Автор Тема: Балет в России и в мире  (Прочитано 67639 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #25 : Май 11, 2013, 17:01:28 »
Вопрос дилетанта. А как фиксируется "балетный текcт" (движения тела и т.д., не сценарий)? Как это делали до видео?
Пример, как были зафиксированы хореграфии Нижинского?

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 367
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #26 : Май 11, 2013, 20:04:18 »
Только от исполнителя к исполнителю. Никаких балетных партитур (со всеми тонкостями, деталями и нюансами), по-моему, нет и не было!
Пытались ,так сказать,  записывать (в смысле, конспектировать), но это не работало. Только "ногами".

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #27 : Май 13, 2013, 13:16:28 »
Только от исполнителя к исполнителю. ... Только "ногами".
А вы представляете насколько искажается оригинал при таких передачах ("испорченный телефон"). Это же ужас. Я например, смотрел хореографию Нижинского Весны Стравинского и у меня очень серьезные подозрения, что в ее современных "восстановлениях" все попорчено капитально. Например, у Гергиева в Мариинском. Кое кому кое-кто явно на ухо наступил...... кроме Гергиева.. Но к нему другие замечания. Последние такты.. балетмейстер и режиссер... они что, мозги и уши потеряли?!

Оффлайн Nakon

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 226
  • Белорусская-кольцевая
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #28 : Май 13, 2013, 18:53:19 »
Только от исполнителя к исполнителю. ... Только "ногами".
А вы представляете насколько искажается оригинал при таких передачах ("испорченный телефон"). Это же ужас. Я например, смотрел хореографию Нижинского Весны Стравинского и у меня очень серьезные подозрения, что в ее современных "восстановлениях" все попорчено капитально. Например, у Гергиева в Мариинском. Кое кому кое-кто явно на ухо наступил...... кроме Гергиева.. Но к нему другие замечания. Последние такты.. балетмейстер и режиссер... они что, мозги и уши потеряли?!

    Один крупный балетмейстер, хваля молодого танцовщика, сказал, что "он музыкальный", и заметил, что это очень редкое качество у артистов балета. Для меня Волочкова перестала существовать как балерина, когда я увидела в "Тщетной предосторожности", что она танцевала не в такт.
    Балеты передаются довольно точно - память ног, память рук. За Якобсоном записывали подробно все постановки, понимая, что он гениален, а ставить не дадут. Была на прекрасном спектакле "восстановленного" Якобсона (из Питера привозили), некот. номера, вообще, исполнялись впервые. А вот Голейзовский почти полностью утрачен безвозвратно. Не снимали и не записывали.
    Когда восстановили в Большом театре балеты Фокина (задолго до Андриса Лиепы), писали, что один в один. Я так много ждала от Фавна! Не произвел. Весьма престарелый очевидец Нижинского сказал тогда по ТВ: "Да, все также, но нет у этого Фавна того, что было у Нижинского - изящества". Оно было у Улановой, Плисецкой, ГРАЧЕВОЙ.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #29 : Май 21, 2013, 10:43:58 »
Мировая премьера: прямая трансляция балета в 3D

6 июня в 21.30 Мариинский театр осуществит первую прямую трансляцию балета в 3D. В более чем 1200 кинотеатрах России и 50 странах мира зрители увидят легендарное «Лебединое озеро».

Сверхзадача проекта, которую многократно озвучивал Валерий Гергиев, такова: балет Мариинского театра, у которого множество поклонников, должны иметь возможность видеть даже те, кто никогда по разным причинам не сумеет приехать в Петербург или туда, где гастролирует труппа.

6 июня в 21.30 в режиме реального времени балет из исторического здания Мариинского театра будет транслироваться в формате 3D в 50 странах мира в 1200 кинотеатрах. Параллельно будет вестись и обычная трансляция. Балет будет демонстрироваться и на экране в Мариинском-2.

Производящая компания проекта – британская «Glass Slipper Live Events», созданная Лорной Дикинсон и Энн МакГуайер, суперпрофи в онлайн-трансляциях в формате 2D и 3D. Они работали на проектах как политических (вплоть до военных), так и развлекательных (с участием Майкла Джексона, Элизабет Тейлор, Арнольда Шварценеггера, Джоан Роулинг, etc), большинство которых имело статус «глобальное событие». В том числе вели трансляции из Букингемского дворца. Режиссер трансляции – Росс МакГиббон, бывший танцовщик, выступавший в Ковент-Гарден. Он опытный и лучший режиссер трансляций хореографических зрелищ; между прочим, был занят в этом качестве в момент распространения по миру концерта в честь 300-летия Петербурга. А в 2006-м записывал «Лебединое озеро» с Ульяной Лопаткиной. МакГиббон говорит, что для него трансляция легендарного спектакля в 3D – это «захватывающее приключение, великая честь и даже вызов, ведь именно ему предстоит перенести магию балета в кинематограф, подарив одно из величайших представлений мирового искусства новым зрителям».

Поддержку 3D-технологий обеспечивают Джеймс Камерон («Аватар», «Титаник») и Винс Пейс, что можно назвать гарантией качества, поскольку в мире 3D компания «Cameron Pace» является абсолютным лидером, недаром достижения компании в этой области были удостоены премии «Оскар». Аппаратура CP не просто лучшая, но самая современная. Это, в частности, означает: минимально возможного на сегодня размера. Что очень важно: для 3D-эффекта камеры должны находиться как можно ближе к танцовщикам. Четыре встанут непосредственно перед сценой, одна в Царской ложе, еще одна будет летать на кране и еще две в разных местах. Всего восемь. Камеры для трансляции в объеме, как известно, имеют не один, а два объектива (как у человека глаз) и сами по себе весьма внушительной величины. CP постоянно ее уменьшает (снимавшие «Аватар» были раза в четыре более громоздкими), но до размера аппаратуры 2D пока далеко.

С российской стороны техническую поддержку прямой трансляции в кинотеатрах России осуществляет компания «Невафильм», пионер в области цифрового вещания в России. Прокат записанной версии балета на российской территории будет организован силами «CinemaEmotion».

В главных партиях: Екатерина Кондаурова и Тимур Аскеров. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Мариинский театр – отечественный лидер среди театров в освоении цифровых технологий. Первая интернет-трансляция была осуществлена театром еще в 1992-м, а первые опыты записи балета в 3D проведены в апреле 2010-го. Тогда же «в объеме» запечатлели «Жизель», а в декабре 2011-го – «Щелкунчика», и оба спектакля с успехом были распространены NCM Fathom Events, More2Screen и EuroArts Music примерно в полутысяче цифровых кинотеатров разных стран.

Официальный сайт проекта: www.mariinskycinema.com

http://www.mariinsky.ru/news1/pressa1/reliz_2013_05_19/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #30 : Май 29, 2013, 10:16:13 »
«Весна священная» возвращается в Театр Елисейских полей
29 мая в день столетия со дня премьеры балета «Весна священная» начнутся гастроли Мариинского в парижском Театре Елисейских полей.

На той самой сцене, где в 1913 году на первом представлении балета Игоря Стравинского разразился скандал, артистами балетной труппы и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева будет исполнена реконструированная версия «Весны священной» в хореографии Вацлава Нижинского, та самая, которую сто лет назад освистала парижская публика. Партию Избранницы в спектакле исполнят Дарья Павленко (29 мая, 31 мая в 20.00) и Александра Иосифиди (30 мая, 31 мая в 14.00).
В один вечер с «Весной» Нижинского, авангардом ХХ века, будет показана новинка века ХХI – «Весна священная» в постановке Саши Вальц, премьера которой недавно состоялась на новой сцене Мариинского театра. Спектакли, посвященные 100-летию революционной партитуры Стравинского, кардинальным образом повлиявшей на мировую музыкальную культуру, пройдут в Париже 29, 30 и 31 мая. Вечером 29 мая каналом «Arte» будет организована трансляция из Театра Елисейских полей. Телеканал «Культура» также будет освещать событие в прямом эфире – начало трансляции в 23.25 по московскому времени.

А 1 июня коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева подарит французской публике встречу с редко исполняемой оперой Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини». В главных партиях выступят ведущие солисты Мариинской оперной труппы: Сергей Семишкур (Бенвенуто Челлини), Екатерина Семенчук (Асканио), Анастасия Калагина (Тереза), Юрий Воробьёв (Бальдуччи), Михаил Петренко (папа Климент VII), Андрей Попов (Фьерамоска). Опера прозвучит в концертном исполнении.

http://www.mariinsky.ru/news1/news2/27_230may1/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #31 : Июнь 14, 2013, 17:28:06 »
5 августа понедельник    
Мариинский-2 (Новая сцена)    
19:00
При участии Натальи Осиповой и Ивана Васильева
Кармен-сюита. Блудный сын. Юноша и смерть
одноактные балеты
   
6 августа вторник    
Мариинский-2 (Новая сцена)    
19:00
При участии Ивана Васильева
Кармен-сюита. Блудный сын. Юноша и смерть
одноактные балеты
   
7 августа среда    
Мариинский-2 (Новая сцена)    
19:00
При участии Натальи Осиповой и Ивана Васильева
Кармен-сюита. Блудный сын. Юноша и смерть

http://www.mariinsky.ru/ru/playbill/playbill/?year=2013&month=8

Ну, надо же! Интересно, действительно приедут, или очередной рекламный фокус?

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #32 : Июль 05, 2013, 21:50:41 »
Интервью с Надеждой Павловой
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=182&tek=6079&issue=173

Можно по-разному относится к творчеству этой балерины, но ее судьбе не позавидуешь. Слишком рано пришла слава, когда балерина "выезжала" в основном на обаянии юности, детской непосредственности, смелости. Но вот кончилась эйфория и началась пора актерских будней. И что же? Совершенно ясно, что Григоровичу Надежда Павлова была не нужна. В середине 70-х в самом расцвете были Е.Максимова, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, С.Адырхаева, Т.Голикова, начала стремительно восходить Л.Семеняка. Но Павлова после ГРАН ПРИ Международного конкурса просто обречена была быть солисткой Большого театра, танцевать ведущие партии, которые может быть мало подходили для ее индивидуальности. которая не смогла раскрыться. А вот если бы ее судьба свела с балетмейстером Д.Брянцевым, кто знает. может быть все повернулось бы иначе. Думаю, что постановочному стилю Брянцева, тяготевшего к эксцентрике, "ломке" привычного классического стиля природные данные Павловой очень бы подошли.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #33 : Июль 12, 2013, 16:19:33 »
Хочу предложить интересный материал о знаменитой в своей время балерине народной артистке СССР Виолетте Бовт http://www.lebed.com/2012/art6033.htm . замечательной актрисе балета и незаурядном человеке. Автор статьи - артист балета Театра Станиславского и Немировича-Данченко в 60-70-е гг. Павел Козлов как танцовщик ничего особенно из себя не представлял. Автор пишет, что многие в театре не любили Виолетту Трофимовну, боялись,  завидовали ее таланту. и когда она стала не нужной театру (точнее Д.Брянцеву) не поддержали. На самом деле все было гораздо сложней. Виолетта Трофимовна сама очень завидовала молодой тогда Маргаритой Дроздовой, которая при Чичинадзе стала получать все премьеры, а Бовт пришлось танцевать во вторых составах. Поэтому она негодовала и на самого Чичинадзе. руководителя балетной труппы в 70- начале 80- х гг. и многое сделала для того. чтоб расшатать его трон (а ведь когда-то была его постоянной партнершей, танцевала в его спектаклях). Но как в действительности оказалось. уход из театра Чичинадзе лишил Бовт возможности занимать свое почетное место среди педагогов-репетиторов. Так что с выводами автора. где он ставит Бовт ее характер в плюс никак не могу согласиться.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639

Оффлайн Nakon

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 226
  • Белорусская-кольцевая
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #35 : Июль 13, 2013, 18:06:24 »
"Онегин" в Большом

http://www.youtube.com/watch?v=asnsbx_1kc4
http://www.youtube.com/watch?v=8DRuCyPXdWo
http://www.youtube.com/watch?v=SwcMPAMkVZE

   Видео с ограниченным доступом. А нам - никак низзя?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #36 : Июль 13, 2013, 18:24:17 »
Видео с ограниченным доступом. А нам - никак низзя?

Да, коллеги, видео нужно или перевыложить, или переназначить права.
Прочем, это могло не входить в намерения размещавших.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #37 : Июль 13, 2013, 20:48:14 »
"Онегин" в Большом

http://www.youtube.com/watch?v=asnsbx_1kc4
http://www.youtube.com/watch?v=8DRuCyPXdWo
http://www.youtube.com/watch?v=SwcMPAMkVZE

   Видео с ограниченным доступом. А нам - никак низзя?
я успела посмотреть

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #38 : Июль 16, 2013, 00:20:11 »
21 июля в 21:50 на канале Культура можно будет посмотреть балет Ролана Пети Голубой ангел.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #39 : Июль 22, 2013, 13:35:45 »
Что называется неожиданно вспомнили! Хочу предложить вниманию форумчан недавно найденные мной статью-воспоминания бывшего артиста Театра Станиславского и Немировича-Данченко П.Козлова о выдающейся балерине Виолетте Бовт (1927-1995)
http://www.lebed.com/2012/art6033.htm
а также интервью с еще одной легендой этого театра Элеонорой Власовой (1931) к ее 80-летию со дня рождения.
http://family-values.ru/professional/luchshaya_esmeralda_strany_eleonora_2379.html
Виолетта Бовт и Элеонора Власова - две яркие кометы на небосклоне московского балета 50-70 х гг. Обе прожили долгую и интересную жизнь в балете (более 30 лет), обе были беззаветно преданы искусству танца. выносили на сцену всю глубину внутренней жизни своих героинь. обе по технике и мастерству не уступали прославленным коллегам из Большого театра. Но так как Театр Станиславского всегда был в тени Большого театра (какие бы интересные постановки он не выпускал), то Бовт и Власова также не получили того широкого признания (хотя успех был колоссальный). которого заслуживали. Их мало записывали на пленку, фильмы с их участием очень плохого качества. их не показывают. И если для молодых артистов Большого театра имена Улановой, Семеновой, Стручковой, Максимовой вызывают священный трепет. то для молодежи Театра Станиславского имена Бовт и Власовой, осмелюсь заметить, мало что говорят. Это очень обидно и несправедливо.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #40 : Сентябрь 07, 2013, 18:48:38 »
канал Культура
8 сентября 22:40
"Баядерка"
Легендарная постановка Рудольфа Нуреева в "Гранд-Опера".

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 000
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #41 : Ноябрь 08, 2013, 12:10:01 »
http://portal-kultura.ru/articles/balet/13374-per-lakott-ya-poklyalsya-spasti-klassicheskiy-balet/

Пьер Лакотт: «Я поклялся спасти классический балет»

Елена ФЕДОРЕНКО

8 ноября в Большом театре — премьера: страстный почитатель балетной старины Пьер Лакотт подготовил новую редакцию балета «Марко Спада».

Если бы не он — французский балетный реставратор и наш современник, то о спектакле середины XIX века авторства хореографа Жозефа Мазилье сегодня никто бы не знал. Впервые Лакотт поставил «Марко Спада» Обера чуть более трех десятилетий назад в Римской Опере. Трое великих исполнителей встретились в том спектакле: Рудольф Нуреев — в титульной партии бандита Марко, неподражаемая Гилен Тесмар, жена Лакотта — в партии дочери разбойника, мечтательный красавец Микаэль Денар — в роли князя Федеричи.

Артисты Большого театра работают с Лакоттом не впервые: в афише театра — его «Дочь фараона», сочиненная по хореографии Мариуса Петипа. Зрители же помнят недавние гастроли балета Парижской Оперы с лакоттовской «Пахитой» — балетом-стилизацией по Мазилье и Петипа.

культура: России балет «Марко Спада» неизвестен. О чем он?
Лакотт: Точно такой вопрос мне задал Рудольф Нуреев в конце 70-х. После спектакля «Сильфида» в Нью-Йорке, где он танцевал с Гилен Тесмар, мы пошли в ресторан, и за ужином я рассказал про свой контракт с Римской Оперой на балет «Марко Спада». Тогда-то Рудольф и спросил, что это за балет, а услышав, что Марко — бандит, выдающий себя за аристократа, воскликнул: «Неужели ты не понимаешь, что это моя роль!» Я остудил его пыл: «Быть может, но будет танцевать Энтони Доуэлл из Английского Королевского балета. Ты же все время путешествуешь, не сидишь на одном месте, а мне нужен танцовщик, который не меньше месяца сможет репетировать со мной каждый день». Тогда Рудольф оторвал край бумажной скатерти и написал на нем расписку: «Я, Рудольф Нуреев, обязуюсь в течение месяца ежедневно работать с Пьером Лакоттом над ролью Марко Спада». Я позвонил в Римскую Оперу и сообщил, что меняю главного исполнителя. После паузы услышал вопрос: «Неужели Вы уверены в Нурееве? Учтите, еще раз поменять исполнителя титульной роли мы не сможем». Я был уверен и не ошибся: Рудольф трудился без устали, как сумасшедший.

культура: И все-таки о чем спектакль?
Лакотт: Как все романтические балеты — о любви. О загадочном разбойнике, грабящем знатных людей. Сюжет принадлежит Эжену Скрибу.

культура: Первоначально это была опера Обера, и она, как и балет Мазилье, имела два названия: «Марко Спада, или Дочь разбойника». Какое для Вас важнее?
Лакотт: Конечно, «Марко Спада», потому что в основе — его жизнь. Хотя у этого бандита есть дочь Анжела.

культура: «Марко Спада» — Ваш выбор или выбор Большого театра?
Лакотт: Мы вместе пришли к этому решению: я предложил, а Сергей Филин, посмотрев фильм-балет «Марко Спада», убедился, что спектакль отлично подходит для труппы. Уникальное свойство Большого театра — его масштабная сцена, а для «Марко Спада» нужны сценические просторы. Я даже подписал Большому театру исключительные права на семь лет — в течение этого времени я не буду ставить «Марко Спада» ни в одной из трупп мира. Хорошо, что этот спектакль сможет жить и процветать в Москве. Я очень доволен. Знаете, в чем еще его плюс? В «Марко Спада» пять главных партий, что встречается крайне редко в балете. Сейчас таких уже не ставят.

культура: А как же Мазилье в середине XIX века решился на нечто подобное?
Лакотт: В Парижской Опере той поры служили две блестящие балерины-соперницы: Амалия Феррарис и Каролина Розати, и императорский двор мечтал увидеть их на сцене одновременно. В спектакле есть сцена урока танца. И на одну и ту же музыку (мелодии Обера очень красивы — свежие темы, нежные, пластичные) каждая из них исполняет свою вариацию, а потом они танцуют вместе. Публика обожала этот фрагмент, ведь никогда до того Амалию и Каролину не видели танцующих рядом. На премьере в Большом зрителям, думаю, понравится сцена танцевального соревнования между Ольгой Смирновой и Евгенией Образцовой.

культура: В «Марко Спада» Вы выступаете и в роли художника?
Лакотт: Как и для «Дочери фараона», я нарисовал эскизы декораций и костюмов к первой постановке, но, увы, Римская Опера их потеряла. Мне кажется почему-то, что они потеряны не для всех, но для меня — точно. Невозможно ведь потерять макеты, но и обнаружить их не удалось. Проблема заключалась в том, что у меня на девятом десятке жизни дрожит рука, и нарисовать эскизы мне уже не по силам. А здесь ведь в каждом акте свое место действия: небольшая деревушка, два пышных дворца, да еще лагерь бандитов. Но, к счастью, по спектаклю в Римской Опере был снят фильм, где декорации видны отлично, а мастерские в Риме — исключительные. Вот я и восстановил оформление полностью, сделав фотографии с кадров фильма. Получилось даже лучше, чем в эскизном варианте. Так Большой театр обрел мои декорации. Костюмы же я привез в Москву из «Балета Нанси», где шел «Марко Спада». Вот такие приключения и авантюры.

культура: Нуреев рассказывал, что очень любил своего Марко...
Лакотт: Кстати, когда Нуреев стал художественным руководителем балетной труппы Гранд Опера, то первое, что он сказал мне: «Хочу, чтобы «Марко Спада» появился в парижском репертуаре». Нуреева я очень ценил, но все же спектакль я ставил на трех исключительно больших танцовщиков: Рудольфа, Гилен Тесмар и Микаэля Денара. Гилен очень нравилась роль Анжелы с ее двойственностью: в начале балета она считает себя аристократкой, но вдруг узнает, что на самом деле — дочь бандита. Конечно, новость ее ошеломляет. И хотя она уверена, что потеряет своего возлюбленного князя Федеричи (то есть — Микаэля Денара), все же решается разделить с отцом разбойничью жизнь в лагере. Гилен в этой роли критикой была принята моментально, потом ее часто приглашали танцевать разные спектакли в Риме.

Что касается Денара, то он всегда был мечтательным принцем — в согласии со своими внешними данными. На сцене между ним и Рудольфом вспыхнуло соперничество. Однажды Нуреев даже заревновал. Подошел к Микаэлю и, сказав, что в отличие от него, молодого и сильного, сам уже не может блистать, как раньше, попросил упростить восхитительный, сложный порядок движений по кругу. Микаэль, человек простой и гуманный, посоветовался со мной: «Может, Нуреев и прав, давайте сделаем круг менее виртуозным». Пришлось, конечно, отказать, разъяснить наивному Микаэлю, что обе роли важны, и его герой совсем не мешает герою Рудольфа. Инцидент быстро разрешился — оба работали с фантастическим энтузиазмом.

культура: А по каким источникам Вы восстанавливали старинный балет Мазилье, ведь хореография не сохранилась? 
Лакотт: Исходил из основ классического танца романтической эпохи балета: смесь лиризма и скорости, что и сегодня типично для французской балетной школы. С «Пахитой», которую недавно увидели москвичи, все было точно так же — от нее же ничего не осталось.

культура: А Гран-па?
Лакотт: Да, но не оригинал Мазилье, а редакция Петипа. Да и «Дочь фараона» я знаю в основном по рассказам своих русских педагогов.

культура: Когда говорите о русских педагогах, Вы, наверное, имеете в виду прежде всего Любовь Егорову — приму-балерину Мариинского театра времен Мариуса Петипа?
Лакотт: Мне было девять лет, когда я пришел к ней на первый урок. Любовь Егорова стала для меня второй матерью и научила меня всему русскому репертуару. Она взяла меня под свое крыло, учила танцу и много рассказывала — память у нее была потрясающая. Показывает из хореографии Петипа и обязательно сопровождает рассказ какими-нибудь историями.

культура: Не вспомните что-нибудь?
Лакотт: Петипа всегда смотрел балеты из левой кулисы. Когда был доволен, то говорил «браво». Но если солистка его разочаровывала, то он разворачивал свой стул, и та проходила со сцены мимо его спины. Она уже знала, и без всяких разговоров, что в этом балете ей больше не танцевать. Однажды Анна Павлова, к которой Петипа испытывал нежность, репетировала одну из фей в «Спящей красавице». У нее были очень красивые стопы с высоким подъемом, прыгать на пуантах ей с таким подъемом было тяжело, она даже начала немножко менять хореографию. Коллеги посоветовали вложить в носки туфель картон или смятые газеты. Она начала свою вариацию, Петипа дал ей дотанцевать до конца, а потом сказал: «Снимите, пожалуйста, туфли, уберите, пожалуйста, из них все лишнее, станцуйте еще раз и не слушайте больше своих подружек». Подружкам стало стыдно.

культура: Объясните, почему Вы, столь успешно начав актерскую карьеру, оставили Парижскую Оперу?
Лакотт: Мне прочили танцевать большие классические балеты, что я, собственно, и делал, в 20 лет стал первым солистом. Но всегда хотелось ставить. Серж Лифарь разрешал артистам каждый год представлять какое-то маленькое свое произведение. Я поставил грустный балет на «Славянский марш» Чайковского. Про людей, оставляющих родные места из боязни, что их завоюют. Они долго идут, женщину, в конце концов, покидают силы, и она умирает. Был успех, он окрылил, и я, конечно, захотел продолжать ставить современную хореографию, что страшно напугало моих педагогов.

Как хореограф я сотрудничал с джазовым саксофонистом Сиднеем Беше, Шарль Азнавур написал для меня музыку, а потом и Дюк Эллингтон. Как артист Оперы я попросил у Дирекции разрешения показать эти балеты в Париже на других сценах. Лифарь запретил. Тогда я написал заявление об уходе. Как все возмущались: «Как ты можешь? Это твой дом родной!» А я поехал в Америку, где работал с Мартой Грэм, изучал джаз-танец — все было новым в то время. Шел 1955 год.

Егорова каждую неделю писала мне письма: «Будь внимателен. Не теряй свою душу и не продавай свое искусство неизвестно кому». Когда я вернулся, то сразу отправился к ней: «Садись, скажу все, что у меня накипело. Ты прошел через эксперименты. Хорошо. Теперь к тебе должна прийти мудрость. Я тебя научила всему, что знала сама, передала тебе репертуар. Классический танец деформируется, все меняют хореографию. Кто-то должен ее спасать. Ты должен. Перед моей смертью поклянись, что будешь это делать!» А поскольку я эту женщину любил больше всех на свете, то поклялся.

культура: Вы говорили, что когда ставите старинные балеты, то невольно попадаете в сферу, где соприкасаетесь с их создателями. Какими Вы их представляете? 
Лакотт: Они для меня живые… Сен-Леон полон сил и мощных знаний. Когда с ним работаю, особенно важно попадать в музыкальный ритм. Он же был не только хореографом, но и замечательным скрипачом, в больших городах концерты давал с оркестрами. У Сен-Леона была такая маленькая скрипочка, и он на балетных уроках подыгрывал артистам. «Коппелия» — шедевр Сен-Леона — человека яркого и сильного.

А Петипа другой совсем. Приехал в Россию скромно, не знал — понравится или нет. Присматривался. Очень по-французски. Постепенно и понемножку стал пускать корни на новой земле. Россию полюбил страстно. За все время только один раз приезжал во Францию на торжество к брату Люсьену и сразу затосковал по дому, по России. Свою новую родину он так и не покинул и отдал ей все, что мог. Ему повезло, конечно, что встретился с Чайковским, что рядом был гениальный помощник Лев Иванов.

Тальони же — страшный выдумщик, любопытный, как ребенок. Ему было жалко времени на сон: все время с кем-то встречался, куда-то бегал, что-то смотрел. Работал всю жизнь. И умер в 93 года. Его успех многие перенести не могли, и родился миф, что не он автор своих балетов, а это его дочь все сама ставит — откуда иначе такая нежность в хореографии. В итоге поняли, что у Тальони редкое чувство лирики, скромность, хороший вкус. Тальони хотел, чтобы все приходили смотреть, как танцует его дочь. А танцевала она без всякой вульгарности, без усилий — без того, что бросается в глаза! В итоге все восхитились талантом и Филиппо Тальони, и его дочери Марии, первой балерины эпохи романтизма.

культура: А каков Мазилье?
Лакотт: Он же танцевал с Марией Тальони, работал с Филиппо Тальони, первый исполнял Джеймса в «Сильфиде», Рудольфа в «Деве Дуная». Отличный танцовщик и большой актер. Гораздо позже стал хореографом и мэтром балета в Парижской Опере. Тогда и поставил «Пахиту» и «Марко Спада». Мазилье — умный человек, он был очень знаменит и как хореограф просто не мог себе позволить снизить высокий — тальониевский — уровень классического балета. Его танцы — изысканные, а сам слыл требовательным, не терпел панибратства, не позволял менять хореографию и следил за тем, чтобы техника танца не превращалась в цирк, а исполнение отличалось достоинством и легкостью. Если он говорил «нет», то никому в голову не приходило настаивать или спорить. Мазилье оказал большое влияние на Мариуса Петипа, чей любимый брат Люсьен много с Мазилье работал. Мариус вслед за Мазилье избегал ставить резкие жесты, всегда подчеркивал благородство исполнителей, добивался непринужденности в интерпретации.

культура: А почему Мариус Петипа не поставил «Марко Спада» — ведь балеты, где танцевал его брат Люсьен, он перерабатывал для русской сцены?
Лакотт: Не все, но большинство, вы правы. Думаю, не поставил потому, что в «Марко», как я уже говорил, пять главных ролей. Одни звезды не хотели разделять славу с другими звездами. В России любили танцевать «Эсмеральду», «Пахиту», «Дон Кихота», где героиня одна.

культура: Как работается Вам в Большом театре? Кто репетирует главные партии?
Лакотт: Марко репетируют Дэвид Холберг, Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко. Все разные и очень интересные. Четыре балерины примеряют роль Анжелы: Евгения Образцова, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич. Князя Фредеричи готовят Дэвид Холберг (несколько танцовщиков учат по две роли), Семен Чудин, Артемий Беляков. Маркизу — Ольга Смирнова, Кристина Кретова, Мария Виноградова, Екатерина Шипулина. В роли капитана драгунов Пепинелли — Игорь Цвирко, Андрей Меркурьев, Денис Савин, Денис Медведев. В спектакле занята почти вся труппа. Мне кажется, что всем интересно, я репетирую с большим удовольствием.

культура: Чувствуете ли изменение атмосферы в Большом театре?
Лакотт: Как в любой частной жизни, в театре бывают разные периоды: хорошие и плохие. Надеюсь, что все осознали ужас произошедшей катастрофы — иначе я не могу назвать покушение на художественного руководителя. Так много выстрадавший Сергей Филин вновь в театре — при встрече с ним я испытал волнение. Надеюсь, многое изменится. Мне кажется, переменам будет способствовать Владимир Урин. С ним я знаком давно, он правдивый и настоящий, и, знаете, еще и человек редкой театральной породы.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #42 : Ноябрь 08, 2013, 13:14:00 »
Вчера меня удивили.
Мои знакомые посетили театр Натальи Сац, побывав там на балете П.И.Чайковского "Лебединое озеро". О концепции отозвались так: "Всё как всегда", т.е. ничего нового. Хотя спектакль детской аудитории показывали, но о качестве выполнения танцев мне сказали буквально следующее: "Не хуже, чем в МАМТе".
Коллеги, я с советских времён не был в театре Сац, а в новом его здании не был никогда, поэтому просветите: там что - и вправду всё так прилично?? Театр-то вроде детский, а что же, тамошние танцовщики выступают на уровне артистов других московских трупп? Я так понимаю, с Большим театром, конечно, не сравнить, но правда ли, что у Сац не хуже, чем в МАМТе? Я не в курсе.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
    • Андрей Ковалев
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #43 : Ноябрь 08, 2013, 21:19:53 »
Вчера меня удивили.
Мои знакомые посетили театр Натальи Сац, побывав там на балете П.И.Чайковского "Лебединое озеро". О концепции отозвались так: "Всё как всегда", т.е. ничего нового. Хотя спектакль детской аудитории показывали, но о качестве выполнения танцев мне сказали буквально следующее: "Не хуже, чем в МАМТе".
Коллеги, я с советских времён не был в театре Сац, а в новом его здании не был никогда, поэтому просветите: там что - и вправду всё так прилично?? Театр-то вроде детский, а что же, тамошние танцовщики выступают на уровне артистов других московских трупп? Я так понимаю, с Большим театром, конечно, не сравнить, но правда ли, что у Сац не хуже, чем в МАМТе? Я не в курсе.
Присоединяюсь. Меня это тоже очень заинтересовало.  и вот что я нашел на сайте театра:

Лебединое озеро

Балет в 2-х действиях
Либретто М. ЧАЙКОВСКОГО в редакции В. КИРИЛЛОВА

Хореография Лев Иванов, Мариус Петипа, Марина Дроздова, Владимир Кириллов
Хореографическая редакция народного артиста России Владимира Кириллова
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – заслуженный деятель искусств России Леопольд ГЕРШКОВИЧ
Сценография и костюмы Кирилл Андреев
Художник по свету – Эдуард Архипов
Педагоги-репетиторы: заслуженная артистка России Ирина Макарова
лауреат международных конкурсов Нина Федорова
Фарит Гильфанов
Татьяна Елисеева
Олег Кожанов
Помощник режиссера Наталья Врачева

Действующие лица и исполнители:

Одетта и Одиллия заслуженная артистка России Елена Князькова, Рената Бурцева, Дарья Лякишева, Анна Маркова, Елена Музыка

Принц Зигфрид – Ярослав Иванов, Марк Изъюров, Максим Подшиваленко

Владетельная принцесса – Ольга Пугачева, Наталья Савельева

Злой волшебник Ротбарт – Дмитрий Круглов, Олег Монтоев, Максим Подшиваленко, Олег Фомин

Шут – Михаил Галиев, Павел Окунев

Шутихи – Марина Блинникова, Виктория Головачева, Анна Липанова, Ксения Малобродская, Татьяна Пассер

Па де труа – Рената Бурцева
Валерия Гусева
Клавдия Иванова
Анна Маркова
Елена Музыка
Анна Постникова
лауреат международного конкурса Надежда Твердохлебова
Марк Изъюров
Максим Подшиваленко

Три лебедя – Рената Бурцева
Дарья Лякишева
Анна Маркова
Елена Музыка
Наталья Савельева
Юлия Селиванова

Четыре лебедя – Валерия Гусева
Клавдия Иванова
Анна Липанова
Анна Постникова
лауреат международного конкурса Надежда Твердохлебова
Анастасия Ян

Испанский танец – Рената Бурцева, Дарья Лякишева, Юлия Селиванова

Неаполитанский танец – Рената Бурцева, Валерия Гусева, лауреат международного конкурса Надежда Твердохлебова

Невесты - Рената Бурцева
Виктория Гаевская
Клавдия Иванова
Анна Липанова
Анна Маркова
Анна Постникова
Екатерина Салимова
Юлия Селиванова
лауреат международного конкурса Надежда Твердохлебова

Лебеди, танцы на балу, придворные и гости – артисты балета

Как видите, художественный руководитель балета Театра Сац - Владимир Кириллов. имя довольно известное в московском балете, блистательный в свое время танцовщик МАМТа. большой труженик. И судя по програмке, автор редакции настоящей постановки. Не исключено. что под его руководством труппа достигла некоторых успехов. а вот уж по поводу  сравнения  уровней балетов двух театров хотелось бы услышать мнения очевидцев.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #44 : Ноябрь 13, 2013, 12:41:14 »
Американская балерина пожаловалась на вымогательство в Большом театре

http://top.rbc.ru/society/13/11/2013/888254.shtml

Череда скандалов в Большом театре не утихает даже после смены руководства. Возвращение Сергея Филина в театр после нападения и последовавшего продолжительного лечения ознаменовалось скандалом с участием американской балерины Джой Вомак.

Танцовщица обвинила руководство ГАБТ в вымогательстве и рассказала о том, как ей мешали выступать без протекции, пишут "Известия". В Большом театре все обвинения отрицают.

Дж.Вомак присоединилась к труппе в 2012г., однако выступить в главных партиях ей не удалось. С сентября девушке вовсе перестали давать роли. Руководство постоянно хвалило обладательницу Гран-при Гонконга, однако американке прозрачно намекали, что ей стоило бы найти спонсора или влиятельного покровителя.

"Мне говорили: "Молодец, Джой, сейчас вернется Сергей Юрьевич (Филин. - Примеч. РБК) и решит, что с тобой делать дальше. А когда Сергей Юрьевич приехал, он сказал: "Нет, эта девушка должна остаться в кордебалете". Мне говорили: "Джой, у тебя нет спонсора. У тебя должен быть какой-то спонсор, кто-то может за тебя как-то вот... поговорить. Сейчас уже в нашем театре невозможно по-другому", - сетует танцовщица. Одна из преподавательниц посоветовала девушке не мучить себя и уйти в другую труппу.

В итоге один "конкретный человек", имя которого Дж.Вомак не стала называть, потребовал 10 тыс. долл. за выход в одном спектакле. Одновременно хитрые манипуляции приключились с зарплатой от театра - за некоторые выступления американка не получила ни гроша. Не выдержав, девушка покинула театр. Она не намерена выяснять отношения с бывшим работодателем и хочет забыть "московские гастроли" как страшный сон.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #45 : Ноябрь 13, 2013, 19:31:36 »
Джой Вомак отказалась подтвердить свои слова о взятках в Большом театре
Ранее балерина заявила российским изданиям, что роль стоит 10 тысяч долларов
http://www.metronews.ru/novosti/dzhoj-vomak-otkazalas-podtverdit-svoi-slova-o-vzjatkah-v-bol-shom-teatre/Tpomkm---F0UPCcMiRLW0I/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #46 : Ноябрь 14, 2013, 11:16:20 »
http://www.rg.ru/2013/11/13/bt-site.html
13/11/13

Опять в балете

Юная балерина Джой Вомак обвинила Большой театр
На вопрос "Где у нас случилось?" в последний год ответ один: опять в балете. Теперь не кислота, не увольнение народного артиста и даже не перманентный скандал в лучшей балетной школе.
Некая юная американка Джой Воак дала интервью с обвинениями балетному руководству Большого театра. <..>

<..>Большой театр дал официальный комментарий по этой проблеме.
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра России:
- Что касается обвинений в коррупции должностных лиц балета, то Джой Аннабель Вомак должна защищать свою позицию юридически, подав соответствующее заявление в правоохранительные органы. Если факты будут в законном порядке установлены, виновные должны будут понести соответствующее наказание. Руководство Большого театра в случае необходимости готово оказать содействие правоохранительным органам при расследовании всех обстоятельств дела.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #47 : Ноябрь 14, 2013, 11:23:21 »
Джой Вомак отказалась подтвердить свои слова о взятках в Большом театре
Ранее балерина заявила российским изданиям, что роль стоит 10 тысяч долларов

Американка забыла, куда она попала. Вернее, так и не поняла.
Вам здесь не там! А тут вам не Америка! Тут если без диктофона на беседы с начальством и спонсорами ходить, ничего потом доказать не удастся.
Лучше, конечно, с видеокамерой. Но и то нет гарантии, что персонажей не объявят "лицами, похожими на ... , с голосами, похожими на голоса ... ", а оригиналы окажутся кристально чистыми и во всём белом.
В общем, американской девушке лучше смыться отселе как можно быстрее и, как она правильно решила, забыть всё это, как кошмарный сон. Ошиблась дверью.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #48 : Ноябрь 14, 2013, 16:43:29 »
А вот на балетном форуме писали, что не так уж она и хороша, чтобы её солисткой ставить. Так что неизвестно, кто там что не понял. А Урин молодец в любом случае, правильно и вовремя среагировал.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Балет в России и в мире
« Ответ #49 : Ноябрь 15, 2013, 10:45:01 »
«Сейчас вешают железный занавес между Москвой и Петербургом»
15 ноября 2013, 00:01   |   Культура  |   Ярослав Тимофеев
Народная артистка СССР Ирина Колпакова — о том, почему Цискаридзе «не будет подавлять ничто ленинградское»

На тему событий вокруг Академии русского балета (АРБ) высказались едва ли не все заметные фигуры российского балетного мира. Молчала лишь народная артистка СССР Ирина Колпакова, которую Владимир Мединский прочил на место председателя худсовета АРБ. Балерина призналась корреспонденту «Известий», что «ни с кем не разговаривает», но все же согласилась ответить на вопросы.
 
— Одна из главных претензий к Николаю Цискаридзе, претендующему на пост ректора АРБ, — московская выучка. Вы — ученица хранительницы петербургских традиций Агриппины Вагановой. Существует ли сейчас разница между балетными школами двух столиц?
— У нас везде, во всех учебных заведениях страны действует одна система Вагановой. Но, естественно, Москва и Петербург — разные города, поэтому там немножко разная исполнительская манера. Москва — город более динамичный, поэтому и московские танцовщики двигаются более динамично. Но нам, петербуржцам, тоже надо этой динамикой овладевать.
— Принято считать, что петербургская школа, грубо говоря, более техничная, а московская — более эмоциональная.
— Это зависит от тех, кто выходит на середину сцены, а не от школы. Невозможно эмоциональность воспитать в училище.
— Николай Цискаридзе говорил, что ключевой фактор различий — размер сцены Мариинского и Большого театров.
— Не знаю. Мы танцевали на сцене Большого театра без особых проблем. У них покат больше, а у нас спокойнее — в этом и была вся трудность.
 Я вообще не понимаю, зачем нужна вся эта дурацкая конфронтация? Прекрасные артисты выходили из стен Мариинского театра и работали в Большом и наоборот. То, что я читаю, возмущает меня невероятно. Со многими педагогами мы учились вместе, я их хорошо знаю. И сейчас вижу их с сердитыми лицами, с пеной у рта. Откуда такая злоба?
— Многие обиделись на то, как прошла сама процедура смены власти.
— Да, но в новостях я читаю о таких процедурах постоянно. Видимо, у нас так и делается.
— Может, стоило сначала спросить коллектив, а не назначать лидера сверху?
— Это для меня очень сложный вопрос. Спросили бы коллектив — коллектив бы ответил: «Хотим господина Фомкина». Да, сверху назначать сложно, но иногда надо разрубать узлы.
— Вы кандидатуру Алексея Фомкина не поддерживаете?
— Вот госпожа Дорофеева говорила, что господин Фомкин — ее преемник, она его готовила. А по-моему, она должна была объявить открытый конкурс, а не готовить сидящего у нее за спиной преемника. Вы читали научные работы Алексея Фомкина про православие и балет? Наверное, это интересно. Но почему он этим занимается, будучи проректором по учебно-методической работе Академии имени Вагановой? А теперь он хочет быть ректором. Видимо, будет писать еще больше.
На днях он выступал перед депутатами и объяснял, что «Цискаридзе — представитель идеологически иной системы». Что он этим хочет сказать депутатам, которые ничего не понимают в балете? Значит, Колю надо в Следственный комитет вести и выяснять, какая у него идеологическая система? Он ведь всю жизнь выходил на сцену идеологически неверного Большого театра!
А еще господин Фомкин сказал: «Да, мы можем танцевать на одной сцене, но у нас не может быть сближения профессионального». Да у нас нет разобщения профессионального! В наше время никогда даже не обсуждалось — московская школа или ленинградская. Мы с Колей Фадеечевым (премьер балета Большого театра) выходили на сцену Большого в па-де-де из «Спящей красавицы». Если бы у нас не было «профессионального сближения», как бы мы вышли?
— Есть еще одна альтернатива ректору Цискаридзе — премьер Мариинского театра Илья Кузнецов.
— Он учился у моего мужа, Владилена Семенова. Хороший артист, на него приятно смотреть, ему веришь, но это чуть-чуть другая категория, нежели Коля. Илья говорит о последних событиях: «Они хотят навязать чужой стандарт». Откуда чужой? Из Москвы? А когда Дэвид Холберг в Большом театре танцует премьеры, ему кто-нибудь говорит, что он навязывает чужой стандарт? А почему ярчайшая представительница московской школы Наташа Осипова приезжает в Петербург и вызывает у всех восторг? Знаете, в мое время был железный занавес, и это было очень обидно. Мы не ездили за рубеж без контроля, к нам никто не ездил, иностранные балеты у нас не шли. А сейчас вешают железный занавес между Москвой и Петербургом!
— Педагоги апеллируют к истории: якобы всегда во главе академии стояли петербуржцы, а теперь править бал будет москвич.
— Всегда? А Петипа был петербуржец? А Иогансон? А Чекетти? А балерины-итальянки, танцевавшие все премьеры в Мариинском театре? Наша школа складывалась из множества источников, которые Ваганова объединила в своей методике.
Москвич Цискаридзе учился у лучшего мужского педагога нашего времени — Петра Антоновича Пестова. Мы с супругом были на его вечере в Нью-Йорке, на который съехались все его ученики. Это была настоящая элегантность — ленинградская элегантность, и чистота — вагановская чистота.
Но главное, что Коля — это личность и интеллектуал. На сцене дурака от образованного человека можно отличить всегда: у глупого и движения глупые. Только закостенелость не дает педагогам академии радоваться, что пришел действительно профессиональный, харизматичный человек. У него надо учиться — это будет особенно полезно для мальчиков, для педагогов мужского класса. Я понимаю, что коллективу сейчас тяжело, но давайте же попробуем! Ведь это интересно — попробовать. В жизни всегда должно происходить что-то новое. Иначе — скучища, рутина, этак и умереть можно раньше времени.
— Николай Максимович известен прямотой своих высказываний, из-за чего был замешан в многочисленных скандалах — например по поводу реконструкции Большого театра.
— Ну а что делать, если там папье-маше вместо золота и низкие потолки? Нужно об этом говорить честно? Вообще-то нужно. Но сейчас, я думаю, у Коли другое положение. Я верю в его интеллект, который поможет ему обойти все острые углы.
— Его первое решение — продлить контракт с худруком АРБ Алтынай Асылмуратовой — свидетельствует, что вы, возможно, правы.
— Алтынай — тоже личность, она замечательно работает. И если она любит академию, то я думаю, что было бы логично хотя бы попробовать работать с Колей, а не говорить, что без госпожи Дорофеевой она не может. Все говорят, что Вера Алексеевна стояла за академию горой и не пускала Гергиева. А я спросила Валерия Абисаловича, правда ли, что он хочет забрать здание. Он ответил: «Ну это же чушь, что вы такое говорите? Ну как я могу это сделать?»
— Правда ли, что Валерий Гергиев предложил вам возглавить худсовет АРБ?
— Да. Мы с ним часто встречаемся и в Петербурге, и в Нью-Йорке. Но поскольку мне уже 80 лет и я никогда в жизни ничего не возглавляла и возглавлять не хочу, я ответила: «Большое спасибо, Валерий Абисалович, но я не могу». Он сказал: «Вас понял». Представьте, я сейчас иду по улице на худсовет, а мне вдруг плохо. И что? Все переживают, ищут другого председателя.
— Ваша тезка Ирина Александровна Антонова в 91 год — президент Пушкинского музея.
— Я в восторге от этой женщины. Но она-то всю жизнь руководила, а я всю жизнь выходила на сцену и сейчас тоже работаю в зале, только в другом качестве — учу тому, чему меня научила Агриппина Яковлевна Ваганова.
— А стать ректором академии вам не предлагали?
— Слава богу, до такого абсурда не дошло.
— Что вы думаете по поводу инициатив Гергиева — создания Национального центра искусств, сближения Мариинского театра и АРБ?
— Когда я танцевала в театре, мы всегда репетировали на Зодчего Росси. Это было одно здание — школа и театр. Помню, как мы учениками подсматривали в щелочку, как Петр Андреевич Гусев репетирует с молодыми балеринами. Это было захватывающе. Я не говорю, что сейчас академию и театр надо соединять таким образом. Не надо. Сейчас в театре есть свои залы, и это удобнее, чем ездить туда-обратно. Но школа должна работать в одном ритме с театром — таково мое убеждение. У них должно быть единое дыхание. Это должен быть единый организм — не административно, а художественно.
— Как вы считаете, идеалы Вагановой воплотились в жизнь? Школа держит заданный ею уровень?
— Агриппина Яковлевна была гениальным педагогом, она и других педагогов сама обучала, поэтому в школе преподавали ее же ученики. Сейчас учеников Вагановой осталось только две — Оля Моисеева (народная артистка СССР, бывшая прима-балерина Мариинского театра. — «Известия») и я. Оля, к сожалению, не работает в театре. Остальные все ушли. Вагановой больше нет, и сохранить всё ее наследие — нюансировку, руки — невозможно. Потому я и думаю, что школа должна двигаться дальше. А сближение с Большим театром — это один из самых естественных путей развития. Тем более что Коля — умный человек, и он не будет подавлять ничто ленинградское. Я в этом глубоко убеждена.
— Если Цискаридзе попросит вас прилететь и позаниматься  с учениками и педагогами, согласитесь?
— С удовольствием. Только надо позвать. Пока не зовут.

http://izvestia.ru/news/560711