Автор Тема: Конкурс пианистов "Три А" ! :) Нововенская школа - Арнольд, Альбан, Антон ! :)  (Прочитано 4747 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сей конкурс имеет неплохие ресурсы по части произведений для фортепиано и с участием фортепиано – в т.ч. произведений крупной формы, из которых можно было бы выбрать одно для финала с оркестром или камерным ансамблем".

Для первого тура можно подобрать чудесный репертуар из произведений для ф-п solo.

У Берга среди ранних сочинений есть замечательная Соната для ф-п, op.1. – прекрасная вещь для 1-го тура ! Ещё отнюдь не оторванная от романтической традиции и созданная в духе позднего вагнеризма.
У Шёнберга набор для ф-п solo пошире: 3 пьесы op.11; 6 Маленьких пьес op.19; 5 пьес op.23; Сюита op.25; 2 пьесы op.33a и 33b.
У Веберна – знаменитые "Вариации" op.27 и мелкие ф-п пьесы.

Как мне представляется, в 1-м туре можно сделать какое-то сочинение обязательным для исполнения, а все остальные участники должны знать наизусть, но запрашивать их жюри будет по своему выбору.

Во 2-м туре должны исполняться камерные сочинения средней формы, потому что, к примеру, "Концерт" op.24 Веберна надо всё же отнести к крупной форме, несмотря на его камерность, как и веберновское переложение "Камерной симфонии" Шёнберга (шёнберговский op.9) как и "Камерный концерт" Берга. Это всё вещи для финала конкурса.

А во 2-м туре нужно исполнять:
1) камерные инструментальные вещи (пьесы для ф-п и солирующего инструмента, а также ансамбли с участием ф-п)
2) камерные вокальные вещи в сопровождении ф-п (песни и камерные ансамбли с участием голоса и ф-п)

2-й тур имеет смысл разбить на 2 части по инструментально-вокальному принципу. Сочинений у "Трёх А" для обоих его этапов набирается предостаточно. Здесь вполне допустимо исполнение "Оды Наполеону" Шёнберга, обработок Берга и Веберна с участием ф-п, а также Квартета для нестандартного состава op.22 Веберна с участием ф-п и т.д.

3-й тур – это крупная концертная форма с участием ф-п. "Крупная", конечно, в масштабе "Трёх А", а не сама по себе.
Это уже упомянутые выше "Концерт" op.24 Веберна, "Камерный концерт" Берга, а также Концерт для ф-п с оркестром Шёнберга. Вполне допускаю также исполнение на равных с ними переложения "Камерной симфонии" Шёнберга (шёнберговский op.9) Антона Веберна,

Для последнего тура можно просить выучить всё, одна вещь будет исполняться обязательно всеми, а одна любая из оставшихся  – по выбору жюри.

Вообще говоря, этот конкурс получился бы весьма серьёзным, если потребовать от пианистов выучить все сольные пьесы и все крупные формы с участием ф-п. Во 2-м туре можно оставить выбор произведений полностью за участниками, ограничив время исполнения, например, 30-40 минутами. На первом туре можно ограничиться 15-20 минутами, а продолжительность программы третьего тура будет исчисляться по факту выбора произведений.

В общем, идея такого конкурса "Три А" кажется мне весьма заманчивой и более чем реальной: я уверен, что рано или поздно кто-нибудь его организует, и я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы организовать его в НАШЕЙ стране.
Понятное дело, что публика не будет валом валить на этот конкурс, но я убеждён, что некий ажиотаж будет, причём, если всё это хорошенько прорекламировать, большой лом публики может воспоследовать из-за рубежа, в особенности (по понятным причинам) из Германии.

Ну и как вам такая идея ? :)
Я придумал это на ходу, поэтому не претендую на точность, а тем более, на серьёзность ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Predlogoff
Цитировать
Понятное дело, что публика не будет валом валить на этот конкурс, но я убеждён, что некий ажиотаж будет, причём, если всё это хорошенько прорекламировать, большой лом публики может воспоследовать из-за рубежа, в особенности (по понятным причинам) из Германии.
Иностранцы, конечно, понаедут, но в основном из Америки и Франции, где совр. музыку по их отзывам играют мало. И без всякой рекламы на концертах совр. музыки я почему то сижу всегда рядом с иностранцами (особенно часто в Камерном зале Моск. филармонии)
 А как бы вы приблизительно  оценили  количество участников этого гипотетического конкурса? - я из наших молодых московских  пианистов знаю приблизительно только 6-7 человек, которые совместимы с этим конкурсом.
Цитировать
3-й тур – это крупная концертная форма с участием ф-п...
Это уже упомянутые выше "Концерт" op.24 Веберна, "Камерный концерт" Берга

В Камерном концерте Берга скрипку придется как-то  задвинуть подальше ;), а то она  очень забивает фортепиано :()) 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В Камерном концерте Берга скрипку придется как-то  задвинуть подальше ;), а то она  очень забивает фортепиано :()) 

Ну если уж Рихтер не брезговал играть в нём ф-п партию, то я думаю, уместно будет просить это сделать и конкурсантов ! :) Кроме того, исполнение ф-п партии позволяет обнаружить в пианисте не столько техническое вооружение, но и понимание музыки, и его качества ансамблиста. А в этом произведении, как и в остальных, упомянутых мной, сие, быть может, ещё более важно.

Кстати, lorina, не послушать ли нам Камерную симфонию Шёнберга (op.9) в обработке Веберна ? У вас есть эта фонограмма ? Можно послушать и оригинал, и обработку. Можно и нотки поискать, если они где-то выложены.
Да и вообще, надо бы обновить кое-что в памяти. Известные вещи всегда можно найти, а многое другое остаётся в тени. Также можно пройтись во пьесам и кантатам Веберна и по его ф-п произведениям, послушать ф-п концерт Шёнберга, скрипичный Берга и т.д.


В общем, есть чем в этом потоке развлечься, причём, отнюдь не только фортепианной музыкой.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Вы знаете, я хоть и не очень люблю музыку трех А, но с удовольствием поддержу Вас в этом потоке.  :)

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Predlogoff
Цитировать
Кстати, lorina, не послушать ли нам Камерную симфонию Шёнберга (op.9) в обработке Веберна ?
А я как раз вас хотела спросить об этой обработке (Веберна), потому что на концерте я слушала упомянутую симфонию в обработке  Э. Штойермана (ученика Бузони) - это было первое исполнение в России.
Постараюсь выложить  запись в ближайшее время (сегодня- завтра)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Шенберг Камерная смфония №1 (транскрипция для ф-но Э.Штойермана)
исп. Алексей Гроц
http://files.mail.ru/CD3MLC

Оригинал: Шенберг Камерная симфония №1  для 15 солирующих инструментов
исп. ансамбль "Модерн", дир. Петер Этвеш
http://files.mail.ru/PRGL3V
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2010, 22:01:07 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нововенская школа - Арнольд, Альбан, Антон ! :)
« Ответ #6 : Ноябрь 04, 2010, 00:29:52 »
Шикарно.
А как насчёт переложения Веберна ??
Знаете что меня поразило: в ПСС Веберна в записи, сделанном Булезом, отсутствует переложение Веберна "Камерной симфонии" Шёнберга !!
Не знаю, в чём тут дело, но, вероятно, Булез счёт более уместным записать вещь Шёнберга в оригинале, а переложение Веберна проигнорировал, а чем оно "хуже" его же переложений других авторов ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 446
Идея конкурса гениальная! Я уверена, что желающих было бы море. Не только из Германии, изо всей Европы повалит народ.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Идея конкурса гениальная! Я уверена, что желающих было бы море. Не только из Германии, изо всей Европы повалит народ.

:)) Я уж не знаю, "гениальна" эта идея или нет, но на мой взгляд, она напрашивается ! Причём, обратите внимание, композиторский материал имеется для всех этапов этого конкурса.
Для меня очевидно, что основная "сложность" этого конкурса, если, конечно, её можно назвать "сложностью", для пианиста состоит отнюдь не в инструментально-техническом аспекте - тут всё довольно прозрачно. Сложность состоит в погружении в этот своеобразный мир - мир композиторских технологий ХХ-го века, созданных, развитых и воплощённых "тремя А" в их произведениях. Тут же проверяются ансамблевые качества пианиста, а в вещах с оркестром - организаторские способности и харизматичность.
Кстати говоря, вокруг этого конкурса можно было бы организовать фестиваль, в котором исполнять оперы (в концертном варианте), вокально-симфонические, симфонические и камерные произведения этих трёх авторов, предназначенные для более широкого круга инструментов и голосов.
Я уверен, что именно НАШИ музыканты, для которых имена "трёх А" ещё не обрели статуса "исторических", не были замусолены и пока ещё воспринимаются как живая музыкальная реальность, могли бы в сотрудничестве с западными своими коллегами и менеджерами всё это организовать. К примеру, тот же А.Любимов, сыгравший почти всего инструментального Шёнберга с участием ф-п, мог бы принять самое активное участие и как организатор, и как член жюри, и как участник окружающего это действо фестиваля.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица