Автор Тема: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано  (Прочитано 5508 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« : Сентябрь 29, 2010, 19:50:17 »
СОВЕТСКИЕ ПРИМАДОННЫ:
Ксения Георгиевна ДЕРЖИНСКАЯ - ЗОЛОТОЕ СОПРАНО БОЛЬШОГО ТЕАТРА

http://www.belcanto.ru/sov-derzhinskaya.html



В 1906 году, еще не окончив гимназию, девушка начала брать уроки у местной преподавательницы пения Флоры Паш (Пашковской), в прошлом концертной исполнительницы, параллельно занимаясь дикцией, пластикой, сценическим гримом. К этому времени голос Держинской вполне сформировался как лирико-драматическое сопрано редкой красоты тембра и обширного диапазона в две октавы (от соль малой до ля-бемоль второй). Наполненные грудные ноты Держинской обманули педагога, которая повела ее как меццо-сопрано, поэтому дело не очень ладилось. И девушка почувствовала потребность найти поддержку у крупного музыканта. Это удалось в 1911 году, когда в Киев с концертами приехал Рахманинов.

«Я имела возможность с ним встретиться,— рассказывала Ксения Георгиевна,— и попросить сказать свое мнение о моем голосе и исполнении. Пела я его романсы и Чайковского. Трепет и волнение мои были очень велики. Но ясно помню то непередаваемое чувство, которое поднялось у меня в душе, когда Рахманинов с необыкновенной мягкостью и нежностью начал первые такты фортепианной партии романса „Здесь хорошо"... Помню захватывающую мощь сыгранного им финала романса „Весенние воды", драматическую напряженность в исполнении фортепианной партии „Отрывка из Мюссе"... Суровый, строгий на вид, Рахманинов все же написал для меня несколько теплых слов, которые вселили в меня веру в свои возможности».

Результатом этой встречи было первое публичное выступление молодой певицы с романсами Рахманинова — таково было его желание.
-----------------------------


Материал Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
-----------------------------


Портрет Ксении Держинской

http://www.operanews.ru/history23.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #1 : Сентябрь 29, 2010, 19:53:46 »
http://www.intoclassics.net/news/2009-12-04-11607

П. И. Чайковский. ПИКОВАЯ ДАМА. С. Самосуд. 1940 / К. Держинская, М. Максакова, Б. Златогорова, В. Барсова, Н. Ханаев, А. Батурин, П. Норцов
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #2 : Октябрь 02, 2010, 22:51:01 »
К.Г. Держинскую очень люблю - идеальное сочетание драматизма и мягкого лиризма.  Любимые ее записи - ариозо Ярославны и "Пленившись розой соловей" Римского-Корсакова (вот здесь можно послушать записи с ее единственной сольной пластинки - http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=23491).

Что касается партии Лизы - в Большом театре 1920-30-х гг. было несколько замечательных исполнительниц этой партии. Самые известные, пожалуй, - Ксения Георгиевна Держинская и Александра Константиновна Матова. У нас есть возможность сравнить их исполнение арии Лизы из 3-го д.:

К. Г. Держинская


http://video.yandex.ru/users/georgs53/view/8/



А. К. Матова


Лучшей фотографии, увы, не нашел

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=7441

Обе певицы, между прочим, учились у одного педагога - Е. Терьян-Коргановой

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #3 : Февраль 06, 2014, 15:13:03 »
Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения К.Г. Держинской.


Турандот


Маргарита ("Фауст")

Держинская родилась в 1889 г. в Киеве. С юных лет у девочки появилось желание стать оперной певицей, поэтому еще будучи гимназисткой она берет уроки пения, пластики, мимики и грима. Решающее значение в творческой биографии Держинской имела встреча с композитором С.В. Рахманиновым в 1911 г., который прослушал ее и поддержал намерение стать профессиональной певицей. В 1911 г. Держинская занималась у Е.О. Терьян-Каргановой, годом позже под руководством Л.П.Штейнберга работает над созданием оперного репертуара, а в 1913 г. ее принимают в оперную труппу Московского Сергиевского Народного дома.
В 1914 г. Держинская приглашена в Большой театр. 15 января 1915 г. состоялся ее дебют в партии Ярославны в опере «Князь Игорь». Год за годом исполняя эту партию, артистка не прекращала работу над ней и постепенно углубляла ее трактовку. Если вначале Ярославна – Держинская была лишь воплощением верной и нежной любящей жены, то впоследствии в ней стали преобладать черты смелой и мужественной женщины, достойной дочери своего народа, сумевшей подавить свое личное горе и принять на себя в грозный час тяжелое бремя государственных забот.
Воплощая на сцене образ Лизы из «Пиковой дамы», Держинская правдиво и взволнованно раскрыла душевный мир своей героини. Она передавала обаяние сильной и цельной натуры, всецело захваченной одной, всепоглощающей страстью. Для этой Лизы не существовали ни светские условности, ни страх перед непреодолимыми преградами, встающими на ее пути. Вера в человека, стремление к подвигу, потребность вырваться из тесных рамок «высшего круга» - все это сосредотачивалось у Лизы – Держинской в ее страстной, самозабвенной любви.
Незабываемые образы русских женщин, полные пленительного обаяния и душевной чистоты, создала Держинская в таких партиях, как Мария («Мазепа»), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже»), Царица Милитриса («Сказка о царе Салтане»), Вера Шелога. Русская оперная классика была наиболее близка характеру дарования и творческим устремлениям Держинской. Но и в произведениях западного репертуара она создала немало значительных, глубоко волнующих образов: Маргариты в «Фаусте», Брунгильды в «Валькирии», Турандот и Тоски в одноименных операх.
Держинская была активным общественным деятелем. Занимала ответственные посты члена комитета по Сталинским премиям и члена экспертной комиссии по музыкальному искусству при Высшей аттестационной комиссии.
С 1947 г. и до последних лет жизни (скончалась в июне 1951 г.) Держинская была профессором Московской Государственной консерватории. Кроме педагогической работы, она принимала участие в создании вокальной методологии.
(по материалам странички Большого театра)

Ариозо Ярославны:
http://www.youtube.com/watch?v=x3JpwQlSnOg
Ариозо Маши ("Дубровский"):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16349
Ариозо Кумы:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16350
"Ах, когда б я прежде знала"(Глинка):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16756
"Песня ямщика" (А. Гурилёв)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16755
"Ни слова, о друг мой" (Чайковский):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=20600
"Апрельская песня" (Бизе):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=26636
"Возвратилась девушка с прогулки" (Сибелиус):
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=26637
"Князь Игорь" (первая запись больших фрагментов оперы на грампластинки):
http://www.russian-records.com/categories.php?cat_id=863
"Пиковая дама" (1940 г.):
http://www.russian-records.com/categories.php?cat_id=551
« Последнее редактирование: Февраль 06, 2014, 23:20:22 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #4 : Декабрь 29, 2015, 13:18:06 »
Сольник К.Г. Держинской (из серии "200 лет Большому театру"):



 01
01.Арозо Маши (Дубровский, 4 д.)                            (Э.Направник)
02.Сцена Ярославны и Галицкого (Князь Игорь, 1 д.) (А.Бородин)
03.Ариозо Ярославны (Князь Игорь, 1 д.)                (А.Бородин)
04.Дуэт Ярославны и Игоря (Князь Игорь, 4 д.)     (А.Бородин)
02
05.Дуэт Лизы и Полины (Пиковая дама, 1 д.)         (П.Чайковский)
06.Ариозо Лизы (Пиковая дама, 1 д.)                        (П.Чайковский)
07.Сцена у канавки (Пиковая дама, 3 д.)                  (П.Чайковский)

Галицкий – А.Пирогов (2)
Игорь – А.Батурин (4)
Полина – М.Максакова (5)
Герман – Н.Ханаев (7)
Оркестр Большого театра СССР
Дирижёры: А.Мелик-Пашаев (1,2), С.Самосуд (3-7)
Архивные записи
Редактор И.Орлова
© "Мелодия", 1976

http://mvaleryi.blogspot.ru/2015/04/10-38735-6.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #5 : Сентябрь 18, 2016, 23:57:22 »
Ценное дополнение к дискографии К.Г. Держинской - две песни Клерхен из бетховенского "Эгмонта", дирижёр - М.М. Ипполитов-Иванов:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=40095
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=40096

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #6 : Декабрь 18, 2016, 16:52:58 »
Работы Ивана Шишкина и Михаила Нестерова выставлены на аукцион «Литфонда» в Москве

«Эскиз росписи церкви Покрова Богородицы (эстимейт 450-470 тыс. руб) происходит из коллекции оперной певицы Ксении Держинской и был ей подарен лично Нестеровым, равно как и два листа с набросками византийских мозаик в Равенне (эстимейт 150-170 тыс. рублей)»
http://www.litfund.ru/news/557/

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #7 : Июль 15, 2017, 20:37:57 »
1-я ария Тоски (дир. М.М. Ипполитов-Иванов):

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=44376

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #8 : Июль 15, 2017, 22:23:22 »
Здесь Держинская звучит непривычно насыщенно. В более поздних записях голос суше, обесцвеченный. Возможно, раньше при переизданиях реставрировали не так качественно, но я думаю, что и возраст певицы тоже надо брать во внимание.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #9 : Сентябрь 01, 2019, 21:35:06 »
Кажется, единственная пластинка Держинской, которой пока нигде нет (включая архивы). Может быть у кого-то найдётся?

Рахманинов. "Здесь хорошо" и "В молчаньи ночи тайной". Музтрест 2857-8.

https://records.su/album/71430

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 914
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #10 : Декабрь 23, 2019, 12:34:37 »
Впервые за 80 лет переиздана самая первая запись "Князя Игоря" (фрагменты постановки Большого театра, 1936-1938 гг., 2 CD). Выход альбома приурочен к 130-летию со дня рождения К.Г. Держинской, одной из лучших исполнительниц партии Ярославны. Значительная часть второго диска посвящена собранию её сольных записей.


http://aquarius-classic.ru/album?aid=393&tid=3

CD1 (76:28)

  1. Увертюра / 06242-4 (№ 1-3)
  2. Речитатив и песня Галицкого (1 д.) / 05974 (№ 4)
  3. Ариозо Ярославны (1 д.) / 04535-6 (№ 5-[6])
  4. Сцена Ярославны и Галицкого (1 д.) / 05975-6 (№ 7-8)
  5. Хор половецких девушек (2 д.) / 06253-4 (№ 9-10)
  6. Пляска половецких девушек (2 д.) / 05932 (№ 11)
  7. Каватина Кончаковны (2 д.) / 06449-50 (№ 12-13)
  8. Речитатив и каватина Владимира Игоревича (2 д.) / 06346-7 (№ 14-15)
  9. Дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны (2 д.) / 06422 (№ 16)
10. Ария Игоря (2 д.) / 05988-9 (№ 17-18)
11. Ария Кончака (2 д.) / 03721-2 (№ 19-20)
12. Половецкая пляска с хором (2 д.) / 05933-5 (№ 21-23)
Хор и оркестр Большого театра
Дирижёры - Лев Штейнберг (1, 3, 5, 7-9), Александр Орлов (11), Александр Мелик-Пашаев (2, 4, 6, 10, 12)
Год записи: 1936 (3, 11), 1937 (1, 2, 4-6, 8, 10, 12), 1938 (7, 9)

СD2 (77:11)
  1. Половецкий марш (3 д.) / 06267-8 (№ 24-25)
  2. Плач Ярославны (4 д.) / 04537, 05433 (№ 26-27)
  3. Хор поселян (4 д.) / 06252 (№ 28)
  4. Дуэт Игоря и Ярославны (4 д.) / 05431 (№ 29)
  5. Песня гудошников, сцена и хор (4 д.) / 06313, 06415-6 (№ 30-32)

Поёт Ксения Держинская
  6. Ариозо Маши (Э. Направник «Дубровский», 2 д.) / MT 0849
  7. Ариозо Кумы (П. Чайковский «Чародейка», 1 д.) / МТ 0850
  8. Ария Тоски (Дж. Пуччини «Тоска», 1 д.) / МТ 2870
  9. Первая песня Клерхен (Л. Бетховен «Эгмонт») / МТ 2868
10. Вторая песня Клерхен (Л. Бетховен «Эгмонт») / МТ 2869
11. Ариозо Лизы (П. Чайковский «Пиковая дама», 1 д.) / ГПТ 010183
12. Венецианская ночь (М. Глинка) / ТФ (1-я публикация)
13. Ах, когда б я прежде знала (М. Глинка) / ГПТ 10030
14. Песня ямщика (А. Гурилев) / ГПТ 10029
15. Ни слова, о друг мой (П. Чайковский) / MT 2855
16. Восточный романс (Пленившись розой, соловей) (Н. Римский-Корсаков) / MT 2856А
17. Апрельская песня (Ж. Бизе) / ГПТ 10031
18. Возвратилась девушка с прогулки (Я. Сибелиус) / ГПТ 10032
19. Брат за брата (К. Данькевич) / ГПТ 5918
20. Капитаны воздушных просторов (С. Протопопов) / ГПТ 5903

Поёт Леонид Савранский
21. Ария Игоря (А. Бородин «Князь Игорь», 2 д.)
ГПТ - Грампласттрест, МТ - Музтрест, ТФ - перепись с тонфильма
Хор и оркестр Большого театра
Дирижёры - Лев Штейнберг (1-5), Михаил Ипполитов-Иванов (6-10), Самуил Самосуд (11)
Партия фортепиано: Борис Абрамович (13, 14, 17-19), Матвей Сахаров (15, 16), Сергей Протопопов (20), Наум Вальтер (21), пианист неизвестен (12)

Год записи: 1930 (6, 7), 1933 (8-10, 15, 16), 1936/7 (2), 1937 (1-5, 19, 20), 1939 (12-14, 17, 18), 1940 (11), 1950-е гг. (21)

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 224
Re: Ксения Держинская (1889-1951), сопрано
« Ответ #11 : Февраль 15, 2020, 17:00:54 »
КНЯЗЬ ИГОРЬ

Коммерческое издание полных опер на шеллачных пластинках (78 об/мин) – отдельная страница в истории звукозаписи. Первые попытки были осуществлены (на Западе) еще акустическим способом в самом начале ХХ века и продолжали практиковаться более 40 лет – до самого появления долгоиграющих пластинок. Советский Союз тоже не остался в стороне. Толчком, видимо, послужила широко и помпезно отмеченная по всей стране 100-летняя годовщина смерти А. С. Пушкина. Именно к ней был приурочен выпуск первой полной записи «Евгения Онегина». Затем последовали еще три оперы: «Князь Игорь», «Руслан и Людмила» (обе в сокращенном виде) и «Пиковая дама». В послевоенное время вышли еще несколько полных записей на 78 об., которые практически сразу же были переизданы уже в долгоиграющем формате и стали хрестоматийными. Иная судьба постигла остальные четыре комплекта. «Пиковая дама» была извлечена из забвения лишь в 1970-х годах и переиздана в СССР на LP. «Онегин» широкой публике был представлен уже в цифре фирмой «Naxos». «Руслан» так и остался в архивах, а очередь «Князя Игоря» наконец настала стараниями всеми любимой фирмы «Aquarius-Classic».
«Князь Игорь» был записан в распространенном в 1930-40-е годы формате «abridged» (то есть, с существенным сокращениями, не принятыми в постановках на сцене), но, тем не менее, эту запись можно считать первой в истории полной записью шедевра А. Бородина. Из всех солистов в составе звездой должна считаться, видимо, Кс. Держинская (Ярославна) – довоенная примадонна Большого. Отдавая должное красоте тембра певицы, её яркой дикции, очень осмысленной фразировке, надо признать, что возраст (на момент записи Держинская уже приближалась к полувековому юбилею) в некоторой степени сказался на вокальной форме. Отсутствие «Пролога» (со знаменитым высоким до) не дает возможности судить, каковы были крайние верхние ноты диапазона Ксении Геогиевны, но к концу каждой из арий ощущаются некоторые признаки усталости. Бонус издания позволяет составить более широкую картину творчества Держинской – от фрамента «Тоски» и песен Бетховена до абсолютно проходных опусов С. Протопопова и К. Данькевича. Наиболее интересными из концертной программы показались два романса М. Глинки, нашедших в Ксении Георгиевне вдумчивого и душевного интерпретатора. Не менее яркое впечатление оставляет Е. Антонова (Кончаковна и Половчанка), находившаяся в тот период на самом пике творческого расцвета. Насыщенное, грудное контральто захватывает эротизмом трактовки и эффектно контрастирует с высоким светлым тенором великого Ивана Козловского. Именно они стали реальной звездной парой состава. Хрестоматийные А. Пирогов и М. Михайлов давно и заслуженно признаны образцовыми исполнителями своих партий в «Князе Игоре», а колоритные образы Гудошников создали признанные мастера острохарактерного русского репертуара В. Малышев и Дм. Марченков. А. Батурин (бас-баритон, специализировавший на «пограничном» репертуаре, куда идеально вписывается партия Игоря) представляет своего Князя достаточно молодым, в чем-то более близким к другой своей любимой партии – Руслану. В этом Игоре нет зрелой рассудительности, к которой мы привыкли в интерпретации великолепного Ан. Иванова. Из троих дирижеров, принявших участие в записи, главным можно признать Л. Штейнберга – темпераментного и яркого интерпретатора русской классики. Возможно, именно он оказался инициатором включения в комплект «Половецкого марша» из 3-го акта, который в большинстве постановок «Князя Игоря» подвергается купюре.
Итак, подавляющее большинство советских полных записей опер «Эпохи 78 оборотов» переиздано. Осталась лишь одна: «Руслан и Людмила», выпущенная, в свое время, также в виде комплекта «abridged opera». Будем надеяться, что однажды настанет и её черед!
Р.S. Не могу не отметить главный раритет в бонусе: любительскую запись позднего Л. Савранского (ария Игоря), сохранившую для нас голос (сочный драматический баритон) этого выдающегося певца и педагога.

К. Котельников