Автор Тема: Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908). Какие его произведения мы любим и за что ?  (Прочитано 38013 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Начнём с опер великого русского композитора, которому на нашем форуме уже посвящено несколько потоков:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1467.0

---------------------
Добро пожаловать на сайт о Римском-Корсакове!

http://www.rimskykorsakov.ru

гостевая книга:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1466.0
---------------------

Потоки форума:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4019.0
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2383.0



Следующий текст Александра заставил меня задуматься над вопросом: какие оперы Римского-Корсакова мы любим и за что ? Вот он:

... с удовольствием послушал сегодня «Псковитянку». К сожалению, я не очень люблю эту оперу (ее драматургия представляется мне достаточно рыхлой в отличие от всех остальных опер Римского-Корсакова)

У этой оперы довольно трудная была судьба, но я хотел бы в этом потоке завести речь не только о ней, но и обо всех операх Римского-Корсакова, очень разных по стилю и по художественному уровню.

Предлагаю обсудить, кому какой оперный набор из Римского-Корсакова кажется наиболее интересным и индивидуально-близким. Для меня это следующие названия: "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", "Снегурочка", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Кащей бессмертный", "Китеж", "Золотой петушок".

Вот так раз ! Получается, что "Псковитянка" у меня тоже не попадает в любимые мои оперы ! :) Это не значит, что я её не ценю, но душа у меня к ней особо не лежит. Но когда хорошо поют и с настроением – мне нравится послушать, тем более, что нас не слишком часто ею балуют (как и мн. др. его операми). То же самое, пожалуй, относится и к "Моцарту и Сальери" – если петь гениально, то можно получить очень хорошее и глубокое впечатление, но если певцы исполняют эту вещь формально, то сама по себе музыка не спасает. "Млада" интересна, но недостаточно выразительна, на мой вкус, а "Сервилия" – просто неудачна. Хотя запись её иметь я бы не отказался, но её никто не поёт и не записывает. Жаль.
Что касается моих любимых опер, то я их выделяю у Римского-Корсакова за музыкально-философскую фантастику сюжета, за саму музыку, её красоту и за мастерство её воплощения.
Интересно, какие оперы Римского-Корсакова выделили бы другие наши посетители ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вот тут имеются фонограммы опер Римского-Корсакова (записи середины ХХ века):

http://www.rimskykorsakov.ru/music.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Как хорошо, что Вы открыли тему про этого гениального русского композитора. Мое мнение, что не было в России композитора, который в оперном жанре смог бы добиться таких высот, как Римский - Корсаков.
Моя любимая опера этого композитора "Кащей бессмертный". К большому сожалению, оперу эту мало где ставят. А ведь она очень красивая и потрясающая, от начала и до конца. Есть не сколько записей, из которых я хотел бы выделить Гергиевскую с Константином Плужниковым в главной роли.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=187537


Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Предлагаю обсудить, кому какой оперный набор из Римского-Корсакова кажется наиболее интересным и индивидуально-близким.... Что касается моих любимых опер, то я их выделяю у Римского-Корсакова за музыкально-философскую фантастику сюжета, за саму музыку, её красоту и за мастерство её воплощения.
Интересно, какие оперы Римского-Корсакова выделили бы другие наши посетители ?
Я, безусловно, на первое место поставил бы «Китеж» -  видимо, из-за гениального исполнения этой оперы оркестром ГАБТ под управлением Евгения Федоровича Светланова в 80-х годах ХХ века, которое мне посчастливилось несколько раз слышать.  Впечатления были настолько яркими, что я до сих пор помню не только каждую тему, то и вообще, по-моему, каждую ноту этой огромной, но такой прекрасной партитуры. Мне кажется, это  - вершина русской музыкальной драматургии. На втором месте для меня – «Майская ночь» - самая, как мне кажется, светлая и мелодичная опера Римского-Корсакова. На третьем месте – «Царская невеста» с самыми яркими характерами и самыми драматичными ситуациями. Затем мне очень нравится четкой драматургией, мелодичностью и светлым настроем «Сказка о царе Салтане». В какой-то момент я открыл для себя и прелесть «Кащея Бессмертного», самым интересным мне представляется там образ Кащеевны, почему-то она мне там больше всего нравится. «Садко» люблю слушать частями, мне кажется, что эта опера не такая цельная, как другие.  Записи «Моцарта и Сальери» с Козловским-Рейзеном и Лемешевым-Пироговым всегда были  заслушаны до дыр, но, Вы правы, здесь нужны исполнители самого высокого уровня. Как и в «Псковитянке». Если там будет бас уровня Шаляпина, чистейшее сопрано и хороший драматический тенор и второй звучный бас с хорошими низами, то никто не заметит, что она драматически рыхлая! Кстати, пролог к «Псковитянке» - «Веру Шелогу» слушаю чаще, чем саму «Псковитянку», так как в свое время видел очень хорошую постановку (когда Бертман был еще совсем молодым, он прекрасно, без всяких лишних выкрутасов,  поставил «Иоланту» и «Веру Шелогу» в …оперной студии «Дома медицинского работника» (а потом именно эта оперная студия и превратилась в театр «Геликон»).  «Золотого петушка» я тоже люблю, но слушаю, в принципе, редко. Мне кажется, она не столько на эмоциональное, сколько на интеллектуальное восприятие рассчитана. «Снегурочку» почему-то недолюбливаю с детства, видимо, потому, что всегда горько плакал, когда она таяла. Музыка, конечно, великолепная, сказка прекрасная, но душа до сих пор не лежит, хотя, вроде, из детского возраста давно уже вышел. «Ночь перед рождеством» тоже слушаю редко, даже не знаю, почему. «Младу» слышал в Большом театре один раз. Показалась интересной, но немного затянутой. А второй раз послушать так терпения и не хватило. Вообще, в ней что-то есть такое… интересное, эпическое  и языческое. Пластинку с оперой «Пан воевода» послушал раза полтора, совершенно не запомнилась опера. А из «Сервилии» я только арию и дуэт слышал, но тоже хотел бы, конечно иметь целиком – для коллекции, а то как-то несправедливо получается – все оперы есть, а этой нет!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Собрание редкоисполняемых сочинений.
[/size]

Песнь об Алексее, божьем человеке

для хора и оркестра

сочинение 20

(1878)

Исполнитель: Московский симфонический оркестр и хор под управлением Владимира Зивы

---------------------

Сказка

для симфонического оркестра

сочинение 29

(1880)

Исполнитель: ГАСО п/у Светланова (?)

-------------------------

Концерт для фортепиано в сопровождении симфонического  оркестра cis-moll

сочинение  30

(1882—1883)

Исполнитель: Святослав Рихтер - фортепиано, оркестр п/у Кирилла Кондрашина

-----------------------------

Концертная фантазия на русские темы

для скрипки с оркестром

сочинение 33

(1887)

Исполнитель: Аарон Розанд - скрипка, Радиооркестр Люксембурга, дирижёр Луи де Фромен

--------------------------------

Песня о вещем Олеге

кантата для тенора, баритона, мужского хора и оркестра

на слова Пушкина

сочинение 58

(1899)

Исполнитель: Московский симфонический оркестр и хор под управлением Владимира Зивы

-----------------------

Концерт для тромбона в сопровождении духового оркестра

(1877)

Исполнитель: Адмиралтейский оркестр ЛВМБ

---------------------------

Квартет струнный на тему русской народной песни «В монастыре»

 (1879)

Исполнитель: ?

----------------------------

Хорал и вариации для струнного квартета

(?)

Исполнитель: ?

---------------------
 Концертштюк для кларнета в сопровождении духового оркестра

(1877)

Исполнитель: Дмитрий Ашкенази (кларнет), симфонический оркестр города Цинцинати

http://intoclassics.net/news/2009-05-22-6048

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Занимательные факты о Николае Андреевиче
« Ответ #5 : Февраль 04, 2011, 21:19:42 »
ничего страшного
Однажды некий недоброжелатель заявил Римскому-Корсакову, что музыка одного из его учеников очень похожа на музыку Бородина. Римский-Корсаков ответил на это:
- Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!
исключение из правил
Как-то раз на одном из своих консерваторских занятий Римский-Корсаков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты непременно должна быть написана в быстром темпе.
- А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в темпе адажио ламентозо? - спросил один из молодых композиторов.
Профессор развел руками.
- Потому что в любом правиле существуют исключения, - сказал он. - Более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений...
у композитора должен быть голос!
Будучи профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, Римский-Корсаков обычно проверял работы своих учеников или показывал какой-нибудь пример из принесенной им партитуры, сидя за роялем.
Иногда он просил кого-нибудь из своих учеников подыграть ему какой-нибудь голос. Рассказывают, что однажды он таким образом обратился к будущему композитору со словами:
- Подпойте-ка мне этот басовый голос... Молодой человек попробовал, но тут же сконфуженно пробормотал:
- Не могу, слишком низко...
- У композитора должен быть голос в семь октав, - назидательно сказал Римский-Корсаков и тут же сам подпел тему глубоким хрипловатым басом.
настоящий учитель
Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:
- Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным...
"долой!"
Однажды в 1905 году Николай Андреевич пришел в класс и с восторгом сообщил:
- Вчера вечером иду по Толмазову переулку, а рабочий навеселе громко кричит: "Долой!" - и потом тихо прибавляет: "А что, не скажу!"
Помолчав, Николай Андреевич уже совершенно серьезно добавил:
- Как много среди нашей консерваторской братии подобных лицемеров-околореволюционеров.
не надо его разочаровывать...
Когда после смерти Мусоргского Римский-Корсаков дописал его гениальную оперу "Хованщина", цензура приняла ее в штыки. Особое же негодование у цензора вызывали раскольники, к которым в опере было явно сочувственное отношение, а это противоречило позиции Священного Синода.
По этому поводу цензор сказал Римскому-Корсакову:
- Весьма желательно раскольников из оперы удалить и обратить их в людей чем-то недовольных.
- Чем же недовольных? - спросил композитор.
- Допустим, реформами Петра, или чем-нибудь еще... Чем будет непонятнее для благовоспитанного слушателя, тем лучше...
Римскому-Корсакову пришлось выбросить из пятого действия оперы самосожжение раскольников, а вместо этого появились таинственные "недовольные", которые окружены войсками и ждут смертной казни или чего-нибудь в этом роде.
Когда кто-то из друзей задал композитору вопрос: "Чего же все-таки ждут эти недовольные"? - тот отвечал:
- Об этом я знаю не больше вашего. "Чем непонятнее - тем лучше" - такова установка цензора. Так что не будете его разочаровывать, чтобы цензор в свою очередь не разочаровал артистов и публику и не запретил постановку вообще...
Это я!
В опере Римского-Корсакова 'Золотой петушок' на сцену выводили лошадей. Как известно, в этой опере есть весьма трудная партия Звездочета, для исполнения которой требуется высокий тенор или даже контртенор. В молодости эту арию пел Иван Козловский, и, в частности из-за трудности исполнения, сейчас эту оперу не ставят.
Вот на сцену выводят лошадей, и вдруг с одной из них случился конфуз. Лошадей увели, а последних должен был выходить Звездочет и петь: 'Царь премудрый, это я!'
И вот артист, исполняющий партию Звездочета (чуть ли не сам Козловский), выходит на сцену, видит эту лошадиную кучу, встает над ней и поет: 'Царь премудрый, это я!' - и отвешивает куче поклон.
Что происходило в зале, описать трудно. Так еще никогда не бисировали.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
музеи-усадьбы Римского-Корсакова
« Ответ #6 : Август 31, 2011, 16:14:18 »
Максим напомнил !

http://hist-usadba.narod.ru/links20-13.html
http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/52

Усадьба Н.А. Римского-Корсакова
Плюсский район, д. Вечаша



Вечаша и Любенск – два имения, которые связаны с именем великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Здесь рождались многие знаменитые произведения. В Любенске композитор обрел вечный покой.

Впервые Н. А. Римский-Корсаков приехал в Вечашу в 1894 году, в имение «старой старухи» Огаревой, которое находилось неподалеку от станции Плюсса. Огарева вместе с дочерью жила в маленьком домике на территории имения, большой дом сдавала летним съемщикам. Николая Андреевича восхищало и вдохновляло «чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами, вязами и т.д». В «Летописи моей музыкальной жизни» он писал: «Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Купанье прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Лес поодаль, но прекрасный. Работа спорилась. За лето почти полностью была написана опера «Ночь перед Рождеством».

Николая Андреевича всегда тянуло в «милую Вечашу». В 1904 году семья снова поселилась здесь на лето. Тут все было знакомо: и природа, и люди. Здесь прекрасно работалось, что для композитора было главным в жизни. Приезжал сюда композитор и в следующем, 1905 году.





Не менее заметный след в жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова оставило и имение Любенск, рядом с Вечашей, где композитор впервые поселился в 1907 году. Имение находилось с другой стороны того же озера Песно, в 15 километрах от станции Плюсса. Позже Римский-Корсаков купил это имение.

Здесь, в Любенске, в 1907 году была закончена опера «Золотой петушок».



Н.А. Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы".



Любимым местом отдыха композитора была "беседка" под старой липой, со скамейкой и обрамлением из кустарников, близ восточной аллеи, ограничивающей цветник. Сотни яблонь, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - всё это наполняло воздух красками, поэзией, музыкой.

В 1908 году, 21 мая, композитор приехал в Любенск. Николай Андреевич тяжело болел, и этот переезд сопровождался тяжелейшим сердечным приступом. В ночь на 6 июня последовал новый приступ. На следующий день композитор писал письма, играл немного на рояле.

Приступ начался сразу после двух часов ночи. В это время началась гроза, зашумел летний ливень. Смерть композитора наступила около половины третьего…

Николай Андреевич Римский-Корсаков похоронен в Санкт-Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры. Семья его жила в Любенске до 1919 года. В 1921 году по инициативе А. В. Луначарского оба дома — в Вечаше и Любенске — были взяты под охрану государства.



Война не пощадила этих памятных мест. Фашисты сожгли дома в Вечаше и Любенске, почти полностью вырубили сады и парки. Однако после Великой Отечественной войны в Вечаше был создан музей Н. А. Римского-Корсакова. В послевоенные годы музей восстанавливался. Была восстановлена усадьба в Любенске, посажен сад. На фундаменте вечашенского дома тоже возрождено здание. Но его внутренняя планировка условна.

В марте 1995 года в Любенске и Вечаше произошло событие, важное и знаменательное не только для Плюсского района и Псковщины, но и музыкальной России, — открылся мемориальный музейный комплекс великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова в Любенске, Вечаше. Приехавшая на этот праздник внучка композитора, Татьяна Владимировна Римская-Корсакова, провела первую экскурсию.
« Последнее редактирование: Сентябрь 19, 2011, 10:28:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Black_Romance

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Безумно люблю Снегурочку. Сама исполняла только одну арию Сцену таянья. А сейчас учу хор птиц.  "Снегурочка", сама опера, ассоциируется у меня с нескончаемой любовью и нежностью. Очень нравится сюжет, но, к сожалению, никогда не видела этой оперы.

Оффлайн arghee

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Кстати, все время забываю про Кощея. Сейчас поищу где послушать целиком )

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: музеи-усадьбы Римского-Корсакова
« Ответ #9 : Сентябрь 18, 2011, 16:30:42 »
Максим напомнил !

Вспоминал-вспоминал - так и не смог вспомнить, о чем это я напомнил. ???

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Собрание редкоисполняемых сочинений.
[/size]


Сказка

для симфонического оркестра

сочинение 29

(1880)

Исполнитель: ГАСО п/у Светланова (?)

Изумительное произведение. Конечно, Е.Ф. Светланов как интерпретатор и пропагандист русской музыки вызывает бесконечное уважение. Но мне кажется, мы очень мало знаем о том, как много редко исполняемых произведений русской музыки было записано задолго до Светланова, однако, до сих пор эти потрясающие записи никому не известны. Например, до войны в Большом театре был такой дирижер - Лев Петрович Штейнберг, который записал помимо "Царской невесты" (единственная его запись, которая более менее известна) еще ряд симфонических произведений, преимущественно русских, в т. ч. "Сказку". Вот это исполнение можно слушать бесконечно, все время открывая в нем что-то новое. Еще он записал "Фантазию на русские темы" с Галиной Бариновой (скрипка). Тоже потрясающе. Все это 1938 год, тонфильм. Не знаю, соберется ли когда-нибудь "Аквариус" или какая-то другая студия издать это сокровище. Во всяком случае, такие интерпретации заслуживают всяческого внимания и то, что мы совсем не знаем Л.П. Штейнберга как симфонического дирижера - колоссальный пробел. Лев Петрович был одним из немногих русских дирижеров, который выступал еще в XIX веке и при этом успел сделать великолепные записи на радио.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
мы совсем не знаем Л.П. Штейнберга как симфонического дирижера - колоссальный пробел. Лев Петрович был одним из немногих русских дирижеров, который выступал еще в XIX веке и при этом успел сделать великолепные записи на радио.

Хочу напомнить, что сравнительно недавно Виста Вера выпустила "Царскую невесту" под управлением Штейнберга:

http://www.cd-classica.ru/a181.htm



Николай Римский-Корсаков (1844-1908). "Царская невеста"
Опера в четырёх действиях; либретто автора и И. Тюменева по одноименной драме Л. А. Мея (1822—1862).  Написана в 1898 году.  Первая постановка состоялась в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова  22 октября (3 ноября) 1899 года.
                                               
Хор и оркестр Большого театра. Дирижёр – Лев Штейнберг

Действующие лица и исполнители:
Василий Степанович Собакин, купец – М.Михайлов, бас
Марфа, его дочь – Н.Шпиллер, сопрано
Григорий Григорьевич Грязной, опричник – П.Медведев, баритон
Григорий Лукьянович Малюта-Скуратов, опричник – Н.Любимов, бас
Иван Сергеевич Лыков, боярин – А.Орфёнов, тенор
Любаша – М.Максакова, меццо-сопрано
Елисей Бомелий, царский лекарь – В.Якушенко, тенор
Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена – С.Панова, сопрано
Дуняша, её дочь, подруга Марфы – В.Гагарина, меццо-сопрано
Петровна, ключница Собакиных – М.Левина, меццо-сопрано
Молодой парень – Б.Зелезенский, тенор

Диск 1. Действие 1. Действие 2 (сцены 1-3). Время звучания: 75.20
Диск 2. Действие 2 (сцены 4-7). Действие 3. Действие 4. Время звучания: 69.47

Запись 1939 г.
Реставрация: Виста Вера, 2008                                     
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Римский-Корсаков
« Ответ #12 : Сентябрь 18, 2011, 17:43:57 »
Максим напомнил !

Вспоминал-вспоминал - так и не смог вспомнить, о чем это я напомнил. ???

Ну как же ! :))
Вот:

... в Музейно-выставочной галерее «Дом Ф. И. Шаляпина» в рамках проведения фестиваля музыкальных музеев TERRA MUSICALE состоится открытие фотовыставки и презентация двух музыкальных музеев Псковской области – Музея-усадьбы М. П. Мусоргского в с. Наумово и Музея-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше

Я сразу вспомнил про эти музеи-усадьбы и разыскал по ним информацию ! :)
Но на данный момент основными музеями Римского-Корсакова всё же являются не Любенск и Вечаша, а его музей-квартира на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге и родовое гнездо в Тихвине, где создан и до сих пор поддерживается в приличном состоянии прекрасный музей.


На Загородном проспекте в СПб:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9D._%D0%90._%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0






На этом рояле мне разрешили поиграть под тем предлогом, что "инструмент должен жить" :))
Я сыграл прелюдию Рахманинова и поэму Скрябина. Их обоих Римский-Корсаков не очень-то жаловал ! :)) Но вместе с ними он составляет ядро русской музыки рубежа веков.



В Тихвине:

http://gorod.tikhvin.org/index.php?pcid=8&cid=401



« Последнее редактирование: Сентябрь 18, 2011, 18:08:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Римский-Корсаков
« Ответ #13 : Сентябрь 18, 2011, 17:56:14 »
А, понятно, теперь вспомнил.  :)

Хочу напомнить, что сравнительно недавно Виста Вера выпустила "Царскую невесту" под управлением Штейнберга              

В том-то и дело, что эта запись уже неоднократно выпускалась до этого, в т. ч. на cd. А вот симфонические записи Штейнберга до сих пор не известны.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Римский-Корсаков
« Ответ #14 : Сентябрь 18, 2011, 22:47:35 »
В том-то и дело, что эта запись уже неоднократно выпускалась до этого, в т. ч. на cd. А вот симфонические записи Штейнберга до сих пор не известны.

Вы имеете в виду инструментальные симфонические произведения, но я уверен, что симфонический дар Штейнберга вполне отчётливо проявился в этой записи ! Достаточно послушать увертюру и другие симфонические фрагменты этой замечательной оперы.
Кроме того, данная работа Виста Веры очень хороша ещё и по звуковому качеству: мне кажется, такого качества ещё не было ни на виниле, ни на CD. "Группа товарищей" хорошо поработала и нашла хороший баланс между необходимостью донесения до слушателя максимального количества исходной информации и необходимостью хоть какой-то её обработки и шумоподавления.
Это же 1939 год !
И, кстати, первая в истории полная запись "Царской невесты" !
Сейчас вот даже нарочно взял эти диски в руки ещё раз послушать и проверить свои давние положительные впечатления: впечатления остались положительными ! :) Запись, безусловно, уникальна и по своим художественным достоинствам - и дело не только в замечательных певцах, но и в дирижёрской трактовке, которую Штейнберг, судя по всему, доносит до нас такой, какой она была в лучшие моменты ещё задолго до революции 1917 года - где-то во времена создания этой оперы и первых появлений её на подмостках оперных театров, - и, возможно, учитывает пожелания самого автора по части её исполнения (Штейнберг, родившийся в 1870 году, учился в Римского-Корсакова по композиции). В своём роде это художественное чудо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Римский-Корсаков
« Ответ #15 : Сентябрь 18, 2011, 23:05:20 »
Вы имеете в виду инструментальные симфонические произведения, но я уверен, что симфонический дар Штейнберга вполне отчётливо проявился в этой записи ! Достаточно послушать увертюру и другие симфонические фрагменты этой замечательной оперы.

Да, как раз по этой записи можно судить как о дирижерском искусстве Л.П. Штейнберга, так и о том, какое сокровище представляют его до сих пор неопубликованные симфонические записи. Можно только сожалеть, что другие его оперные записи на радио не сохранились или сохранились в небольших отрывках.

Оффлайн Marian

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Н. Римский-Корсаков
« Ответ #16 : Ноябрь 12, 2011, 02:48:07 »
Здравствуйте! Пишу дипломную работу о сказочных операх Н.А. Римского-Корсакова и ищю подходящую библиографию и клавиры. Могли бы подсказать где бы я могла найти клавиры опер с оркестровым сопровождением? Пока что нашла только "Снегурочку" и "Золотого Петушка", хотелось бы еще найти и остальные (т.е. "Садко","Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Сказка о царе Салтане" и "Кащей Бессмертный"). И если можете подсказать какие-нибудь книги которые помогли бы мне в работе.
Живу я в Греции и ничего подходящего в нотных и книжных магазинах не нахожу, да и в университете о русской музыке к сожелению преподователи мало чего знают.
Спасибо. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Н. Римский-Корсаков
« Ответ #17 : Ноябрь 15, 2011, 13:48:00 »
Где искать клавиры знаю точно - в библиотеке ! :) Или вы имеете в виду электронные клавиры ?
По поводу книг могу определённо рекомендовать "Летопись" самого Римского-Корсакова и его же "Оркестровку", а также 2-томные "Воспоминания о Р-К" Ястребцева. Очень дельная книга о 3-х операх Римского-Корсакова и о его творчестве в целом была издана в своё время М.Гнесиным: он рассматривает в ней "Садко", "Петушка" и "Кащея"; на мой взгляд, "эта книжечка стоит многих томов".
Где-то на сайте Бельканто.ру (поищите там www.belcanto.ru) размещён мой Аналитический этюд о "Кащее", созданный по прочтении книги М.Гнесина. Гнесину удалось то, что не удавалось другим исследователя - он ухватил многие ключевые идеи Римского-Корсакова и сумел их объяснить, коснувшись также деталей сценариев некоторых опер, музыкальной их подоплёки и психологии их героев.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Marian

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Н. Римский-Корсаков
« Ответ #18 : Ноябрь 15, 2011, 13:58:44 »
Где искать клавиры знаю точно - в библиотеке ! :) Или вы имеете в виду электронные клавиры ?
По поводу книг могу определённо рекомендовать "Летопись" самого Римского-Корсакова и его же "Оркестровку", а также 2-томные "Воспоминания о Р-К" Ястребцева. Очень дельная книга о 3-х операх Римского-Корсакова и о его творчестве в целом была издана в своё время М.Гнесиным: он рассматривает в ней "Садко", "Петушка" и "Кащея"; на мой взгляд, "эта книжечка стоит многих томов".
Где-то на сайте Бельканто.ру (поищите там www.belcanto.ru) размещён мой Аналитический этюд о "Кащее", созданный по прочтении книги М.Гнесина. Гнесину удалось то, что не удавалось другим исследователя - он ухватил многие ключевые идеи Римского-Корсакова и сумел их объяснить, коснувшись также деталей сценариев некоторых опер, музыкальной их подоплёки и психологии их героев.

Спасибо огромное за информацию!
В библиотеках у нас нету таких клавиров, а в Россию так просто не слетаеш..поэтому хотелось бы найти в электронной форме или заказать с клавиры какого-нибуть электронного магазина, но пока ничего не нашла.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Н. Римский-Корсаков
« Ответ #19 : Ноябрь 15, 2011, 19:58:33 »
Вот, собрание клавиров опер этого прекрасного композитора
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1442883

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
клавиры Римскиого-Корсакова
« Ответ #20 : Ноябрь 15, 2011, 20:42:23 »
Вот, собрание клавиров опер этого прекрасного композитора
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1442883

Оооооо ! Cesar !
Какой подарок !
А у меня руки не дошли туда заглянуть, а там целый клад !!
Помещу инфо также в основной поток о Римском-Корсакове !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
клавиры опер Римского-Корсакова
« Ответ #21 : Ноябрь 15, 2011, 20:45:01 »
Коллеги !
Cesar сделал нам подарок, обнаружив в сети это сокровище:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1442883

(Опера / Клавир) Н.А.Римский-корсаков - Собрание Опер (pdf)

Млада (Mlada),
Ночь перед Рождеством (Christmas Eve),
Боярыня Вера Шелога (Noblewoman Vera Sheloga),
Псковитянка (Maid of Pskov),
Пан Воевода (Pan Voyevoda),
Садко (Sadko),
Снегурочка (Snow Maiden),
Майская ночь (May Night),
Царская невеста (The Tsar's Bride),
Сказка о царе Салтане (Tale of Tsar Saltan),
Моцарт и Сальери (Mozart and Salieri),
Кащей бессмертный (Kashchey the immortal),
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (The tale of the invisible City of Kitezh and Maiden Fevronia),
Золотой петушок (The Golden Cockerel).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 365
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Н. Римский-Корсаков
« Ответ #22 : Ноябрь 15, 2011, 20:48:07 »
И если можете подсказать какие-нибудь книги которые помогли бы мне в работе.

Есть еще такая книга: А.Соловцов - "Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова"
М., "Музыка", 2-е издание, 1969 год
Серия "Классики мировой музыкальной культуры"
673 стр. с иллюстр, нотн.примерами


СОДЕРЖАНИЕ
 
Глава первая: Тихвин. В морском корпусе............5
Глава вторая: Балакирев. Морское плавание........... 27
Глава третья: Снова среди друзей. Первые сочинения........47
Глава четвертая: Первая опера. Путь к мастерству..........80
Глава пятая: Творческая зрелость ...............140
Глава шестая: Восьмидесятые годы...............196
Глава седьмая: Сочинения восьмидесятых годов..........218
Глава восьмая: Трудное время.................283
Глава девятая: «Ночь перед рождеством». «Садко».........306
Глава десятая: Римский-Корсаков и Мамонтовский театр.......351
Глава одиннадцатая: «Этюды»................383
Глава двенадцатая: «Царская невеста». «Сказка о царе Салтане».....417
Глава тринадцатая: На рубеже cтолетий...............457
Глава четырнадцатая: «Кащей бессмертный»..............477
Глава пятнадцатая: «Сказание о невидимом граде Китеже»........499
Глава шестнадцатая: Римский-Корсаков и консерватория.........535
Глава семнадцатая: Последние годы................557
Заключение.................608
Краткий хронограф жизни и творчества......631
Музыкальные произведения......641
Указатель имен......646
Указатель литературы......649

http://intoclassics.net/news/2011-11-09-25839

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
клавиры опер Римского-Корсакова
« Ответ #23 : Ноябрь 15, 2011, 20:48:59 »
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1442883

(Опера / Клавир) Н.А.Римский-корсаков - Собрание Опер (pdf)

Друзья мои !
Тех, кто скачает это феноменальное собрание нот, очень прошу выложить его в том же виде на любом файлообменнике (не торренте), чтобы все наши читатели получили к нему доступ.
Благодарю заранее, т.к. сам я торрентом тоже не пользуюсь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: клавиры Римскиого-Корсакова
« Ответ #24 : Ноябрь 15, 2011, 20:56:51 »
Вот, собрание клавиров опер этого прекрасного композитора
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1442883

Оооооо ! Cesar !
Какой подарок !
А у меня руки не дошли туда заглянуть, а там целый клад !!
Помещу инфо также в основной поток о Римском-Корсакове !
Я же все таки историк и поэтому в плане поиска источников и литературы я довольно оперативен и эту работу выполняю довольно не плохо :) ;) :)