Автор Тема: дирижёр Мравинский Евгений Александрович (1903–1988)  (Прочитано 9409 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Давно пора было завести эту тему, но почему-то никто этого не сделал, а я сам вот только сейчас сподобился, когда зашёл разговор об исполнении ф-п концертов Брамса и Чайковского со Святославом Рихтером.

Вот инфо с сайта Бельканто:
http://www.belcanto.ru/mravinsky.html

Википедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Имеется издание дневников Мравинского ("Записки на память"):
http://intoclassics.net/news/2010-02-14-13709

В 2004 году вышла в свет книга А. В. Иванова «Взгляд из Оркестра» (о работе с Евгением Мравинским, ISBN 5-9268-0295-4), но я не нашёл этой книги в электронном виде.
« Последнее редактирование: Август 25, 2010, 01:09:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Евге́ний Алекса́ндрович Мрави́нский (22 мая (4 июня) 1903, Санкт-Петербург — 19 января 1988, Ленинград) — русский советский дирижёр, Народный артист СССР (1954).

В течение пятидесяти лет (1938—1988) возглавлял Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Мравинский — один из крупнейших дирижёров XX века, значительная фигура в культурной жизни Ленинграда.

Родился в дворянской семье Александра и Елизаветы Мравинских. Отец, Александр Константинович (1859—1918), юрист по образованию, был действительным статским советником (генерал-майор гражданской службы). Мать, Елизавета Николаевна (1871—1958), происходила из дворянского рода Филковых. Сестра отца, Евгения Мравинская, была знаменитой солисткой Мариинского театра в 1886—1900 годах под псевдонимом Мравина. Сводной сестрой отца была Александра Коллонтай. Среди родственников Мравинского — поэт Игорь Северянин.

Мравинский учился на естественном факультете Петроградского университета, который бросил из-за невозможности совмещать учёбу с работой в театре. Обучался в дирижёрско-хоровом техникуме при Ленинградской академической капелле. Работал артистом миманса в Мариинском театре, пианистом в Хореографическом училище, где досконально изучил сложную технику классического танца. В 1924 году поступил в Ленинградскую консерваторию на отделение композиции. В 1927 году стал заниматься на отделении дирижирования, где и приобрёл технические навыки и умение работать с партитурой. С 1929-го по 1931 год был заведующим музыкальной частью Ленинградского хореографического училища.

Дебютировал в Мариинском театре в 1932 году. В 1932—1937 годах провёл около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. В 1934 году этот оркестр одним из первых в СССР получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. В 1932—1938 годах был дирижёром Мариинского театра, в основном балетного репертуара. В 1938 году, победив на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, возглавил Симфонический оркестр Ленинградской Филармонии, которым руководил почти 50 лет.

В 1939 году первым исполнил Шестую симфонию Шостаковича. В 1940 году впервые дебютировал в Москве. После начала Великой Отечественной войны оркестр Мравинского был эвакуирован в Новосибирск. Оттуда в сентябре 1944 года оркестр вернулся в Ленинград.

1946 год — первые зарубежные гастроли Мравинского. Он побывал в Финляндии, где также встретился с знаменитым композитором Яном Сибелиусом. В 1954 году, за заслуги в развитии музыкального искусства Мравинскому было присвоено звание народного артиста СССР. 1955 год — вторые зарубежные гастроли оркестра Мравинского — в Чехословакии. 1956 год — гастроли в ГДР, ФРГ, Швейцарии и Австрии, 1958 год — гастроли в Польше, 1960 год — гастроли в семи странах Западной Европы, 34 концерта. С тех пор оркестр Мравинского выезжал на гастроли примерно каждые два года, в Западную или Восточную Европу (8 раз — в Австрии, 6 раз — в Японии). Последние зарубежные гастроли Мравинского состоялись в 1984 году, а последний концерт — 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

С 1961 года Мравинский преподавал в Ленинградской консерватории.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кто-нибудь читал книгу А.В.Иванова «Взгляд из Оркестра» (о работе с Евгением Мравинским, ISBN 5-9268-0295-4) ?
Я выше говорил, что не нашёл этой книги в электронном виде, поэтому было бы любопытно узнать у просветившихся, стоит ли её искать и читать в бумажном виде ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот правильная ссылка:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Спасибо, что проверили !
Надо же, а я и не заметил ! Всё вроде было правильно, но я подцепил какую-то другую ссылку.
Я исправил адрес в заглавном посте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Мравинский
« Ответ #5 : Февраль 26, 2012, 01:27:08 »
Фильм "Размышления о Мравинском":

http://www.youtube.com/watch?v=JPsF_8CcqNI

Уж не тот ли самый это фильм, который показывали ещё в 80-х гг. уже после смерти Мравинского ?
А вот ещё один фильм о нём:

"Беседы с Мравинским":
http://www.youtube.com/watch?v=DS69Zi2lv3o

Если кто посмотрит, прошу поделиться впечатлениями об обоих фильмах.
Кстати, давайте уточним годы их создания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Евгений Мравинский

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполняет "Неоконченную" симфонию си минор Франца Шуберта.

Телепередача  канала  "Культура"  11 ноября  2012  года  18:45

http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2012-11-09-18-45


Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
4 июня 2013 20:00
Концертный зал радио "Орфей".  "К 110-летию Е. А. Мравинского". Симфонические фрагменты из опер Рихарда Вагнера.
Исполняет ЗКР АСО Ленинградской филармонии п/у Е. Мравинского.
Запись из Большого зала Ленинградской филармонии от 1978 года.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Легенды Санкт-Петербурга. Евгений Мравинский

Overtime
Ведущая: Ольга Сирота
Время выхода: пятница, 26.12.2014, 13.00
Повтор: суббота, 27.12.2014, 22.00

В гостях у Ольги Сироты – Леонид Гаккель, музыковед, профессор Санкт-Петербургской консерватории, хранитель легенд Северной Пальмиры. В программе «Overtime» он рассказывает о Евгении Мравинском – великом дирижере прошлого века.

Слушать:

Радио "Орфей"
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue5683/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 575
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Член жюри Конкурса Чайковского, виолончелист, дирижёр и педагог Сергей Ролдугин:

— Наверное, ваше дирижёрское образование началось ещё тогда, когда вы работали в оркестре Мравинского. Может, поделитесь воспоминаниями?

— Это был важнейший период моей жизни, который во многом определил в ней всё остальное. А Мравинский, конечно, был великий человек. Дело даже не в его выдающемся прочтении многих произведений. Просто сам его подход к музыке был уникальным. Вот уж где не было никаких внешних эффектов, всё было выстрадано, шло из самых глубин. Иногда можно услышать, что у него был небольшой репертуар. Но поверьте, нужно было ходить на каждый его концерт, чтобы каждый раз открывать для себя то, что не могло открыться с одного раза, настолько всесторонне он раскрывал любое произведение. И, кстати, не такой уж и маленький был у него репертуар. В него входили и Моцарт, и Прокофьев, и Шостакович. Моцарта в то время мало кто дирижировал, ведь в его музыке нет монументальности, глобальности. Но Мравинский потрясающе умел выстроить форму. Конечно, это очень расплывчатое понятие — выстроить форму. На самом деле, это значит сыграть так, чтобы от начала до конца ты не мог оторваться от этого произведения. А как это технически осуществить, за счёт каких элементов исполнения — это другой вопрос.

— Он говорил, что основное в создании формы и атмосферы произведения — это темп.

— Совершенно верно. Он был великий, а я тогда был, можно сказать, маленький ещё. Но его влияние воспитало во мне строгость отношения к любой стороне исполнительства. Казалось бы, он говорил о простых вещах, но они оказались самыми главными, фундаментальными. И когда ты знаешь о существовании этих простых вещей, ты начинаешь видеть их повсюду, ты даже на события обычной жизни начинаешь смотреть иначе, сквозь призму этих вещей. Я хочу сказать, что какие-то концерты и программы Мравинского мне помогали постичь закономерности жизни и мира. Я тогда понял, как всё это неразрывно связано: музыка, жизнь. Когда мне становилось плохо, когда я переживал душевные травмы, я всегда прятался за свой инструмент. Я играл, играл и так вылечивался. И с помощью музыки познавал законы жизни.

— Мравинский тоже говорил, что музыка выводила его из депрессивного состояния.

— Все, кто любит музыку, могут так сказать. Почитайте классика: «нас мало избранных, счастливцев праздных...» Если бы все могли заниматься музыкой, то, конечно, только ею бы и занимались. Правда, «тогда б не смог и мир существовать», говорит поэт.

— Вот Мравинский считал, что язык музыки — это единственный язык, который понятен всем. Но согласитесь, что это благодушное преувеличение, ведь очевидно, что это как раз трудный и мало кому доступный язык, недаром же в мире всего лишь 1 процент людей, которые любят классическую музыку.

— Но остальные 99 не могут существовать без этого процента. На этом проценте всё стоит. Какими бы ни были талантливыми эстрадные певцы, в душе они завидуют музыкантам, которые исполняют классическую музыку, хотя их доходы несравнимы с доходами поп-звёзд.

— Понятно, что скупой дирижёрский жест Мравинского — это результат серьёзной работы на репетициях. Сейчас довольно часто можно услышать, что чем меньше дирижёр говорит, тем лучше. Но по фильмам видно, что Мравинский на репетициях говорил довольно много. Расскажите, как протекал в Заслуженном коллективе процесс подготовки произведений?

— Нужно сразу сказать, что в оркестре Мравинского были выдающиеся инструменталисты. В частности, концертмейстер группы виолончелей Анатолий Павлович Никитин, мой педагог. За неделю до работы с Мравинским у нас начинались групповые репетиции. С нотами в руках Никитин нас инструктировал: вот здесь ОН посмотрит сюда, вот здесь ОН остановится, вот здесь ни в коем случае никуда не вылезайте, потому что ОН этого не любит, вот здесь пойдёт большое крещендо и боже вас сохрани не посмотреть на НЕГО, потому что здесь будет люфт-пауза. Всё это было разобрано и выучено наизусть ещё до начала работы с Мравинским. Никитин говорил: когда ОН придёт, ты не должен смотреть в ноты, ты должен смотреть на НЕГО, так как в любой момент может произойти что-то важное. Весь текст мы всегда знали наизусть. Помню, с нами был потрясающий случай. Отчётный концерт в Москве, Большой зал консерватории, Пятая симфония Шостаковича, Мравинский и Заслуженный коллектив Республики. В середине финала вдруг гаснет свет, в зале наступает кромешная тьма. И весь оркестр доиграл всё наизусть. Москвичи потом говорили: ну, это какая-то заготовка Мравинского. Никакая не заготовка, просто мы могли играть любое произведение с закрытыми глазами.

— Черты деспота, наверное, должны быть у каждого дирижёра. Были они и у Мравинского… Что вспомните на эту тему?

— Значит, идёт репетиция Геннадия Николаевича Рождественского с Заслуженным коллективом. Я сижу в оркестре. Он говорит первым скрипкам: «Вот это место вы играете не так. Его нужно играть так, как будто вы кого-то ненавидите или страшно боитесь». Скрипки начинают играть это место уже по-другому. Рождественский: «Да-да, я узнал его!»

Так вот, официально репетиции у Мравинского начинались в 10-45 утра. Но если я в 10-00 не сижу на сцене и не смотрю в ноты, то, считай, я последний день работаю в оркестре. И все остальные тоже сидели за пультами, хотя всё уже знали наизусть. Никаких домино, газет или чего-то подобного даже невозможно было представить… В деспотизме Никитин мог с Мравинским посоревноваться. Я тогда был ещё совсем молодым, и Никитин утром давал мне ноты трёх симфоний, а вечером я уже должен был всё это ему сыграть.

— Наизусть?

— Не наизусть, но что такое партии в трёх симфониях за один день, вы себе представляете?! Помню свои первые гастроли с ЗКР в Сочи. Я не видел никакого Сочи, я сидел в номере и только и делал, что играл на виолончели. И не я один. Либерман также скрипачей гонял. Вот так было. То есть когда Мравинский выходил на репетицию, у оркестра весь текст был полностью готов. Ему оставалось всё это только концептуально объединить. И на концерте всё это начинало наполняться ЕГО энергией. У Мравинского был такой магнетизм, который заставлял людей играть на пределе. Даже сейчас, когда я вспоминаю, как играла валторна в «Ромео и Джульетте», в сцене на могиле Джульетты, у меня мурашки по коже бегают – так это было потрясающе сыграно. Люди, которые уезжали за границу и оставались там жить и работать, приходили потом на наши концерты и говорили нам: слушайте, вы вот играете «Франческу да Римини», а у меня пальцы бегают, потому что помнят, как это было, настолько всё это въедалось. Зато никакой другой дирижёр, который выступал с ЗКР, не мог ничего изменить в концепциях – всё это было так вбито Мравинским и всё было так логично, так стройно, что никто из дирижёров не мог с ЗКР сказать своё слово. Они, конечно, пытались что-то изменить, настоять на своём, но оркестр всё равно играл, как при Мравинском.

— Я вдруг вспомнила фильм о Фуртвенглере «Мнения сторон», в котором музыкантов Берлинского оркестра допрашивают в период денацификации, чтобы собрать сведения об их дирижёре. И один говорит: у него был такой взгляд, что однажды он просто посмотрел на меня, и я сразу понял, что нужно делать.

— Такой же взгляд был и у Мравинского. У меня было ощущение, что он только на меня и смотрит. Но самое смешное, что у всех было такое же ощущение. Каждый так думал. А ведь полно дирижёров, на которых можно совсем не смотреть, махальщиков.

Иногда он заставлял нас играть поодиночке. Ни в одном оркестре этого нет. Как сейчас помню, репетировали Вторую симфонию Брамса. Простой, казалось бы, текст, но когда весь оркестр сидит, а ты один играешь, становится немного не по себе. «Пятый пульт, сыграйте, — говорил он. — Теперь четвёртый пульт... Третий... Второй». А вот первые пульты никогда не заставлял играть в одиночку. Мы молодые, у нас нервы ещё крепкие, нам что? Взяли и сыграли. А те, кто ближе к нему сидели, вот у них уже такое «дрожаменто» наступало, страшное дело. Как-то он заставил играть одного альтиста, тот начал и вдруг остановился. Мравинский, обращаясь к концертмейстеру, говорит: «Виктор Семёнович, этого до следующего самоотчёта, а там гнать к чёртовой матери». Такой же случай был с органисткой. Орган имеет такое свойство, что на нём нажимаешь, а звук возникает с небольшой задержкой. И Мравинскому это не нравилось. И вот органистка первый раз вступила. Он останавливает: не вместе. Начинаем второй раз. Останавливает: не вместе. На третий раз то же самое. Он говорит: заменить её. И всё — в таком случае тебя больше никогда не пригласят. Он только появлялся в филармонии — в ней объявляли воздушную тревогу: «Воздух! Воздух!» Но вообще он был аристократ, у него была прекрасная старорежимная речь, он на тосты отвечал потрясающе, с такой небольшой картавинкой…

http://www.belcanto.ru/16012202.html
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 836
5-я симфония Чайковского с вступительным словом самого Маэстро
https://www.youtube.com/watch?v=d71tZZAhdN4


Оффлайн SM

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 0
Да, верно говорят о взгляде. Каким же он был в реальности, если, когда впервые увидела Мравинского на экране, сразу испытала чувство, что он видит неким внутренним зрением весь оркестр и каждого лично. И захотелось играть, и делать больше возможного, и ни за что не подвести. Его позднии записи близки к представлению об идеальном, и звучание тогдашнего ЛФО неповторимо. Возможно, с ним и ушла "эпоха титанов".