Автор Тема: Улан-Баторская опера: "Три печальных холма" ("Учиртай гурван толгой")  (Прочитано 3724 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38

Оригинал записи здесь: http://yesaul.livejournal.com/203877.html

Как и обещал вчера (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3924.0), отчитываюсь о выполнении сегодняшней культурной программы. "Учиртай гурван толгой".



Дирижёр – Н. Туулайхүү.
Постановка – Л. Эрдэнэбулган.
Художник – Ч. Гунгаасүх.

Заглавные роли:
Нансалмаа – Ш. Наранчимэг.
Юндэн – Э. Амартүвшин.
Хоролмаа – С. Мөнгөнцэцэг.

2381-е исполнение.

Написана в 1942 году Д. Дамдинсурэном в соавторстве с Б. Ф. Смирновым. В последнее время, правда, имя Смирнова как-то ... невзначай опускают, но в программке, надо отдать должное, оно присутствует.

Музыкальный материал соткан из традиционных монгольских пентатонических ходов, которые Смирнов, правда, изрядно выгладил утюгом. Предпринял он и попытки полифонизации, что монголам совершенно чуждо, но, к счастью, минимальные. Во всех женских партиях исполнительницы старательно подвизгивают в верхах (Наранчимэг – Нансалма, быть может, в меньшей степени): именно так принято в монгольской народной песне, и именно за это качество и ценят женские голоса: чем выше и пронзительней, тем лучше. Мужские голоса по звукоизвлечению вполне традиционны.

Старый как мир сюжет.

Юндэн и Нансалма любят друг друга и готовятся к свадьбе. Но, когда Юндэн уходит в город купить всякие штуки для свадебной церемонии, ноён (нечто вроде удельного князя) Балган, похитив красавицу Нансалму, заточает её в свой богатый дворец и требует выйти за него, угрожая в противном случае добиться своего силою.

Возвратившись в свои края с полным мешком всяких штук, Юндэн не находит суженой, зато подвергается нападению подосланных Балганом громил. Его подбирает другая местная красотка, Хоролма, давно имевшая на бравого охотника виды. Коварная, она обманывает Юндэна, рассказывая, будто Нансалма по доброй воле предпочла ему богатого и знатного ноёна. Сама же, нехорошо облизываясь, помещает туго соображающего Юндэна в свою юрту, где лечит его и, пользуясь надуманным предлогом, пытается отнюдь не платонически ласкать.

Но Юндэн остаётся незамутим и верен своей возлюбленной: тайком с верными друзьями является он во дворец Балгана, где готовятся к свадебному пиру, и обещает Нансалме выкрасть её под покровом ночи. Хоролма, готовая на всё ради любви к Юндэну, выдаёт его план Балгану. Юндэна с друзьями хватают и заточают в застенок. Хоролма, подпоив стражника, освобождает Юндэна со товарищи, рассчитывая, что благодарность за спасение перерастёт в нём в ответное чувство, и пытается убедить его в бесплодности надежд на воссоединение с Нансалмой. Юндэн же ответствует в том смысле, что соединённое верёвкой из конского волоса можно разъединить при помощи ножей и ножниц, но сердцá, слившиеся воедино, не разделить ни саблей, ни копьём. Полный решимости, он объявляет несытому чучелу Балгану войну и поднимает народ на битву.

Нансалме удаётся бежать из чертогов Балгана. У самых родных пределов её настигают люди мстительного ноёна, но народ, воодушевлённый призывами Юндэна, вступает с ними в бой. Наконец, негодяи повержены. Понимая, что её расчёты не оправдались, теряющая рассудок Хоролма в отчаянии пытается убить соперницу Нансалму посредством холодного оружия, но Юндэн приходит на помощь и спасает возлюбленную, с которой счастливо воссоединяется.

Все счастливы (кроме, понятно, Хоролмы) и поют торжественную и радостную песню, готовясь к великому пиру.

Сюжет излагаю так, как его понял. Если вдруг какие неточности, прошу прощенья.

В советское время считалось, что опера – о борьбе аратов (монгольских крестьян) с феодальным произволом. В общем, так оно и есть.

Увертюру, хор женщин, ждущих мужчин с охоты, интермеццо молодой матери и дуэт Юндэна и Нансалмы можно скачать отсюда: http://ifolder.ru/20901634 (mp3; 10,8 Мб; за качество не взыщите) и послушать. Сзади покрикивает малый ребёнок, сбоку подпевает солистам и неистово аплодирует какой-то сумасшедший, быстро впавший в экстаз.