Автор Тема: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)  (Прочитано 13539 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809

Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора выдающийся музыкальный критик А. Серов писал, что "в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку", имея в виду необычайно стойкий успех его лучшей оперы "Аскольдова могила".

Вступив на музыкальное поприще в конце 1810-х гг., Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России, активно участвуя в ней и как плодовитый композитор, и как влиятельный театральный администратор. Композитор был близко знаком со многими выдающимися деятелями русской художественной культуры. Он был "на ты" с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским. Тесная дружба и совместное творчество связывали его со многими писателями и драматургами - прежде всего А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.

Литературно-театральное окружение оказало заметное влияние на формирование эстетических вкусов композитора. Близость к деятелям русского романтизма и славянофилам сказалась и в приверженности Верстовского к русской старине, и в его тяготении к "дьявольской" фантастике, к вымыслу, причудливо соединявшемуся с любовным воспроизведением характерных примет национального быта, реальных исторических лиц и событий.

Верстовский родился в имении Селиверстово Тамбовской губернии. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его - Верстовский - образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из "польского шляхетства". Музыкальное развитие мальчика проходило в благоприятной обстановке. В семье много музицировали, у отца был собственный крепостной оркестр и большая по тем временам нотная библиотека. С 8 лет будущий композитор начал выступать в любительских концертах как пианист, а вскоре проявилась и его склонность к музыкальному сочинительству.

В 1816 г. по воле родителей юноша был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Однако, проучившись там всего один год, он оставил институт и поступил на государственную службу. Одаренного молодого человека захватила музыкальная атмосфера столицы, и он продолжает свое музыкальное образование под руководством самых известных петербургских педагогов. Верстовский брал уроки фортепиано у Д. Штейбельта и Дж. Филда, занимался игрой на скрипке, изучал теорию музыки и основы композиции. Здесь, в Петербурге, рождается и крепнет увлечение театром, страстным приверженцем которого он останется на всю жизнь. Со свойственной ему пылкостью и темпераментом Верстовский принимает участие в любительских спектаклях как актер, переводит на русский язык французские водевили, сочиняет музыку к театральным представлениям. Завязываются интересные знакомства с видными представителями театрального мира, поэтами, музыкантами, артистами. Среди них молодой литератор Н. Хмельницкий, маститый драматург А. Шаховской, критик П. Арапов, композитор А. Алябьев. В числе его знакомых был также Н. Всеволожский, основатель литературно-политического общества "Зеленая лампа", в которое входили многие будущие декабристы и Пушкин. Бывал на этих собраниях и Верстовский. Возможно, в это время и произошло его первое знакомство с великим поэтом.

В 1819 г. к двадцатилетнему композитору пришла слава, которую ему принесла постановка водевиля "Бабушкины попугаи" (на текст Хмельницкого). Воодушевленный успехом, Верстовский решает полностью посвятить себя служению любимому искусству. За первым водевилем последовали "Карантин", "Первый дебют актрисы Троепольской", "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" и др. Водевиль, перенесенный с французской сцены и переделанный на русские нравы, становится одним из излюбленных жанров русской публики той поры. Остроумный и веселый, полный жизнеутверждающего оптимизма, он постепенно впитывает в себя традиции русской комической оперы и перерастает из развлекательной пьесы с музыкой в оперу-водевиль, в которой музыка выполняет важную драматургическую роль.

Современники высоко ценили Верстовского - автора водевилей. Грибоедов в процессе совместной работы над водевилем "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (1823) писал композитору: "В красоте твоей музыки нисколько не сомневаюсь и заранее поздравляю себя с нею". Строгий ревнитель высокого искусства В. Белинский писал: Это не обыкновенная музыкальная болтовня, без смыслу, а что-то одушевленное жизнию сильного таланта. Верстовскому принадлежит музыка более чем к 30 водевилям. И хотя некоторые из них были написаны в соавторстве с другими композиторами, именно он был признан основоположником этого жанра в России, создателем, как писал Серов, "своеобразного кодекса водевильной музыки".

Блестящее начало композиторской деятельности Верстовского упрочилось его служебной карьерой. В 1823 г. в связи с назначением в канцелярию московского военного генерал-губернатора Д. Голицына молодой композитор переезжает в Москву. С присущей ему энергией и энтузиазмом он включается в московскую театральную жизнь, завязывает новые знакомства, дружеские и творческие контакты. В течение 35 лет Верстовский прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. И не случайно длительный период его служения театру современники называли "эпохой Верстовского". По воспоминаниям разных людей, знавших его, Верстовский был личностью весьма незаурядной, сочетавшей высокую природную одаренность музыканта с энергичным умом организатора - практика театрального дела. Несмотря на свои многочисленные обязанности, Верстовский продолжал много сочинять. Он был автором не только театральной музыки, но и разнообразных песен и романсов, с успехом исполнявшихся на сцене и прочно вошедших в городской быт. Ему свойственно тонкое претворение интонаций русской народной и бытовой песни-романса, опора на популярные песенно-танцевальные жанры, сочность, характерность музыкального образа. Отличительной особенностью творческого облика Верстовского является его склонность к воплощению волевых, энергичных, активных душевных состояний. Яркая темпераментность и особенная жизненная сила заметно отличают его произведения от творчества большинства его современников, окрашенного преимущественно в элегические тона.

Наиболее полно и самобытно дарование Верстовского проявилось в его песнях-балладах, которые он сам называл "кантатами". Это сочиненные в 1823 г. "Черная шаль" (на ст. Пушкина), "Три песни" и "Бедный певец" (на ст. В. Жуковского), отразившие тяготение композитора к театральной, драматизированной трактовке романса. "Кантаты" эти исполнялись и в инсценированном виде - с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения "на случай", и духовные хоровые концерты. Самой же заветной сферой оставался музыкальный театр.

В творческом наследии Верстовского 6 опер. Первая из них - "Пан Твардовский" (1828) - написана на либр. Загоскина по его одноименной "страшной повести", опирающейся на западнославянский (польский) вариант легенды о Фаусте. Вторая опера, "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), по балладе Жуковского "Громобой, или Двенадцать спящих дев", основана на сюжете из жизни Киевской Руси. В древнем Киеве происходит действие и третьей - самой знаменитой оперы Верстовского - "Аскольдова могила" (1835), по мотивам одноименной историко-романтической повести Загоскина.

Публика восторженно приветствовала появление первых трех опер Верстовского, сознательно стремившегося к созданию национальной русской оперы, основанной на историко-мифологических событиях из далекого полулегендарного прошлого и воплощающей высокоэтические и ярко национальные стороны народного характера. Романтизированное воспроизведение исторических событий, развертывающихся на фоне детально изображенных картин народного быта, с его обрядами, песнями, плясками, соответствовало художественным вкусам эпохи романтизма. Романтично и противопоставление реальной жизни героев из народа и мрачной демонической фантастики. Верстовский создал тип русской песенной оперы, в которой основой характеристики является русско-славянская песня-пляска, элегический романс, драматическая баллада. Вокальность, песенный лиризм он считал главным средством в создании живых, выразительных характеров и обрисовке человеческих чувств. Напротив, фантастические, волшебно-демонические эпизоды его опер воплощаются оркестровыми средствами, а также с помощью очень характерного для того времени приема мелодрамы (т. е. декламации на фоне оркестрового сопровождения). Таковы "ужасные" эпизоды заклинаний, колдовства, появления "адских" злых духов. Использование мелодрамы было вполне естественным в операх Верстовского, так как они представляли собой еще некий смешанный музыкально-драматический жанр, включавший прозаические разговорные диалоги. Примечательно, что в "Вадиме" главная роль, предназначавшаяся для знаменитого трагика П. Мочалова, была чисто драматической.

Появление "Ивана Сусанина" Глинки, поставленного через год после "Аскольдовой могилы". (1836), положило начало новому этапу в истории русской музыки, затмив собою все предшествующее и оттеснив наивно-романтические оперы Верстовского в прошлое. Композитор болезненно переживал утрату былой популярности. "Из всех статей, признанных мною твоими, я видел совершенное к себе забвение, точно будто меня и не существовало..." - писал он Одоевскому. - "Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства".

Не желая смириться с потерей своего авторитета, Верстовский продолжал сочинять оперы. Появившиеся в течение последнего периода жизни опера на сюжет из современной русской жизни "Тоска по родине" (1839), сказочно-волшебная опера "Сон наяву, или Чурова долина" (1844) и большая легендарно-фантастическая опера "Громобой" (1857) - свидетельствуют о творческих поисках как в отношении оперного жанра, так и в стилистической сфере. Однако, несмотря на отдельные удачные находки, особенно в последней опере "Громобой", отмеченной характерным для Верстовского русско-славянским колоритом, композитору все же не удалось вернуть былой славы.

В 1860 г. он оставил службу в московской театральной конторе, а 17 сентября 1862 г., на 5 лет пережив Глинку, Верстовский скончался. Последним его сочинением была кантата "Пир Петра Великого" на стихи его любимого поэта - А. С. Пушкина.

Т. Корженьянц

Имеется запись его самой лучшей оперы "Аскольдова могила"
Неизвестный Владислав Верестников, баритон
Тороп Голован, гудочник Лев Кузнецов, тенор
Всеслав, княжеский отрок Игорь Мирошниченко, тенор
Алексей, старый рыбак Юрий Маркелов тенор
Надежда, ею дочь Галина Симкина, сопрано
Вышата, княжеский ключник Борис Бежко, бас
Фрелаф, варяжский мечник Андрей Сальников, тенор
Стемид, варяжский стремянный Владимир Кудряшов, тенор
Фенкал, варяжский мечник Юрий Маркелов, тенор
Буслаевна, нянюшка Татьяна Панфилова, меццо-сопрано
Любаша, молодая киевлянка Лидия Ковалёва, сопрано
Вахрамеевна, колдунья Раиса Котова, контральто
Академический Большой хор
Симфонический оркестр Московского Радио
Юрий Никоненко
Запись 1991 года
http://intoclassics.net/news/2009-07-26-7607

Вот тут имеется полное либретто оперы:
http://www.ceo.spb.ru/libretto/classic/do_glinki/index.shtml

А ведь опера будучи маленьким шедевром практически не входит в репертуар наших театров. К сожалению конечно. Зато мы другое ставим :) И ведь его опера была популярнее Глинки!

А вот если кому интересно романсы Верстовского
http://rusklarom.narod.ru/verstovski.htm
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2010, 23:12:08 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ВЕРСТОВСКИЙ(1799 - 1862)
« Ответ #1 : Октябрь 24, 2010, 13:50:32 »
Хорошо, что вы нам напоминаете о тех русских операх, которые редко появляются в репертуаре современных театров (а то и вовсе не появляются).
Надо будет привести таблицу русских опер, составленную Асафьевым, и по ней проверить, насколько полны наши представления о русской опере и что из этого списка зафиксировано фонограммами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: ВЕРСТОВСКИЙ(1799 - 1862)
« Ответ #2 : Октябрь 24, 2010, 14:01:04 »
Хорошо, что вы нам напоминаете о тех русских операх, которые редко появляются в репертуаре современных театров (а то и вовсе не появляются).
Надо будет привести таблицу русских опер, составленную Асафьевым, и по ней проверить, насколько полны наши представления о русской опере и что из этого списка зафиксировано фонограммами.
Даже не знал, что подобная таблица существует. К сожалению, большое число русских опер фонограммами не зафиксировано, а если зафиксированы, то они пылятся в архивах. Например, нет записей опер Кавоса, Алябьева, Рубинштейна (есть только записи Демона и Купца Калашникова), Кюи, Гречанинова и других.
Может кто нибудь послушал "Аскольдову могилу" и выскажется по этому поводу?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: ВЕРСТОВСКИЙ(1799 - 1862)
« Ответ #3 : Октябрь 24, 2010, 14:18:51 »
Надо будет привести таблицу русских опер, составленную Асафьевым, и по ней проверить, насколько полны наши представления о русской опере и что из этого списка зафиксировано фонограммами.
Даже не знал, что подобная таблица существует. К сожалению, большое число русских опер фонограммами не зафиксировано

Таблица существует, надо будет посвятить ей отдельный поток и в нём отслеживать, что издано и можно послушать, а что так и пылится где-то или вовсе не записано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ВЕРСТОВСКИЙ (1799 - 1862)
« Ответ #4 : Ноябрь 08, 2010, 19:52:01 »
Возвращаясь недавно из города Владимира, я как раз успел переслушать в пути замечательную оперу Верстовского "Аскольдова могила".
Честно сказать, давненько я не вспоминал о ней: ещё с тех пор, как читал в незапамятные времена исследования Асафьева о русской музыке, в которых он, однако, отводит Верстовскому хотя и достойное, но не очень значительное место.
Я нахожу музыку этой оперы замечательной если не всю подряд, то в отдельных моментах – ну просто очаровательной. В ней есть замечательные хоры, звучащие совершенно по-русски, в ней также есть замечательные инструментальные моменты, словно бы взятые из неких симфоний или инструментальных концертов. Некоторые номера написаны на чудесные мелодии, вполне русские по своему складу.
Но ведь большие идеи не являются ниоткуда: не один только гениальный Глинка уловил флюиды, носившиеся по музыкальной России, где многим чутким музыкантам (и не только музыкантам) задолго до него было ясно, что традиция православного церковного пения и обширнейший песенный фольклор русского народа необычайно богаты и разнообразны мелодически, интонационно, фактурно и эмоционально и могут послужить основой для громадных профессионально-композиторских достижений.
Собственно, к реализации этой идеи имел отношение и Верстовский.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #5 : Ноябрь 08, 2010, 23:46:06 »
Тоже последнее время нахожусь под обаянием этого композитора. После "Аскольдовой могилы" и "Громобоя" захотелось услышать что-то еще. В результате прослушал 2 диска:



Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)
1. Интродукция и песня Надежды из оперы «Аскольдова могила» 5:15
(либретто М. Загоскина). Инструментовка А. Штейнлухта
2. «Ах ты, роща тёмная», песня из оперы «Тоска по Родине» 2:48
(либретто М. Загоскина)
3. Колокольчик (ст. Ф. Глинки) 1:39
4. Цыганская песня (фрагмент из поэмы А. Пушкина «Цыганы») 2:08
5. Три песни скальда, баллада (ст. В. Жуковского) 4:12
6. «Ах, точно ль никогда», романс из оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра, 2:15
или Обман за обманом» (ст. А. Грибоедова)
7. Два ворона (ст. А. Пушкина) 4:26
8. Романс Керубино к спектаклю «Свадьба Фигаро» 1:35
(текст Д. Баркова по Бомарше)
9. «Как трава в полях без дождичка», песня к пьесе 3:24
«Кремнёв, русский солдат» (текст П.КГригорьева)
10. Гишпанская песня (ст. А. Пушкина) 2:08
11. Черная шаль (ст. А. Пушкина) 6:10
12. Певец (ст. А. Пушкина) 3:53
13. Романс Розы из водевиля «15 лет в Париже, или Не все друзья одинаковы» 2:38
(текст А. Писарева)
14. Песнь девы (фрагмент из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила») 5:30
15. «Любил меня милый друг», песня к пьесе А. Шеховского «Рославлев» 3:21
16. Куплет госпожи Версак из комедии-водевиля «Проситель» 1:00
(текст А. Писарева)
17. Песня Пахиты из оперы «Тоска по Родине» (либретто М. Загоскина) 3:10
18. Ария Надежды из оперы «Аскольдова могила» (либретто М. Загоскина) 5:18
Инструментовка А. Штейнлухта



Второй - с водевилями - особенно рекомендую. Там звучит музыка Верстовского, Алябьева и др. Но главное - исполнение превосходное. Поют солисты радио 1950-х гг. - Г. Абрамов, Д. Демьянов, А. Яковенко, Л. Исаева, П. Понтрягин, Н. Александрийская, Л. Неверов, а драматические роли играют М. Яншин, А. Грибов, В. Санаев и др.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #6 : Октябрь 16, 2011, 20:56:34 »
Какая потрясающая вещь - баллада А. Верстовского "Черная шаль" в гениальном исполнении И. С. Козловского. Дирижер - Геннадий Рождественский (1959 г.).

http://www.youtube.com/watch?v=VN4RN9hNSy0
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2011, 21:08:45 от Максим »

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #7 : Октябрь 17, 2011, 16:23:10 »
Здесь"Аскольдова могила"- запись 1945 г. с радио
http://intoclassics.net/news/2008-10-29-1844

"Аскольдова могила" 1951 и 1948 года(фрагменты оперы). Хор и симфонический оркестр ВР, дирижер Виктор Смирнов. Солисты Алексей Иванов, Георгий Нэлепп, Софья Киселева.
http://intoclassics.net/news/2008-10-04-1635
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2011, 13:31:27 от Adina »

Оффлайн krohotulka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #8 : Ноябрь 25, 2011, 12:17:54 »
Добрый день! Помогите пожалуйста, ищу произведение Алексея Николаевича Верстовского "В Тени ночи лунной", буду рада любым ссылкам! Спасибо! :)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #9 : Июль 17, 2012, 20:56:43 »
Очень интересная запись - ария Громобоя из одноименной оперы Верстовского на украинском языке в исполнении великого баритона Михаила Гришко! Ария, кстати, написана для баса (в нашей записи ее поет А. Королев). Особенно впечатляет последняя фраза - "Державний Київ - столиця Русі".
http://www.youtube.com/watch?v=n1oGCBXaJDk

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: ВЕРСТОВСКИЙ(1799 - 1862)
« Ответ #10 : Июль 18, 2012, 08:11:54 »
Может кто нибудь послушал "Аскольдову могилу" и выскажется по этому поводу?

Фрагменты "Аскольдовой" слушал еще в раннем детстве на очень старенькой пластинке конца 50-х годов (на одной стороне - избранные номера "Могилы", на другой - фрагменты из "Вражьей силы" Серова). Тогда эту музыку просто обожал. Прослушав лет семь назад указанную Цезарем полную запись, пришел к окончательному выводу, что в этой занятной опере Верстовского несомненно заслуживают внимания только те номера, которые известны мне со времен далекого детства: ария Неизвестного с хором, песня рыбаков и, конечно, баллада и две песни Торопки (особенно последняя). Всё.

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Верстовский (1799 - 1862)
« Ответ #11 : Июль 18, 2012, 10:19:23 »
Была информация, что "Аскольдову могилу" поставит в Москве "Русская опера":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5441.0

Сейчас премьера перенесена на осень 2012 г., в чём состоит причина переноса, внятно сказано не было. Скорее всего, финансовая.
Ждём-с.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: ВЕРСТОВСКИЙ(1799 - 1862)
« Ответ #12 : Июль 21, 2012, 21:46:04 »
Может кто нибудь послушал "Аскольдову могилу" и выскажется по этому поводу?

Фрагменты "Аскольдовой" слушал еще в раннем детстве на очень старенькой пластинке конца 50-х годов (на одной стороне - избранные номера "Могилы", на другой - фрагменты из "Вражьей силы" Серова). Тогда эту музыку просто обожал. Прослушав лет семь назад указанную Цезарем полную запись, пришел к окончательному выводу, что в этой занятной опере Верстовского несомненно заслуживают внимания только те номера, которые известны мне со времен далекого детства: ария Неизвестного с хором, песня рыбаков и, конечно, баллада и две песни Торопки (особенно последняя). Всё.

Ну уж кстати напомню о записи арии Неизвестного Ф.И.Шаляпиным.