Автор Тема: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)  (Прочитано 58825 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Нежданова (1873-1950)
« Ответ #50 : Январь 23, 2011, 17:19:03 »
А ведь там же и музей-квартира Неждановой - с этой-то квартирой как дела ? Любопытно было бы узнать .....

Музей-квартира Голованова - это филиал музея им. Глинки. С квартирой Неждановой не совсем понятно. Слышал, что она сейчас принадлежит фонду им. И. Архиповой. Что там происходит - было бы интересно узнать. Доходили слухи, что эта уникальная музей-квартира теперь уже никакой не музей и сдается частным лицам.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #51 : Январь 23, 2011, 17:40:37 »
Духовные сочинения Н.С. Голованова (Op. 1):

1. Херувимская песнь:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/41/Y3MUaRWyimo

2. Милость мира:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/40/C_U_u4jZxzs

3. Тебе поем:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/39/5EIdjTr3GK4

4. Достойно есть:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/38/My23krBM_3k

5. В молитвах неусыпающую:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/37/zU93kOfZUmo

6. Кондак свт. Николаю:
http://www.youtube.com/user/VitaliyGR#p/u/36/aJrdQ5kOcs0



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нежданова (1873-1950)
« Ответ #52 : Январь 23, 2011, 20:55:53 »
Музей-квартира Голованова - это филиал музея им. Глинки. С квартирой Неждановой не совсем понятно. Слышал, что она сейчас принадлежит фонду им. И. Архиповой. Что там происходит - было бы интересно узнать. Доходили слухи, что эта уникальная музей-квартира теперь уже никакой не музей и сдается частным лицам.

Да-да, об этом была речь - а с тех пор ситуация не прояснилась ? К примеру, если квартира перепрофилирована, то куда были перемещены и где хранятся все интерьеры и личные вещи Неждановой ?
И ещё: к какому ведомству была приписана квартира Неждановой при советской власти, к примеру, при Брежневе и при Горбачёве ?
Я надеюсь, что всё это можно будет выяснить во вновь открытом музее-квартире Н.С.Голованова: уж там-то не могут не знать, что происходит с квартирой великой певицы и жены Николая Семёновича ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #53 : Январь 28, 2011, 20:52:36 »
В Марфо-Мариинской обители концертом отметили 120-летие со дня рождения дирижера и композитора Николая Семеновича Голованова:
http://tv-soyuz.ru/videonews/moscoworthodox/at12584




Статья О.И. Захаровой о Н.С. Голованове в "Православной Энциклопедии":

Голованов Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский, В. С. Орлов, Н. М. Данилин, В. С. Калинников, П. Г. Чесноков). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова. Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др.

Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову), с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Г. Он - автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952), составляющих 8 опусов, из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени.

Из всех созданных им 46 опусов бо́льшая часть вокальных: 2 одноактные оперы, романсы, обработки песен разных народов и др. сочинения.

Все духовные произведения Г. писал для хора a cappella (ор. 1 - для муж. хора, все остальные - для смешанного, преимущественно большого хора). Г. не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения литургии и всенощного бдения в 10-х гг. Oр. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 - Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х гг. в поздней редакции. Ор. 39, написанный в основном в годы Великой Отечественной войны, содержит песнопения, обращенные к Богоматери (первые 6 номеров названы Г. сюитой «Всех скорбящих Радосте»), к свт. Николаю, к прп. Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий - юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В. А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей - Рахманинова («Свете тихий»), митр. Трифона (Молитва св. мч. Трифону).

Г. развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, к-рая вела к значительному расширению муз. приемов (Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Чесноков и др.). В его песнопениях присутствуют предельные уровни динамики, широкий звуковысотный диапазон, многоуровневая полифоничность (но, как правило, без зап. полифонических форм), особая усложненность фактуры (характерно частое деление голосов на 2, 3 партии) и гармонии (септ- и нонаккорды), расширенная тональность. Совр. приемы объединялись у Г. с приемами, идущими от старинных пластов рус. музыки - церковной и народной. Для сочинений Г. характерна светлая гамма чувств, передающая благоговейное любование красотой мира и самой музыкой, вслушивание в звучание гармоний.

Сочинения Г., как правило, предназначены для больших и высокопрофессиональных коллективов. Автор ориентировался на звучание московского Синодального хора, с чем связано посвящение мн. песнопений корифеям Синодального уч-ща и хора - Смоленскому, Кастальскому, Орлову, Данилину, Чеснокову. Духовные произведения Г. в основном исполняются в концертах, в церковном обиходе использовались до наст. времени сочинения для муж. хора из ор. 1 и «Трисвятое» (во 2-й авторской редакции - ор. 36, № 1). В 10-х - нач. 20-х гг. песнопения Г. звучали в концертах Синодального хора и хора Большого театра под упр. Г., хора И. И. Юхова и капеллы Чеснокова. После длительного перерыва с 80-х гг. произведения Г. исполняли хор Издательского отдела Московской патриархии под упр. иером. Амвросия (Носова), хор Патриаршего подворья под упр. С. В. Кривобокова, Московский академический обл. гос. хор под упр. А. Д. Кожевникова и А. М. Рудневского, хор подворья Троице-Сергиевой лавры под упр. В. А. Горбика и др.

Светские произведения Г. также обнаруживают связь с правосл. культурой, что видно гл. обр. в поэтических текстах, их религ. образах. Особо выделяется цикл романсов на стихи Ф. И. Тютчева (ор. 40) и цикл хоров a cappella «Кадило цевниц златоструйных» (ор. 8 ) на стихи др. рус. поэтов («Девушка пела в церковном хоре» А. А. Блока, «В Троицын день» Вяч. И. Иванова, «Утоли моя печали» А. Б. Кусикова, «Я странник убогий» С. А. Есенина и др.).

Несомненно воздействие правосл. культуры и на главную область творчества Г.- дирижирование. Характер исполнительства Г. отличался масштабностью, концепционностью, приоритетом мелодического начала, вокальностью трактовки. Современники Г. отмечали в его дирижерской манере особенности, характерные для звучания Синодального хора, общую вокальную экспрессию и такие конкретные технические детали, как добавление глубоких басовых нот, подобных пению басов-октавистов хора.

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 468 [Музея-квартиры Г.].
Ист.: Голованов Н. С. Лит. наследие. Переписка. Восп. современников. М., 1982.
Изд.: Духовно-муз. соч.: Oр. 1 для муж. хора, ор. 3, 5 и 9 для смеш. хора. М.: [П. Юргенсон], 1918; Духовные произв. для смеш. хора a cappella, ор. 36, 37, 38, 39. М., 2004.
Лит.: Прибегина Г. А. Н. С. Голованов. М., 1990; Тевосян А. Т. Загадки Голованова // Муз. жизнь. 1990. № 1, 2; Смирнов А. П. Николай Голованов // РДМДМ. Т. 1. С. 546-562; Захарова О. И. Н. С. Голованов: устои творчества и жизни: [Вступ. ст.] // Духовные произв. для смеш. хора a cappella. М., 2004. С. 8-14; Гуляницкая Н. С. Н. С. Голованов: духовный композитор: [Вступ. ст.] // Там же. С. 3-7.
О. И. Захарова
http://www.pravenc.ru/text/165275.html

Еще обнаружил на сайте музея им. Глинки такую информацию:

 Филиал ГЦММК им. М.И. Глинки – Музей-квартира дирижера Н.С. Голованова – получил необычный дар: цикл музыкально-литературных радиопередач под названием «Русский дирижер „Микула Селянинович” и русские „соловьи”» о великом музыканте Н.С. Голованове и певцах, с которыми он работал.
  Цикл состоит из 170 часовых передач, не прозвучавших в эфире. Его автор – Б.М. Чернов, не являясь музыковедом, но будучи человеком чрезвычайно увлеченным данной темой, собрал богатейшую коллекцию музыкальных записей (в том числе архивных). Основой для литературного текста послужили большей частью документальные источники: мемуары, письма самих музыкантов. Надеемся, что эти радиопередачи будут интересны всем любителям русской музыки.
  О возможностях приобретения аудиокопий цикла можно узнать по телефону 6297083 у научного сотрудника Музея Ольги Ивановны Захаровой.
http://www.glinka.museum/index.php/index.php?title=%CF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5-%E4%EB%FF-%EB%FE%E1%E8%F2%E5%EB%E5%E9-%F0%F3%F1%F1%EA%EE%E9-%EC%F3%E7%FB%EA%E8&entry_id=1268164313

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Нежданова (1873-1950)
« Ответ #54 : Январь 28, 2011, 21:03:39 »
Я надеюсь, что всё это можно будет выяснить во вновь открытом музее-квартире Н.С.Голованова: уж там-то не могут не знать, что происходит с квартирой великой певицы и жены Николая Семёновича ?

Это правда - с открытием музея-квартиры Н. Голованова, скорее всего, можно будет о многом узнать.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #55 : Январь 28, 2011, 21:20:10 »
Хотел также обратить внимание на то, что теперь доступны все три "Симфонических танца" Рахманинова в исп. Голованова. Ранее на пластинках выходил только танец № 2.
http://intoclassics.net/news/2009-12-16-12054

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #56 : Февраль 12, 2011, 15:42:05 »
Довольно редкие фотографии А.В. Неждановой и Н.С. Голованова из фондов РГАЛИ:


Нежданова, Голованов, Шостакович


Ал. Иванов, Рейзен, Нежданова, Голованов


Нежданова, Ева Бандровска-Турска, Голованов, 1940-е гг.


Портрет Неждановой и Голованова

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #57 : Март 02, 2011, 00:09:37 »
Антонина Нежданова на "Эхе Москвы" (в передаче "Оперный клуб" от 12.12. 2010, ведущие - Алексей Парин и Павел Токарев):

http://www.echo.msk.ru/programs/opera/archive/6.html


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #58 : Март 06, 2011, 20:30:50 »
Еще несколько ранних записей А.В. Неждановой:

Рондо Пажа ("Гугеноты"):
http://www.youtube.com/watch?v=ROQ7pP8IHP0&feature=channel_video_title

Болеро Елены ("Сицилийская вечерня"):
http://www.youtube.com/watch?v=ShGqkDoG-t8&feature=relmfu

Ария Снегурочки:
http://www.youtube.com/watch?v=KYMpEjZHOc4&feature=relmfu

Ария Маргариты с жемчугом ("Фауст"):
http://www.youtube.com/watch?v=1jnnWUot-co&feature=relmfu

Ария Маргариты ("Гугеноты"):
http://www.youtube.com/watch?v=jNS9MXMp1K4&feature=relmfu

Ария Виолетты (1906 г.):
http://www.youtube.com/watch?v=3KLgybX8DWA&feature=relmfu

Вальс Мирейль:
http://www.youtube.com/watch?v=dFaKg6cq4Yg&feature=relmfu

Ария Лакме с колокольчиками:
http://www.youtube.com/watch?v=H2i2Tgx_TLs&feature=channel_video_title

Ария Шемаханской царицы:
http://www.youtube.com/watch?v=40Dwj7oduoU&feature=relmfu

Колыбельная Адели (Э. Направник "Гарольд"):
http://www.youtube.com/watch?v=BcS0PtSkxGc&feature=relmfu

Молви! (Л. Ардити):
http://www.youtube.com/watch?v=olB9MfuzRRQ&feature=relmfu

Серенада (Гуно):
http://www.youtube.com/watch?v=YpsR1g18Qlc&feature=related

Восточный романс ("Пленившись розой, соловей...") (Римский-Корсаков):
http://www.youtube.com/watch?v=k26y0a5FYdE&feature=channel_video_title

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #59 : Март 06, 2011, 22:38:08 »
Довольно редкие фотографии А.В. Неждановой и Н.С. Голованова из фондов РГАЛИ:

У меня есть фотография Неждановой и Голованова, которая, очевидно, вообще никогда не публиковалась, но я ее выложу когда-нибудь потом.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.В.Нежданова (1873-1950)
« Ответ #60 : Март 07, 2011, 13:22:01 »
Еще несколько ранних записей А.В. Неждановой:

Когда слушаю Нежданову, всегда ловлю себя на мысли, что "этого не может быть" ! :)) Какое-то запредельное, волшебное мастерство: ну НЕ МОЖЕТ кантилена быть столь совершенной; ну НЕ МОЖЕТ человек, состоящий из плоти и крови, исполнять виртуозные фрагменты так легко и бегло ! Графика пассажей поражает своей отчётливостью и точностью выполнения: такое ощущение, что каждую нотку и связки между ними словно бы ВИДИШЬ в проекции на некое "внутреннее зрение", а сама певица, словно сказочный персонаж, воздушными перстами создаёт перед нашим изумлённым взором своё невесомое полотно.
В этом, с одной стороны, есть что-то нечеловеческое, невозможное для простого смертного, но с другой стороны, мы же знаем, что Нежданова была земным, причём, прекрасным, щедрой души созданием природы.
Мне кажется, что на таких примерах из области искусства как раз и можно наблюдать, как в земном, несовершенно-материальном, вещественно-телесном отражается нечто божественно-идеальное, словно бы напоминающее о существовании платоновского "мира идей".
« Последнее редактирование: Март 07, 2011, 16:12:05 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #61 : Март 07, 2011, 21:24:55 »
Мне кажется, что в этой теме стоит привести очерк Алексея Федоровича Лосева "Два мироощущения" (1916 г.), вдохновленный искусством А.В. Неждановой. Этот очерк юного мыслителя уже сам стал частью русской культуры Серебряного века.

А.Ф. Лосев

Два мироощущения. Из впечатлений после "Травиаты"

Посвящение:

Далекой и светлой звезде, дивным блеском искусства освещающей наш темный и трудный путь, чаровнице и вдохновительнице, артистке А. В. Неждановой посвящает автор свой скромный лавр в венок славы.


I

Существует два основных типа мироощущения. Их стоит сравнить хотя бы мельком, чтобы потом яснее говорить о каждом из них в отдельности.

Психологически наиболее важна здесь противоположность созерцания и действия. И то и другое понимается тут, конечно, как тип, как известного рода равновесие элементов, но, разумеется, не как сумма абстрактно полагаемых предметов. Первый тип созерцателен. Это значит, что в нем, во-первых, много чистого созерцания, во-вторых, в нем много действия уравновешиваемого, подводимого под некий принцип или систему принципов. Такой тип содержит в себе много логики и спокойствия, в нем много красок и пластических элементов. Это мир зрительных устремленностей сознания. Другой тип идет от глубины, а не с поверхности, перспективен, иррационален; отражает внутреннее движение вещи, формально адекватен общему тонусу, наиболее характерному для психики,— волевому; ярче всего изображает хаос, бесформенное множество и дологическую структуру чувства. Это мир слуховых устремленностей сознания.

Объективно, т. е. метафизически, наибольшая противоположность рассматриваемых типов мироощущения выявляется в характеристике бытия или как известной аналогии созерцания, или как известной аналогии действия, причем понятия созерцания и действия должны быть здесь, конечно, очищены от преобладающего в них элемента субъективности и субъектности. Гегелевское понятие и шопенгауэровская воля, если им не предпосылать понятия субъекта, а рассматривать их как чистые предметности,— суть онтологические характеристики как раз этих двух мироощущений в отношении их объекта. Наиболее глубоко эта антитеза восчувствована у Ницше, который рискнул отождествить ее с различием греческих божеств — Аполлона и Диониса. Не беря на себя ответственность за это отождествление, можно говорить о двух типах мироощущения и вне этой терминологии, впрочем весьма привлекательной по своей поэтичности и тонкости.

Комбинируя психологическую и метафизическую точки зрения, можно сказать об этих двух типах следующее. Первый тип строен, ясен; для него всякая радость, всякое горе начинаются и кончаются в этом, земном мире. Тут человек может верить и в загробный мир, и в необходимость Божества в мире, и пр. Но Божество у него всегда добро и благо. Оно дает силы, оно осознательно ведет к своим высшим, нам, впрочем, неизвестным целям. Это — оптимизм. Страдания, несчастья, радость, успокоение — все это не связано с переворотами во вселенной. Вселенная одна и едина. Только человек меняется. Люди этого мироощущения: в поэзии — сентиментальны и романтичны, далеки от громких протестов (такова отчасти поэзия Жуковского) ; в философии они — оптимисты и веселые труженики теории, их радует успех их теоретической мысли; от них столько же мало надо ждать жизненного и подвижнического мистицизма, сколько много — всяких теоретических достижений, часто в области того же самого мистицизма (философия Канта). Второй тип экстатичен, взрывен. У него нет радости и печали, начинающихся и кончающихся здесь, на земле. Вопрос о загробном мире и Божестве для него отпадает, ибо все ужасы и радости «на том свете» проявляются во всей силе уже и здесь. Все устойчивое и спокойное есть только — блестящее покрывало Майи. Вот-вот оно прорвется, и забушует слепое, безудержное влечение, нарушит все земные установления и сольется все вместе в этом одном, то черном, то ослепительно ярком, но всегда своевольном и беспощадном океане. Это — пессимизм. Страдания, несчастья, радость, успокоение — все это связано с временными изменениями во вселенной. Люди этого мироощущения: в поэзии — протестующие и титанические натуры в духе Байрона (отчасти) или Вагнера (также отчасти); в философии— пессимисты, враги голых теорий и всегда дающие нечто и в смысле практического выявления своих мистических устремлений; такова в общем философия Шопенгауэра.

В настоящей характеристике эти два типа мироощущения обострены и доведены до полярности. В реальной действительности, разумеется, возможны различные типы их смешений и взаимопроникновений.

Что же теперь такое итальянский мелос, что такое «Травиата» с точки зрения этих двух типов? Ведь музыка, как искусство звуков, изображает наиболее интимные и глубокие корни вещей. Звук идет из глубины и говорит нашей глубине. И если вся музыка по преимуществу призвана быть иэображателем этого второго типа, который мы характеризовали — в его крайнем обострении — как пессимизм, иррациональность и космизм,— то что же такое эта «Травиата»,— эта музыка, но эта невинная прелесть, эта ласка, эта нежная, мелодическая мечтательность?

II

При суждении о «Травиате» перед нами встает общий вопрос о внутреннем значении мелодии в музыке. Вопрос этот совершенно не разработан как раз с той точки зрения, которую мы называем глубинно-психологической. Мелодия в музыке есть носитель именно того первого типа мироощущения, того рационального и акосмического, того созерцательного и лирического, чем этот тип отличается от темных и алогических прорывов в мировую мглу второго типа. Мы характеризуем звук вообще как иррациональность. Но это относится не к пространственно-временной диспозиции, в которой дается звуковое ощущение, а к глубинно-психологическому описанию слышания как особого узрения наряду с видением. Реальный комплекс звуковых ощущений может совмещать в себе то и другое зрение, откуда и возникают трудности при описании рождающегося здесь мироощущения. Как раз мелодия принадлежит к тем началам, которые вносят этот рационально-зрительный и акосмически-пластический элемент в иррациональную бесформенность и самозабвенную тьму первичной основы музыки. Она напоминает о мире порядка и меры и вселяет в душу стройность. Мелос «Травиаты», рассматриваемый в аспекте его внутренней структуры, выявляет ту оформленность и стройность душевного устремления, которые не боятся никаких сил несчастья или радости. Содержание текста как нельзя лучше подходит здесь под этот мелос, и можно без всякого преувеличения сказать, что в «Травиате» дано настоящее структурное соединение текста и музыки. Эта легкомысленная жизнь Виолетты, эта чистая любовь к Альфреду, удаление от великосветской жизни, самоотверженный отказ от Альфреда, эта чахотка, новое свидание со своей любовью, и эта простая смерть с последним вздохом облегчения,— все это так ясно, так отчетливо-просто, так понятно, так оптимистично, что никак нельзя не отметить внутреннего тождества мелоса и его текста. Вы слышите заздравный хор в первом действии. В плохом русском переводе так звучат его первые слова:

Высоко поднимем мы кубок веселья
И жадно прильнем мы устами...

Редко можно слышать в нашей кошмарной жизни такое искреннее, откровенное веселье. Ни веселиться искренне, ни печалиться, ни даже грешить или возвышаться искренне мы не можем. Но искренность настроения создает душевную стройность. Чтобы почувствовать эту искренность и откровенность итальянского мелоса, можно опереться на общие наблюдения искренности настроения в музыке. Есть, например, веселье и праздничный задор в Allegro con fuoco (4-я часть) Четвертой симфонии Чайковского. Но в этом веселье нет самого главного: нет полного самоотдания этому веселью, нет искренней веселости. Это надорванное веселье. Все время ждешь Фатума, который вот-вот явится и разрушит налаживающееся настроение. Да он и не долго заставляет себя ждать. Вот уже появились его железные, холодные, неприступные и отвлеченные трубы. Вот он уже разрушил все веселье, и осталась та же тоска и та же незримая подчиненность Року. Итальянский мелос по существу своему искренен и откровенен. Он не боится Фатума. И это первый, наиболее, правда, общий, но зато и наиболее основной пункт его стройности, его оптимизма и пластичности.

Разумеется, все дело заключается в контексте и фоне. Когда в увертюре-фантазии «Франческа да Римини» Чайковского тень Франчески, после казни сладострастных людей, среди клубящихся багровых облаков Ада, рассказывает свою историю в мелодии, то эта мелодия так давит душу, что у нервного слушателя иной раз захватывает дыхание. Таких контекстов лишена итальянская мелодия. «Травиата» состоит, можно сказать, из от дельных номеров, мало имеющих между собою логически-музыкальной связи. Едино здесь только общее настроение — всегда оптимистичное. Все остальное непосредственно относится к наименее значащим техническим подробностям композиции.

Итак, мелос «Травиаты» оптимистичен, строен и пластичен. Под оптимизмом здесь, как это должно быть ясным из всего предыдущего, понимается не логическая, а чисто музыкальная категория. Поэтому оптимистичен не только дуэт в 4-й картине вновь увидевшихся Альфреда и Виолетты:

Разлуки нет;
Покинем край мы,
Где так страдали,
Где все полно нам
Былой печали (и т.д.).

Нет, оптимистична и эта чахотка; оптимистично вступление к 4-й картине, нежное, проникновенное, усталое и хранящее в себе весенние вздохи человека, дни которого уже сочтены, но который все еще любит это ласковое солнышко и зеленеющие, манящие к себе луга и леса. Сам по себе текст «Травиаты», да еще в невозможном русском переводе, не только не дает настоящего материала для каких-нибудь суждений об оптимизме и пессимизме, но и вообще ничего не содержит в себе яркого. Однако мелодия создает глубинность предмета. И мы видим весь этот оптимизм и всю стройность, ничего общего не имеющую с экстатическими прорывами в бушующую даль мироздания, какие кипят в творчестве Вагнера и Бетховена; мы видим эту акосмическую зеркальность и как будто ощупываем устойчивые формы.

И все это сделала мелодия.

Чистый музыкальный опыт, чистая основа музыки — все это темно и алогично. В мелодии эта темная алогичность обручается со светлой оформленностью, и вы слышите глубину предмета, но глубину свежую и умиротворенную. В этом смысле наиболее музыкальны, ибо наименее мелодичны, симфонические каскады Вагнера и Скрябина. Любопытно на минуту остановить свое внимание на антитезе светлого итальянского мелоса, прозрачного, откровенного и оптимистического,— с темной, до глубины хаотической, иррациональной и космической музыкальной массой хотя бы Скрябина. Скрябин очарователен, но прежде всего своей сложностью. «Поэма экстаза» — это невероятная сложность и сверхъестественные нервы. Это не бетховенский порыв и не вагнеровский. Для одного у Скрябина не хватает созерцательной сгущенности, наполняющей, например, знаменитый бетховенский скрипичный концерт; для другого — определенной волевой целенаправленности, венцом которой является зигфридовский мотив меча. Дух человеческий витает в творениях Скрябина или, лучше сказать, мечется по поднебесью, но он еще не на небесах. Заключение Второй симфонии говорит о каком-то примирении; это какой-то гимн, торжественный, законченный по своей устремленности к прославляемому предмету. Но дух человеческий попадает в эту просветленную и титанически примиренную сферу как бы случайно. Он и сам об этом не думал. Посмотрите, как плачет какая-нибудь флейта. И опять нет ни бетховенского созерцания, ни вагнеровской воли. Есть скрябинский мятущийся дух, который мечется по поднебесью, который порой, кажется, на своих нервах взлетает куда-то выше небес. Но опять это все-таки не небеса, и вы со страданием узнаете, что быть выше неба — значит быть ниже его. Скрябин весь мечется: порой любуется своим мятением; иногда мление — его стихия (Третья симфония). Но чаще всего он самозабвенно воюет решительно со всей вселенной, упиваясь борьбой, наслаждаясь головоломными скачками через препятствия; он весь — гроза, вулкан, бушующее море, непрерывный грохот обваливающихся ледников. И едва ли для такого духа есть Бог и небеса. Нет, стремясь к Богу вечно, стремясь так головоломно, стремясь с таким всеразрушающим экстазом и с такими невероятными электрическими токами во всем своем существе,— он уничтожает Бога-Успокоения, Бога-Промыслнтеля. В конце концов вы узнаете этого Бога и немного разочарованно начинаете писать его в кавычках. Этот Бог — человеческое «я», человеческий дух, для которого вихрь его переживаний есть алтарь, а жертва — его аполлинийская связь с космосом и жизнью.

У Бетховена нет «бога»; у него есть Бог. Он Его феноменологически утверждает своим созерцанием, в котором могучие порывы духа гармонизированы слитостью их с Божеством. У Вагнера есть Бог. Он Его утверждает грандиозностью и величественностью духовного подвига, духовного порыва. Если мы и не всегда видим, сливается ли у Вагнера человек воедино с Божеством, то мы видим, что ради этого Божества дух человека способен на всяческий подвиг. У Скрябина нет Бога. У него есть дух и — вселенная, где этот дух мечется.

И вот рядом с этим — широкая, лазурно-чистая, свежевесенняя и лирически-индивидуальная мелодия «Травиаты»...

Слова вообще передадут мало. Сравните упомянутых только что гениев и сравните «Травиату».
« Последнее редактирование: Март 07, 2011, 21:53:55 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #62 : Март 07, 2011, 21:31:46 »
III

С точки зрения внутренней структуры итальянского мелоса мы отметили его искренность и свежесть, его музыкальную логичность и чистую человечность, т. е. не-космизм. Но что такое мелос «Травиаты» с точки зрения его объекта, его внутренней направленности?

Безусловно, такой вопрос требует оправдания. Что такое объект музыкального восприятия? Возможен ли он? И не уничтожается ли в музыке грань сознания и сознаваемого, ибо здесь нет посредствующего образа или понятия, а есть сама глубинность предмета?

Оправдание поставленного вопроса о музыкальном объекте выходит за пределы этой статьи. Но надо сказать, что этот объект предполагается уже самой глубиной и иррациональностью музыки, поскольку интеллект, доходя до этой глубины и иррациональности, бьется лбом о недоступную ему стену и складывает свое оружие, предоставляя арену действия иным стихиям человеческого духа. Этот объект ничего не имеет общего с теми физическими и физиологическими предметами и процессами, ко-· торые сопровождают феномен слышания. Это иной род бытия, о котором лишь символически говорится в музыке и во всяком ином искусстве.

В музыке дана сущность предмета, смысл его, а не явление. В симфонических мирах Бетховена и Вагнера дана сущность мировая — в аспекте индивидуально-художнического созерцания. Что дано объективного в мелосе «Травиаты»?

Одна внутренняя структурность и логичность музыкального произведения еще не есть одновременно и объективный логизм, и стройность, оптимизм. Музыка Рахманинова отличается необыкновенной структурностью и логичностыо; она чужда самозабвения и не допускает экстазов; она сильно рефлектирует и вообще очень задумчива. В этом ее отличие от самозабвенного сладострастия и экстатического бушевания музыки Скрябина. Но посмотрите, какой это в то же время и пессимизм! Вот, например, «Остров смерти». Первые такты, в которых смешана человеческая тоска с каким-то мрачным, неотмирным шепотом; невероятное напряжение диссонирующего, медного многозвучия и мгновенно наступающая могильная и роковая тишина; возобновление первоначальной темы какой-то сдержанной трагичности, иногда тоскующей всеми фибрами слабой человеческой души; едва промелькивающий голос скрипок, напоминающих об истинно человеческом и светлом счастье... Вот она, внутренняя трагедия всего этого рахманиновского логизма и сознательности.

Оптимизм и структурность итальянского мелоса не есть еще оптимизм и структурность возвещаемого им плана бытия. Что же это за план, что за объект «Травиаты»?

Здесь мы вплотную подходим к формулировке мироощущения «Травиаты» с точки зрения тех двух основных типов мироощущения, о которых шла речь раньше.

Повторим еще раз: мир первого типа есть мир чистых зеркальностей и пластичностей; мир второго типа есть мир слепых и аморфных ликов, мир бесформенного, мятущегося множества. Что удержал мелос «Травиаты» от первого типа?

В «Травиате» дан не глубинный, но довольно широкий план бытия: план человеческих страстей и чувств. Но интересная вещь: мелодия «Травиаты», не рисуя и не будучи способной рисовать запредельную мглу и гнусность бытия, все-таки как-то указывает на нее, хотя это нисколько не мешает ее музыкальному оптимизму. В том-то и неодолимая привлекательность этого мелоса: он искренен, свеж, структурен и акосмичен, но он не исключает ничего космического; он только ставит его пока в скобки, и это удается ему главным образом благодаря сердечной теплоте и интимной живописи человеческих страстей и чувств. Последнее и есть этот могучий остаток первого типа. Однако, если бы тут не было скрытого жеста в сторону космичности,— разве так бы привольно дышалось в волнах этого мелоса и разве эта чахотка — даже в ее музыкальной транскрипции,— разве она не вносила бы пессимистических элементов в нашу общую настроенность после «Травиаты»?

Человеческая жизнь начинается беспредельным оптимизмом и сердечной теплотой детского возраста. Многие теряют эти блага, не заменяя их чем-нибудь столь же беспредельным и ярким. Но бывают и такие избранники, которым судьба дает восчувствовать прямой антипод такого <детского» мироощущения; это как раз наш второй тип в его крайнем обострении. И вот вслушиваешься тогда в мрачный гул этих темных мировых глубин, и ужас охватывает сердце. Там, за пределами видимого, творится мировая трагедия: она не минует и нас. Даже в любви, в красоте — и преимущественно в них — чувствуешь эту бушующую даль. Любовь — поединок роковой. Жизнь — это

Сумрак тихий, сумрак сонный.[

Поскорей забыться в нем:

Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..

Не оставайся тогда одиноким в глухую осеннюю пору. Ночной ветер напомнит тебе о древнем хаосе, о родимом, и взмолишься ты, усталый:

О, бурь уснувших не буди:
Под ними хаос шевелится!..

Слепая воля, безудержное влечение, разливающееся по всему миру, видимому и невидимому, страсть, муки и в то же время наслаждение, упоение — вот она где, музыка-то. Созерцая симфонические глубины классической и неоромантической музыки, всматриваясь в тьму вагнеровского мироощущения, захватываются люди этой мучительной тоской и покоряются этому мучительному наслаждению бытием. Не надо Дня с его откровенностью и блестящей мишурой. Ночь, мировая Ночь — спасительница. Там в первобытно-едином сливается все. Или, как поют у Вагнера Тристан и Изольда:

О вечный Мрак!
Чудный Мрак!
О святая
Ночь Любви!
Ты нас укрыла,
Ты нас ласкала,—
Как можем без страха
Проснуться к жизни вновь!
О, дай нам забвенье,
Дай нам покой,
Страстно желанная
Смерть в Любви.

Это подлинная и наиболее субстанциальная основа музыки. Она, заставляя наслаждаться диссонансом, заставляет нас упорно слушать ее и упорно искать за всем видимым и слышимым еще новые и неизвестные глубины. Так исчезаем мы в этом Мраке и сливаемся со Всем.

Но музыка, открывающая нам затаенные глубины мироздания, научила нас и иному мироощущению. Все разнообразные художнические индивидуальности, из которых состоит история музыки и философии, подходили к Предвечной Тайне с отдельной, только им, каждому из них, доступной стороны. И вот эта-то дионисийская бездна мироздания, эта мировая трагедия, это бушующее и мучительное наслаждение бытием, сливающие Тристана и Изольду с первобытно-единым,— эта стадия мировой истории оказывается еще не последней. Тот же Вагнер, великий титан человеческой мысли и чувства, дошел до Парсифаля, до простоты и логичности, до ясности и зеркальности этого великого и мудрого простеца. О, мы знаем твою тайну, великий маг музыкальных откровений! Ты дал нам пережить этот мировой Мрак и музыкальную сладость бытия, чтобы потом наилучше поднять нас до великой простоты и светлого царства Христова! Когда лицо Амфортаса просветляется священным восторгом; когда Кундри, этот дьявол в образе то скромной, то обольстительной женщины, падает, бездыханная, перед Парсифалем и победно несется блаженный звон колоколов Монсальвата, мы чувствуем настоящий конец мировой драмы и вместе с голосами со средней и предельной высот поем в умилении:

Тайны высшей чудо!
Спаситель, днесь спасенный!

Но это есть уже теургическое томление. По нему мы лишь догадываемся о жизни будущего века. И чаем воскресения всего, что безжалостно губит смерть. Что же теперь сказать о маленькой, уютной и неглубокой «Травиате»? Какое, скажут нам, возможно сравнение вагнеровских откровений с этой банкой сладкого варенья?

IV

Пусть не откажут нам в умственном равновесии, если мы утвердим мироощущение итальянского мелоса как ту детскую простоту и ту невинность дитяти, о чем сказал Христос: «Ибо таковых есть Царствие Небесное...» Да, да, Бетховен, Вагнер, «Тристан и Изольда», «Парсифаль» и... «Травиата», самая обыкновенная, заигранная и избитая «Травиата» — опера без оркестрового колорита и порой с банальными мелодиями. «Травиата» не есть ни наш чистый первый тип мироощущения, ни чистый второй. И вообще это не есть какая-нибудь стадия бытия. Такая квалификация обворовала бы «Травиату», ибо ей пришлось бы тогда указать далеко не глубинный план бытия, да и не можем мы прожить одной «Травиатой». Но, слушая эту оперу, наша глубина знает, что, когда обновится и преобразится мир, когда в душе нашей, подвигом добрым подвизаясь, преодолеем мы мировую тьму и ужас нашего бытия,— знает, что тогда водворится эта самая мелодия, просторная и прозрачная, этот детский оптимизм и наивность, благодаря которым великосветская женщина раз навсегда бросает свет ради любви и уступает потом любовь и жизнь ради одних просьб чужого, но уважаемого ею человека (разумеются музыкальные категории, а не текст). Эта наивность и «сентиментализм», эта детскость и простота есть достойнейшее завершение теперешней мировой кутерьмы, которую открывает сложная симфоническая музыка прозорливому слуху. Per aspera ad astra!..

Горе, если в итальянском мелосе слушатель находит только ушеугодие и больше ничего. В мелодическом звукосозерцании «Травиаты» кроется своеобразная глубина. По внутренней структуре оно нежно-оптимистично, уютно, логично; но объекту оно вскрывает те пласты человеческой души, без которых невозможно никакое совершенное мироощущение: сердечная нежность, интимная ласка, детская наивность и простота, наконец, оптимизм, как достигнутая уже стадия, а не только желаемая. «Травиата» относится больше, конечно, к первому типу мироощущения, но только что указанные особенности ее мелоса единят ее со вторым типом — не с центром его, а с завершением его, когда он убивает себя, и вместо сложности Тристана появляется простота Парсифаля. В мелосе «Травиаты» всякое чувство начинается и кончается здесь, в нашем плане бытия. Мелодия умирающей Виолетты хотя и прощального характера, но это не мешает ей оптимистично характеризовать настроение умирающей; Виолетта верит в доброго и любящего Отца Небесного. Таковы и ее мелодии. Такова, наконец, и конечная мироощутительная основа образа Парсифаля. Мы согласны, что эти образы вообще несравнимы, но они сравнимы с точки зрения логической оформленности их объекта. Это не то цепкое, липкое, тянущееся, иррациональное мироощущение, но сама стройность, зеркальность и — оптимизм.

Только в одном, может быть, направлении восполнился бы итальянский мелос, если бы стал победным знаком преодоления всех трагедий. Итальянский мелос направлен на человеческие страсти и чувства; это мелос субъективный. Однако есть и другой мелос, в этом последнем отношении противоположный тому: мелос объективных зеркальностей. Такова, например, первая песня Леля в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Нужно пропеть себе эту песню много раз, чтобы восчувствовать, насколько мраморнее, скульптурнее она итальянского мелоса, насколько она пантеистичнее и, следовательно, насколько объективнее. Истинное завершение мировых трагедий, возвещаемых дионисийской музыкой, будет соединением субъективной пластичности итальянского мелоса с объективной пластичностью славянского мелоса. И в этом, конечно, «Травиата» требует восполнения.

Однако нельзя в отношении уже данных в музыке мироощущений говорить об их правильности или неправильности или полноте и неполноте. Каждое мироощущение воспроизводит отдельную стадию или сторону мироздания. Музыкой Вагнера и Скрябина живем мы потому, что теперь, в нашей так называемой земной жизни, как раз сгустились над нашей головой мировые тучи, и настоящая мировая действительность, являя собою высшую форму разобщенности и иррациональной мглы, как раз рождает эту темную, иррациональную и мучительно-сладкую музыку. Однако есть и иные еще стадии мировой действительности. Частью они достигнуты, частью долженствуют быть достигнуты. Их вот и дает ощутить нам итальянский и славянский мелос.

До этой простоты надо дорасти. Ведь начало и конец мудрости одинаковы: наивность. Правда, наивысшее развитие современной музыки есть музыка Скрябина и Вагнера. «Травиата» по сравнению с нею есть пошлость. Но это и показывает, что мы далеки еще от конечной цели. Мир обновится тогда, когда Скрябин совместит свое темное, иррациональное звукосозерцание со светом и лаской итальянской и славянской мелодии. Но это путь уже не человечески-художнический, но богочеловечески-преображающий. Пока же «Травиата» для нас только напоминание и бескрылый порыв; пока остаются два мироощущения непримиренными и незавершенными. И мы только временно отдыхаем, слушая теперь одну из самых гениальных Виолетт — Нежданову. Вернувшись после этих очарований и интимной прелести неждановской игры, мы просыпаемся на следующее утро опять к тусклому и назойливому дню и устало тянемся мыслью ко вчерашней ласке и нежности. Как это было легко и успокоительно и как теперь опять давит эта сложность, эти темные прорывы, этот самоанализ, этот мировой Мрак! День шумит своей суетой, и мы ждем вечера, чтобы опять посетила душу желанная ласка и успокоила наши утомленные нервы. Когда же наконец наступит настоящая, свежая, яркая, ласковая и ликующая весна?

Жизнь человека... И это называется, человек, твоей жизнью?!

http://gzvon.pyramid.volia.ua/biblioteka/kafedra_filosofii/libph/losev/fsv/text.htm

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нежданова (1873-1950)
« Ответ #63 : Март 19, 2011, 14:29:35 »
Мне кажется, что в этой теме стоит привести очерк Алексея Федоровича Лосева "Два мироощущения" (1916 г.), вдохновленный искусством А.В. Неждановой. Этот очерк юного мыслителя уже сам стал частью русской культуры Серебряного века.

А.Ф. Лосев

Два мироощущения. Из впечатлений после "Травиаты"

Посвящение:

Далекой и светлой звезде, дивным блеском искусства освещающей наш темный и трудный путь, чаровнице и вдохновительнице, артистке А. В. Неждановой посвящает автор свой скромный лавр в венок славы.


Максим, благодарю, что напомнили об этой работе Лосева ! Как известно, Лосев много сил и времени отдал вопросам философского осмысления музыкального искусства, поэтому его высочайшая оценка исполнительства Неждановой ещё раз подтверждает, что в начале ХХ века в её амплуа равных ей просто НЕ БЫЛО.
В этой работе Лосева содержится также много интересных мыслей по поводу судьбы музыки и её перспектив, какими они виделись в начале ХХ века: и в наши дни мы можем убедиться, что почти всё то, что тревожило Лосева ещё в начале ХХ века, к сожалению, получило в рамках дальнейшего развития музыки нежелательное развитие, выразившееся в полной утрате музыкальной самоидентификации в работах большинства современных композиторов, которые пишут не просто плохую музыку, а, чаще всего, вообще уже не "музыку".
Лосев уже тогда осознавал эту опасность, поэтому и воспел Нежданову и её репертуар как путеводную музыкальную звезду, которая, между прочим, и сегодня нам светит из глубины времён, надо лишь уметь увидеть этот свет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #64 : Март 29, 2011, 22:11:05 »
                                                                              
Цитировать
  А.Ф. Лосев
                   Два мироощущения. Из впечатлений после "Травиаты"

...
Что же теперь такое итальянский мелос, что такое «Травиата» с точки зрения этих двух типов? Ведь музыка, как искусство звуков, изображает наиболее интимные и глубокие корни вещей.

Некоторые современные композиторы, оказывается, читают Ф. Лосева :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #65 : Апрель 03, 2011, 00:00:38 »
А.В. Нежданова поет песню Р. Штрауса "Мечтания в сумерках", партия ф-но Н.С.  Голованов:

http://www.youtube.com/watch?v=FuiT0O-JrO4

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #66 : Апрель 18, 2011, 15:45:32 »
Одна из немногих киносъемок А.В. Неждановой - "Колыбельная" А. Гречанинова (партия ф-но - Н. Голованов):
http://www.youtube.com/watch?v=3gz1kX8guXk&feature=channel_video_title

А вот еще фрагмент концерта в Музее им. Глинки, посвященного 120-летию Н.С. Голованова (21.01.2011). Первое исполнение его фортепианных произведений "Эстампы" (Ор. 29). Исп. - Л. Громогласова.

№1 "Анемона - тень от сна"
http://www.youtube.com/watch?v=PbeRYF2cv9k&feature=related
№2 "Просто вальс"
http://www.youtube.com/watch?v=_mT0GXkquDw

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #67 : Апрель 24, 2011, 15:25:12 »
Наконец-то в сети появилась эта уникальная пластинка - "Поезд Голицына" из "Хованщины" в единственной записи Н.С. Голованова (1935 г.):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=12371&mode=search
Жаль, что он не записал всю оперу.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #68 : Ноябрь 20, 2011, 20:44:47 »
Сборник "Арии, романсы и песни из репертуара А.В.Неждановой" (ноты):

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3732368

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.В.Нежданова (1873-1950)
« Ответ #69 : Ноябрь 20, 2011, 21:43:54 »
Сборник "Арии, романсы и песни из репертуара А.В.Неждановой" (ноты):

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3732368

Удивительно, как великое имя может формировать вокруг себя музыкальное пространство ! Уже сама по себе нотная выборка становится "именной" и обретает своего рода сакральность. Впрочем, если вдуматься, любой великий музыкант ХХ века (как и прошлых веков, конечно, но от ХХ века остались фонограммы !) формировал индивидуальное музыкальное пространство: разве то же самое не характерно и для Шаляпина, и для Собинова, и для Обуховой ? А если брать шире, т.е. принимать во внимание не только певцов, но и пианистов, дирижёров, скрипачей (можно брать почти любую область, так или иначе связанную с музыкой и с любым синтетическим искусством, в т.ч. и органную музыку, и балетную) - Рахманинов, Горовиц, Рихтер, Юдина, Хейфец, Коган, Ойстрах, Никиш, Тосканини, Голованов ......
Для каждого из этих артистов характерна своя собственная "геометрия пространства" музыки в её индивидуальном преломлении в рамках деятельности этих творцов, что, конечно, находило своё отражение и в характерном для каждого из них репертуаре.
Не является исключением из этого правила и великая Нежданова, именем которой вполне закономерно освящена определённая исполнительская традиция и характерный репертуар. Господи, хоть что-то в нашем мире может быть свято, нерушимо и не подвергаемо никакому сомнению даже в перспективе грядущих столетий.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #70 : Ноябрь 23, 2011, 14:39:00 »
Недавно мне удалось выяснить источник записи дуэта "Деревня Ольховка" с И. С. Козловским, впервые выпущенной на нашем диске (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3268.msg45655#msg45655). Оказывается, это был вечер памяти Л. В. Собинова в ВТО в 1949 году. Таким образом получается, что эта уникальнейшая запись является не только единственной живой концертной записью А. В. Неждановой, но и единственной ее послевоенной вокальной записью, причем сделанной за год до кончины!

Честно говоря, меня этот факт очень впечатлил - ведь получается, что Неждановой в этой записи 76 лет!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #71 : Декабрь 14, 2011, 01:30:08 »
Редкая цветная фотография А. В. Неждановой:


01.09.1949


Антонина Нежданова и  Титто Руффо в опере Дж. Верди "Риголетто".  Париж 1912 год.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
фото А.В.Неждановой (1873-1950)
« Ответ #72 : Декабрь 14, 2011, 11:38:19 »
Редкая цветная фотография А. В. Неждановой

Да, какая прелесть !
Никогда не видел ни одной цветной фотки Неждановой ! Надеюсь, что это не единственная ?

Конечно, эта надпись - "риановости" - жутко уродует все фотографии !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: фото А.В.Неждановой (1873-1950)
« Ответ #73 : Декабрь 14, 2011, 16:26:17 »
Конечно, эта надпись - "риановости" - жутко уродует все фотографии !

По этой причине не стал приводить здесь другие ее фотографии с их сайта. Цветных, правда, там больше нет.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #74 : Январь 05, 2012, 22:34:07 »
Интересная запись - А. Нежданова поет 2 романса на одни и те же слова:

"Юноша и дева" (Даргомыжский) и "Из Горация" (Голованов):

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16410&mode=search&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1

Как же она поет романс Голованова, просто недосягаемое совершенство. И при том в 62 года. И какой удивительный ансамбль - кажется, что Голованов сумел подобрать в своем аккомпанементе краски неждановского голоса.
« Последнее редактирование: Январь 06, 2012, 12:30:55 от Максим »