Автор Тема: Стрельников, Николай Михайлович - основоположник советской оперетты  (Прочитано 5328 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809


Никола́й Миха́йлович Стре́льников (2 (14) мая 1888, Петербург, Российская империя — 12 апреля 1939, Москва, СССР) — русский советский композитор, музыкальный критик, дирижёр, народный артист РСФСР (1939), один из основоположников советской оперетты. Из его произведений наиболее известна оперетта «Холопка» (1929).

Настоящая фамилия: Мезенкампф (в некоторых источниках — Мензенкампф). Стрельникова — девичья фамилия матери композитора.
Н. М. Мезенкампф родился в Петербурге в семье статского советника Михаила Богдановича Мезенкампфа, троюродного брата С. В. Рахманинова, и его жены Анны Петровны Стрельниковой, пианистки, ученицы Антона Рубинштейна. Рано остался без матери. Отец служил уездным членом Петербургского окружного суда по Петергофскому уезду.

Учился музыкальной композиции у С. В. Рахманинова, Ц. А. Кюи, занимался фортепиано у А. Н. Есиповой. Первые самостоятельные опыты композиции начал в 1906 году. Одновременно готовился стать юристом.

1909: закончил Петербургское училище правоведения с золотой медалью. До революции имел обширную юридическую практику в области «увечного права» — социального обеспечения лиц, получивших производственную травму. Становится другом сенатора А. Ф. Кони, совместно с которым призывает к либеральным реформам имперского законодательства.

В 1911 году поступает в Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова. Публикует музыкально-критические статьи в петербургских и московских газетах и журналах.

Карьера Стрельникова как юриста развивалась также успешно. По представлению училища его приглашают в качестве репетитора в императорскую семью. Награждён орденом Станислава, назначен на почётную должность секретаря гражданского департамента столичной Судебной палаты. Несмотря на это, он сближается с видными большевиками — Крестинским и Стучкой.

После революции Стучка и А. В. Луначарский назначают Стрельникова заведующим информационно-правовым отделом Наркомпроса и руководителем музыкального отдела петроградской газеты «Жизнь искусства» (1918—1928).

1919: руководитель музыкальной частью Театра политотдела Седьмой армии. Ведёт музыкально-просветительскую и концертную деятельность в рабочих клубах, в армии и на флоте. В 1922—1923 годах опубликовал 3 книги с биографиями известных музыкантов. Одновременно как крупный специалист по трудовому праву избран председательствующим Особого отделения Петроградского Народного суда.

С 1922 года прекращает юридическую деятельность и до конца жизни работает заведующим музыкальной частью и дирижёром в Ленинградском ТЮЗе.

1927: первая оперетта, «Чёрный амулет».

1929: лучшая оперетта Стрельникова — «Холопка». Либретто вначале было написано для «Принцессы цирка» Кальмана, но этот спектакль не был поставлен, и Стрельникову предложили написать на этот сюжет новую музыку.

В 1939 году Стрельникову было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

Умер композитор 12 апреля 1939 года в Москве.

Оперетты

    * «Чёрный амулет» (1927, Ленинградский Малый оперный театр)
    * «Королева ошиблась» (1928)
    * «Холопка» (1928, Ленинградский театр музыкальной комедии)
    * «Луна-парк» (1929, Московский театр оперетты, реж. Игорь Терентьев)
    * «Чайхана в горах» (1930, Московский театр оперетты)
    * «Завтра утром» (1932)
    * «Сердце поэта» («Беранже», 1934, Ленинградский театр музыкальной комедии)
    * «Настоящая любовь», или «Ты, я и жизнь!» (1937, не поставлена)
    * «Президенты и бананы» (1939, по повести О'Генри «Короли и капуста», не поставлена).

Оперы

    * «Беглец», или «Альбина Мигурская», по повести Льва Толстого «За что?» (1933, Ленинградский академический театр оперы и балета)
    * «Граф Нулин», по Пушкину (1938, не поставлена)

Музыка к кинофильмам

    * 1936 — Леночка и виноград
    * 1936 — Чудесный корабль
    * 1938 — Путешествие в Арзрум

Книги

    * «Бетховен», М., 1922
    * «А. H. Серов», М., 1922
    * «Глинка», М., 1923.

http://www.youtube.com/watch?v=ELdCfO4grYI

http://www.youtube.com/watch?v=nsFbLzid7js

http://www.youtube.com/watch?v=0N9tZYbJStc

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Надо же. А я этого фильма не видел, а вот арию "Эй, гусар" аккомпанировал, когда в вокальной студии при обществе слепых концертмейстером работал. Правда, у меня это пел баритон и в транспорте на терцию вниз, кажется.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 646
    • Русское исполнительское наследие на CD
Три фрагмента из оперетты Н.М. Стрельникова "Чёрный амулет":

"Радость встреч" (К. Новикова, И. Стравинский)
http://ргафд.рф/%D1%81allendar/14-05-2018

"Белый цветок" (А. Алексеев)
https://www.russian-records.com/details.php?image_id=14557

Вальс (С. Вермель)
https://www.russian-records.com/details.php?image_id=43461


[модераторам: странно смотрится портрет М.А. Балакирева в начале темы]


« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2018, 16:46:11 от Максим »

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
А исполнители-то какие! Новикова, Алексеев...

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 646
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, как видим, запись А.И. Алексеева относится к 1929 году, т. е. к тому времени, когда он незадолго до этого (1927) выступал в Московской оперетте. В "Чёрном амулете" он играл негритянского певца Олджи (Лоло), влюблённого в белую девушку (видимо, ария "Белый цветок" как раз на эту тему). Эта и многие другие записи А.И. Алексеева с редкими фотографиями скоро выйдут на его сольном диске.   

« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2018, 11:18:36 от Максим »

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
За диск Алексеева огромное спасибо! Его записи - абсолютные раритеты. Мне посчастливилось общаться со старыми москвичами, которые застали его еще на сцене. Не случайно надгробный памятник Алексееву на Новодевичьем исполнен в образе Ленского - певец считался прирожденным Ленским. Ходили всякие слухи о том, что его чуть ли не застрелили по приказу Буденного, из-за романа с его женой. Официально же, причиной смерти послужила, кажется, опухоль гортани. Что-то такое. Одним словом, личность таинственная и интригующая в истории российского вокала...

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
И пожалуйста, замените наконец портрет Балакирева на настоящий портрет Стрельникова!