Автор Тема: «Сила судьбы» Верди в МАМТ  (Прочитано 72152 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
"Насколько это возможно в предложенных обстоятельствах" - это он по поводу режиссуры иронизирует ? :)
Видимо, да. Дело в том, что когда Мавлянов выбежал на сцену, он сразу чуть не упал, врезавшись в кусок какой-то призмы и еле-еле сумев затормозить на краю весьма узкой площадки. Надо сказать, что это была одна из самых неудачных мизансцен: ведь, упав перед Леонорой на колени, он находился значительно выше чем она (примерно на метр), и выглядело все это несколько странно. А там дальше очень сложный кусок, и он уже особо не рисковал - резких движений старался не делать. Я даже сначала подумал, что и на колени он упал случайно, но выяснилось, что это режиссерская задумка - Полкопин во втором составе тоже на колени вставал (нависая над Леонорой), правда куда более плавно.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Прочитал я  вот эту рецензию в «Известиях» и очень расстроился.
http://www.izvestia.ru/culture/article3147272/
Привожу фрагмент:
«Феликс Коробов дирижирует очень "пышно" и энергично, но не раскрывая в "Силе судьбы" никаких интригующих смыслов. Вокал, мягко говоря, не убедителен. Наталья Петрожицкая - обладательница красивого лирического сопрано, но партия Леоноры требует значительно более драматического голоса. Знаменитое "Pace, pace, mio Dio" из четвертого акта, ради которого многие и идут слушать эту оперу, звучит по-школярски. А в дуэте с Альваро на финальную фразу "Andiam, dividerci il fato non potra!" певице просто не хватило голоса.
Недавнее приобретение труппы - узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов, имея неплохую голосовую природу, напрасно торопит время и берется петь Альваро, не имея подобающего певческого мастерства и опыта. Баритон Андрей Батуркин (Карлос) озвучивает все добротно, но без вокального блеска и драматических переживаний. Бас Дмитрий Степанович, как всегда, работает "под Шаляпина", забывая о своем персонаже - отце Гвардиано. Меццо Лариса Андреева (юная маркитантка Прециозилла) держится на сцене симпатично и с задором, но не обременяет себя задачей аккуратно и с максимальной
виртуозностью пропеть все пассажи, включая и шлягерную песенку "Rataplan". Общий музыкальный уровень исполнения с трудом дотягивает до "тройки".
А замечательный театральный художник Сергей Бархин, давно не работавший в опере, похоже, просто подшутил. Отправил певцов на площадку сбора цветных металлов с бесчисленными образцами трубопроката. Все это только подчеркивает нелепость происходящего на сцене. Такое лукавое бессилие перед фатумом искусства...»
Мария Бабалова
Претензии, конечно, в чем-то справедливы…но…У меня сложилось твердое впечатление, что общая оценка занижена. На «четыре»-то они точно спели. А у Петрожицкой я вообще ошибок никаких не заметил. На мой взгляд, ей можно «пять» без всякого минуса поставить: прекрасная работа – очень глубокая и профессиональная, несмотря на то, что голос «не подходит». Значит, она положила начало новой традиции – традиции исполнения Леоноры более лирическим голосом (кстати, он у нее не совсем лирический, а все-таки лирико-драматический). А “Pace” как раз, по моему мнению, наиболее зрело прозвучало…  Между прочим, такое резкое расхождение в оценках может быть связано с тем, что Бабалова (как и Парин), вероятно, слушала первый состав не в день премьеры, как я, а 5-го октября, когда был генеральный прогон для прессы. Я просто теряюсь в догадках…Может быть, тогда эти певцы спели менее удачно…Я просто припоминаю, что 8-го Бабалову в зале, кажется, не видел…А Мавлянова она вообще «на ноль помножила»…Конечно, небезупречно он звучал, но такой наипластичнейший голос совершенно уникального тембра…неужели, только я это слышу?…Там у него в голосе еще такая форманта есть удивительная, правда, появляется только  в особенно драматических фрагментах…Кстати, одна моя знакомая после премьеры (которая произвела на нее умеренно хорошее впечатление) пришла на следующий день на второй состав исключительно в надежде поговорить с Мавляновым. Он действительно там, в кулуарах был, она к нему подошла, поздравила с премьерой и спросила, почему после спектакля он был недоволен (как ей показалось). Он сказал, что просто находился под влиянием трагизма музыки и действия, а выступление свое посвятил памяти мамы, которая умерла три месяца назад (бедный парень!). Знакомая от него в восторге  (о, женщины! они всегда в восторге от теноров!). Сказала, что  это «мальчик, еще совсем не испорченный Москвой». Конечно, жаль, что у него сразу на 100 процентов не получилось, но как бы у него руки от столь строгой оценки ни опустились…
PS.Кстати, позволю себе уточнить , что «Гвардиано» - это не имя, и не фамилия, а, так сказать, должность- т.е. данный персонаж правильно называется Отец-настоятель. Об этом уже, кажется, неоднократно писали.

Gianni Schicchi

  • Гость
Schwаrzenstein, да, Вы правы, Парин упоминал, что слушал первый премьерный состав на генеральной репетиции накануне. Возможно, как и остальные приглашённые критики. Впрочем, естественно даже не то, что восприятие слушателей расходится, будь они и в одном зале в одно время - а тем более, в разные дни, когда ещё не устоявшийся, не "впетый" спектакль может действительно звучать - а тем более ПОКАЗАТЬСЯ людям, не связанным общими взглядами и "отправными точками", то есть критериями оценок, - непохожим на тот, что звучал накануне. Ещё одна причина возвращаться к спектаклю, изучать его в развитии. И это перекликается с тем, что Вы мне писали. У меня была причина задержать мой ответ Вам - хоть это не искупает моей невежливости. Но завтра, надеюсь, у меня получится продолжить затронутую мною сперва, а после развитую Вами тему. А если вернуться к критике - заверяю Вас, что в наши дни те, кто действительно интересуется оперой, ищет и сопоставляет отзывы, а не проглядывает заголовки в пусть солидных, но "поливалентных", а не специализированных изданиях, как вот "Известия", - такие заинтересованные читатели, да и сами музыканты, с отнюдь не меньшим вниманием читают и Ваши отзывы тоже. Достаточно вспомнить, например, огромное внимание, которое Вы вызвали своими обзорами конкурса им. Глинки тут и на другом посещаемом профессионалами  ресурсе. Да и я никогда не упускаю повода обратить внимание моих интересующихся оперой друзей - а в этом случае, и моих знакомых в театре Станиславского - на эту тему, а в ней - на Ваши мнения. А критики... да что с них взять? Само название их ремесла... Отрицательное мнение, как принято считать, весомее, а если точнее - то просто продаётся лучше положительного. Кроме того, у критиков-ремесленников, трудящихся на всевозможные СМИ, от всероссийского гиганта до районной газеты, освещающей концерт в честь юбилея главы управы, за спиной есть масса "рычагов", обязательств разной степени взаимности, знакомств разной степени влиятельности, которые движут их рукой и в немалой степени влияют на их "продукцию". Выгода Вашего и прочих форумчан положения - в том, что кроме ваших собственных взглядов, образования и музыкального вкуса (а также уважения к одарённости и труду тех, о ком вы пишете), ничто более не движет вашей рукой... уж простите за повтор этого высокопарного выражения, но разве это не так? Кстати, по поводу "юбилея главы управы" - если угодно, загляните в журнал известного г-на Дольчева и прочтите последний "пост" о Большом, его (у)правителе и журналистских пассажах, там процитированных. Смотрится презабавно, а имена - знакомые, не так ли? Критик - ведь это профессия, а точнее - ремесло. Оплачиваемая работа. Остальные же ходят в театры в свободное время и ради удовольствия, а пишут - что бог на душу положит, а не затем, что можно рукопись продать (с)

Helene

  • Гость
Нажмиддин Мавлянов... Хотелось бы послушать, но записей не нашла пока. Может быть, кто-нибудь подскажет?

Helene

  • Гость
Нашла три его аудиозаписи в контакте (просто по имени). Так себе.(( И ещё есть его страничка в Моём мире, но там никаких записей нет, только можно фото посмотреть.

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Я вот к сожалению на премьеру не попал, но естественно схожу на ближайший спектакль....
честно сказать, ничего хорошего не жду, иду потому что где ж еще послушаешь енту оперу....
прочитав приведенные рецензии, я например охотнее верю газетным критикам в данном случае, поскольку указанных певцов слушал много раз, Петрожицкая на мой взгляд просто ужасная, как впрочем и Авдеева, которая не меццо ни на секундочку, и пытаться найти что-то там хорошее в их пении очень неблагодарное занятие

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Уважаемая Gianni Schicchi! Еще раз спасибо за хорошие слова.  (Кстати, я Вам личное послание тогда еще написал, надеюсь, Вы получили). Да, я понимаю, что там, в среде критиков свои сложные отношения, связи и пр. И пишут они всё это не просто так. Я всегда все мнения очень внимательно выслушиваю и все рецензии читаю. Пытаюсь понять, что толкнуло автора так написать, какими критериями он руководствовался (вот это сейчас понять сложнее всего!). Всегда пытаюсь понять, где я ошибаюсь. Но иногда у меня по прочтении возникает чувство полной безысходности и несправедливости. В частности, я решил для себя, что на ресурс OpenSpace мне больше заходить нельзя, здоровье дороже, моё больное сердце просто может не выдержать. Это уже не рецензии там, а какой-то другой жанр, по-другому называется. Поймите: я сам ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Помимо того, что я могу ошибаться, голос – это, вообще, даже еще сложнее, чем цвет – очень всё субъективно. Да и спеть можно сегодня хорошо, а завтра – совсем наоборот, это ведь от очень многих факторов зависит: состояние здоровья, погода, настроение и т.д. Именно поэтому я против того, чтобы на человека, особенно молодого певца  или молодую певицу сразу «ярлык» наклеивали: «не подходит», «профнепригоден» и пр. И я всегда отмечаю сначала хорошее, а потом – недостатки, причем отдельно – недостатки глобальные, а отдельно – недостатки данного, конкретного исполнения. Мне кажется, что это более конструктивно.
Уважаемый Doc! Вы, безусловно, вправе мне не доверять. Очевидно, Вы предполагаете, что я всё приукрашиваю. Действительно, я всегда стараюсь в первую очередь найти достоинства в голосе и пении (и иногда это, действительно, бывает занятием неблагодарным, но всё же не так часто, как Вы считаете). Но недостатки, особенно серьезные,  я всегда тоже отмечаю. В частности, обратите внимание: на этот раз голос Ларисы Андреевой мне тоже показался слишком сопрановым. Но я тут же об этом честно написал - «звучала жидковато». И вспомнил, кстати, Ваши критические замечания в ее адрес. Но до этого, когда я ее слышал на конкурсе Глинки и в концертах, у меня сомнений не возникало - она звучала как меццо. Особенно на третьем туре конкурса Глинки в арии Далилы. Я лишь всегда пытаюсь как можно точнее описать свои впечатления.
Теперь вернемся к «Силе судьбы». Честно признаюсь, шел на премьеру с тревогой: очень сложная опера, требующая певцов самого высокого класса. А, судя по отдельным выступлениям солистов и услышанным ранее фрагментам постановок, ситуация с некоторыми голосами в «Стасике», рискну сказать, была не самой радужной. Очень рад, что действительность все-таки превзошла ожидания, и опера прозвучала хорошо. Мне кажется, наметился положительный сдвиг. Как будет развиваться спектакль дальше? Будем надеяться, что в лучшую сторону, потенциал есть, я слышал. Но бывает, конечно, что  и «разбалтывается» потом спектакль (это случалось даже в Большом  в его «золотые годы»). Кстати, мне кажется, в «Стасике» на «Силу судьбы» четыре состава, а мы послушали пока только два. В любом случае, тех, кто пойдет на этот спектакль, наверняка, ожидает еще много интересного. Интересно, а певцы наши дискуссии читают?
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2010, 00:39:54 от Schwarzenstein »

Алексей

  • Гость
Очень жаль что не дали спеть  Наталье Мурадымовой - это её партия !!!!

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Ды еще споет я думаю...только я сильно сомневаюсь что это ее партия, если конечно сравнивать с остальными сопранами Стасика, ну там Ващенко, Гогешвилии проч., то она пожалуй единственная кто не вызывает у меня стойкого отвращения, но вот завсегдатаи театра говорят что голос уже давно миновал свой пик, в нем по-прежнему есть теплота и мягкость, но ее все меньше и меньше, особенно это касается верхов прежде всего и у нее еще такая странная если не сказать больше особенность при взятии нот верхних, она сначала нащупывает их а потом развивает до форте, за что ее собственно тоже ругают много

Оффлайн annette

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19

[/quote]

Первый дуэт – при их первой встрече. "Друзья до гроба".
Второй – их первый поединок.
Третий – поединок второй и последний.

Как же можно выпустить хотя бы один из них?! Сюжет ведь рухнет!
[/quote]


 По моему,  первый дуэт - это "Solenne in quest'ora". А "Друзья до гроба" - совсем маленькое дуэттино.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497

 По моему,  первый дуэт - это "Solenne in quest'ora". А "Друзья до гроба" - совсем маленькое дуэттино.
Ну да, конечно, первым дуэтом я называю два этих дуэттино вместе -  "Друзья до гроба" и "Solenne in quest'ora". Сцена-то эта там практически продолжается! 

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Вчера на OperaNews.Ru появилась роскошная статья  Е.Цодокова про «Силу судьбы» http://www.operanews.ru/10101701.html
(правда, я ее целый час читал)
и интересное интервью А.Матусевича с Нажмиддином Мавляновым
http://www.operanews.ru/mavlyanov.html
оно, кстати, тоже  немаленькое.
Честно говоря, очень хочется, чтобы все критики относились к своему делу так же, как Евгений Цодоков. Я его очень уважаю и всегда весьма внимательно читаю, хотя, конечно, иногда в чем-то и не соглашаюсь. Просто, мне импонирует его серьезный, крайне добросовестный и, я бы сказал, капитальный  подход к делу, полнота изложения, высокая степень информативности материала и глубина анализа. Жаль только, что, насколько я мог заметить, статьи он свои пишет достаточно редко. Он – один из немногих, на кого я могу положиться: у него очень хороший слух и, как мне кажется,  непредвзятый подход.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вчера на OperaNews.Ru появилась роскошная статья  Е.Цодокова про «Силу судьбы» http://www.operanews.ru/10101701.html

Да, статья интересная !
А самое интересное в ней то, что Цодоков продолжил тему "Оперы как уходяще натуры", поэтому можно эту рецензию рекомендовать как продолжение его статьи, которую мы уж обсуждали на нашем форуме, но, видимо, недостаточно хорошо обсудили ! :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2244.0

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Номер ссылки| 2010102512
Тема|
Авторы|
Заголовок| Перемена участи . "Сила судьбы" прозвучала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка| http://www.rg.ru/2010/10/11/opera.html
Аннотация|



Перемена участи
"Сила судьбы" прозвучала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Лариса Барыкина
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5308 (229) от 11 октября 2010 г.

 
Фото: www.stanislavskymusic.ru 

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера самой русской и самой неизвестной из опер Джузеппе Верди.

Великий итальянец сочинял для разных театров, но только однажды - для России. В 1862 году оперу "Сила судьбы" сыграли на сцене Большого Каменного театра (на его месте сейчас - Петербургская консерватория). Верди побывал на премьере и, судя по письмам, остался впечатлен своим русским путешествием. Казалось бы, "Силе судьбы" уготовано почетное место в репертуаре российских театров. Но вышло все ровно наоборот. "Травиату" и "Риголетто" можно встретить в афише каждого театра, а участь превосходной по музыке "Силы судьбы" - быть известной узкому кругу любителей, да иногда радовать в концертах великолепной увертюрой и парой известных фрагментов. Вопиющую несправедливость еще в советские времена пытался устранять дирижер Евгений Колобов. Сначала в Свердловской опере, где эту оперу Верди спели не только с итальянской страстью, но и - впервые - на итальянском языке, затем - в Кировском. Совсем недавно "Сила судьбы" появлялась на подмостках Мариинского и Большого театров. И это - все. Настоящей сценической судьбы эта опера у нас так и не обрела.

Бытует легенда, согласно которой в кафе, что напротив "Ла Скала", каждому, кто внятно изложит сюжет "Трубадура", полагается бутылка вина. Тогда тот, кто расскажет сюжетные перипетии оперы "Сила судьбы", явно заслуживает ящик, поскольку более запутанной фабулы не сыскать. Главная героиня, испанская аристократка Леонора, разрывается между любовью и дочерним долгом. Случайное убийство ее отца запускает цепь невероятных событий с полным набором романтической атрибутики: тут и роковые обстоятельства, и жажда мщения. Фоном проходят бесконечные сражения и монашеские будни, а в финале - поразительное схождение в единой точке, около пещеры отшельника, основных персонажей, по очереди отправляющихся в мир иной. (Во второй редакции оперы Верди с либреттистом все-таки оставляет в живых одного - Альваро, возлюбленного главной героини.) В общем, сценически оправдать всю эту сюжетную невнятицу, заворожив настоящим вердиевским вокалом и сразив красотой оркестрового звучания, - задача не из легких. За нее взялся Музыкальный театр им. Станиславского, пригласивший критиков на генеральную репетицию.

Осуществится ли задуманная театром перемена участи для вердиевской "Силы судьбы", покажет время, а прогон спектакля дал повод разным эмоциям, в том числе и удивлению. Художник Сергей Бархин придумал единую сценическую установку, напоминающую гигантский срез горной породы. В зависимости от освещения (художник по свету Дамир Исмагилов) эта серебристо-терракотовая среда приобретает разные оттенки и напоминает то нагромождение скал, то высокие готические башни. Георгий Исаакян, известный своей интеллектуальной режиссурой и амбициозными проектами в Перми, на этот раз подчеркнуто ушел в тень, предоставив главное слово музыке и певцам. Оркестр, ведомый темпераментным Феликсом Коробовым, поражает обилием скоростных темпов и иерихонской мощью медной группы, периодически провозглашающей приговор судьбы. Программка обещает целых три состава исполнителей главных партий, взращенных в труппе, и это в то время, как приглашенные звезды в столичных театрах - практически норма жизни. На прогоне пели уже известные публике Наталья Петрожицкая (Леонора), Андрей Батуркин (Дон Карлос), Лариса Андреева (Прециозилла), Дмитрий Степанович (Настоятель). Новое имя - Нажмиддин Мавлянов (Альваро), тенор с роскошной настоящей природой голоса. (Остается только удивляться, откуда Музтеатр периодически вербует теноров!) Всем солистам удалось достойно справиться с подводными камнями своих партий (художественные свершения - впереди), но, честно признаться, наибольшее впечатление произвели массовые сцены (хормейстер Станислав Лыков), а ведь хоры в "Силе судьбы", например "Ратаплан", - отдельная сложная тема.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Извините, что вступаю в разговор, но, или я что-то пропустил или о режиссуре и новом московском режиссере совсем мало говорится. Это ведь тот самый Георгий Исаакян, который сейчас главным в театре Натальи Сац?
« Последнее редактирование: Октябрь 27, 2010, 10:07:43 от Morales »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Извините, что вступаю в разговор, но, или я что-то пропустил или о режиссуре и новом московском режиссере совсем мало говорится. Это ведь тот самый Георгий Исаакян, который сейчас главным в театре Натальи Сац?
Ну да, это тот самый Исаакян, который был главным режиссером в Перми, а потом его пригласили главным в театр Сац. А еще раньше он из Перми  привозил в Москву свои работы.

Morales

  • Гость
И как он вам - искушенной элите? Спрашиваю искренне, без тени иронии или лукавства.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
И как он вам - искушенной элите? Спрашиваю искренне, без тени иронии или лукавства.
К сожалению, я видел лишь фрагменты предыдущих постановок Исаакяна по телевидению и не могу их оценить с полной объективностью. А отзывы друзей (кстати, у нас есть и общие знакомые, и я «из первых рук» наслышан о его многочисленных экспериментах) носят достаточно противоречивый характер. Что же касается этой работы – «Силы судьбы», то, как я уже писал, она меня, скорее, порадовала. Прежде всего, не было той режиссерской агрессивности, которой я ожидал (ниже поясню, почему), и  которая так часто просто мешает слушать музыку. Не было, на мой взгляд, вычурности и претенциозности. Действительно, это был мягкий вариант. Что касается трактовки образов главных персонажей, то пока я не готов развернуто оценить этот серьезный аспект. Возможно, я вернусь к нему, посмотрев еще несколько спектаклей. Мне понравились несколько находок: например, с красным платьем героини, когда она его снимает (среди публики – ажиотаж), под ним оказывается черный «мужской» дорожный костюм, и его тут же с удовольствием подбирают две хористки в следующей «народной» сцене. Согласитесь, связка достаточно оригинальная. Или что-то типа «Апофеоза войны»  Верещагина в конце «Ратаплана». Впечатляет, хотя, наверное, для многих – спорный момент. Общая идея с этим ржавеющим металлом тоже неплоха – вполне наглядно получилось. Так что, некоторые моменты показались мне интересными. Конечно, были заметны и явные нелепости: вбегающий Альваро падает на колени перед Леонорой (на узком пятачке, он еле-еле затормозить успел), а она в этот момент находится не менее чем на метр ниже его. Как тут уже правильно отмечали, когда Альваро кидает пистолет, то маркиз Калатрава стоит на полтора метра выше, и шальная пуля никак не может в него попасть… Леонора, когда прощается с «родным краем» зачем-то ложится на спину перед тем, как взять трудную верхнюю ноту. Петрожицкая прекрасно справилась, а Гогешвили все-таки спела это, «лежа на боку». Явный перебор. Но на эти мелкие нестыковки (наверное, были и еще) я старался не обращать внимания. Главное, что смотреть и слушать они практически не мешали. За что спасибо. Меня другое обеспокоило. В одном из своих интервью по случаю вступления в должность главного режиссера театра Сац  Исаакян говорил о необходимости более агрессивной режиссуры  (причем, как я понял, в ДЕТСКОМ театре!). Конечно, пока это только слова, причем, возможно, он имел в виду просто более яркие ходы или что-то в этом роде… Время покажет.
P.S.:  пожалуй, меня вряд ли всё-таки можно отнести к «искушенной элите»… :)


Morales

  • Гость
Благодарю за ответ, уважажаемый Schwarzenstein!
Это меня и интересовало. Как Исаакян, (а я тоже знаю работы Георгия Георгиевича) с его своеобразной эстетикой и подходами сможет реальзовывать себя в детском театре? Еще был интересен свежий взгляд, ибо я пристрастен и, при всем уважении, не отношу себя к поклонникам его творчества.
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2010, 19:29:33 от Morales »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Нет, всё-таки эта редакция оперы (в принципе, с минимальными купюрами) мне очень нравится - слушается замечательно. И, по-моему, нет ничего страшного в том, что два номера Прециозиллы идут подряд. Может быть, я просто неравнодушен именно к этой опере...Я ведь 11-го ноября опять пошел слушать Петрожицкую, и она, кажется, спела еще лучше. Я, похоже,  уже ее поклонником стал. Во всяком случае, в этой партии. И Поликанин тоже меня порадовал - прекрасно звучал. А сегодня, наконец, вывесили состав на 24-е ноября: Ващенко, Мавлянов, Батуркин, Степанович и Андреева. А я Ващенко живьем не слушал ни разу. Интересно, как она в зале звучит...

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
О  :o....Ващенко, ну вот а хотелось пойти...

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
А я Ващенко живьем не слушал ни разу. Интересно, как она в зале звучит...
Совсем она не вердиевская певица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Сегодня, несмотря на мороз, я предпринял поездку в Стас на Форцу. Обычно я в среду вечером бываю занят, но раз выдались свободные дни, решил в течение конца января – начала февраля посетить некоторые культурные мероприятия, например, Форцу, которая с такой помпой там ставилась, но теперь, к сожалению, исполняется ненамного чаще, чем Норма в Новой Опере. Народу было мало, то ли из-за мороза, то ли из-за постановки. Кстати, постановка совершенно никакая, эти железные геометрические тела, являющиеся декорацией для всего спектакля, ни с чем уместным в Форце не ассоциируются. Единственное, что приходит в голову – это стальные пещеры будущего из фантастических романов. Конечно, вряд ли режиссёр о таком задумывался, но как будто бы действие перенесено ваще в какое-то будущее, и Леонора поёт Паче в стальной пещере! Или, например, на субтитрах написано: «Храм». Ну и где на сцене храм? Те же стальные пещеры! Такое ощущение, что режиссёры прикрываются «интересными решениями», а сами просто делают меньше декораций, потому что так дешевле. Ну ладно, постановка сама по себе, музыка сама по себе, и постановка, как в начале темы заметил Александр, не мешает воспринимать музыку. «Сила судьбы», как и большинство опер Верди, - произведение, в котором почти все фрагменты очень хороши, я однажды уже был на Форце в этом же театре на втором премьерном спектакле, но тогда ещё не понимал, насколько прекрасна эта опера, хотя это и понятно, я же только в 2009 году начал оперы слушать и теперь не понимаю, как можно было их не слушать до этого. Конечно, больше всего я ждал Паче, ведь это, пожалуй, моя самая любимая оперная ария (хотя, честно говоря, я обожаю очень много арий). Но ещё на премьере я заметил, что на Форце интересно далеко не только Паче, и эти предположения подтверждались, когда я слушал фрагменты Силы Судьбы (увертюра, последний дуэт Альваро и Карлоса) на концертах. И поэтому я давно очень хотел снова попасть на Форцу, но притом, что исполняют её редко, это мне казалось достаточно сложным. В целом исполнение оперы очень понравилось. Почти то же можно сказать и об увертюре, но с определенным замечанием: в некоторых случаях казалось, что оркестр играет слишком громко, возможно, это было связано с подзвучкой, без которой в Стасе обходиться, к сожалению, не могут. Дирижёром был Феликс Коробов. Ассистентом дирижёра – Алевтина Иоффе, видимо, она управляла хором за сценой. Больше всего из солистов-вокалистов понравился Альваро (Дмитрий Полкопин), сильный голос, во всей своей партии прекрасно пел, Леонора (Ирина Ващенко) практически всю оперу от начала до самого конца нравилась, голос достаточно красив, хотя некоторые оперные голоса того же плана всё-таки нравятся больше, что касается конкретно Паче: две трети арии хорошо получились, но фразу «Invan la pace qui spero quest'alma in preda a tanto a tanto duol, in mezzo a tanto, a tanto duol» Ващенко, как мне показалось, скомкала. Короче, певицы, которых я слышал с этой арией живьём раньше (Ольга Терентьева, Динара Алиева и Тициана Карузо) поют Паче лучше, у них и голоса больше подходят, как мне кажется. А вот финал уже очень понравилось, как Ващенко спела. Поликанина я давно достаточно много слышал живьём в роли Жермона и этого же Карлоса. Сначала он как Жермон нравился, но позже некоторые другие услышанные мной живьём Жермоны разных театров  (Ладюк, Белецкий, Согомонян, кореец из Консерватории и баритон в Мариинке, чьих имён я не помню) его всё-таки затмили. А вот в роль Карлоса ему очень подходит. Наталья Владимирская (цыганка) тоже понравилась, красивое для такой партии меццо.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
11 апреля я был в МАМТ СНД на очередном спектакле «Сила судьбы» с прекрасным составом – Леонора - Наталья Петрожицкая, Альваро – Нажмиддин Мавлянов, Карлос – Андрей Батуркин, Отец-настоятель – Дмитрий Ульянов, Прециозилла – Лариса Андреева. На моих глазах настрой пришедшей на спектакль публики явно изменился – от прохладного к весьма приподнятому. И заслуга в этом, безусловно, принадлежит певцам, в том числе и Мавлянову. Наконец-то ему удалось спеть эту сложную и длинную партию на высоком уровне и практически без потерь. (Finalmente – как поет там Дон Карлос!). Причем, он впервые убедил меня в правильности именно его трактовки. Дело в том, что я всегда считал, что Альваро нужно петь в сугубо драматическом ключе – примерно так, как ее всегда пел мой любимый Марио дель Монако. Но Мавлянову в этот вечер удалось последовательно воплотить лирико-трагический вариант этой партии. Даже в первой своей сцене, он пел не столько энергично, сколько проникновенно и  с какой-то трагической предопределенностью в голосе. Кстати, сначала мне даже показалось, что громкость не мешало бы прибавить, но звук был таким завораживающим, кантилена  - такой широкой, а легато – таким идеальным, что я решил, что «от добра добра не ищут», и стал ждать продолжения. И оно последовало. И какое! Начиная со слов “Senior di Calatrava”  Мавлянов запел исключительно красивым, сочным, звонким и полноценным  тембром. Ах, жаль, что эта сцена так быстро кончается. А во втором действии речитатив со знаменитой арией уже «шли на ура!». Потому что у Мавлянова в этот вечер получалось все. И он это заслужил. Господи, сколько раз я за него переживал, когда он, просто гениально спев речитатив,  смазывал впечатление в арии, «затупляя» или чуть недотягивая  верхушки! Слава богу, похоже, все проблемы (или случайности) остались в прошлом. Кстати, я только сейчас обратил внимание, что в начале арии на сцене еще много дыма от военных действий, даже многие зрители от него кашляют! Возможно, в прошлом певцу мешало именно это. А потом была сцена с Карлосом и мини-дуэт “Amici”, прозвучавший на этот раз просто идеально. Следующая верхняя нота была, пожалуй, чуть напряженной, но Мавлянов уже «нащупал» правильный путь и дал случайностям сбить себя с дороги. Дуэт “Solenne in quest’ora”(правда, там какая-то лишняя буква в словах затесалась, но этого даже никто и не заметил) прозвучал с исключительной выразительностью  и  трагизмом, это был вокальный шедевр. Зрители просто замерли с открытыми ртами. Голос Мавлянова клубился по залу красивым облаком, он пел без малейшего напряжения, с широким дыханием и каким-то нечеловечески мягким легато. И  еще в голосе было много-много-много тембра. В конце зрители зааплодировали даже не сразу, а после какой-то потрясенной паузы. В следующем дуэте было много драматических акцентов, построенных на ярком контрасте с трагическими и лирическими фрагментами. Но Мавлянов не утратил своего главного – лирико-трагического – камертона, при этом он очень ярко спел все верхние ноты, кроме, пожалуй, одной: на словах типа “allora vostro” (или что-то в этом роде, у меня текста сейчас под рукой нет) у него возник какой-то намек на проблему, но, к счастью, эта проблема рассосалась, не успев проявиться, иначе было бы обидно, ведь длинная и сложная партия спета почти безошибочно. Но так – это даже помаркой-то нельзя назвать. Просто, мелочь. А впереди еще был последний дуэт с непримиримым Карлосом. Где голос Мавлянова и его героя Альваро, удалившегося от мира в монастырь, стал отстраненным и почти бесплотным (ух, как здорово у него это получилось в начале дуэта!), но нисколько не утратил ни звучности, ни полетности, а внизу звук был темным, матово-бархатным, Вы не представляете, как он его «мягко стелил», чтобы потом, когда Карлосу удается, наконец, вывести Альваро из себя,  вернуться к звонкому, яркому звуку! А потом было великолепное “Pace” в исполнении умницы-Петрожицкой. Как тонко и интересно она исполняет партию Леоноры, которая ей вроде бы и не по голосу, я восхищался еще на премьере. А сейчас исполнение стало еще более зрелым и продуманным, и апогея это исполнения достигает именно в “Pace”. Слушать ее приятно и интересно примерно так же, как всегда приятно разговаривать с умным человеком, который в ходе беседы взвешивает каждое слово. Т.е., удовольствие получаешь не только эстетическое, но и интеллектуальное. И небольшие технические погрешности в пении тут ничего не меняют. Так вот, предпоследнюю сцену с Леонорой и финальный терцет Мавлянов провел, подчеркнув не столько отчаяние своего героя, сколько его горе и ступор, он пел в основном на пиано, и это произвело еще более сильное впечатление, чем, если бы он стал, допустим,  рвать на себе волосы с отчаянным криком. В общем, эта лирико-трагическая трактовка благодаря такому хорошему исполнению на этот раз показалась убедительной даже мне – человеку, который всегда хотел, чтобы Альваро пел исключительно в драматической манере. А публика окончательно «оттаяла» к концу и поблагодарила певцов искренней овацией. Я думаю, что одно из главных слагаемых успеха – эта общая «спетость» и хорошее взаимопонимание Петрожицкой, Мавлянова и Батуркина на сцене. Теперь хочу сказать несколько слов об Андрее Батуркине. Он всегда поет очень надежно. Но тут продемонстрировал просто какие-то чудеса именно ансамблевого пения и чуткого внимания к партнерам. Много я повидал баритонов, и большинство из них все-таки старались хоть иногда, но «потянуть одеяло на себя» в этой партии. А тут случай совершенно противоположный. Такое впечатление, что Батуркин отдал все силы дуэтам со своим «заклятым врагом» Альваро, я такого аккуратнейшего поведения в дуэтах и такого внимательнейшего отношения к партнеру не припомню, причем, иногда это было даже в ущерб «сольным» номерам (вы такое когда-нибудь видели?), наверное, из-за накопившейся усталости и напряжения там один небольшой кусок в арии “Urna fatale” у него немного бледновато прозвучал и высокая нота в конце кабалетты  “E salvo” получилась достаточно напряженной. И еще я своими глазами убедился, что Батуркин – хороший товарищ, всегда готовый придти на помощь в трудной сценической ситуации, которую другой мог бы и не заметить. Короче, если с кем и идти в разведку – так это с Батуркиным. Вообще, зрители в зале после спектакля говорили, артистов было не только приятно слушать, но и смотреть на них тоже было приятно. Полностью разделяю это мнение. Особенно приятно было смотреть на очаровательную Ларису Андрееву в роли Прециозиллы – как всегда море темперамента и артистизма, техничное исполнение. Правда, иногда я себя ловлю на мысли, что мне в этой партии хотелось бы услышать более плотный и густой тембр, а голос Ларисы здесь звучит все-таки жидковато, но… в этом театре ее исполнение мне все равно нравится больше всех. Очень всех порадовал вначале Дмитрий Ульянов в партии Отца-настоятеля, он пел большим и красивым голосом,  полным достоинства и благородства тембром с широким дыханием. Первая сцена с Леонорой прошла просто здорово. Но уже в сцене “Maledizione” голос, как мне показалось, стал уставать. А в гениальной сцене “Non imprecare umiliati” Ульянову, по моему мнению,  все-таки немного не хватило звучности и значительности. Так и хотелось, чтобы он немного «поднажал». И голос здесь звучал уже пустовато. Но это уже мое чисто субъективное восприятие, все равно, Дмитрий Ульянов – один из лучших голосов театра Станиславского, прекрасный бас, который внес свой вклад в успех этого спектакля. Теперь о более печальном: между прочим, несмотря на такой высокий уровень исполнения, вполне вменяемую постановку и удачную, на мой взгляд, музыкальную редакцию аншлага в театре не наблюдалось – пустыми были боковые ложи и боковая и задняя часть балкона. Мне за эту оперу всегда обидно, ну что же ей так не везет, а? Верди написал ее специально для Санкт-Петербурга, а потом началось, сначала ее не могли вовремя поставить, а когда поставили, все тут же ее стали критиковать. Черная неблагодарность. И так мало успешных постановок в нашей стране за всю историю. Вторая редакция, на мой взгляд, вообще гениальная. Умом я понимаю, что немногие готовы ее по нескольку раз в месяц слушать, как я  :)(а я ведь еще не упустил случая сходить на исполнение этой оперы Капеллой Полянского, там они вообще вторую редакцию без единой купюры спели), но в душе за оперу обидно.

Helene

  • Гость
За эту рецензию Вас, Александр, надо наградить орденом "За заслуги перед форумом" I степени, а МАМТ должен пожизненно закрепить за Вами лучшее место и латунную табличку привинтить с Вашим именем.))) Если сам Мавлянов это прочитает... даже не знаю, что с ним будет! Такого тут ещё ни об одном солисте не писали. Вы же нам тут сами, можно сказать, всю оперу пропели, за всех солистов - настолько ярко описано. Это Ваш абсолютный шедевр. Но всё же: а нельзя ли хоть что-то услышать и фото увидеть?