Автор Тема: пианисты школы Г.Г.Нейгауза: Я.И.Зак (1913-1976), Е.В.Малинин (1930-2001), А.А.Слободяник (1941-2008)  (Прочитано 13594 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Хотелось бы вспомнить о некоторых представителях могучей пианистической школы Г.Г.Нейгауза.

Яков Израилевич Зак на сайте Belcanto.ru:
http://www.belcanto.ru/zak.html

Yakov ZAK plays LISZT Sonata-fantasia Apres une lecture du Dante (1-2)

http://www.youtube.com/watch?v=NoDvV5zl9ig

Шикарная запись, которую я впервые услышал в незапамятные времена на драной-предраной тяжёлой и бьющейся грампластинке: это настоящий Лист - романтический и инфернальный.

Вот ещё кое-что:

http://www.intoclassics.net/news/2010-02-13-7876

Р. Шуман - Детские сцены (сер. 1950-х г.)
Ф. Лист - Соната-фантазия по прочтении Данте (сер. 1950-х)
К. Дебюсси - Детский уголок (сер. 1950-х г.)
С. Рахманинов - Концерт №4 (дир. Кондрашин) (1955 г.)
  
Биография Я. Зака на странице:
http://www.allpianists.ru/zak.html
« Последнее редактирование: Август 19, 2011, 14:52:50 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
В этом году вышел новый диск с записями выдающегося нашего пианиста Якова Зака:

----------------------------------------------

Производитель: ФГУП "Фирма Мелодия"
ID производителя: MEL CD 10 01789

носитель: Аудио CD



год выпуска: 2011

Морис Равель (1875 – 1937)
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор
1. Allegramente
2. Adagio assai
3. Presto
Сергей Прокофьев (1891 – 1953)
Соната № 4 для фортепиано до минор, соч. 29
4. Allegro molto sostenuto
5. Andante assai
6. Allegro con brio, ma non leggeire
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 16
7. Andantino – Allegretto
8. Scherzo. Vivace
9. Intermezzo. Allegro moderato
10. Finale. Allegro tempestoso

Государственный симфонический оркестр СССР, дирижер – Е.Светланов (1-3)
Большой симфонический оркестр ВР, дирижер – К. Зандерлинг (7-10)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Эту конкретную запись 4-й сонаты Прокофьева я считаю самой удачной во всей дискографии этого сочинения. Я слышал множество других замечательных исполнений: С.Рихтера, Е.Малинина, на 14-м конкурсе им.Чайковского её очень обаятельно сыграл бельгиец Пуаза; и всё же игру Я.И.Зака мне никакое другое исполнение не может заслонить.
Безусловно, высшей оценки заслуживает также исполнение 2-го ф-п концерта Прокофьева, в те годы исполняемого единичными наиболее выдающимися пианистами, притом, весьма редко.
И Равель совершенно изумителен.
В общем, весь диск - просто чудо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)




Представителя школы Г.Г.Нейгауза Александра Слободяника я неоднократно слышал вживую в золотые его годы и могу засвидетельствовать, что в лучших ЖИВЫХ записях его исполнительство отразилось гораздо адекватнее, чем в студийных. Это касается и общих конкуров трактовки, и рубато, и уникальной звуковой палитры музыканта. Вполне очевидно, что в живых записях Слободяник-интерпретатор гораздо больше похож на самого себя и гораздо более интересен по той же причине, по какой нам, как правило, гораздо интереснее слушать живые записи Гофмана, Горовица, Софроницкого, Рихтера и многих других выдающихся мастеров, нежели их же студийные варианты. Я сказал "как правило", потому что ясно, что художественные выгоды "живого дыхания" интерпретации и импровизационности эстрадного вдохновения проявляются в определённом репертуаре, преимущественно романтическом или соприкасающемся с ним по накалу эмоций и тонкости оттенков; да и не ко всякому интерпретатору можно приложить это утверждение: к примеру, Г.Гульд, А.Б.Микеланджели, Ф.Гульда и другие мастера в силу особенностей их искусства больше преимуществ получали, пожалуй, в студийных условиях.
Это лирическое отступление мне потребовалось для того, чтобы со всей определённостью заявить, что А.Слободяник относится, безусловно, к ПЕРВОЙ категории мастеров, для которых важен эстрадный эмоциональный "допинг" и которые именно на эстраде проявили лучшие и наиболее характерные черты своего стиля.
Александр Слободяник вошёл в историю исполнительства как ярчайший и своеобразный романтик. В нём было нечто от Корто – трепетность звукоизвлечения, хрупкость и певучесть тона в пианиссимо, тончайшие педальные эффекты и тут же рядом - бурная страсть и яростное бурление в виртуозно-драматических моментах. Определённую схожесть между ними вызывала также некоторая чисто техническая уязвимость – как и Корто, Слободяник не отличался безупречностью и тщательностью пианистической отделки, у него случались срывы; но, как говорится, их недостатки были продолжением их достоинств, а в целом их пианизм был вполне достаточным для воплощения их музыкальных замыслов.
Пишу эти строки, а память из своих глубин сама выбрасывает на уровень сознания воспоминания об одном из чудесных концертов в Малом зале МГК – года точно не помню, это было вроде бы в 70-х годах. В те годы классические концерты посещались довольно плохо, т.к. публика дружно ходила и ломилась лишь на самые выдающиеся имена (Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган, Образцова, Нестеренко и т.д.), которых было тогда у нас предостаточно, поэтому на Слободянике аншлага не было, и я, прогуливаясь по Москве и проходя мимо Консерватории, решил "заглянуть на огонёк" и спокойно купил билет.
Слободяник выскочил на сцену молодой, подтянутый, без фрака – в тёмных брюках и в просторной белой рубашке. Помимо всего прочего в программе были 1-е скерцо Шопена и 6-я соната Скрябина. Я хочу обратить внимание на эти два сочинения по той причине, что их исполнение Слободяником в тот раз потрясло меня больше всего, поразив глубиной, своеобразием и какой-то юношеской свежестью и непосредственностью (я слышал те же произведения в его исполнении и в более поздние годы, но того старинного очарования уже не было, хотя и в 90-х годах он ещё был на высоте, но, по всей видимости, Слободяник относится к тем артистам, которых нужно слушать в их молодости). 1-е скерцо предстало тогда подлинно романтическим, всклокоченным – именно такое слово (давно уже его подобрал к подобному случаю) я хотел бы в данном случае применить: бурные пассажи вздымались, как волны (как я запомнил их образ – "с барашком"), и казались какими-то выписанными в пространстве громадными прозрачными фигурами, как на картинах Айвазовского. Динамика была выбрана самая умеренная, и это производило ещё более сильное впечатление – какой-то затаённой, тёмной, смутной угрозы. Выдержанные аккорды в самом высоком регистре сверкали, как молнии, а мелодичные моменты в среднем регистре всякий раз выплывали из пассажной волнующейся мглы наподобие островков, показывающихся из бурлящего моря и заливаемых снова. Это было совершенно необыкновенное художественное впечатление, я никогда не слышал ничего подобного ни до, ни после; ни в концертах, ни в записи. Я не знаю, записано ли Слободяником хоть раз 1-е сцерцо или он так и унёс это своё откровение в могилу. Середина 1-го сцерцо погружала в сомнамбулическое состояние, убаюкивала, мелодии звучали призрачно-приглушённо, невероятно свободно, импровизационно, тембровая красота была просто необыкновенная. Резкие удары выводили из этого состояния и возобновлялась опять та беспокойно бурлящая жизнь, которой начиналось Скерцо. Кода была возбуждённо-феерической и какой-то даже истошной: бурление, граничащее уже с "растрёпанностью", достигало высшей точки, когда мрачно-экстатическое сверкание повторяющихся диссонансов сменялось тоникой низвергающегося пассажа. Поистине, это одно из самых драгоценных воспоминаний моей жизни.
Переживая впечатления от Скерцо, я с некоторым опасением ожидал 6-й сонаты Скрябина и даже, прости господи, подумывал – не смыться ли мне поскорее из зала, чтобы не испортить воспоминаний о только что прозвучавшем Шопене. Уж сколько раз так случалось, что произведения, оставляемые напоследок, только снижали общее впечатление, так что потом думалось, что лучше бы и вовсе не слышать их. Тем более, что у меня в памяти хранилась трактовка Рихтера, которая и по сей день для меня является святыней, рядом с которой, однако, с того самого концерта в МЗК хранится и воспоминание об игре Слободяника, который в 6-й сонате Скрябина сумел в моём воображении подняться до творческой высоты Рихтера, хотя играл принципиально по-другому – как мне представляется, ближе к авторской манере подачи скрябинской музыки, ибо гениальность Рихтера позволяла ему находить собственные, хотя и явно далёкие от скрябинских, но убедительные исполнительские решения. В результате чего я могу теперь и Слободяника тоже назвать гениальным и неповторимым исполнителем 6-й сонаты Скрябина.
Как мне представляется сегодня, в тот раз Слободяник поднялся чуть ли не до высот скрябинского исполнительского стиля – это была просто какая-то мистика ! Соната вся словно бы летала, ни на что не опираясь; тембровое обличье её постоянно менялось в зависимости от исполняемого фрагмента; все темы хорошо прослушивались, но были словно сотканы из чего-то невесомо-прозрачного. Временами через этот тембровый флёр эффектно прорывались яркие динамические вспышки, что особенно впечатляло в кульминациях – и в локальных, где сверкали лучезарные трели, сменяемые неврастеническими аккордовыми рывками на фоне гармоний скрябинских "бедовых звонов", но особенно в одной из главных, в той, что помещена в разработку: это выглядело так, как если бы посреди полного мрака, озаряемого лишь вспышками молний и отдельными лучами падающего откуда-то из вышних пределов света, вдруг разошлись тучи, а меж ними показалось бы Солнце, моментально заливающее всё яркими лучами, от которых моментально слепнешь, и тут же скрылось бы опять в полном мраке сомкнувшихся масс, оставив лишь свой образ в ошарашенном мозгу. Я излагаю образно, но стараюсь передать картины, которые мне мерещились при этом.
И кода сонаты – это был какой-то дьявольский полёт: звук рояля невозможно было узнать, и если бы извлечь из общей картины некоторые фрагменты звучания и дать их кому-нибудь послушать в отрыве от целого, вообще нельзя было бы понять, что это за звуки и как они получены; настолько безударной была манера игры, настолько эмоционально взвинченной была передача нотного текста: вся скрябинская "турбулентность", найденная и раскрытая автором через ключевую лейтфигуру гармоние-мелодии 6-й сонаты, в такой подаче вырвалась в коде наружу. Наконец, последняя трель - и замирающий в тишине аккорд словно уходит в бесконечность. Пианист его выдержал невероятно долго, до абсолютного угасания, но даже в полной тишине никто в зале не осмеливался начать аплодировать. Обычно я, раздражённый тем, что публика не знает этой музыки, издаю первый хлопок ! :) Но тут я сидел тихо, как мышка, ожидая, чем всё закончится – и когда пианист сам порывисто вскочил с сиденья, зал чуть не обрушился от аплодисментов и истошного крика – а ведь он был далеко не полон по вышеуказанным причинам ! Орали все – даже ещё сильнее, чем после Шопена ! :)
Очень интересной у Слободяника была трактовка "Дикой охоты" Листа – она была весьма далека от стандартных исполнительских шаблонов, т.к. пианист использовал смелые темповые смены, лепил форму крупным штрихом, не боясь ОЧЕНЬ свободных рубато, сочетая всё это со своей изысканной манерой звукоизвлечения, что априорно, т.е. до восприятия звукового результата, особенно с учётом его хрупкой игры в Шопене и Скрябине, могло бы показаться чисто теоретически несовместимым, но по прослушивании убеждало целиком и полностью – вот где была впечатляющая иллюстрация диалектического единства и борьбы противоположностей ! Это было какое-то буйство красок, ощущение физической и духовной радости земного существования, впечатление гордого обозрения и стремительного пробега по громадному пространству – таким вольным и свободным было исполнительское дыхание ! Уж не знаю, зафиксирован ли этот его шедевр в звукозаписи ….. Как и многое другое, впрочем.
В общем, было кого нам тут послушать в те годы ….
« Последнее редактирование: Август 28, 2011, 11:52:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Нашел некоторые записи Слободяника в сети:

http://intoclassics.net/news/2010-07-09-17304

Александр Слободяник (14,7мб)
Стравинский - Петрушка

-------------------------

http://intoclassics.net/news/2011-04-28-22842

Н.Я. Мясковский. Фортепианная соната №4 оп.27. Исполняет Александр Слободяник

-------------------------

http://intoclassics.net/news/2009-10-01-3075

Играет Александр Слободяник. Мендельсон, Шуман, Моцарт 23:12  
1 F.Mendelssohn.Fantasia in Fis moll,op.28.flac
2-3 R.Schumann.Fantasia in C-dur,op.17.flac
4 W.A.Mozart.Fantasia in D-moll,KV 397.flac

запись с радио: Бетховен. Соната № 12.
 



Но среди них нет того, о чём я рассказывал ......
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Евгений Малинин.
Из серии "Незабываемые музыканты ХХ века"

http://philharmonicseasons.ru/malinin_cd_01.php
 
Издание представлено в двух компакт-дисках.

Первый диск:

Рахманинов - Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Галынин - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Второй диск:

Бетховен - Соната для фортепиано № 21
Бетховен - Соната для фортепиано № 31
Прокофьев - Соната № 4

Записи 1961, 1976, 1982 и 1983 годов.

И внизу скромная приписочка:
-----------------
По вопросам приобретения компакт-диска можно обращаться в ОПФ "ЭПТА"
Средства от продажи дисков поступают в распоряжение ОПФ "ЭПТА" и будут использованы для развития музыкальной культуры и поддержки музыкальных талантов России.
-----------------

На сайте "Мелодии" и в её ЖЖ нет сведений об этом диске, откуда я делаю вывод, что это какой-то частный заказ, который заказчики будут реализовывать сами. Это в свою очередь означает, что с учётом расторопности сиих самодеятельных продавцов диска этого мы не увидим. С чем всех и поздравляю: можно считать, что этого диска не существует, как не существует книги мемуаров Бекман-Щербины, как не существует книги сына дирижёра Гаука - всё это выпущено микроскопическими тиражами и распространялось по каким-то закоулкам.
Я не знаю, что за издательская манера появилась - развлекаться подобным образом, но все эти издания практически недоступны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
http://intoclassics.net/news/2011-12-13-26257

Евгений Малинин (фортепиано).

М. Мусоргский.

Картинки с выставки.

С. Рахманинов.

Элегия, соч. 3 №1.

Полишинель, соч. 3 №4.

Запись 1979 года.

Оцифровка грампластинки

--------------------------------------------


http://intoclassics.net/news/2009-04-24-5413

С.Рахманинов (1873-1943)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18
I   сторона
1. Moderato
2. Adagio sostenuto
II  сторона
3. Allegro scherzando

Евгений Малинин, фортепиано
Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Игорь Безродный
 
Рип виниловой пластинки


-------------------------------


http://intoclassics.net/news/2010-03-07-14543

EVGENY MALININ
1. CHOPIN: Scherzo No.2 in B-flat minor, Op.31
YURI BRYUSHKOV
CHOPIN: From 24 Preludes, Op.28
2. No.4 in E minor
3. No.3 in G major
4. No.6 in B minor
5. No.7 in A major
PAVEL SEREBRYAKOV
6. TCHAIKOWSKY: Waltz in F-sharp minor, Op.40-9
7. RACHMANINOFF: Prelude in B-flat major, Op.32 No.2
ALEXANDR GOLDENWEISER
TCHAIKOWSKY: from Album of Children, Op.39
8. No.7 Ill Puppet
9. No.8 Burial of puppet
10. No.9 Waltz, Allegro assai
11. No.6 New puppet, Allegro
12. No.11 Mazurka
HEINRICH NEUHAUS
CHOPIN:
13. Mazurka No 4 in E-flat minor, Op.6 No.4
14. Mazurka No.39 in B major, Op 63 No.1
15. Mazurka No.36 in A minor, Op.59 No.1
16. Mazurka No.6 in A minor, Op.7 No.2
17. Mazurka No.26 in C-sharp minor, Op.41 No.1
LEV OBORIN
18. BEETHOVEN: Scnerzo from Piano Sonata No.2, Op.2 No.2
19. LISZT: Hungarian Rhapsody No.2
20. KHACHATURIAN: Toccata
DMITRI SHOSTAKOVICH
SHOSTAKOVICH: From 24 Preludes
21. No.18 in F minor
22. No 22 in G minor
23. No.23 in F
EMIL GILELS
RAMEAU: Deuxieme livre des Pieces de clavecin
24. No.10 La villageoise-Rondeau
25. No.5 Le rappel des oiseaux
26. LISZT: Hungarian Rhapsody No.6
TT [69:43]
==============================

Часть 2.

NINA JEMELJANOVA
1. RACHMANINOV: Waltz in A major, Op.10 No.2
2. RACHMANINOV: Humoreska in G major, Op.10 No.5
ROSA TAMARKINA
3. CHOPIN: Scherzo No.3 in C-sharp minor, Op.39
YURI MURAVLEV
4. CHOPIN: Waltz in A-flat major, Op.34 No.1
GRIGORY GINSBURG
LISZT: Paganini Etudes
5. No.3, La campanella
6. No.4 in E major
7. No.5 in E major, La chasse
8. LISZT: Rigoletto-Paraphrase de Concert
9. LISZT: Hungarian Rhapsody No.10
VLADIMIR SOFRONITSKY
10. CHOPIN: Prelude in D-flat major, Raindrop, Op.28 No.15
11. SCRIABIN: Waltz in A-flat major - in F minor, Op.38
12. CHOPIN: Polonaise in C-sharp minor, Op.26 No.1
SVIATOSLAV RICHTER
SCHUMANN: Fantasiestucke, Op.12
13. No.1, Des Abends
14. No.2, Aufschwung
15. SCHUBERT: Moment Musical No.1 in C major, Op.94 (D.780) No.1
ARAM KHACHATURIAN
16. KHACHATURIAN: Valse
17. KHACHATURIAN: Sabre Dance
TT [72:50]


------------------------

Диск Малинина старый:

http://anufriev.moy.su/forum/52-6676-1

Шопен, 2-я соната (со старой пластинки)

-----------------------

Концерты Рахманинова (2-й) и Шостаковича (1-й)

http://classic-online.ru/ru/performer/1904
« Последнее редактирование: Январь 09, 2012, 20:32:46 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Как ни странно, в интернете нашлось некоторое количество записей замечательного русского пианиста Евгения Малинина – одного из самых типичных представителей школы Г.Г.Нейгауза: а то я уже начал думать, что его напрочь забыли, хотя прошло всего лишь 10 лет со дня его смерти в 2001 г. Симптоматично, впрочем, что его уход из жизни промелькнул совершенно незаметно для отечественной музыкальной и околомузыкальной общественности, т.к. он уехал из России в середине 90-х гг., когда рушилась отечественная система музыкального – и всякого другого ! – образования, в т.ч. и высшего; когда рушилась страна, экономика и терпели крах наука и культура. В те годы уехали также Лазарь Берман и Дмитрий Алексеев, Владимир Крайнев и Дмитрий Башкиров, которые с тех пор основное время проводили за рубежом, а не в России. Лазарь Берман и вовсе ни разу не возвращался.
Крайнев, Башкиров, Малинин – те профессора МГК, при которых это учебное заведение, если бы они уделяли ему основное внимание, могло бы иметь другую дальнейшую судьбу, - занялись преподаванием и обустройством своей жизни за рубежом, что нельзя было поставить им в вину в "лихие 90-е", как нельзя поставить в вину оставшимся в Москве профессорам, что они заняли в МГК более прочные и даже лидирующие позиции ! :)
Но в данной небольшой заметке я хотел бы большее внимание уделить облику Малинина-исполнителя, а не педагога, потому что он, в отличие, скажем, от Доренского и Воскресенского, представляет гораздо больший исторический интерес прежде всего как исполнитель, нежели как педагог, хотя и педагогические его достижения весьма внушительны.
Прежде чем сказать кое-что об индивидуальных качествах пианиста, я хотел бы отметить, что Малинину, С.Г.Нейгаузу, Слободянику свойственны общность исполнительских приёмов, схожее качество ф-п звука, ритмическая свобода, импровизационность, им всем абсолютно не был присущ "атлетизм" пианистического аппарата. Я вспоминаю, как звучали листовская "Дикая охота" у Слободяника и, к примеру, рахманиновский "Полишинель" у Малинина: мелькающие изящные форшлаги, отсутствие грубого форте, обаятельная кантилена. Сама собой напрашивается аналогия с игрой Г.Г.Нейгауза и К.Н.Игумнова.
Мне доводилось слышать в живых концертах Малинина "Элегию" и "Полишинеля" Рахманинова: в "Элегии" очаровывала хрупкая и прозрачная кантилена, типичное для русской школы "пение на рояле". Эта заигранная бесчисленными учениками и любителями вещь вообще у него получалась изумительно, как редко у кого, и звучала непривычно свежо, как будто лишь вчера сочинённая ! Тот, кто послушает грамзапись, убедится в справедливости моих слов.
В "Полишинеле" изумляла ритмическая свобода и пианистическая пластика, графичность размашистых пассажей, когда каждая нотка в процессе стремительного движения прослушивалась и радовала бисерной отчётливостью и красотой, а середина пленяла красочностью и обаянием типичной для молодого Рахманинова светлой стихии, вызывая аллюзии на более поздние рахманиновские ф-п сочинения и апофеозы, венчающие 2-й и 3-й концерты.
Почему я решил взять для примера "Элегию" и "Полишинеля" ?

Вот программа одного из типичных клавирабендов Евгения Малинина, которые он часто давал в Москве в 60-70-х годах:

I отделение

Рахманинов -
  Элегия
  Полишинель
  Две прелюдии, соч.23
    ми-бемоль мажор №6
    соль минор №5

Прокофьев -
  Соната №4 до минор, соч.29
...

II отделение

Лист -
  Погребальное шествие
  "Обручение" (по картине Рафаэля из цикла "Годы странствий")
  Мефисто-вальс №1

Как видите, эти пьесы op.3 Рахманинова не только записаны, но и встречались в концертных программах Малинина - предполагаю, что они были для него своего рода музыкальным "талисманом".
Аналогия со Слободяником и с С.Г.Нейгаузом прослеживается и в исполнении Малининым Шопена, что, впрочем, нуждается в привлечении более обильного фонографического материала, дабы не судить об этом только по памяти. Малинин обладал очень светлым фортепианным тоном, ему как интерпретатору не была свойственна трагедийность, как несвойственна ему и ф-п оркестральность (по крайней мере она отнюдь не являлась доминантой его стиля) – его игра по преимуществу "фортепианна" в исконном смысле этого слова и менее всего вызывает аналогии с оркестром. Но если, допустим, в Шопене и Шостаковиче это выигрышно, то в Листе и Рахманинове – далеко не всегда, хотя весьма любопытно взглянуть на этих авторов и их ф-п фактуру глазами Малинина-лирика, всегда остающегося в рамках скромной фортепианной специфики и не ставящего перед собой сверхзадачи поиска оркестровых аналогий, выводящих фортепианную звучность в иные сферы. Образно говоря, рояль у Малинина – не столько "король" инструментов, повелевающий и всеохватный, сколько индивидуум со своим собственным голосом, интимным и повествующим о чём-то своём ! Чтобы понять мою мысль, достаточно послушать хотя бы самое начало "Картинок с выставки" Мусоргского и сравнить игру Малинина с игрой Рихтера, Крайнева или Горовица – в отличие от перечисленных коллег по искусству, Малинин всегда остаётся в строгих рамках фортепианной палитры и не привносит в это произведение ту угадываемую в нём оркестровую специфику, которая сподвигла Равеля на создание оркестровой версии этой великой вещи, а Рихтера и Горовица – на создание масштабных музыкальных фресок, отличающихся громадной мощью воздействия и подлинно оркестровым богатством тембров и динамики (при всех принципиальных различиях их трактовок).
Так и 2-я соната, и 2-е скерцо Шопена выглядели у Малинина драматично, но не трагедийно: музыкальные события этих произведений и их драматический надрыв подавались словно бы через призму светлого миросозерцания. Причём, как мне представляется, с годами Малинин пришёл к ещё более светлому и хрупкому Шопену, нежели тот, каким этот автор представал в его подаче в 40-50-е годы: по-видимому, Малинин сознательно культивировал в себе отказ от сложившихся к тому времени общеупотребимых исполнительских штампов, поэтому в процессе постепенного ухода в прошлое бурных событий 30-40-х гг. (и с постепенным ослаблением диктата рубинштейновско-рахманиновской (по-своему замечательной и великой !) русской традиции истолкования Шопена конца XIX в.) его шопеновские трактовки и трактовки произведений других авторов претерпели существенную эволюцию. Новые времена - новые песни: Шопен героико-трагедийный понемногу уступал в нашей стране место Шопену интимно-лирическому, что было свойственно искусству отнюдь не одного лишь Малинина, взявшего премию на конкурсе Шопена в послевоенном 1949 году, когда ещё и Польша, и вся Европа лежали в развалинах.
Интересно, что и 1-й "Мефисто-вальс", неоднократно игранный Малининым, представал перед слушателями не столько как "транскрипция" (коей он, по сути, и является), сколько как вполне самодостаточное фортепианное произведение, т.е. без исполнительских ссылок на оркестровое решение. И в самом деле: уж больно пианистичен фортепианный вариант ….. Впрочем, это тема для отдельного разговора. Малининский Лист был очень экспрессивен, причём, ради достижения требуемого эффекта пианист не боялся технического риска, хотя и не всегда в такие моменты был на высоте в виртуозном отношении, ибо непогрешимо-пробивной техникой не обладал (как и С.Нейгауз, как и А.Слободяник).
Как я уже говорил, многие грани художественного кредо Малинина вполне типичны также и для исполнительского облика Слободяника ! Они вообще удивительно похожи с т.з. некоего угадываемого за их игрой творческого архетипа, к исповедникам которого вполне можно причислить также и С.Г.Нейгауза. Я вывожу сие, безусловно, от их общего учителя – Г.Г.Нейгауза; и именно ЭТИ объединяющие качества – при всех неизбежных личностных различиях – позволяют отнести перечисленных пианистов именно к школе Нейгауза в наиболее ортодоксальной её ипостаси, для которой был чрезвычайно характерен романтический аристократизм шопеновского склада, хотя "нейгаузовская школа" в целом оказалась значительно шире подобного "узкого" её понимания, ибо к ней имели отношение также Я.Зак, Э.Гилельс и С.Рихтер ! Впрочем, можно считать, что эти гиганты "далеко ушли от школы", потому что любая школа – это то, от чего уходят (с). В скобочках напомню, что Г.Г.Нейгауз поклонялся не только Шопену, но и Вагнеру и Дебюсси, а все трое - любимые авторы Рихтера !
Очень интересно наблюдать, как в своей трактовке "Картинок с выставки" Малинин словно бы творчески полемизирует со многими выдающимися и даже великими истолкователями этого грандиозного произведения: откровенным и даже несколько вызывающим образом оставаясь в нарочито СКРОМНЫХ рамках типично фортепианной звучности, архетипически восходящей, судя по всему, к долистовским и дорубинштейновским ещё временам – к  Фильду, Глинке, раннему Шопену, а если ещё глубже брать, то и к романтически понимаемому Моцарту, Евгений Малинин убедительно доказывает своё право на подобное понимание Мусоргского в частности и фортепианного исполнительства вообще. Конечно, некоторые эпизоды "Картинок" требуют более массивной звучности и тембровой многоплановости, например, "Богатырские ворота" – яркий образец монументального фортепианного письма, напоминающего словно бы ф-п переложение некой гипотетической оркестровой партитуры и напрямую ассоциирующегося со звучностями принципиально – по программным причинам – нефортепианными; но и в этой "картинке" Малинин не жертвует своими художественными принципами, оставаясь вполне в рамках "умеренной и аккуратной" фортепианной аристократической благопристойности.
Зато в игре с оркестром Малинин иногда проявляет иные стилистические тенденции: в частности, исполнение 2-го концерта Рахманинова, наряду с уже отмеченными чертами, позволяет также указать на его умение извлекать типично рахманиновские "колокольные" басы и утяжелять рояльную звучность, что в целом стилю пианиста при игре solo вовсе не свойственно (!). И всё равно, даже в этом произведении отчётливо слышно малининское светлое звучание и звончатость ф-п тембра, когда не только в пиано, но и в форте и фортиссимо отсутствует даже намёк на грубость физической "работы" – в этой малининской трактовке присутствует нечто очень отчётливо  напоминающее игру Станислава Нейгауза, тоже исполнявшего и записавшего эту вещь, которая у него [С.Г.Нейгауза], правда, обрела вдобавок явный ностальгический оттенок. Между прочим, в своём понимании 2-го концерта к обоим упомянутым пианистам примыкает также Дмитрий Башкиров, игре которого присуще многое из того, что я выше перечислял как "ортодоксальные" качества школы Нейгауза, представленной именами Малинина, Слободяника и С.Нейгауза  – что ж, это всего лишь означает, что между русскими фортепианными школами нельзя провести слишком строгую границу, потому что различные направления внутри отечественных школ могут тесно соприкасаться благодаря творческому взаимодействию и схожести музыкантских индивидуальностей и художественных устремлений. В этом можно убедиться, прослушав также 1-й ф-п концерт Г.Галынина, записанный обоими музыкантами - Малининым и Башкировым: их исполнительские стили и трактовки данного конкретного произведения (и даже хронометражи) до того схожи, что, не слышав их ранее, очень трудно будет угадать имя солиста. Впрочем, если пристально вслушаться, то можно заметить, что Башкиров всё же играет замечательный галынинский Концерт чуть строже, по-гольденвейзеровски чуть более академично.
С другой стороны, исполняя, допустим, 1-й концерт Шостаковича, Малинин в гораздо большей степени следует стилистике своих сольных исполнений, нежели при подаче концерта Рахманинова: в концерте Шостаковича у Малинина преобладает светлая, прозрачная и при этом скромно-фортепианная звучность, которая вполне соответствует графичному ф-п письму Шостаковича, привнесённому им в его ф-п концерты, а оно не нуждается в чересчур массивных звучностях рояля даже при игре с оркестром. Малинин далёк от "колючести" исполнительского стиля самого автора, который, как известно, был замечательным пианистом, но нетрудно заметить, что чёткость и прозрачность ф-п фактуры Шостаковича великолепно "ложится" на исполнительский стиль Малинина. И хотя Малинин заметно романтизирует музыку Шостаковича, подаёт её импровизационнее (но без авторского грубоватого ритмического "скифства"), мягче и лиричнее, нежели то делал сам автор, тем не менее, вполне очевидно, что такое взаимодействие композиторского и исполнительского стилей привело к интересному и по-своему импозантному результату, обладающему несомненной художественной ценностью.
Чуть романтизирует Малинин также и Бетховена, причём, не только "Аврору", которая словно бы сама напрашивается на это, особенно в финале, где она снабжена густой авторской педалью, до сих пор вызывающей дискуссии, но и 31-ю, и другие бетховенские сонаты.
Специально хочу сказать ещё об одном авторе, без которого трудно представить творческий облик Малинина-интерпретатора  – о Прокофьеве и его 4-й сонате. Я всегда восторгался исполнением Я.Зака, который чудесно играл и записал эту сонату, но Евгений Малинин и это сочинение преподнёс в той же архетипической пианистической парадигме, о которой я говорил выше. Я слышал это произведение в исполнении Малинина непосредственно в концертном зале и, думаю, не ошибусь, если скажу, что 4-я соната Прокофьева принадлежала к большим его удачам и была одной из любимейших его композиций. Малинин подавал эту сонату как сугубо русскую музыку, которая в его исполнении сближалась с С.В.Рахманиновым и П.И.Чайковским, но особенно яркое впечатление оставлял финал. Не могу забыть, как бурно и с каким юмором звучал он под руками Малинина, несмотря на вполне умеренный темп, "примиряющий" эту часть с двумя предыдущими: игривая и даже где-то "хулиганская" главная тема финала и трелеподобная фигурка в её составе напоминали небрежное насвистывание беззаботной песенки, а всё настроение в целом было по-прокофьевски бесшабашным, что типично для целого ряда композиций Сергея Сергеевича, и Малинин это великолепно уловил и передал своей игрой.
Я надеюсь, что со временем фонограммы Малинина будут постепенно извлекаться из архивов, и тогда мы, быть может, услышим ещё нечто доселе неизвестное, что до настоящего времени хранилось в запасниках. Я, конечно, мечтаю прежде всего о том, чтобы были опубликованы фонограммы тех живых выступлений пианиста, на которых присутствовал я сам, но и публикация любого другого материала должна нас радовать, ибо по частям вернёт нам искусство одного из самых ярких представителей нейгаузовской ветви русской исполнительской школы.
« Последнее редактирование: Январь 13, 2012, 01:59:40 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Уважаемый Predlogoff, огромное Вам спасибо еще раз за Евгения Васильевича Малинина!!!
С превеликим трудом таки купил его диск, изданный с помощью "Мелодии", и, прослушивая "Аврору", поймал себя на мысли, что очень давно я так не слушал! А именно - не мог оторваться от самого звучания и самой подачи музыки.
Все было вылеплено крайне рельефно, и в то же время, звук не пропадал и отнюдь не страдал однообразием. Каждая минута прослушивания была для меня наполнена вопросом: почему это исполнение должно закончиться?
Сегодня посчастливилось купить еще одно издание Евгения Васильевича, в Консерватории (на концерте,посвященном Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу)  записи с которого уже оцифрованы в сети c пластинок на  intoclassics.
Однако это издание - официальное, которое, так же, наверно, можно заказать, написав на мэйл в ЭПТА.
Издание включает 2 диска:

Диск 1:

"Картинки с выставки"
"Ночные призраки" Мориса Равеля,
"Остров радости" Клода Дебюсси

Диск 2:

Фредерик Шопен:

Баллада №2,
Мазурка соч. 63, №3,
Ноктюрн соч. 27, №2,
Полонез фа-диез минор, соч. 44,
Рондо-мазурку соч. 5,
Скерцо №2, соч. 31,
Соната №2, соч. 35




Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #9 : Март 28, 2012, 00:27:23 »
Диск 1:

"Картинки с выставки"
"Ночные призраки" Мориса Равеля,
"Остров радости" Клода Дебюсси

Диск 2:

Фредерик Шопен:

Баллада №2,
Мазурка соч. 63, №3,
Ноктюрн соч. 27, №2,
Полонез фа-диез минор, соч. 44,
Рондо-мазурку соч. 5,
Скерцо №2, соч. 31,
Соната №2, соч. 35

Очень мило ! В сети многих из этих вещей не было !
А что за фирма издала этот двойник ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Фирма, издавшая двойник.
На сайте, к сожалению, никак не оформлено, то, что двойник был издан.
Дисуки могут быть в "Мире музыки".
http://www.classicalrecords.ru

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #11 : Март 28, 2012, 11:13:35 »
Фирма, издавшая двойник.
На сайте, к сожалению, никак не оформлено, то, что двойник был издан.
Дисуки могут быть в "Мире музыки".
http://www.classicalrecords.ru

Нет на этом сайте фамилии Малинина ! Как не было её на сайте "Мелодии", выпустившей предыдущий диск !
Я нашёл сведения о диске вот здесь:

http://philharmonicseasons.ru/malinin_cd_02.php

Евгений Малинин, фортепиано
Мусоргский, Равель, Дебюсси, Шопен
 
Издание представлено в двух компакт-дисках.


Первый диск:

Мусоргский - "Картинки с выставки"
Равель - "Ночной Гаспар"
Дебюсси - "Остров радости"

Второй диск:

Шопен - Сочинения для фортепиано:

Баллада № 2 фа мажор, соч. 38
Мазурка до # минор, соч. 63 № 3
Ноктюрн ре Ь мажор, соч. 27 № 2
Полонез фа # минор, соч. 44
Рондо-мазурка, соч. 5
Скерцо № 2 си Ь минор, соч. 31
Соната № 2 си Ь минор, соч. 35


Записи 1949-1959 годов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #12 : Март 28, 2012, 11:21:04 »
Там же была размещена информация о предыдущем двойнике.
Ведь понимаете, что они вытворяют: они заказывают диски разным фирмам, те их готовят и выпускают тираж, а в их каталогах эти диски не числятся и купить их там нельзя ! Насколько я понимаю, заказчики тиражей нарочно устраивают нам головную боль, чтобы "набить цену" дискам и чтобы мы помучились и побегали за этими изданиями. Я выше уже говорил, что это форменное издевательство - это они себе такую развлекуху придумали.
Судя по всему, с новым диском будет то же самое.
И с консерваторскими дисками да же история: сбыт совершенно не налажен, как будто этим занимаются люди, абсолютно ни в чём не заинтересованные.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
УРА!!!!!!!!!!!!!
Нашел двойник в магазине "Мир музыки"!
Кому надо - можете купить его там.
Видел целых два экземпляра.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #14 : Апрель 30, 2012, 23:19:57 »
Ох .....
Я хотел кое-что написать об этих дисках, но как-то рука не поднималась.
О нет, всё хорошо, и я не жалею, что купил и послушал их, но понимаете, какая вещь ... Я понял, что "поздний" Малинин обладает гораздо большей привлекательностью, нежели "ранний" ...... Для меня это теперь факт.
Я очень надеюсь, что издатели доберутся и до поздних вариантов многих вещей в исполнении нашего замечательного пианиста - Евгений Малинина. Думаю, что в тех случаях, где были варианты фонограмм за разные годы, правильно было бы взять самые поздние фонограммы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Вы знаете, по поводу ох...
Таки как наши пианисты умудрялись на наших роялях записывать музыку?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
пианисты школы Нейгауза
« Ответ #16 : Май 02, 2012, 00:08:42 »
Вы знаете, по поводу ох...
Таки как наши пианисты умудрялись на наших роялях записывать музыку?

Рояли были вполне пригодные, хотя, конечно, не самые лучшие, но я имел в виду не столько рояли, сколько сам подход к звукоизвлечению. Как рассказывали очевидцы, у Г.Г.Нейгауза и Софроницкого самые плохие и даже раздолбанные рояли чудесно звучали.
Просто в молодости Малинин ещё не пришёл к тому пониманию пианизма и собственного стиля, которое его посетило в зрелые годы, когда он начал пестовать в себе те черты, которые роднили его игру с исполнительством Г.Г.Нейгауза и лучших его учеников. В молодости над Малининым слишком сильно довлела атлетически понятая "русская школа" с некоторой её прямолинейностью - это прекрасно слышно в его ранних записях. Позже он ушёл от этого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Но на самом деле на данном диске разные композиторы звучат по-разному.
Модест Петрович Мусоргский отличается от Клода Дебюсси и Морса Равеля.
Хотя, Дебюсси (в смысле звукоизвлечения) от Равеля отличается уже меньше.
Но это мое восприятие.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #18 : Май 04, 2012, 08:52:35 »
Нет, я не об этом.
У Малинина вообще был не очень большой репертуар, он на разных этапах своей жизни играл и несколько раз записывал одни и те же сочинения. И я, будучи знакомым и с ранними, и с поздними его исполнениями, отдаю безусловное предпочтение поздним. Имею в виду "Картинки с выставки", миниатюры Шопена, 4-ю сонату Прокофьева, пьесы Рахманинова и т.д.
Любопытно наблюдать, что в некоторых сочинениях сохранились следы его "раннего" исполнительского стиля, например, во 2-м концерте Рахманинова, который он играет намного более крупным "мазком", нежели сольные вещи, существенно утяжеляя при этом свою манеру звукоизвлечения.
Многое из того, что он играл, я слышал в концертном зале, поэтому могу сравнить свои воспоминания о его "живом" звуке с записями.
Евгений Малинин был большим мастером педали, и это можно наблюдать в его фонограммах. Кстати, только у него я наблюдал своеобразное педальное "вибрато", которое он использовал на ферматах, когда вибрирующим нажатием на правую педаль он стремился достичь эффекта, подобного вибрато у скрипачей и певцов. Вообще говоря, его учитель Нейгауз утверждал, что после извлечения звука воздействовать на него уже невозможно, какие бы пассы ни совершал пианист, но Нейгауз при этом имел в виду действия рук на клавишах, а про педаль он ничего не говорил ! :) Сегодня по прошествии целой эпохи я уже затрудняюсь сказать, имело ли это вибрато какое-то реальное значение или было больше благим пожеланием и некой недостижимой сверхцелью, но в зале мерещилось, что оно и впрямь как-то влияет на уже извлечённый и тянущийся звук и будто бы слегка меняет его свойства, заставляя слегка вибрировать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
УРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Выпущены еще диски Евгения Васильевича Малинина!!!!!

http://www.mosconsv.ru/ru/disk.aspx?id=132540

Шопен, Дебюсси, Шостакович!

Имя Евгения Малинина (1930-2001)- поистине легендарного пианиста -было «на слуху» музыкантов и любителей музыки второй половины XX века. Его игра неизменно покоряла публику мудрым вдохновением, глубоким лиризмом и - непременно! - ощущением сиюминутной импровизационности высказывания. Именно поэтому он, подобно одному из своих кумиров -Сергею Рахманинову, так не любил записываться на грампластинки. Большинство существующих записей Малинина, том числе и представленные на этом диске, сделаны во время концертов.

Вся жизнь Евгения Васильевича Малинина была жизнью в музыке и ради музыки, с четырехлетнего возраста началось его общение с фортепиано, затем - учеба в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории у Т.А. Бобович, первые победы на конкурсах, Консерватория, где руководителем молодого, но уже достаточно опытного артиста стал Генрих Нейгауз - учитель многих крупнейших пианистов, в том числе С. Рихтера и Э. Гилельса. Самой впечатляющей победой стала вторая премия на конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1953). С 1958 года началась педагогическая работа в Московской консерватории, продолжавшаяся почти 40 лет, до отъезда в Германию. Малинин прошел путь от ассистента своего учителя Г. Нейгауза до профессора, заведующего одной из кафедр специального фортепиано и декана фортепианного факультета.

Пианистическая культура России XX века представляла собой яркое созвездие различных школ и традиций, имевших свои специфические черты. Для школы Нейгауза, ярчайшим продолжателем которой был Малинин, было характерно типично романтическое ощущение единства всей духовной культуры, всех искусств, свободное ассоциативное мышление, соединяющее музыкальные образы с образами литературы, живописи, архитектуры... - мышление, уходящее корнями к Шуману и Листу. Да и сама школа имела преимущественно романтическую направленность, что проявлялось в подчеркивании интуитивно-эмоциональной стороны исполнения. Впрочем, это не исключало рациональной аналитической работы - и как раз Малинину удавалось достичь совершенно неповторимой, благородной гармонии чувства и разума, поэтической увлеченности и владения редкими секретами мастерства.

Консерваторский класс, в котором преподавал Евгений Васильевич, всегда был наполнен студентами, аспирантами, педагогами из самых разных стран мира: каждый урок давал мощный заряд творческой энергии, открывал путь к глубинной сущности искусства. Причем, безусловная и непререкаемая серьезность во всем, что касалось великих произведений музыки, сочеталась с совершенно неподражаемым юмором. Мы, студенты, его очень любили. В классе Малинина занимались И. Погорелич, П. Лассман, Ю. Розум, Е. Рывкин, Т. Федькина, И. Осипова, Л. Дедова, И. Кириллова и многие другие. Играя фортепианные произведения почти всех стилей и исторических эпох, Малинин особенно много, охотно и успешно исполнял Бетховена, Шопена, Листа, Брамса, Скрябина, Рахманинова - музыку композиторов-романтиков, наиболее созвучную его собственному миру. Некоторые произведения, исполнявшиеся им постоянно, но от этого не утрачивавшие ощущения новизны и оригинальности прочтения, стали его «визитными карточками»: среди них Вторая соната и Второе скерцо Шопена, Соната си минор и «Мефисто-вальс» Листа, Пятая соната Скрябина и, конечно же, Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.

Настоящий диск демонстрирует контрастные грани искусства Евгения Малинина, в том числе и произведения, не так часто им исполнявшиеся. Романтический репертуар представлен здесь только Первым концертом Фредерика Шопена (1810 - 1849)- произведением юношеским (автору было всего 20 лет). Однако пианист, в полной мере сохраняя юношескую воодушевленность, открывает в этом произведении и много такого, что в нем едва лишь намечалось, но получило полное раскрытие в дальнейшем композиторском пути Шопена - например, обостренный драматизм, полифоническую многослойность фактуры.

Сюита Клода Дебюсси (1862 - 1918) для двух фортепиано «В белом и черном» в исполнении Евгения Малинина и Станислава Нейгауза (сына Генриха Нейгауза) опровергает расхожие представления о великом французском композиторе как мастере символистских «полунамеков» и неопределенно-расплывчатых импрессионистических пейзажей. Сюита, написанная во время Первой мировой войны (1915), отражает всю образную палитру нового искусства 20 века, заставляя вспомнить имена Бартока, Хиндемита, Стравинского, Пикассо. Три части сюиты не имеют названий, но снабжены посвящениями и эпиграфами. Первая посвящена «Моему другу А. Кусевицкому» и сопровождается эпиграфом: «Кто в танце веселом не мчится беспечно, - с тоской признается в обиде сердечной» (из либретто Ж. Барбье и М. Карре к опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»). Вторая часть посвящена «Лейтенанту Жаку Шарло, убитому врагом в 1915, 3 марта». Она предварена эпиграфом из «Баллады против врагов Франции» Франсуа Вийона: «Принц, пусть Эол крылатый унесет в тот лес среди пустынных вод, где нет надежды, где мольбы напрасны, покоя счастья не достоин тот, кто зла желает Франции прекрасной». Третья часть посвящена «Моему другу Игорю Стравинскому» и имеет эпиграф из Шарля Орлеанского: «Злющая же ты, зима... »

Первый концерт Дмитрия Шостаковича (1906 - 1975) для фортепиано с оркестром (в нем солирует также труба), написанный в 1933 году, представляет мир композитора в не совсем привычном ракурсе. Здесь рассказ о серьезных событиях и утонченно-нежная лирика сочетаются с откровенно юмористическими страницами, напоминающими легкую музыку двадцатых и тридцатых годов, в том числе музыку, сопровождавшую немое кино, например, фильмы Чарли Чаплина (в роли аккомпаниатора в кинотеатрах Шостакович нередко выступал). Звучат и пародийно преподнесенные цитаты из произведений классиков - Гайдна и Бетховена. В исполнении Малинина Концерт Шостаковича обретает особую глубину контрастов и искренность высказывания, как в возвышенной лирике, так и в полной юмора игре.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
http://www.youtube.com/watch?v=prvevGpqdgY&feature=related
А. Слободяник исполняет 1ю часть 3го концерта Рахманинова.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001), А.А.Слободяник (1941-
« Ответ #21 : Ноябрь 16, 2012, 23:09:13 »
УРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Выпущены еще диски Евгения Васильевича Малинина!!!!!

http://www.mosconsv.ru/ru/disk.aspx?id=132540

Шопен, Дебюсси, Шостакович!

Да-да, я тоже прикупил его себе, когда был только что на днях на концерте в Консерватории. Пока ещё не слушал.
Svyatoslav, а вы уже послушали ? Как вам дуэт Станислава Нейгауза с Малининым ? И как вам малининское исполнение 1-го концерта Шопена от 1950-го года ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
А.А.Слободяник
« Ответ #22 : Ноябрь 16, 2012, 23:46:59 »
http://www.youtube.com/watch?v=prvevGpqdgY&feature=related
А. Слободяник исполняет 1ю часть 3го концерта Рахманинова.

Как интересно ! Но я помню, что были и трансляционные его записи ! Мне кажется, они интереснее, чем студийные ! Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба: студийную тоже имеет смысл послушать, чтобы оценить, насколько же необычно играл эту вещь Слободяник.
Кстати, если уж 1-ю кто-то выложил, то где же остальные 2 части 3-го концерта в его исполнении ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Е.В.Малинин (1930-2001)
« Ответ #23 : Ноябрь 20, 2012, 17:44:59 »
Да-да, я тоже прикупил его себе, когда был только что на днях на концерте в Консерватории. Пока ещё не слушал.
Svyatoslav, а вы уже послушали ? Как вам дуэт Станислава Нейгауза с Малининым ? И как вам малининское исполнение 1-го концерта Шопена от 1950-го года ?

Пока Святослав размышлял, я сам успел послушать весь диск ! :)
Я в восторге !
Малинин очаровывает не техникой, не размахом виртуозности, хотя того и другого ему вполне хватает для реализации его намерений, но я поражён удивительной прозрачностью и певучестью тона, удивительной бережностью прикосновения к клавиатуре. А дуэт С.Г.Нейгауза и Малинина поразителен в том плане, что они оба ведь, как это вполне очевидно, обладают удивительно схожей даже в деталях исполнительской стилистикой: схоже отношение к звуку, туше почти идентично, импровизационность, удивительная какая-то хрупкость звука на малых звучностях, но острая звуковая атака и пронзительность в "ударных" эпизодах. Да, это нейгаузовская школа, идущая от Генриха Нейгауза. Я считаю, что никто так близко не подходил к исполнительской стилистике Г.Г.Нейгауза, как его сын Станислав Нейгауз и его ученик Евгений Малинин. Ещё, конечно, Яков Зак и А.Слободяник.
Кстати, на примере этого малининского консерваторского диска, состоящего сплошь из живых записей, сделанных в концертах, я ещё раз убедился, что "настоящий" Малинин - это тот, который играл в зале, а не в студии. Студийные его записи иной раз поражают совсем не "малининской" плотностью звука, некой надуманностью интерпретации, скованностью движений. Уж что тому причиной - то ли несуразные требования операторов, то ли их неумение записывать такого рода артистов, то ли психологический момент, присущий самому пианисту, зажимавшемуся в студии, но на публике Малинин был совсем другим, и если уж искать где-то его "настоящего", то в концертных записях. Да, он и в студии записал многое очень неплохо, но, как правило, в поздние годы, когда он, видимо, то ли адаптировался к студийным условиям, то ли операторы появились более грамотные, но многое из студийного сделалось гораздо более приемлемым, и всё же побольше бы именно живых его записей ! Надеюсь, что консерватория не остановится на сделанном !
« Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2012, 18:03:09 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 197
Вы знаете, честно, диск смог достать совсем недавно, и послушать успел только Шопена.
Но это того стоило!
Меня эта запись просто очаровала.
Помимо исполнения самого Евгения Васильевича очень хочется отметить дирижера, в записи Шопена Леонида Вагнера, который замечательнейшим образом аккомпанировал солисту.
Вообще, само исполнение шедевра молодого Шопена 20-ти летним пианистом как раз то, что дОлжно быть. (лично для меня).
Именно вся свежесть, именно вся непосредственность, молодость  этого концерта будет передана 20-ти летним исполнителем.
Этот концерт, как весенний воздух и всякая рационалистичность в его исполнении категорически не сможет передать его очарования!
Нейгауз, записавший концерт в возрасте 63 лет, как никто другой мог его играть, потому что он всю жизнь отдавал вовне.
И, наверное, это единственный исполнитель такого ранга, воспитавший столько великих учеников.
Это показывает сколько он мог отдать своих сил на воспитание учеников, но так или иначе, его записи тоже заслуживают восхищения и похвалы.
Если сравнивать записи Малинина (1950) и Генриха Густавовича (1951), то они, естественно будут разными, но самым главным, спаивающим их, будет как раз непосредственность исполнения и легкость. Концерт должен понимать над бренным миром и не давать повода подумать - как тяжело, но наоборот - как здорово!
И еще, на этом диске, очень четко видно, что Шопен и тот небольшой фрагмент Дебюсси, который я успел прослушать играются просто кардинально разным звуком, что еще раз может показать высочайший класс пианиста.
Ведь нужно не просто повторить ноты, но и еще звуком передать того или иного композитора!