Автор Тема: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)  (Прочитано 8799 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« : Июнь 22, 2010, 19:19:40 »
ФЕРЕНЦ ЛИСТ (Liszt) - великий венгерский композитор.
(22.X.1811, дер. Доборьян, Венгрия - 31.VII.1886, Байрейт, Бавария)

Сведения из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86_%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82

Сведения с сайта Бельканто.ру:

http://www.belcanto.ru/liszt.html

« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2011, 01:28:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ф.Лист (1811-1886)
« Ответ #1 : Ноябрь 22, 2011, 01:26:37 »
Ференц Лист — 200 лет со дня рождения

http://operanews.ru/liszt.html

22 октября 2011 г. исполнилось 200 лет со дня рождения великого венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца (Франца) Листа (1811—1886). Он не был оперным композитором, создал лишь одно сочинение в этом жанре — юношеский опус «Дон Санчо, или Замок любви» (1825, Париж, «Гранд-опера», с участием А. Нурри), не оставивший большого следа ни в его творчестве, ни в истории оперы*.

Тем не менее, опера занимала заметное место в его художественных устремлениях. Лист очень любил этот вид искусства и, будучи замечательным пианистом, нашел способ самовыражения и в этом жанре, создав значительное число фортепианных транскрипций, пьес и парафразов на темы из популярных в его время опер. Среди них сочинения на темы из опер «Немая из Портичи» Обера, «Сомнамбула» и «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур» и «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Роберт-Дьявол», «Гугеноты» и «Пророк» Мейербера, «Эрнани», «Трубадур» и «Риголетто» Верди и др. В зрелые годы Лист увлекся творчеством Вагнера, с которым поддерживал не только дружеские, но и семейные отношения (дочь Листа Козима стала женой оперного реформатора). Ряд фортепианных пьес Листа основаны на фрагментах сочинений Вагнера – опер «Риенци», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Лист создал также несколько фортепианных транскрипций знаменитых оперных увертюр («Дон Жуан», «Вильгельм Телль», «Вольный стрелок», «Оберон»).


Особое место в композиторском творчестве Листа занимает сценическая оратория «Легенда о святой Елизавете» (1862). Ее 1-е концертное исполнение состоялось в 1865 году в Пеште, а сценическая премьера прошла в 1883 в Веймаре. Эта оратория часто исполняется и в наши дни. Замечательна по музыке и другая его оратория – «Христос» (1866).


Весьма важной для истории оперы стала и его дирижерская деятельность т. н. «веймарского периода». В 1848 году Лист стал музыкальным руководителем (капельмейстером) Веймарского придворного театра, дебютировав здесь оперой «Марта» Флотова. В дальнейшем он исполнил здесь около 40 произведений (в т. ч. «Фиделио» Бетховена, «Дон Жуан» и ряд других опер Моцарта, сочинения Глюка, Вебера). Провел ряд мировых премьер, среди которых «Лоэнгрин» (1850), «Альфонсо и Эстрелла» Шуберта (1854), «Багдадский цирюльник» Корнелиуса (1858) и др. Лист был также пропагандистом творчества Берлиоза. Благодаря его усилиям в Веймаре исполнялась опера последнего «Беатриче и Бенедикт», а в 1852 после 14-летнего забвения была возрождена и впервые исполнена в Германии под его управлением опера «Бенвенуто Челлини» («веймарская редакция»). Нельзя забывать и того, что по инициативе Листа в Веймаре состоялась мировая премьера не признанной на родине во Франции оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» (1877).

Лист неоднократно бывал в России (Москва, Петербург, Киев, Одесса, Елизаветград), где с блеском гастролировал как пианист. Это нашло отражение и в его творчестве. Так, под впечатлением от русской музыки им был создан Черкесский марш (транскрипция Марша Черномора из «Руслана и Людмилы»).

Выступал Лист и в роли аккомпаниатора с крупными певцами. Так, в 1843 он совершил большое концертное турне по Германии, Бельгии и Голландии с великим Джованни Рубини.

Весьма символично, что накануне своей смерти великий маэстро посетил в Байрёйте (23-25 июля 1886 года) спектакли «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Здесь он и скончался 31 июля.


Евгений Цодоков.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #2 : Февраль 21, 2012, 16:41:19 »
Уже спустя более полувека со дня смерти Листа всё ещё продолжали находить в разных архивах неизданные неизвестные произведения Листа ! Вот один из примеров.

P.S. Кстати, обнаружен ведь 4-й "Забытый вальс" - у нас он был опубликован в сборнике под ред.Мильштейна вместе с тремя предыдущими

Вот он, 4-й "Забытый вальс" Листа:
http://imslp.org/wiki/File:Liszt_-_S215_No4_Valse_Oubliee_(nla).pdf

Его нашли и опубликовали в 1954 году, поэтому он даже не попал в список произведений Листа, опубликованный в знаменитом двухтомнике Я.Мильштейна "Лист" (я проверял, в первом издании книги его не было). Однако, Яков Исаакович включил эту пьесу в один из изданных в СССР листовских нотных сборников под его редакцией.
К сожалению, я не помню, какие комментарии к этой пьесе поместил в нотах Мильштейн, а из других источников истории обнаружения этой пьесы я не знаю, поэтому затрудняюсь сказать, назвал ли сам Лист эту вещь "Забытым вальсом" прямо в нотах или название этой пьесе дали уже при первой публикации. Но если взглянуть на нотный текст, то всякие сомнения в том, что это именно ещё один "Забытый вальс", отпадают целиком и полностью: фактура, обозначения, характер музыкального материала, несомненное сходство с другими "Забытыми вальсами" не оставляют возможности усомниться в правильности такого наименования.

Вспоминаю, что уже много позже время от времени находили другие сочинения Листа. Каждая такая находка вызывала отклик в мировой прессе, порождая очередную волну интереса к творчеству великого композитора, и моментально разучивалась и исполнялась известными музыкантами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #3 : Август 04, 2013, 22:25:05 »
Листовская тема поистине неичерпаема, если иметь в виду обилие сочинений великого венгерского композитора и пианиста, а также их редакций :)
К примеру, до сегодняшнего дня я и не подозревал о существовании любопытного варианта пьесы "Мазепа", которая существует как в виде симфонической поэмы, а также нескольких её её переложений для рояля и 2-х роялей, так и в виде нескольких редакций 4-го Трансцендентного этюда.
Но обнаружилась ещё одна - самостоятельная - ф-п редакция этой пьесы, не похожая ни на этюд, ни на ф-п переложение симфонической поэмы, а представляющая нечто промежуточное между ними, хотя и на том же музыкальном материале. Она отмечена в книге Мильштейна "Лист", а также фигурирует под индексом S.138 в рамках принятой сегодня классификации листовских произведений:

http://imslp.org/wiki/Category:Liszt,_Franz

К сожалению, сослаться на неё напрямую нельзя, но в индивидуальном доступе она тут есть:
http://erato.uvt.nl/files/imglnks/usimg/5/58/IMSLP04472-Liszt_-_Mazeppa_Intermediate.pdf

Любопытно, что исполнительски она, пожалуй, не менее сложна, чем последняя редакция 4-го Трансцендентного этюда, и по этой причине её вряд ли кто-то будет играть, но она вполне пианистична, хотя по фактуре во многих моментах ближе к переложению симфонического произведения.
Те, кому интересно, посмотрите: мне кажется, это любопытно.
« Последнее редактирование: Август 06, 2013, 20:24:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #4 : Август 06, 2013, 19:29:46 »
... обнаружилась ещё одна - самостоятельная - ф-п редакция этой пьесы.... Она .... фигурирует под индексом S.100 в рамках принятой сегодня классификации листовских произведений:

http://imslp.org/wiki/Category:Liszt,_Franz

К сожалению, сослаться на неё напрямую нельзя, но в индивидуальном доступе она тут есть:
http://erato.uvt.nl/files/imglnks/usimg/5/58/IMSLP04472-Liszt_-_Mazeppa_Intermediate.pdf
По номером S.100 идет оркестровый вариант: 
http://imslp.org/wiki/Mazeppa,_S.100_%28Liszt,_Franz%29

А правильный, похоже  - S.138
http://imslp.org/wiki/Mazeppa,_S.138_%28Liszt,_Franz%29

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #5 : Август 06, 2013, 20:26:23 »
По номером S.100 идет оркестровый вариант: 
http://imslp.org/wiki/Mazeppa,_S.100_%28Liszt,_Franz%29

А правильный, похоже  - S.138
http://imslp.org/wiki/Mazeppa,_S.138_%28Liszt,_Franz%29

Да, вы правы! :)
Тьфу, посмотрел оба - и перепутал цифры :))))))
Презабавный вариантик, этот S.138.
Да, кстати, давно собирался выяснить, но руки так и не дошли: S - это кто у нас будет ? Кто пронумеровал листовские опусы в этом порядке ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн metronom

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 40
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #6 : Сентябрь 16, 2013, 11:37:55 »
Да, кстати, давно собирался выяснить, но руки так и не дошли: S - это кто у нас будет ? Кто пронумеровал листовские опусы в этом порядке ?
Английский композитор Хамфри Сирл (Humphrey Searle) 1915-1982. Сейчас, немного переработанный и уточненный список произведений выглядит так:
http://imslp.org/wiki/Talk:List_of_compositions_by_Franz_Liszt
« Последнее редактирование: Сентябрь 16, 2013, 12:18:09 от metronom »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #7 : Апрель 30, 2014, 17:19:06 »
В другом потоке Сергей поведал об одной интересной детали из истории листовского творчества:

В качестве справки на полях: Лист вдохновился, дейтвительно, кипарисами виллы д'Эсте, но вторую из этих пьес он писал, имея в виду кипарисы римского монастыря св. Марии с ангелами (Sta Maria degli Angeli), которые (кипарисы) якобы посадил Микеланджело, т.е. пьесы увязывалась именно с образом Буонаротти. А уже после написания пьесы Лист узнал, что у этой легенды нет оснований, и решил посвятить обе пьесы одним и тем же дэстовским кипарисам. :)

Сергей, благодарю! Очень интересная деталь, о которой я не знал! Или, может, она мне попадалась, но я запамятовал. И то правда: почему фонтанам виллы д'Эсте посвящена только одна пьеса, а кипарисам - две? :) Вот загадка и разрешилась.

Интересно, где вы это вычитали? В какой-нибудь биографии? Или в коммантариях к нотам? В книге Мильштейна я этого, кажется, не видел.

Я нашёл это в комментариях к записям "Годов странствий" Лесли Говарда на "Гиперионе", написанных Говардом же. И ещё я в Cambridge companion to Liszt (такая книжка) находил цитату из письма Листа, где он упоминает одни из "кипарисов" как микеланджеловские.

Наверное, не здесь по этому поводу нужно сетовать, но такого издания, как "Письма Листа", в нашей стране, кажется, не было.

Есть на английском тут
http://imslp.org/wiki/Franz_Liszt's_Briefe_(Liszt,_Franz)
« Последнее редактирование: Апрель 30, 2014, 22:53:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #8 : Апрель 13, 2016, 17:52:21 »
"Долина Обермана" Листа
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,6020.0.html
Che mai sento!

Оффлайн Mcauley

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #9 : Май 14, 2016, 12:27:29 »
А почему так мало обсуждений?Или тема в архиве где-то?Просто привык,что на форуме много информации.

Оффлайн foliflora

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Ференц Лист / Liszt (1811-1886)
« Ответ #10 : Сентябрь 17, 2018, 20:02:47 »
Фотограф и цифровой художник из Австрии Марио Унгер успешно занимается реставрацией и колоризацией старинных черно-белых снимков.