Автор Тема: Архив Форума Бельканто.ру. архив 2 «ВОКАЛЬНОМУ ЧАЙНИКУ»-Л. Дмитриев, "Основы вок  (Прочитано 17164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ревизор

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 92
  • Рука дающего - да не оскудеет!
    • Романсэра
Архив 2
http://opera.fastbb.ru/?1-3-0-00000019-000-0-0-1183103667

Ревизор   
кандидат в ветераны форума

     Отправлено: 15.02.07 03:19. Заголовок: «ВОКАЛЬНОМУ ЧАЙНИКУ»-Л. Дмитриев, "Основы вокальной методики"  Тем, кто не имеет ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ Л. Дмитриев, "Основы вокальной методики", со стр. 347 Файлы, после скачивания, раскрываются PAINT или PHOTOSHOP

16-02-07
12.20
str 347 -365
http://www.badongo.com/pic/459342
http://www.badongo.com/pic/459343
http://www.badongo.com/pic/459344
http://www.badongo.com/pic/459345
http://www.badongo.com/pic/459346
http://www.badongo.com/pic/459347
http://www.badongo.com/pic/459348
http://www.badongo.com/pic/459349
http://www.badongo.com/pic/459350
http://www.badongo.com/pic/459351

ФАЙЛЫ РАСКРЫВАЮТСЯ ---- INTERNET EXPLORER!!!
Serggio   
частый гоcть

     Отправлено: 15.02.07 13:48. Заголовок: Re: Можно взять книжку целиком вот по этому адресу: http://notes.tarakanov.net/study/vokal.zip

Ревизор   
кандидат в ветераны форума

     Отправлено: 15.02.07 23:39. Заголовок: ВСЕМ!!!ВСЕМ!!!ВСЕМ!!! ОБНАРУЖЕНА ССЫЛКА НА КНИГУ ПО ВОКАЛУ!/! просьба оценить !!! Е.М.Пекерская. Вокальный букварь http://lib.kgts.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt

Serggio   
частый гоcть

     Отправлено: 16.02.07 11:04. Заголовок: Re: Книжка Назаренко у меня есть в "материальном виде", так сказать :) . Называется "О пении". Обалденная книга, по сути сборник выдержек из всех существующих школ пения, начиная от Гарсии и Глинки и до наших дней. Но как ее выложить не представляю. В ней страниц эдак 500, и сканировать столько у меня нет возможности. Поищу, может кто-то за деньги может отсканить...

Ревизор   
кандидат в ветераны форума

     Отправлено: 16.02.07 16:38. Заголовок: Л. Дмитриев, "Основы вокальной методики"  12.35 str 367 – 385 http://www.badongo.com/pic/459361 http://www.badongo.com/pic/459362 http://www.badongo.com/pic/459363 http://www.badongo.com/pic/459364 http://www.badongo.com/pic/459365 http://www.badongo.com/pic/459366 http://www.badongo.com/pic/459367 http://www.badongo.com/pic/459368 http://www.badongo.com/pic/459369 http://www.badongo.com/pic/459370 ФАЙЛЫ РАСКРЫВАЮТСЯ ---- INTERNET EXPLORER!!!

Ревизор   
кандидат в ветераны форума

     Отправлено: 01.03.07 02:53. Заголовок: Re: НЕСМОТРЯ НА НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ ПРОСВЕЩЁННОЙ ПУБЛИКИ К КНИГЕ Л. Дмитриева, "Основы вокальной методики", СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ ПРОДОЛЖИТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕЮ ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ПОСТАНОВКОЙ ОПЕРНОГО ГОЛОСА!!! ЖЕЛАЮ УДАЧИ В ОСВОЕНИИ ВОКАЛА И ПОМНИТЕ- ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА!!! УПРАЖНЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ И ВДУМЧИВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА, А НЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ-ЗАЛОГ УСПЕХА!!! Dmitriev str. 457-477 RAR http://www.badongo.com/file/2345601 Dmitriev str. 479-499 RAR http://www.badongo.com/file/2345602 Dmitriev str. 501-521 RAR http://www.badongo.com/file/2345603 Dmitriev str. 523-543 RAR http://www.badongo.com/file/2345604

Ревизор   
ветеран форума

     Отправлено: 09.04.07 01:11. Заголовок: Re: Выпевайте зёрна правды!!! ЕСЛИ ВЫ ЛЮБИТЕ ПЕТЬ /Монография/ Педагог-вокалист Ульева Ирина Евгеньевна http://www.belcanto-2004.narod.ru/index.htm

Борис Тараканов   
почётный ветеран форума

     Отправлено: 29.06.07 10:54. Заголовок: Re:    [Re:Ревизор] Ревизор пишет:  цитата:
Если Вы могли заметить, то книга даётся файлами с расширением - .tiff

Э-э... Вообще-то многотомные TIFF-файлы открываются штатными средствами Windows. См. раздел "если воникли проболемы" - http://notes.tarakanov.net/trubl.htm

С уважением, romansero!
-----------------------------------
Рука дающего - да не оскудеет!

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
     Отправлено: 16.02.07 11:04. Заголовок: Re: Книжка Назаренко у меня есть в "материальном виде", так сказать :) . Называется "О пении". Обалденная книга, по сути сборник выдержек из всех существующих школ пения, начиная от Гарсии и Глинки и до наших дней. Но как ее выложить не представляю. В ней страниц эдак 500, и сканировать столько у меня нет возможности. Поищу, может кто-то за деньги может отсканить...

Ревизор   
кандидат в ветераны форума
О ... Это, пожалуй, лучшая в практическом плане книжка ... Завидую - у меня ее нет :-(

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
     Отправлено: 15.02.07 23:39. Заголовок: ВСЕМ!!!ВСЕМ!!!ВСЕМ!!! ОБНАРУЖЕНА ССЫЛКА НА КНИГУ ПО ВОКАЛУ!/! просьба оценить !!! Е.М.Пекерская. Вокальный букварь http://lib.kgts.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt

Serggio   
частый гоcть
А эта ссылка сейчас не работает :-(

Оффлайн ревизор

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 92
  • Рука дающего - да не оскудеет!
    • Романсэра
МИККИ!
Е.М.Пекерская. Вокальный букварь

смотрите здесь
http://www.lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt
С уважением, romansero!
-----------------------------------
Рука дающего - да не оскудеет!

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
МИККИ!
Е.М.Пекерская. Вокальный букварь
смотрите здесь
http://www.lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt

Надо же, а я совсем не это ожидал - думал, это будет что-то типа объяснения вокальных терминов. Вполне интересная книжка, рад был, например, прочитать ссылку на Барсову, что в коротких паузах между фонацией можно-таки дышать не только через нос.

Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Я проработал 2 книги Лмитриева, сделал конспект. Вдруг всем будет интересно.
__________________________

Леонид Борисович Дмитриев
Солисты театра Ласкала о вокальном искусстве.
ЗАО Московские учебники - СиДиПресс, М, 2002 1000экз.

Тотти Даль Монте
 Во время пения: дисциплина дыхания, свободные лицо и рот, мягкий
подбородок. Голос должен резонировать в голове: лоб, темя, переносица.
Гортань должна оставаться неподвижной. Любая специально удерживаемая
позиция рта - ошибка. Опустить подбородок, расслабить щёки, челюсть -
типа как зеваем. Губы мягкие, свободные, мягкое нёбо поднято. Резонанс
дб в голове, а не в носу. Лицо делится на 2 части: верхняя поднята и
неподвижна, нижняя свободна, ослаблена, опущена.
 Атака звука дБ без придыхания, жёсткая атака разрушает голос.
 ДЫХАНИЕ - чтобы хорошо расширились нижние рёбра, поднимается грудь и
подтягивается живот. Диафрагму надо всё время поддерживать и ни в коем
случае не расслаблять. Однако, если эмиссия звука неверна, то верно
взятое дыхание не удерживается.
 ШКОЛА. Наиболее удобны для правильного образования певческого тона
полу-А и полу-О. Когда голос глухой, надо заниматься на слоге НО. Год
надо петь только упражнения, потом - итальянская и французкая оперы.
Классика 18 века, потом - малые партии в операх 19в. Хорошая грамотная
школа делает пение для голосового  аппарата лёгким.

Ирис Адами-Корадетти
 Как педагог считаю: не считаю, что дыханием можно пренебрегать, но
против того, чтобы с ним делали нечто специальное, всё дБ спокойно,
легко, натурально, без спец.приготовлений. Выдыхать надо удержанно. Если
воздух в резонансные полости посылается неправильно, обертоны теряются,
горло устаёт. Гортань дБ опущена, как будто зеваешь, это делается со
вдохом, но нельзя эту позицию преувеличивать, насильственно опускать
гортань. При ходе наверх и филировках рот должен приоткрываться. Нельзя
форсировать учёбу. Звук уже должен начинать прикрываться значительно
раньше переходных нот, наверх надо приходить в положении прикрытия, а
наверху можно уже и открывать. Дель Монако переходный участок держит
прикрытым и на этой базе открывает верха. Я в 67 лет, если прикрываю
середину диапазона, могу петь 2-3 часа не уставая.

Николай Гяуров (бас)
 Сложность вокала в том, что певец всё время меняется, он не слышит
качества своего звука. Ощущение глубокого дыхания - идея, принцип -
чтобы корпус был спокоен, не зажимались мышцы голосового аппарата, а
идея свободного глубокого вдоха помогает избежать зажима. Физически надо
просто брать глубже, а поёт-звучит весь корпус. Говорят, в нижней части
живота - особое напряжение, она будто идёт наверх.
 Атака звука дБ мягкой, связки не выдержат ударов.
 Сначала надо устроить центр, а подготовка к верхнему регистру идет за
счёт округления, которое надо делать раньше, чем подход к переходным
нотам, и это стирает тембровую границу. Прикрытие - это округление, и
принимают участие мышцы рта и зевок, посыл звука идёт чуть выше прежней
позиции. При этом лучше всего петь на О и А  с элементами У, прочие
гласные к этому подстраиваются.
 Я непременно опускаю гортань, вначале тренировал это сознательно: пел
середину на А только для того, чтобы опускать гортань. И вообще: речевая
установка голосового аппарата отличается от вокальной, сначала надо
устроить звук, а уже на этом формировать слово, ибо певческий звук несёт
согласные! Согласные нельзя выговаривать, они идут на певческом звуке,
то есть, найдя новую вокальную установку гортани, приходится менять
речевые артикуляционные уклады на певческие.
 Корпус надо держать прямо и чтобы не было никаких напряжений, могущих
повлиять на напряжения шеи и ключичных мышц. Сначала легато, потом
кантилена, потом стакато и потом прочие ньюансы. Если нет ровности
гласных, легато невозможно.

Магда Оливьеро
Картина пения - как фонтан с мячиком наверху: струя - дыхание, мячик -
легчайшее произношение, только на губах, а дыхание пробивается через них
наружу. Дыхание - смешанное с преимуществом в нижние рёбра, живот
подтянут. Атаковать звук минимально и легко и следить за поддержанием
каждого звука дыханием. Если мышцы шеи расслаблены, связки никогда не
устают. Вдох: диафрагма опускается, рёбра расширяются, блокируются и уже
не производятся никакие движения, мускулатура после вдоха запирается,
всё пение - диафрагмой. Когда это достигнуто, петь упражнения с
поворотом головы, движениями рук итп - добиваться независимости дыхания
от изменения положения тела.
 Всё дело в т.н. арке дыхания, его нельзя посылать прямо, а по своду,
это даёт ощущение купола. Нельзя петь никакими напряженными мускулами, а
только дыханием, дыханием, дыханием! Произношение дБ вне певца и оттуда
попадать на губы, подхватываться дыханием. Звук И следует делать не
узким, а чуть опущенным языком. Гортань: самое главное - через звук
понять свою, как её удобно, не надо её искусственно занижать, расслабить
шею, и гортань сама встанет в свою лучшую позицию. Раскрытие рта и его
форма - индивидуальны.

Маргерита Гульеми
 Брать много дыхания - вредно, надо брать не более, чем требуется на
певческую фразу. При пении: звук нельзя толкать, а только поддерживать,
горло - мягкое, рот и органы артикуляции - свободны, а звук посылать
мимо горла вверх в нёбо, чтоб он его обтекал и выходил вовне. Нельзя на
голос нажимать, форсировать, сдавливать. Начало пения: вдох, задержка, с
некоторым усилием - атака, мягкая протяжка, поддержка дыханием. Чем
больше пиано, тем сильнее блокировать диафрагму и только потом атаковать
звук.
 К верхам: успех - в подготовке ноты, с которой делается ход, она
формируется очень сдержанно, не перегружается дыханием, но и уже в
позиции и с ощущением верхней ноты! После этого, поддерживая звук
дыханием, делается ход наверх и так, чтобы ничего не изменить в
установке голосового аппарата, кроме несколько большего зевка.
 Кантилена: согласных надо только касаться, стремясь к следующему
гласному. Лучше всего формирует голос музыка Доницетти, Беллини, Верди.

Леонардо Филони и Габриэлла Тучи
 В обучении: смотреть, какой звук у ученика лучший и от него начинать и  
отталкиваться. Показ - лучшее средство обучения. Для правильного
формирования голоса у мужчин более всего подходит звук Е, И - тоже, но
он труднее; А - расширяет горло, но и не помогает идти наверх.
 Дыхание надо брать вниз, не перебирая, о нём не надо специально думать.
Необходимо научиться удерживать дыхание, а не отдавать его сразу
целиком. Звук надо не толкать, а только поддерживать его дыханием.
Опускание гортани - скорее техника пения для немецкого языка; немцы не
умеют делать портаменто. Переходный участок надо формировать прикрыто, а
горло дБ всегда в одной позиции и не следовать за артикуляционными
движениями. По мере повышения звука место наибольшего резонанса и
направление звука всегда остаётся одним и тем же. Надо, чтобы в звуке
всегда был звон, металл. Для поднятия нёба с самого начала надо давать
специальные упражнения.

Джанни Раймонди (лирический тенор)
Для переходных нот дБ постоянная поддержка дыханием, основа высоких нот
- дыхание. Учиться надо у одноимённого голоса. Стараюсь держать гортань
низко приёмом зевка, ничего не надо делать с усилием. Наверху надо
открыть всё горло, сделать улыбку - открыть рот вверх и в стороны.
Хорошо ощущаю и грудной и головной резонаторы. Для верхних нот тенор
должен правильно сформировать центр - не перегружать его: если центр
поётся плотным звуком, то верха не удаются. А вот драматический тенор
должен думать о плотной середине. По записям теноров слышно, что они
перед ходом вверх уже на центре шлют звук в маску, держат его у носа.
Если певец верно берёт дыхание и не толкает его, а удерживает у
"подложечки", то он может петь любую кантиленную фразу. Когда у меня
возникают вокальные проблемы, просто слушаю диски Бенджамино Джильи.
Пуччини по сравнению с Верди требует более широкого звучания. У Пуччини
можно даже некоторые Ре - Фа-диез спеть на собранно-прикрытом звуке. У
Верди, Беллини, Верди это делать опасно. Хорошо спеть открыто - это
значит всегда петь на хорошей широкой прикрытой круглой основе, иначе
будет болеть горло. Например, в арии Рудольфа "la speranza" надо хорошо
приготовить Фа, Соль, Ля-бемоль: вместо "ла" петь типа "ло", делать это
надо на хорошем посыле дыхания и собранным округлым звуком - старая
манера. Всегда делаю упражнения Бара "ни-ни..".

Пьеро Каппуччилли
Mezzo voce основано на диафрагме при небольшом посыле дыхания.
Упражнения - октавные скачки различными способами: 1) нижнее До на форте
и верхнее - тоже, но постепенно уменьшая звук деминуэндо и вернуться
вниз на деминуэндо или 2) нижнее До на пиано, а верхнее развернуть до
фортиссимо и спуститься на фортиссимо и далее деминуэндо до пиано. На
этом диафрагма учится хорошо поддерживать звук. Певец должен ощущать
себя хорошо вросшим в землю.

Сесто Брускантини (бас-баритон)
 Пение - это удлинённое дыханием слово, доведённое до определённой
полноты звучания и насыщенное певческим тембром. Первое, чего должен
добиваться певец, это широкое и свободное звучание голоса. Дышать в
пении можно по-разному? - нет, это глубоко ошибочно. Джильи дышал не
просто животом, а _низом_ живота, а между тем, некоторые поддерживают
тон диафрагмой. Я сам этого не знал и голос не развивался, а когда мне
сказали про низ живота, у меня пошли легче верхние ноты, смычок виолы  
итп. Пение вообще это очень искусственная найденная приспособленная
развитая вещь. Многие дышат только вперёд, это ошибочно, а надо вокруг:
в спину, рёбра, вперёд, и везде по окружности; добирать дыхание можно
уже и грудью, но не высоко.
 Ровный по тембру голос получается в результате того, что во всём
диапазоне певец использует ВСЕ резонаторы с одинаковой степенью.
Генеральная установка: равновесие между степенью открытия гортани и
резонированием звука в грудном и головном резонаторах. Гортань дБ всегда
опущена, а артикулировать надо лишь губами.

Иво Винко (баритон)
 Всегда дышал диафрагмой, а через 10 лет убедился, что мужчинам надо
дышать НИЗОМ ЖИВОТА. Петь только в маску - постепенная деградация
голоса, петь надо всем телом, особенно грудной клеткой и тогда голос
автоматически идёт в маску и так. Надо прикрывать все звуки перехода и
выше, по ощущению это связано с расширением горла; эти звуки только в
отдельных случаях надо брать собранно и узко. Тот, кто не умеет делать
их прикрытыми и всё больше собирает в маске, кончает тем, что сжимает
горло и лишается возможности брать верха. Но одно и то же Ре в одних  
ариях надо брать открыто, а в других закрыто. Звук я прикрываю не ртом,
не губами, а горлом без движения губ.

Паоло Монтарсоло
 Мужчины, особенно спортсмены, дышат категорически неправильно:
расправленной грудью и высоким типом. Надо, чтобы вдох минимально
загружал горло: вниз! Приём Бара: когда голос глохнет, надо сидя
наклонить голову к груди, чтобы почувствовать прилив крови, и петь на
стокатто упражнение в трезвучии на слог "ни-ни-ни". Гортань дБ внизу
всегда. Акцентированная как в речи артикуляция нарушает вокал, голос
меняет свои свойства, а он всегда дБ собран. Певческая артикуляция -
совсем не то, что речевая.
 На верхах надо "поднимать рояль" и не напрягать гортань, произношение
должно ощущаться будто оно резонирует впереди, но делать его надо в
глубине, сзади. Упражнение "Елена, Елена елеонора" (с.134) - поднимать
по полутонам. Это упражнение, если открыть звук, спеть нельзя. Если
психика спокойна, можно делать фантастические вещи наверху диапазона.

Франко Тельявини
В основе моего (и Монако и Корелли итд) пения лежит низкое дыхание,
горло надо держать широким, гортань низкой. После того как я взял
дыхание вниз, я стараюсь держать глотку возможно более широкой,
объёмистой, и это создаёт условия для того, чтобы звук на определённой
высоте сам перевернулся, прикрылся - получается автоматически, если
дыхание взято вниз и горло открыто широко. Дыхание можно тренировать без
звука. Переходный регистр выше Фа надо делать так, чтобы его было слышно
как можно меньше. Упражнения для выравнивания перехода: гаммы на квинту,
нону, арпеджио, упражнения небольшого диапазона, на все гласные. Чтобы
взять высокую ноту надо: верно вдохнуть, ощутить объём, открытое горло,
опустить гортань, свободно опустить челюсть, сделать её мягкой т потом
идти на прикрытие, т.е, на поворот звука с посылом в маску, челюсть
подаётся назад. Ваш тенор спел так, как мы бы не смогли. Он пел "Recondi
termonia di belleza e bruna floriana" далее идёт "e-te", и он берёт "е"
наверх отдельно, Что для нас невозможно. Мы переносим через портаменто
"e-te", мы ведём линию, ничего не меняя, а у него получается сильный
толчок при ходе наверх - горло не может оставаться спокойно и звук на
него садится. Для нас обязателен плавный переход звучания от низа наверх
с полным сохранением позиции. Положение и форма рта, я считаю, дело
частное. Например, я открываю рот не слишком, наверху чуть больше и
челюсть назад.

Ролландо Панераи и Сесто Брускантини
Я всегда ищу такой вибрации связок и соотношения резонаторов, чтобы
голос был наиболее ровен по тембру. Когда я хорошо пою, я не чувствую
горла и связок, чувствую только, что гортань у меня сжимается,
суживается при пении.

ВЫВОДЫ
1.   Певец в Италии занимается голосом на протяжении всей карьеры.
2.   Мышечные ощущения у разных певцов разные.
3.   Имеется сознательное управление элементами голосового аппарата.
4.   Трудность певческой профессии в том, что голосообразование очень
трудно поддаётся физическому самоконтролю.
5.   Профессиональный голос растёт медленно и постепенно.
6.   В процессе обучения педагог должен искать разные подходы и лишь
предлагать те или иные приёмы, а всё остальное - дело ученика.
7.   Огромное значение имеет знание педагогом возможных индивидуальных
особенностей голосового аппарата разных людей.
8.   Существую 2 противоположных мнения: а) пение - естественный
процесс; б) пение - искусственный, специально организованный.
9.   Петь на речевой основе нельзя.
10.   Первые год-два надо делать только упражнения и петь вокализы.
11.   Все высказались за мягкую атаку звука.
12.   Все высказались за поднятие верхнего нёба.
13.   Басы и баритоны высказались за опущенную гортань.
14.   Для положения языка жесткого правила нет.
15.   Вокальная артикуляция - иная, чем речевая.
16.   Резонаторы даны людям генетически, т они сами начинают озвучивать,
когда певец правильно формирует звукоизвлечение; так образуется
индивидуальный тембр.
17.   Есть мнение: в переходном и выше диапазонах дефекты организации
голоса и вокальные трудности выравниваются лучше всего.
18.   Прикрытие снимает чрезмерное напряжение аппарата наверху.
Дмитриев: развитие микстового регистра связано с совместной
работой связок по фальцетному и грудному типам - неестественная
технология; округление звуков за счёт изменения конфигурации рта
как в О или У лишь увеличивает сопротивление и этим облегчает
работу связкам.


Оффлайн Геор

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
И вторая книга:
_________________________________
Фонд Библиотеки Блока Щ31 4.3/Д53
ДМИТРИЕВ Л.Б. Основы вокальной методики М, Музыка 2000

с.40 на расстоянии 1м ото рта:
- большие оперные голоса   120Дб и более
- оперные            110 - 120 ДБ
- для комических опер      100 - 110 ДБ
- для оперетты          90 - 100
- камерные голоса       80 -  90
- голоса, требующие микрофона    80 и менее
с.45 В поставленном певческом тембре ок.35% энергии сосредоточено в ВПФ,
энергия перекачивается в область наибольшей чувствительности уха, это в
практике называют высокой позицией звука.
с.54 Нервная клетка не может находиться в возбуждённом состоянии более
15 минут
с.58 Слуховые дифференцировки у ученика будут развиваться тогда, когда
верное звучание будет подкрепляться, а неверные отрицаться; когда перед
учеником не будут ставить много или излишне сложные задачи.
с.59 Павлов: важнейшее правило - постепенность; анализатор сначала
вступает в действие сперва более общей (грубой) своей частью, и только
затем - путём постепенного дифференцирования условным раздражителем -
остаётся работа его тончайшей части.
с.74 Утрата певческого голоса обычно связана с потерей согласованности
певческой координации, а не с необратимым разрушением голоса.
Поставленным называют голос: звонкий, металлический, полётный, округлый,
мясистый, бархатный, сильный, ровный, льющийся.
с.141 Можно заметить разнообразие видимых дыхательных движений у
профессионалов и разноречивость их мнений о технике и роли дыхания.
с.147 Вокальное совершенство Мб достигнуто при любом типе дыхания,
грудной тип не является порочным. Расход дыхания при звукообразовании
зависит от характера работы голосовых связок. У некоторых выдающихся
певцов (2%) во время пения грудные и брюшные стенки не спадали вовсе.
с.168 Все певцы пользуются смешанным типом дыхания и часто сами не могут
сказать, каким типом пользуются, т.е, вопрос дыхания в значительной мере
условен. Если ученик уже пользуется к.-л. типом дыхания, то вряд ли его
стоит переучивать на другой тип! Следует помнить, что всякое
кардинальное переучивание - это полная замена всех певческих рефлексов,
Что есть очень трудная задача для всей нервной системы певца со всеми
вытекающими. Не следует передавать ученику дыхательные ощущения, которые
сопровождают певческий процесс у педагога.
с.169 Из предыдущего следует вывод о том, что не столько важен тип
вдоха, сколько организация выдоха, история и практика вокального
искусства явно показывают, что в отношении организации выдоха разнобоя 
мнений - как в отношении вдоха - не отмечается. Во всех школах
говориться о подготовке дыхания, верной атаке звука и сбережении
дыхания: 1) не перебирать количество воздуха; 2) не начинать звук без 
достаточной дыхательной поддержки, для этого перед атакой сделать
задержку дыхания; 3) целесообразным видом атаковать; 4) плавно подавать
дыхание - не ослаблять и не толкать; 5) излишек дыхания в конце фразы
выдохнуть. При глубоком низком дыхании трахея может растягиваться, Что
повлияет на частоту её резонанса.
с.177 Гортань у профессионального певца при пении занимает особое
положение, обычно не совпадающее и с положением покоя и с речевой
установкой, её певческая установка у различных певцов - различна. В
известных примерах баритоны и басы гортань опускали (втч, специально
тренировались в этом); лирические и колоратурные сопрано её поднимали
или оставляли в положении покоя; у меццо-сопрано, драм-сопрано и теноров
такого единообразия не наблюдалось. По нашим данным ученик не достигает
профессионального звучания, если специально прививать ему чуждое для его
голосового аппарата положение гортани в процессе пения. p.s. Гортань
опускается (ротоглоточный канал увеличивается) при зевке и поднимается
при глотании.
с.190 Прививка певцу произвольного положения гортани ведёт к деградации
голоса. Педагог должен иметь большой научный кругозор или по крайней
мере отличную интуицию. Если голосообразование формируется правильно, то
очевидно, гортань заняла оптимальное положение и не надо её трогать.
с.221 Регистр певческого голоса - ряд однородных звуков, выполненных
единым физиологическим механизмом. Мужской голос имеет 2 регистра:
грудной и фальцет - и 1 переход.
с.234 Как учить прикрытию: а) найдя прикрытие на переходных нотах или
вверху, спускают навык по диапазону; б) нахождение прикрытия внизу и
тянут вверх: внизу на пиано добиваются фальцетного характера смыкания
связок  и постепенно включают фальцетное звучание в (естественное для
этих нот) грудное, образуя микс; в) изолированное развитие и фальцетного
и грудного звучания по всему диапазону и только после этого делать микс.
Дело таланта педагога - определить тип смешения, свойственного аппарату
данного ученика и суметь развить его.
с.285 Естественно, что именно не резонатор - источник металлического
тембра, а он только усиливает уже сформированные голосом соответствующие 
частоты. Всё, что может сделать певец, это - ту организацию работы
гортани, при которой в голосе будут присутствовать нужные обертоны.
с.294 Напряжение со связок снимает верная координация давлений:
надсвязочного и подсвязочного. Др.словами: надо, чтобы вход в гортань -
надсвязочная область - была сужена! Это происходит при некоторых
физиологических актах: поднимание тяжести, кряхтение, натуживание (это -
грубые приёмы, при которых можно сузить и область гортани и под
связками), задержка дыхания перед атакой, твёрдая атака, поднимание
гортани - в практике говорят, будто возникает чувство опоры. Для теноров
с целью тренировки сужения надсвязочной области имеет смысл попробовать
пение на А с уложенным языком и перенести это потом на другие гласные.
Профессиональный голос всегда характеризуется сужением входа в гортань
во время пения.
GS: область связок, суженной надгортанной области и последующее
расширение напоминают форму сопла реактивного двигателя.

с.300 Принципы воспитания певцов: 1) взаимоединство художественного и
технического обучения - нельзя заниматься _только_ постановкой голоса;
2) индивидуальный подход - не может быть единых подходящих всем приёмов;
3) постепенность и последовательность - от простого к сложному.
с.307 Классификация голосов.
МУЖСКИЕ:
Теноры До/До:
- альтино, контр-тенор - до Ми 2-й октавы: Звездочёт в "Зол.петушке";
- лир - Собинов, Лемешев;
- лир/драм - Джильи, Нэлеппа;
- драм - Таманьо, Карузо, Монако, Джильи;
- характерный - Бомелей, Юродивый, Трике;
Баритоны Ля/Ля:
- лир - Жермон, Онегин;
- лир/драм - Демон, Мазепа: Гоби, Гнатюк, Гуляев;
- драм - Яго, Скарпиа, Грязной, Игорь: Руффо.
Бас Фа/Фа:
- высокий - Игорь, Томский, Мефистофель: Шаляпин, Нестеренко;
- центральный - Гремин, Кончак: Пироговы, И.Петров, В.Р.Петров;
- низкий (профундо): Михайлов, Поль Робсон;
октавист - до Фа контроктавы.
ЖЕНСКИЕ:
Сопрано До_малой/До_3
- колоратурное - выше До_3: Тотти Даль Монте, Мирошниченко;
- лир/колор - Нежданова, Скотто, Сазерленд;
- лир - Мими, Татьяна: Вишневская, Френи;
- лир/драм - Тоска, Мария (Мазепа): Милашкина, Калласс;
- драм - Ярославна: Сливинская, Бригит Нильсон;
Меццо - Ля_мал/Ля_2 - Кармен, Любаша: Долуханова, Обухова, Борисенко;
Контральто - Кончаковна: Антоновна, Збруева, Андерсон.
с.312 Тесситура - средняя звуковысотная нагрузка в данном произведении
по отношению к конкретному голосу.
с.316 ПОЗА , при которой брюшной пресс натянут, и грудная клетка
находится в свободном развётнутом состоянии, рассматривается как лучшая
для пения. Мышечная собранность есть в сущности нервно-мышечная
собранность, мобилизация мышц мобилизует и нервную систему, в которой и
устанавливаются рефлексы-навыки. Свободное лицо, свободный рот, мягкий
подбородок - необходимые условия верного голосообразования. Развёрнутая
грудная клетка создаёт оптимальные возможности для работы диафрагмы, для
хорошего тонуса дыхательных мышц. Показ правильного пения нагляден,
доступен, заразителен, ученик вдохновляется, чего невозможно достигнуть
никакими рассказами.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
О дыхании там есть любопытные вещи.
Например, пишет Дмитриев, что если певец поет с помощью высокого грудного дыхания, чуть ли не ключичного, и звуковедение у него верное, голос звучит хорошо - не стоит его переучивать.
А потом пишет, что правильное дыхание -нижнереберное с участием верхней части брюшины, так поет большинство певцов и для постановки голоса такой тип подходит лучше всего.
Вопрос, как звуковедение может быть хорошим, если человек дышит неправильно?

А когда Я читала книгу, Вишневская была записана в драмсопрано, Каллас - в лирические. У вас редакция другая.

с.58 Слуховые дифференцировки у ученика будут развиваться тогда, когда
верное звучание будет подкрепляться, а неверные отрицаться; когда перед
учеником не будут ставить много или излишне сложные задачи

Иными словами, ученик будет слышать правильно ли он поет, если учитель обращает его внимание на неверное пение и исправляет. (Ну и язык у господина Дмитриева :)).
А вот с остальным я не согласна. Вопрос индивидуальный: кому-то надо ставить сложные задачи, иначе он перестанет развиваться, а кому-то можно дать и отдохнуть.
Вокал вообче штука индивидуальная.
Кто-то поет на верхней гортани, кто-то на пониженной, кто-то не понижает ни поднимает.
На неудобных гласных она все равно будет либо повышаться либо понижаться, так что идея не в том, чтобы держать ее в одном и том же положение, а в том, чтобы побыстрее вернуть ее на положенное место.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
О дыхании там есть любопытные вещи.
Например, пишет Дмитриев, что если певец поет с помощью высокого грудного дыхания, чуть ли не ключичного, и звуковедение у него верное, голос звучит хорошо - не стоит его переучивать.
А потом пишет, что правильное дыхание -нижнереберное с участием верхней части брюшины, так поет большинство певцов и для постановки голоса такой тип подходит лучше всего.
Вопрос, как звуковедение может быть хорошим, если человек дышит неправильно?

Я думаю, это значит, что звук может быть красивым и при верхнем дыхании, но для оперного (не камерного) вокала абдоминальное дыхание однозначно лучше.

...Кто-то поет на верхней гортани, кто-то на пониженной, кто-то не понижает ни поднимает.
На неудобных гласных она все равно будет либо повышаться либо понижаться, так что идея не в том, чтобы держать ее в одном и том же положение, а в том, чтобы побыстрее вернуть ее на положенное место.

У Плужникова в его брошюрке сказано вообще наоборот - чем выше нота, тем НИЖЕ надо опускать гортань ! По-моему, это означает, что надо *больше стараться* опускать гортань ниже - тогда при увеличении усилий гортань на самом деле останется на месте.

Гортань жаждет подвинуться не только в соответствии с высотой тона, но и из-за разного импеданса у разных гласных (например, у "и" малый импеданс, и гортань лезет вверх). 

А по теории гортань должна стоять на месте как влитая, и общеизвестны упражнения на выравнивание тембра на разных гласных на одной ноте, которые это как раз и тренируют.  А уж что получается на самом деле - не знаю :-) ; главное, чтобы тембр не менялся.

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
  А уж что получается на самом деле - не знаю :-) ; главное, чтобы тембр не менялся.

Это точно.