Автор Тема: Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869), русский композитор  (Прочитано 35689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Старый капрал" Даргомыжского

Борис Гмыря
http://video.mail.ru/mail/lida_vipstar/50045/50057.html

Фёдор Шаляпин:
http://edu.kubannet.ru/dlrstore/a04ecee9-47fb-49d2-d262-16dd88c8733f/Dargomijsky%20Starij%20kapral_Chaljapin_Opisanie.htm

-----------------------------------------------------------------

А. С. Даргомыжский
(1813 - 1869)

"Старый капрал"
песня («драматическая песня» - по определению А. Даргомыжского) для голоса с фортепиано.

Автор текста: Пьер Жан  де Беранже (1780  - 1857); перевод В. Курочкина.


«Старый капрал» принадлежит к числу лучших произведений А. Даргомыжского.  Эта песня написана на стихи французского поэта Беранже, творчество которого было  весьма созвучно с этическими и эстетическими устремлениями композитора. Пьер Жан де Беранже родился 19 августа 1780 г. в Париже, в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии он не был аристократом). Он известен, прежде всего, своими сатирическими произведениями. В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видит разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо. В первых поэтических опытах видно влияние классицизма, но вскоре Беранже осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Многие произведения Беранже написаны в жанре куплетов. Куплеты состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. Одним из  лучших  образцов этого жанра является «Старый капрал».    
Особенности содержания и формы песен Беранже полностью сохранились в русских  переводах В. Курочкина.        

  

В ногу, ребята, идите.
Полно, не вешать ружья!
Трубка со мной... проводите
В отпуск бессрочный меня.
Я был отцом вам, ребята...
Вся в сединах голова...
Вот она - служба солдата!..
  В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Да, я прибил офицера!
Молод еще оскорблять
Старых солдат. Для примера
Должно меня расстрелять.
Выпил я... Кровь заиграла...
Дерзкие слышу слова -
Тень императора встала...
   В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Честною кровью солдата
Орден не выслужить вам.
Я поплатился когда-то,
Задали мы королям.
Эх! наша слава пропала...
Подвигов наших молва
Сказкой казарменной стала...
   В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Ты, землячок, поскорее
К нашим стадам воротись;
Нивы у нас зеленее,
Легче дышать... Поклонись
Храмам селенья родного...
Боже! Старуха жива!..
Не говори ей ни слова...
   В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Кто там так громко рыдает?
А! я ее узнаю...
Русский поход вспоминает...
Да, отогрел всю семью...
Снежной тяжелой дорогой
Нес ее сына... Вдова
Вымолит мир мне у бога...
   В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Трубка, никак, догорела?
Нет, затянусь еще раз.
Близко, ребята. За дело!
Прочь! не завязывать глаз.
Целься вернее! Не гнуться!
Слушать команды слова!
Дай бог домой вам вернуться.
   В ногу, ребята! Раз! Два!
  Грудью подайся!
  Не хнычь, равняйся!..
  Раз! Два! Раз! Два!

Опираясь на опыт Беранже и на технику водевильных песенок, В. Курочкин разработал жанр сатирического «куплета». Курочкин искал острых стихотворных сатирических формул, которые врезались бы в память читателя, вошли в обиходную речь, плотно прилепились бы к объекту нападения. Это требование блестяще осуществлялось отточенным рефреном, хлестким каламбуром, неожиданной рифмой и т. д. Изобретательность Курочкина в этом отношении была неисчерпаема. Переводы Курочкина из Беранже сливаются с оригинальным творчеством в одно целое. Благодаря Курочкину Беранже стал одним из любимых писателей разночинной756 интеллигенции. Несмотря на нередкие смягчения (из-за цензуры) переводы Курочкина из Беранже и сейчас сохранили значение.

«Старый капрал» А. Даргомыжского – это,  в сущности, драматическая сцена: монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Сам композитор назвал  это  произведение «драматической песней». Этим подзаголовком композитор  определил не только характер произведения, но  и  его жанр. В вокальной партии много речитативности. Каждый куплет более драматичный, чем предыдущий. Повторяющийся припев в виде чеканного марша – обращения героя песни к товарищам -  звучит  как строевая команда, которую отдает капрал. Музыка песни гибко  следует за текстом, развиваясь естественно  и свободно. В музыке Даргомыжский очень реалистично  и с большой художественной силой нарисовал мужественный облик старого солдата, передал глубину его переживаний. Глубокое впечатление производит контраст речитативно-песенных эпизодов – воспоминания старого  солдата о трудной, но  достойно  прожитой жизни, задушевных  обращений к товарищу – и сурового  чеканного  рефрена. В средней части - напевной и более сдержанной по темпу - герой вспоминает родную  деревню, ее широкое приволье, старушку-жену. В  заключении песня приобретает черты оперной  сцены - с участием хора (!);  в камерных  концертах его обычно  исполняет фортепиано. Здесь музыка драматически рельефно и образно передает трагическую развязку: прощальное обращение осужденного, раздающийся оружейный залп («страшный аккорд» в партии фортепиано), удаление с места казни солдат (минорно  звучащий припев песни у хора). А. Даргомыжскому и переводчику удалось создать истинно русское по духу произведение.

На первое издание песни «Червяк» откликнулся А. Серов, в заметке «Новоизданные музыкальные сочинения», опубликованной в «Театральном и музыкальном вестнике» (от 18 мая 1858 года):

«Два новых произведения А. С. Даргомыжского на песни Беранже в переводе Курочкина:
1)      «Старый капрал» («Le vieux Caporal»), песня драматическая.  
2)      «Червяк» («Le senator»), песня комическая.
      Талант А. С. Даргомыжского к драматической правде в музыке может быть  неизвестен только тем, кто вообще ничего  в музыке не смыслит.
      Две здесь означенные песенки – новое блистательное подтверждение необыкновенного дарования, создавшего бездну романсов восхитительных и капитально-драматические сцены в опере «Русалка.
            Старик – наполеоновский капрал виновен в преступлении против дисциплины. Его  ведут расстреливать, а он на походе держит предсмертную речь к товарищам. Сюжет трагический. Несмотря на мелкость формы. Точно  так и музыка А. С. Даргомыжского, сохраняя беззаботные, беспритязательные повторы фраз куплетных, проникнута характером глубоко трагическим.
            Подробности мелодических фраз прелестно обрисовывают все положения мастерски переведенного текста и составляют  полную, окончательную музыкальную  картинку. Маршировка солдат «В ногу, ребята, - раз, два, раз, два» дает отличный ритмический грунт всей песне, которая вообще одно из самых  удачных созданий нашего музыкального драматика <…>».(1)

            Гениальным исполнителем этой песни был Ф. Шаляпин. Ему довелось исполнять ее в присутствии Л. Н. Толстого. Аккомпанировал С. Рахманинов: «Просили спеть ещё. Песню Даргомыжского на слова Беранже «Старый капрал». Как раз против Шаляпина сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, Шаляпин заметил, что он с интересом следил за лицом певца, глазами и ртом. Когда тот со слезами говорил последние слова расстреливаемого солдата:

            - Дай Бог домой вам вернуться.

Толстой вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы». (2)

Во многих своих произведениях (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») Даргомыжский с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для него характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Даргомыжского воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Реалистическое новаторство Даргомыжского, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х годы XIX века. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Даргомыжскому по направленности творчества, назвал его «великим учителем правды в музыке».

Примечания:
(1) Серов А. Статьи о музыке.  Выпуск 3. М. 1987. С. 262. Характеристика второй песни – «Червяк» - приводится в нашей статье об этой песне.
(2) Рождественский А. Шаляпин. Цит. по:
(3) http://zhurnal.lib.ru/r/rozhdestwenskij_a_w/shalyapinrtf.shtml

© Александр МАЙКАПАР
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2012, 15:51:23 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
У Курочкина вообще замечательные стихотворения, по большей степени сатирического/юмористического плана (по крайней мере те, что я читал). А вот "Старый капрал" - совершенно потрясающее драматическое стихотворение. Но в форме романса оно впечатляет ещё больше.
 
Как-то после концерта, где я исполнял этот романс, ко мне подошёл мужчина, и сказал что-то типа "Теперь я понимаю, какая прекрасная это вещь!"  Не знаю уж, кого он слышал раньше, по крайней мере мне ясно, что не запись Шаляпина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
О да, это совершенно гениальная вещь ! Её можно великолепно актёрски "сыграть" - отличный материал для "игры голосом". Очень важна роль аккомпанемента - здесь он имеет громадное формообразующее и символическое значение: один только аккорд-залп, означающий приведение приговора в исполнение и обрывающий действие, чего стоит !
Но эта вещь - для очень большого артиста, который сумел бы должным образом подать её.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Очень важна роль аккомпанемента - здесь он имеет громадное формообразующее и символическое значение: один только аккорд-залп, означающий приведение приговора в исполнение и обрывающий действие, чего стоит !

О да !!! Я, например, на этом аккорде прерываю последнее слово, пою "дай Бог домой вам верну" - и аккорд с последующим затихающим финалом.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Даргомыжскому 200 лет !!
« Ответ #29 : Декабрь 19, 2012, 15:22:41 »
Друзья мои !
А ведь в начале следующего года исполняется 200 лет со дня рождения А.С.Даргомыжского  !
Любопытно, отпразднуют ли эту дату отечественного искусства наши оперные театры и музыкальные коллективы ? Конечно, для мировой музыки наш соотечественник не сделал столько, сколько Вагнер и Верди, которым тоже исполняется в 2013 году 200 лет, но ему следовало бы уделить уж точно не меньше внимания, чем Бриттену и Лютославскому, которым исполняется 100 лет.
Интересно даже, Большой театр, который ныне находится в полном творческом развале, а если говорить о русской музыке, то и вовсе в параличе, собирается хотя бы из приличия, т.е. для виду, поставить хоть одну оперу Даргомыжского ? Или, быть может, за это возьмётся какой-нибудь другой театр или студенческий коллектив ? Или я окончательно зарвался и слишком многого хочу ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
По крайней мере, он дал сильнейший импульс Модесту Петровичу, а его "Русалка" и "Каменный гость", романсы и симфонические произведения точно - выдающиеся.
А если написать коллехтивное письмо по поводу постановок?
Опер то не так уж и много.... К сожалению...

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
5 февраля в отделе музыкальных изданий и звукозаписей РГБ (МЗ) открылась выставка, посвященная 200-летия со дня рождения Александра Даргомыжского. Это был человек невероятно многогранный. В первую очередь, конечно же, выдающийся русский композитор, но еще и пианист, блестящий педагог по вокалу, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества.

Одним из определяющих фактов его жизни стало знакомство в молодости с Михаилом Глинкой, уже снискавшим мировую славу. Они дружили в течение 22 лет. Своему другу и наставнику Александр Сергеевич обязан обращением к оперному жанру.

На премьере в Большом театре его дебютной оперы «Эсмеральда» в 1847 году автора вызывали на сцену восемь раз. Обращение к этому сюжету не случайно: весь Петербург тогда зачитывался «Собором Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Огромный успех снискала и «Русалка» Даргомыжского. Сам Чайковский высоко оценил это творение, поставив его на первое место «после недосягаемо гениальных опер Глинки».

В шестидесятые годы композитор становится все более заметной фигурой в русской музыкальной жизни. Он пишет не только оперы, но и симфонии, романсы, песни. Оркестровое «Болеро» исполняют на Павловском вокзале — очень престижной концертной площадке того времени.

В 1859 году в Петербурге вышел первый номер сатирического журнала «Искра», где Даргомыжский заведовал музыкальной частью. К «искровским» произведениям композитора принадлежит драматическая песня «Старый капрал» на текст поэта Василия Курочкина, вдохновившегося творчеством Беранже. Шаляпин вспоминал, как однажды во время исполнения этой песни он увидел Льва Толстого, украдкой вытирающего слезы.

Александр Сергеевич с удовольствием работал в жанре пародий. Так, он сочинил виртуозную шутку-фантазию «Баба Яга, или С Волги nach Riga» — музыкальный памфлет на европейские штампы в инструментальной музыке. Серьезному композитору был присущ дар создания колоритных сценок-портретов, подобных знаменитому «Титулярному советнику». У него вызывали энтузиазм любительские хоры. Дачные сезоны на Черной речке, куда он привозил семью, скрашивало исполнение специально сочиненных им трехголосных произведений (пели a капелла). Впоследствии они были включены в собрание «хоров для разных голосов» под общим названием «Петербургские серенады».

В последний период жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость». «Пробую небывалое, — делился он. — Пишу музыку на сцены „Каменного гостя“ так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Закончить работу помешала смерть. В завещании он выразил желание, чтобы труд завершили Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи (композитор и музыкальный критик).

Романсы и симфонические сочинения представлены на выставке нотными изданиями Федора Стелловского, Петра Юргенсона, Александра Гутхейля — авторитетнейших русских нотоиздателей второй половины позапрошлого столетия. ХХ век внес свой вклад в изучение наследия Даргомыжского. В 1947 году «Музгиз» выпустил в свет полное собрание романсов и песен. Издание, куда вошло 101 сочинение, тщательно отредактировал музыковед Михаил Пекелис. Он является автором солидной монографии «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение», которую также можно увидеть среди экспонатов. В отдельной витрине размещены студийные магнитофонные ленты, грампластинки, компакт-диски с записями произведений великого композитора.
http://www.rsl.ru/ru/s7/s381/2013/070213

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
200 лет А.С.Даргомыжскому
« Ответ #32 : Февраль 14, 2013, 09:33:34 »
14 февраля 1813 родился Александр Сергеевич Даргомыжский - один из самых своеобразных русских композиторов.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2013, 16:32:45 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
В качестве затравки:

Почему в год 200-летия Верди и Вагнера выпустили несколько увесистых коробок с их операми?
Ставятся великие оперы. В России!
А про Даргомыжского забыли?!
Пара дохленьких концертиков и все...
"Дальше - тишина".
Прямо как у Леонида Алексеевича Филатова:
"Он замолчал. Теперь он ваш, потомки. Как говорится, «дальше – тишина»...."
И, действительно-таки тишина.

Как правильно говорил Алексей Петрович Ермолов: "Сделайте меня немцем".
Еще, самое парадоксальное и смешное: одни из лучших записей русских опер сделаны в 1940-50-60 годах.
А в 1947 году записали аж "Лоэнгрина"!!! (Еще упоминалось, что существует наша запись "Тангейзера").
Подвиг, записей опер Вагнера, который повторил только Валерий Абисалович.
Почему такая несправедливость и такой автомазохизм по отношению к собственному сокровищу?
Вопрос на засыпку второй: были бы распространены так итальянские немецкие оперы, если бы, вдруг (представьте на минуту) записей и фонограмм не было бы вообще.
Т.е. воспроизводить звук механически не научились бы?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
И всё-таки, пускай и с запозданием, но мы отметим прошедший 200-летний юбилей нашего великого классика!! И не только его, но заодно и грядущее (страшно сказать) 120-летие Марка Осиповича Рейзена!!  Впервые будут изданы с его участием все фрагменты из оперы "Русалка" (45 мин. зв.) + полное собрание записей романсов и песен Даргомыжского (с учётом всех возможных источников - пластинки, магнитные ленты, тонфильм). На мой взгляд, это лучшее, что только можно придумать. Ранее в "Аквариусе" уже выходили оперы Даргомыжского "Эсмеральда" (http://www.aquarius-classic.ru/album?aid=78&tid=3) и "Торжество Вакха" (http://www.aquarius-classic.ru/album?aid=81&tid=9).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
какие молодцы. как здорово, очень ждем
Максим, а не осталось ли записи оперы Гречанинова Добрыня Никитич силами солистов БТ, дирижер Смирнов?(или другой), т.к. в 1947 году было концертное исполнение. спасибо

Коллеги!
Продолжение этого диалога я перенёс в поток о Гречанинове:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9605.0.html

Иначе у нас получилось бы, как в анекдоте, что "Муму" написал Тургенев, а памятник почему-то Пушкину.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Цитировать
Впервые будут изданы с его участием все фрагменты из оперы "Русалка" (45 мин. зв.) + полное собрание записей романсов и песен Даргомыжского (с учётом всех возможных источников - пластинки, магнитные ленты, тонфильм).

Фрагменты "Русалки" с Нэлеппом и Покровской?

Когда выйдет диск?


Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 429
с Покровской?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Именно так - с Нэлеппом и Покровской. Запись сделана примерно так же, как и фрагменты из "Псковитянки" и "Ивана Сусанина". То есть записаны все сцены с Рейзеном (ария Мельника, терцет, дуэт Мельника и Наташи, сцена Мельника и Князя). Диск выйдет, скорее всего, летом. Видимо, вместе с чем-то ещё, пока не знаю точно.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 429
как здорово! как-то странно поступали с Рейзеном-не писали не полных опер!
а что у Покровской есть неизданное? спасибо

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
 Здраствуйте дорогие друзья!  Рад сообщить Вам, что 26 мая 2013г., в рамках празднования 200 - летия со дня рождения А.С.Даргомыжского,  при содействии Председателя Государственной Думы России С.Е.Нарышкина, в г.Вязьма Смоленской области был торжественно открыт второй в мире памятник этому композитору(скульптор И.Н.Чумаков). Смоленское имение А.С.Даргомыжского Твердуново находилось  в 27 км восточнее Вязьмы, на берегах речки Жижалы, ныне урочище Твердуново  в Исаковском  сельском поселении  Вяземского района.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Смоленское имение А.С.Даргомыжского Твердуново находилось  в 27 км восточнее Вязьмы, на берегах речки Жижалы, ныне урочище Твердуново  в Исаковском  сельском поселении  Вяземского района

Расскажите, а что там осталось от самого имения?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  На месте деревни лишь виднеются остатки деревьев, когда то посаженных возле домов и пруд.  Читается и усадебное место, где стоял дом А.С.Даргомыжского. Деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района перестала существовать в 1985г.  Но на противоположном берегу речки Жижалы сохранилось древнее село Дуброво (ныне Тёмкинский район Смоленской области). В Дуброво уже после смерти композитора в 1896г. был возведен  каменный храм во имя Покрова Богородицы. По архитектуре он не имеет аналогов в Российской Федерации, так как при его строительстве использовались древнерусские и западноевропейские архитектурный приемы. Вот краткая ссылка про храм: http://www.esosedi.ru/onmap/dubrovo/7658272/index.html  Но проблема в том, что вокруг Твердуново  разведаны запасы песчано-гравийной смеси в объеме более 100 га. Строительный бизнес туда рвется извлечь прибыль. Если будет разращена  раза работка промышленного  карьера то навсегда будет утрачен исторический ландшафт сохранившийся в Твердуново со времен А. С. Даргомыжского..... 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
  На месте деревни лишь виднеются остатки деревьев, когда то посаженных возле домов и пруд.  Читается и усадебное место, где стоял дом А.С.Даргомыжского

Дом Глинки в Новоспасском в своё время разобрали и перевезли - ещё в XIX веке. В результате пришлось уже в XX веке воссоздавать этот дом из самых общих соображений.
А что же случилось с домом Даргомыжского?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
   По рассказам старожилов его сожгли фашисты  при отступлении в марте 1943 г.....

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
   По рассказам старожилов его сожгли фашисты  при отступлении в марте 1943 г.....

Я так и подумал. Рахманиновский Онег тоже был уничтожен в войне 40-х гг., а также многое другое. Интересно, остались ли фотографии имения Даргомыжского? И даже, быть может, подробные?
При всём богатстве нашей музыкальной истории, не так много у нас имён, в память о которых стоило бы воссоздавать из пепла усадьбы. И мне кажется, Даргомыжский, несомненно к их числу относится. Но кто и что для этого должен и будет делать?
Как мы видим, даже Онег Рахманинова не могут воссоздать, а Рахманинов ещё при жизни своей вышел в лидеры мировой композиции и исполнительства, тогда как Даргомыжский был и остаётся нашим национальным достоянием для внутреннего, так сказать, потребления, оттого не менее дорогим и ценным для нашей страны. Но если у Онега есть шанс возродиться после создания шоссе Москва-Петербург, которое, как утверждается, позволит организовать хороший подъезд к имению, то у усадьбы Даргомыжского таких шансов, судя по всему, нет.
Увы.
Ужасно хотел бы ошибиться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Маргарита Букринская. «200-летие со дня рождения А.С. Даргомыжского» http://culture.ru/lecture/view/470

Оффлайн NikMih

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
  От имения А.С.Даргомыжского Твердуново не сохранилось фото или планов, есть только рисунок его дома нарисованный со слов старожила. Из Вязьмы дорога туда есть вполне приличная,наполовину асфальт, наполовину отсыпана песком.  Вот единственное чего там нет  -   моста над Жижалой по дороге из Твердуново в село Дуброво,где стоит храм Покрова. Здесь я уже писал, что вокруг имения А.С.Даргомыжского, ныне урочища Твердуново (Вяземский район) разведано более 100 га запасов песчано-гравийной смеси. В прошлом году подавалась заявка на разработку там промышленного карьера(так сказать на встречу 200 летия композитора). В прошлом году заявку отклонили.... Но строительный бизнес все равно стремится извлечь прибыль... Если это произойдет то навсегда будет уничтожен исторический ландшафт сохранившийся вокруг Твердуново со времен А.С.Даргомыжского.   В 2012г.  специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева  в их  Отчете о научно-исследовательской работе по теме «Разработка концепции создания и развития музея-заповедника А.С.Даргомыжского “Твердуново”» была разработана концепция заповедника в целью спасти исторический ландшафт. Но Смоленские областные власти категорически отвергают эту концепцию, а Администрация Вяземского района не переводит эти земли в разряд туристическо-рекрационных.  Утверждена лишь граница территории памятного  места где была деревня Твердуново, но это лишь 37 га. А что окружающие Твердуново остальные  100 га можно отдавать по уничтожение карьером?....   Вся проблема как уберечь в границах его имения исторический ландшафт. 

Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Министерство культуры Российской Федерации


РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
имени Д.С.ЛИХАЧЁВА

                            Утверждаю:

Директор Института Наследия,
д.г.н., профессор

Ю.А.Веденин

Отчет
о научно-исследовательской работе по теме
«Разработка концепции создания и развития
музея-заповедника А.С.Даргомыжского “Твердуново”»

Научный руководитель,
кандидат экономических наук                                               П.М. Шульгин

Москва 2012


АННОТАЦИЯ

Отчет на 71стр., с иллюстрациями, картами


СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЯЗЕМСКИЙ РАЙОН, КОМПОЗИТОР А.С.ДАРГОМЫЖСКИЙ, МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ТВЕРДУНОВО», КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ, КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
В научно-исследовательской работе дана подробная характеристика историко-культурного и природного наследия урочища Твердуново в Вяземском районе Смоленской области – памятного места, где провел детство композитор Александр Сергеевич Даргомыжский. Выявлен потенциал наследия этого региона, его состояние, даны рекомендации по созданию здесь мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника.
 Сформулированы основные положения перспективного развития музея-заповедника «Твердуново». Составлена серия карт, характеризующая культурное и природное наследие, а также возможные границы проектируемого музея-заповедника и его культурно-ландшафтное районирование. Сформулированы конкретные предложения и проекты по развитию музейного комплекса, туризма, формированию инфраструктуры.
Работа предназначена для администрации Вяземского района и администрации Смоленской области с целью принятия конкретных решений по сохранению уникального мемориального комплекса и его эффективного использования.

Оффлайн Вязьмич

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ДАРГОМЫЖСКИЙ И ТВЕРДУНОВО

2. КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОЕКТИРУЕМОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
2.1. Характеристика историко-культурного наследия
2.2. Поселения по реке Жижале, как часть историко-культурного ландшафта мемориальной территории
2.3. Природные ландшафты района

3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕМОРИАЛЬНОГО И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНОГО
МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА А.С.ДАРГОМЫЖСКОГО «ТВЕРДУНОВО»

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГРАНИЦАМ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
5.1. Музейные проекты
5.1.1. Восстановление усадебного дома Даргомыжских
5.1.2. Мельница на реке Жижале
5.1.3. Музей крестьянского быта
5.1.4. Почтовая станция и Музей Старой Смоленской дороги
5.1.5. Археологический музей
5.1.6. Музей в Дуброво
5.2. Культурно-образовательные и научные проекты
5.3. Туристские проекты
5.4. Инфраструктурные проекты

6. СВОДНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА А.С.ДАРГОМЫЖСКОГО «ТВЕРДУНОВО»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература