Автор Тема: В. П. Морозов — «Искусство резонансного пения»  (Прочитано 51159 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн konstm

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 89
Господа! Я как-то на том форуме уже поднимал эту тему..., позвольте еще раз)
Если читали, то каково ваше мнение?
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 14:44:54 от Admin »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #1 : Декабрь 05, 2007, 03:31:53 »
Читал, очень интересно, но если Вас реклама впечатлила в смысле того, что книга крайне актуальна для певцов и преподавателей вокала в практическом плане - я Вас разочарую, чудес на свете нет и никакого переворота в практическом плане книга не внесет.
Хотя некоторые не cтоль принципиальные практические вещи, конечно,  имеются. Все- IMHO, разумеется.

Вроде обещали осенью допечатку - но я не интересовался, коль скоро собственный экземпляр уже добыл :-)  Поищите в Интернет-магазинах.
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2007, 03:33:46 от Mikky »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Резонансное пение
« Ответ #2 : Март 29, 2009, 18:00:52 »
Сейчас вышло второе издание этой книги (2008 г) - исправленное и существенно дополненное :))
Книга стала громадной, прямо многопудье какое-то :))
Кроме того, она приобрела статус "учебного пособия", что говорит о её признании в профессиональных кругах.
Книга страшно интересная - во втором издании приведены доказательства и научные материалы, которых не было в первой книге, а исходный текст ещё раз пересмотрен.
Правда, должен сказать, что и в этом издании ляпсусов избежать не удалось - есть досадные повторы текста, дурацкие ошибки и т.п., но общее впечатление всё равно грандиозное.
По-видимому автор нашёл-таки "философский камень".
Со временем можно обсудить книгу подробнее, если есть такое желание.
« Последнее редактирование: Март 29, 2009, 18:14:28 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Резонансное пение
« Ответ #3 : Апрель 08, 2009, 21:09:53 »
Кроме того, она приобрела статус "учебного пособия", что говорит о её признании в профессиональных кругах.

Cтрого говоря, это говорит о том, что "нужные люди написали нужные отзывы". Первое издание, по-моему, явно не годилось в качестве учебника для вокалистов - это монография, причем практические "учебные компоненты" явно занимали относительно небольшую часть объема. Что не противоречит тому, что преподающим вокал ее следует прочитать.

Если она еще "потолстела" относительно старого издания - уфф... И сколько же она теперь стоит и где продается  (меня интересует Интернет или москвские магазины)?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Резонансное пение
« Ответ #4 : Апрель 08, 2009, 21:34:38 »
Если она еще "потолстела" относительно старого издания - уфф... И сколько же она теперь стоит и где продается  (меня интересует Интернет или москвские магазины)?
:))
Цена около полтыщи руб, а продаётся она, как минимум, в нотном магазине на Тверском бульваре, недалеко от Б.Никитской.
Книга , во-первых, была интересной, а стала ещё интереснее. Во-вторых, меня, как человека естественно-научного склада ума, развлекли графики, диаграммы и спектрограммы :))
Единственное, что мне не очень ясно, так это как находить и РАЗВИВАТЬ резонансные возможности конкретного голосового аппарата конкретного человека. Но на этот вопрос хорошего ответа эта книга не даёт. Она лишь призывает ИСКАТЬ, что тоже немало, ибо она убедительно доказывает, что эти возможности имеются чуть ли не у каждого и всё дело в том, чтобы их развить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Резонансное пение
« Ответ #5 : Апрель 09, 2009, 13:23:28 »
Единственное, что мне не очень ясно, так это как находить и РАЗВИВАТЬ резонансные возможности конкретного голосового аппарата конкретного человека. Но на этот вопрос хорошего ответа эта книга не даёт. Она лишь призывает ИСКАТЬ, что тоже немало, ибо она убедительно доказывает, что эти возможности имеются чуть ли не у каждого и всё дело в том, чтобы их развить.

Иными словами, уважаемый Predlogoff, эта книга о резонансных возможностях "сферического коня в вакууме"?  ;)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Резонансное пение
« Ответ #6 : Апрель 09, 2009, 19:51:42 »
Цена около полтыщи руб, а продаётся она, как минимум, в нотном магазине на Тверском бульваре, недалеко от Б.Никитской.
Книга , во-первых, была интересной, а стала ещё интереснее. Во-вторых, меня, как человека естественно-научного склада ума, развлекли графики, диаграммы и спектрограммы :))
Единственное, что мне не очень ясно, так это как находить и РАЗВИВАТЬ резонансные возможности конкретного голосового аппарата конкретного человека. Но на этот вопрос хорошего ответа эта книга не даёт. Она лишь призывает ИСКАТЬ, что тоже немало, ибо она убедительно доказывает, что эти возможности имеются чуть ли не у каждого и всё дело в том, чтобы их развить.

Ну, полтыщи - это теперь еще не самое худшее :-) Прийдется ехать на Тверской :-))
А экспериментальный поиск резонанса конкретным индивидумом неизбежен. Даже если можно было бы рассчитать акустические резонансные характеристики системы несферических полостей, все равно у каждого певца они ограничены собственной индивидуальной системой ограничивающих полости поверхностей с собственными условиями поглощения/отражения звуковых волн (хотя бы из-за разного состояния слизистой).  Но некоторые общие закономерности, может, и проявились бы.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Резонансное пение
« Ответ #7 : Апрель 09, 2009, 21:36:27 »
Иными словами, уважаемый Predlogoff, эта книга о резонансных возможностях "сферического коня в вакууме"?  ;)

Нет, ну почему же.
Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории, но эти практические выводы из неё только ещё предстоит сделать. Автор лишь констатировал факт резонансной природы певческих формант и привёл доказательства своей правоты. В частности, он поставил крест на всех попытках выводить свойства верхней форманты исключительно из свойств связок и их колебательных способностей (или колебательных способностей каких-то их частей). Но одно дело указать источник колебаний, он и так известен, а другое дело указать на резонатор. В частности, вполне возможна выработка некой системы правил поиска резонанса, но чтобы её создать, необходимо осуществить смычку теории и практики, т.е. найти, что же там, в голосовом аппарате, резонирует и научиться этот резонанс вызывать целенаправленно, опираясь на ощущения самого певца. И главное, понять, КАК этому учить.
Однако уже сейчас по прочтении этой книги ясно: надо прекратить разговоры о главенствующей роли свойств связок в деле идентификации голоса и опираться больше на свойства резонаторов, потому что именно овладение резонансом позволяет певцу добавить красоты тембру, увеличить силу голоса и влиться в ряды профессионалов.
Тут, кстати, вот какой есть хороший практический вывод из книги - чтобы поймать резонанс, нет необходимости сильно орать, потому что его можно ловить на любой звучности. Наоборот, надо на слабых и умеренных звучностях учиться увеличению яркости тембра за счёт резонаторов, а количественное увеличение динамики, т.е. форсирование звука - это уже другой вопрос.
Но повторюсь опять: между определением резонатора и овладением им пролегает громадная пропасть, ибо одно дело ЗНАТЬ, а другое дело, научиться управлять этим резонатором, т.е. каким-то образом ЧУВСТВОВАТЬ его, как быть "видеть внутренним взором", иметь для него какой-то регулятор в виде собственных ощущений, через которые можно было бы прийти к желаемому эффекту.
Трудно это с чем-то сравнить - к примеру, не всякий человек может управлять каждой отдельной мышцей своего тела: он даже может видеть её и понимать, что она должна сделать, но "по заказу" не может заставить её сокращаться ! Причина в обобщённом характере наших телодвижений - всегда действует ГРУППА мышц, а не каждая из них в отдельности.
Вот так и в голосовом аппарате: даже ЗНАЯ, что и как должно резонировать, заставить этот резонанс работать не так-то просто !
И вот в этом плане, думаю, рановато списывать в утиль вокальную педагогическую школу - наоборот, надо её практические наработки поставить на базу научного знания и как-то связать одно с другим, поставив все педагогические объяснения, опирающиеся на внутренние ощущения певца, в однозначную связь с управлением резонаторами. Т.е. найти однозначное соответствие между педагогическими указаниями, направленными на развитие тембра и силы голоса, и реальным откликом резонаторов, который должен быть достигнут в результате выполнения этих указаний.
Честно говоря, я не понимаю, с какой стороны автор книги намеревался подступить к этой проблеме :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #8 : Апрель 10, 2009, 13:00:28 »
Уважаемый Predlogoff!

Спасибо Вам за столь подробный ответ.
Однако, я, вслед за Юссоном, полагаю что кроме рото-глоточного никаких резонаторов не существует. Возможно еще грудь, но не уверен.
Все же часто околовокальные круги за резонанс принимают  вибрацию.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Резонансное пение
« Ответ #9 : Апрель 10, 2009, 22:02:47 »
Автор лишь констатировал факт резонансной природы певческих формант и привёл доказательства своей правоты. В частности, он поставил крест на всех попытках выводить свойства верхней форманты исключительно из свойств связок и их колебательных способностей (или колебательных способностей каких-то их частей).
Однако уже сейчас по прочтении этой книги ясно: надо прекратить разговоры о главенствующей роли свойств связок в деле идентификации голоса и опираться больше на свойства резонаторов, потому что именно овладение резонансом позволяет певцу добавить красоты тембру, увеличить силу голоса и влиться в ряды профессионалов.

Если вспомнить классическую книжку Дмитриева, то он уже писал про важность резонанса и критику Юссона. Более того, Морозов в своей монографии пишет о своих хороших отношениях с Дмитриевым. Последний в некотором смысле - лицо более независимое от т.зр. и Морозова, и Юссона. И, если мне не изменяет память, в написанном позднее приложении в книжке Дмитриева нет однозначной поддержки исключительно резонансного подхода. Но лично мне не хочется влезать в детали и перечитывать соответствующие куски - никаких новых практических выводов для вокала мне это не дает :-(

Кстати, я посмотрел, сколько страниц в лежащей у меня дома монографии Морозова - 494 страницы. Может, все-таки новое издание 2008 г. является "стереотипным"  - ведь количество страниц практически совпало с указанным Вами ?

Тут, кстати, вот какой есть хороший практический вывод из книги - чтобы поймать резонанс, нет необходимости сильно орать, потому что его можно ловить на любой звучности. Наоборот, надо на слабых и умеренных звучностях учиться увеличению яркости тембра за счёт резонаторов, а количественное увеличение динамики, т.е. форсирование звука - это уже другой вопрос.

Это известно давно, задолго до появления данной монографии. Можно посмотреть ссылки в том же Дмитриеве. Насколько я помню, единственная практическая рекомендация Морозова звучит так - не говорите вокалисту ничего о положении гортани и о гортани вообще, пусть ищет резонанс. Утверждение явно небесспорное.

Честно говоря, я не понимаю, с какой стороны автор книги намеревался подступить к этой проблеме :)

Морозов наверняка все прекрасно понимает - что на данном уровне резонансной теории до практики бесконечно далеко.  И вряд ли он собирается реально до этой практики добраться.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Резонансное пение
« Ответ #10 : Апрель 12, 2009, 20:29:04 »
Кстати, я посмотрел, сколько страниц в лежащей у меня дома монографии Морозова - 494 страницы. Может, все-таки новое издание 2008 г. является "стереотипным"  - ведь количество страниц практически совпало с указанным Вами ?

Нет, в новом издании почти 600 страниц.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #11 : Апрель 14, 2009, 21:33:42 »
Бедные студенты-вокалисты ! Учебное пособие за тыщу р. - это круто :)
Это уже уровень для богатых студентов экономического профиля.

Для попадания в разряд учебной литературы в книге появилось специальное приложение, где приведены известные вокальные упражнения Барра.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
«Сложное искусство петь просто…» — альтернатива книге Морозова
 ;)
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ
 ( Гипотеза, проверенная практикой )

...

Admin: Тексты С.Н. Богаченко, посвященные его авторской теории, перенесены в тему
С. Н. Богаченко «СЛОЖНОЕ ИСКУССТВО ПЕТЬ ПРОСТО...» (книга)
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 14:37:31 от Admin »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Сложное искусство петь просто…
 ;)
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРЫ ДЫХАНИЯ
 ( Гипотеза, проверенная практикой )

А это как - книжка, из которой здесь -цитаты, опубликованная где-то статья (дайте ссылки - в т.ч. где книжка продается, я все предпочел бы прочитать целиком) или специальный пост для форума ? 


До сих пор остаются открытыми целый ряд вопросов:
-   что такое правильная твердая атака и механизм ее формирования, за которую ратовал Э. Гарсиа?
-   было обнаружено парадоксальное дыхание.

Последнее - это не вопрос, а утверждение  ;D
Что до первого, то мне довелось столкнуться с неким тенором, который решил, что он изобрел новое, сделал переворот в преподавании вокала, найдя, что главное - это обучить твердой атаке звука.  Но в классическом учебнике упомянутого Вами Дмитриева Вы можете прочесть о предпочтительности мягкой атаки.   

-   как немногочисленным певцам с большими голосами удается петь в рамках речевой интонации, попросту говоря – овладеть искусством хорошей вокальной дикции?

А почему Вы решили, что это "приобретенное" при занятиях свойство ?
У меня, например, исходно речевая дикция была хорошая, и в консерватории мне при вокале дикцию корректировать не предлагали.

Я, С.Н. Богаченко, автор книги «Сложное искусство петь просто…» окончил Одесский политехнический институт по специальности «Программист и проектировщик цифровых систем» проработал семь лет инженером, после чего поступил в Одесскую консерваторию по классу вокала. Окончил консерваторию с оценкой «отлично» по специальности, достигнув определенного вокального уровня и умения петь крайние верхние тоны.

По-моему, зря Вы привели здесь свою "невокальную" специальность - она, IMHO,  не дает дополнительного подтверждения Вашей возможной квалификации в данной области (см.  ниже). Так же как и абстрактное утверждение "умения петь крайние верхние ноты".

Скажем, если Вы тенор, и умеете петь "до1" - ну, так это и положено. Я еще до появления в стенах консерватории имел больше двух рабочих октав - но это ничего не говорит о моих возможностях преподавать вокал или делать что-то в вокальной методике.

Вот если Вы благодаря Вашей новой методике сумели развить свой диапазон гораздо выше до1 - тогда об этом и надо писать, может, есть, о чем задуматься.
 
На стыке столь различных областей человеческих знаний и умений мне удалось взглянуть на процесс пения с другой стороны – системотехнической. Можно сказать, что мною было проведено расследование процесса прохождения фонационного дыхания по дыхательному каналу человека.

А причем здесь системотехника ? Я могу понять про анатомию и физиологию, а распространение потоков воздуха и акустических колебаний - это нормальные задачи физики.

... Их надо мотивировать с позиций тех же законов механики, физики, акустики, анатомических особенностей строения человека и т.д.

Вообще-то механика и акустика - это разделы физики  :)

Таким образом, «объективно установленный феномен (сужение входа в гортань)» и «субъективные ощущения широкой глотки, как при зевке, и эластической свободы гортани без каких-либо ее зажатий» – рассматривается как «психофизиологический парадокс!», то есть взаимно противоречащие объективно-субъективные факты.

"Объективно-субьективные" - это, конечно, впечатляет :-)
Самое интересное, я так понимаю, впереди  :D

Правильно ли я понял из Вашего текста, что Вы не занимались получением новых экспериментальных данных о фонации, а создали свою методику, исходя из имеющихся опубликованных литературных данных ?

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Вот теперь, как я и предположил, действительно стало интересно !
Я тоже извиняюсь, что я вклиниваюсь в Ваше изложение, поэтому модератор может мой пост также впоследствии удалить или переместить ниже. В продолжение вопросов, которые Predlogoff задал выше насчет Морозова - не могли бы Вы после основного изложения Ваших вещей сообщить, не беседовали ли Вы на этот счет с Морозовым, и если да - как он относится к Вашей теории ?

Идея насчет того, что при сужениях нужно вспомнить про закон Бернулли, естественна.
Если я правильно понял, основная изюминка предложенного Вами (из того, что Вы успели здесь рассказать) заключена в следующем абзаце. 

Таким образом, сужение трахеи в режиме сопла, в результате чего формируется ПАДГР полостного типа (подскладочный активный динамический головной резонатор) и есть – опора + резонатор! На практике певцов много, но мало кто из них владеет искусством РЕЗОНАНСНОГО пения. Вопрос: «Какая грань разделяет фонационное дыхание на пение БЕЗ резонанса и на пение НА резонансе?» В нашем случае этой гранью является момент перехода простого сужения в РЕЖИМ СОПЛА. Только тогда возникает замкнутый    объем, который и дает эффект пения на резонансе.

Cкажите пожалуйста, а работа в режиме сопла не подразумевает ли нарушение непрерывности потока ? Течение воздуха, если оно было ламинарным, при переходе в режим сопла может стать турбулентным. Не будет ли это вызывать повышенние усилий на поддержание прохождения такого потока ?

И еще вопрос - Вы предполагаете, что человек может сознательно управлять трахеей в смысле ее расширения или сжатия. Что на этот счет говорят физиологи ?

...Во-вторых, никто не рассматривал возможность подскладочной полости «замкнуться» снизу, благодаря феномену, открытому Л.Б. Дмитриевым еще в 1968 году, который установил закономерность, что у хороших певцов вход в гортань сужен.

Насколько я помню, это сужение образуется над голосовыми связками - т.е., грубо говоря, ближе ко рту. А Вы, если я правильно понял, говорите о том, что сужение имеется еще на уровне трахеи, ПОД голосовыми складками, верно ? 

Тогда встает вопрос - а можно ли такое предсказываемое Вами сужение обнаружить экспериментально ?

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Поскольку автор темы пока занят, приведу пару найденных ссылок:

http://www.rock.od.ua/viewtopic.php?f=10&t=24699
http://www.rock.od.ua/viewtopic.php?f=10&t=14505&start=30

В дополнение к написаннному выше из этих ссылок следует, что автор полагает источником опоры не удержание мышцами живота (диафрагмой), а маленький диаметр трахеи.

Он ссылается также на использованную (и неизвестную мне) книгу Вербова, который рекомендует отучиться открывать сильно рот и отучиться от активной артикуляции согласных.

Утрированное произношение согласных - например, в конце вокальной фразы, чтобы было слышно в большом зале, или при пении на мало знакомом языке - хорошо известная практическая рекомендация. Также, как и полное открытие рта (насколько я помню, из традиционной теории следует, что открытие рта способствует силе звука).

Таким образом, в некоторых практических аспектах поддерживаемая С.Н.Богаченко теория дает рекомендации, опровергающие традиционную практику.   


Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Уважаемый Mikky, Вы наткнулись на мою статью на Одесском форуме. Что ж мне приятно, что мои усилия остаются НЕ незамеченными.

На Вашем сайте я встретил людей, которые читали книгу профессора В.П. Морозова «Искусство резонансного пения», а следовательно глубоко интересуются проблемами теории вокала, что и подвигло меня «засветиться» на Вашем форуме.

Отвечаю на некоторые Ваши,  Mikky, вопросы.

 Книга, которая используется в моей и статье и книге – Вербов Александр Михайлович «ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА» Редактор Ю. Розанова
Московская типография № 6 Мосгорсовнархоза

«Изюминка» моего предложения до гениальности проста: «Природа» простым сужением в области трахеи позволила разрешить все проблемы в получении высококачественного голоса на эффекте резонанса! Сложность заключается в описании и объяснении всех физиологических, акустических и практических проявлений, как высококачественных голосов,, так и просто хороших голосов в общей системе голосообразования.

 (Извините, я недавно работаю в Интернете, и поэтому еще не освоил процедуру «Цитирование»)
Насчет турбулентности мне сходу сказать трудно, но на практике все работает очень комфортно. Дыхание держится достаточно свободно, а «поддержание прохождения такого потока» обеспечивается мысленным представлением, при условии, что Вы не сделали и не делаете в этот момент ничего ЛИШНЕГО!

«Вы предполагаете, что человек может сознательно управлять трахеей в смысле ее расширения или сжатия?...».
Отвечаю: прием «зевка» опускает гортань, и просвет трахеи увеличивается! Если же убрать «зевок», например приемом «улыбки», то диаметр трахеи уменьшается, что упрощает процесс ее вхождения в режим сопла! Но это физические приемы и они, к сожалению, на практике могут давать и негативный результат. Одно дело «насильственно» это делать через физиологические приемы, а другое «естественно» через МЫСЛЕННОЕ представление и аппарат сам знает, что ему делать…

Экспериментально сужение можно «показать» гораздо проще, чем Вы себе представляете. Дело в том, что при пении оно МАСКИРУЕТСЯ самим звуком и другими отвлекающими физиологическими факторами…

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В.П.Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #17 : Март 19, 2010, 16:29:11 »
Отлично, теперь все рисунки высвечиваются корректно !
Вопрос лишь в том, долго ли они продержатся на тех ресурсах, где они были размещены ? :)
Если думать о будущем, то такие рисунки надо размещать на каких-то постоянных ресурсах, находящихся в личном распоряжении пользователя.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #18 : Ноябрь 11, 2011, 05:49:47 »
Ознакомился с книгой Морозова, правда в первом издании 2002 года.
Но судя по всему, второе издание также не совершило переворота.
Позволю себе высказать мнение.
Первый существенный недостаток, как и известной работы Дмитриева - слишком "много букафф". Книги перенасыщены лишней информацией, повторяющей то, что написано в сотнях книг до них. Разделы, обещающие самое важное и практическое - минимальны и... практически бесполезны.
В книге Морозова всё, что сказано о резонансе - это только "халва, халва"... Во рту так и не становится слаще. Более того, даже сама суть явления резонанса именно в певческом голосе не раскрыта. Тем более - даже не намечены практические пути его нахождения.
Терминология грешит повторением вековых заблуждений, ничего не объясняющих и не раскрывающих реальные механизмы правильно функционирующего голоса.
Это касается понятий опоры, прикрытия, дыхания.
Немало высказано антинаучных мыслей.
В общем, следует признать, глядя правде в глаза - и книга Морозова, как и не менее объёмная Дмитриевская - написаны в основном для бабла.
Но в обеих и меются и положительные моменты - это многое, что касается фактологического материала. Собраны воедино многие высказывания авторитетных вокалистов, которые, по крайней мере, дают хорошую пищу для размышлений.
Указаны (хоть и не оригинальные) факты наблюдений и опытов. В этом есть положительный момент.
Главный минус - "золотой ключик", увы, всё ещё у Тортиллы...

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #19 : Ноябрь 11, 2011, 16:07:49 »
Первый существенный недостаток, как и известной работы Дмитриева - слишком "много букафф".
А вы ожидали что это будут комиксы на десяти страницах? :)

Цитировать
Книги перенасыщены лишней информацией, повторяющей то, что написано в сотнях книг до них.

С другой стороны, это удобно: не надо читать те сотни книг.

Цитировать
Разделы, обещающие самое важное и практическое - минимальны и... практически бесполезны.

Ну так ключевую идею о том, что практичеси полезное в вокале может исходить только из практических занятий, Морозов не отменял.
Хотя в последнем издании в приложении приведены упражнения маэстро Барра (который в свое время занимался с советскими певцами, стажировавшимися в Ла-Скала).

Цитировать
В общем, следует признать, глядя правде в глаза - и книга Морозова, как и не менее объёмная Дмитриевская - написаны в основном для бабла.

Дмитриевская, наверное, раза в два тоньше (последнего издания Морозова). :)

Но насчет «для бабла» — это грубо до неприличия. «Для бабла» пишутся всякие массово популярные книжки, издаваемые много-премноготысячными тиражами. В конце-концов «для бабла» можно выпустить очередную, стопервую, наспех скроенную, но хорошо разрекламированную компиляцию из предыдущей сотни книг о вокале. Книжки, подобные Морозовской  или Дмитриевской — неважно даже, что там правильно, что неправильно, — пишутся годами и суммируют результаты работы за десятилетия. Какое «бабло» при таких трудозатратах?


Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #20 : Ноябрь 11, 2011, 16:28:33 »
Я имею ввиду то, что ради размеров книги впихивается много ненужного. В данном случае, к тому же и ошибочного. Значит практической пользы почти никакой. Нет, было время, и меня такие книги вдохновляли на размышления и поиски. А теперь чувстводосады вызывает - 21 век на дворе, новые технологии, а тайна так и не раскрыта.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #21 : Ноябрь 11, 2011, 17:05:36 »
А теперь чувство досады вызывает - 21 век на дворе, новые технологии, а тайна так и не раскрыта.
Ну это да. Но не раскрыты вообще многие тайны, даже те, про которые нам кажется, что они раскрыты. :)
С другой стороны, нераскрытая тайна механизма вокализации, к счастью, не мешает петь. Некоторым. :)

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #22 : Ноябрь 11, 2011, 19:17:12 »
А вот с этим невозможно не согласиться.
Добавлю только, что некоторым "поющим" лучше бы этого не делать..
Потому что правильный голос - это еще не пение. Есть вещи более серьёзные - Anema e core.
Голос можно поставить за неделю-месяц... А вот мозги, широкое сердце, глубокую душу...

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #23 : Ноябрь 11, 2011, 23:40:26 »
Голос можно поставить за неделю-месяц...

 ;D Какие же в консерваториях тупые преподаватели !
Cколько они времени зря теряют ;D

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #24 : Ноябрь 12, 2011, 05:22:32 »
Можно подумать, то Вы этого не знали...  ;D

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #25 : Ноябрь 12, 2011, 06:28:26 »
В книге Морозова отведено место для критики нейрохронаксической теории Юссона.
Автор приводит доводы в защиту традиционных взглядов на источник звука человеческого голоса, сравнивая его с духовыми инструментами.
Но невозможно не замечать явных несоответствий этих доводов с реальностью.
Все духовые инструменты объединяет одно - пассивный источник звука и в органных трубах, и в амбушюрных, и в тростевых инструментах. Это означает, что высоту тона задают параметры звуковода - трубы. Даже губами невозможно на амбушюрном инструменте получить звук, какой захочешь - только в строгой зависимости с размерами и обертонами.
В голосе всё совсем иначе. Рупор имеет уже заданные размеры, а звук легко меняет высоту. И это никак не связано с размерами рупора.
Исходный звук - это сложный звук, содержащий до 60-ти последовательно уменьшающихся в амплитуде обертонов. Ротоглоточный рупор не оказывает абсолютно никакого воздействия на высоту основного тона, как это имеет место в духовых инструментах.
Почему-то автор не замечает этого.
Нейрохронаксическая теория воспринимается как более убедительная.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: В.П. Морозов - "Искусство резонансного пения"
« Ответ #26 : Ноябрь 21, 2011, 13:51:43 »
Prestissimus, здравствуйте! С Вашим мнением по поводу книги Морозова я согласен. Я читал, а вернее штудировал последнее издание профессора В.П.Морозова за 2008 год. Почти 600 страниц! (583) Нашел три момента в исследовании вокального голоса и физиологические факты, которые доказывают состоятельность моей идеи-теории. Кроме того возникла гипотеза о ТРОЙНОМ резонансе в голосе хорошего певца,которые возникают ОДНОВРЕМЕННО. Таким образом, за эти факты я уже благодарен этой книге...

Я вижу, что Вы человек мыслящий, поэтому мне было бы интересно,чтобы Вы ознакомились с моей книгой "Сложное искусство петь просто..", в которой последовательно, начиная с ротового пространства вглубь по дыхательному тракту анализируются области на предмет их функционального предназначения и участия в фонаторном акте. В результате чего и возникает идея о формировании подскладочного сопла, как непосредственного механизма формирования ОПОРЫ.

Причем этот процесс, оказывает, не столь прост и примитивен с физической резонансной точки зрения, потому что в этот момент может формироваться ЗАМКНУТАЯ подскладочная область трахеи, благодаря которой очень просто и естественно с физической точки зрения может возникнуть РЕЗОНАНС. (Этот замкнутый объем удовлетворяет ВСЕМ физическим требованиям для возникновения РЕЗОНАНСА,и это очень интересно) Мои практические эксперименты с собой и с молодыми вокалистами подтвердили реальность этой теоретической ГИПОТЕЗЫ.

Интересен факт, по крайней мере для меня, вычитанный у Морозова, где описан прием воздействия на опору,который применял педагог Ф. Шаляпина Усатов к своим ученикам. Самое интересное для меня было то, что этот прием я придумал давно, исходя из теории сопла-опоры, даже не зная, что это делал Усатов. Сейчас это меня приятно удивило и утешило: "Все-таки я прав!"

К чему я все это веду. Если Вы хотите я перешлю Вам мою книгу в целях ознакомления. Вдруг Вам понравится теория и ее мотивация и Вы найдете для себя достаточно убедительные факты ее реальности. По крайней мере теория не лишена здравого смысла...

С уважением Богаченко Сергей Николаевич.
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2016, 15:15:26 от Admin »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
Re: В. П. Морозов — «Искусство резонансного пения»
« Ответ #27 : Сентябрь 30, 2016, 15:12:24 »
Резонансной теории пения В. П. Морозова посвящена более или менее обстоятельная статья на Википедии —
https://ru.wikipedia.org/wiki/Резонансная_теория_пения