" состояятся концерты Академического симфонического оркестра Самарской гос. филармонии. Дирижер – заслуженный артист РФ Георгий Клементьев

Солисты:

лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка РФ Людмила КАМЕЛИНА (орган)
лауреат Международного конкурса Ольга УШКОВА (сопрано)
Лектор-музыковед – Ирина ЦЫГАНОВА

Программа
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ:



Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Величайшее полотно европейской живописи, бессмертная музыка Баха, Грига, глубокая драма Ибсена представляют вечные темы покаяния, поиска счастья, возвращения к истокам

И.С. Бах – Органная фантазия соль минор
И.С. Бах – Концерт для клавесина с оркестром фа минор
А. Вивальди–И.С. Бах – Концерт для органа с оркестром ля минор
Э. Григ – Музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Цена билета 100-150 руб

http://www.filarm.ru/repertoire/concert99.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 573
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #49 : Октябрь 02, 2010, 20:18:41 »
Э.Григ - концерт ля минор. Исполняет Богданов Даниил (12 лет, г. Самара) и оркестр Самарской государственной филармонии. Дирижер Георгий Клементьев.

http://www.youtube.com/watch?v=Ks8r12ILoCg