Автор Тема: «Сила судьбы» Верди в МАМТ  (Прочитано 73024 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
«Сила судьбы» Верди в МАМТ
« : Октябрь 02, 2010, 00:16:03 »
Рядовое проклятие

Сергей Ходнев о "Силе судьбы" в Музтеатре имени Станиславского

Журнал «Weekend»   № 38 (184) от 01.10.2010

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508554&NodesID=8

"Сила судьбы" — одна из тех опер, которые все знают по названию, но целиком ее услышать в наших условиях сейчас практически невозможно. Странная вещь: увертюру к этой опере концертной публике приходится слышать раз по десять за сезон (ее страшно любят включать в программу разнообразных гала-концертов), главные вокальные номера из нее — ария Леоноры "Pace, pace, mio Dio" и сцена Альваро "La vita e un inferno all'infelice... " — тоже на слуху, хотя бы по записям исполнявших их главных певцов ХХ века. И, казалось бы, кому, как не российским театрам, относиться к этой опере с особым почтением — все-таки это единственная опера Верди, которая была написана для России. Ее премьера прошла в 1862 году в Петербурге, в предшественнике нынешней Мариинки — Большом (Каменном) театре, и именно в связи с ее представлениями Верди пару раз приезжал в Россию. В 1998-м "Силу" поставил у себя в театре Валерий Гергиев, но сегодня остальные отечественные театры предпочитают иметь дело если не с "Травиатой", то с "Балом-маскарадом" или "Набукко".

Может быть, мы в этом смысле трогательно присоединяемся к тем нервическим чувствам, которые к "Силе судьбы" питали многие итальянские музыканты старой школы. Нервическим не потому, что в партитуре оперы есть что-то превосходящее по требовательности к певцам прочие вердиевские оперы, а в силу того, что это произведение по загадочному стечению обстоятельств окружает почти дэн-брауновский ореол мистического проклятия. Говорили, будто бы она приносит несчастье. Мол, поначалу в Италии даже самые способные певцы не могли правильно произнести в упоминавшейся сцене Альваро фразу "falli l'impresa", и именно из-за того, что они спотыкались на этом "фаллильимпреза", появилась на этом месте во второй редакции оперы более безопасная фраза "fu vana impresa". Да что там, судя по преданиям, были при исполнениях "Силы судьбы" и более отчетливые неприятности, из-за чего многие (по аналогии с легендарной репутацией, скажем, "Макбета" Шекспира) даже отказывались произносить название оперы, подменяя его описательными выражениями вроде "двадцать четвертая опера Верди" или омонимом "La potenza del fato" (переводится так же, но в оригинале опера зовется "La forza del destino"). Этот предрассудок дожил до самых недавних времен: вы не поверите, но Лучано Паваротти боялся петь партию Альваро именно по этой причине. Правда, в ХХ веке у этого страха появились и новые обоснования. В копилку оперных суеверий попали те факты, что в Большом театре Варшавы эту оперу должны были показывать в самый день начала Второй мировой, а 4 марта 1960 года прямо во время представления оперы на сцене Met скоропостижно умер знаменитый американский баритон Леонард Уоррен.
Велик соблазн предположить, что пропагандисты всех этих баек из склепа пугались еще и самого сюжета "Силы судьбы", который по своей причудливости спокойно может претендовать на первое место среди вердиевских опер. Пересказать его в двух словах феноменально трудно, он охватывает многие годы локализованных в Испании и Италии кровных распрей, любовных злоключений и монашеских подвигов (ну как же романтической культуре обойтись без стереотипов "зловещие монахи" и "таинственный отшельник"). Но если отвлечься от нагроможденных вокруг "Силы судьбы" бредней и решительно настроиться на преодоление всех исполнительских сложностей, то станет очевидно, что это — одна из самых великолепных по музыкальному языку вердиевских опер, которой жаль пренебрегать. В Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко вызов суевериям теперь бросят дирижер Феликс Коробов и режиссер Георгий Исаакян — бывший худрук немаловажного в нашем оперном процессе Пермского театра оперы и балета.

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 8 октября, 19.00
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:43:40 от Александр П. »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Добрый вечер! Я только что пришел из Театра Станиславского и Немировича-Данченко, где сегодня состоялась премьера «Силы судьбы». Общее впечатление – очень неплохое. Постановка мне показалась крепкой и достаточно динамичной (с одним антрактом и купюрами), во всяком случае, всё происходящее на сцене практически не мешало слушать любимую музыку Верди. Кстати, сейчас это – редкость. На сцене возвышалась сложная геометрическая конструкция из усеченных шестигранных призм и многочисленных лестниц, универсальная такая декорация, действительно, очень многофункциональная: она изображала всё -  и дом Калатравы, и монастырь, и военный лагерь и прибежище отшельницы-Леоноры. Причем сначала это все сверкало сталью, а в конце оперы «заржавело». Вполне логичное решение для оперы о бренности всего земного.
Леонору пела Наталья Петрожицкая. Я ее впервые слушал. И пожалел о том, что не знал об этой певице раньше. Она мне очень понравилась. Голос  чистый, ровный (разве что немного «плосковатый» в нижнем регистре), приятного тембра, очень пластичный и обаятельный. «Впета» партия у нее была прекрасно! Особенно ей удались те фрагменты, где Леонора должна петь  легким и чистейшим ангельским голосом. Очень хорошо она и играла, создав образ совсем молодой девушки, попавшей в совершенно безвыходную ситуацию. Такая трогательная, изящная и красивая. Короче, она меня убедила в этой роли, несмотря на то, что я всегда считал: для Леоноры все-таки нужен более драматический голос. Честно говоря, самые драматические куски у нее прозвучали чуть хуже, чем лирические, но голос летел в зал хорошо, правда, иногда ему все же немного не хватало объема. Но это уже я придираюсь.
Порадовал своим пением (как всегда!) и  Карлос  - Андрей Батуркин. Все-таки, какое большое значение имеет  хорошая «школа»! Меня всегда восхищала точность и культура  его пения. Да и тембр у него замечательный. А в этом спектакле он мне и актерской игрой понравился, тоже создал интересный образ аристократа-фанатика с авантюристической жилкой. Если бы вы видели, как он перепрыгивал с одной призмы на другую, а ведь это требовало не только хорошей общей спортивной подготовки, но и долгого обживания этой сложной декорации. Там ведь и шею свернуть недолго! Вокально ему лучше всего удалась ария Urna fatale и стретта,  которая идет вслед за ней.
А Альваро пел Нажмиддин Мавлянов, который произвел на меня очень хорошее впечатление на первом туре прошлогоднего конкурса Глинки. (Интересно, а дирижер Феликс Коробов его там «присмотрел» на эту роль или еще раньше?). В первом действии Нажмиддин был заметно скован (кстати, он не очень уверенно передвигался по этим  шестигранным призматическим столбам). Голос тоже звучал тускловато, с явным усилием наверху (все-таки, там есть какие-то проблемы с техникой). И вообще было не все в порядке с эмиссией. В первой сцене еще очень не хватало темперамента, любовного пыла, свободного верха  и фортиссимо. На мой взгляд, без фортиссимо там такой оркестр «не перекроешь» (кстати, мне показалось, духовые медные играли чудовищно громко, но, может быть, это связано с тем, что я близко к ним сидел…) Потом Мавлянов распелся, немного успокоился и начал выдавать свой фирменный тембр и неплохое легато.  Там же есть где развернуться, в партии Альваро: слава богу, все три дуэта с Карлосом оставили, а то обычно второй выкидывают. И в зал голос сразу лучше «полетел». Фразировка тоже была весьма осмысленной, да и над ролью певец поработал: получился такой несчастный, все время раскаивающийся грешник. Но, мне показалось, что ему еще много придется работать над партией: верхний регистр не всегда стабилен, «вынос» голоса вперед, как мне кажется, должен быть более активным. Я знаю, что голос у него может звучать ярче и сочнее. В своем персонаже певец подчеркивает его раскаяние, покорность судьбе (видимо, это и режиссерская установка), но ведь Альваро, как там неоднократно говорится, еще и храбрый воин, герой, а эти качества пока остались нераскрытыми. Нужно больше  драйва и в игре, и в пении. И, конечно, хотелось бы услышать полноценное фортиссимо – оно же у него есть! (Да, конечно, хорошо так говорить, сидя в партере или за компьютером! А вот на сцене…). Короче, мне очень хочется, чтобы Мавлянов эту партию пел не просто хорошо, а блестяще. И я верю, что он может довести ее до такого состояния. Правда, я не специалист. И не знаю, как это сделать. Может быть, я вообще ошибаюсь. Или выдаю желаемое за действительное.
Лариса Андреева пела Прециозиллу. Мне показалось, что, несмотря на безграничный верхний регистр, удивительную музыкальность и артистизм, в этой партии она все-таки прозвучала несколько «жидковато». Но, может просто у меня «предрассудки», ведь до этого я много раз слышал в этой партии Елену Манистину, а у нее совсем-совсем другой голос.
Дмитрий Степанович в роль Отца-настоятеля выдал тысячу обертонов и бархатные низы.
А завтра я иду слушать второй состав.
 

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38

И я там был, мёд-пиво пил.

Мои дилетантские пять копеек – у меня: http://yesaul.livejournal.com/167241.html

===========================

"Сила судьбы" в театре Станиславского

Премьера 8 октября.



Ну что тут скажешь, товарищи ... Всё хорошо, всё.

Прекрасные голоса. Наталья Петрожицкая (Леонора) – просто блеск, мощное, ровное струящееся сопрано. В прологе, в сцене в доме Калатравы, была фригидна, чем не в шутку напугала (а ну так и будет всю оперу?!), но потом быстро распелась и к финалу поднялась до подлинно драматических высот.

Очень хорош Нажмиддин Мавлянов (Альваро), питомец Города хлебного, недавнее и весьма удачное приобретение театра. У этого парня большое будущее, можно не сомневаться.

Не уступали Андрей Батуркин (Карлос) и Дмитрий Степанович (Настоятель монастыря).

А вот Лариса Андреева (Прециозилла), увы, несколько напрягала своими вибрациями.

Декорации, представленные нагромождением разного рода двупипедов и косопипедов, устойчиво ассоциировались с пространством за задником сцены в школьном актовом зале, где пыльный рояль и кафедра-трибуна полированного дерева. Вероятно, функционально, но холодно и неуютно. Но это, так сказать, malum minor.

Прекрасная постановка!
« Последнее редактирование: Октябрь 10, 2010, 10:53:41 от Yesaul »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Уважаемые участники форума! Я только что послушал «Силу судьбы» со вторым составом. Сразу же спешу поделиться впечатлениями. Очень мне понравился баритон Евгений Поликанин в роли Карлоса. Он находится в прекрасной вокальной форме! Голос звучал замечательно, особенно удавались верхние ноты – некоторые просто блестяще! Надо сказать, что певец не так уж молод, но очень артистичен и энергичен. И главное, он с таким настроением поет, по-моему, он получает удовольствие от выступления, а это всегда ощущается в зале. До чего же эффектную партию Верди написал для такого отрицательного персонажа! Зрители тоже по достоинству оценили мастерство певца и по окончании спектакля наградили его бурными аплодисментами. Браво! Какие хорошие баритоны в театре Станиславского!
Леонору сегодня пела Амалия Гогешвили. Какая красивая девушка! Голос крепкий, яркий, с хорошим нижним регистром, он очень хорошо подходит для этой партии. Тембр немного холодноватый, но это – не недостаток, а просто характеристика. Особенно певице удались драматические фрагменты партии, где голос звучал с необходимым напором. Разнообразные оттенки своего тембра и разные манеры пения певица продемонстрировала в сцене у монастыря и дуэте с Отцом-настоятелем. Мне кажется, что к концу оперы Амалия немного устала, этим объясняется пара интонационных неточностей в молитве “Pace” , а одна из последних высоких нот получилась сипловатой. Но это не испортило общего приятного впечатления от продуманного, зрелого исполнения такой сложной партии. Мне, правда, иногда казалось, что голос недостаточно хорошо сфокусирован и немного «расплывается», но это может быть «обман зрения» (а точнее, слуха).
Партию Альваро исполнил сегодня Дмитрий Полкопин. Я его уже слышал на Конкурсе Вишневской, где он, к сожалению, выступил не совсем удачно. Сначала мне показалось, что голос у него «недостаточно хорошо тянется», но это, видимо, было связано с волнением. Потом кантилена появилась, и всё наладилось. Почти всё. Надо сказать, что Дмитрий пел достаточно звучно, причем верхний регистр во втором действии стал звучать все лучше и лучше. Правда, в тембре у него, на мой взгляд, чувствуется этакий «наждак» (т.е. жестковато), а при ходе сверху вниз дыхание становится немного коротковатым, и концы фраз иногда звучат несколько скомканно (это было особенно заметно при исполнении третьего дуэта – Le minaccie - с баритоном)… Но это – мелкие субъективные придирки с моей стороны. В целом, я считаю, что Дмитрий с партией справился достойно.
Отца-настоятеля сегодня весьма удачно спел Дмитрий Ульянов. Я его уже слышал раньше в концертах. Голос очень хороший   -  большой, ровный, и в нем так много тембра! Maleditione прозвучало просто великолепно!
А Прециозиллой на этот раз была Наталья Владимирская, я ее, кажется, в первый раз слышал. Голос большой и красивый, с ярким нижним регистром, с честью справилась с очень трудной партией! Пожалуй, не получилась только одна высокая нота, но это ничего.
С большим удовольствием прочитал мнение Yesaul'a. А кто-нибудь еще был на спектаклях? Интересно сравнить впечатления.

« Последнее редактирование: Октябрь 13, 2010, 23:14:36 от Schwarzenstein »

Gianni Schicchi

  • Гость
Сейчас А. Парин изложит своё мнение об этой премьере на "Орфее".

Оффлайн Домохозяйка

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Я слушала 8-го, т.е. первый состав. И моё впечатление полностью совпадает с мнением уважаемого Schwarzenstein. А к его впечатлению об Андреевой :
 "несмотря на безграничный верхний регистр, удивительную музыкальность и артистизм, в этой партии она все-таки прозвучала несколько «жидковато»", могу лишь добавить, что художник по костюмам умело сгустил образ, подчеркув роскошь фигуры артистки ;D Соседствующие со мной мужчины бурно обсуждали бёдра Андреевой, с трудом их уговорили помолчать до антракта :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уважаемые участники форума! Я только что послушал «Силу судьбы» со вторым составом. Сразу же спешу поделиться впечатлениями

Александр, от имени всех читателей благодарю вас за ваш энтузиазм и за ваши подробные комментарии ! Читаю всегда с интересом, потому что сам на всех мероприятиях не успеваю побывать.
Спасибо громадное.

художник по костюмам умело сгустил образ, подчеркув роскошь фигуры артистки ;D Соседствующие со мной мужчины бурно обсуждали бёдра Андреевой, с трудом их уговорили помолчать до антракта :D

:)) Ну а что сказал Парин ?

Сейчас А. Парин изложит своё мнение об этой премьере на "Орфее".

Будет ли ссылка ? Я знаю, что его комментарии часто сохраняют в архиве радиопередач в виде аудиофайлов, и их можно услышать в интернете.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
А я очень люблю эту оперу. Так что, не жалею что случайно ее два раза посмотрел. В 2001 году в Большом, помнится,  я так обрадовался, что ее поставили, что послушал ее три или четыре раза…с разными составами.

Gianni Schicchi

  • Гость
Уважаемый Schwarzenstein,

если мне будет позволено маленькое "лирическое" отступление...

...Ваши отзывы, помимо темы их (безусловно, меня интересующей, хоть я и не хожу обычно на премьеры, а стараюсь выждать время, пока партии будут впеты, а декорации освоены :-) - и тогда иду на спектакль изучать да сравнивать составы...) - так вот, Ваши отзывы вызывают у меня живейшее чувство благодарности. Сейчас появился новый повод написать Вам это, и вот я, наконец, отваживаюсь это сделать.

Надо сказать, что Ваши впечатления, помимо детальности их (что само по себе замечательно) мне импонируют неизменно уважительным стилем как в изложении Вашем, так и в отношении к музыкантам, вне какой бы то ни было избирательности. Оттого их ещё приятнее читать.

Пример, правда, не из "той оперы", но иллюстрирующий значимость Вашего мнения. Моё впечатление от небезызвестных сестёр Терентьевых (правда, в одном лишь романсовом концерте, где я слушала их) было практически противоположно Вашему. И в отношении особенностей их вокала, и подачи выбранного ими для концерта "материала" (да, непростого, ибо речь шла о романсах, где певцы всегда "прозрачны" для публики) - от вокальной подачи до... мимической :-) (по несчастью, сфокусированной на нас, т.к. аудитория была небольшой, а мы сидели "прямо по курсу" и невольно оказались мишенью для их улыбок... уж не была ли "искусственность" улыбок взаимной? ;-))

Так вот, только Ваше мнение, не раз виденное мною в темах, так или иначе касавшихся этих певиц, заставляет меня, подобно известному персонажу "Покровских ворот" воздевать очи горе и думать: а может быть, он прав? Более того: Вы и только Вы подвигли меня на прицельные поиски составов спектаклей и концертов, где задействованы эти певицы. Я дала себе обещание непременно услышать их вновь, и не раз. Ибо Ваше мнение ценю настолько, что уже готова признать неправоту своего собственного суждения.

Тем приятнее мне было сейчас убедиться в том, что Ваши отзывы о голосах некоторых солистов МАМТ близки к моим впечатлениям - хотя они сложились от иных спектаклей, где я этих певцов слышала. Это Ульянов, Поликанин (правда, я слышала его хоть неоднократно, но очень давно - последний раз, кажется, на одном из премьерных спектаклей "Мадам Баттерфляй" - искренне рада узнать, что он по-прежнему в замечательной вокальной форме, плюс к его опыту и мастерству), Степанович (хотя у меня к нему есть свои "счёты" за трактовку партии Демона - но, в конце концов, разве нет у него на то полного права... как и у нас - права судить об этом?); Андреева, от пения которой у меня осталось буквально такое же впечатление в партиях Ангела в том же "Демоне" и, в особенности, в партии Ганны в "Майской ночи". Вероятно, это действительно определённое свойство её голоса: некая "выхолощенность", особенно в центральном регистре - тогда, когда хочется как раз тембровой насыщенности, наполненности, глубины, которая так убедила бы у Ангела, и которой можно было бы так замечательно-женственно играть в партии Ганны. И эта, как я называю её, "пульсация" в голосе (простите за дилетантизм) - есть голоса, где подобное "мерцание" просто завораживает; тут же оно кажется помехой.
« Последнее редактирование: Октябрь 11, 2010, 00:05:45 от Gianni Schicchi »

Gianni Schicchi

  • Гость
Сегодняшний отзыв Парина о премьере "Силы судьбы" (он, как и Schwarzenstein, слушал оба состава) я даже законспектировала (вероятно, зря, если текст передачи действительно доступен!)

Если всё же интересно, выложу эти заметки завтра. Сейчас же хочу вернуться к своему дневнику и своим впечатлениям о "Демоне" в Новой Опере.

Вчера, одновременно с премьерой "Силы судьбы" у Станиславского, прошёл, как оказалось, в последний раз "Демон" в Новой Опере. Так что МАМТовский "Демон" остаётся в Москве в гордом одиночестве :-) и без конкуренции.

А вот спектакля Новой Оперы по-настоящему жаль. Я рада лишь тому, что мне довелось быть на этом последнем спектакле - а он был поистине замечательным, и потому я рада, что запомню этого "Демона" именно таким. Но это, разумеется, совсем другая тема.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Надо сказать, что Ваши впечатления, помимо детальности их (что само по себе замечательно) мне импонируют неизменно уважительным стилем как в изложении Вашем, так и в отношении к музыкантам, вне какой бы то ни было избирательности. Оттого их ещё приятнее читать.
Большое спасибо за такую высокую оценку! Мне даже неловко стало. Я, конечно, стараюсь всегда оценивать исполнение и певцов как можно более объективно, но, все-таки, я - живой человек, а человеку свойственно ошибаться, особенно если он не имеет музыкального образования. Понимаете, тут такие тонкие материи, как ни старайся, а что-то субъективное все равно проскальзывает. Пожалуй, на одного меня Вам ориентироваться все же не стоит еще и потому, что у меня не такой уж широкий круг интересов (посещаю далеко не все оперные спектакли и концерты) и достаточно ограниченные возможности по передвижению (только в Москве). Поэтому полной картины я охватить не могу, и из-за этого Вы можете что-нибудь очень интересное пропустить. Да я и сам, к сожалению, иногда пропускаю...А почти всех этих хороших певиц и певцов я услышал в прошлом году на конкурсе Глинки - самом сильном вокальном конкурсе за последнее время.
« Последнее редактирование: Октябрь 11, 2010, 01:03:27 от Schwarzenstein »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Чувствую, что кроме меня никто не знает, как искать архивные записи радио Орфей- вот кусочек передачи Парина, относящийся к опере "Сила судьбы"
http://www.moskva.fm/share/2101/20101010/fromtime:17:20:57
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сегодняшний отзыв Парина о премьере "Силы судьбы" (он, как и Schwarzenstein, слушал оба состава) я даже законспектировала (вероятно, зря, если текст передачи действительно доступен!)

Если всё же интересно, выложу эти заметки завтра.

Да, пожалуйста !
Файл - это одно, а текст - это совсем другое ! Его читать можно ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
я сам не был, но вот что странно... на параллельном форуме плюются во весь рот...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38

Коллеги,

Меня тут спросили, а были ли купюры. Эту оперу я вообще слушал впервые, либретто прочёл уже после. Но кажется, вспоминая, что в начале первой картины IV акта никакой раздачи милостыни в монастыре не было, а сразу явился старик Карлос.

Это так было или я ошибаюсь?

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Конечно, не было! Эту сцену полностью купировали!

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Конечно, не было! Эту сцену полностью купировали!

Вот  спасибо! А то уж я засомневался в собственной памяти.

А ещё были резекции?

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Да, были, конечно, но помельче. Я уточню по полной записи и еще раз напишу. Но зато  здесь включили все три дуэта Альваро и Карлоса. Обычно второй выпускается, даже в итальянских постановках.

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Но зато  здесь включили все три дуэта Альваро и Карлоса. Обычно второй выпускается, даже в итальянских постановках.

Первый дуэт – при их первой встрече. "Друзья до гроба".
Второй – их первый поединок.
Третий – поединок второй и последний.

Как же можно выпустить хотя бы один из них?! Сюжет ведь рухнет!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Как же можно выпустить хотя бы один из них?! Сюжет ведь рухнет!
Совершенно с Вами согласен, выпускать ни один из этих дуэтов категорически нельзя! Но... выпускают второй дуэт!!! Хорошо, что в этой постановке этого не произошло!
Зато, как я уточнил, помимо сцены раздачи милостыни перед третьим дуэтом здесь также была купирована большая жанрово-массовая сцена перед "Ратапланом", кроме того, я что-то не припоминаю небольшого хора патруля перед вторым дуэтом Альваро и Карлоса. Но это, конечно, уже "мелочь". Кстати, послушав (с огромным удовольствием!) полную студийную запись "Силы судьбы" на Decca (Дель Монако, Тебальди, Бастьянини, Симионато, Сьепи), я убедился, что темпы тогда были заметно медленнее. Дирижер Молинари-Праделли давал певцам "подержать ферматы"...Ах, какое хорошее время былo... Были такие дирижеры и были такие ферматы... :)

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 352
Мне первая, русская редакция "Силы судьбы", которая была написана Верди в 1862 году для Мариинского театра и идет только там, вообще нравится намного больше второй, миланской редакции 1869 года, которая идет везде. Первая редакция доступна на официально выходившем DVD с Горчаковой/Григоряном/Путилиным под управлением Гергиева, 1998 год. Отличий от "традиционной" версии довольно много.

Например:
- Вместо длинной увертюры - короткая прелюдия
- Иной порядок сцен в третьем акте
- Urna Fatale в фа-мажоре
- Уникальная ария Альваро Quel sangue sparsi, отсутствующая в традиционной второй редакции
- В конце Альваро тоже погибает.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Мне первая, русская редакция "Силы судьбы", которая была написана Верди в 1862 году для Мариинского театра и идет только там, вообще нравится намного больше второй, миланской редакции 1869 года, которая идет везде.
Да, я  тоже слушал и видел на DVD петербургскую редакцию. Она, безусловно, имеет свои достоинства. И ария эта достаточно интересна. Но мне, все-таки, больше нравится вторая редакция оперы, потому что именно последняя сцена "Non imprecare; umiliati", по-моему, своей абсолютной гениальностью и уникальностью полностью оправдывает и компенсирует запутанность и  даже некоторую абсурдность сюжета и придает всей этой мелодраматической истории глубочайший смысл, далеко выходящий за рамки поучительного рассказа о бессмысленности мести. Именно она  и "держит" на себе всю музыкальную драматургию оперы, которая, кстати, является очень крепкой, несмотря на нелогичность либретто.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
первая, русская редакция "Силы судьбы", которая была написана Верди в 1862 году для Мариинского театра

Позвольте уточнить, что эта опера Верди была написана не для Мариинки, а для Большого Каменного театра Санкт-Петербурга, ещё задолго до революции перестроенного и ныне входящего в состав здания Петербургской Консерватории.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Почти все газеты поместили рецензию на "Силу судьбы". Самая подробная была опубликована в "Культуре", вот здесь:
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=905&rubric_id=207
Вот фрагмент:
"Приглашенный в труппу в нынешнем году с прицелом на “Силу судьбы” узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов, кажется, прямо создан для партии Альваро. Может быть, его красивому спинтовому голосу несколько не хватало силы звучания в отдельные моменты, зато Романс Альваро и первый дуэт с Карлосом нашли в лице Мавлянова едва ли не идеального исполнителя. К тому же и на сцене он выглядел достаточно органично, насколько это возможно в предложенных обстоятельствах. Второй Альваро, Дмитрий Полкопин, обнаружил явственный дефицит артистизма и провинциальное отсутствие вокальной культуры. Впрочем, сегодня, на фоне все большего убывания настоящих драматических голосов, тенор, способный хотя бы просто “отоварить” столь трудную партию, уже ценность...

Наталья Петрожицкая, сделавшая серьезный рывок со времен премьеры “Евгения Онегина”, показала себя весьма недурной Леонорой. У нее, конечно, далеко не драматическое сопрано, низы отсутствуют, а верхи несколько натужны, но в середине и при переходе к верхнему регистру Петрожицкая звучала очень красиво, убедительно передавая при этом необходимые эмоциональные краски и прекрасно ощущая вердиевский стиль. И смотрелась на сцене она превосходно. Вторая Леонора, Амалия Гогешвили, особого впечатления не произвела, да к тому же подчас заметно фальшивила. Партия Леоноры явно не в ее средствах.

Андрей Батуркин в партии Карлоса продемонстрировал настоящий вердиевский вокал европейского качества. Быть может, ему несколько недоставало экспрессии, которой зато было в избытке у второго исполнителя, ветерана театра Евгения Поликанина. Правда, его неизменно форсированное звукоизвлечение скоро начинало утомлять однообразием красок, и к тому же постоянно напоминал о себе сам процесс преодоления вокальных трудностей, тогда как пение Батуркина было абсолютно свободным.

Отлично показался в партии Фра Мелитоне Анатолий Лошак, причем в оба вечера заставив сожалеть о том, что эта партия подверглась столь радикальным сокращениям.

Дмитрию Степановичу, выступившему в партии Отца-настоятеля, в принципе не показан вокальный материал, требующий кантилены, да и ансамблист из него еще тот. Куда как более на месте был здесь Дмитрий Ульянов, хотя проблемы с нижним регистром немного портили впечатление от его исполнения.

Зато возглавляемый Станиславом Лыковым хор, чья партия в этой опере столь важна, проявил себя наилучшим образом.

Что касается яркой и экспрессивной дирижерской работы Феликса Коробова, то она оставляет тем не менее впечатление двойственное. Наряду с превосходными моментами, тонко прочерченными музыкальными эпизодами мы то и дело сталкиваемся с внезапными и далеко не всегда оправданными резкими динамическими перепадами и экстремально ускоренными темпами, за которыми подчас откровенно не поспевают исполнители. Хотя, вообще-то говоря, не такова ли и сама опера “Сила судьбы”, в которой огня несравненно больше, нежели логики…

Возвращаясь к постановке, я бы еще раз подчеркнул, что считаю ее принципиальной удачей. Не все согласятся с такой оценкой: судя по первым откликам, некоторым явно хотелось чего-то “погорячее”, да чтобы все было “весомо, грубо, зримо”. Тонкая и неагрессивная режиссура, не претендующая на доминирование любой ценой, иным сегодня кажется едва ли не слабостью. Между тем, если эту “Силу судьбы” рассматривать в контексте самой оперы и опыта ее постановок, то картина выглядит совсем иначе. Взявшись за в общем-то провальный для режиссера материал, Исаакян в итоге победил, и не в последнюю очередь благодаря умению слышать музыку и воплощать это свое слышание в сценическую ткань.
Дмитрий Морозов"



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Романс Альваро и первый дуэт с Карлосом нашли в лице Мавлянова едва ли не идеального исполнителя. К тому же и на сцене он выглядел достаточно органично, насколько это возможно в предложенных обстоятельствах.

"Насколько это возможно в предложенных обстоятельствах" - это он по поводу режиссуры иронизирует ? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица