Автор Тема: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"  (Прочитано 39643 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #50 : Январь 15, 2011, 19:09:23 »
Цитировать
сея шедевр

Это - то, что вы написали - лежит на поверхности, и если бы богатство Пиковой Дамы этим исчерпывалось, это была бы драма XVIII века.
Хотя, может быть, вы и правы, и опера настолько однопланова и проста. Я слушал её счетное конечное количество раз:)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #51 : Январь 15, 2011, 19:13:50 »
И какой же по-вашему глубинный смысл этой оперы? Просветите нас.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #52 : Январь 15, 2011, 19:54:03 »
Цитировать
А какова же самая суть Пиковой дамы? Просветите же нас!

Цитировать
И какой же по-вашему глубинный смысл этой оперы? Просветите нас.
это что, повтор кабалетты?  ;D
Для того, чтобы вскрывать разные смыслы, существуют
а) музыковедческие работы и
б) режиссерские интерпретации, которые не должны сводится к показыванию на сцене ремарок.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #53 : Январь 15, 2011, 19:56:48 »
Но почему бы Вам не высказать свое видение истинной сути? Если Вам известен истинный смысл - выскажите его.
А если не показывать авторских ремарок, то режиссер придумает свой смысл, которого нет в оригинале. Нужно следовать и ремаркам, и музыки, и слову. Не ставить себя выше автора. Я даже не понимаю, как у многих поднимается рука сокращать музыку, менять тексты.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #54 : Январь 15, 2011, 21:08:03 »
На то опера и шедевр, чтобы в одном посте было невозможно высказать его смыслов.
Притом - я этого не знаю. Я знаю мелодраматический смысл - тот, который и вы высказали. Но опера - сложнее!

Цитировать
А если не показывать авторских ремарок, то режиссер придумает свой смысл, которого нет в оригинале.

почему?
если необходимо, например, акцентировать внимание на одном аспекте, то почему бы не убрать все, что ему мешает?
Одно дело менять музыку и слова, а другое дело, например, перенос действия во времени. Менять музыку и слова - это, конечно, ужасно. Советские дирижёры то и дело все меняли, меняли, меняли...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #55 : Январь 15, 2011, 22:34:23 »
Хорошо, глубинный смысл нужно раскрыть. И пусть для этого не надо точно следовать ремаркам, ОК. Но это же не означает взять и перенести оперу в XXXIII век на межпланетный космический корабль, или же перенести действие в сталинскую эпоху и по всей сцене возить графиню в гробу (реальная постановка одного из питерских театров), или же вообще, как Галузин в интервью западную постановку описывал: кто-то варит борщ, кто-то идёт в туалет, а Лиза поёт "Откуда эти слёзы..."...

Раскрыть глубинные смыслы - это не значит извратить основной смысл и превратить действие посмешище. Или я не прав?

P.S. Немного оффтопа. Никому не в обиду, но нельзя же так не любить русский язык. Я школу закончил в Узбекистане (хоть и русскую), и далеко не считаю себя очень грамотным человеком. Но "без чувственный" вместо "бесчувственный" и другие подобные вещи меня сильно коробят.... Хотя это вообще проблема рунета. Мне ещё часто попадается "не кого", "не кто", "не когда" и т.п. Но мы же культуру тут обсуждаем!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #56 : Январь 15, 2011, 22:46:25 »
P.S. Немного оффтопа. Никому не в обиду, но нельзя же так не любить русский язык. Я школу закончил в Узбекистане (хоть и русскую), и далеко не считаю себя очень грамотным человеком. Но "без чувственный" вместо "бесчувственный" и другие подобные вещи меня сильно коробят.... Хотя это вообще проблема рунета. Мне ещё часто попадается "не кого", "не кто", "не когда" и т.п. Но мы же культуру тут обсуждаем!

:)) Проблема имеется !
Я так понимаю, частенько разделение слов происходит автоматически при использовании каких-то компьютерных средств проверки грамотности, а это вещь довольно коварная ! С другой стороны, мы этим средствам не должны доверять.
Я полагаю, не надо стесняться поправлять друг друга, но делать это надо большей частью через ЛС, дабы не выглядеть преподавателями русского языка ! :)
Напишите ЛС и в доброжелательной форме укажите автору на ошибки. Будем изучать русский язык, это можно лишь приветствовать.

А вот что касается оперы Чайковского, то я уже всё высказал по своей ссылке, о которой вспомнил в процессе переписки. Мне кажется, я там прошёлся по всему сюжету, в связи с чем, кстати, готов указать, что Мейерхольд абсолютно не понимал смыслообразующей роли "Искренности пастушки", если выкинул её. А если он не понимал такой важной вещи, которая является для этой оперы ключевой, то это значит, что он вообще ничего в этой опере не понимал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #57 : Январь 15, 2011, 22:49:09 »
Одно дело менять музыку и слова, а другое дело, например, перенос действия во времени. Менять музыку и слова - это, конечно, ужасно. Советские дирижёры то и дело все меняли, меняли, меняли...

(голосом товарища Сталина):

- Ви каво имеете в виду ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #58 : Январь 15, 2011, 22:57:30 »
режиссерские интерпретации, которые не должны сводится к показыванию на сцене ремарок.

Я хочу уточнить, что мой протест против искажающей режиссуры вовсе не сводится к этому ! Да, я протестую против того, что режиссёры НАРОЧНО не показывают АВТОРСКИЕ ремарки, но это далеко не всё, что меня не устраивает.
Прежде всего меня не устраивает тот факт, что современные режиссёры вообще не считают ремарки частью авторского замысла, потому что, видимо, считают себя умнее автора: типа, мы сами с усами. В результате чего они делают не авторский спектакль, а свой, режиссёрский.
Они выпячивают СЕБЯ, они хотят показать СЕБЯ и СВОИ "гениальные идеи". Понятное дело, что автор у них "путается под ногами" и "мешает" им своими ремарками.
А вот сделать спектакль так, чтобы и основной, произносимый и пропеваемый артистами, авторский текст учесть, и в авторские ремарки вписаться - вот это и есть ГЕНИАЛЬНАЯ РЕЖИССУРА. И, простите, ТАКИХ гениев я в нашей сияющей современности не вижу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #59 : Январь 15, 2011, 23:33:45 »
Если Вы говорили про ошибки в моих сообщениях, то пожалуйста поправляйте меня. У меня нет времени перепроверять свои посты. Пишу быстро то, что думаю, не проверяя и не перечитывая прочитанное. И я хочу сразу попросить прощения у всех присутствующих за это.

А я могу назвать только одного гениального режиссера - Франко Дзеффирелли.
И я бы хотел посмотреть, как отреагировали бы режиссеры если бы артисты пошли бы по их примеру, и во время спектакля делали на сцене все что угодно, но только не то, что говорил им на репетициях режиссер. Он будет взбешён. Вот и авторы оперы были бы взбешены нашими режиссерами.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #60 : Январь 16, 2011, 10:57:17 »
Цитировать
И я бы хотел посмотреть, как отреагировали бы режиссеры если бы артисты пошли бы по их примеру, и во время спектакля делали на сцене все что угодно, но только не то, что говорил им на репетициях режиссер. Он будет взбешён. Вот и авторы оперы были бы взбешены нашими режиссерами.
Цезарь, ну не говорите же ерунды. Режиссер делает не то, что угодно, он весь спектакль подчиняет - удачно или неудачно, это другое дело- определенной концепции. Почему смысл оперы - это только пошлый мелодраматический смысл?

Цитировать
- Ви каво имеете в виду ?
Ну помните хотя бы советскую Траву с Хайкиным, Козловским, Шумским... Кошмар, практически половина оперы поется :-)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #61 : Январь 16, 2011, 11:06:27 »
А какой еще смысл Вы видите? Проблему дружбы? Или проблему адаптации немецких офицеров в Российской империи?
И я не вижу в этом мелодраматическом смысле ничего пошлого.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #62 : Январь 16, 2011, 11:24:06 »
Проблема извращения чувств и человеческих отношений в лежащем во зле мире.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Пиковая дама"
« Ответ #63 : Январь 16, 2011, 22:23:45 »
Проблема извращения чувств и человеческих отношений в лежащем во зле мире.

По большому счёту я не имею ничего против такой формулировки, но она слишком коротка и слишком обща, чтобы указывать именно на "Пиковую даму": согласитесь, что под ваше определение можно подогнать слишком многие произведения искусства ! :)
Я бы применительно к этой опере указал в первую очередь на вечно волновавшую Чайковского тему "рока": тут она тоже присутствует и весьма развита. Фактически, вся опера посвящена конкретизации механизма действия "рока": его "агентами" становятся и люди, и их поступки, и их взгляды, и явления природы, и подразумеваемый социальный контекст, и обычные бытовые явления - всё это подталкивает действие оперы к катастрофе. На мой взгляд, Чайковский всё это живописует просто гениально, причём, важны даже самые мелкие его ремарки, которые намекают на весьма многое и важное (кстати, о ремарках).
И ведь что любопытно: Чайковский всё это показывает, он тщательно разъясняет механизм происходящего, но нигде у него "рок" не выступает от первого лица - если не считать, конечно, самой МУЗЫКИ. Но ведь музыку - искусство иносказательное и ассоциативное - не упрекнёшь в том, что она показывает на "рок" пальцем, не так ли ? :))

В связи с этим я могу также вспомнить знаменитую фразу: "Бог неисследим".
"Рок" тоже неисследим: если мы, к примеру, захотим указать на него пальцем в партитуре Чайковского, то мы не сможем этого сделать, а, тем не менее, сама логика событий подсказывает, что тут не обошлось без чертовщины, но ДОКАЗАТЕЛЬСТВ никаких нету - нигде "рок" не заявляет о себе от первого лица, всегда только опосредованно. Даже "трубный глас" с того света - и тот является через звучание обычной военной трубы, которую тоже нельзя доказательно считать "орудием" или "предвестником" чего-то трансцендентного.
Чайковский в этом абсолютно гениален, а эта его опера - просто шедевр, как, кстати, считал и сам автор ! :)

Да, я хотел по поводу "неисследимости" потусторонних сил вспомнить одну любопытную историю. Зарубежные энтузиасты решили "выследить бога" с помощью ...... статистики фирм автострахования и протоколов деятельности религиозных организаций. Расчёт был прост: на имеющемся фактическом материале надо было проверить, помогает ли "освящение" (окропление святой водой и т.п.) автомобиля уберечь его и разъезжающих в нём людей от аварий и катастроф. В результате выяснилось, что никакой связи между освящениями автомобилей и частотой их попадания в аварии не наблюдается. Иными словами, освящение статистически никак не проявлялось, и неисследимость потусторонних сил осталась абсолютной.
Собственно говоря, такая статистика ничего не доказывает, ибо для тех, кто верит в эти силы, как и для тех, кто в них не верит, такие доводы не покажутся убедительными, ибо всегда можно сослаться на то, что потусторонним силам, помимо их неисследимости, присуща также избирательность действия в зависимости от личного поведения людей, жаждущих их покровительства. Иначе говоря, с этой т.з. статистика автомобильных аварий попросту неполна в том смысле, что не учитывает иных обстоятельств, связанных с конкретными людьми и их земной деятельностью.

Вот так и в опере Чайковского: он нам преподносит факты земной жизни, а уж поверим мы в то, что гроза, во время которой Герман пропевает свою потрясающую клятву, была явлением природы, а не мистическим событием; что далее по действию звучит не армейская труба, а "труба предвечного"; что Герману (после её смерти) Графиня не привиделась, а явилась в реальности; что Томский про "три карты" в своей балладе и про "горы золотые" (в устах Германа - "груды золота") в пасторали пел не нарочно, а случайно и не имея в виду ничего такого; что его песенка на стихи Державина является безобидной нейтральной шуткой, а не идейным сколком с песенки Мефистофеля о блохе; что Лизу всё это подталкивает к гибели; что Елецкий является играть с Германом не просто так, наудачу, а именно чтобы смутить Германа и, сбив его с толку, заставить его "обдёрнуться"; что Германа всё происходящее толкает сначала к преступлению, а затем и к финальному краху, и т.п.
Чайковский нам всё это показывает, разжёвывает, но своими словами нигде не называет ! :) Ведь "рок" неисследим.
Вот так я всё это понимаю.
« Последнее редактирование: Январь 17, 2011, 19:02:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #64 : Февраль 26, 2011, 18:59:41 »
Как многие знают Дмитрий Дмитрий Шостакович поддерживал Мейерхольда, и вот что великий композитор сказал по поводу этой оперы на обсуждении постановки “Пиковой дамы”, состоявшемся на заседании в Государственной академии искусствознания 30 янвяря 1935-го (в сборнике “В.Э. Мейерхольд. “Пиковая дама”, СПБ 1994):
"Насчет купюр – очень приветствую купюры, сделанные Мейерхольдом и Самосудом (дирижером спектакля), в частности эту русскую пляску у Лизы, затем гувернантку очень хорошо сделали, что скупюровали, потому что это очень плохая музыка. К сожалению, не скупюровали и оставили стансы любви, эту знаменитую арию Елецкого, но, по-моему, одно из слабейших мест в опере. Правда, это хорошо написано вокально, прекрасно всегда звучит, но все-таки это очень слабое место по сравнению со всей “Пиковой дамой”, так что не грех было бы это дело выбросить"

Как лихо сей композитор готов был расправиться с величайшим творением русской музыки. А ведь, когда в следующем году дирижер Клемперер попросил Шостаковича сократить количество флейт в его 4-ой симфонии, то получил категорический отказ. Легко было кромсать чужое, когда некому было вступиться, при этом без понимания, что всё уже им написанное и то, что он ещё напишет, не будет стоить выкромсанных кусков оперы Чайковского.

"…я оказываюсь в совершенно особенном положении среди ценителей “Пиковой дамы”, ибо у меня произошло несчастье: я год, или два, или три тому назад действительно любил Чайковского страшно, мне казалось, что вообще это композитор непревзойденный. Видимо, столь сильно его возлюбивши, я им объелся, если можно так выразиться, и сейчас у меня далеко нет того преклонения и восторга перед Чайковским, какие были год или два тому назад. Поэтому мне сейчас не обидно, что то или иное с Чайковским делают, потому что у меня сейчас нет уже восторженного отношения к Чайковскому, даже наоборот"

Мне совершенно не близка такая позиция Дмитрия Шостаковича.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чайковский,"Пиковая дама"
« Ответ #65 : Февраль 26, 2011, 19:51:22 »
Как многие знают Дмитрий Дмитрий Шостакович поддерживал Мейерхольда, и вот что великий композитор сказал по поводу этой оперы на обсуждении постановки “Пиковой дамы”, состоявшемся на заседании в Государственной академии искусствознания 30 янвяря 1935-го (в сборнике “В.Э. Мейерхольд. “Пиковая дама”, СПБ 1994):
"Насчет купюр – очень приветствую купюры, сделанные Мейерхольдом и Самосудом (дирижером спектакля), в частности эту русскую пляску у Лизы, затем гувернантку очень хорошо сделали, что скупюровали, потому что это очень плохая музыка. К сожалению, не скупюровали и оставили стансы любви, эту знаменитую арию Елецкого, но, по-моему, одно из слабейших мест в опере. Правда, это хорошо написано вокально, прекрасно всегда звучит, но все-таки это очень слабое место по сравнению со всей “Пиковой дамой”, так что не грех было бы это дело выбросить"

Как лихо сей композитор готов был расправиться с величайшим творением русской музыки. А ведь, когда в следующем году дирижер Клемперер попросил Шостаковича сократить количество флейт в его 4-ой симфонии, то получил категорический отказ

Кстати, когда с той же "революционной сознательностью" прошлись по самому Шостаковичу, он был недоволен, а вот классику кромсать - это всегда пожалуйста ! :))
Да, кстати, это ещё одна иллюстрация той обстановки, которая в те годы имела место в искусстве, когда ниспровергали всё и вся. Между прочим, музыку самого Шостаковича разделали под орех точно в таком же духе, как он сам разделал Чайковского, так что грех ему было обижаться на статью "сумбур вместо музыки". Я не хочу сказать, что его музыка этого заслуживала, но я хочу подчеркнуть, что в те годы подобного рода "отклики" на самые выдающиеся произведения вовсе не были редкостью, а тон, как это ни смешно, задавали сами музыканты. Так что мы не должны удивляться, что точно такими же словами прошлись и по самому Шостаковичу.
Да и вообще, если не знать той обстановки, то можно подумать, что подобный тон был чем-то исключительным, направленным против каких-то конкретных людей - о нет ! Те, кого в таком же духе критиковали, и сами были не прочь что-нибудь разнести или обругать, поэтому что уж обижаться и делать вид, что они тут ни при чём ? Очень даже "при этом", поэтому любые статьи и разносы тех лет нужно читать со знанием нравов той эпохи.
Я, конечно, ужасно недоволен этими словами Шостаковича, а уж тем более, дошедшей до нас информацией о "художественных" решениях Мейерхольда. Вообще, я считаю, одиозная фигура Мейерхольда, пусть даже он и пострадал чрезмерно за свои художества (сегодня за это, конечно, нужно не расстреливать, а увольнять), не становится менее одиозной, даже если учесть трагический финал его деятельности на ниве театра. Я считаю, что из факта его страдальчества вовсе не следует его правота, а косвенно мою мысль подтверждает тот факт, что нынешние разрушители театра, предлагающие уже СВОИ одиозные решения, все, как один, клянутся именем Мейерхольда. Мейерхольд - это чудовищная фигура нашей театральной истории, это революционер-разрушитель, которого съела сама революция.
Я вообще считаю, что тех сегодня, кто клянётся именем Мейерхольда, вешает в красном уголочке его портреты в расчёте на то, чтобы любители театра в поклонении ему разбивали лоб, надо гнать в шею из театра, потому что мы нуждаемся не в разрушительной, а в охранительной по отношению к изрядно порушенному театру деятельности.
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2011, 20:15:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #66 : Февраль 26, 2011, 19:58:54 »
Кстати, интересно прочитать вот эту статью, в которой говорится, что "Сумбур вместо музыки" был направлен не во вред Шостаковичу, а в пользу.
http://www.lebed.com/2004/art3814.htm

Кстати, на том же заседании Шостакович показал свое незнание либреттистов. Автором Евгения Онегина назвал Модеста Чайковского, вместо самого композитора и К. Шиловского) и автором текста арии Лизы у Зимней канавки ("очень там неудачный текст" по словам Шостаковича) назвал Модеста Чайковского, в то время как текст был написан самим композитором.

Sergey

  • Гость
Re: Опера П.И. Чайковского "Пиковая дама"
« Ответ #67 : Февраль 27, 2011, 22:30:14 »
Кстати, интересно прочитать вот эту статью, в которой говорится, что "Сумбур вместо музыки" был направлен не во вред Шостаковичу, а в пользу.
http://www.lebed.com/2004/art3814.htm
....
Статья Якова Рубенчика "Сталин спасает Шостаковича", представленная по указанной ссылке, из той же серии безграмотных статей о Шостаковиче, которыми г-н Рубенчик уже неоднократно отличался. Похоже, музыка и личность Шостаковича вызывает у г-на Рубенчика неудержимый критический зуд. И тут уж как определяли похожие ситуации классики: "Остапа понесло". В свое время на форуме "Классика" подробно обсуждалась одна из подобных статей Рубенчика, см. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=485. Одно из самых распространенных определений тогда было: "Бред сивой кобылы". Поэтому я бы не стал полагаться на какие-либо факты и свидетельства, приводимые в этой статье. Даже при самом поверхностном ее прочтении бросается в глаза откровенное вранье автора. Вот например в заключение своей статьи Рубенчик указывает, что Шостаковичу "было вручено 13 сталинских премий, из которых 8 были за музыку к кинофильмам". Господин Рубенчик даже не удосужился заглянуть в справочники и энциклопедии, из которых он смог бы узнать, что всего Шостакович получил пять Сталинских премий. из которых три - первой степени: в 1941 г. за фортепианный квинтет, в 1942 г. - за 7-ю "Ленинградскую" симфонию, в 1950 г. - за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к кинофильму «Падение Берлина» и две - второй степени: в 1946 г. - за фортепианное трио и в 1952 г. - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов.
В инете есть список всех лауреатов Сталинской премии в области литературы и искусства, см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1312750
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2011, 11:47:16 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чайковский, "Пиковая дама"
« Ответ #68 : Октябрь 02, 2011, 15:26:56 »
Для тех, кто не видел этой записи, или видел, но не имеет дома этой записи, сообщаю, что сейчас по ТВ-Культура будет передан спектакль "Пиковая дама" Большого театра, записанный в начале 80-х гг.
В ролях - Атлантов, Образцова, Милашкина, Мазурок, Шемчук и др. великие и выдающиеся певцы тех лет.

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=113426

ЛЕГЕНДАРНЫЕ СПЕКТАКЛИ БОЛЬШОГО. П.И. Чайковский. "Пиковая дама"
 
Пиковая дама (1983)

Телеверсия оперы Большого театра. Запись 1983 года.
Режиссер-постановщик Леонид Баратов.
Редакция Бориса Покровского.
Дирижер Юрий Симонов.

В главных партиях: Елена Образцова, Тамара Милашкина, Владимир Атлантов. 

Вступительное слово – Святослав Бэлза и Юрий Симонов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чайковский, "Пиковая дама"
« Ответ #69 : Октябрь 04, 2011, 16:28:59 »
ЛЕГЕНДАРНЫЕ СПЕКТАКЛИ БОЛЬШОГО. П.И. Чайковский. "Пиковая дама"

Телеверсия оперы Большого театра. Запись 1983 года.

Спектакль отличный, но одно только замечание всегда у меня возникает, когда я его слушаю: все партии хорошо впеты, но давно уже нуждаются в проверке и в "ремонте" с т.ч. зрения уточнения исполняемого нотного текста.
Я понимаю, что это неминуемо и что с течением времени певцы и дирижёры нарабатывают какие-то штампы и медленно дрейфуют прочь от первоначального текста, но время от времени текст нужно выверять и исполнение "чинить". Та же проблема существует и у солистов-инструменталистов - в течением времени детали нотного текста утрачиваются, и на их место приходит вырабатываемая в процессе интенсивного концертирования отсебятина. Особенно это касается точности интонирования, штрихов, пауз, фермат и пр., но и ноты и их длительности тоже могут неосознанно подменяться. Изменения вносятся исполнителями не нарочно - просто так устроена человеческая память, и настоящий профессионал должен постоянно контролировать себя в этом плане.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица