Автор Тема: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист  (Прочитано 206908 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #701 : Сентябрь 18, 2016, 12:57:10 »
Пианист Даниил Трифонов стал «Артистом года 2016» по версии журнала Gramophone
http://muzobozrenie.ru/pianist-daniil-trifonov-stal-artistom-goda-2016-zhurnala-gramophone/

Ежегодная церемония вручения наград британского журнала Gramophone состоялась 15 сентября в концертном зале St John’s Smith Square в Лондоне.

25-летний российский пианист Даниил Трифонов был назван «Артистом года 2016».

В другой главной номинации — «Запись года» — награда досталась немецкому пианисту российского происхождения Игорю Левиту, записавшему на лейбле Sony Classical «Гольдберг-вариации» И.С. Баха.

http://www.gramophone.co.uk/classical-music-news/gramophone-classical-music-awards-2016-the-full-report

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #702 : Октябрь 07, 2016, 23:52:34 »
Новый альбом Даниила Трифонова
http://www.deutschegrammophon.com/en/cat/4795529

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 419
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #703 : Октябрь 11, 2016, 21:08:58 »
Отзыв Игоря Берова в ФБ на концерт Д. Трифонова в Берлине 5 октября 2016 г. Программа включала "Детские сцены",«Крейслериану» и Токкату Шумана, "Петрушку" Стравинского и четыре прелюдии и фуги Шостаковича.

Данила Трифонов не перестает меня удивлять своим талантом. От концерта к концерту он все время идет вперед по нарастающей, и с каждым разом играет все лучше и лучше. По моему мнению он уже давно и стремительно ворвался, как комета, в высшую мировую лигу пианистов, прочно удерживая в ней свои позиции.(...)
В Данииле поражает еще то, с какой с космической скоростью он расширяет и обновляет свой репертуар. Ведь буквально полгода назад я слушал у него сольный концерт, где он играл 1-ю Сонату Рахманинова, сложнейшие «Вариации на тему Паганини», Брамса, «Чакону» Баха и огромную шубертовскую Сонату G-dur.
И вот сейчас, пожалуйста, полностью новая программа, составленная из «Крейслерианы» Шумана, «Детских сцен» , «Петрушки «Стравинского и Шостаковича 4- Прелюдий и фуг . Трифонов делает свои программы, как правило, чуть ли не на три отделения.
За каких-то последних три года он уже умудридся выучить, исполнить и записать 24 Этюда Шопена, 24 его же Прелюдии. 21 Этюдов Листа (12 трансцедентных, 6 по Паганини и три концертных) . Далее, 32 -ю Сонату Бетховена, 1 -ю Рахманинова, «Симфонические Этюды» Шумана, «Петрушку « Стравинского, почти все концерты Рахманинова, Прокофьева и многое другое, не считая огромного количества выступлений с симфоническими оркестрами и с камерными ансамблями.
В голове не укладывается, когда он все это успевает выучивать. Причем, всегда играет так, что выучил очень давно, вынашивал свои трактовки годами.
Настолько все фундаментально и продумано.
(...)
Необходимо добавить, что Д. Трифонов ко всему еще обладает уникальной способностью в известных и заигранных вдоль и поперек другими пианистами известных произведений открывать совершенно новые горизонты в прочтении текста и создавать неожиданные трактовки. Причем, делает это настолько убедительно, что не вызывает никаких сомнений в «правильности» своего выбора. Поэтому его всегда интересно слушать.
Так , например, в «Детских сценах» Шумана, в самой первой пьесе «Von fremden Ländern und Menschen» он начал играть удивительно нежным и тихим piano, вдобавок ко всему темп взял более, чем спокойный. Тема в правой руке была еле слышна, с трудом прослушивалась. Поначалу мне показалось, что мелодия явно недозвучивает в правой руке. Но слушая все дальше и дальше, я понял, что так было специально задумано пианистом для того, чтобы создать некий образ-воспоминание поэта о своем детстве сквозь дымку времени, прожитых лет или сновидений.
Это примерно так, как делают в кинематографе: - герой картины засыпает и ему снятся бепорядочные, хаотичные , без всякой связи, туманные картины детства. Камера специально расфокусирована, она показывает плывущие размытые картины и еле просматриваемые, сквозь дымку, образы .
Вот примерно в таком ключе Данила исполнил первую пьесу.
Совершенно феноменально он сыграл «Träumerei» («Грёзы»). Нежнейшее pianissimo, намеренная статика в движении фразы, абсолютно холодный , застывший образ тех же сновидений-мечтаний. В какой-то момент закрыл глаза и мне представилась картина сказки «Снежная королева», где Кай медленнно передвигает кусочки льда, собирая слово «Вечность» или «Мечта»:)
Не только эти две пьесы , но также полностью весь цикл был сыгран в подобном ключе, сновидений или воспоминаний детства.
Удивительные находки и неожиданное звучание инструмента!
Сразу же после «Детских сцен « Даниил сыграл сложнейшую «Токкату» Шумана.
Играл очень ярко, в НАСТОЯЩЕМ темпе и с огромным энергичным напором. Плюс ко всему, умудрялся в этом бешеном темпе добавить в музыку различные краски и яркие образные характеристики. А в виртуозном отношении это было сыграно на самом высочайшем пианистическом уровне!
По поводу «Токкаты» Шумана у меня давно сложилось устойчивое мнение, что это САМОЕ ТРУДНОЕ виртуозное произведение в мировой фортепианной литературе.
В этой пьесе Шуман применяет абсолютно все известные виды фортепианной техники :  двойные ноты в обеих руках, репетиционные октавы, аккордовые скачкИ, сложнейшее полифоническое фугато в обеих руках, очень быстрый темп, вся фактура выписана «шестнадцатыми». Отдохнуть рукам практически негде! Токката Шумана - эдакий мощный энергетический поток «perpetum mobil» , в котором к самому концу жутко устают руки! Эта пьеса на физическую выносливость.
А это я знаю точно, потому что в молодости сам её играл . Уж, простите мне за такую интимную неприличную подробность, так сказать, скабрезного характера:)
И как правило, после Токкаты Шумана, пианисты либо делают большой перерыв, либо сразу заканчивают концерт.
Но Даниил тут же выскочил на сцену и сходу начал играть не менее сложную «Крейслериану».
Он её так же великолепнро сыграл, технически безукоризненно. Но мне немного не хватило подлинной кантилены, например, во втором номере. Хотелось больше гибкости, чуть больше теплоты и естественного движения в длинных фразах.
Иногда Даниил применял в «Крейслериане» те же краски и звучание, что в «Детских сценах», что не всегда было оправдано содержанием. Длинная фраза немного «стояла» на месте. Мне это услышалось немного искусственным и неоправданным. Кроме того, во всех бурных и взрывных эпизодах, было чуть многовато педали, и не всегда прослушивалась фактура. Хотелось большей ясности и прозрачности.
Вообще, на мой взгляд, «Крейслериана» у пианиста показалась немного «сыроватой» , не хватило цельности и убедительности в замыслах.
Зато абсолютным шедевром было второе отделение, где Данила сыграл 4 -е Прелюдии и фуги Шостаковича , - a-moll-ную, A-dur-ную с гениальной фугой, которая прозвучала у него хрустально, и объемно , словно флейты где-то высоко в горах. Затем очаровательная D-dur-ная )в которой прелюдия «звучит» , словно, «итальянский дворик» по меткому выражению Г. Нейгауза и последняя, знаменитая d-moll-ная с мощными колоколами в конце и не менее мощным симфоническим размахом .
Эту произведение слышал лет сорок назад в потрясающем исполнении Рудольфа Керера, запомнившимся надолго. С тех пор ни у кого подобного не слышал.
Но Данила в Фуге сделал настоящие чудеса! Он с таким сокрушительным звуковым напором сыграл последние строчки , аж, даже немного привстал со стула, что рояль чуть не задрожал от исходящей мощной звуковой волны. Это было незабываемое впечатление, господа! Никогда бы не подумал, что в таком внешне субтильном человеке окажется так много внутреннней энергии и физических сил.
А напор-то такой был!
«Петрушка» Стравинского - феноменально сыграна, блестяще, остроумно, с пестрой калейдоскопичностью образов и технически совершенно легко, без тени какого-либо напряжения. Удивлению моему не было предела:)
Казалось бы, ну все, играет из последних сил, нужно заканчивать концерт, так как после таких «смертельных» трюков пианисты УЖЕ ничего не играют!
(...)
Ан -нет!
Данила опять выходит на сцену и на «бис» « играет сложнейшие «Концертный этюд» Ф.Листа и сразу за ней его же «Кампанеллу» . И вдобавок ко всему последний «бис» феерическую «Токкату-кампанеллу» из «The Bells» Метнера , произведение, которое к своему стыду, услышал впервые в жизни. Потрясающая, совершенно невероятная и грандиозная музыка!
ЧТО творилось после этого в зале! Публика буквально взорвалась от аплодисментов!
Ну а если говорить простыми и понятными словами, то я нисколько не преувеличу, если скажу, что Даниил Трифонов - самый настоящий гений!
Спасибо тебе, дорогой Данила, за чудесный концерт!
Полностью:
https://www.facebook.com/igor.berov?fref=ts

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #704 : Октябрь 13, 2016, 17:07:17 »
Пианист Даниил Трифонов заворожил музыкальную Вену
https://rg.ru/2016/10/12/v-venskom-koncerthause-proeshel-koncert-pianista-daniila-trifonova.html

Автор -- Андрей Золотов.

Фрагмент статьи:
Двадцатипятилетний музыкант, ставший за последние годы одним из самых признанных пианистов своего поколения, выступает в славной своими музыкальными традициями австрийской столице уже не первый раз, и каждое его выступление проходит с невероятным успехом у публики.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #705 : Октябрь 22, 2016, 19:50:44 »
Отзыв Дмитрия Бренера на на состоявшийся 15 октября в Чикаго  концерт, посвящённый 125-летнему юбилею Чикагского симфонического оркестра.
https://www.facebook.com/dmitriy.brener.9/posts/10154212062542961

Несколько дней назад мне удалось попасть на концерт пианиста Даниила Трифонова. Во втором отделении он играл 1-й концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Этому предшествовалo позорище и пиршество посредственности под названием Вагнер и Пятая Симфония Бетховена в исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением Рикардо Мутти, слушая которых невольно вопрошаешь себя, "а на месте ли все эти музыканты"? Что ни крещендо то резкое и площадное, как истошный крик петуха, что ни интонация но досадно грубая, что ни вступление то невпопад и абсолютное отсутствие того что называется внутренней культурой - лишь бы отыграть. Если так надоела музыка и Бетховен, то может "переквалифицироваться в управдомы" и не заполнять пространство праздным треском и ненужным шумом.

Появление Трифонова было моментом истинного служения искусству. На сцену вышел молодой и худощавый человек в идеально сидящем на нём классическом фраке (без всяких новомодных и безвкусных закидонов вроде чёрного френча одолженного у товарища Мао Цзедуна) с внешностью чеховского интеллигента. Характерная борода придаёт ему некую схожесть с Мессией, которого до сих пор наотрез отказываются признавать братья-евреи. Движения его были неторопливые, плавность и естественность манер выдавали в нём человека весьма тонкого, ироничного и светского. Мутти, по-отечески пожал ему руку и весьма тактично (старый лис) пригласил пианиста на сцену. Он деловито сел за рояль и заиграл оркестр. Надо сказать что во втором отделении оркестр играл намного лучше, вдруг исчезли все эти невидимые инструментальные гримасы и ужимки, чувствовалось что даже оркестрантов проняло то ли от Петра Ильича, то ли от того напряжение в зале, когда появился Трифонов, и они так увлеклись что поначалу начисто заглушили интродукцию пианиста (вещь обычная). Замысел Трифонова был очень необычным: он начал торжественно и величавo (звук был мягкий и благородный) вступительные аккорды концерта, избегая чрезмерной мощности звучания, приглушая яркие моменты этой роскошной партитуры чтобы показать всю глубину и задушевность дальнейших частей концерта, тех глубоко интимных моментов, что понятны только славянской душе, что не надо объяснять а можно только почувствовать. Это был своеобразный аскетизм-мастерство, когда не видно мастерства с лёгким презрением к технике, которая у Трифонова, по-сути, идеальна. Оркестр этого не понял и, думая, что перед ними дровосек, стал поначалу сильно заглушать, но Мутти, как опытный и первоклассный дирижёр, сумел вовремя пресечь этот недостаток и Трифонова можно было услышать за что я им бесконечно благодарен.

В каденции первой части были такие высоты что буквально перехватывало дух: эта весенняя капель, до сих пор звучит в у меня в душе, и, несмотря на внешнюю лёгксть (Трифонов избегает всяческой патетики) всё новые и новые нагромождающие ступени развивали скорее не музыкальные, а философские образы, от которых захватывал дух у всего зала. Было даже странно и не по себе как такой молодой пианист способен постигать всю жизненную мудрость, что обычно даётся с горьким опытом. В первой части не было всего пианистического блеска, но была элегичная, юная и печальная поэзия.
Что было во второй части (моей любимой) описать довольно трудно. Трифонов действительно творец, мастер, пианист огромного масштаба. Каких только интонаций нет у него в палитре! И все они невероятно изысканы, сотканные сразу из многих чувств: не просто нежность, а особая чистота нежного звучания, не просто надежда, а долгожданная надежда, не просто печаль, а просветлённая печаль. Здесь весь Чайковский, это щемящее до боли "Одной заботой боле -одной слезой река шумней" , вся русская душа и культура. Драматические артисты старой школы никогда не говорили "работал в театре", а "служил в театре", так и Трифонов служит музыке: звук его - нежнейший как беседa двух прекрасных сердец, трепетный и ласковый, пронзительный и хрупкий летел в зал, растворялся и чудесным образом проникал сквозь непреоборимую толщу суетного, тщеславного и заставлял сидеть набитый до отказа зал в полном оцепенении от сопричастности к чему-то великому и необъятному. Технически Трифонов не пытается превзойти или "переиграть" своих коллег и предшествующих ему корифеев и это приятно, у него совсем другой стиль, другой пьедестал: бессознательное проникновение в звуковые глубины и созерцание. В этом плане он субъективист и не пытается прославится, создавая очередной, "узнаваемый стиль и манеру", которую с радостью подхватят критики, им же не важно как играть, главное чтобы по-новому. Даниил Трифонов, не такой. Его идеал - искренность, гармония, глубина и стройность фактуры произведения, а не мнимый след в искусстве, хотя именно этот след у Трифонова будет весьма значительным.

Не могу сказать что меня поразил финал, обычно энергичный и зажигательный он приводит зрителей в совершеннейший экстаз, но именно этого, как мне кажется, и хотел избежать Трифонов. Сдержанность, артистический лаконизм, целомудрие и такт не позволили пианисту спустится до вульгарной ланглангщины, и это, безусловно, радует. И тем не менее, финал был сыгран великолепно и страстно. Насколько он был органичен со всей концепцией остального концерта судить, естественно, не мне, но россыпи акустического блеска всё же были. Финальный аккорд концерта тут же был прерван оглушительной овацией и Трифонова вызывали на сцену несколько раз. Я приготовился к бисам, но не тут-то было. Уж не знаю, каков этикет на подобных концертах, но хм..., Кисин играл всегда на бис после своих выступлений, в каком бы они ни были отделении, и это было, по-сути, ещё одно отделение. Словом, рояль деловито опустили, на его место встал наш маэстро Мутти и победоносно исполнил какую-то увертюру Дворжака (довольно плоскую, но яркую) живенько и бойко, да ещё в конце в зале выстрелили пушки и засыпали весь партер конфетти. Народ, конечно прошёл в восторг, но таких оваций как у Трифонова Мутти получить не удалось. Нельзя сказать что зал аплодировал Трифонову, он гремел и грохотал.

После самого отзыва много интересных комментариев
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2016, 15:06:21 от Papataci »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Я смотрю, главный лик современного пианизма -- Даниил Трифонов.
 
https://www.mariinsky.ru/playbill/festivals/fest_2016_2017/piano_234_1/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Размещу несколько ссылок на видеозаписи, которых в разделе не было.

Концерт в Карнеги 14-го года (оживленную дискуссию об этом можно прочесть выше)
https://www.youtube.com/watch?v=ohitPYhIZ4U

Концерт с Капюсоном
https://www.youtube.com/watch?v=EtqZHZprtxY

Наконец, одна из последних записей -- Franz Liszt “Un Sospiro”
https://www.youtube.com/watch?v=6Yf3Y_4iQpI

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 419
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #708 : Декабрь 11, 2016, 22:44:53 »
8 декабря Д. Трифонов выступил с сольным концертом в Карнеги-холле. Были исполнены "Детские сцены", Токката и "Крейслериана" Шумана, пять прелюдий и фуг (из ор. 87) Шостаковича и Три пьесы из "Петрушки" Стравинского. Видеозапись:
http://www.medici.tv/#!/daniil-trifonov-schumann-shostakovich-stravinsky
« Последнее редактирование: Декабрь 11, 2016, 22:58:47 от lina »

Оффлайн prism

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #709 : Декабрь 28, 2016, 23:30:53 »
XI  международный фестиваль «Лики современного пианизма» в КЗ Мариинского
22.12- Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор, соч. 1
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. 40
Дир. В. Гергиев

23.12
Клод Дебюсси
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»
Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18
Анатолий Лядов
«Волшебное озеро», сказочная картинка, соч. 62
Сергей Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини, соч. 43
Дир. В. Гергиев

25.12  Сергей Рахманинов
Симфонические танцы, соч. 45
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30

Несколько слов. Я слушала Даниила Трифонова только 25.12. Слушала впервые. Если бы знала, слушала бы все дни. Внешне Даниил  очень напомнил князя Мышкина ( в исп.Яковлева). Высокий, худощавый, располагающий.
Третьим концертом была знакома по записям авторского исполнения.
Трифонов меня потряс. Часто, слушая пианистов, восхищаешься мастерством, техникой, стилем и пр., но душа спокойна. Холодная красота, скользящая мимо. Вот она есть, а вот ее нет, ушла. Настоящих потрясений бывает мало. Я помню потрясение от выступления Рихтера в Московской консерватории, играющего прелюдии и фуги Шостаковича, когда в зале сидел сам автор. Однажды, как это ни странно, искра проскочила на концерте Владимира Виардо, исполняющего 2 концерт Рахманинова в Ленинградской Филармонии. Или концерт Елены Образцовой в Домском соборе Риги. Ну может, и еще несколько раз. Просто такой "поцелуй бога" удается    увидеть крайне редко. И это уже счастье. Такое произошло и на этом концерте.
Исполнение Даниила было шедевральным, возникла та самая искра между исполнителем  и залом, которую тщетно ждешь десятилетиями.   В резонанс с каждой нотой вступали все клеточки организма, музыка вызывала восторг, наворачивающиеся слезы, экстаз. 
Надо отметить, что первые минуты три оркестр  заглушал рояль, я просто испугалась, что будет так, как обычно бывает в операх в Мариинке.  Два конкурирующих солиста в таких вещих- всегда плохо.  Но, к счастью, быстро все наладилось- либо Гергиев поставил оркестр на место, либо сам услышал и исправил, не знаю. Но оркестр дальше играл без нареканий.
О технике Даниила Трифонова писали выше. Да, она  совершенна. При такой технике можно "творить" музыку. То, что происходило за роялем, можно назвать  чистым колдовством. Градация оттенков, нюансов богатейшая.  Описать это, сложно, нужно пережить это самому. Также как пережил и пианист: мокрый лоб, прилипшие волосы, счастье.
Боюсь, после этого исполнения другого исполнения 3-го концерта  Рахманинова мне не нужно. Планка поставлена очень высоко.
Конечно, получилось много эмоций, но препарировать исполнение концерта не хочется. Лишнее. Это удел музыковедов.




« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2016, 23:36:47 от prism »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #710 : Декабрь 29, 2016, 22:17:26 »
можно послушать аудизаписи выступления Трифонова на фестивале "Лики современного пианизма"
Рахманинов:
Концерт №2
Концерт №3

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Re: Даниил Трифонов (р.1991, Нижний Новгород), пианист
« Ответ #711 : Декабрь 29, 2016, 22:54:46 »
Уважаемая мисс (миссис) Prism! А все-таки хотелось бы конкретики. Что же там было такого, что можно назвать "шедевральным"? В колдовство я не очень верю. Привороты-отвороты-заговры -- это все-таки не по музыкальной части.
« Последнее редактирование: Декабрь 30, 2016, 00:08:49 от Ирина67 »

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 419
31 декабря 2016 Д. Трифонов исполнил 3-й концерт Рахманинова с Берлинскими филармониками п/у сэра С. Рэттла.
Программа концерта:
Dmitri Kabalewsky / Ouvertüre zur Oper Colas Breugnon op. 90
Sergej Rachmaninow / Konzert für Klavier und Orchester Nr. 3 d-Moll op. 30 / Daniil Trifonov, Klavier
William Walton / Orchesterstücke aus Façade, zu einer Suite zusammengestellt von Sir Simon Rattle
Antonín Dvorák / Slawische Tänze op. 72 (Auswahl)
Есть видеозапись:
http://www.daserste.de/unterhaltung/musik/musiksendungen-im-ersten/videos/silvesterkonzert-berliner-philharmoniker-2016-100.html

Трифонов держался подчеркнуто сдержанно, местами выглядел даже неестественно "замороженным". На игре это вроде почти не сказывается (местами в 1й части, правда, слегка выколачиваются восьмушки, т.к. темп тоже взят весьма сдержанный), форма выстроена очень четко - всё развитие в сонатном аллегро устремлено к кульминации в разработке и к сольной каденции. Но, как и раньше, на Трифонова, мне кажется, лучше не смотреть, а просто слушать.

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 419
Интервью Д. Трифонова "Российской газете":

Даниил Трифонов: Душа Рахманинова оставалась в России
Текст: Владимир Дудин

25-летний пианист-виртуоз Даниил Трифонов, нижегородец по рождению, человек мира по прописке, впервые исполнил в Концертном зале Мариинского театра на фестивале "Лики современного пианизма" все концерты для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В стремлении сравнить пианиста с великими предшественниками, критики вспоминают Владимира Горовица, Святослава Рихтера, Марту Аргерич, Евгения Кисина. К счастью, у Трифонова сформировался свой индивидуальный исполнительский стиль, в котором доминирующей чертой является столь драгоценная кристальная прозрачность послания.


На фестивале "Лики современного пианизма" вы впервые исполнили все фортепианные концерты Сергея Рахманинова. Вы освоили уже все его фортепианное наследие?

Даниил Трифонов: Нет, еще не все, но многое. Играл Первую сонату, все вариации. В феврале на "Дойче граммофон" выйдет диск с обоими трио Рахманинова, которые я записал с Гидоном Кремером и Гиедре Дирванаускайте. На самом деле к Рахманинову я пришел довольно поздно - в 21 год. И первым его произведением стала "Рапсодия на тему Паганини". До той поры ничего из его сочинений не играл. Потом был Третий и Второй концерты, вариации на тему Шопена. Я очень рад, что мне удалось исполнить цикл рахманиновских концертов в Петербурге. Прежде я уже исполнял циклы из всех его концертов в Лондоне и Нью-Йорке, поэтому был рад получить приглашение от Валерия Гергиева сыграть их в Мариинском театре. Так же позднее в этом году подобный проект состоится и в Мюнхене.

Насколько фигура Рахманинова, на ваш взгляд, ключевая в истории мировой и русской культуры?

 Даниил Трифонов: Трудно сказать, но что я бы хотел отметить, так это то, что его композиторское нутро оставалось здесь, в России, несмотря на то, что он уехал в Америку, где прославился на весь мир как пианист. Русская духовная музыка продолжала быть для него источником вдохновения. Песенный язык играл в его творчестве определяющую роль: связь с вокальным началом в его мелодии была очень тесной. Неслучайно романсы занимают у Рахманинова очень важную часть творчества. Конечно, его стиль модернизировался, оркестровка очень сильно изменилась, в Четвертом концерте чувствуются влияния Гершвина и Равеля. Но его идентичность оставалась по-прежнему рахманиновской.

Обязательно знать биографию Рахманинова, чтобы уметь глубже и тоньше передать содержание его музыки?

Даниил Трифонов: Конечно, это важно знать, читать книги и статьи о композиторе, но музыка всегда говорит больше сама за себя. В момент погружения в музыку просто вживаешься в образ.

Что дает вам как музыканту сотрудничество с оркестром Мариинского театра и маэстро Валерием Гергиевым? Насколько развито ваше музыкантское взаимопонимание с маэстро?

Даниил Трифонов: Солисту всегда очень помогает, когда он может сконцентрироваться исключительно на спонтанности исполнения, когда есть некая свобода, которую и предоставляет Гергиев. Если дирижер очень чуток к солисту, это дает полет воображению во время игры и всегда очень позитивно сказывается на исполнении. Задача дирижера - создать некую связь между музыкантами и солистом. Я всегда концентрируюсь только на музыке. Конечно, каждый оркестр звучит по-своему, каждый дирижер уникален по-своему, а я сотрудничал с разными выдающимися музыкантами - с Даниэлем Хардингом, Кристианом Тилеманом , Зубином Метой, Джанандреа Нозедой, Саймоном Рэттлом, Риккардо Мути и Янник Незе-Сеген, с которым записываю все концерты Рахманинова.

Даниил Трифонов: Дело не в этом. Думаю, по-настоящему выдающийся дирижер понимает, что в интересах музыки, чтобы было взаимопонимание между дирижером, солистом и оркестром.

Знаменитый немецкий баритон Маттиас Герне рассказывал мне, в каком восторге был от работы с вами. Вам интересны опыты творческого общения с певцами?

Даниил Трифонов: Еще в Гнесинской школе у нас был концертмейстерский класс, во время которого было освоено много репертуара. Я сотрудничал с Ольгой Бородиной на открытии последнего конкурса Чайковского. С Маттиасом Герне мне довелось выступить несколько раз с очень интересной программой из Песен op.2 Берга, цикла "Любовь поэта" Шумана, песен Вольфа и Шостаковича на стихи Микеланджело, одни из поздних опусов Брамса. Очень интересно наблюдать за связью слов с музыкальными интонациями. Например, у Шумана в "Любви поэта" есть интонации, фразы, которые можно найти в его произведениях для фортепиано соло и понять, что для него значила та или иная интонация, понять буквально, что он хотел сказать. Летом на фестивале в Вербье запланирован концерт с Ильдаром Абдразаковым.

Осенью минувшего года на лейбле Deutsche Grammophon вышел диск Transcendental с записью всех этюдов Листа в вашем исполнении, в центре которых - цикл "Трансцендентные этюды". Долго трудились над ним?

Даниил Трифонов: Не скрою, мне пришлось много работать над ними. Цикл довольно сложный. Записи проходили в Берлине. Интересно, что в последний день записи в студию пригласили публику, таким образом, получился как бы концерт. Это, мне кажется, новый тренд в звукозаписывающем бизнесе, когда создается такой гибрид студийного и живого. У обоих способов записи есть свои преимущества. Есть спонтанные краски, которых намного легче добиться в живом исполнении, но при этом студийная запись дает четкость и ясное понимание.

Вы быстро выучиваете произведения?

Даниил Трифонов: Несколько недель учу текст, затем продолжается работа по более глубокому освоению материала. Над новыми программами я работаю, в основном, летом. Сейчас готовлю новую сольную программу с "Детскими сценами", Токкатой и "Крейслерианой" Шумана, во втором отделении - пять прелюдий и фуг Шостаковича, "Петрушка" Стравинского. Из концертов для фортепиано с оркестром - Двадцать пятый концерт Моцарта, новый концерт Шумана. Предстоит выучить Соль-мажорный Концерт Равеля. Если говорить о современной музыке, то Концерт для струнных и фортепиано Шнитке играл прошлой весной. В следующем году будет программа, которую составит только музыка ХХ века, куда войдет и одно произведение, сочиняющееся современным композитором Мауро Ланца.

Программы составляете самостоятельно?

Даниил Трифонов: В первую очередь я строю программы с Сергеем Бабаяном, стараясь в каждой из них открывать для себя что-то новое. Но вот, к примеру, за концерты Брамса пока не берусь.

Для вас не существует непреодолимых технических сложностей в музыке?

Даниил Трифонов: Серьезно поработать пришлось над Тремя пьесами опус 11 Шенберга. Хотя любопытно, что как раз-таки Шенберг мне в целом показался вполне удобным, возможно, из-за того, что я много играл Скрябина.

Как выживаете в напряженном концертном графике?

Даниил Трифонов: График насыщенный, но свободное время всегда находится. Даже если находятся пять минут, я стараюсь медитировать, чтобы восстановить энергию. Мой папа увлекается китайской гимнастикой цигун. Я же пробовал разные виды медитации, которая помогает открыть некие каналы, по которым течет энергия, что может пригодиться во время выступления. От концерта к концерту силы из себя бесконечно черпать невозможно - силы нужно черпать извне. Особенно это приятно делать на природе. На фестивале в Вербье или Аспене, где я бываю периодически и где потрясающая природа - горы, чистейший воздух, очень хорошо ходить в походы. Я совершаю многочасовые пешие прогулки. Однажды прошел пятьдесят километров.

Что вы сейчас читаете?

Даниил Трифонов: Разное читаю. Мне всегда нравились и Достоевский, и Толстой, и Уайльд. Но сейчас я читаю "По ком звонит колокол" Хемингуэя на английском. Мне интересно читать в подлиннике. После шести лет пребывания в Америке мой английский позволяет сейчас свободно читать художественную литературу на языке оригинала.

https://rg.ru/2017/01/07/daniil-trifonov-kompozitorskoe-nutro-rahmaninova-ostavalos-v-rossii.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 190
Lina, большое спасибо, очень интересно.