Автор Тема: Анатолий Орфёнов (1908-1987) и его книга "Записки русского тенора"  (Прочитано 14073 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Несколько лет назад вышла книга Орфёнова "Записки русского тенора", М., 2004, издательство Фонда Ирины Архиповой.

http://hripin.narod.ru/orfenov.htm

Биография певца имеется на сайте Бельканто:
http://www.belcanto.ru/orfenov.html
« Последнее редактирование: Август 07, 2010, 15:52:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На Ютубе нашлась парочка записей замечательного певца, вот одна из них:

http://www.youtube.com/watch?v=R4kvOcngY0o

Это фрагмент "Алеко" Рахманинова.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Прекрасный тенор. Мне он очень очень нравится. Книгу к сожалению не читал.
А у Анатолия Орфенова есть и полные записи опер ;)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Анатолий Иванович родился в 1908 году, а умер в 1987-м. 

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Недавно послал его записи одному иностранцу, он говорит - один из лучших легких теноров что я слышал, голос еще красивее чем у раннего Ди Стефано но еще нежнее и элегантнее.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Анатолий Иванович родился в 1908 году, а умер в 1987-м. 

Ай-яй-яй !!
Вы правы.
На сайте Бельканто в заголовке статьи ошибка, а я скопировал, не проверив.
Я сообщу по инстанции.

Русский тенор Анатолий Иванович Орфенов родился в 1908 году в семье священника в селе Сушки Рязанской губернии недалеко от города Касимова.
На рубеже 60-70-х в ГАБТе в очередной раз сменилась власть, и ушел весь директорат во главе с Чулаки и Анастасьевым. В 1980 году, когда Анатолий Иванович вернулся из Чехословакии, его тотчас позвали в Большой. В 1985 году он ушел на покой по болезни. Умер в 1987 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как ни странно, фамилии Орфёнова нету в бумажном издании Оперного словаря Цодокова. Впрочем, в более поздних электронных переизданиях Оперного словаря это имя должно появиться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
А у Анатолия Орфенова есть и полные записи опер ;)

Причем очень много, в т. ч. до сих пор неизданные. К столетию со дня его рождения в "Аквариусе" были выпущены две оперы с его участием  - "Орфей и Эвридика" Гайдна и "Эсмеральда" Даргомыжского (http://aquarius-classic.ru/person?sid=92).



На 2-м диске этого альбома есть большое 50-минутное дополнение:
Анатолий Орфёнов исполняет арии из опер «Ямщики на подставе» Е. Фомина, «Пан Твардовский» А. Верстовского, «Леста, Днепровская русалка» С. Давыдова, «Эврианта» К. Вебера, «Ревнивый любовник» А. Гретри, «Измена» М. Ипполитова-Иванова, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, романсы и песни М. Яковлева, Н. Огарева (!!!), В. Андреева, П. Булахова, Ф. Мендельсона. Все эти записи, как и опера, изданы впервые. 

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Вы не поверите, но я вчера послушал "Эсмеральду" и думал о том, чтобы открыть тему про эту оперу. Очень хорошая музыка и достойное исполнение

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Вы не поверите, но я вчера послушал "Эсмеральду" и думал о том, чтобы открыть тему про эту оперу. Очень хорошая музыка и достойное исполнение

Исполнение просто выдающееся! К сожалению, мне так и не удалось найти фотографии Галины Петровны Сахаровой и Владимира Петровича Захарова, чтобы дать их в буклет. Если у кого-нибудь они есть - просьба поделиться. Оказалось, что это большая редкость - даже на радио, где они прослужили не одно десятилетие, нет их фотографий.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Причем очень много, в т. ч. до сих пор неизданные. К столетию со дня его рождения в "Аквариусе" были выпущены две оперы с его участием  - "Орфей и Эвридика" Гайдна и "Эсмеральда" Даргомыжского  

Да, шикарный диск - и потому, что об этом певце мы все не слишком много знали, и потому, что опера довольно редкая представлена.
« Последнее редактирование: Август 07, 2010, 23:51:26 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Между прочим, в конце упомянутой книги есть список, составленный самим Анатолием Ивановичем, в котором перечисляются партии. исполненные им в оперных радиопостановках. Очень впечатляющий список. Чего там только нет. Многое из этого было записано в фонд радио, но до сих пор не издано, хотя можно с уверенностью сказать - каждая запись достойна нашего внимания. Вот недавно слушал фрагменты из "Сорочинской ярмарки" с Орфеновым в записи 1947 г. и думал о том, что у нас ведь нет хорошей записи этой оперы, которую можно было бы слушать не только для ознакомления с произведением. Как жалко, что такие записи до сих пор недоступны широкой аудитории.     

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
  Очень много красивых слов. А по правде говоря, на сцене не впечатлял. Имел для оперы недостаточно большой голос. Тембр легкий, приятный, но звучал, мягко сказано, не сильно. Пел точно. Музыкален. Но зал звуком не наполнял. Даже в филиале, не говоря о большой сцене. Наслушался я его в основном в "Проданной невесте", которую очень любил. Говорят, что был хорош в роли зав. оперной труппы. Не удивляйтесь моим "мемуарам". Оперу посещал с 16-летнего возраста. А сейчас мне 76.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
  Очень много красивых слов. А по правде говоря, на сцене не впечатлял. Имел для оперы недостаточно большой голос. Тембр легкий, приятный, но звучал, мягко сказано, не сильно. Пел точно. Музыкален. Но зал звуком не наполнял. Даже в филиале, не говоря о большой сцене. Наслушался я его в основном в "Проданной невесте", которую очень любил. Говорят, что был хорош в роли зав. оперной труппы. Не удивляйтесь моим "мемуарам". Оперу посещал с 16-летнего возраста. А сейчас мне 76.

Наоборот, очень интересно слышать из первых уст, от людей, которые слышали таких певцов в живую. Вам очень повезло!
Орфенов очень хорош на записях. Все таки в записях сила голоса не очень важна. И можно наслаждаться красотой голоса.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Оперу посещал с 16-летнего возраста. А сейчас мне 76.

Да, солидный оперный стаж !
По всем статьям вы должны иметь на нашем форуме звание "старейшины".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Я тоже думаю, что главная творческая "миссия" Анатолия Ивановича была именно на радио. Здесь его голос очень подходил. Невозможно даже представить себе оперную труппу Всесоюзного радио без А.И. Орфенова.  Между прочим, до сих пор не написана история этого уникального радиотеатра. То, что мы знаем - это отрывочные сведения из мемуаров и книг о некоторых солистах. Не знаю, есть ли вообще где-нибудь полный перечень этих уникальных певцов. Антонина Клещева, Нина Александрийская, Константин Поляев. Людмила Легостаева, Владимир Захаров, Галина Сахарова, Лев Ашкенази и т. д.  Даже на радио не осталось ни сведений о них, ни фотографий. Вместе с тем, мы до сих пор слушаем записи с их участием, а сколько записей еще не издано.

Звуковое наследие Анатолия Ивановича просто поражает воображение. В вышеупомянутый диск включены его редчайшие оперные и камерные записи, но это капля в море. Если когда-нибудь будут изданы все его записи, то это будет целая энциклопедия уникальной музыки в превосходном, особенно на сегодняшний день, исполнении. Чего стоит, например, его большая программа романсов Кюи, "Аделаида" Бетховена, кантата "Аврора" Россини (с Александром Розумом и Ниной Поставничевой), романсы Римского-Корсакова, Даргомыжского, Гречанинова, Глазунова, прекрасные вокальные миниатюры В. Власова, песни Вольфа и Монюшко.  Ну и, конечно, оперы. Скажем,  "Шах-Санем" Глиэра или "Зачарованный замок" Монюшко.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Ну на радио еще более ярко раскрылся Георгий Абрамов. Но это уже другая тема.
Мне кажется работа на радио или в студии позволяет не задумываться о своей силе голоса, будет ли тебя слышно или нет. Эта работа позволяет максимально сосредоточиться на образе.
Я надеюсь, что когда - нибудь мы дождемся выпуска всех записей, находящихся в архивах и фондах. Пусть на это и уйдет десятки лет, но это стоит того. И вообще, мы должны прийти к тому, чтобы в интернете был звуковой архив, где каждый человек в свободном доступе сможет их прослушить онлайн. 

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Если обратиться к первому сообщению - насчет книжки. Она сама по себе весьма интересна.
С удивлением узнал, что Огнивцев и Ведерников преподавали в ГИТИСе !

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
А.И. Орфёнов исполняет две редкие "восточные" арии из русских опер:

Индийская песня Вагоа из оперы А. Серова "Юдифь" и ария Ашик-Кериба из оперы Р. Глиэра "Шах-Сенем".

http://historyofthetenor.com/page.php?162

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.И. Орфёнов исполняет две редкие "восточные" арии из русских опер:
Индийская песня Вагоа из оперы А. Серова "Юдифь" и ария Ашик-Кериба из оперы Р. Глиэра "Шах-Сенем".
http://historyofthetenor.com/page.php?162

О, я совершенно очарован арией из оперы Глиэра: композитор, конечно, великий мастер ! Это ж надо - он обращается с муз.материалом других народов, как со своим собственным, и как вживается в него !
Орфёнов исполнил эту вещь великолепно, нет слов: с таким пониманием восточной истомы, с таким совершенством всех прихотливых мелодических изгибов ! А в конце такие cresc. и dim., что я просто наслаждался.
Да, вот где сливаются воедино музыка и её исполнение.
Шикарно.

Вот бы эту оперу целиком где-нибудь достать !
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2010, 15:48:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Вот бы эту оперу целиком где-нибудь достать !

Есть как минимум две записи этой оперы. Первая - монтаж 1952 г. с А. Орфеновым, К. Рачевской и Г. Абрамовым (http://www.gtrf.ru/ru/cat/?id=97156&p=0). Вторая - полная запись с выдающейся азербайджанской певицей Шевкет Мамедовой в заглавной партии (http://www.gtrf.ru/ru/cat/?id=97152&p=0). Обе они еще, вроде, не издавались.
Ну и, конечно, две арии Шах-Сенем в исполнении нашей великой певицы Елены Андреевны Степановой. Вот одна из них: http://www.youtube.com/watch?v=_YTEgDQP7tw

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Максим, Вы нашли фото Галины Сахаровой?
я писал об этом А.Рязанцеву

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Максим, Вы нашли фото Галины Сахаровой?

Нет.

Оффлайн sergas1959

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70

 У меня есть на виниле альбом из 2-х пластинок Орфёнова. С удовольствием слушаю, очень приятный голос.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
http://russian-records.com/details.php?image_id=17238
http://russian-records.com/details.php?image_id=17239
вот на этом чудесном сайте. Я не раз писал слова благодарности в книге гостей.
к сожалению, я там не зарегистрирован. Если кто-то зарегистрирован, пож-та, попросите выложить звук этой пластинки
я просил одного участника, но видимо, он не сделал это.
у меня также есть еще одна патефонная пластинка с Сахаровой, где она исполняет вальсы Штрауса.
Винил Орфенова есть в цифре-особенно мне нравится сцена из Вертера с Рождественской. И если мы говорим об одном и том же-Искусство Орфенова-, то там были изданы арии из Лесты, Красицкий, Вагоа-прелестнейшие вещи. Их потом переиздал аквариус.
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2013, 08:28:50 от Eugen B »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Спасибо! Ещё ищем фото Онисима Брона и Людмилы Легостаевой.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения А.И. Орфёнова.




Парочка записей с наших дисков:

Песня Тимофея (Е. Фомин "Ямщики на подставе"):
http://www.youtube.com/watch?v=Um3wjctnrvw
Ария Синей Бороды (одноим. опера Ж. Оффенбаха)
http://www.youtube.com/watch?v=77EUKZ8_-x8

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интересно, что в МАМТе поет внук Анатолия Орфенова - Андрей Батуркин: "Наследник по прямой" http://www.operanews.ru/baturkin.html
Che mai sento!

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 401
    • Андрей Ковалев
А почему нет специальной темы, посвященной Андрею Батуркину?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А почему нет специальной темы, посвященной Андрею Батуркину?

Вот она:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9324.0.html

Но он не единственный в Москве музыкальный представитель семьи Орфёнова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мы недавно обсуждали тему семейственности в театрах (на примерах Урина и Черномуровой и т.д.)

Дочь Анатолия Орфёнова Любовь Орфёнова - концертмейстер, педагог по вокалу.

Орфёнова рассказывает: "Даже не сомневалась, что буду работать концертмейстером в Большом театре. Но моё окончание института им. Гнесиных совпало с тем периодом, когда папа вернулся в Большой театр в качестве Заведующего оперной труппой. Он был настолько щепетилен, что не посоветовал мне играть конкурс в коллектив, где оказался бы моим начальником".

Орфёнова работала в МАМТе и за границей. Теперь она работает в Большом театре.

"Вот и плавный переход к теме, ставшей поводом к нашей встрече. О Вашем участии в Молодёжной программе Большого театра. Вы, Любовь Анатольевна, педагог-консультант, безусловный авторитет для всех начинающих вокалистов и концертмейстеров. И кроме того – некая связующая нить с прежним советским ГАБТом, где тоже была стажёрская группа оперы, которую долго и трепетно пестовал Анатолий Иванович Орфёнов.

Меня пригласил сотрудничать в 2009-м году Дмитрий Юрьевич Вдовин. Наш первый проект – совместный концерт молодых солистов Большого и Театра им.Станиславского прошёл с успехом, и вскоре я начала курировать новорожденную Молодёжную программу. ". http://www.operanews.ru/13102002.html

Внук такого дедушки и племянник такой тёти баритон Андрей Батуркин поёт в МАМТе, а не в Большом театре. В каждой семье свои традиции.

"— А довелось ли Вам поработать с Любовью Анатольевной, как с концертмейстером?

— До неё всегда было трудно добраться, она нарасхват у коллег-вокалистов. Но именно тётя со мной готовила программы и ездила на конкурсы им. Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского. И сейчас удаётся иногда вместе выступить, правда, редко. Она очень занята в Молодёжной программе Большого театра.

— Как Вам кажется, Любовь Анатольевна строже к племяннику, чем к другим певцам?

— Возможно да, у нас это семейное, что к своим надо подходить с большей строгостью. Я ей за это благодарен. Если есть за что поругать, то почему же и нет".
http://www.operanews.ru/baturkin.html
« Последнее редактирование: Ноябрь 07, 2014, 14:32:12 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анатолий Орфёнов (за кадром) Серенада Эрнесто из оперы "Дон Паскуале"
https://www.youtube.com/watch?v=QMIOyyCnb9M

Анатолий Орфёнов (за кадром) Ария Эрнесто из оперы "Дон Паскуале"
https://www.youtube.com/watch?v=NZPOmMo53X4

Анатолий Орфёнов, Галина Сахарова (за кадром) Дуэт Эрнесто и Норины из оперы "Дон Паскуале"
https://www.youtube.com/watch?v=2tmJDM-DdrY
« Последнее редактирование: Март 29, 2016, 10:41:20 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 613
    • Русское исполнительское наследие на CD
К 110-летию со дня рождения А.И. Орфёнова РГАФД опубликовал редкую запись: http://ргафд.рф/%D1%81allendar/30-10-2018
 
Уже, видимо, скоро в "Аквариусе" выйдет радиомонтаж оперы "Дон Паскуале" с участием А. Орфёнова, Г. Абрамова, Г. Сахаровой и И. Бурлака (полная оригинальная фонограмма, под которую потом был снят телефильм; в фильм она вошла не полностью).
Перечень записей А.И. Орфёнова, выпущенных в "Аквариусе" ранее: http://www.aquarius-classic.ru/person?sid=92