Автор Тема: Франц Легар (1870 - 1940)  (Прочитано 3877 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Франц Легар (1870 - 1940)
« : Август 29, 2010, 19:26:37 »


Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца кочевая армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада.

В пять лет он не только знал ноты, но мог импровизировать на заданную тему, даже при накрытой полотенцем клавиатуре - трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В шесть лет написал песню с собственным текстом, посвятив ее матери. В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.

В 1884 году полк отца перевели в Прагу. Теперь Франц-младший мог снова жить в семье. На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций. Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно. "Недурно, совсем недурно", - бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: "Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором!" Легар, давно уже бравший тайком частные уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.

Итак - полная самостоятельность и свобода! Конечно, Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь родителей. Представилась возможность поступать в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен- Эльберфельд школой жизни, показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем. В это время Легару-старшему удалось получить место военного капельмейстера в Вене. Ему нужен был солист-скрипач. Разумеется, он подумал о сыне. Отец и сын отлично сработались. Они разделили между собой дирижерские обязанности. Здесь, в Вене, Легар провел десять месяцев. Он написал несколько небольших сочинений, из которых вальс "Чары любви" и два марша были изданы. Но желание быть независимым берет верх. Франц, узнав, что освободилось место военного капельмейстера в венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет самым юным капельмейстером в австрийской армии.

Стройный, элегантный, в красивом мундире, с маленькими русыми усиками, Легар покорял сердца обывателей Лошонца и, главным образом, разумеется, их дочек. Занятий ему хватало: помимо своих прямых обязанностей - репетиций и выступлений с оркестром, он основал квартет и давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об опере. Осенью 1893 года он начал сочинять две оперы: "Кирасир" и "Родриго". Ни одна из них не двинулась дальше первых сцен, но молодой композитор, что называется, набил руку, освоив многие технические трудности. Затем родилась "Кукушка" - первое крупное музыкально-драматическое произведение Легара. "Кукушка" должна была решить судьбу Франца" быть ему композитором или же остаться капельмейстером. В вечер премьеры старый рабочий сцены театра в Лейпциге ободряюще похлопал по плечу трепещущего автора: "Поверьте мне, вы будете иметь успех". Это было 27 ноября 1896 года.

Действительно, успех был. Однако "Кукушка" выдержала не много представлений. После Лейпцига она прошла в Кенигсберге, Будапеште (под названием "Татьяна"), наконец в Венской опере. "Кукушку" постигла странная участь: она нигде не проваливалась и нигде не имела настоящего успеха. После нескольких спектаклей и благоприятных печатных отзывов публика переставала интересоваться оперой, и произведение исчезало с афиши.

1 ноября 1899 года стало одним из звездных часов Франца Легара. Началась его служба в Вене - столице Австро-Венгрии и мировой оперетты, - пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год. Легар поступил в театр "Ан дер Вин" дирижером. Но он не оставил мысли о творчестве. Ему хотелось сотрудничать с профессиональным, маститым драматургом. Так он пришел к Виктору Леону - едва ли не самому талантливому и плодовитому театральному писателю того времени, автору либретто многих опер и оперетт. Премьера "Венских женщин" состоялась в театре "Ан дер Вин" в ноябре 1902 года. Наутро Легар прочел в газетах, что он - новая величина современной оперетты. Вскоре оперетта "Венские женщины" пошла в Берлине (под названием "Настройщик роялей") и в Лейпциге, где называлась "Ключ от рая". Премьера "Решетника" состоялась 20 декабря 1902 года. Затем "Решетник" прошел 225 раз подряд! В 1903 году Легар с Леоном и его соавтором Лео Штейном начали работу над опереттой "Божественный супруг". "Божественный супруг" шел и в других странах, в том числе и в России, но успех его был не долгим.

Аналогичная судьба постигла и следующее произведение, премьера которого прошла в конце того же 1904 года в театре "Ан дер Вин", - оперетту "Шуточная свадьба". И вот пришло время "Веселой вдовы". До последнего момента директор театра "Ан дер Вин" Карчаг настаивал на том, что музыка "Веселой вдовы" - это "никакая не музыка", премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из "Гейши".

Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, "лишь бы не позорить театр". Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: "Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем". Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в "Ан дер Вин", публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг - поистине опереточная ситуация. Легар победил: "Веселая вдова" покорила мир. "Фольклор против рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне, который завоевал весь мир" (Э Дечей). "Мерцающее, тремолирующее облачение в духе Пуччини пронизывает мелодические находки... Даже немузыкальным людям дарует эта музыка чувство мелодии", - писал биограф Легара С. Чех. Эти отзывы дают представление о восприятии музыки Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой опереточной школе.

"С "Веселой вдовой", - писал Легар через несколько лет, - я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях... Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости..." Примечательно, что осознание значения "Веселой вдовы" пришло к нему не сразу. По меньшей мере пять оперетт было написано за это время. Легар упивался пришедшей к нему, наконец, славой - настоящей, мировой славой, со всеми ее последствиями.

Новый крупный успех - оперетта "Княжеское дитя", поставленная 7 октября 1909 года в новом "Иоганн Штраус-театре", предназначенном специально для оперетты. Легар сходится с драматургами А. Вильнером и Р. Боданским, которые написали для него пьесу "Цыганская любовь". Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты "Граф Люксембург", которую Легар сочинял почти одновременно с "Цыганской любовью" и написал всего за три недели. Такое возможно только в расцвете творческих сил. Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой. Но Карчаг в этот раз оказался прав: Легар "вытряс из рукава" мелодии, которые на несколько лет завладели миром. Премьера в театре "Ан дер Вин" была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала и надеялся только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль имел ошеломляющий успех. Премьера оперетты "Цыганская любовь" прошла 8 января 1910 года в "Карл-театре".

Пресса назвала лейтмотивы "Цыганской любви" недостаточно своеобразными и упрекнула Легара в чрезмерном эксплуатировании своего таланта. В самом деле - это была его третья премьера в сезоне! Ставили в упрек также недостаток комического элемента. За рубежом успех "Цыганской любви" был большим, нежели на родине.

"Ева" ("Фабричная девушка") - так называлось новое произведение. Надо отдать должное либреттистам: они нашли место и лирике, и танцам, и даже роскоши в наивном социальном контрасте. Музыка "Евы", безусловно, удалась Легару. Самые пленительные темы, конечно, отданы героине. Ее мотив открывает увертюру, трансформируясь позже в тему дуэта. Премьера прошла в "Ан дер Вин" в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла 100 раз.

Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению "Веселой вдове" или "Графу Люксембургу". После "Евы", несколько растерявшись от упреков в "социалистических наклонностях", которых у него явно не замечалось, он покончил с "глупостями" и комизмом. Композитор начал писать так называемые "легариады" - оперетты, весьма мало схожие с "опереткой", предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся - вещь, запрещенная в оперетке, - несчастливо. Как правило, большого успеха "легариады" не имели. Достигшего мировой славы композитора обвиняли в том, что он исписался.

Он оказался "жестким орешком", не отступил в отличие от Оффенбаха и говорил: "Оперетта не умирает... Умирают только те, кто не умеет с ней обращаться, - любители штампов и эпигоны. Каждый настоящий художник - первопроходчик, пробивающий туннель через темные горы к свету. Новый материал, новые люди, новые формы! Я - человек настоящего времени, а все нынешнее время не что иное, как большая мастерская для следующего поколения. Оно перестраивает драму, роман, комедию, почему бы не оперетту? Нет последней волны в искусстве, как нет последней волны в Трауне... Есть только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, - это моя совесть. В остальном я позволяю себя ругать и хвалить и делаю то, что должен".

Легар не один преодолевал трудности. В 1923 году он оформил брак с Софи. Уже 20 лет они были вместе, проверили глубокую взаимную привязанность и пришли к решению. Друзья справедливо уверяли, что "Легар женился для того, чтобы быть свободным". Софи умела незаметно заботиться о нем, ни в чем его не стесняя. Легара ожидал новый взлет. Хотя мало кто сейчас помнит о написанных им произведениях после 1920 года. Однако оперетты "Паганини" (1925), "Царевич" (1927), "Фридерика" (1928), "Страна улыбок" (1928), "Джудита" (1934) живут хотя бы потому, что в отдельных мелодиях Легар не сошел с пьедестала, а поднялся выше. Пусть как бы для концерта, для исполнения их замечательным певцом Рихардом Таубером создал он арии Паганини и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать, радуя человечество. До слез трогательный вальс Джудиты из одноименной оперетты исполнялся уже не Таубером, и все же это - одна из вершин опереточной музыки. 17 ноября 1929 года стало апогеем новой славы Легара. В этот день на четырех сценах Берлина было дано девять легаровских спектаклей. В день шестидесятилетия Легара, 30 апреля 1930 года, с 8 до 9 часов вечера по всей Австрии был объявлен легаровскии час: по радио, в дансингах и концертах исполнялись только его произведения. Легар в это время находился в Баден-Бадене. Он получил поздравления со всех концов света. Вена встретила его пышными юбилейными празднествами и банкетами.

За успехом творческим пришел и успех финансовый. В 1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года, принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру. Здесь композитор и жил до самой смерти. Легар умер 24 октября 1948 года в 3 часа дня.

Список оперетт

    * Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
    * Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Лудильщик (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
    * Муженёк (Der Göttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
    * Фальшивая свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Мужчина и три женщины (Der Mann mit den drei Frauen), 1908
    * Принц (Das Fürstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
    * Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
    * Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Наконец один (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Звездочёт (Der sterngucker), 1916
    * Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
    * Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)
    * Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
    * Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Bürgertheater, Вена
    * Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
    * Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Künstlertheater, Берлин
    * Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)
    * Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
    * Страна улыбок (Das Land des Lächelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)
    * Мир прекрасен (Schön ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец один»)
    * Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 397
    • Андрей Ковалев
Re: Франц Легар (1870 - 1940)
« Ответ #2 : Сентябрь 06, 2010, 12:55:13 »
Спасибо за Ваши рассказы о великих композиторах, творцах оперетт.

Оффлайн Стасси

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 64
Re: Франц Легар (1870 - 1940)
« Ответ #3 : Октябрь 21, 2010, 11:33:23 »
Кто-нибудь может помочь с клавиром оперетты "Das Land des Lächelns"? Заранее спасибо;)