Автор Тема: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист  (Прочитано 290065 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

regards

  • Гость
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #150 : Апрель 22, 2010, 01:33:52 »
Предлогофф, Ваше мнение для меня - абсолютный ориентир, даже если я радикально не согласен, и потому буду слушать записи Луганского. Та пара концертов, которые я слышал live, была именно серийным продуктом МГК, а вовсе не уровнем Флиера и Оборина.

Дмитрий Ренанский, мне кажется, держит нос не по ветру, а по своему инстинкту, и очень быстро развивается.

После этой демонической фотки ваще готов к неожиданностям. Благодарен за сильную защиту.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #151 : Апрель 22, 2010, 02:08:27 »
за сильную защиту.

Я никого не защищаю, я просто излагаю своё мнение. Если бы оно было противоположным, я бы изложил противоположное, но оно такое, какое есть.
Честно говоря, в моём мнении мало что зависит лично от меня: я старюсь видеть объективную картину. Если в моём изложении она недостаточно объективна, то я сожалею.
Нет в мире совершенства ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #152 : Апрель 22, 2010, 02:17:23 »
Очень и вполне объективна, тем и впечатляет.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #153 : Апрель 22, 2010, 14:32:41 »
Пользуясь случаем, хочу тоже выразить Предлогову свой респект! Предлогов, Вы- мозг! :)
Что касается Луганского, то лично я в 90-е годы в нём тоже ничего особенного не видела. Играл он тогда очень технично, но довольно скучно, и некоторый нарциссизм присутствовал. Но когда я услышала седьмую сонату Бетховена и прелюдии Рахманинова (это было, кажется, в 2004 году), моё мнение о нём изменилось. Получается, что найти себя, своё "я", не так уж просто, и консерватория, кстати, этому скорее мешает, чем помогает.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #154 : Апрель 22, 2010, 18:27:37 »
найти себя, своё "я", не так уж просто, и консерватория, кстати, этому скорее мешает, чем помогает.

Да, любопытный момент вы отметили !
Вся исполнительская деятельность Луганского 90-2000-х гг может послужить прекрасным подтверждением хрестоматийного тезиса, что "школа это то, от чего уходят" ! :) По сути дела именно ЭТО происходило с ним в 90-х годах – и, как видим, прошло удачно !
А ведь далеко не всем удаётся избавиться от "ученичества", и они всю жизнь играют всё так же "прилежно", как их научили в школах и ВУЗах. Как мне кажется, в значительной степени это осталось на всю жизнь свойственно Кисину, за что я не люблю его игру: в ней всегда есть что-то от наивности "начальной школы", а мне это претит.
Нет сомнения, что "школа" должна быть получена, потому что это база – но это такая почва, на которой необходимо вырастить собственное "дерево", иначе вся возня по обустройству и облагораживанию этой почвы будет бесполезна. Как признавался ещё Нейгауз, вряд ли что-то можно сделать с посредственным природным материалом.
Недаром все великие педагоги всегда понимали, что вынуждены учить своих подопечных тому, чему научить нельзя ! Конечно, они не могли им в этом признаться – по крайней мере, не могли, пока обучали, иначе ведь можно ученика напугать до смерти, объявив ему, что и сам не знаешь, чему его учить ! :)) И тем не менее, это факт: учат тому, чему научить нельзя, но делают это в расчёте на то, что ученик, получив прочный технический фундамент и попав в атмосферу творческого поиска, САМ ПОЙМЁТ, что ему нужно делать. А для этого нужны природные данные, в т.ч. интеллектуальные.
А разве не то же самое случилось, допустим, с Володиным ? Я просто ушам своим не верю, что в классе Вирсаладзе мог появиться такой мастер звука ! Убеждён, что она сама тут совершенно ни при чём – это уже ЛИЧНОЕ достижение Володина, это результат его ЛИЧНЫХ поисков в области звукового искусства, это результат подключения его ЛИЧНОЙ природной интуиции и интеллекта. Никакой преподаватель не может "одарить" этим своего ученика – он может преподавать в надежде лишь на то, что ученик окажется благодатным материалом для применения педагогических усилий, а гарантии дать не может даже лучший преподаватель.
Ну а наша роль, т.е. роль слушателей, ещё скромнее – мы можем лишь сидеть и "ждать у моря погоды" : то ли вырастет музыкант из ученика, то ли нет. Зато мы тоже кое-что можем: мы способны уловить момент, когда ученик начнёт превращаться в мастера !
Недаром же так много не только техничных пианистов, но хороших вокалистов, блиставших в процессе обучения и даже подававших большие надежды, впоследствии неизвестно куда исчезает: скорее всего люди не могут найти свою дорогу в искусстве, не могут встать на рельсы САМОобразования и самостоятельных творческих поисков. И если это им не удалось, то и талант, и техника испаряются неведомо куда, будто и не было ничего.
Это ужасно, но это так: далеко не всякий способен подхватить эстафету искусства. И никогда нельзя наперёд сказать, кто окажется "лучшим учеником", ибо это уже вовсе не от преподавателя зависит ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #155 : Апрель 22, 2010, 18:30:18 »
В отношении Луганского можно указать на ещё одно любопытное обстоятельство. Как известно, в Московской Консерватории он упрочил свою музыкальную базу под руководством Т.П.Николаевой, а сомневаться в том, что Татьяна Петровна, во-первых, приняв Луганского из рук опытного детского педагога, сумела оценить его музыкальный потенциал, а во-вторых, приложила своё своё педагогическое умение с целью максимального раскрытия этого потенциала, вряд ли приходится ! Я прекрасно помню, с какой любовью она говорила о Луганском, о его первых шагах – помню этот удивительный её рассказ о консерваторском "коллоквиуме", на котором предлагалось по выбору преподавателя сыграть ключевые темы любой части любой сонаты Бетховена ! Как рассказывала Татьяна Петровна, маленький Коля Луганский не только верно воспроизвёл все бетховенские темы (хотя и без фактурно-гармонических подробностей), которые она ему на выбор предложила сыграть, но и попросил продолжить этот "коллоквиум", потому что он ему очень понравился ! :) Уже в детстве Луганский знал все бетховенские сонаты !
Будучи сама представителем и одной из самых ярких персонификаций школы Гольденвейзера, многоопытная и мудрая Николаева не могла не заметить, что сама музыкальная конституция Луганского, что было ясно уже чуть ли не в детстве его, идеально ложится на принципы гольденвейзеровского музыкально-пианистического направления – как выяснилось впоследствии, самого плодотворного, самого перспективного и самого живучего в условиях современного мировоззрения и мировосприятия, вовсе не желающего расставаться с романтическим искусством, но потребовавшего "строгого романтизма" с приматом интеллектуализма, того самого, который всю жизнь проповедовал Гольдейнвейзер и который в итоге оказался наиболее востребованным в изменившихся социальных условиях ! А ведь когда-то его школа считалась чуть не оплотом "академизма" на фоне творческих направлений романтиков Игумнова и Нейгауза ! Воистину, всё познаётся в сравнении ! Кто бы усомнился сегодня, что направление деятельности Гольденвейзера тоже было самым настоящим романтическим направлением, но потребовавшим от музыкантов строгости, ответственности, пианистической опрятности, стилевой адекватности, чуткости к особенностям авторских стилей различных эпох. Это был такой "строгий романтизм", на базе которого можно было двинуться в сторону изучения ЛЮБЫХ стилей прошлого и настоящего, классицизма и романтизма, причём, отнюдь не только "романтических" по своему генезису – недаром же главе направления принадлежали капитальные редакции сонат Бетховена и Моцарта, на десятилетия опередившие своё время и по сей день сохраняющие своё значение даже рядом с уртекстами !
Универсализм гольденвейзеровского подхода к музыке и музыкальным стилям, принципиальная опора на ЗНАНИЕ и УМЕНИЕ, понимание относительности текстуальных композиторских указаний и призыв к изучению контекста их появления – всё это пестовалось именно с подачи Гольденвейзера, который в этом отношении не терпел никаких "вольностей". В его классе положено было прежде всего ЗНАТЬ и УМЕТЬ, а уже потом начинать демонстрировать свою "индивидуальность".
И если обозреть весь путь Луганского от первых его детских опытов и более углублённых профессиональных занятий с Николаевой, под руководством которой он уже в те годы сделался пианистом мирового уровня, и до его блистательных выступлений последних лет, то можно отметить, что этот путь отмечен постепенным эмоциональным раскрепощением и расширением стилистического диапазона, так сказать, "в обе стороны" от романтизма и классицизма – в одну сторону к Баху и старинной музыке, а в другую сторону к импрессионизму и музыке 20-го века.
И сегодня трудно даже сказать, что можно было бы предпочесть в его подаче: сонаты Бетховена или пьесы испанских композиторов начала 20-го века, Дебюсси или Баха, Прокофьева или Моцарта, позднего Листа или Рахманинова.
Технически ему доступно ВСЁ, но так было почти всегда ! Гораздо более ценно для всех нас ныне то, что расширение репертуара осуществляется не чисто механически, а сопровождается интеллектуальным погружением в соответствующие стили и эмоциональным их освоением. Луганский осторожно и постепенно осваивает то музыкальное пространство, которое он изучает – он не "захватывает" его, а "обживает", выращивает его плоды, пестует их. Судя по всему, на сей момент главным принципом для него стала ЕСТЕСТВЕННОСТЬ музыкального высказывания, ненавязчивое погружение в предлагаемые музыкальные обстоятельства.
Звуковая палитра его расцвела изумительными красками и ныне характеризуется неслыханным ранее разнообразием приёмов звукоизвлечения, которые он применяет расчётливо, мудро и исключительно по делу.
В общем, даже не знаешь, чего же пожелать-то ! Всё, что ни сыграет он, так или иначе оказывается интересным и достойным того, чтобы это услышать – а разве это не есть признак высшего мастерства ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #156 : Апрель 26, 2010, 13:42:23 »
Вот последнее интервью Николая Луганского в Таллине.


Николай Луганский: концерт – это всегда чудо
24.04.2010 14:01
Есть музыканты, встречи с которыми ждешь с особым нетерпением, ибо они подтверждают: понятие «русский интеллигент» не перешло в разряд умозрительных. Речь идет о Николае Луганском, одном из лучших пианистов нашего времени.

23 апреля в концертном зале «Эстония» Николай Луганский исполнит вместе с симфоническим оркестром Финского радио под управлением Сакари Орамо Четвертый концерт Сергея Васильевича Рахманинова.
«Музыка – как поэзия;
она и страсть, и проблема»
(Сергей Рахманинов)

Островки света на фоне мрака

– Четвертый концерт Рахманинова не пользуется такой популярностью, как Второй, Третий или Рапсодия на тему Паганини. Его редко исполняют, хотя многие музыканты считают его чуть ли не лучшим у Рахманинова.

– Я очень люблю этот концерт – иначе бы его не играл. Но, на мой взгляд, определение «лучший» в музыке не существует. Каждый из пяти концертов Рахманинова – лучший и единственный. Четвертый концерт композитор начал писать в России, в 1914-1916 годах, и есть две его редакции, первая очень интересная, но она огромных размеров. Я играю вторую редакцию, сделанную уже в Европе и Америке. Причину непопулярности этого концерта я вижу в том, что здесь нет даже намека на счастливый конец. Это самое трагическое сочинение Рахманинова – даже более чем «Симфонические танцы». В музыке с исключительной силой выражены ощущения безнадежности, мрака, полного краха надежд и иллюзий молодости и даже зрелости. Возможно, для кого-то такая глубокая трагедийность является препятствием. Кроме того, этот концерт наиболее сложен в ансамблевом плане, он требует взаимопонимания и сопереживания дирижера, солиста и оркестра в большей мере, чем другие концерты.

– Недаром Рахманинов писал Метнеру, которому он посвятил произведение, что это «не концерт для фортепиано, а концерт для фортепиано и оркестра». Ранее вы записали его вместе с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо...

 – Я с большим удовольствием вспоминаю совместную работу с Сакари Орамо – мы с ним записали две пластинки с концертами Рахманинова (эти записи удостоились престижных наград, в том числе «Echo Klassik». – Т.У.), несколько раз играли вместе, и мне всегда импонировало, что он никогда не выдвигал себя на первый план. Для Сакари важна именно музыка, ему безразлично, заметили его или нет. Он талантливейший дирижер и замечательный скрипач. Однажды на открытии сезона в Бирмингеме мне посчастливилось услышать, как он играет на скрипке – это было прекрасно. Когда у нас возникла идея сыграть с оркестром Финского радио концерт Рахманинова, речь шла о Третьем концерте, который я обожаю, но потом он предложил Четвертый, и я с удовольствием согласился. Здесь нет широких «мелодий-далей», здесь редки лирические откровения, характерные для Рахманинова. Они словно маленькие островки на фоне общего мрака и ужаса, но от этого кажутся еще более пронзительными и щемящими. Любопытно, что Бенедетти Микеланджели, великий пианист ХХ века, из всех концертов Рахманинова записал только Четвертый.

– Микеланджели – один из ваших любимых пианистов. А когда-то вы признались, что отношения пианиста с музыкой – это как история любви. Не секрет, что особое чувство вы испытываете к Рахманинову.

– Рахманинов – моя самая сильная любовь. Но не первая. Когда мне было 5-7 лет, самыми любимыми моими композиторами были Шопен и Бетховен. А любовь к Рахманинову пришла позже, и с каждым годом она становится сильнее и глубже. Любой композитор – это целый мир, вселенная, и, когда я играю Моцарта, Брамса или Шопена, я люблю каждого из них и пытаюсь сыграть то, что хотел услышать сам автор.
«Чтобы оценить хорошую музыку, надо быть духовно настороженным и эмоционально восприимчивым» (Сергей Рахманинов)

Исполнитель – сотворец или переводчик?

– Вы постоянно расширяете репертуар, но совсем не играете современных композиторов. Это принципиальная позиция?

– Ну, как говорил Кузьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Есть столько музыки, которую я слышал раз-другой и очень полюбил, но до сих пор не сыграл... А что касается современной музыки, я не нашел в ней того, что бы меня увлекло, во что бы я влюбился. Возможно, я был недостаточно настойчив в поисках. То, что мне давали композиторы, было интересно, но не настолько, чтобы мне хотелось погрузиться в их музыку с головой. В школе я играл Сонату для скрипки и фортепиано Шнитке, в зрелом возрасте – Каприччио для фортепиано с оркестром Плетнева. Это одно из сложнейших произведений, которые я когда-либо играл, действительно современная музыка, полистилистика – от романтизма до авангарда.

– Лет десять назад вы сказали, что исполнитель не может быть конгениален композитору. Вы по-прежнему так считаете?

– Если судить с высшей позиции – да. В редчайших случаях перевод может быть конгениальным оригиналу – если речь идет о Лермонтове и Гёте. Конечно, искусство музыканта-исполнителя более многогранно, чем искусство переводчика, это почти сотворчество. И всё же настоящим исполнителем-сотворцом, который был конгениален композитору, я считаю лишь Рахманинова. Потом были Юдина и еще несколько подобных интерпретаторов.

– А сейчас их стало меньше.

– Я думаю, больше. Больше тех, кто так относится к музыке и так о себе думает. И кто-то, безусловно, так их и воспринимает. Возьмем, к примеру, далекую от классической поп-музыку, в которой наряду с бездарным есть и талантливое – мелодия, аранжировка. В редких случаях вы будете знать, кто автор музыки, но всегда – что ее пела Селин Дион или Уитни Хьюстон. Странным образом это явление распространяется и на классическую музыку. Есть уже прослойка публики, которая идет на концерт потому, что там выступает их любимый артист. А в программе напечатано имя композитора. И многие исполнители считают себя сотворцами никак не ниже композитора. Порой это явление принимает комические формы.

– Вы играли со ста семьюдесятью дирижерами. Что для вас важно в творческом тандеме с дирижером?

– Концерт – это всегда чудо, потому что музыка, записанная в нотах, вдруг становится живой. Профессия дирижера – загадочная, мистическая, и, как ни странно, есть масса дирижеров, которые мешают течению музыки: они хотят доказать, что они нужны, что без них оркестр не сыграет. И есть дирижеры, само присутствие которых вдохновляет, воодушевляет настолько, что музыка начинает оживать. В этом сезоне я играл с двумя своими любимыми русскими дирижерами – Плетневым и Темиркановым. А вообще в моей жизни было гораздо больше замечательных дирижеров, вот сейчас буду играть с Сакари Орамо.

«Музыки хватит на всю жизнь, но всей жизни не хватит для музыки» (Сергей Рахманинов)

Шахматы и дирижерская палочка

– С Михаилом Плетневым у вас, кажется, общее увлечение – шахматы?

– Полагаю, что для него шахматы не являются любимым хобби, хотя мы с ним играли несколько раз, и первую партию он у меня выиграл, но всё же я больше интересовался шахматами, чем он (в 2002 году Луганский стал победителем на чемпионате по шахматам среди музыкантов. – Т.У.)

– С кем еще вы играете в шахматы?

– Со многими, из известных музыкантов – с Сашей Князевым. Но жизнь так складывается, что времени на хобби становится все меньше.

– Вы по-прежнему даете до 100 концертов в год?

– Да, около того. Думаю, что буду понемногу уменьшать количество выступлений.

– У вас никогда не возникало желания взять в руки дирижерскую палочку?

– Нет, хотя однажды я провел репетицию с оркестром. В этой профессии очень большую роль играет немузыкальная составляющая: способность оказывать влияние на других людей и умение полностью отрешиться от реакции оркестрантов, которые ухмылкой или мрачным видом не должны влиять на дирижера. Кроме того, дирижеру приходится решать административные вопросы, общаться с власть имущими. Все это меня не привлекает.

– А сочинение музыки? Вы когда-то делали обработки Вагнера.

– Музыку я сочинял лет до десяти. Но чем больше я узнавал музыки, тем меньше мне хотелось ее сочинять. Столько хорошей музыки вокруг, и я не считаю себя вправе становиться в ряд с великими композиторами. А обработки... Я сделал фортепианные транскрипции нескольких сцен из «Гибели богов» Вагнера и пары песен Брамса. Думаю, когда-нибудь сделаю что-то еще, но пока – нет.

– Какова сейчас ситуация с классической музыкой в России?

– В финансовом плане дело обстоит не так плохо. Если сравнить с Англией, где очень насыщенная и разнообразная музыкальная жизнь, даже лучше. Другое дело – общий климат в стране. В России гораздо большее внимание в СМИ уделяется развлечениям и спорту. Это замечательные вещи, особенно спорт, но одно дело – прибежать на какие-то секунды быстрее, а другое – написать стихи, картину или музыкальное произведение. Это то, что живет века. Хорошо бы, чтобы это понимали те, кто управляет страной и в чьих руках находятся средства информации. Самое удивительное, что отношение публики к музыке не изменилось в худшую сторону. Публика, которую встречаешь в провинции, просто замечательная! Мой совет всем тем, в чьих руках власть: memento mori! Классическая музыка, живопись, другие виды искусства относятся к категории вечного, а развлекательные программы и спорт – это все-таки преходящее. При том, что я очень люблю спорт. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока и музыка Рахманинова, Шопена, Бетховена всегда помогут – и когда ты счастлив, и когда в горе, и когда ты юн, и когда стар, и даже когда умираешь.

– Как говорил Чайковский: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

– И люди их действительно находят. А боксерский поединок может быть безумно интересен, но такой подпорой быть не может. Вот таково мое мнение.

Справка «ДД»:
Николай Луганский
родился 26 апреля 1972 года в Москве в семье научных работников. Учился в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории, которую окончил в 1995 году (класс проф. Т.П.Николаевой и проф. С.Л.Доренского).
Лауреат VIII Международного конкурса имени Баха в Лейпциге (1988), Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), II Всесоюзного конкурса имени Рахманинова (1990), X Международного конкурса имени Чайковского (1994)...
С 1988 года гастролирует по всему миру. Записи Луганского удостоены премий «Golden Diapason», «Diapason d´Or», «Choc du Monde de la Musique», «Preis der deutschen Scallplattenkritik», «ECHO Klassik».
Николай Луганский – заслуженный артист России и почетный гражданин Ивановки (Музей-усадьба С.В. Рахманинова). Женат, имеет троих детей, живет в Москве. Хобби: шахматы, бадминтон, настольный теннис.
Тамара Унанова

 
Первоисточник здесь:
http://www.dzd.ee/?id=254424



 

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #157 : Апрель 26, 2010, 14:05:02 »
А здесь можно послушать исполнение 4-го концерта С.В.Рахманинова.
Сифонический оркестр Финского радио, дир.- Сакари Орамо,
Николай Луганский, ф-но
Таллинн, 23 апреля 2010 г. Концертный зал "Эстония"

http://klassikaraadio.err.ee/helid?main_id=1039853

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 132
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #158 : Апрель 26, 2010, 16:42:33 »
Сегодня день рождения Николая Луганского.
Радио Орфей посвятило ему передачу и звучат в течение дня записи его исполнений.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #159 : Апрель 27, 2010, 00:05:49 »
Да, 26 апреля - день рождения Луганского !
Поздравляем замечательного пианиста и ждём новых концертов и записей !

По поводу его последнего интервью, которое опубликовано выше - о 4-м концерте Рахманинова.
Я всё же думаю, что Луганским сказана не вся правда об этом сочинении ! :)
Кстати. Пользуясь случаем, хотел бы поинтересоваться у читающих – быть может, кто-то в курсе, записал ли кто из пианистов ПОЛНУЮ версию 4-го концерта Рахманинова ? Т.е. 1-ю его редакцию "огромных размеров", как говорит Луганский и как считал сам автор. Я, кстати, никогда не слышал первоначального варианта этой вещи, но по аналогии со 2-й сонатой Рахманинова могу предположить, что слухи о её "громадности" сильно преувеличены. Всё же 2-ю сонату надо играть в 1-й редакции – музыка 1-й редакции симпатичнее, полнее и развивается более последовательно и неторопливо.
Ну и относительно музыки 4-го концерта Рахманинова – всё же должен сказать, что не разделяю мнения Луганского относительно его уподобления другим его ф-п концертам: 4-й концерт уступает именно по музыке – особенно же в плане внятности тематизма он хромает на обе ноги, как говорится. Поэтому у меня и остаётся надежда, что этот недостаток был как-то искуплён в 1-й редакции этой вещи путём каких-то интересных и оправдывающих такой материал конструктивистских решений.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #160 : Апрель 27, 2010, 10:35:10 »
 Первую версию Четвёртого концерта (купно с САМОЙ первой--не той, что играют в муз. школах, а ещё более ранней--версией Первого концерта) записал Гиндин с Ашкенази-дирижёром лет примерно десять назад. Диска у меня нет, но по памяти могу сказать, что эта редакция отнюдь не радикально длиннее окончательной.

 Кстати, насчёт тематизма: надо ли переживать по этому поводу? Например, в кларнетовом квинтете Брамса или струнном--Шуберта по сути всего по одной удерживающаейся в памяти слушателя теме, но это же не умаляет грандиозности этих музык! Поэтому в случае с 4-м концертом я скорее примкну к мнению Николая.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #161 : Апрель 27, 2010, 12:23:47 »
Благодарю за ценные сведения, Сергей !
Действительно, Гиндин с его тягой к необычным редакциям и необычным или хорошо забытым, но хорошим произведениям, вполне был способен на такой творческий подвиг ! :)
Я уже нашёл даже, где эти редакции можно послушать.
Ещё раз благодарю за хорошую наводку.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #162 : Апрель 27, 2010, 16:38:10 »
Послушал я 1-ю редакцию.
Ну вот, я так и думал, что во 2-й редакции 4-го концерта, как и во 2-й редакции 2-й сонаты Рахманинов повыкидывал многие весьма типичные для него фрагменты музыки, сочтя их, вероятно, конструктивно лишними. Ох, зря он это делал ! Его первичный композиторский дар выдавал значительно больше материала, чем впоследствии оставалось в произведениях, причём, материал этот был замечательным.
Мне кажется, схожими соображениями были вызваны купюры и в фонограмме 3-го его концерта: я понимаю, что в первую очередь это было вызвано стремлением упичкать исполнение в технологические рамки тогдашней грамзаписи, но тем не менее можно заметить, как сильно обкорнал автор свой концерт, чтобы втиснуть его в прокрустово пластиночное ложе. Он безжалостно выкидывал совершенно изумительную музыку, полагая, очевидно, что это не слишком большая потеря с т.з. восприятия целого.
Столь же безжалостно он редактировал и другие свои произведения. Удивительно, как это 3-й концерт не подвергся такому же оскоплению уже в нотах, а не только в грамзаписи. При этом многие роскошные моменты пропали бы навсегда.
Кстати, действительно: я теперь тоже не понимаю, почему Луганский говорил о том, что 1-я редакция 4-го концерта "огромная". Вероятно, он делал это со слов Рахманинова, который писал, что его ужасают размеры партитуры концерта. На самом деле всё не так страшно. Между прочим, сам Концерт тоже вовсе не так трагичен в исполнении Гиндина ! :)
Вдруг подумалось: если уж Гиндин такой энтузиаст редкоисполняемых редакций известных сочинений, то почему бы ему не выучить самую 1-ю редакцию 1-го ф-п концерта Чайковского и не разыгрывать её по всему миру ?  :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #163 : Апрель 28, 2010, 11:38:21 »
 Помнится, я видел утверждения, что Сергей Васильевич говорил, что в играемых произведениях (скорее всего в собственных) выпускал куски, когда в публике начинали кашлять.  :o
 Если это правда, то ограничения грамзаписи того времени могут быть ни при чём (всё равно на сторону пластинки влезало всего несколько минут, поэтому будет концерт разбит например на 4, 5  или 6пластинок, уже не так важно), а причиной могла быть неуверенность, помноженная на самокритичность.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Николай Луганский
« Ответ #164 : Апрель 28, 2010, 20:56:42 »
Сергей, я вам благодарен за наводку на 1-ю редакцию 4-го концерта !
Гиндин сыграл его великолепно. И что интересно, впечатление совершенно ДРУГОЕ, чем, например, от трактовки Луганского, у которого этот концерт и впрямь выглядит более жёстко и колюче. И дело тут не только в самой редакции, но и в подходе к ней.
А в подаче Гиндина и Ашкенази 1-я редакция выглядит роскошной ! Фактурное и тембровое богатство выходит на первый план не только в партии пианиста, но и, прежде всего, в партии оркестра ! Пожалуй, в 1-й редакции очевидна временнАя близость этого произведения к другим рахманиновским опусам той поры, даже и к 3-му концерту.
С другой стороны, вряд ли можно упрекнуть Луганского в том, что он предпочёл более строгую и жёсткую зарубежную редакцию – по всей видимости, в ней не только объективно отразилась перемена в рахманиновском мировоззрении, ибо к тому моменту автор уже уехал из России, хотя и не настало ещё время для его ностальгических воспоминаний, нашедших выражение в 3-й симфонии, но в ней отразилась общая тогдашняя композиторская тенденция к свёртыванию лиризма, к пренебрежению чувственными голосовыми и инструментальными красотами как самодовлеющих музыкальных факторов.
Я обратил внимание, кстати, насколько же мягче играет 4-й концерт Гиндин, чем Луганский ! А ведь это не потому, что Луганский "не может" играть так же мягко – как показали его выступления последних лет, всё он может ! Но он НЕ ХОЧЕТ лирики во 2-й редакции 4-го концерта и, пожалуй, исполнительски усугубляет и без того объективно имеющуюся жёсткость последней редакции, тогда как Гиндин не видит причин, по которым он не мог бы явить эту лирику ! :)
Вообще, любопытное сопоставление, не правда ли ? Такое впечатление, что с возвращением 1-й редакции 4-го концерта количество ф-п концертов Рахманинова словно бы увеличилось: первая редакция стилистически сближена с 10-ми годами, а вторая – с 20-ми, и их можно играть как две разных вещи Рахманинова.
Получается, что с учётом существования разных авторских вариантов в нашем распоряжении имеются ранние редакции 1-го концерта, 2-й концерт, 3-й концерт, 1-я редакция 4-го концерта, окончательная редакция 1-го концерта, 2-я редакция 4-го концерта, а также "Рапсодия на т.Паганини".
Жаль, что не сохранился авторский вариант 1-й части 2-го ф-п концерта: он существовал, но автор нам его нот не оставил.
Получается, что если сыграть все эти варианты подряд, то можно получить гораздо более интересную и последовательную картину развития жанра ф-п концерта в творчестве Рахманинова. Как видно из перечня, эта картина гораздо шире и интереснее, чем даже та, которая складывается при исполнении всех концертов Рахманинова в их окончательных редакциях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #165 : Апрель 28, 2010, 21:52:28 »
И это мог бы быть фантастический исполнительский проект!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #166 : Апрель 30, 2010, 12:17:46 »
И это мог бы быть фантастический исполнительский проект!!!

Не знаю, как насчёт проекта в реале, это было бы неплохо услышать в исполнении нескольких пианистов, но у нас на форуме мы можем сделать такую подборку !  :)
Можно разбить такой фестиваль на 4 вечера:

1)

1-й концерт в ранней редакции
2-й концерт

2)

1-й концерт во 2-й редакции
3-й концерт

3)

4-й концерт в 1-й редакции
1-й концерт в последней редакции

4)

4-й концерт во 2-й редакции
"Рапсодия"
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #167 : Апрель 30, 2010, 20:00:16 »
Концерт для солистов: Вадим Руденко и Николай Луганский

http://www.zn.ua/3000/3680/69366/

На недавно завершившемся Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица Вадим Руденко входил в состав именитого жюри… А чуть раньше, вместе с Николаем Луганским, он выступал на концерте в Колонном зале имени Николая Лысенко (в сопровождении Национального симфонического оркестра под управлением Владимира Сиренко).

На мой взгляд, тот концерт стал одним из центральных событий нынешнего столичного филармонического сезона. Музыканты отыграли два двойных концерта — ми-бемоль мажор К.365 В.А.Моцарта и ре минор Ф.Пуленка. Пианисты также искрометно исполнили «Вальс» Сергея Рахманинова из Второй сюиты и темпераментную «Ямайскую румбу» австралийского композитора Артура Бенджамина. Завершила концерт жемчужина равелевского композиторского и оркестрового стиля — хореографическая поэма для симфонического оркестра «Вальс» (1920).

После выступления удалось пообщаться с пианистами и, полагаю, этот разговор покажется интересным многим меломанам… Вначале на вопросы «ЗН» ответил Вадим РУДЕНКО.

— Вадим Леонидович, в сентябре 2009 года в Москве с дирижером Юрием Симоновым вы и Николай Луганский уже исполняли эту программу. Поделитесь ощущениями от киевского концерта.

— Что чувствовал тогда, не очень помню, но мне приятно и комфортно работать с Сиренко. Нас связывают и чисто человеческие отношения. Мы дружим.

Четыре года назад в Киеве сыграли цикл совместных концертов «Пять вечеров». А летом с Сиренко и его оркестром, одним из моих любимых, исполним за два дня все концерты Рахманинова.

— Есть ли у вас еще опыт работы в качестве члена жюри?

— В жюри конкурса Горовица участвую второй раз, но обычно отказываюсь от подобных предложений. В данном случае перевесили теплые взаимоотношения с киевской дирекцией.

— В чем, по-вашему, особенности украинской пианистической школы?

— В Киеве есть замечательный пианист Юрий Кот, хорошие педагоги: Валерий Козлов, Мальвина Зарудянская, Анатолий Ильин. Пока не могу сказать, что достаточно знаком с ней, т.к. на прошлом конкурсе слушал только участников третьего тура.

— А чем отличается московская пианистическая школа от остальных в мире?

— Наверное, все как везде: кто может — тот играет, а кто не умеет — тот и не берется...

— Каковы ваши репертуарные предпочтения?

— Если назвать одного автора, то это Рахманинов, а если говорить о многих, то это Бах, Моцарт, Шопен, Чайковский.

— А педагогической деятельностью занимаетесь?

— Эпизодически. Для этого тоже нужно иметь талант, терпение и умение преподавать. Это большая ответственность, которую я пока не готов нести.

— Вы играли в известных залах мира с выдающимися оркестрами. Поделитесь наиболее яркими воспоминаниями, что в планах?

— Яркость воспоминаний связана не только с тем, какой оркестр или какой зал. Любая страна, любой оркестр — это всегда люди. Можно приехать в самый замечательный город и, не имея там друзей, не получить радости от выступления. А можно приехать в какую-то «дыру», и если тебе там тепло и хорошо, то и играешь с удовольствием. Для меня эти вещи вообще не связаны. Не скажу, что небезразлично, какой оркестр или дирижер со мной работают. Но теплые взаимоотношения с коллегами, безусловно, делают выступление более комфортным. В ближайшее время буду играть в России, потом Бразилия, Франция и снова Украина.

А теперь несколько вопросов – знаменитому пианисту Николаю ЛУГАНСКОМУ.

— Как достигается ваш идеальный исполнительский ансамбль с Руденко — абсолютно естественный переход темы из одной партии в другую, отсутствие малейших стыков, единство музыкального дыхания, этот замечательный звук?

— Выразить словами ощущения не просто. Мы учились у одного педагога — Сергея Доренского, были знакомы и раньше, конечно, но подружились в 1994 году во время участия в конкурсе Чайковского (тогда Николай получил вторую, а Вадим третью премии. — О.К.). Первый наш совместный концерт сыграли в 95-м. Для двух роялей написано не так уж много музыки, и у каждого из нас очень активная собственная сольная концертная жизнь, но каждый год по паре-тройке раз мы встречаемся в разных частях мира. Бывают музыканты, не суть важно, это дирижеры, пианисты, с которыми можно просто играть музыку, ничего не объясняя словами. К ним относится Вадим Руденко.

— Московская консерватория, которую вы закончили и где преподаете, как говорят, — своеобразная академическая «фабрика звезд», поставляющая замечательных музыкантов на мировой исполнительский рынок. Есть ли в мире ее аналог?

— Я бы не стал называть консерваторию «фабрикой звезд», и потом, я там бываю не чаще одного раза в месяц как ассистент профессора Доренского. Не знаю, как в Киеве, но в мире, и в том числе в Москве, за последние 15—20 лет возникла серьезная проблема с подготовкой скрипачей. Сейчас из Московской консерватории выходит значительно меньше выдающихся скрипачей, нежели 30 лет назад. Вообще выдающийся пианист, на мой взгляд, может появиться не только за счет хорошей школы, порой все решает случай и, главное, — личность. А вот хороший скрипач без отличной исполнительской школы не состоится. В Москве по-прежнему учится много талантливых пианистов. Мне они интересны не как педагогу, а как слушателю: Павел Колесников, Филипп Копачевский, Андрей Коробейников, Федор Амиров.

В мире происходит много интересного, и есть немало потрясающих школ. Так что не стоит думать, что мир вертится вокруг нас — Москвы или Киева. В Южной Америке есть великие пианисты — Марта Аргерих, Нельсон Фрейре. Сейчас происходит большое взаимопроникновение, русские профессора работают на Западе. Так что я не зацикливаюсь на том, что Московская консерватория такая уж «фабрика звезд». Хотя это одна из крупнейших консерваторий.

— Какой из оркестров, кто из дирижеров вам сегодня интересен?

— Из русских дирижеров, тех, с кем играл, Юрий Темирканов и Михаил Плетнев. Из тех, кто помоложе, люблю играть с Александром Ведерниковым и Александром Рудиным. При том, что я играл с Гергиевым, Федосеевым. А из западных — с Куртом Мазуром, Мареком Яновским, Кентом Нагано, Кристофом Эшенбахом. Из последних ярких впечатлений — выступление с Темиркановым в Милане в прошлом году... Я стараюсь играть много разной музыки. Из фортепианных концертов — больше русских композиторов: Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Но мне все интересно, играл и Грига, Шопена, а недавно испанцев: Гранадоса, Альбениса. Из написанного после Второй мировой войны играю мало, например, прелюдии и фуги Шостаковича. А из по-настоящему современной музыки однажды исполнял сонату для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке и Каприччио Плетнева для фортепиано с оркестром — огромное сорокаминутное произведение, очень интересное. Стараюсь играть как можно больше музыкальных произведений от середины XVIII до середины XX века.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Николай Луганский
« Ответ #168 : Май 31, 2010, 01:04:37 »
Коллеги !
У меня какая-то проблема. Я нашёл ссылку на интересный фильм о Луганском:

http://www.intoclassics.net/news/2010-04-30-16011

Я нормально скачал его по ссылке, а он ни на чём не воспроизводится.
Быть может, кто-то подскажет, в чём дело, и воспроизводится ли он на вашем компьютере ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #169 : Май 31, 2010, 08:43:50 »
Я нормально скачал его по ссылке, а он ни на чём не воспроизводится.
Быть может, кто-то подскажет, в чём дело, и воспроизводится ли он на вашем компьютере ?
Это кодеки на Вашем компьюетер шалят. Переставьте. По ссылке ниже можно найти пакет, что стоит у меня. ( Луганский Ваш воспроизводится. Проверила :) )

http://narod.ru/disk/21333418000/klmcodec475.rar.html

Ежели решите воспользоваться этим пакетом, при установке в настройках  в двух верхних позициях  - DivX и XVid -  отмечайте  фирменные (одноименные) кодеки. Остальные -  как есть (по умолчанию т.е.). Плеер, что предлагается в комплекте к уставноке, можно тоже не отмечать при желании.
Кроме того, в архив также, положила отдельно кодек QuickTimeInstaller.exe. Он - для файлов MOV (фирмы Apple), поскольку в самом пакете  klmcodec475 для этого формата кодеков нет. ( Это - на всякий случай. :))


Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #170 : Май 31, 2010, 12:29:22 »
 Фильм посмотрела - спасибо за ссылку, очень интересно именно сейчас, спустя 20 лет после его создания, увидеть, что волновало в то время (оказалось, все то же: ослабление интереса к клас. музыке, вопрос финансирования и  т.д.). Большой эпизод с участием Татьяны Николаевой, никогда не видела в таком объеме беседу с ней -прекрасная речь очень глубокого человека.
 Хорошо видна эволюция по восходящей Николая как пианиста, хотя прелюдии Шопена уже и тогда играл отменно.

P.S. Я уже давно поставила себе медиа-проигрыватель VLC, который проигрывает самые редкие и экзотические форматы без проблем.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #171 : Май 31, 2010, 16:00:24 »
Огромное спасибо за потрясающую ссылку! Безумно интересно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #172 : Май 31, 2010, 20:57:06 »
Ведущая этой передачи, конечно - это какой-то кусок прикола. Такой типичный совок, меня чуть не стошнило.
Я хочу обратить внимание, что само это интервью ныне уже тоже история – история нашей страны; в нём отразилось то удивительное сочетание тошнотворной назидательности старшего поколения (в лице ведущей) и спокойный живой ум поколения подрастающего. Это было очень типично именно для позднего совка: на фоне большинства совковых представителей предыдущего поколения новое поколение смотрелось уже совершенно по-другому.
Ведущую по ходу дела мне хотелось просто уничтожить, потому что то, что она гонит, это типичный (анти)культурный терроризм.
Зато рассказ и комментарии Татьяны Петровны Николаевой очень хорошо погружают в обстановку прошлого, в ту специфику интеллектуального общения, которая ей вообще была свойственна: это её всепонимание и не знающая пределов любовь к искусству и к людям.
Я никогда не видел этого интервью, но из нашего сегодняшнего "прекрасного далёка" (ха-ха), когда мы уже знаем, каким ужасом закончилась "перестройка", слушать страшные слова, сказанные тогдашним мальчишкой Луганским о возможности гражданской войны и разъединения людей по политическим взглядам, об опасности интеллигентского чванства и т.п. Он, буквально, как в воду глядел. Конечно, я вижу, что это стало результатом его общения с Николаевой, которая понимала, что тогда происходило, и к чему это может привести. Я знаю о её крайне отрицательной реакции на провокацию, устроенную властями в октябре 1993 года, когда "демократы-соратники" в Москве стреляли друг в друга из пушек.
А в следующем, 1994-м году, Луганский участвовал в конкурсе Чайковского – уже без Татьяны Петровны, к тому моменту умершей в зарубежной концертной поездке.
В общем, мы должны благодарить Николая за его игру, за то, что он не сломался и никуда не уехал, за то, что он всё знает и понимает, и всё же остаётся с нами ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #173 : Май 31, 2010, 21:02:59 »
Я нормально скачал его по ссылке, а он ни на чём не воспроизводится.
Быть может, кто-то подскажет, в чём дело, и воспроизводится ли он на вашем компьютере ?
Это кодеки на Вашем компьюетер шалят. Переставьте. По ссылке ниже можно найти пакет, что стоит у меня. ( Луганский Ваш воспроизводится. Проверила :) )

Благодарю !
Не у меня одного была эта проблема, так что многим ваш совет пригодится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн vespro

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Re: пианист Николай Луганский
« Ответ #174 : Май 31, 2010, 23:42:46 »
Predlogoff, спасибо за ссылку! Раньше не приходилось видеть, очень интересно.