Автор Тема: дирижёр Владимир Федосеев  (Прочитано 32537 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Владимир Федосеев
« : Сентябрь 22, 2010, 21:58:45 »
Владимир Федосеев: "Я никогда не добивался гастролей в Музикферайне"
2010-09-20

Федосеев уже привык к тому, что его концерты проходят с аншлагами.

http://www.ng.ru/culture/2010-09-20/7_fedoseev.html
 
В Саранске завершился фестиваль Большого симфонического оркестра имени Чайковского – он проходил под символом тысячелетия единения мордовских народов с российскими. Вместе с БСО на сцене драмтеатра выступал пианист Дмитрий Демяшкин – самый молодой носитель звания «Заслуженный артист Республики Мордовия». В Саранске очень заботятся о сохранении коренного искусства и вообще мордовского (в Мордовском государственном университете есть институт народной культуры, для которого построили отдельное современное здание), но не доводят это до фанатизма. Здесь строят не только уникальный стадион, но и театр оперы и балета (а в наши времена это подвиг), обещая уже весной завершить основную часть строительства. На концертах БСО, конечно, аншлаг, а на творческой встрече с Владимиром ФЕДОСЕЕВЫМ публика просит разрешения присутствовать на репетициях – билеты раскуплены уже давно. Тот разрешает, и репетиция походит на полноценный концерт – при полном зале. Слушатели не отпускают оркестр и приветствуют его стоя, а глава республики Николай Меркушкин присуждает Владимиру Федосееву звание лауреата Госпремии Мордовии. Плотный конверт растроганный дирижер передает обратно – пусть деньги пойдут в помощь детским музыкальным школам. Перед одним из концертов корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала несколько вопросов маэстро.
– Владимир Иванович, что вообще привело вас на Мордовскую землю, откуда возникла идея или необходимость выступить здесь?

Этот «случай» был послан нам свыше. Мы познакомились в Цюрихе с русским бизнесменом, у него крепкие связи с Мордовией. Там же мы встретили мордовского пианиста Дмитрия Демяшкина. Кроме того, в этой земле лежит Иван Михайлович Скобцов, замечательный певец, 30 лет – солист Большого театра и мой тесть. По этим причинам и появилась идея о проведении здесь фестиваля, и у нас загорелись глаза.

– С президентом Мордовии вы обсуждали идею еще одного фестиваля – фестиваля искусств. У вас уже есть конкретный проект или это спонтанная идея?

Эта идея родилась здесь. Вчера. Ведь содержательный фестиваль придает городу значимость, узнаваемость. Если создать не просто музыкальный фестиваль, а фестиваль культуры – с народной музыкой, участием драматического театра, художников и так далее, он будет заметен вдвойне. Оперный театр здесь, можно сказать, есть, соответственно должен быть оркестр: есть инфраструктура, есть люди, которые хотят работать. Так что, это мог бы быть уникальный фестиваль, который не будет повторять никакие другие.

– Большой симфонический – один из старейших и самый старый в нашей стране. Чем он отличается от своих собратьев?

Наш оркестр образован в 1930 году как оркестр радио, а в то время радиоточки были важным средством информации, поэтому он был и глашатаем, и воспитателем миллионов слушателей. Он прошел всю историю государства за свои 80 лет. Когда шла война, концерты его передавались из Колонного зала прямо на фронт. Отличается он особым звуком – на протяжении 35 лет я забочусь о том, как получить теплый, благородный звук. По звуку нас и узнают. Было время, когда оркестры узнавались именно по звучанию, сейчас все коллективы играют высокопрофессионально, технично, и различить их по звуку трудно, только разве что по интерпретации. В нашем оркестре присутствует уважение к старшему и к младшему поколениям, есть традиция преемственности, ведь музыкантам от 25 до 80 лет – да, есть музыканты, которые играют, и замечательно, больше 50 лет. Это уникально. У нас нет такого принципа – работать только до 60. Если ты можешь хорошо играть и к тому же влияешь, воспитываешь молодежь, то это очень полезно.

- Вы вели переговоры, добивались гастролей в Музикферайне (одна из самых престижных площадок Европы, БСО – единственный российский оркестр, который выступал здесь в постсоветский период. – «НГ») или это было предложение исключительно со стороны организаторов?

Нет. Не добивались. Нам предложили, нас пригласили открыть сезон, значит, мы достигли такого уровня, который достоин этого, к которому большой интерес. И в 2011 году мы вновь будем играть в Золотом зале Музикферайна. Это престижно. И очень ответственно.

– Вы играете там русскую музыку? Или не только?

В прошлый раз мы исполняли симфонии Бетховена и Чайковского, а сейчас будем играть избранные главные симфонии Шостаковича и все концерты Чайковского.

– Вчера на творческой встрече вы сказали, что при отборе в оркестр для вас самое главное, чтобы человек был хороший.

Ну, конечно, это была шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. В первую очередь смотрим на профессионализм. А потом даем возможность проявить человеческие качества.

– Это для вас важно?

Конечно, а как же? Это же коллектив. А в коллективе даже один человек может разрушать. Таких примеров много. Правда, не у нас, не теперь...

– Вы довольны государственной поддержкой?

Да, конечно. Президентский грант в 2002 году нас просто спас! У нас есть некоторая спонсорская помощь. Но президентский грант – основа нашей экономической жизни. Правда, я понимаю, что это может быть и не навсегда, и нужно много и хорошо работать, чтобы не лишиться этой поддержки.

– Какие акции запланированы в юбилейном сезоне?

В конце ноября – декабре мы едем по столицам Европы в юбилейный тур – Берлин, Париж, Милан, Прага, Цюрих.

– А Москва?

Обязательно! Последний юбилейный концерт будет в Москве, называется он очень интересно – «Вперед, ребята!». Мы покажем всю нашу молодежь, солистов, которые выросли в оркестре.

– Где вы планируете концерты в связи с закрытием Большого зала?

В Зале имени Чайковского, Доме музыки и во Дворце на Яузе. Последний зал, кстати, очень неплохой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #1 : Апрель 30, 2011, 16:24:25 »
Федосеев сыграл Чайковского и Свиридова
17:03 29.04.11

Виктория Иванова

http://www.izvestia.ru/culture/article3154802/

Художественный руководитель Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев представил слушателям свою трактовку музыки Чайковского и Свиридова.

Открыла концерт БСО во Дворце на Яузе Третья симфония Чайковского. В сравнении с другими произведениями Петра Ильича она никогда не имела широкой популярности и неоднократно подвергалась обвинениям в недостаточной глубине. Однако маэстро пересмотрел расхожее мнение. Буквально с первых тактов он задал особый тон, погрузив слушателей в увлекательную историю: залихватская удаль первой части и финала, меланхолическая прелесть вальса, элегическая задумчивость адажио и живописный национальный дух скерцо стали фрагментами одной красочной мозаики.

Второе отделение начали свиридовские музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель" - знаменитый вальс был исполнен за вечер дважды: в программе и как бис после финальных аплодисментов. Огромный оркестр вдруг зазвучал с камерной тонкостью, что особенно пришлось к лицу кантате Свиридова "Снег идет" на стихи Пастернака. Камерный хор под управлением Владимира Минина стал воплощением потаенного гласа души, тогда как инструментальное звучание стараниями дирижера выглядело своеобразной дымкой, почти осязаемым свечением.

"Весенняя кантата", написанная Свиридовым в 1972 году на стихотворение Некрасова, - представляет Русь древнюю, языческую. Первобытные ритмы и восторг закличек-веснянок, лирическая истома протяжных песен и мощь хорового финала - все это высветилось благодаря дирижерскому жесту. Стоит сказать, что кантатный жанр в современном репертуаре присутствует не часто, отчего каждое появление его на сцене становится примечательным. А если на одном концерте встречаются Свиридов и маэстро Федосеев с БСО - тем более.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 675
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #2 : Май 01, 2011, 16:53:21 »
Владимир Иванович всегда подчеркивает свое особое отношение к Свиридову, считает, что его произведения слишком редко исполняют. Жаль, что этот концерт был на Яузе, но это все из-за того, что в этом сезоне мы все были лишены Большого зала Консерватории. Так что я на этом концерте не была, но на следующий день был великолепный концерт БСО в зале Чайковского, дирижировал француз Казадезюс, в программе был Франк, Лист и Сен-Санс (3 симфония) - последнее произведение было вообще исполнено потрясающе сильно и выразительно. И жаль, что в зале едва набралась горсточка слушателей - видимо, дачный сезон берет свое...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #3 : Декабрь 25, 2011, 18:04:52 »
Владимир Иванович был горазд хвастаться в телевизор, как он грозился уйти со скандальной постановки в Брегенце. Грозился-грозился, да не ушел

А можно поподробнее об этом ?
Можно в потоке о Федосееве:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3596.0

Если есть ссылки, размещайте здесь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #4 : Декабрь 25, 2011, 18:20:03 »
Но это он рассказывал в программе "Линия жизни" пятилетней давности (а может и старше). Ее потом повторяли. Детали уже не помню, программа  выложена.
 Вот эта, 31-я минута: http://rutube.ru/tracks/4489934.html
« Последнее редактирование: Декабрь 25, 2011, 18:39:58 от Cuniza »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #5 : Февраль 24, 2012, 20:58:04 »
Владимир Федосеев: "Власть и судьба - это вечная тема"
21.02.2012

Специальный выпуск программы «Рандеву с дилетантом» посвящён встрече с выдающимся дирижёром современности Владимиром Федосеевым. В преддверии открытия Царского абонемента, в рамках которого пройдут четыре концерта, объединённые темой «Власть и судьба», художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского рассказал радиослушателям о новом эпохальном проекте, опере вне театра и дисциплине в оркестрах.
http://www.muzcentrum.ru/news/2012/02/item5962.html

Владимир Федосеев: "Власть и судьба - это вечная тема"
21.02.2012

Специальный выпуск программы «Рандеву с дилетантом» посвящён встрече с выдающимся дирижёром современности Владимиром Федосеевым. В преддверии открытия Царского абонемента, в рамках которого пройдут четыре концерта, объединённые темой «Власть и судьба», художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского рассказал радиослушателям о новом эпохальном проекте, опере вне театра и дисциплине в оркестрах.

Владимир Молчанов:  Владимир Иванович, прошу Вас поведать слушателям, что их ждёт в Вашем новом проекте?

Владимир Федосеев:  Сама идея «Власть и судьба», «Власть и народ» стара, как мир. В тоже время она чрезвычайно сейчас обсуждаема. Я счастлив, что эту идею мы первые взяли и пытаемся воплотить  в образах музыки и в образах наших великих композиторов, но и не только наших. В рамках абонемента будут исполнены:  «Царь Давид» Онеггера , «Царь Эдип» Стравинского, «Иван Грозный»  Прокофьева  и, конечно же, «Борис Годунов».

Владимир Молчанов:  А чья это была изначально идея? Ваша? Насколько я понимаю, Вы довольно давно ее вынашивали?..

Владимир Федосеев: Да, это была наша идея. Для её воплощения необходимо  иметь немало художественных сил, солистов. К примеру, в сентябре мы будем общаться с французскими солистами и чтецами, а также с Венским хором, по моему мнению, самым замечательным хором в мире. Сама идея заставляет быть нас очень точными, заставляет слиться с современной ситуацией. Ведь это вечная тема. К ней обращались миллионы разных величайших художников и поэтов: Пушкин, Мусоргский, Прокофьев. Наш абонемент – целая композиция, она связана с большим текстом...

Владимир Молчанов: У Вас ведь нередко музыка тесно связана с текстом? Насколько я знаю, здесь будет чтец. Расскажите, кто участники первого концерта?

Владимир Федосеев:  Михаил Филиппов, он будет читать текст от Бориса и от Пимена. В концерте принимает участие хор Большого театра, чему я очень рад. Бориса будет петь Белосельский - это молодой певец, карьера которого сейчас идёт в гору. А также ряд певцов из Большого театра.

Владимир Молчанов: В этом проекте Вы трижды работаете с хором Большого театра и только один раз с Венским хором. Вы постоянно подчёркиваете, что опера в концертном исполнении - это единственный формат, который Вас сегодня привлекает. В Большом театре Вы тоже сегодня не работаете, и это всех удивляет...

Владимир Федосеев: Меня тоже это удивляет. Понимаете, сейчас опасное время, я всегда об этом везде говорю. Происходит разрушение оперы как жанра. Постоянно встревают режиссёры, которые совершенно с иной стороны подходят к оперным постановкам. Я испытал это на себе. Были случаи, когда я просто вставал и уходил.

Владимир Молчанов:  Вы их называете «режиссёрами-вандалами»…

Владимир Федосеев:  Да, причем нередко мы здесь встречаемся с элементарной безграмотностью. Но, конечно, есть и шедевральные вещи, режиссёрские удачи, но они появляются всё реже и реже. Так что есть опасность, что оперный жанр может просто закончиться и превратиться в нечто иное. Поэтому я предпочитаю делать оперу вне театра, поскольку тут никто не вмешивается, и всё идёт от первоисточника – музыки и композитора. Это чистая музыка, которая идёт навстречу нашей публике...

(полностью - на сайте)
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2012, 18:31:32 от Predlogoff »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #6 : Февраль 28, 2012, 12:23:08 »
29.02.2012 Владимир Федосеев и Красимира Стоянова
Смотрите прямую интернет-трансляцию концерта 26 февраля в 19:00 на www.paraclassics.com

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #7 : Февраль 28, 2012, 16:05:06 »
29.02.2012 Владимир Федосеев и Красимира Стоянова
Смотрите прямую интернет-трансляцию концерта 26 февраля в 19:00 на www.paraclassics.com

Вы имели в виду 29 февраля ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #8 : Март 01, 2012, 12:35:56 »
29.02.2012 Владимир Федосеев и Красимира Стоянова
Смотрите прямую интернет-трансляцию концерта 26 февраля в 19:00 на www.paraclassics.com

Вы имели в виду 29 февраля ?
:D Я не имела ввиду, а просто скопировала то, что пришло мне на почту по рассылке. Они так прислали (шутники).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #9 : Март 01, 2012, 13:00:48 »
:D Я не имела ввиду, а просто скопировала то, что пришло мне на почту по рассылке. Они так прислали (шутники).

Со мной тоже так бывало: скопируешь что-нибудь не вчитываясь, а позже выясняется, что в копии была какая-нибудь ерунда ! :)
Ну а что сама трансляция ? Слушали ?
Я, кстати, открыл специальную тему, где хотелось бы собирать оповещения о грядущих трансляциях и размещать их в Календаре форума:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5970.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 675
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #10 : Май 13, 2012, 23:15:50 »
Довелось вчера побывать на заключительном концерте Музыкального фестиваля, что проводится ежегодно в Дом-музее П.И.Чайковского в честь дня рождения композитора. БСО во главе с Владимиром Ивановичем Федосеевым в качестве музыкального приношения сыграли концерт под названием "Любимцы Чайковского". Поскольку программа была по-настояшему "любовно" подобрана, позволю себе привести ее полностью:

Моцарт, Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"
Григ, Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть (солистка Екатерина Мечетина)
Бизе, Вступление и антракт к 3-ему действию, опера "Кармен"
Делиб, Вариации из 3-го действия балета "Сильвия", Дуэт Лаккме и Маллики "Sous le dome epais" из 1-го действия оперы "Лакме"
Чайковский, Дуэт Лизы и Полины "Уж вечер..." из 1-го действия оперы "Пиковая дама" (солистки Кристина Бикмаева и Юлия Меннибаева)
Берлиоз, Танец сильфов и Ракоци-марш из оратории "Осуждение Фауста"

На бис были исполнены
Чайковский, Испанский танец из балета "Лебединое озеро"
Свиридов, Вальс из музыки к пушкинской "Метели"

Концерт был замечательный, овации публики были нескончаемы.

Где-то у нас на форуме зарождалась тема музеев-усадеб - как всегда, приходится только печалиться, что информации о них самих и проходящих в них часто очень интересных мероприятиях крайне мало. По-прежнему ни нормальных сайтов, ни анонсов в интернете. В музее Чайковского, кроме постоянной экспозиции, сейчас открыто целых три очень любопытных выставки, а 19 мая в 21:00 в рамках "Европейской ночи музеев" в концертном зале музея будет представлен (совершенно неизвестный мне!) балет Большого театра "Тамаши" ("Дух"). На всякий случай, телефон музея 8-949624-5-8196, работает музей с 10:00 до 18:00, выходные среда и четверг.
         

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #11 : Май 13, 2012, 23:42:04 »
Где-то у нас на форуме зарождалась тема музеев-усадеб - как всегда, приходится только печалиться, что информации о них самих и проходящих в них часто очень интересных мероприятиях крайне мало

Тема на своём месте:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5023.0

А вот что мало информации - это факт ! Клин не так уж далеко от Москвы, и ехать туда довольно удобно, так что очень жаль, что администрация дома-музея Чайковского не организовала сайт для информирования о происходящих там событиях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #12 : Июль 02, 2012, 17:04:13 »
Продолжение концертов серии  "Власть и судьба". 
Оратория Прокофьева " Иван Грозный"
http://www.youtube.com/watch?v=h5RmS4hmy5o

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #13 : Июль 25, 2012, 22:27:01 »
Телеканал"Культура"

31.07.12 17:15 К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА ФЕДОСЕЕВА. Людвиг ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Исполняет Государственный академический большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солист Николай Цнайдер.

01.08.12 17:15 К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА ФЕДОСЕЕВА. Иоганнес Брамс. Концерт №2 для фортепиано с оркестром
Исполняет Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Солист Фредерик Кемпф. Дирижер Владимир Федосеев.

02.08.12 17:15 ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА ФЕДОСЕЕВА. Концерт Красимиры Стояновой и БСО им. П.И. Чайковского
Концерт Красимиры Стояновой (сопрано, Австрия) и Академического Большого симфонического оркестра им П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева в Московском Международном Доме музыки.

05.08.12 21:20 80 ЛЕТ ВЛАДИМИРУ ФЕДОСЕЕВУ. "Маэстро, бис!"Концерт. Съемки в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И.Чайковского и в Золотом зале Музикферайн в Вене.

05.08.12 22:05 Владимир Федосеев. Человек и оркестр
Документальный фильм.Выступлению знаменитого оркестра на публике предшествует скрытая от посторонних глаз работа музыкантов, а так же настоящие драматические перипетии между оркестрантами и дирижером. В фильме рассказывается о непростых взаимоотношениях главного дирижера Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского Владимира Федосеева и оркестрантов.
Дирижер – профессия, загадочная, почти мистическая, а связь человека с оркестром еще более необъяснимая, неосязаемая творческая субстанция. Владимир Федосеев начинал дирижерскую карьеру в то время, когда с первых аккордов можно было не только угадать, какой оркестр исполняет музыкальное произведение, но еще и дирижера назвать. Теперь даже опытный музыковед не всегда отличит один оркестр от другого. Фильм приоткрывает некоторые тайны внутренней жизни прославленного коллектива.
Принимают участие: Владимир Федосеев, Ольга Доброхотова, музыканты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
80 лет Владимиру Федосееву
« Ответ #14 : Август 05, 2012, 21:13:11 »
Сегодня, 5 августа 2012 г., Владимиру Федосееву исполнилось 80 лет !
ПОЗДРАВЛЯЕМ !!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Федосеев
« Ответ #15 : Ноябрь 28, 2012, 14:41:22 »
Сейчас на канале "Культура" ежедневно вечером идёт цикл передач о деятельности Федосеева. Вчера была 2-я передача, очень любопытно, рекомендую посмотреть: маэстро сам рассказывает, причём, в интереснейших деталях. Он ведь сам по происхождению "народник", не "симфонист", и страсти вокруг него кипели по тем советским временам нешуточные.
Он, в частности, сказал, что утвердиться в СССР ему помог Запад, который достаточно высоко оценил его выступления (на гастролях) в отличие от местных столичных снобов.

сегодня в 23:00  по ТВ "Культура"
Монолог в 4-х частях. Владимир Федосеев. Часть 3-я

А запись этого цикла передач, наверное, можно будет увидеть здесь ?
http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/34445/video_id/177400
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: Владимир Федосеев
« Ответ #16 : Ноябрь 28, 2012, 23:29:29 »

сегодня в 23:00  по ТВ "Культура"
Монолог в 4-х частях. Владимир Федосеев. Часть 3-я

А запись этого цикла передач, наверное, можно будет увидеть здесь ?
http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/34445/video_id/177400
Они есть на сайте телеканала "культура" в разделе ВИДЕО - ПЕРЕДАЧИ.
уже есть две части.  Потом появятся оставшиеся.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/34445/video_id/177397

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #17 : Ноябрь 29, 2012, 13:52:45 »
С интересом посмотрела  вчера третью часть «Монолога». Любопытно было узнать от  самого Владимира Ивановича  детали постановки «Князя Игоря» в Цюрихе.
Грустно все это: маэстро смущен, с болью говорит о том, что был бессилен перед режиссерским произволом. Интересно у нас получается: дирижер боится смотреть на сцену во время спектакля  (Федосеев сам признается, что дирижировал в Цюрихе, закрыв глаза) ???, зрители в зале, зачастую, поступают так же, ....так может тогда и свет на сцене  не включать??
 Спектакль для самого себя? - для режиссера?
Я уверена, что музыканты  постарались  компенсировать  убожество постановки достойным исполнением. После премьеры «Игоря» в Цюрихе я «вычерпала» из интернета весь материал по этой теме. Восхищались  Федосеевым, особо отмечали Сильнинша и Петрову, а про Белосельского даже такое - « Галицкий великолепен до отвращения» :D.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #18 : Ноябрь 29, 2012, 14:38:47 »
маэстро смущен, с болью говорит о том, что был бессилен перед режиссерским произволом. Интересно у нас получается: дирижер боится смотреть на сцену во время спектакля  (Федосеев сам признается, что дирижировал в Цюрихе, закрыв глаза) ???, зрители в зале, зачастую, поступают так же, ....так может тогда и свет на сцене  не включать??

Вот видите, что происходит ? Музыканты - против, публика - против, а кто же это всё проталкивает, кто втюхивает эти поделки по всему миру ? Ну кто втюхивает их у нас, мы знаем поимённо, потому что все они ставленники верховной власти и пропихивают её культурную (вернее, антикультурную) политику, но в мире ? Там-то кого "боятся" и перед кем пресмыкаются ?
Такое ощущение, что это глобальная проблема ! Этот диктат исходит от некоторых "деятелей культуры", которые явно не знают, чем им заняться на ниве культуры, поэтому выполняют политический заказ на уничтожение классической культуры.
Я считаю, что необходимо подрывать финансовые и организационные корни этой системы по всему миру, потому что чуму в отдельных очагах не победить, нужна тотальная борьба с нею, но для этого нужна политическая воля. А властям не нужны подлинные культурные ценности, потому что ни одному правителю в мире не нужны по-настоящему образованные люди, обладающие знаниями и хорошим вкусом, и именно по этой причине, как я считаю, по всему миру продавливают режоперу (и прочие виды "современных искЮсссств").
Зарубежный "Князь Игорь" Федосееву не нравится ? А чем наши-то нынешние лучше ? У нас ведь уже есть "переосмысленные" "Князи Игори", а скоро в Большом театре будет ещё один - любимовский, это, судя по всему, вообще будет "нечто" !
Т.е. мракобесие вовсю процветает.
На мой взгляд, эта чума затянулась, и вполне очевидно, что сама собой она не пройдёт. Необходимо оказывать какое-то общественное давление, необходимо планомерно вытеснять это всё с подмостков, и при этом важно делать упор на неумении организаторов поставить произведение в соответствии с авторским замыслом. Эта борьба будет долгой и трудной, потому что за этими мракобесами по всему миру, в т.ч. и в России - мощь государства и финансовых кругов, которые желают управлять дегенератами, а для этого их необходимо сначала вырастить. Им это просто удобно, поэтому и процветает режопера, литературная дешёвка, штампуются кинопустышки. Идея понятна.
Но рано или поздно придётся возвращаться на какую-то прочную основу, хотя сейчас - и это вполне очевидно - время разбрасывать камни, а не собирать. Только как бы нам всем не пробросаться ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #19 : Ноябрь 29, 2012, 15:57:05 »
Вы наверное не смотрели вчера по Культуре передачу "Абсолютный слух". Один из её сюжетов (кажется, первый) как раз был посвящен Цюрихской опере. Там показывались фрагменты из постановок самых разных опер на сцене этого театра, самых разных композиторов: Генделя, Вагнера, Беллини и т.д.
Эта передача уже доступна на сайте ТВ Культура: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/video_id/177412 Посмотрите, там нет буквально ни одной нормальной постановки, где бы действие не было бы перенесено в другую эпоху и осовременено.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #20 : Ноябрь 29, 2012, 18:42:44 »

Эта передача уже доступна на сайте ТВ Культура: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/video_id/177412 Посмотрите, там нет буквально ни одной нормальной постановки, где бы действие не было бы перенесено в другую эпоху и осовременено.

О, её всё ещё ведёт Янин ? :))
Герой нашего времени :))

"Порногейт в Большом":
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4253.0

Ренанский просто выл в своей статье, когда узнал, что янинские неприличные фото выложены в интернете ! :))
Я думаю, показ именно таких оперных фрагментов в данной передаче вовсе не случаен и очень хорошо укладывается в мировоззрение Янина вообще. Неудивительно, что он показывает это в своей передаче как ни в чём не бывало и как нечто само собой разумеющееся.
Я очень рад, что его выдавили из Большого, нечего ему там делать, но его нужно было вытолкать и с телевидения тоже - как можно после таких событий держать подобных узнаваемых (во всех смыслах) людей на ТВ ?
И такое самолюбование в телекадре - и так, и сяк, и наперекосяк.
Тьфу.
После того скандала от его физиономии просто тошнит.

Ну а фрагменты - да, все сплошь режоперные. Ну каков поп, таков и приход.
Но дело даже не в этом: что Европа сходит с ума - это понятно и давно известно. Диагноз ясен. Мне не совсем понятно, почему мы все должны сходить с ума вослед за ней ?
Пускай все те, кому это нравится, катятся в Европу и там хоть объедятся всем этим, но почему мы здесь должны терпеть всё то же самое ? Ведь даже критики признаЮт, что всё это нашу публику бесит, и как раз не потому, что она такая тупая, а наоборот, потому что она ещё помнит, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ.
Федосеев тоже помнит, конечно. И, кстати, он вспоминает, что его старались от оперы всячески оттеснить, а он всё же исполнил множество опер - хотя и не в театре, а концертом варианте. Впрочем, по нашим режоперным временам это скорее плюс, чем минус.
« Последнее редактирование: Ноябрь 29, 2012, 19:52:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 918
  • Mundus universus exercet histrioniam
Интервью Федосеева
« Ответ #21 : Февраль 11, 2014, 20:40:24 »
http://izvestia.ru/news/564886

31 января 2014, 12:31   
«Россия — великая страна великой культуры. Но культура исчезает»
Народный артист СССР Владимир Федосеев — о том, как растопить людские сердца

31 января в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный 40-летию творческого союза народного артиста СССР Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени Чайковского (БСО). В программе — российские премьеры польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. С маэстро Федосеевым встретился корреспондент «Известий».

— С чего всё начиналось, Владимир Иванович?


— С радио в осажденном Ленинграде. Я сидел дома, единственным источником звука была радиотарелка, и там постоянно шла классическая музыка. Когда-то музыкантом не получилось стать у моего отца, и он видел это в сыне. В Ленинграде я впервые услышал Седьмую симфонию Шостаковича, великих классиков. А дирижировать тренировался еще до войны, когда мальчишкой гулял по улицам. Там играли духовые оркестры, и я выбегал вперед, пытался подражать жестам дирижера.

После блокады мы с семьей уехали в Муром. Там я начал играть на аккордеоне, а вскоре вернулся учиться в Ленинград: в училище имени Мусоргского у меня был первый педагог по дирижированию — Вера Николаевна Ильина. В Ленинградской консерватории тогда не было дирижерского факультета, и я приехал в Москву, в Институт имени Гнесиных.

— И в Москве стали руководить оркестром народных инструментов.

— Да, в течение 15 лет. Но в итоге я закончил симфоническую аспирантуру при Московской консерватории — меня тянуло к симфонической музыке, в народной не хватало дыхания. Меня поддержал Евгений Мравинский: он хотел, чтобы я сделал программу с оркестром Ленинградской филармонии. Можете представить мое «дрожаменте» (смеется). В итоге же Мравинский стал первым, кто благословил меня на этот путь. И именно благодаря его приглашению мне доверили московский коллектив.

Я искал выход к симфоническому оркестру, но все места были заняты. И вот 40 лет назад председатель радиокомитета Сергей Лапин предложил мне пост главного дирижера БСО, тогда Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Я встал перед знатными музыкантами и, конечно, терпел много сопротивлений. Как ни странно, стать дирижером в России мне помогло приглашение на Запад.

— В Вену?


— Да. После того как я, русский, стал руководителем Венского симфонического оркестра на два срока, это 10 лет, и в России за мной закрепилось право быть дирижером. И вот уже 40 лет пролетело. Это профессия не для молодых — чем больше живешь, накапливаешь опыт, тем лучше. Кстати, дольше меня управлял одним коллективом только Мравинский — почти 50 лет.

— За 40 лет что было особенно сложным?

— Трудностей было много. Начиная с того, как я создавал свой оркестр заново, работая прежде всего над звуком. С моей точки зрения, это самое главное. Техника есть у всех, все заканчивают консерватории. А вот, как будет звучать тембр оркестра, — важно. Мне хотелось, чтобы он звучал, как человеческий голос, разговаривал. Тогда и публика музыку лучше понимает. Другая трудность — времена перестройки. Когда кончилась советская власть, мы оказались на улице. Радио стало банкротом, денег на культуру не было, нас даже не пускали внутрь здания, где мы работали. Люди уходили, всё было на грани.

Слава Богу, нашлись те, кто нам помог. Виктор Черномырдин подал коллективу руку помощи и перевел с радио в Министерство культуры. Тогда же у нас изменилось название — мы стали просто Большим симфоническим оркестром. А вскоре добавилось имя Чайковского — за исполнение его музыки оркестр получил множество наград, и теперь мы гордо его носим.

— Тем не менее вы оказались совершенно не задействованы в последних конкурсах Чайковского. Почему?

— Это очень странно. Наш коллектив давно признан как лучший исполнитель Чайковского во всем мире, и, казалось бы, вопросов на этот счет быть не должно: хотелось бы принимать участие в открытии или закрытии конкурса. Но они возникают. Чайковский — самый популярный композитор в мире, великий мелодист. Даже в Японии его считают «своим» — туда лучше без Чайковского не приезжать.

Сейчас нас защищает мой друг, ведущий научный сотрудник Государственного дома-музея Чайковского Полина Ефимовна Вайдман. Но мы уже защищены своим исполнительством. Нас ждут везде: в Вене, на Бетховенском фестивале, в Лондоне — мы будем открывать перекрестный год культуры России и Великобритании, огромная честь. О чем здесь можно говорить?

— Вернемся к юбилею. Сороковой день рождения праздновать не очень принято. Но оркестрам, видимо, не возбраняется.

— У нас каждый день — праздник. Сыграем концерт удачно — счастье для души. В рамках юбилея состоится концерт с Кшиштофом Пендерецким. Это композитор, который несет в своей музыке и традиции, и современность. Некоторые думают, что мы празднуем 40 лет с Пендерецким, это не так: мы сотрудничаем гораздо меньше, но постоянно.

В этот раз я буду дирижировать две его российские премьеры: Симфониетту и Двойной концерт для альта и скрипки с оркестром. Это очень трудоемкая работа, музыкальный язык — новый, но в его внутреннем насыщении соблюдаются великие традиции. Мы нашли прекрасных солистов — скрипача Никиту Борисоглебского и альтиста Максима Рысанова. Альтисты сейчас вообще редкость. Раньше был Башмет, но сейчас он всё больше дирижирует, играет реже. А лучше бы он играл всегда (смеется).

— Какие еще юбилейные мероприятия намечены? 

— Будет Год Чайковского, и это затмит всё. Хотелось бы на Соборной площади Кремля сыграть кантату «1812 год», планируется еще множество выступлений — всё отдаем Чайковскому.

— Каким бы вам хотелось видеть оркестр, скажем, через 10 лет?

— Это сложно. Мы сами ведь меняемся, меняется всё в нашей стране, и не всегда в лучшую сторону, к сожалению. Сейчас говорят, что, возможно, через 50 лет нас и нашей страны вообще не будет. Рождаемость падает. Во многих странах уже законны «муж и муж», а это несет в себе прекращение всей жизни. Но культура держит. Вместо дипломатии мы стараемся любым концертом привлекать к себе публику, растапливать сердца. Музыка спасает. Как сказал когда-то Гоголь — что с нами будет, если музыка нас оставит?

— Вы так пессимистично смотрите в будущее?

— Оптимизма мало. Россия — великая страна великой культуры. Но и культура исчезает. В школах нет ни хоров, ни кружков, воспитание идет иными способом. Деньги решают всё. Происходящее на Украине. Что тут говорить?
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #22 : Июнь 20, 2014, 23:50:23 »
Большой симфонический, великий Федосеев

20.06.2014 http://www.vest-news.ru/article.php?id=60688

Концерт в Калуге такого прославленного коллектива во главе с Владимиром Федосеевым – начало большого тура, посвященного 175-летию Петра Ильича Чайковского и Году Чайковского, им объявлен предстоящий 2015-й. Поэтому и в концерте прозвучала музыка самого Чайковского, а также Бизе, Моцарта – композиторов, любимых Петром Ильичом и почитаемых блистательным дирижером Владимиром Федосеевым.

Выступление у нас знаменитого коллектива стало возможным  благодаря благотворительному проекту «Газпром трансгаз Москва» и Международного культурного центра.

В том, что концерт в Калуге станет настоящим праздником музыки, Федосеев нисколько не сомневался. По его словам, «старая Россия – прекрасная земля, где наполняешься духовным общением с людьми, видишь просветленные лица. В столице уже этого не встретишь». Маэстро также отметил, что он и его коллектив наслышаны о гостеприимстве калужан и их особом отношении к музыке.

Заполненный до отказа, включая и приставные стулья, Концертный зал Калужской филармонии внимал оркестру не дыша. Маэстро был совершенно блистателен. Дирижер – это особая составляющая концерта, имеет значение и его одеяние, и мимика, и руки. Владимир Федосеев не пользуется дирижерской палочкой, движением рук и взглядом обращался он то к одному, то к группе музыкантов, и казалось, что музыка вытекает из-под его ладоней. Создавалось впечатление, что  дирижер бережно гладит воздух, будто лелея что-то едва осязаемое, прозрачное и видимое только ему и музыкантам на сцене. Он то легким поклоном приглашал скрипки и альты играть, то словно начинал раскланиваться с кем-то. Может, с Его величеством музыкой?

У зрителя часто создается впечатление, что оркестр, музыканты играют сами по себе, и только присмотревшись к их действам, к выражениям их лиц, к рукам дирижера, понимаешь, что все они: быстрые альты, романтичные скрипки, басистые контрабасы, изящные флейты и тонкострунные арфы – подвластны дирижеру.

Бравурный марш – гремят литавры: «Тореадор, смелее в бой!»  Смычки взмывают вертикально, как стойкие оловянные солдатики. Увертюра к знаменитой опере «Кармен» Жоржа Бизе. Но как сыграно!

А вот это уже Чайковский, наш замечательный композитор, – совершенно необычайные мелодии из «Щелкунчика» калужане услышали в редакции маэстро Федосеева: «Вальс цветов», «Кофе», «Часы бьют полночь». А руки маэстро танцуют вальс, и он сам вдруг становится похожим на влюбленного принца Щелкунчика. Огромное музыкальное войско слушается только его. Страстный, мятущийся водоворот звуков вальса превращается в торжество чувств и музыки. Необычайно красиво и волшебно! Браво, Чайковский! Браво, Большой симфонический! Браво, Федосеев!

На бис – еще подарок калужанам – вальс Свиридова к пушкинской «Метели» и… цок-цок-цок – то ли кастаньеты Сивильи, то ли стук копыт коня знаменитого идальго –«Испанский танец» Чайковского. Грандиозно! Превосходно! Зал, переполненный восторженными чувствами, практически не имеющий возможности аплодировать между произведениями, просто взрывается аплодисментами. Блестящему коллективу, замечательному дирижеру, великой музыке аплодируют стоя

Татьяна Петрова.

Кстати
В этом году маэстро отмечает 40 лет своего сотрудничества с оркестром. Когда Владимир Федосеев, пятый дирижер со дня основания оркестра, пришел в коллектив, он, по его словам, был гораздо моложе музыкантов, игравших в нем. «Новый дирижер поначалу всегда, по мнению оркестра, враг. Потому что не знаешь, что от него ждать», - рассказывает Владимир Иванович. Работа дирижера – тяжела и требует не только профессиональной подготовки, но и душевных сил. Только тогда оркестр и дирижер становятся единым организмом. А маэстро уже давно – душа оркестра. И если бы сейчас вернуться на 40 лет назад, он бы не отказался возглавить блестящий музыкальный коллектив и посчитал бы за честь руководить таким оркестром.

Владимир ФЕДОСЕЕВ:

Я наслышан, что калужане известны своим гостеприимством и особым отношением к музыке.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 880
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #23 : Август 18, 2014, 11:15:01 »
Публика на фестивале в Зальцбурге устроила овацию дирижеру Федосееву

Федосеев отметил особое место Зальцбурга и его фестиваля в мире музыки. "Это высшая планка. Здесь жив дух Моцарта, Бетховена, дух (дирижера Герберта фон) Караяна, дух (дирижера) Карлоса Клайбера. <...> Здесь сохраняется потрясающая традиция и здесь особая публика", - считает Федосеев.
 


ЗАЛЬЦБУРГ (Австрия), 17 авг — РИА Новости, Андрей Золотов. Публика Зальцбургского фестиваля, одного из самых престижных в мире классической музыки, устроила в воскресенье овацию прославленному российскому дирижеру Владимиру Федосееву, выступившему здесь с зальцбургским оркестром "Моцартеум".

Народный артист СССР Владимир Федосеев с 1997 по 2005 год был музыкальным руководителем Венского симфонического оркестра. Наряду с другими дирижерами Федосеева в этом году пригласили выступить с главным оркестром города Моцарта в цикле концертов, посвященных знаменитому композитору. В воскресенье под управлением Федосеева в Большом зале Моцартеума (музыкальный университет Зальцбурга и связанное с ним музыкальное общество) прозвучали 28-я симфония Моцарта, сюита Чайковского № 4 "Моцартиана" и Третья симфония Бетховена.

"Этот оркестр — замечательный. Не просто хороший — хороших оркестров много — а именно замечательный. У них есть душа и есть мозги. И есть интерес к музыке и к репетициям, что не так часто встречается", — сказал Федосеев РИА Новости после концерта, после аплодисментов и криков "браво", сопровождаемых характерным для Зальцбурга топаньем ногами в знак особого одобрения.

Федосеев отметил особое место Зальцбурга и его фестиваля в мире музыки. "Это высшая планка. Здесь жив дух Моцарта, Бетховена, дух (дирижера Герберта фон) Караяна, дух (дирижера) Карлоса Клайбера. <…> Здесь сохраняется потрясающая традиция и здесь особая публика", — считает Федосеев.

Главным событием фестиваля этого года знаменитый дирижер назвал постановку оперы Верди "Трубадур" (режиссер-постановщик Алвис Херманис, дирижер Даниэль Гатти) с участием Анны Нетребко и Пласидо Доминго. В пятницу этот спектакль, получивший восторженные отзывы критики и публики, транслировался несколькими европейскими телеканалами, включая российский канал "Культура".

По словам Федосеева, важно, что фестиваль представляет лучшие образцы современной музыки и дает дорогу молодым исполнителям, которых отбирает в рамках специальной программы. В частности, на фестивале прозвучала мировая премьера оперы французского композитора и дирижера Марка-Андре Дальбави Charlotte Salomon. "Это был большой успех", — отметил дирижер.

РИА Новости. 21:04 17.08.2014 (обновлено: 11:02 18.08.2014)
http://ria.ru/culture/20140817/1020368562.html#ixzz3Aj2Q02Le
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: дирижёр Владимир Федосеев
« Ответ #24 : Август 21, 2014, 20:22:40 »
На Зальцбургском фестивале выступил Владимир Федосеев

http://www.rg.ru/2014/08/21/fedoseev-site.html

Среди ярких событий Зальцбургского фестиваля, одного из главных музыкальных форумов мира, - два концерта Владимира Федосеева за пультом Моцартеум-оркестра. Публика с воодушевлением приняла сочинения Моцарта, Чайковского, Бетховена в интерпретации российского дирижера.

Летний Зальцбургский фестиваль - на пороге очередных перемен. В третий и последний раз он проходит под руководством Александра Перейры; по окончании нынешнего форума Перейра уходит в Ла Скала, где также не задержится надолго. На протяжении следующих двух сезонов фестиваль будет возглавлять Свен-Эрик Бехтольф, отвечающий в команде Перейры за драматический театр. Остается гадать, как в его эпоху будет выглядеть афиша форума, и при Перейре не блиставшая внятностью. Интендант упразднил практически все, что было достигнуто в рамках концертной программы фестиваля его предшественником Маркусом Хинтерхойзером, не предложив почти ничего равноценного взамен. И если при Хинтерхойзере (он снова возглавит Зальцбургский фестиваль через два года) можно было идти на любой концерт в ожидании захватывающей, нестандартной программы, сейчас таковую найти в афише труднее. Неудивительно, что отдельные удачные находки случаются в рамках концертных серий, что существуют на фестивале десятилетиями и не слишком зависят от выбора интенанта. Среди них - Mozart Matineen, "Моцартовские утренники" выходного дня с участием Моцартеум-оркестра.

Из двух главных оркестров Зальцбурга, имеющих в городе постоянные сезоны и регулярно участвующих в летнем и других фестивалях, в России лучше известен "Камерата Зальцбург", периодически гастролирующий в Москве. Хотя, когда есть возможность сопоставить оба коллектива, например, в рамках зимней "Недели Моцарта", первенство Моцартеум-оркестра очевидно. Под уверенным руководством Айвора Болтона оркестр достиг невероятной стилистической гибкости, с легкостью переходя от Моцарта к Губайдулиной и от Баха к Веберну. Он одинаково убедительно выступает и как камерный, и как симфонический, что нехарактерно и для многих оркестров высшей лиги. И даже в рамках цикла Mozart Matineen, обычно консервативного и фокусирующегося на Моцарте, звучат композиторы от Глюка до Вайля. Программ в нынешнем цикле шесть, каждая повторяется дважды. Две из них представляет главный дирижер коллектива Айвор Болтон, по одной - Манфред Хонек, Адам Фишер и Марк Минковский (именно в программе этого специалиста по музыке барокко звучала вторая симфония Вайля).

Еще одну программу за пультом Моцартеум-оркестра представил Владимир Федосеев. С Александром Перейрой маэстро сотрудничал, еще когда тот возглавлял Цюрихскую оперу. Два года назад по приглашению интенданта Федосеев дирижировал в Зальцбурге оперой "Клеопатра" Массне, а в декабре планирует серию спектаклей "Щелкунчик" уже на новом месте работы Перейры, в Ла Скала. Программа, предложенная дирижером, выглядит вроде бы традиционно: Моцарт, Чайковский, Бетховен. Но из трех номеров концерта лишь один можно назвать хитом - "Героическую" симфонию Бетховена. Ни Двадцать восьмая Моцарта, ни "Моцартиана" Чайковского не относятся к расхожим сочинениям, и обе прозвучали на удивление свежо. Тон концерту задала миниатюрная - меньше четверти часа - симфония Моцарта. Казалось бы, Федосеев далек от Болтона, сезон за сезоном прививающего своему коллективу любовь к музыке барокко и соответствующему звукоизвлечению. Тем не менее, общий язык был найден, и под руководством Федосеева оркестр звучал воздушно, полетно, легко.

Эта легкость не исчезла и в "Моцартиане", оркестровой сюите Чайковского на темы одного мотета и трех клавирных сочинений Моцарта. Лучше всего показала себя духовая секция, с великолепными соло флейты и кларнета. Главным же номером стала "Героическая" Бетховена. Едва ли возможно сосчитать, сколько раз хотя бы за десятилетие ее слышала придирчивая зальцбургская публика. Тем не менее, интерпретацию российского дирижера она приняла безоговорочно. Если не считать происшествия с лопнувшей струной у концертмейстера группы контрабасов, симфония пролетела на одном дыхании, и после пятидесяти минут музыки хотелось еще и еще. Состав, где было всего по три пульта первых и вторых скрипок, звучал со всей оркестровой мощью - здесь счастливо соединились тяготение Федосеева к крупным концепциям и гибкость коллектива, привычного и к камерному, и к симфоническому репертуару. Оба концерта прошли с огромным успехом, после чего маэстро отбыл в Филлах, где уже днем позже дирижировал на фестивале "Каринтийское лето" Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.
Che mai sento!