Автор Тема: Кшиштоф Пендерецкий (р.1933 г.), польский композитор  (Прочитано 25547 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950


Зрители Большого театра в Москве приняли известного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого за председателя Центральной избирательной комиссии России Владимира Чурова, устроив музыканту «политические овации».

:)))) Умора ! Пеедерецкому крупно повезло, что он не нарвался на системных и несистемных оппозиционеров ! 
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 371
    • Русское исполнительское наследие на CD
 :)) "Но теперь одна мысль терзает меня: что думал Пендерецкий в ту минуту, когда ему орали, что он торгует мертвыми душами?"



http://www.ridus.ru/news/23539/

"И, кстати, вашего соседа забирают,
негодяя,
Потому, что он на Берию похож" (с).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) "Но теперь одна мысль терзает меня: что думал Пендерецкий в ту минуту, когда ему орали, что он торгует мертвыми душами?"

"И, кстати, вашего соседа забирают,
негодяя,
Потому, что он на Берию похож" (с).

Да, любопытная история, которая, кстати, ярко показывает, насколько взвинчена и политизирована общественно-политическая ситуация (по бОльшей части искусственно-провокационно), как сильно зобмированы и уже, наверное, неадекватны эти самые "несистемные оппозиционеры", на глазах прекращающиеся в обыкновенных хулиганов и уголовников при полном попустительстве и даже при подстрекательстве нашей "либеральной творческой интеллигенции", которая всегда впереди всех в вопросах социальной дестабилизации. Пендерецкого трудно упрекнуть в "нелюбви к демократии", но, тем не менее, думаю, ему было неприятно. Если он, конечно, сразу понял, что происходит ! :))
Но это всем урок: не нужно сходить с ума от ненависти, потому что пресловутый "праведный гнев" может неожиданно обрушиться на совершенно невинных людей и причинить им неприятности. Помните угрозы, которые поступали от несистемщиков в адрес авторов роликов за Путина ? Представьте себе, что могло бы произойти, перепутай какой-нибудь чеканутый "оппозиционер" Пендерецкого с Чуровым не в ложе ГАБТа, а где-нибудь в его коридорах или, не дай бог, на улице - кто тогда сможет поручиться за физическую неприкосновенность лица, похожего и случайно принятого за "идейного врага" ?? Это же просто опасно !
Мне кажется, психопатов необходимо предельно жёстко одёргивать.
Что касается Пендерецкого, то я с удовольствием послушал бы в концертных залах Москвы лучшие его произведения традиционалистской направленности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Что касается Пендерецкого, то я с удовольствием послушал бы в концертных залах Москвы лучшие его произведения традиционалистской направленности.

Я слышал некоторые его работы традиционного письма, но они мне показались слабыми и несамостоятельными. Слабыми не по технологии письма, а по общему художественному уровню и несамостоятельными в плане стиля. Но, хочу заметить, что эти мои впечатления основаны на знакомстве лишь с некоторыми его работами. Возможно в его творчестве последних лет есть что-то интересное, но пока ничего заметного я для себя не выделил.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я слышал некоторые его работы традиционного письма, но они мне показались слабыми и несамостоятельными.

Выше по течению мы слушали его ф-п Концерт в память об "11 сентября" - на мой взгляд, это выдающееся произведение традиционалистского склада. Да другой склад американцы просто не восприняли бы.
Я всё ещё мечтаю, что А.Гиндин, который уже играл это произведение под управлением автора в российской провинции, чем несказанно осчастливил её, когда-нибудь сыграет это произведение в Москве ! Я был уверен, что его сыграют у нас на 10-летнюю годовщину катастрофы башен-близнецов, но этого не случилось, что очень и очень жаль !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Выше по течению мы слушали его ф-п Концерт в память об "11 сентября" - на мой взгляд, это выдающееся произведение традиционалистского склада. Да другой склад американцы просто не восприняли бы.

Вы знаете, лично на меня этот его концерт большого впечатления не произвел. Да, конечно здесь сказываются мои субъективные представления, мое понимание музыки. Я склоняюсь к тому, что музыка (особенно сегодня !) должна выражать добро, любовь, красоту мира, а не уродство, взрывы, катастрофы. Конечно Вы будете со мной спорить и будете правы утверждая то, что музыка способна выражать расные стороны жизни и не только добро, но и зло, не только любовь, но и ненависть, не только жизнь, но и смерть и т.д.. Но великое искусство классиков всегда выражает гл. обр. красоту и силу жизни, красоту и благородство человеческих чувств, величие и бессмертие мироздания ! Послушайте сочинения классиков, где выражаются мрачные стороны жизни и там всегда будет надежда. И в самых мрачных симфониях Шостаковича всегда будет надежда - она проходит красной нитью. В сочинении Пендерецкого я не слышу никакой надежды - образы разрушений представлены правдоподобно, но и прямолинейно, а в результате, нет сакральности, нет того, над чем можно было бы поразмышлять. Я Вам больше скажу... Когда я впервые услышал это сочинение, я не знал, что оно рисует Нью-Йоркскую трагедию произошедшую 11 сентября 2001 (хотя еще большой вопрос кто ее организовал !), но слушая его симфонию я уже слышал в музыке апокалиптическую катастрофу, пронизанную  тотальной безнадежностью и ничего больше я не услышал. У меня такое впечатление, что Пендерецкий, несмотря на то, что после резкой трансформации сущности своего творчества в сторону музыки, все же в художественном плане выражает все ту же разрушительную эстетику, какую он выражал работая за пределами музыкального творчества. Я уже не говорю о том, что у него нет своего авторского стиля - есть некоторые черты, но, на мой взгляд, слишком слабо выраженные. Нет желания слушать музыку рисующую картины разрушений, музыку иллюстративного плана, статичного образа, музыку не способствующую сопереживанию, состраджанию, музыку, где нет надежды, музыку, которая своими высокими идеями не вселяет чувство восторга, музыку, которая не выражает светлые и сакральные стороны жизни, музыку, которая не показывает красоту, грандиозность и совершенство мироздания, величие человека, музыку, которая не побуждает к жизни.

Вот я слушаю всего лишь пьесу для фортепиано в 4-ре руки - одно из любимых мною сочинений Н.Капустина op.49 http://www.youtube.com/watch?v=ZMHYzFjuNfY&feature=related и я не могу по художественному значению поставить в один ряд гениальное сочинение Н.Капустина и фортепианный концерт К.Пендерецкого, которых в 20-м веке писались и пишутся тысячами штук и которые не выражают ничего, кроме иллюстраций разрушений, апокалипсиса и пр..    

Я всё ещё мечтаю, что А.Гиндин, который уже играл это произведение под управлением автора в российской провинции, чем несказанно осчастливил её, когда-нибудь сыграет это произведение в Москве ! Я был уверен, что его сыграют у нас на 10-летнюю годовщину катастрофы башен-близнецов, но этого не случилось, что очень и очень жаль !

Пусть лучше этот концерт К.Пендерецкого звучит на месте трагедии в Нью-Йорке - там ему самое место !

Я считаю, что в этом художественно незначительном сочинении К.Пендерецкого нет ни смысла, ни надобности. Что делает К.Пендерецкий ? Он всего лишь силой собственного творчества повторяет то, что уже произошло - рисует трагедию и больше ничего. В его сочинении нет главного - образов противостоящих разрушительной силе, нет жизненной энергии, нет надежды. Его сочинение не вызывает никакого сострадания. Не вижу смысла в этой его работе ? Такого типа прямолинейные статичные иллюстрации ссоздавались и создаются в значительном количестве, причем не только  в музыке. Например в отечественном кинематографе фильм "Груз 200" А.Балабанова показывает тоже самое, что выражает и концерт К.Пендерецкого http://rutube.ru/tracks/1107351.html (ссылка на обсуждение в передаче "Закрытый показ". Мнения, в массе своей, красноречивы и весьма показательны). При всем многообразии суждений, как близких моему пониманию сущности произведения искусства, так и диаметрально противоположных, я бы выделил мнение замечательного актера А.Проховщикова, который подчеркнув все достоинства картины, мастерство создателей, высказался о ней следующим образом: "Задача любого вида искуссва... - дыхание должно быть у людей, крылья должны быть, человек должен лететь, а не углекислый газ, не умирать. Я считаю, что это замечательная талантливая ФОТОГРАФИЯ".

Фортепианный концерт К.Пендерецкого (его художественная сущность) - это черно-белая фотография, такая же фотография, как и "Груз 200", как и значительное количество работ созданных во 2-й половине 20 века, после 2-й мировой, когда вместе с уничтожением миллионов жизней, памятников культуры, произошло и разрушение эстетических ценностей человечества - его основ, законов по которым развивалось истинное искусство - искусство классиков. Творчество Д.Шостаковича, Г.Свиридова, В.Довганя, Н.Капустина... развивается в рамках тех традиций, по которым развивалось искусство их великих предшественников. Творчество К.Пендерецкого все же находится под сильным влиянием разрушительных идей творчества столь воспеваемых послевоенным поколением деятелей сферы искусств, к которому он собственно и принадлежит. Идеи искусства неизменны, а насильственное их свержение и замещение другими (гл. обр иллюстративно и статично рисующих разрушение, уничтожение и больше ничего) вызывают естественное отторжение у публики и, соответственно, это не произведение на уровне искусства, а всего лишь произведение творчества, которых многие тысячи.
« Последнее редактирование: Март 03, 2012, 14:57:47 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
24 февраля 2013, 14:43   |   Культура   |   Олег Кармунин
Кшиштоф Пендерецкий: «Скоро состоится религиозная революция»

http://izvestia.ru/news/545550

Классик польской музыки — об отречении Бенедикта XVI, стихах Сергея Есенина и недоверии к дирижерам

В Санкт-Петербургской филармонии проходит фестиваль «Два дня польской музыки», в рамках которого маэстро Кшиштоф Пендерецкий сыграл три собственных произведения. Помимо Третьей симфонии, написанной более 10 лет назад, композитор впервые в России исполнил концерт для валторны с оркестром «Зимний путь» и три китайские песни для голоса с оркестром. Перед концертом корреспондент «Известий» встретился с паном Пендерецким.


— Маэстро, расскажите про новые произведения, которые вы впервые играете в России.

— Я бывал в Петербурге уже много раз и давно мечтал привезти свои новые вещи. Три китайские песни я написал всего четыре года назад, и в них выразилось мое давнее очарование китайской музыкальной культурой. Я каждый год бываю с концертами в Поднебесной, и раз за разом Китай все больше меня восхищает. Работа над песнями в самом разгаре: всего их будет семь, и они должны исполняться в рамках единого 40-минутного цикла.


— Когда будут готовы остальные?

— Не знаю, я никуда не тороплюсь и всегда пишу много разного одновременно. Сейчас для остальных четырех у меня есть только поэтический текст, и по мере готовности я буду добавлять в свои концерты новые песни. Процесс творчества у меня всегда очень длительный. Некоторые произведения, такие как Польский реквием, писались почти четверть века, иные написаны за несколько дней, но это скорее исключение из правил.


— Почему в каталоге ваших сочинений так много концертов?

— В детстве я был скрипачом, и когда стал сочинять, всегда мысленно примерял на себя шкуру исполнителя. Быть может, если бы я уделял больше внимания практике, моя судьба сложилась бы по-другому. Так или иначе, со временем я решил, что мои произведения должны выстраиваться вокруг единственного солирующего инструмента, и в результате написал целых 15 концертов. Причем каждый предназначался не столько для определенного инструмента, сколько для конкретного человека. Мы были большими друзьями со Славой (Мстиславом Ростроповичем. — «Известия»), так что я написал для него три произведения; для Анне-Софи Муттер я сочинил скрипичный концерт; живя в Америке, я писал для Айзека Стерна, ну и так далее.


— «Зимний путь» создан по той же схеме?

— Да, он написан для моего хорошего друга Радована Влатковича, который специально приехал в Петербург, чтобы исполнить этот опус.


— Для вас принципиально дирижировать собственной музыкой?

— Да. Дирижирование своей музыкой это как создание эталонного исполнения, потому что последующие дирижеры ограничатся только разучиванием партитуры. В 60-е, когда я писал достаточно сложную музыку, многие не могли разобраться в моем композиторском замысле. И как-то раз в одной стране я был свидетелем странного концерта: дирижер совершенно не понял того, что я имел в виду. Это было настолько другое произведение, что я поначалу даже не узнал его.


— Может быть, оно было по-своему интересным?

— Не думаю. Если ты как автор вкладываешь в музыку определенную идею, она должна хорошо считываться. Даже если в музыке предусмотрены элементы импровизации, должно быть четко определено, где они начинаются и где заканчиваются. После того горького опыта я поменял свой подход к написанию партитур — теперь я фиксирую свои замыслы более прямолинейно и понятно. Не оставляю никакой свободы другим дирижерам — все нужно играть ровно так, как написано на бумаге.


— Вы были одним из пионеров электронной музыки. Почему довольно быстро от нее отказались?

— В 50-е меня очень восхищали возможности, которые открывали электронные инструменты. Я работал в студии почти четыре года, но в итоге мне стало абсолютно очевидно, что у электронной музыки существуют довольно жесткие непреодолимые рамки. Тогда я потерял к ней интерес и больше никогда в эту сферу не возвращался. Наверное, я и сейчас могу написать что-то электронное, но мое воображение шире, чем возможности такого рода музыки. За последние полвека произошло огромное развитие техники, но не идей ее использования. Набор методик гораздо более ограниченный, чем, скажем, в работе с симфоническим оркестром.


— Как вы относитесь к современному авангарду?

— Я знаю, что мою раннюю музыку часто относят к авангарду. Наверное, это справедливо, но лишь с одной поправкой: в 50-е авангард было по-настоящему новым, мы открывали нечто неизведанное. А сейчас никакого авангарда не существует, потому что все повторяют избитые ходы, которые мы нашли 50 лет назад. Сейчас есть просто бесконечное множество музыкальных течений. Все они очень интересные, но никаких инноваций в них нет.


— Говорят, что вы принципиально не слушаете чужую музыку.

— Я просыпаюсь рано утром, и в голове у меня сразу несколько тем, которые нужно записать в грядущую неделю. Поэтому любая музыка, которую я слышу во время работы, выбивает меня из творческого равновесия. Мне нужно замкнуться на самом себе. Впрочем так, наверное, со всеми — разве художник ходит на выставки других художников?


— Многие ходят.

— Я устроен по-другому. Мне нужно быть свежим: в шесть утра сесть за стол и не думать о том, что я слышал вчера на концерте.


— Почему в 70-е вы обратились к неоромантизму?

— Я считаю, что написал всего четыре неоромантических произведения. Тогда мне было важно отделить новый жизненный этап от предыдущего, ну и, кроме того, к этому располагал контекст польской культуры, в которой романтизма почти не было. Нигде нельзя было услышать Брукнера или Сибелиуса, и когда я уехал из Польши, поселившись на пару лет в Берлине, я стал часто исполнять романтиков. С тех пор я заразился большой симфонической музыкой конца XIX века и решил развивать ее традиции в собственном творчестве. Как мне кажется, в свое время я сделал на ее основе нечто совершенно новое.


— А что для вас сейчас ново?

— Сейчас, думаю, моя музыка — это синтез всего, что я писал на протяжении жизни. В ней можно найти множество отсылок к раннему и позднему моему творчеству. Некоторые критики, впрочем, знают о музыке даже больше, чем композиторы, и пытаются четко определить жанр, положив тебя на отдельную полку. Их проблема в том, что они никогда не смогут описать музыку одним словом без потери смысла. Романтизм? По-моему, арии Баха это абсолютный романтизм. Я уверен, что нужно просто писать то, что тебе нравится, а определение какого-либо художественного направления это дело второй важности.


— Какие у вас взаимоотношения с русской культурой?

— Она во многом повлияла на мое мировоззрение: я был знаком с Шостаковичем, и именно его творчество вдохновляло меня на протяжении жизни. Мое восхищение в той же мере относится к русской литературе; стоит только сказать о том, что следующий цикл песен я планирую написать на стихи Сергея Есенина.


— Слушаете современную русскую музыку?

— Не так много. Губайдулину, Щедрина, но это люди моего поколения. К сожалению, молодых композиторов я не слышал.


— У вас есть версия, почему Бенедикт XVI отрекся от престола?

— Мне кажется, наступил большой религиозный кризис, потому что люди перестали нуждаться в Церкви. От этого она все больше и больше озлобляется. Папа ушел именно из-за кризиса религии — он понял, что не сможет изменить Церковь и мир. А я, в свою очередь, не теряю надежд, что Церковь вскоре перестанет ссорить людей друг с другом и наконец-то откроет двери для всех. Через несколько лет должна состояться религиозная революция.


— Придет новый Мартин Лютер?

— Да. Наступило время для такого человека. А Бенедикт точно был из другого теста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2013/02/28/kompozitor.html
.................

- Я слышал, что вы пишете оперу по "Федре" Расина.

Кшиштоф Пендерецкий: Да, я сочиняю эту оперу по заказу Венской Штаатсопер. Также я подготовил новую версию "Дьяволов из Людена". Премьера с большим успехом прошла в Копенгагене. Об этой опере я говорил с Валерием Гергиевым и надеюсь, что он ее исполнит здесь. В России не исполнялось ни одной моей оперы.

- Вы сочиняете по старинке - записывая карандашом?

Кшиштоф Пендерецкий: Да, и очень люблю цветными мелками, поскольку обычно записываю сразу несколько версий. Кроме того, цвет может натолкнуть на хорошую идею. Это тоже своего рода игра. Не представляю, как можно сочинять музыку на компьютере. А сочинять люблю больше всего, сидя за своим столом в Люславице или Кракове. Еще есть местечко на Балтийском море, куда мы ездим с женой Эльжбетой на протяжении 46 лет. Привычка - вторая натура.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ораторию "Страсти по Луке" Пендерецкого поставят в столичной "Новой опере"

Культура  17 ноября, 19:22 UTC+3
Премьера намечена на 10 июня

...Из-за насыщенного графика маэстро довольно часто сам выбирает, куда хочет приехать на гастроли, а куда нет. Но в Россию приезжает регулярно и всегда - с огромным удовольствием.

"Мы с супругой очень любим Россию. Тем более, что я знал Стравинского, Шостаковича, Вайнберга, Ростроповича. Увы, это все уже история. Но прекрасно приезжать в Россию и видеть здесь замечательную публику. Я - счастливчик. Я писал для лучших музыкантов в мире, и они очень помогли моей музыке", - сказал Пендерецкий.

По его словам, музыку Пендерецкого исполняют Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, и другие музыканты. И если за исполнением своей музыки он успевает следить, то творчество коллег по композиторскому цеху маэстро слушает редко.

http://tass.ru/kultura/2446877
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

оркестр Оркестр Sinfonia Varsovia в КЗЧ, дир. Кшиштоф Пендерецкий: Прокофьев, Пендерецкий, Дворжак

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3233239.html

Из ныне живущих композиторов мирового масштаба, которые одновременно еще и активно концертирующие дирижеры, причем исполняющие не только собственные сочинения, Пендерецкий в Москве бывает, пожалуй, чаще других (да и какие другие-то сюда залетают?), хотя все равно не примелькалься, с чем несколько лет назад был связан забавный случай: пан Кшиштоф во время очередных гастролей посетил Большой театр как зритель, там передовая интеллигенция издалека приняла его, сидящего в ложе бельэтажа, за председателя Центризбиркома Чурова и стала кричать "волшебник, отдай наши голоса" - тогда как раз в моде были "протест" и "демократия", сейчас это как-то отошло. С варшавским оркестром Пендерецкий тоже приезжал, я хожу на него не каждый раз (он даже в Кремлевском дворце играл - ну не идти же!), а все-таки присутствовал на выступлении в Колонном зале в рамках почившего вместе с протестами и много чем еще (удивительно не то, сколько всего перестало существовать, а что еще не все исчезло - ну да это дело ближайшего времени). Тогда Пендерецкий объединил в программе собственный опус с симфонией Шостаковича, явно по принципу творческой близости - получилось невнятно и нудновато:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2023774.html

Сейчас другое дело: Пендерецкий шел в комплекте с Прокофьевым - теперь уже по принципу контраста. В первом отделении звучала Первая "Классическая" симфония Прокофьева, а вслед за ней - концерт для скрипки и альта самого Пендерецкого. То есть сначала, сверх программы, как бы в память о жертвах мусульманского террора, Пендерецкий открыл вечер собственного сочинения "Чаконой". Но приезжая в Россию, нельзя не вспоминать, в первую очередь, о жертвах террора, в том числе о миллионах убитых и замученных за многие века поляков, и "Чакона" как раз - посмертное посвящение Иоанну Павлу Второму, дописанное композитором десять лет назад для струнного оркестра в дополнение к главному опусу Пендерецкого, Польскому реквиему. То есть миниатюрка вроде как дважды трагическая по пафосу, однако на деле - милая, мелодичная монотематическая концертная пиеса в форме вариаций, где подлинной трагедии нет, а есть в лучшем случае смирение, если не любование бессилием цивилизованного христианина перед варварством, несущим гибель.

Но дальше все пошло интереснее, потому что такого неординарного исполнения Первой симфонии Прокофьева слышать мне не приходилось. Наконец-то я смог оценить и уровень оркестра Sinfonia Varsovia - великолепный (в прошлый раз это понять оказалось затруднительно), но главное - неожиданный подход Пендерецкого к не слишком ему близкому, как мне представляется, материалу. Пендерецкому удалось найти очень тонкую грань между "классической" и модернистской сущностью симфонии, показать изощренную, но при этом ненатужную стилизаторскую игру Прокофьева со стилем и структурой венского классицизма, избегая уклона как в собственно "классику", так и в модерн, а сохраняя баланс между почтением и иронией к выбранному Прокофьевым для своей первой симфонии, как сказали бы сейчас, "формату": за счет прежде всего насыщенной динамики в рамках практически каждой отдельно взятой фразы (это чисто "модернистский" момент, у Гайдна такого быть не может, конечно), а также необычайно быстрого темпа в 3-й части, гавоте - очень непривычно он слушался, раза в полтора бодрее общепринятого, так что слегка стерся темповый контраст между 3-й частью и финалом, но вышло все равно убедительно.

И после Прокофьева уже снова вернулся Пендерецкий к собственному творчеству. Солисты экстра-класса, одни из лучших в своей возрастной и инструментальной категории - Никита Борисоглебский (скрипка) и Максим Рысанов (альт). При этом музыка Концерта для скрипки и альта Пендерецкого - номинально современная, а в сущности, однозначно, вчерашняя по меркам 21-го века: Пендерецкий - запоздалый модернист, причем ориентированный не на неоклассику, как Прокофьев в молодости и потом в поздней зрелости, а на неоромантические клише - понятно, что такой язык в целом морально устарел, и хотя Концерт хорош, и исполнен был отлично, невозможно делать вид, что такое искусство актуально - а в то же время и не скажешь, что оно вне времени (как Шнитке или Пярт, скажем), оно просто отстало от времени, хотя качество налицо, но в самом деле, больше подходит для саундтрека к фильмам Сокурова, чем для академического музицирования.

Поразительно, что Пендерецкому-композитору, кажется, совершенно не свойственно, чуждо чувство юмора, иронии, игровое начало, хотя в прокофьевской симфонии Пендерецкий-дирижер ироничность интонаций гениальной музыки Прокофьева уловил и передал прекрасно, а когда задумал после исполнения своего концерта дать возможность солистам сыграть на бис финальный эпизод и Рысанов начал не с того места, которое обозначил Пендерецкий, маэстро весело и непринужденно его оборвал, легко "разрулил" ситуацию и со второго захода повторил окончание опуса к всеобщему удовольствию (и облегчению), то есть вовсе не возникает ощущения, что Пендерецкий по жизни мрачный, погруженный в себя пустопорожно философствующий старпер - но по его сочинениям только так и можно подумать.

Второе отделение целиком заняла Седьмая, не самая заигранная, по счастью, из поздних симфоний Дворжака. Поначалу у меня возникло ощущение, что Пендерецкий то ли хочет придать ей камерности, надуманной изысканности, превращая почти в салонное сочинение, то ли ему и оркестру в самом деле не хватает размаха, широты - а может быть это лично мне симфония слышится "широко", а Пендерецкий нарочно ее "сузил". Но в финале оркестр развернулся на полную катушку - в любом случае получилось интересно, а под конец просто очень здорово. Правда, похоже, у дирижера-композитора Дворжак отнял последние силы - мне показалось, на пюпитрах оркестрантов лежали ее какие-то ноты, но Кшиштоф Пендерецкий уже едва-едва раскланялся и дал музыкантам знак уходить. Честно говоря, меня программа тоже почему-то измотала, хотя кроме концерта Пендерецкого я за весь день нигде не мотался (что для меня редкость), и после уже никуда, даже в кино, не пошел. Вспомнилось, как я в самый первый раз слушал Пендерецкого и его музыку в авторском исполнении - это было почти восемь лет назад в БЗК, где Пендерецкий дирижировал своим мощным и мрачным Concerto grosso для трех виолончелей:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1090013.html

Тогда мне был интереснее Пендерецкий-композитор. Сейчас я бы сказал, что Пендерецкий-дирижер намного оригинальнее Пендерецкого-автора.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Sinfonia Varsovia» в Московской филармонии

Кшиштоф Пендерецкий за дирижерским пультом своего оркестра
Игорь Корябин, 03.12.2015 в 15:59

http://www.belcanto.ru/15120301.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ораторию "Страсти по Луке" Пендерецкого поставят в столичной "Новой опере"

Культура  17 ноября, 19:22 UTC+3
Премьера намечена на 10 июня

...Из-за насыщенного графика маэстро довольно часто сам выбирает, куда хочет приехать на гастроли, а куда нет. Но в Россию приезжает регулярно и всегда - с огромным удовольствием.

"Мы с супругой очень любим Россию. Тем более, что я знал Стравинского, Шостаковича, Вайнберга, Ростроповича. Увы, это все уже история. Но прекрасно приезжать в Россию и видеть здесь замечательную публику. Я - счастливчик. Я писал для лучших музыкантов в мире, и они очень помогли моей музыке", - сказал Пендерецкий.

По его словам, музыку Пендерецкого исполняют Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, и другие музыканты. И если за исполнением своей музыки он успевает следить, то творчество коллег по композиторскому цеху маэстро слушает редко.

http://tass.ru/kultura/2446877

ПРИЕЗЖАЕТ КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (09.06.2016)
Польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий 9 июня прие­дет в театр Новая Опера по случаю российской премьеры свое­го сочинения «Страсти по Луке».
 
«В марте исполнится 50 лет со дня первого исполнения «Страстей по Луке» — они были впервые исполнены в немецком городе Мюнстер под управлением Генрика Чижа, — говорит маэстро Пендерецкий. — «Я пишу много духовной музыки, сейчас она возвращается. В 1960-е ее почти не играли, даже в Польше, не говоря о России. Сейчас же я могу исполнять ее в России, и мне это очень нравится».

«Страсти по Луке» (1965) — одно из знаковых музыкальных творений ХХ века. Пендерецкий создал сильнейшее по эмоциональному воздействию инструментально-хоровое сочинение, повествую­щее о последних днях и крестных муках Христа. Не ограничиваясь религиозным содержанием, произведение Пендерецкого как бы обобщает тему мученичества, проводит параллели с трагическими события­ми ХХ столетия. «“Страсти по Луке” — это не только страдание и смерть Христа, но также страдание и смерть Освенцима, трагический опыт человечества второй половины нашего столетия. И в этом смысле “Страсти” должны иметь (во всяком случае, я стремился к этому) универсальный, гуманистический характер…»,  — отметил Пендерецкий в одном из интервью.
 
Пресс-конференция и встреча с Кшиштофом Пендерецким состоится 9 июня в 16:30 в Зеркальном фойе театра Новая Опера.
Аккредитация для журналистов: 8 (495) 694–19–15, e-mail: pr.novaya.opera@gmail.com
http://www.novayaopera.ru/?event=19052016
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
9 ИЮНЯ
четверг 19:00
К. Пендерецкий
«СТРАСТИ ПО ЛУКЕ»

http://www.novayaopera.ru/?performance=&view=201606091900

Для солистов, чтеца, трех хоров, детского хора и оркестра
Фестиваль хоровой музыки «Иное»
Дирижер Ян Латам-Кёниг
Хормейстер Юлия Сенюкова
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Сопрано Валерия Пфистер
Баритон Артем Гарнов
Бас Евгений Ставинский
Чтец (Евангелист) Дмитрий Орлов
Вступительное слово Михаил Сегельман
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 131
Кшиштоф Пендерецкий привез в Москву "Страсти по Луке"

Текст: Ариадна Рокоссовская
 
Всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий приехал в Москву на премьеру своего инструментально-хорового сочинения "Страсти по Луке" в московском театре "Новая опера".

https://rg.ru/2016/06/09/reg-cfo/kshishtof-pendereckij-priehal-v-moskvu-premeru-strasti-po-luke.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=765264890277228&set=a.173693402767716.42853.100003811732722&type=3&theater
 
Каждый московский театр считает, что его хор – лучший. И правда, по-своему – да. Но театр Новая Опера – это нечто.

Вчера – «Страсти по Луке» Пендерецкого в присутствии автора и еще многих статусных лиц: были Швыдкой, Артемьев, Федосеев, ректор консы Соколов, посол Польши, посол Австрии... Мне, правда, важнее, что я увидела лучших знатоков: Ирину Никольскую и Левона Акопяна.

С Пендерецким приехала и его единственная навек жена красавица Эльжбета.

Сочинение 1965 года, оглушительной силы (почти без фортиссимо), со звучанием на пластинке не сравнить, так как в зале создавался стереофонический эффект (за счет мастерского письма, изумительной работы хормейстеров и двух хоров в боковых балконах – каждый по 30 чел). Понятно, почему в течение трех лет после написания "Страсти по "Луке" были исполнены в мире 70 раз.

Оглушило прежде всего что (вовсе не громкостью)? Вот эта толпа, изображаемая хором, это ее бурление, подвывание, перекличка, вой, этот свист и издевательские выкрики, этот какой-то отвратительный Солярис, орущий «Распни его!» Оркестра в «Страстях» гораздо меньше, чем хора (участвует еще детский хор школы «Пионерия» им. Струве), и там преобладает звучание виолончелей (запомнились еще краски органа и ударных). Дирижировал Латам-Кёниг, хормейстер Юлия Сенюкова.

Ничего не потеряло своей актуальности. А ведь только-только перед концертом с кем-то обсуждали, что премьера одного нашего крупного композитора (опера) накануне в КЗЧ – безнадежно устарела. А здесь – всё про сегодня, всё про сейчас. Я даже думала иногда о Павленском. Но больше – про разные босхо-брейгелевские рожи, только ярче оттеняющие героев нашего времени. Но, боже, как же долго это всё у нас, и как уже привычно…

Перед началом была пресс-конференция. Пан Кшиштоф, человек невероятной толерантности, задел и отношения России с Польшей, которые хуже некуда, подчеркнув, что виноваты не народы, а власти. Я сама так люблю Польшу с детства (Шопен!), и знаю довольно хорошо польский, и восхищаюсь поляками, что верю в искренность слов Пендерецкого.

Из интересного: сказал, что пишет не просто по заказу, а вынужден выбирать из их множества. Поскольку, по его словам, жуткая нудятина писать все время только одну вещь. Поэтому он пишет сразу несколько: утром одно, после обеда другое, на следующий день – третье. В работе струнный квартет, опера «Федра» для Венской Штаатсоперы, Концерт для арфы (заметил, что приходится подучиться ее специфике).

Очень понравилась формулировка: «Я каждый раз стараюсь написать то, чего еще никогда не было». Все стараются, но не у всех получается.

Сочинению 50 лет, а я услышала то, чего еще никогда не слышала. Спасибо Новой Опере. Это был Эверест.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Данил Лукин
https://www.facebook.com/lukin.danil/posts/10209516046283827?pnref=story.unseen-section

В Москве состоялось первое исполнение в истории новой России "Страстей по Луке" Кшиштофа Пендерецкого. Сразу хочется отметить, что буквальное "первое исполнение" "Страстей" было в 1979 году в Москве в БЗК силами польских музыкантов под управлением дирижера Ежи Катлевича. Сказать, что это "знаковое событие в культурной жизни столицы" - значит ничего не сказать. Событие грандиозное по масштабам, количеству исполнителей и вложенных в это исполнение сил. Отметим, что сложнейшая трёххорная (!!!) оратория Пендерецкого была исполнена усилиями театра Новая Опера, и только лишь. Солисты Валерия Пфистер, Артем Гарнов, Дмитрий Орлов и Evgeny Stavinskiy - БРАВО!!! Отдельно хочется отметить хор театра: разделённый на три камерных, казалось бы, состава, хор выдал такое количество звука, какое не встречается даже у самых многочисленных европейских хоров. Блестяще собрал воедино сложнейшую партитуру главный дирижёр театра Ян Латам Кёниг. Концерт почтили своим присутствием такие люди, как Владимир Федосеев, Михаил Швыдкой, Александр Соколов, Эдуард Артемьев и многие другие выдающиеся деятели современной российской культуры. По окончании концерта зал устроил десятиминутную овацию стоя. Это говорит о многом. Впечатление от исполнения "Страстей" резко положительное. Спасибо маэстро Krzysztof Penderecki за Pasje wg. sw. Lukasza!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов ( _arlekin_)

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3367865.html

"Страсти по Луке" К.Пендерецкого в "Новой опере", дир. Ян Латам-Кениг

Написанное в 1965-м году сочинение исполнялось в Москве лишь однажды, почти тридцать лет назад, так что однозначно концерт в "Новой опере" оказался событийным, хотя присутствие автора (нередко в Москве выступающего как дирижер, а в данном случае сидящего в зале) –  элемент скорее светский и отчасти, возможно, политический. Вот работа Яна Латама-Кенига - это да, это творчество, и три смешанных хора (один позади оркестра, два по боковым галереям балкона) его не подвели, и солисты тоже (Валерия Пфистер, Артем Гарнов, Евгений Ставинский), при том что говорят, что двумя днями ранее на репетициях автор был недоволен, уж не знаю, чем - исполнение вышло весьма удачным.

Зато музыка - ровно такая, какой я и представлял себе "Страсти..." Пендерецкого. Преимущественно атональный опус, при этом, как ни парадоксально, по-своему гармоничный. Выкрики и лепетание хора, изображающего беснующуюся иерусалимскую толпу - прием, по-моему, чересчур иллюстративный, с привкусом "театральщины". Вообще музыкальный язык "Страстей" - из середины прошлого века, Пендерецкий сейчас и сам пишет иначе, правда, на мой вкус, еще менее интересно. Коль на то пошло, 3-я симфония "скорбных песен" Гурецкого (1976), одного из наиболее видных современников и коллег-конкурентов Пендерецкого (а я ее успел послушать пару раз в записи до того, как у меня сдох большой ноутбук) сегодня звучит и "демократичнее" по стилистике, и вместе с тем актуальнее, чем "Страсти по Луке".

Содержательно же эти "Страсти..." - скорее экуменический, если не сугубо светский, и с этой точки зрения лично для меня довольно сомнительный манифест, где в образе Христа представлен не Сын Божий и даже не отдельно взятый страдающий человек, но как бы все человечество оптом, ну или некая значительная его часть. Конечно, что в 1965 году, что сегодня и без спекуляций на тему Холокоста тут не обошлось, хотя при таком подходе уместнее увидеть и расслышать в символике "Страстей..." судьбу польского народа, за многие века истерзанного захватчиками. В принципе, выбор для литературной основы "Страстей" именно Луки как наиболее "человечного" из евангелистов, вероятно, в таком случае более оправдан, но и Лука ведь несет Откровение, пускай заметно более "гуманизированное" в сравнении с Матфеем или Иоанном. А в сочинении Пендерецкого я не услышал откровения вовсе - ни божественного, ни композиторского.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 647
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Я пишу музыку более 70 лет»

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ — О ТОМ, КАК ПИСАТЬ СИМФОНИИ И ВЫРАЩИВАТЬ САДЫ
текст: Гюляра Садых-заде

http://www.colta.ru/articles/music_classic/13164
Che mai sento!